Родились чтоб сказку сделать былью. Ю. Хайт, П. Герман - Все выше (Авиамарш, с нотами). Транспонировать в другую тональность. на полтона

Кающаяся Магдалина

Кающаяся Магдалина
Первоисточник - Библия. В Новом Завете (Евангелие от Марка, гл. 16, ст. 9; Евангелие от Луки, гл. 7, ст. 37-48) повествуется о бывшей блуднице Марии Магдалине (названной так по месту рождения - городу Магдале), которая была возвращена к праведной жизни Иисусом, изгнавшим из нее семь бесов. После этого Мария Магдалина стала верной последовательницей Иисуса.
В Средние века «кающимися Магдалинами» стали называть женщин. оставивших проституцию и вернувшихся к нормальной жизни. Это название впервые встречается в уставах соответствующих обителей (для «кающихся магдалин»), возникших в Средние века при женских монастырях Европы. Первые упоминания о таких учреждениях относятся к 1250 г. (города Вормс и Мец). С 1833 г. такие институты («магдалинские убежища») стали появляться и в России.
Образ кающейся Магдалины был очень популярен у мастеров итальянского Возрождения. На этот сюжет писали картины Тициан (1477- 1576), Корреджо (1489-1534), Гвидо Рени (1575-1642) и др., что сделало выражение «кающаяся магдалина» популярным.
В современном языке употребляется преимущественно по поводу тех, кто лицемерно кается в своих прегрешениях (ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Кающаяся Магдалина

Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельской легенде (Марк, 16, 9; Лука, 7, 37-48; 8, 2), была исцелена Иисусом, изгнавшим из нее "семь бесов", после чего она раскаялась в своей развратной жизни и стала одной из верных его последовательниц. Образ евангельской кающейся Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом (1477-1576), Корреджо (1494-1534), Гвидо Рени (1575-1642). По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни вернувшихся к труду. Такое словоупотребление восходит к уставам убежищ для "кающихся магдалин", возникших в средние века при женских монастырях; самые ранние убежища организованы в 1250 г. в Вормсе и Меце. В России магдалинские убежища существовали с 1833 г. "Кающимися магдалинами" иронически называют также лиц, плаксиво кающихся в своих проступках.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Кающаяся Магдалина" в других словарях:

    Кающаяся Магдалина - Книжн. Ирон. 1. О распутной женщине, осознавшей свой порок и испытывающей чувство раскаяния. Даже роль кающейся Магдалины придавала Настеньке тысячу новых неуловимых прелестей (Мамин Сибиряк. Переводчица на приисках). Леночка кающаяся Магдалина… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Кающаяся Магдалина - крыл. сл. Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельской легенде (Марк, 16, 9; Лука, 7, 37 48;8, 2), была исцелена Иисусом, изгнавшим из нее «семь бесов», после чего она раскаялась в своей развратной жизни и стала одной из верных его… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Кающуюся Магдалину изъ себя представлять (намекъ на Св. Писаніе). Ср. Это вотъ только такіе бабники и тряпки, какъ Павлищевъ, свершивъ не мало пакостей въ молодости, послѣ «мякнутъ» и изображаютъ изъ себя кающихся Магдалинъ! К. М. Станюковичъ.… …

    Книжн. Ирон. О том, кто жалостливо кается в своих проступках. Ф 1, 289. /i> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 361 …

    Кающаяся Магдалина. Книжн. Ирон. О том, кто жалостливо кается в своих проступках. Ф 1, 289. /i> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 361. Представлять из себя кающуюся Магдалину. Книжн. Ирон. Жалостливо каяться в своих проступках. БМС 1998, 361 … Большой словарь русских поговорок

    Магдалина (кающаяся) иноск. о женщинѣ образумѣвшейся (иногда только въ силу пословицы: лучше поздно, чѣмъ никогда). Ср. Новая раскаявшаяся Магдалина, богомольная и дряхлая Ментенонъ... старалась вразумить старшихъ питомицъ монастыря о настроеніи… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Про жизненный путь Марии Магдалины ходит множество легенд. Историки так до сих пор и не сошлись в едином мнении, какое именно отношение она имела к Иисусу Христу. Большинство из нас знает, что она блудница, хотя доказательств этому нет. Возможно, ее образ искажался намеренно? Этот вопрос остается риторическим. Множество художников рисовали кающуюся Магдалину. В этой статье речь пойдет об образе легендарной женщины в живописи и ее роли в религии.

