Почему роберт луис стивенсон путешествовал. Роберт Луис Стивенсон. Биография и библиография. Роберт Льюис Стивенсон. Пьесы

Шарль Франсуа Гуно

Шарль Франсуа Гуно появился на свет в 1818 году в Париже. Он рано лишился отца, и его мать, чтобы прокормить семью, давала уроки музыки. Она надеялась, что сын станет юристом, но, видя, как сильно тот увлечен музыкой, отдала его в Парижскую консерваторию, где учителями Шарля стали Паэр, Галеви и Лесюер.

Молодой человек полностью посвятил себя искусству и вскоре получил награду по заслугам: в 1839 году одна из его кантат была удостоена первой Римской премии, в результате чего у Гуно появилась возможность отправиться в путешествие за границу. Не теряя времени даром, он поехал в Италию и в Риме прилежно изучал сочинения мастеров-контрапунктистов, при этом его особенно восхитила музыка Палестрины. Затем Гуно побывал в Берлине, Лейпциге и Вене.

По возвращении в Париж он зарабатывал на жизнь уроками музыки до тех пор, пока не устроился на работу в качестве органиста, дирижера и кантора при церкви иностранных миссий. В свободное от исполнения своих должностных обязанностей время Гуно посещал лекции по богословию, проходившие в духовной семинарии, и настолько увлекся теологией, что чуть не принял сан. Передумать его заставила все та же любовь к музыке: поближе познакомившись с музыкой Шумана и Берлиоза, Гуно окончательно решил следовать своему призванию музыканта.

В 1851 году состоялось исполнение первого крупного произведения Гуно – Торжественной мессы. Это событие явилось прологом славного пути Гуно как композитора. В том же году он попробовал свои силы в области оперной музыки, но постановка его оперы «Сафо» не стала крупным успехом музыканта (впрочем, как и постановка более позднего произведения «Окровавленная монахиня»).

Заняв в 1852 году должность директора парижского хорового общества «Орфеон», Гуно сочинил две мессы и несколько хоров, а также две симфонии. Но композитора не отпускает желание создать что-то значительное и в драматической музыке, а потому он вновь обращается к опере. В результате в 1858 году на сцене «Опера комик» появляется его опера «Лекарь поневоле», а через год – знаменитый «Фауст», поставленный в первый раз в Лирическом театре 19 марта 1859 года. Последняя опера до сих пор пользуется огромной популярностью в кругах любителей музыки.

Следующие затем оперы – «Филемон и Бавкида», «Царица Савская», «Мирейль» и «Голубка» – уже значительно слабее, и только «Ромео и Джульетта», поставленная в Париже в 1867 году, вызвала вновь восторги публики. Позднее появились опять не слишком удачные: «Сен-Мар», «Полевкт» и «Дань Заморы».

Во время Франко-прусской войны Гуно покинул Францию и перебрался в Лондон, где создал хоровое общество и дал с ним несколько больших концертов. По случаю открытия Всемирной выставки в 1871 году Гуно написал драматическую кантату «Галлия» на слова «Плача Иеремии».

В 1875 году композитор возвращается в Париж. В этом городе в 1893 году и оканчивается его жизненный и творческий путь.

Необходимо заметить, что, кроме названных произведений Гуно, широко известны также «Семь слов Христа», «Te Deum», «Stabat Mater» с оркестром, оратория «Товий», две симфонии, кантаты, французские и английские песни и др.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гуно Гуно (Charles Gounod) – самый видный представитель современной французской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашего времени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельность в 1839 г., кантатою «Fernand». В его 14 операх, 19 духовных сочинениях, в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОЖ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Жид Шарль Жид (Gide) Шарль (29.6.1847, г. Изес, Франция, - 13.3.1932, Париж), французский экономист, историк политической экономии, теоретик французского кооперативного движения. Окончил юридический факультет Парижского университета (1874). Профессор политэкономии Парижского

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

Штурм Жак Шарль Франсуа Штурм (Sturm) Жак Шарль Франсуа (29.9.1803, Женева, - 18.12.1855, Париж), французский математик, член Парижской АН (1836), иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1836). С 1840 профессор Политехнической школы в Париже. Основные работы Ш. относятся к решению

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Шарль Гуно (1818-1893 гг.) композитор Разбрасываться – значит совершать над собой самоубийство.Сценическое искусство подобно искусству портретиста: оно должно обрисовывать

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Шарль Гуно (1818–1893) Творчество Гуно способствовало развитию музыкального театра, утверждению нового жанра - лирической оперы, в основе которого лежало стремление правдиво показать жизнь простого человека с его интимными, душевными переживаниями. Он оказал большое

Из книги автора

Из книги автора

МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи, Шарль де Се-конда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689-1755) - французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716-1725), член Французской Академии (1728). Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма,

Из книги автора

ДЮМУРЬЕ, Шарль Франсуа (Dumouriex, Charles-Fran?ois, 1739–1823), французский генерал; в апр. 1793 г. перешел к австрийцам 513 [Они] ничего не забыли и ничему не научились. «Беспристрастный анализ сочинения, озаглавленного “Декларация Людовика XVIII <…> от 15 сентября 1795 года”» (Гамбург, 1795) ?

Гуно Ш. Ф.

(Gounod) Шарль Франсуа (17 VI 1818, Париж - 18 X 1893, Сен-Клу, близ Парижа) - франц. композитор. Чл. Института Франции (1866). Отец Г. был художником, мать преподавательницей музыки. В годы обучения в лицее Сен-Луи (1829-35) Г. солировал в церк. хоре, сочинял муз. пьесы, изучал теорию музыки (под рук. А. Рейхи).
,

Влечение к композиции усилилось особенно после посещений оперного т-ра. Под влиянием оперы "Дон Жуан" формируются муз.-эстетич. воззрения молодого музыканта, пронёсшего через всю жизнь горячую любовь к иск-ву В. А. Моцарта. В 1836-1838 Г. учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви, Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра. Развитие яркого дарования Г. сковывал академизм, царивший в стенах консерватории. Нек-рые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критики: скерцо из симфонии, 3-гол. "Agnus Dei", свежее звучание к-рого отметил Г. Берлиоз. В 1839 Г. получил Рим. пр. (за кантату "Фернан"), давшую ему возможность провести на правах стипендиата более 2 лет в Италии и нек-рое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в совр. ему итал. оперном иск-ве, Г. сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины. Он также узнал и полюбил произв. И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шуберта (что позднее отразилось в его творчестве). По возвращении в Париж Г. в 1843-48 работал органистом и регентом в церкви Иностр. миссий.

