Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением. Конспект занятия «Загадки бабушкиного сундука

Елена Лазарева
Конспект НОД ФЦКМ «Путешествие в страну волшебной прялки» для детей старшей группы

Цель : Продолжать приобщать детей к истокам русско народной культуры путем ознакомления с русским бытом.

Задачи :

Образовательные : познакомить с элементом русского народного быта - прялкой ; формировать знания о прялке ; познакомить с историей ее создания; показать назначение прялки ; формировать знания о том, как на Руси изготовляли одежду.

Продолжать формировать у детей представление о народной культуре, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Приобщать к особенностям жизни и быта наших предков. Закрепить представление о труде, жилище, традиционной одежде русского народа.

Воспитательные : Воспитывать интерес к русской народной культуре, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, воспитывать бережное отношение к предметам одежды. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Предварительная работа : знакомство с предметами быта, обычаями и традициями; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря –заряница» , «Клубок» и др.)

Оборудование : Прялка , веретено, костюмы «Королевы прялки » и «Веретена» шерсть, клубки ниток, вязальные спицы, крючок для вязания, вязаные вещи.

Ход занятия:

Воспитатель : Мы опять сегодня с вами

Путешествовать спешим

И волшебными словами

Вновь предметы оживим.

Проводится игра «Путешествие на ковре самолете » .

Ход игры:

Дети садятся в круг на ковре.

Воспитатель : Коврик, на котором вы сидите, не простой, а волшебный . Сядьте так, чтобы ваши ноги были вытянуты вперед, возьмитесь за руки и закройте глаза. Представьте, что мы поднимаемся вверх в облака, еще выше, выше облаков, летим, ковер покачивается. Крепче держитесь за руки. Дышим все легко, ровно, глубоко. Нам хорошо летать, взявшись за руки. Но вот ковер опускается ниже, ниже. Открывайте глаза. Ребята, мы с вами прилетели в волшебную страну .

Посмотрите-ка, ребята,

Здесь волшебная страна ,

Кто живет в ней, вот загадка,

Разгадать ее пора.

Давайте произнесем волшебные слова и попробуем оживить предметы, тогда они расскажут нам о себе.

Дети произносят волшебные слова :

Оживите в миг предметы,

Расскажите о себе!

Королева Прялка : Вы в стране волшебной прялки .

Приглашаю вас, друзья,

Все вы гости для хозяйки,

А хозяйка эта – я!

Воспитатель : Здравствуйте, уважаемая королева Прялка ! Мы очень рады вас видеть. Пожалуйста, расскажите нам о себе и своей стране .

Королева Прялка : В подчиненье у меня

Очень важные предметы,

Все они мои друзья,

Среди них я королева,

Потому, что старше всех .

И скажу вам откровенно –

Царствую я без помех!

Воспитатель : А как вы устроены и вообще, для чего вы нужны?

Королева Прялка : Как, вы не знаете для чего нужна прялка ? Я очень важная дама и к тому же очень уважаемая. Много-много лет назад я жила во всех домах и помогала людям, меня берегли, каждый день с меня стирали пыль, а некоторые украшали меня цветами, расписывали яркими узорами. А как я устроена вы сейчас увидите, только сначала я должна кое-кого позвать. Он тоже живет в моей стране .

Очень нужен мне помощник

Веретенце-озорник,

Без него я не работник.

Появись пред нами в миг.

Появляется «Веретено» .

Веретено : Вот и я, меня вы звали,

Я на помощь вам приду,

Я хочу, чтоб вы узнали,

Как умело я пряду.

Я живу в стране Королевы Прялки . Запомни, как меня зовут?

Дети отвечают хором : Веретено!

Веретено : Я сделан из дерева. Все время нахожусь рядом с королевой и помогаю ей в работе. Вот послушайте и посмотрите.

Королева Прялка : Прежде чем я буду прясть,

Шерсти нужно нам набрать,

Можно попросить немного

У овечки шерсти дать.

Веретено : Мы же находимся в волшебной стране , пусть сейчас же здесь появиться шерсть.

Королева Прялка : Шерсть вставляют в прялку ,

Чешут редким гребешком,

Ловко скручивают нитку

Озорным веретеном.

Королева Прялка показывает , как вставляют шерсть в прялку , чешут ее, прядут нить.