Роль Марии Магдалины в православии

Магдалина в переводе с греческого языка означает, что женщина родилась в городе Мигдал-Эль. В Евангелии о ней сказано, что Христос изгнал из нее семь бесов, после чего она стала его ученицей и верной соратницей. Женщина находилась рядом с Иисусом в момент после распятия, принимала участие в его погребении и первая увидела его после воскрешения. Марии также выпала честь стать одной из жен-мироносиц, коих было семеро. Им первым ангел поведал о том, что Христос воскрес. В православии она является равноапостольной святой.

Образ Магдалины в католической вере

У католиков Мария Магдалина — сестра Марфы и Лазаря, которые приняли Иисуса в Вифании. Она же блудница, которая умастила волосы Спасителя миром и омывала ноги Иисуса своими слезами и вытирала их своей шикарной копной золотистых волос. Эта сцена также является распространенным сюжетом на полотнах европейских художников.

Католики считают, что кающаяся Магдалина решила провести остаток жизни в пустыне, приняв строжайшую аскезу. Она оплакивала свои грехи и вымаливала у Господа прощение. Со временем ее одежды сильно обветшали. Именно поэтому на полотнах художников кающаяся Магдалина часто изображена полуобнаженной. Ее шикарные волосы частично заменили ей одеяния.

В западном искусстве ее образ представлен в жанре Vanitas. Он означает, что суета мирская больше не интересует женщину, изображенную на полотне. На картинах кающаяся Магдалина зачастую изображена с черепом. Он свидетельствует о том, что блудница осознала всю бренность земной жизни, и все мысли ее занимает вечная жизнь на Небесах.

Полотно «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана

Самое знаменитое полотно было создано художником Тицианом Вечеллио в 16-м веке. Итальянский живописец в качестве натурщицы пригласил девушку, которая поразила его струящейся, как водопад, отливающей золотом копной волос. Позже ее ангельский лик и шикарные золотые локоны поразили герцога Гонзага настолько, что он решился заказать копию Художник не отказал заказчику. После этого Тициан написал еще несколько полотен с изображением Магдалины. На картинах женщина была изображена в разных позах, также менялся задний план.

До наших дней дошла легенда о том, что картина «Кающаяся Мария Магдалина» — это последнее, что держал в руках Тициан перед смертью. Это полотно вместе с множеством других унаследовал его сын — Помпонио Вечеллио. Наследник продал картины вместе с домом отца покупателю по имени Кристофоро Барбариго в 1581 году.

Три столетия спустя, в 1850 году, Николай I пожелал выкупить полотно, для того чтобы украсить им один из залов Государственного Эрмитажа в Зимнем дворце. Императору посодействовал в этом русский консул Александр Хвостов. Картину поместили в итальянский зал Эрмитажа. Вместе с этим полотном также здесь расположилось другое творение Тициана - «Венера перед зеркалом».

Анализ картины

Тема произведения искусства была выбрана Тицианом не зря, ведь сам он вел далеко не праведный образ жизни. Для того чтобы смыть с себя позор блуда и усмирить свою плоть, он написал шедевр, который восхищает любителей искусства до сих пор. Образ кающейся Магдалины вызывает ощущение благодати и любви. Фигура дамы прикрыта невесомой и полупрозрачной материей. Золотые локоны рассыпаны по груди, а взгляд устремлен в небесную даль. Магдалина умоляет творца небесного простить ее со слезами на глазах.

Еще одной из знаменитых картин, где увековечена Магдалина, является полотно под названием «Не прикасайся ко мне» художника Паоло Веронезе. Художник изобразил сцену, когда Магдалина увидела Христа и бросилась обнять его, на что он ответил: «Не прикасайся ко мне!» На Марию была возложена миссия — сообщить о воскрешении Учителя апостолам.