Автограф Ш. Гуно.
В эти годы он сочинял только духовные произв. В его мировоззрении усилились религ.-клерик. умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере (слушал проповеди чл. доминиканского ордена адвоката А. Лакордера, в 1847-48 посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис, жил одно время в кармелитском монастыре, носил сутану аббата). В результате сложной внутр. борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к иск-ву.
На рубеже 40-50-х гг. Г. впервые обратился к опере, ставшей осн. сферой деятельности композитора. Он отмечал, что только т-р даёт возможность музыканту каждодневно общаться с публикой. В 1852-60 Г. был директором Парижского "Орфеона" (объединение хор. любительских об-в - самая массовая в ту пору муз.-просветит. организация, чл. к-рой были гл. обр. рабочие Парижа и жители предместий). Под его руководством повысилась певч. культура этих хоров. Общаясь с "орфеонистами", Г. изучил особенности гор. муз. фольклора. В 1870-75 жил в Лондоне, где в 1871 основал об-во "Хор Гуно" (ныне Корол. хор. об-во). Возвратившись в Париж, занимался композиторской и муз.-критич. деятельностью.
Г. - один из талантливейших представителей франц. оперы 19 в. Он оказал большое воздействие на творчество своих младших современников и композиторов последующих поколений, вплоть до К. Дебюсси и M. Равеля. Дебюсси проницательно заметил: "Искусство Гуно запечатлело мгновение французской чувствительности". Эта "чувствительность" в известной мере перекликается с т. н. "школой нервной чувствительности" бр. Гонкур. Творчество Г. способствовало развитию муз. т-ра, утверждению нового жанра - лирической оперы, в основе к-рого лежало стремление к правдивому показу рядового, обыденного человека с его интимными, душевными переживаниями. Либр. первых опер Г. - "Сафо" (либр. Э. Ожье, 1850) и особенно "Окровавленная монахиня" (Э. Скриба и Ж. Делавиня, 1854) не удовлетворяли композитора. Обе оперы, отмеченные мелодраматизмом, нек-рой вычурностью, не имели успеха. Следующее произв. оперного жанра - комич. опера "Лекарь поневоле" (по Мольеру), с успехом поставленная на сцене "Театр лирик" (1858). Обратившись к живому комедийному сюжету, композитор блеснул виртуозным мастерством, создал меткие характеристичные зарисовки, лёгкую и прозрачную партитуру.
Параллельно Г. работал над давно задуманной и начатой ещё в 1856 оперой "Фауст". К тому времени сложилось эстетич. кредо Г. Он выступал за единство красоты и правды; за образно-эмоц. содержание, способное глубоко взволновать "каждую человеческую душу". Г. выдвинул на первый план проблему воплощения в музыке характера, притом не однозначного и не статичного; акцентировал роль деталей, утверждая тем самым значение камерности в оперном стиле. Опера "Фауст" (1859, "Театр лирик", Париж) знаменовала рождение нового направления - франц. лирич. оперы. "Фауст" - классич. образец франц. лирич. оперы со всеми её достоинствами и нек-рыми недостатками. Масштабность идей, философское содержание лит. первоисточника (в основу положена 1-я ч. одноим. трагедии И. В. Гёте) почти не нашли отражения в опере. Её сюжет (либр. Ж. Барбье и М. Kappe) трактован в лирико-бытовом аспекте. Любовная драма Маргариты занимает одно из центр. мест (отсюда в Германии оперу называют "Маргарита"). Г. отдал дань комич. опере, сохранив (в 1-й ред., 1859) разговорные диалоги. Одна из сильных сторон оперы - яркая мелодичность. Её муз. язык основан на претворении мелодики гор. песни-романса и танца. В вок. партиях чутко отражены нек-рые особенности интонац. строя и просодии франц. речи, усилившие мягкую грацию ариозной лирич. мелодики и речитативных эпизодов. Зрители не сразу поняли новаторскую сущность оперы, но вскоре она стала одной из самых популярных (в 1869 пост. в т-ре "Гранд-Опера", разговорные диалоги заменены речитативами, добавлены балетные сцены).
Среди последующих сочинений Г. выделяются 2 оперы того же жанра: "Мирейль" (1863), "Ромео и Джульетта" (1865). При поэтичности ряда сцен "Мирейль" свойственна несколько искусств. трактовка жанрового муз. материала (действие происходит в Провансе; либр. написано по одноим. поэме провансальского поэта Ф. Мистраля). В опере "Ромео и Джульетта" лучшими являются лирич. сцены (4 дуэта: на балу, на балконе, в спальне Джульетты, в склепе). Однако образы, лежащие вне лирич. сферы, не получили убедит. муз. воплощения. Тем самым композитор скорее сузил, чем расширил рамки созданного им же жанра.
В 70-х гг. Г. вновь подпал под влияние клерик. умонастроений. Усилившаяся религиозность явилась главной причиной упадка творчества Г. Написав ряд неудачных опер (в т.ч. "Полиевкт", 1878), он отошёл от муз. т-ра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений - 2 оратории: "Искупление" (1881), "Смерть и жизнь" (1884). Значительна деятельность Г. как муз. писателя и критика. Своими выступлениями в печати он поддерживал произв. К. Сен-Санса; Г. написал предисл. к изданию писем Г. Берлиоза, книгу ""Дон Жуан" Моцарта", автобиографию и др.
Основные даты жизни и деятельности
1818. - 17 VI. В Париже в семье худ. Франсуа Луи Г. и преподавательницы музыки Виктории Г. родился сын Шарль Франсуа.
1829-35. - Занятия в лицее Сен-Луи.
1836. - Поступление в Парижскую консерваторию. - Занятия с Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэром, позже с Ф. Паэром (композиция).
1837. - 2-я Рим. пр. за кантату "Мария Стюарт и Риччио" (разделил её с пианистом Л. Шолле). - 23 XI. Исп. в концерте в т-ре "Атенеум" скерцо для оркестра Г. 1839. - Рим. пр. за кантату "Фернан".
1840. - 27 I. Прибытие в Рим (в качестве стипендиата). - Сближение (на почве увлечения живописью) с худ. Ж. О. Энгром. - Встреча и дружба с Ф. Хензель (сестрой Ф. Мендельсона), к-рая знакомит Г. с музыкой И. С. Баха, Л. Бетховена, Мендельсона.
1842. - 21 VI. Отъезд из Рима в Вену (через Флоренцию, Падую, Венецию, Триест). - 8 IХ.Исп. в Вене, в Карлскирхе мессы Г.
1843. - 25 V. Возвращение в Париж. - Встреча с Мендельсоном. - Работа органистом и регентом в церкви Иностр. миссий в Париже.
1847 X-1848 II. - Пребывание в кармелитском монастыре (носит сутану, подписывает письма как "аббат Гуно").
1851. - 15 I. Исп. произв. Г. в Лондоне в конц. зале "Сент-Мартин-холл"; благоприятные отзывы в англ. печати. - 16 IV. Пост. оперы "Сафо" в т-ре "Гранд-Опера" (с П. Виардо-Гарсиа в заглавной роли).
1852. - 20 IV. Женитьба на А. Циммерман, дочери проф. Парижской консерватории. - Назначение на пост директора парижского "Орфеона" и одновременно руководителя певч. классов в парижских школах.
1855. - Знакомство с франц. драматургами Ж. Барбье и М. Kappe (впоследствии авторы либр. мн. опер Г.). - Зарождение плана оперы на сюжет "Фауста" Гёте.
1856. - 6 I. Награждение орденом Почётного легиона. - Работа над оперой "Иван Грозный" по заказу дирекции т-ра "Гранд-Опера" (написанные фрагменты впоследствии использованы в операх "Фауст" и "Царица Савская").
1857. - Работа над оперой "Фауст" по заказу "Театр лирик". - X. Приступ нервного заболевания.
1859. - 19 III. Первое исполнение оперы "Фауст" в "Театр лирик" (с М. Миолан-Карвальо в роли Маргариты).
1866. - Избрание в чл. Института Франции.
1867. - Либреттисты Барбье и Kappe ведут переговоры о пост. оперы "Фауст" в т-ре "Гранд-Опера" (в связи с закрытием "Театр лирик"). - Сочинение для оперы "Фауст" балетных сцен (в т.ч. "Вальпургиева ночь") и переработка разговорных диалогов в речитативы. - XII. Поездка в Рим с худ. А. Эбером.
1868. - Встречи с Ф. Листом в Риме.
1869. - Приступ нервного заболевания, вызванный мистич. настроениями.
1870. - 13 IX. Переезд с семьёй в Англию (Ливерпул, затем Лондон) из-за начавшейся франко-прусской войны.
1871. - 1 V. Исп. траурно-патриотич. мотета Г. "Галлия" на открытии Всемирной выставки в Лондоне. - Знакомство с англичанкой Дж. Уэлдон - певицей и преподавательницей пения, создательницей школы пения для сирот в Тэвисток-хауз (около Лондона). - VI. Отказ от предложения занять место директора Парижской консерватории; жизнь в Лондоне, в семье Уэлдон.