А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся :

Позолоченная прялица ,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится…

Воспитатель : Королева Прялка , все-то ты в работе, а не хочешь ли отдохнуть? Поиграй с нашими детьми в русскую народную игру «Клубочек» .

Правила игры : дети встают в круг, в руках у ведущего клубочек ниток. Пока музыка играет надо передавать клубочек соседу. Музыка обрывается – передавать нельзя. Тот, у кого клубочек останется должен отгадать загадку. Если отгадает, остаётся в игре, нет – выходит из игры.

Загадки к игре «Клубочек» :

Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею.

(Веретено)

Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею. "

(Веретено)

"Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали! "

(Шерсть)

По локоть мохнато, по локоть голо, по локоть под сиденье ушло.

(Прялка )

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго,

Покачусь - и под комод.

(Клубок ниток)

Королева Прялка : Какие молодцы вы ребятки, такие сложные загадки отгадали.

Воспитатель : А что потом делают из ниток?

Королева Прялка : Из волшебной этой нитки

Вяжут теплые носки,

Варежки, шарфы и шапки.

Всем они зимой нужны.

Ребята, а что еще можно делать из ниток?

Дети : Из ниток вяжут одежду. Бабушка плетет коврики. А моя бабушка делала мне из ниток куколку.

Королева Прялка : Правильно дети, из ниток можно сделать много полезных и красивых вещей. Вот, посмотрите, какие красивые и теплые вещи связали мастерицы.

Дети берут вещи, рассматривают их.

Воспитатель : А чем же вяжут одежду?

Королева Прялка : Вяжут одежду вязальными спицами и вязальным крючком. Этой работой на Руси занимались все девушки, женщины, бабушки. Свое мастерство они передавали своим детям. Наши мастерицы славились не только на Руси, но и в других государствах. Ведь наши мастерицы вязали и ткали необыкновенно красивые и теплые платки и ковры. Труд взрослых, которые своими руками делают одежду из шерсти очень сложный, важный и нужный людям. (Ковры нужны, чтобы было красиво в доме, теплая одежда и з шерсти нужна, чтобы не было холодно).

Воспитатель : Спасибо, Королева Прялка . У вас в стране мы познакомились с интересными предметами, узнали, как они устроены и для чего нужны. А теперь пора возвращаться. До свидания, волшебная страна .

Дети : До свидания!

Конспект организованной образовательной деятельности

«ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТАМИ БЫТА:
ПРЯЛКА, ВЕРЕТЕНО»

(открытое занятие для родителей)

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познание». Цель: познакомить детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном.

Образовательная область «Коммуникация». Цель: активизировать в речи слова:прялка, веретено, ухват, рушник, самовар, кадка, лапти, люлька, рубель и др.

Образовательная область «Социализация». Цель: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Образовательная область «Физическая культура». Цель: развивать двигательную активность.

Образовательная область «Чтение художественной литературы». Цель:

вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.

Образовательная область «Музыка». Цель: способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; «уголок русской избы» с предметами быта, деревенской утварью, полович-

ками, имитация русской печи, люлька; русские народные костюмы; корзин-

ка– копилочка; ленточка; пироги.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в « уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок;

слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря –заряница», «Горелки» , «Клубок» и др.)

Ход (в «уголке русской избы»):

Хозяйка сидит у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель и напевая песню.

Хозяйка:

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди,

Мою Настеньку не буди.

Ты тянись, тянись мой лён,

Ты сойди на Настю, сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

(В зал под р.н.м. входят дети с Варварой, одетые в русские народные костюмы).

Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!

Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте – какими судьбами.

Варвара: Вот привела к тебе ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь поучатся.

Хозяйка: В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего показывала. И хочу всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки. Кто отгадку скажет - пусть её покажет.

Загадки:

1.На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается (рушник) .

2.Кто в избе рогат? (ухват) .

3.Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка ).

4.Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар ).

5.Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти ).

6.Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель ).

7.Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька ).

Хозяйка: В люльке Настенька спит, может кто из вас покачает?

(Девочка садится возле люльки и качает).

Хозяйка: А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.

Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. А украшена она была городецким узором. Много лет прошло, много на ней пряли, а красивый узор ещё виден. (Рассматривают).

Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К ло-

пасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная.

(Рассматривают).

Хозяйка: Послушайте загадочку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это?

Дети: (отвечают).

Хозяйка: Есть такая пословица : «Не велико веретено, а всех одевает оно».

Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.

Дети: А можно нам попробовать попрясть пряжу?

Хозяйка: Конечно, мои милые, конечно, мои хорошие.

(Дети пробуют прясть, хозяйка объясняет: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено).

А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.

Русская народная песня «Прялица»

Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится…

Варвара: О чём же поведала сегодня Хозяюшка? С какими старинными предметами быта познакомила?

Дети: (отвечают).

Варвара: А мы припасли для тебя, Хозяюшка, забавушек на всякий вкус.

Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.

Как у наших ворот

Собирался народ,

Собирался народ

На весёлый хоровод!

Заведём нашу, нижегородскую!

Хозяйка: Да и я,пожалуй, встану

От ребяток не отстану.

Хоровод «На горе-то калина».

Варвара: Есть у нас с собой корзинка – копилочка.

Мы всё запоминаем и в копилку собираем.

(Достаёт из корзинки предметы, дети обыгрывают потешки).

Обыгрывание русских народных потешек:

Чаша.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери-

Поклевали, улетели.

Лошадка.

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

Морковка.

В огороде заинька,

В огороде серенький

Он капустку грызёт,

Он марковку берёт.

Скок,скок, поскок-

Побежал во лесок.

Хозяйка: Ребята играют, меня потешают.

Дети: А в русские народные игры играть будем?

Варвара: В какие?

Дети: Давайте в «Горелки» или «Заря – заряница».

(Дети считалкой выбирают водящего).

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Русская народная игра «Заря – заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Хозяйка: Шутки, прибаутки, веселье!

А у меня есть вкусное угощение.

Пироги капустные

Очень даже вкусные.

«Не красна изба углами, а красна пирогами» (пословица )

(Хозяйка выносит на подносе пироги).

Берите, не стесняйтесь,

Пирогами угощайтесь!

Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.

Варвара: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.

За учение уму – разуму.

А нам пора с вашего двора.

(Звучит р.н.м. Дети выходят из зала).


Цели:

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

1. Гимнастика для рук "Кулачки-ладошки"

Сам себе я помогу и здоровье сберегу:
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.

Есть у любого два кулачка,
Хлопнул один по другому слегка.

Ну, а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются!

А ладошки тут как тут –
Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали.

И ладошки-баловницы
Тоже не отстали…

2. Подготовка тетради к работе:

Двадцать первое декабря. Вторник. Классная работа.

II. Введение в тему урока

1. На доске – часть стихотворения – устно перечислить орфограммы.

На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

…………………………………
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по"сусекам"
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!

2. Словарная работа:

  • Зава"линка – земляная невысокая на"сыпь вдоль наружных стен избы;
  • Светёлка (устар.) – небольшая комната, обычно в верхней части жилья;
  • Посиде"лки (устар.) – зимняя вечеринка молодёжи в деревне;
  • Лучи"на – тонкая длинная щепка;
  • Небосво"д – то же, что небо;
  • Хорово"д – русская народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской;
  • Горе"лки – русская народная игра, в которой стоящий впереди ловит других участников, убегающих от него поочерёдно парами;
  • Быт людей повседневная жизнь;
  • Сусе"ки – отделения в ла"ре – в большом деревянном ящике для хранения муки;
  • Досу"г – свободное от работы время.

– Как понимаете строки стихотворения: эти посиделки были праздником души?
– Какой призыв звучит в конце стихотворения? Что значит – возродить посиделки?

III. Сообщение темы урока

Сегодня наш урок посвящён народному празднику. 21 декабря по христианскому календарю – день Анфисы-рукодельницы.

На доске:

А нфиса-руко дель ни ца

– Какие орфограммы в этом словосочетании вы видите?
– В каком из этих слов букв столько же, сколько и звуков?
– А в каком слове звуков меньше, чем букв? Почему?
– Поделите это слово на слоги: ру-ко-дель-ни-ца
– Объясните значение этого слова. (Рукодельница – искусница в рукоделии; искусница – умеющая, хорошо знающая своё дело; рукоделие – ручной труд – преимущественно женский – шитьё, вязание.)

IV. Работа по теме урока

1. Письмо с комментированием: подбор рифмованных слов

– Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага.

Праздник не безделья, а искусного рукоделья!
А как шили-вышивали, так и песни напевали.
Песни пели от души, песни были хороши!
Весело поётся – весело прядётся.