Эта картина относится к сценам ночных раздумий. Живописец по имени Жорж де Латур был незаслуженно забыт длительное время. На созданном им полотне изображена Мария в момент, когда она решила принять христианство. На полотне дама думает над скоротечностью земной жизни. Ее светлый лик освещает луч. Красивые волосы обрамляют нежное лицо.

В центре композиции можно наблюдать свечу и зеркало. Они также имеют аллегорическое значение. Зеркало — символ самолюбования, женского тщеславия и обольщения, а за ним и сластолюбия. Свеча же, наоборот, является символом чистоты и веры, а также символизирует быстротечность человеческой жизни.

На коленях кающейся Магдалины также находится череп — атрибут отшельников, которые приняли аскезу во имя веры. Это говорит о том, что она готова к окончанию своей земной жизни.

О том, что Мария занимала особое место среди учеников Иисуса, также говорит то, что Леонардо да Винчи на своем полотне «Тайная вечеря» изобразил Магдалину по правую руку от Христа.

Исследователи Библии в последнее время в один голос твердят, что Четвертое Евангелие, возможно, было создано Марией Магдалиной. В тексте есть упоминание о том, что его создал любимый ученик. Это только гипотеза, поскольку достоверных доказательств этого нет.

ТИЦИАН.Кающаяся Мария Магдалина. около 1565,Холст, масло. 119 ; 97 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кающаяся Магдалина

Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельской легенде, была исцелена Иисусом, изгнавшим из нее "семь бесов", после чего она раскаялась в своей развратной жизни и стала одной из верных его последовательниц. Образ евангельской кающейся Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом (1477-1576), Корреджо (1494-1534), Гвидо Рени (1575-1642). По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни вернувшихся к труду.

О КАРТИНЕ.

Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти, из «темницы» которой рвется к богу «бестелесная душа» человека.

В «Магдалине» череп - мистический символ тленности всего земного - для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, поэтому он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги.
Взволнованно, передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, ее бурно дышащую нежную грудь. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Тициан прибегает к мазку, передающему безукоризненно точно реальные цветовые и световые соотношения.

Волосы не лежат, а спадают, грудь дышит, рука дана в движении, складки платья взволнованно колышутся. Свет мягко мерцает в пышных волосах, отражается в подернутых влагой глазах, преломляется в стекле фиала, борется с густыми тенями, уверенно и сочно лепит форму тела, всю пространственную среду картины.

Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Но он страдает. Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено. Окружающая человека среда, мир в целом - уже не тот спокойный фон, покорный человеку, каким мы видели его раньше. На пейзаж, расстилающийся за Магдалиной, набегают темные тени, небо заволакивают грозовые тучи, и при тусклом свете последних лучей угасающего дня выступает образ охваченного горем человека.

Полотно с изображением Марии Магдалины было заказано Тициану в середине 1560-х годов. Для этой картины художнику позировала Джулия Фестина. Когда картина была готова, она была показана герцогу Гонзага, которому она так понравилась, что он заказал копию. После этого Тициан сделал ещё несколько копий, меняя наклон головы и положение рук женщины, а также пейзажный фон картины.

Согласно преданию, именно эту картину держал в своих руках умирающий Тициан. После его смерти, последовавшей в 1576 году, картина перешла по наследству к его сыну Помпонио Вечеллио (Pomponio Vecellio), который в 1581 году продал её вместе с домом и другими картинами Кристофоро Барбариго (Cristoforo Barbarigo) из Венеции.

В 1850 году при содействии русского консула Александра Хвостова собрание картин Барбариго было приобретено Николаем Первым для музейной коллекции Эрмитажа. Впоследствии «Кающаяся Мария Магдалина» была помещена в один из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа, где она находилась вместе с другой известной картиной Тициана «Венера перед зеркалом"

Рецензии

Мария на картине взирает земной правдой плотивоплощённости
со Небесной всерастворяющей молитвенностью ко милости Отца Мироздания!..

Смысл метафизический картины:
- Отец, раз Ты создал Мир сей, - он имеет право Небесное на бесстрадательную благостность!..

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.