1872. - В Лондоне создан "Хор Гуно" (ныне Корол. хор. об-во). - Поездка в Бельгию с Уэлдон.
1874. - V. Возвращение в Париж, разрыв отношений с Уэлдон.
1882. - 2 IV. Концерт "Фестиваль произведений Г." в Париже под упр. автора.
1887. - 24 VII. Исп. мессы "Памяти Жанны д"Арк" под упр. Г. в Реймском соборе. - 4 XI. Торжеств. 500-е исп. оперы "Фауст" в т-ре "Гранд-Опера" (дирижировал спектаклем Г.).
1888. - 6 IV. Фестиваль произв. Г. в г. Анже. - VII. Награждение Г. высшей степенью (Grand Officier) ордена Почётного легиона. - 28 IV. Исп. оперы "Ромео и Джульетта" в новой ред. (с балетом) под упр. Г. в т-ре "Гранд-Опера" (в главных ролях - А. Патти, Я. Решке).
1890. - Составление "резюме католической доктрины". - 6 XII. Письмо к епископу Гею (другу юности), в к-ром пишет, что хотел бы создать "музыкальный диптих на подобие картин примитивистов о святом Франциске Ассизском".
1891-92. - Жизнь в Сен-Клу (под Парижем). - Занятия с молодым комп. А. Бюссе.
1893. - Создание Реквиема памяти умершего внука (неоконч.). - 18 X. Смерть композитора в Сен-Клу.
Сочинения : оперы - Сафо (1850, пост. 1851, т-р "Гранд-Опера", Париж; ред. в 2 д., 1858; ред. в 4 д., 1884), Окровавленная монахиня (La Nonne Sanglante, по роману "Монах" М. Г. Льюиса, 1852-54, пост. 1854, "Театр лирик", Париж), Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1856-57, фрагменты), Лекарь поневоле (Le Mйdecin malgrй lui, комич. опера, 1857, пост. 1858, "Театр лирик", Париж), Фауст (1857-59, пост. 1859, там же; 2-я ред. - с речитативами и балетными сценами, 1869, т-р "Гранд-Опера", Париж), Филемон и Бавкида (1859, пост. 1860, "Театр лирик", Париж; 2-я ред. - в 2 д., 1876, т-р "Опера комик", Париж), Голубка (La Colombe, по Ж. Лафонтену, 1859, пост. 1860, Баден-Баден; 1866, т-р "Опера комик", Париж), Царица Савская (La Reine de Saba, по сюжету араб. сказки Ж. де Нерваля, 1861, пост. 1862, т-р "Гранд-Опера", Париж), Мирейль (1863, пост 1864, "Театр лирик", Париж; 2-я ред., 1864, там же), Ромео и Джульетта (по трагедии У. Шекспира, 1864-65, пост. 1867, там же; 2-я ред. - с балетными сценами, 1888, т-р "Гранд-Опера", Париж), Сен-Map (Cinq-Mars, по одноим. роману А. де Виньи, 1876-77, пост. 1877, т-р "Опера комик", Париж; 2-я ред. 1878, там же), Мэтр Пьер (1877, не оконч.), Полиевкт (по трагедии П. Корнеля, 1870-78, пост. 1878, т-р "Гранд-Опера", Париж), Дань Заморы (Le Tribut de Samora, 1878-80, пост. 1881, там же); оратории - Товий (ок. 1866), Галлия (траурно-патриотич. мотет для сопрано, хора, орк. и органа, 1871), Искупление (La Rйdemption, духовная трилогия, сл. Г., 1868-81, исп. 1882, фестиваль в Бирмингеме; 1884, Париж), Смерть и жизнь (Mors et vita, духовная трилогия, сл. Г., 1884, исп. 1885, фестиваль в Бирмингеме; 1886, Париж); кантаты - Мария Стюарт и Риччио (1837), Фернан (1839), патриотич. кантата На границе (A la Frontiиre, 1870) и др.; мессы, в т.ч. Торжественная месса в честь св. Цецилии (Messe solenelle а Sainte-Cйcile, 1855), Месса в память Жанны д"Арк (Messe а la mйmoire de Jeanne d"Arc, 1887) и др.; реквиемы и др. произв. для хора и орк.; для орк. - Скерцо (1837), 2 симфонии (D-dur, 1854; Es-dur, 1855), Сальтарелло (1871), Римский марш (1872) и др.; камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (опубл. посмертно), фп. квинтет (ок. 1841), Размышление над первой прелюдией И. С. Баха (Mйditation sur..., для скр., фп. и органа, 1852), Маленькая симфония (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов, 1888); для фп. - 45 пьес, в т.ч. вальсы, марши, серенады, ноктюрн, скерцо, прелюдии и др.; хоры с фп., в т.ч. Четырнадцать больших хоров (1884); хоры a cappella - Стрекоза и муравей, Ворона и лисица, Волк и ягнёнок (на сл. басен Ж. Лафонтена, 1856, 1857, 1873), Мученики (Les Martyres, 1869); для голоса с фп. - св. 200 романсов и песен, в т.ч. на сл. А. Ламартина, А. Тюрпена, П. Ж. Беранже, В. Гюго, А. Дюма-сына, А. Мюссе, англ., итал. поэтов; вок. дуэты; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. Мещанин во дворянстве (Мольера, 1852, т-р "Комеди Франсез", Париж), Улисс (трагедия Ф. Понсара, 1852, там же; 2-я ред., 1854), Священные драмы (Les drames sacrйs, лирич. драма А. Сильвестра и Э. Морана, 1892, пост. 1893, т-р "Водевиль", Париж) и др. Литературные сочинения : Autobiography, publ. par G. Weldon, L., 1875; La routine en matiиre d"art, в кн.: Autobiography, L., 1875; "Proserpine" de С. Saint-Saens, "Le Figaro", 1887, 17 mars; "Ascanio" de C. Saint-Saлns, "La France", 1890, 23 mars; Prйface de lettres intimes de Berlioz, "Nouvelle Revue", 1880, 15 juin; "Don Juan" de Mozart, P., 1890, на англ. яз. 1895; Mйmoires d"un artiste, P., 1896 (посмертно), 1909, на нем. и англ. яз., 1896, рус. пер. - Записки артиста, пер. с франц. А. В. Оссовского, СПБ, 1904, Воспоминания артиста, пер. с франц. М. П. Волконского, вступит. ст. и прим. Б. В. Левика, М., 1962. Письма : Ch. Gounod. 17 lettres а H. Berlioz, M. Pigny et M. Lefuel, в кн.: Gounod Ch., Mйmoires d"un artiste, P., 1896, p. 211-70; Lettres de 1870-1871, "Revue de Paris", 1896, 1 fйvrier; Lettres а G. Bizet, там же, 1899, 15 decembre; Lettres а Richomme, publ. par A. Baunier; "Revue Hebdomadaire", 1908, 26 dйcembre et 1909, 2 janvier; Lettres de Rome et de Vienne, publ. par J. Prod"homme, "Revue bleue", 1910, 31 dйcembre et 1911, 5 janvier. Литература : Серов A. H., "Фауст", опера Гуно, на петербургской итальянской сцене, "Якорь", 1864, No 2 и 3; его же, Письмо к Редактору журнала "Русская сцена" об опере "Фауст", "Русская сцена", 1864, No 2; его же, Музыкальная хроника заграничная... "Ромео" Гуно..., "Музыка и театр", 1867, No 9; см. также: Серов А. Н., Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; Кругликов С., Ш. Гуно, "Артист", 1893, No 31; Комбарье Ж., Амбруаз Тома и Шарль Гуно, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, пер. с франц., вступит. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938, с. 153-70; Berlioz H., "Faust", "Journal des Dйbats", 1859, 29 mars; то же, в кн.: Les musiciens et la musique, P., 1903 (рус. пер. - в кн.: Берлиоз Г., Избр. статьи, пер. с франц., М., 1956, с. 141-50); его же, Gounod, в сб.: Les musiciens et la musique, P., 1903; Weldon G., Mon orphelinat et Gounod en Angleterre, v. 1-3, L., 1875-82; Pagnerre L., Charles Gounod, sa vie et ses oeuvres, P., 1890; Imbert H., Charles Gounod. Nouveaux profiles de musiciens, P., 1892; Ju11ien A., Gounod, в его кн.: Musiciens d"aujourd" hui, P., 1892, p. 128-88; Saint-Saens C., Charles Gounod et le "Don Juan" de Mozart, P., 1894; его же, Portaits et souvenirs, P., 1900; Voss P., Charles Gounod, Lpz., 1895; Tolhurst H., Gounod, L., 1904; Hillermacher P. L., Charles Gounod, P., 1906, 1914; Bellaigue C., Charles Gounod, P., 1910; Prod"homme J. et Dandelot A., Gounod, sa vie et ses oeuvres aprиs des documents inйdits, v. 1-2, prйface de Saint-Saлns, P., 1911; Pougin A., Gounod йcrivain, "RM", 1911, XVIII, No 4, 1911, XIX, No 2; Sоubies A. et Сurzon H., Documents inйdits sur le Faust de Gounod, P., 1912; Debussy C. A., Monsieur Croche, antidilettante, P., 1921; Landormy P., Faust de Gounod, йtude et analyse, P., 1922, 1944; его же, Gounod, P., 1942; Cooper M., Charles Gounod and his influence on French music, "ML", 1940, XXI; Boyer N., Trois musiciens francais: Gounod, Massenet, Debussy, P., 1946; Lalo C., Bach et Gounod, "RM", 1946; его же, De Rameau а Ravel. Portraits et souvenirs, P., 1947; Ferchant G., Faust, sa lйgende et ses musiciens, P., 1948; Demuth N., Gounod. Introduction to the music of Gounod, L., 1950; Вusser H., De Pelleas aux Indes Galantes, P., 1955; его же, Charles Gounod. Prйface de Darius Milhaud, Lyon, 1961; Hopkinson C., Notes on the earliest editions of Gounod"s Faust, в кн.: Festschrift O. Е. Deutsch, Kassel, 1963. В. H. Александрова.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Гуно Ш. Ф." в других словарях:

    Гуно, Шарль Франсуа Шарль Гуно Шарль Франсуа Гуно (фр. Charles François Gounod; 17 июня 1818 18 октября 1893) французский композитор (опера «Фау … Википедия

    - (Gounod) Шарль (1818 93), французский композитор. Основоположник жанра лирической оперы (Фауст, 1859; 2 я редакция с речитативами вместо разговорных диалогов, 1869), в которой Гуно отказался от философской проблематики литературного источника… … Современная энциклопедия

    - (Charles Gounod) самый видный представитель современнойфранцузской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашеговремени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельностьв 1839 г., кантатою Fernand . В его 14 операх,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Гуно - прізвище … Орфографічний словник української мови

Творчество Гуно способствовало развитию музыкального театра, утверждению нового жанра - лирической оперы, в основе которого лежало стремление правдиво показать жизнь простого человека с его интимными, душевными переживаниями. Он оказал большое воздействие на творчество своих младших современников и композиторов последующих поколений. Дебюсси проницательно заметил: «Искусство Гуно запечатлело мгновение французской чувствительности».

17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра. Под впечатлением оперы Моцарта «Дон Жуан» формировались музыкальные взгляды молодого музыканта. Любовь к творчеству Моцарта он пронес через всю жизнь.

В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию. Здесь он учился у Ф. Галеви, И. Лесюэра, Ф. Паэра. И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трехголосый «Agnus Dei», свежее звучание которого отметил Берлиоз. В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины. Он увлекся произведениями И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шуберта, что, конечно, позднее отразилось в его творчестве. По возвращении в Париж, в 1843-1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847-1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живет в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.