2. Отгадывание загадок:

– Послушайте внимательно, отгадайте загадки, а отгадки вы найдёте на этой выставке (прялка, веретено, чесало, пряжа).

Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка)

– Что это чистое да пушистое к доске привязано? Конечно, шерсть! С овечки её остригли – после расщипали, а после?.. (Чесали)
Чесали, чесали – вот так пушисто расчесали!

– Другая загадка о прялке.

По локоть – мохнато, (шерсти пучок, как раз локоток)
По локоть – голо, (дальше – голая доска, не длиннее локотка)
По локоть – под себя ушло (скамейка).

3. Словообразование:

Прялка – прядь – пряха – прясть – пряжа – прядение – прядильня

прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью;
прядь (спец. термин) – скрученная нить;
пряха – женщина, занимающаяся ручным прядением;
прясть – скручивая волокна, делать нити;
пряжа – нити, полученные прядением;
прядение – от слова"прясть"ручное, машинное;
прядильня (устар.) – прядильная фабрика или мастерская.

4. Загадка о веретене:

– Чем оно больше вертится, тем толще становится. (Показ веретена.)

5. Немного о прядении

– Начну я самого начала.

– Как из белых мхов, из того ли сруба дубового
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели да из долгого льна,
Да с того ли донца расписного
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную…

Веретено – главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.

Подарил мне батюшка чудо-веретёнышко, серебряное донышко.
Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка,
Мне и весело, и жарко, я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…

Аудиозапись песни "Веретёнце" – 3,5 минуты.

V. Физминутка

Изобразить несколько движений пряхи.

VI. Работа по теме урока (продолжение)

– Вот так пели песни девушки и женщины, собираясь в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится.
Работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже было темно. В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу свете"ц ставили, лучину зажигали.

Светец – девичья отрада (радость). Светец – деревянный (или железный).
Столбик с рогатиной наверху. Поэтому светец ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцем обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светец украшала резьба. Глядели девушки на этот светец и мечтали о своём будущем.

6. Работа с мини-текстом (у каждого учащегося)

– В старину вечерами избы освещались горящими лучинами, которые вставляли в железную подставку – свете?ц. Словно высокий сказочный цветок, стоял светец на изогнутых ножках. Кованый, чёрный…
А каким украшением был в доме! Зажгут осиновую лучину… Уютно, светло. Можно и шерсть прясть. И ребятишкам есть дело: менять лучины, догоревшие в кадку с водой бросать.

– Чем в старину освещали избы?
– Что такое светец?
– Как выглядел светец?
– Что можно делать при лучине?

7. Работа в парах

Логическое задание: что ярче светит? На каждой парте комплект картинок: лампа настольная, солнце, прожектор, свеча, люстра. Задание: разложить карточки в порядке усиления освещения: свеча, настольная лампа, люстра, прожектор, солнце.

– На такие посиделки парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто у"пряжью конской занимался.
А что еще делали на таких посиделках? Пели песни, игры играли. Не только веселились, но и друг к другу присматривались, су?женого себе искали. Парни смотрели не только на девичью красу, на работу обращали внимание: быстра ли, умела ли в женских делах хло?потных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвётся часто, то и нрав у девушки непокладистый (несговорчивый, неуступчивый).

Что за диво посиделки на Руси!
Так и хочется и вас, детишек, пригласить.
Вечерком зимой студёной
В тёплый дом зайти с поклоном
Да совета у сердечка попросить!

– А совет простой – беречь пляски и песни народные, слово русское хранить, потому как в этом скрыта душа народа. Я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к России.
Спасибо за работу на уроке, и в знак благодарности каждому из вас подарю для раскрашивания рисунок девушки с прялкой.

VII. Домашнее задание

– Написать отзыв об уроке в виде небольшого сочинения, но помните: в тексте должны быть три части – вступление, основная часть, заключение.

Загадки бабушкиного сундука.

Здравствуйте, ребята. Вы очень хорошо выглядите. На щеках горит морозный румянец. Пощипал вас мороз? Зима приходит всегда со своими забавами и потехами, санки, лыжи, коньки днем и компьютер вечером.

Как вы думаете, а чем занимались в морозные вечера ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки?

Вы готовы отправиться в путешествие в этнографический зал школьного музея? (Стук в дверь. Открывается дверь).

Проходите, гости дорогие!