Он обращается к опере, так как считает, что только театр дает возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы - «Сафо» - состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.

В 1852 году произошли два важных события в жизни Гуно. Он женился на дочери профессора Парижской консерватории Циммермана и стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий. Чутко уловив склад и характер городской музыки, Гуно обнаружил новые средства музыкально-драматической выразительности, отвечавшие требованиям времени. Он открыл во французской оперной и романсовой музыке богатейшие возможности «общительной» лирики, непосредственной и импульсивной, проникнутой демократическими настроениями. Чайковский верно подметил, что Гуно - «один из немногих композиторов, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства».

Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. Его натура полна противоречий: то он смиренно склонял голову перед религией, то безраздельно отдавался земным страстям. В 1857 году Гуно был на грани серьезного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.

В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали ее новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причем первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошел пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.

«Фауст» явился лучшим созданием Гуно. Это классический образец французской лирической оперы со всеми ее достоинствами и некоторыми недостатками.

К тому времени сложилось эстетическое кредо Гуно. Он выступал за единство красоты и правды; за образно-эмоциональное содержание, способное глубоко взволновать «каждую человеческую душу».

Глубокое философское содержание гётевского «Фауста» (точнее - первой части поэмы) лишь поверхностно затронуто в опере Гуно. Ее сюжет трактуется в лирико-бытовом аспекте: любовная драма Маргариты оттеснила на второй план центральные у Гёте образы Фауста и Мефистофеля. Но эта драма раскрыта в музыке человечно и правдиво, на широком фоне жизни, с реалистическим художественным совершенством. «Невозможно отрицать, - писал Чайковский, - что „Фауст“ написан если не гениально, то с необычайным мастерством и не без значительной самобытности».

Гуно утверждал, что оперный драматург должен быть мастером музыкального портрета. В «Фаусте» он полностью овладел этим искусством. Его портреты главных действующих лиц психологически правдивы и обрисованы разнообразными красками.

Образ Маргариты принадлежит к лучшим созданиям Гуно, хотя и отличается от литературного первоисточника - в нем больше французских, нежели немецких национальных черт. В этом образе привлекают простота и лиричность, женственная грация. Композитор тонко передает разнообразную гамму переживаний Маргариты - от робкого пробуждения наивного любовного чувства до упоения страстью и далее горя и безумия. В музыке это выражено постепенной драматизацией романсового начала, которое под конец вытесняется декламационностью.

Менее широко обрисован Фауст - преимущественно той же романсовой стихией, но в более пылком, восторженном преломлении.

Иной полюс драмы воплощен в образе Мефистофеля - и в музыке он характеризуется другой интонацией, выдержанной в тонах иронической галантности.

Мастерство индивидуальных характеристик обнаруживается в сопоставлении трех «портретов» в начале второго акта: куплеты Зибеля, каватина Фауста, баллада и ария Маргариты отличаются друг от друга не только интонационным складом, но и приемами жанрового обобщения - использованием разных выразительных средств устоявшихся оперных форм. Эта опора на бытующие жанры - основа демократизма музыкального языка Гуно.

Правда жизни, воплощенная в лучших сценах оперы, поэтическая цельность выражения, естественность музыкального языка, целеустремленность драматургии - все это является залогом популярности «Фауста» Гуно.

В начале 1860-х годов Гуно сочинил две посредственные комические оперы - «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую», выдержанную в духе драматургии Скриба - Мейербера. Обратившись затем в 1863 году к поэме провансальского поэта Фредерика Мистраля «Мирейль», Гуно создал произведение, которое покоряет тонким лиризмом. Картины природы и сельской жизни юга Франции нашли поэтичное воплощение в музыке. Композитор воспроизвел в своей партитуре подлинные провансальские напевы; примером может служить старинная любовная песнь «О, Магали», играющая важную роль в драматургии оперы. Ярко очерчен и центральный образ крестьянской девушки Мирейль, гибнущей в борьбе за счастье с любимым.

Последнее значительное художественное достижение Гуно - опера «Ромео и Джульетта». Ее премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом - в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей. Хотя трагедия Шекспира здесь трактуется в духе лирической драмы, лучшие номера оперы - а к ним относятся четыре дуэта главных героев, вальс Джульетты, каватина Ромео - обладают той эмоциональной непосредственностью, правдивостью декламации и мелодической красотой, которые характерны для стиля Гуно.

В 1869 году у композитора случился новый приступ нервного заболевания, вызванный мистическими настроениями, Проходит еще год. Из-за начавшейся франко-прусской войны Гуно переезжает с семьей в Англию.

Здесь в 1871 году он знакомится с англичанкой Дж. Уэлдон - певицей и преподавательницей пения, создательницей школы пения для сирот в Тэвисток-хауз около Лондона. Композитор отказывается от предложения занять место директора Парижской консерватории и живет в Лондоне, в семье Уэлдон. Они вместе совершают путешествие в Бельгию. Лишь в 1874 году Гуно порывает с Уэлдон и возвращается в Париж.

В 1870-е годы Гуно вновь подпал под влияние клерикальных умонастроений. Усилившаяся религиозность явилась главной причиной упадка его творчества. Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878 год), он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений - две оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884).

В это время Гуно занимается литературно-критической деятельностью. Своими выступлениями в печати он поддерживал произведения К. Сен-Санса. Он написал предисловие к изданию писем Г. Берлиоза, книгу «„Дон Жуан“ Моцарта», автобиографию и многое другое.

Последние годы жизни Гуно провел в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.

» - занимает одно из самых почетных мест среди композиторов XIX в. Он вошел в историю музыки как один из основоположников нового направления в оперном жанре, получившего впоследствии название «лирическая опера». В каком бы жанре ни работал композитор, он всегда отдавал предпочтение мелодическому развитию. Он считал, что мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли. Влияние Гуно сказалось на творчестве композиторов Ж. Бизе и Ж. Массне.

В музыке Гуно неизменно покоряет лиризм, в оперном творчестве музыкант выступает как мастер музыкального портрета и чуткий художник, передающий правдивость жизненных ситуаций. В его манере изложения искренность и простота всегда соседствуют с высочайшим композиторским мастерством. Именно за эти качества ценил музыку французского композитора П. Чайковский, даже дирижировавший в 1892 г. оперой «Фауст» в Театре Прянишникова. По его словам, Гуно - «один из немногих, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства».

Гуно больше известен как оперный композитор, ему принадлежат 12 опер, кроме этого им созданы хоровые сочинения (оратории, мессы, кантаты), 2 симфонии, инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, более 140 романсов и песен, дуэты, музыка для театра.

Гуно родился в семье художника. Уже в детстве проявились его способности к рисованию и музыке. После смерти отца образованием сына (в т. ч. музыкальным) занималась мать. Теорию музыки Гуно изучал у А. Рейхи. Первое впечатление от оперного театра, в котором шла опера Дж. Россини «Отелло», определило выбор будущей карьеры. Однако мать, узнав о решении сына и реально представляя трудности на пути артиста, допыталась воспротивиться.

Директор лицея, в котором учился Гуно, обещал ей помочь предостеречь сына от этого опрометчивого шага. В перерыве между занятиями он вызвал Гуно и дал ему лист бумаги с латинским текстом. Это был текст романса из оперы Э. Мегюля. Разумеется, Гуно этого сочинения еще не знал. «К следующей перемене романс был написан...» - вспоминал музыкант. - «Едва я пропел половину первой строфы, как лицо моего судьи прояснилось. Когда я кончил, директор сказал: „Ну, теперь пойдем к фортепиано“. Я торжествовал! Теперь я буду во всеоружии. Я снова проиграл свое сочинение, и побежденный г. Пуарсон, в слезах, схватив меня за голову, расцеловал и сказал: „Дитя мое, будь музыкантом!“» Учителями Гуно в Парижской консерватории были крупные музыканты Ф. Галеви, Ж. Лесюэр и Ф. Паэр. Только после третьей попытки в 1839 г. Гуно стал обладателем Большой Римской премии за кантату «Фернан».

Ранний период творчества отмечен преобладанием духовных сочинений. В 1843-48 гг. Гуно был органистом и регентом церкви Иностранных миссий в Париже. Он даже намеревался принять духовный сан, но в конце 40-х гг. после долгих колебаний возвращается к искусству. С этого времени ведущим в творчестве Гуно становится оперный жанр.

Первая опера «Сафо» (либр. Э. Ожье) была поставлена в Париже в Grand Opera 16 августа 1851 г. Главная партия была написана специально для Полины Виардо. Однако опера не удержалась в театральном репертуаре и после седьмого представления была снята. Г. Берлиоз дал в печати уничтожающий отзыв на это произведение.

В последующие годы Гуно пишет оперы «Кровавая монахиня» (1854), «Лекарь поневоле» (1858), «Фауст» (1859). В «Фаусте» И. В. Гете внимание Гуно привлек сюжет из первой части драмы.

В первой редакции опера, предназначавшаяся для постановки в парижском Theatre Lyrique, имела разговорные речитативы и диалоги. Лишь к 1869 г. для постановки в Grand Opera они были положены на музыку, был также вставлен балет «Вальпургиева ночь». Несмотря на грандиозный успех оперы в последующие годы, критики не раз ставили в упрек композитору сужение рамок литературно-поэтического первоисточника, акцент на лирическом эпизоде из жизни Фауста и Маргариты.

После Фауста появились «Филемон и Бавкида» (1860), сюжет которой заимствован из «Метаморфоз» Овидия; «Царица Савская» (1862) по арабской сказке Ж. де-Нерваля; «Мирейль» (1864) и не принесшая успеха композитору комическая опера «Голубка» (1860). Интересно, что Гуно скептически относился к своим творениям.

Второй вершиной оперного творчества Гуно стала опера «Ромео и Джульетта » (1867) (по В. Шекспиру). Композитор работал над ней с большим увлечением. «Я ясно вижу перед собою их обоих: я слышу их; но достаточно ли хорошо я увидел? Так ли, верно ли я услышал обоих влюбленных?» - писал композитор своей жене. «Ромео и Джульетта» была поставлена в 1867 г. в год Всемирной выставки в Париже на сцене Theatre Lyrique. Примечательно, что в России (в Москве) она была исполнена через 3 года артистами итальянской труппы, партию Джульетты пела Дезире Арто.

Написанные после «Ромео и Джульетты» оперы «Пятое марта», «Полиевкт», «Дань Заморы» (1881) не имели большого успеха. Последние годы жизни композитора вновь были отмечены клерикальными настроениями. Он обращается к жанрам хоровой музыки - создает грандиозное полотно «Искупление» (1882) и ораторию «Смерть и жизнь» (1886), в композицию которой, как составная часть, вошел Реквием.

В наследии Гуно есть 2 работы, которые как бы расширяют наше представление о таланте композитора и свидетельствуют о его незаурядных литературных способностях. Одна из них посвящена опере В. А. Моцарта «Дон-Жуан», другая представляет собой мемуары «Воспоминания артиста», в которых открылись новые грани характера и личности Гуно.

Л. Кожевникова

С именем Гуно связан значительный период французской музыки. Не оставив прямых учеников - Гуно не занимался педагогикой,- он оказал большое влияние на своих младших современников. Оно сказалось, прежде всего, на развитии музыкального театра.

К 50-м годам, когда «большая опера» вошла в полосу кризиса и начала изживать себя, в музыкальном театре наметились новые веяния. Романтическое изображение преувеличенных, гиперболизированных чувств исключительной личности сменилось интересом к жизни обыденного, рядового человека, к окружающему его быту, к сфере интимных задушевных чувств. В области музыкального языка это знаменовалось поисками жизненной простоты, искренности, теплоты выражения, лиризма. Отсюда и более широкое, чем прежде, обращение к демократическим жанрам песни, романса, танца, марша, к современному строю бытовых интонаций. Таково было воздействие укрепившихся реалистических тенденций в современном французском искусстве.

Поиски новых принципов музыкальной драматургии и новых: средств выражения наметились еще в некоторых лирико-комедийных операх Буальдье, Герольда и Галеви. Но полностью эти тенденции проявились лишь к концу 50-х и в 60-х годах. Вот список наиболее известных произведений, созданных до 70-х годов, которые могут служить образцами нового жанра «лирической оперы» (указываются даты премьер этих произведений):

1859 - «Фауст» Гуно,
1863 - «Искатели жемчуга» Бизе,
1864 - «Мирейль» Гуно,
1866 - «Миньона» Тома,
1867 - «Ромео и Джульетта» Гуно,
1867 - «Пертская красавица» Бизе,
1868 - «Гамлет» Тома.

С известными оговорками к этому жанру могут быть причислены последние оперы Мейербера «Динора» (1859) и «Африканка» (1865).

Несмотря на отличия, перечисленным операм присущ ряд общих черт. В центре стоит изображение личной драмы. Обрисовке лирических чувств уделено преимущественное внимание; для их передачи композиторы широко обращаются к романсовой стихии. Большое значение приобретает также характеристика реальной обстановки действия, отчего возрастает роль приемов жанрового обобщения.

Но при всей принципиальной важности этих новых завоеваний лирической опере, как определенному жанру французского музыкального театра XIX века, не хватало широты идейно-художественного кругозора. Философское содержание романов Гёте или трагедий Шекспира представало на подмостках театра «сниженным», приобретало житейски непритязательный облик - классические произведения литературы лишались большой обобщающей идеи, остроты выражения жизненных конфликтов, подлинного размаха страстей. Ибо лирические оперы в массе своей скорее знаменовали подступы к реализму, чем давали его полнокровное выражение. Однако несомненным их достижением явилась демократизация музыкального языка .