Гости дорогие, а вы загадки отгадывать умеете?

Загадки у нас не простые, загадки сказочные, и спрятаны они в бабушкином сундуке.

Угадаете. Откройте секрет счастья, не отгадаете, идите, откуда пришли вы, ничего не нашли.

Заглянем в бабушкин сундук.

Загадка первая.

Речка льняная,
Лодка стальная.
Проплывёт она -
Пропадёт волна (Утюг)

ИСТОРИЯ УТЮГА

Утюг был изобретён очень давно. В IV веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Для разглаживания одежды в древности использовались слегка обработанные нагретые булыжники. Наиболее близкий предшественник современного утюга - сковородка, а точнее, жаровня с углями. Не оттуда ли пришла поговорка: `Федул, чего губы надул? Кафтан прожег`? Из открытой жаровни очень часто падали угольки, оставляя на одежде дырки.

В России до введения в обиход утюгов в эпоху Смуты поляками и литовцами одежда не гладилась. Рубахи и порты из натуральной льняной ткани после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости. Это осуществлялось оригинальным способом. Бельё наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем» - длинной деревянной плашкой с рёбрами на нижней поверхности и рукоятью на конце. Рубель с характерным стуком перекатывал скалку, рёбра его при этом разминали волокна ткани. Это приспособление называлось также «ребрак», «раскатка», «пральник» и тому подобное. Оно просуществовало в русских деревнях некоторых регионов до конца XX века.

На смену жаровне в XVIII веке пришел утюг паровой. В нем угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. А сверху, для лучшей тяги, добавляли даже трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Даже усиливали вентиляцию, размахивая утюгом взад-вперед: `Ух-ух, ух-ух, разгорайся, мой утюг!..` Работа с таким утюгом могла заменить физзарядку.

Заглянем в бабушкин сундук.

Вторая загадка.

На липе сижу, сквозь лён гляжу, березой трясу (прялка)

Отгадка:
(из липы, дерева мягкого и тёплого, делалось донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретено).

Из деревянных предметов быта и орудий труда больше всего до нас дошло прялок. Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины - с юности и до глубокой старости. В ее художественное оформление вложено много душевного тепла. Очень часто прялку делал молодой мастер для своей невесты. И тогда в украшение этого предмета, который парень подносил нареченной в знак любви и уважения, вкладывалось не только мастерство и талант, но и все те высокие помыслы и стремления, мечты о прекрасном, на которое способна юность. Иногда прялка делалась для молодой жены, иногда прославленный и многоопытный мастер украшал прялку в приданое на счастье своей дочери. И в каждую из них мастер, чаще всего нам неизвестный, вложил частицу своей души художника. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению.

(Спеть куплет рус. нар. песню, сидя за прялкой)

Заглянем в бабушкин сундук.

Последняя загадка.

Этот предмет сопровождал человека с момента рождения до смерти. Все самые важные события сопровождал он человека, сватовство, свадьба, рождение ребенка, крещение, и многое другое до самых похорон. Богато украшенный магическими узорами он оберегал человека, его дом и приносил ему счастье . (Рушник)

Рушники часто используют в качестве украшения внутреннего убранства дома, например, вместе с иконами в «красном углу». В основном рушники вышивают в красных и белых цветах. Шириной рушник может быть 35-49 см, а длиной – от 3-5 и более метров. Рушник появлялся в жизни человека с рождения и сопровождал его и в крещении, и на свадьбе, и на похоронах. Рушники обязательно были частью приданого невесты, и их должно было быть не менее сорока. В свадебном обряде рушники играли особую роль: «рукобитный» рушник отдавали жениху в знак согласия невесты на брак; обычные рушники служили украшениями свадебного поезда и всех участников, в том числе дружки; , которым благословляли молодых; на «венчальный» рушник становились молодые во время венчания, при этом он должен был быть белым, как облако; «союзным» рушником как символом брачных уз при венчании священник связывал руки жениха и невесты; «хлебосольным» рушником с караваем молодых встречали после венчания.

Как вы думаете, а в чем видел русский народ свое счастье?

Теперь вы знаете секрет счастья.

Что-то мы засиделись, давайте поиграем?

Игра под музыку. «Игра с рушником».

«Веревочка».

Мы считалку начинаем,

От мороза убегаем.

Кто играл, тот молодец.

Вот и празднику конец!