Гуно был первым среди своих современников, кому удалось закрепить эти положительные качества лирической оперы. В этом - непреходящее историческое значение его творчества. Чутко уловив склад и характер музыки городского быта - недаром на протяжении восьми лет (1852-1860) он возглавлял парижских «орфеонистов»,- Гуно обнаружил новые средства музыкально-драматической выразительности, отвечавшие требованиям времени. Он открыл во французской оперной и романсовой музыке богатейшие возможности «общительной» лирики, непосредственной и импульсивной, проникнутой демократическими настроениями. Чайковский верно подметил, что Гуно - «один из немногих композиторов, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства». В годы, когда расцвел его большой талант, то есть со второй половины 50-х и в 60-х годах, видное место в литературе заняли братья Гонкуры, которые считали себя создателями новой художественной школы - они называли ее «школой нервной чувствительности». Гуно может быть отчасти к ней причислен.

Однако «чувствительность» - источник не только силы, но и слабости Гуно. Нервно реагируя на жизненные впечатления, он легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. Его натура полна противоречий: то он смиренно склонял голову перед религией, а в 1847-1848 годах даже хотел стать аббатом, то безраздельно отдавался земным страстям. В 1857 году Гуно был на грани серьезного душевного заболевания, но в 60-х годах много, продуктивно работал. В следующие два десятилетия, вновь подпав под сильное воздействие клерикальных идей, он не сумел удержаться в русле прогрессивных традиций.

Гуно неустойчив в своих творческих позициях - этим объясняется неровность его художественных достижений. Превыше всего ценя изящество и гибкость выражения, он создавал музыку живую, чутко отражавшую смену душевных состояний, полную грации и чувственного очарования. Но нередко реалистической силы и полноты выражения в показе жизненных противоречий, то есть того, что является характерным для гения Бизе, не хватало таланту Гуно. В музыку последнего подчас проникали черты сентиментальной чувствительности, а мелодическая приятность подменяла глубину содержания.

Тем не менее, открыв источники лирического вдохновения, не изведанные до него во французской музыке, Гуно немало сделал для отечественного искусства, а его опера «Фауст» по своей популярности смогла конкурировать с высшим творением французского музыкального театра XIX века - с «Кармен» Бизе. Уже одним этим произведением Гуно вписал свое имя в историю не только французской, но и мировой музыкальной культуры.

Автор двенадцати опер, свыше ста романсов, большого числа духовных сочинений, которыми он начал и которыми закончил свой творческий путь, ряда инструментальных произведений (в том числе трех симфоний, последняя - для духовых инструментов), Шарль Гуно родился 17 июня 1818 года. Отец его был художником, мать - отличной музыкантшей. Уклад жизни семьи, ее широкие художественные интересы воспитали артистические склонности Гуно. Он приобрел разностороннюю композиторскую технику у ряда педагогов, различных по творческим устремлениям (Антонин Рейха, Жан Франсуа Лесюэр, Фроманталь Галеви). Как лауреат Парижской консерватории (он стал ее студентом в семнадцатилетнем возрасте) Гуно провел 1839-1842 годы в Италии, .затем - недолго - в Вене и Германии. Живописные впечатления от Италии были сильными, но Гуно разочаровался в современной итальянской музыке. Зато он подпал под обаяние Шумана и Мендельсона, воздействие которых не прошло для него бесследно.

С начала 50-х годов Гуно активнее входит в музыкальную жизнь Парижа. Премьера его первой оперы - «Сафо» - состоялась в 1851 году; далее следовала опера «Окровавленная монахиня» - в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Grand Opera», отмечены неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха. Значительно теплее был принят «Лекарь поневоле» (по Мольеру), показанный в 1858 году в «Лирическом театре»: комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали ее новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Grand Орera», причем первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошел пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение (в 1932 - двухтысячное). (Первая постановка «Фауста» в России приходится на 1869 год.)

После этого мастерски написанного произведения в начале 60-х годов Гуно сочинил две посредственные комические оперы, а также «Царицу Савскую», выдержанную в духе драматургии Скриба - Мейербера. Обратившись затем в 1863 году к поэме провансальского поэта Фредерика Мистраля «Мирейль», Гуно создал произведение, многие страницы которого выразительны, покоряют тонким лиризмом. Картины природы и сельской жизни юга Франции нашли поэтичное воплощение в музыке (см. хоры I или IV актов). Композитор воспроизвел в своей партитуре подлинные провансальские напевы; примером может служить старинная любовная песнь «О, Магали», играющая важную роль в драматургии оперы. Тепло очерчен и центральный образ крестьянской девушки Мирейль, гибнущей в борьбе за счастье с любимым. Все же музыка Гуно, в которой больше изящества, нежели сочного полнокровия, уступает в реализме и красочности «Арлезианке» Бизе, где с изумительным совершенством передана атмосфера Прованса.

Последнее значительное художественное достижение Гуно - опера «Ромео и Джульетта». Ее премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом - в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей. Хотя трагедия Шекспира здесь трактована в духе лирической драмы , лучшие номера оперы - а к ним относятся четыре дуэта главных героев (на балу, на балконе, в спальне Джульетты и в склепе), вальс Джульетты, каватина Ромео - обладают той эмоциональной непосредственностью, правдивостью декламации и мелодической красотой, которые характерны для индивидуального стиля Гуно.

Написанные вслед за тем музыкально-театральные произведения показательны для наступившего идейно-художественного кризиса в творчестве композитора, что связано с усилением клерикальных элементов в его мировоззрении. В последние двенадцать лет жизни Гуно не писал опер. Он умер 18 октября 1893 года.

Таким образом, «Фауст » явился его лучшим созданием. Это классический образец французской лирической оперы со всеми ее достоинствами и некоторыми недостатками.

М. Друскин

Сочинения

Оперы (всего 12)
(в скобках указаны даты премьер)

«Сафо», либретто Ожье (1851, новые редакции - 1858, 1881)
«Окровавленная монахиня», либретто Скриба и Делавиня (1854)
«Лекарь поневоле», либретто Барбье и Карре (1858)
«Фауст», либретто Барбье и Карре (1859, новая редакция - 1869)
«Голубка», либретто Барбье и Карре (1860)
«Филимон и Бавкида», либретто Барбье и Карре (1860, новая редакция - 1876)
«Царица Савская», либретто Барбье и Карре (1862)
«Мирейль», либретто Барбье и Карре (1864, новая редакция - 1874)
«Ромео и Джульетта», либретто Барбье и Карре (1867, новая редакция - 1888)
«Сен-Map», либретто Барбье и Карре (1877)
«Полиевкт», либретто Барбье и Карре (1878)
«День Заморы», либретто Барбье и Карре (1881)

Музыка в драматическом театре
Хоры к трагедии Понсара «Одиссей» (1852)
Музыка к драме Легуве «Две королевы Франции» (1872)
Музыка к драме Барбье «Жанна д"Арк» (1873)

Духовные сочинения
14 месс, 3 реквиема, «Stabat mater», «Те Deum», ряд ораторий (среди них - «Искупление», 1881; «Смерть и жизнь», 1884), 50 духовных песен, свыше 150 хоралов и другие

Вокальная музыка
Более 100 романсов и песен (лучшие изданы в 4-х сборниках по 20 романсов в каждом), вокальные дуэты, множество 4-голосных мужских хоров (для «орфеонистов»), кантата «Галлия» и другие

Симфонические произведения
Первая симфония D-dur (1851)
Вторая симфония Es-dur (1855)
Маленькая симфония для духовых инструментов (1888) и другие

Помимо того, ряд пьес для фортепиано и для других сольных инструментов, камерных ансамблей

Литературные сочинения
«Воспоминания артиста» (изд. посмертно), ряд статей

«Искусство есть одно из трех основных перевоплощений, которым подвергается действительность под воздействием ума человека, в зависимости от того, рассматривает ли человек эту действительность в идеальном и совершенном свете Добра, Истины или Красоты».
Шарль Гуно. «Воспоминания артиста» 1892 г.

Шарль Франсуа Гуно родился в Париже 17 июня 1818 года. Его отец Франсуа Луи Гуно был видным французским художником. Мать будущего композитора, в силу сложившихся обстоятельств, уже с одиннадцати лет вынуждена была преподавать музыку. Ее дальнейшее совершенствование в этой области прошло под руководством профессора парижской консерватории Луи Адана, и она получила вполне заслуженное признание как хороший педагог.

Первое представление о музыке Шарль, по его собственному признанию, получил, будучи еще совсем маленьким ребенком, когда любимая мать кормила его грудью, всегда при этом что – то напевая. И вот ребенок бессознательно, прежде чем научился говорить, получил ясное и точное представление об интонациях и интервалах, об основах модуляций и о различии между мажором и минором.

Мать мальчика, несмотря на его очевидный музыкальный талант, была категорически против музыкальной карьеры сына. Полагаясь на свой опыт, она считала, что эта профессия не может дать положения в обществе. Мать обратилась за помощью к директору лицея, где учился мальчик, чтобы он сумел разубедить сына в его выборе. Однако музыкальный талант ученика просто потряс директора, и он вынужден был сказать: «Дитя мое, будь музыкантом!». Сопротивление матери, продиктованное заботой о сыне, было отчасти преодолено, и Шарль стал брать частные уроки у профессора консерватории Антона Рейхи. Через некоторое время он поступил в Парижскую консерваторию и стал учиться контрапункту у Галеви и композиции у Лесюэра. Заветной мечтой Гуно была Римская премия, которую он решил получить, во что бы то ни стало. Большая Римская премия, это национальная государственная премия Франции, которая ежегодно по конкурсу присуждается Академией искусств студентам, оканчивающим курс Парижской консерватории. Лауреаты получают стипендию для четырехлетнего художественного совершенствования в Риме. Три раза пришлось Шарлю Гуно участвовать в таких конкурсах. В 1839 году мечта, наконец, осуществилась. За кантату «Фернан», представленную на конкурс, молодой композитор был удостоен, наконец, Римской премии и вскоре уезжает в Италию.

Жизнь в Риме была интересной и насыщенной. Здесь Гуно написал много музыки для органа и в частности мессу для церкви Сен-Луи де-Франсе. Исполненная под его управлением ко дню рождения короля Луи-Филиппа, месса была восторженно принята, а молодой автор был назначен «Пожизненным почетным регентом» церкви Сен-Луи де-Франсе.

Зимой 1840 года Гуно впервые услышал и увидел восемнадцатилетнюю Полину Гарсиа, жену директора Итальянской оперы в Париже Луи Виардо. Супруги совершали свадебное путешествие, и Полина пела в салонах Академии знаменитую арию из оперы «Робин Гуд». Гуно аккомпанировал ей тогда, и был поражен талантом и красотой этой совсем юной девушки. Через десять лет он напишет специально для Полины Виардо оперу «Сафо». Роль Сафо певица с блеском исполнила на сцене Парижской оперы 16 апреля 1851 года. Присутствующий тогда на премьере Берлиоз прослезится и скажет: «Я уже лет двадцать не испытывал такого волнения, как сегодня».

Римский период жизни композитора был связан и с глубоким влиянием на него полифонической музыки XVI века. Он тщательно изучает сочинения Палестрины и пишет много духовной музыки. Да и сам город и его окрестности, вызывают восторг молодого человека. А бессмертные творения Рафаэля и Микеланджело навсегда завораживают его своим ослепительным великолепием.

После возвращения в Париж Гуно становится церковным органистом и даже намеревается принять духовный сан. Он занимается философией и богословием, ходит в одежде аббата, и в течение зимы посещает курсы теологии в семинарии Сен-Сюльпис. К этому времени относится создание композитором его монументальной Торжественной мессы св. Цецилии, – произведения огромной и грандиозной силы.

Однако вскоре композитор почувствовал, что не может жить без искусства и, поняв это, вернулся в мирскую жизнь.

Далее следует период активной творческой работы и Шарль Гуно пишет несколько опер, среди которых особо выделяется «Фауст». Давно задуманное композитором, это сочинение становится образцом французской лирической оперы. Зрители, однако, не сразу поняли новаторскую сущность оперы, но совсем скоро она получила признание во всех странах Европы. Через тридцать лет после ее написания торжественно состоялось пятисотое исполнение оперы «Фауст» в театре «Гранд-Опера» в Париже. Дирижировал этим спектаклем сам автор.

К концу 79-х годов усилилась религиозность Гуно, и, написав ряд неудачных опер, он теперь навсегда, отошел от музыкального театра и вновь стал сочинять духовную музыку. К концу своей творческой жизни композитор создает два крупных произведения в этом жанре – оратории «Искупление» и «Смерть и жизнь». По поводу последней оратории Гуно писал своему другу:
« … Ее сюжет: смерть и жизнь. Об этом сюжете я долго размышлял, он интересует меня с каждым днем все больше и больше. По – моему, в религиозных идеях и чувствах музыка находит наиболее благородные и возвышенные формы».

Теперь большую часть времени композитор жил под Парижем, в Сен-Клу. Здесь он занимался с молодым композитором А.Бюссе.

Здесь же, в Сен-Клу Шарль Гуно и ушел из жизни осенью 1893 года, когда писал Реквием памяти своего умершего внука. К моменту этого печального события ему было 75 лет.

Виктор Каширников