Почему доктор Старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

1. И.А. Гончаров «Обломов»

Главный герой романа Илья Обломов, начиная свою карьеру, совершает оплошность по службе и отправляет важную депешу вместо Астрахани в Архангельск. После чего внезапно заболевает, в медицинском свидетельстве, выданном доктором, засвидетельствовано: «Отолщение сердца с расширением левого желудочка оного», вызванное ежедневным «хождением в должность». Эта ошибка привела к последующему вечному лежанию на диване, от которого не спасают даже все попытки Штольца. Так ошибка на службе стала фатальной для Обломова.

2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Григорий Мелехов, будучи молодым, крепким казаком, выбирает для любовных утех самую красивую в округе молодую казачку Аксинью. Дело обычное для казачьей станицы. Но проблема кроется в удивительном происхождении всего рода Мелеховых, в его генезисе. А Аксинья, никогда не знавшая любви, впервые поняла прелесть этого чувства. В станице казаки стеснялись смотреть в бесстыжие глаза Аксиньи. Но приказ отца жениться на Наталье становится фатальным для Григория. Всю жизнь будет он метаться между двумя женщинами, в итоге погубит обеих.

3. Е.И. Замятин «Мы»

Главный герой романа – Д-503 – винтик механизма Единого Государства. Он живёт в мире, где нет любви (её заменяют «розовыми талонами»). Встреча с I-330 поражает воображение героя. Он влюбляется. По закону он должен доложить хранителям о преступлении, в которое втягивает его девушка. Но он медлит и упускает время. Ошибка становится роковой для I-330.

4. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Володя Тенков оказывается в самое страшное время в годы великого перелома в самом центре битвы. С одной стороны это сытые представители номенклатуры партийного руководства, где пироги, борщи и вкусный квас. С другой – выброшенные на обочину жизни люди. Бывшие «кулаки» сегодня – «шкилетники» и «слоны», вызывающие жалость мальчика. Попытка им помочь становится ошибкой. Спасает ребёнка, болеющего милосердием, старая больная собака.

5. В. Быков «Сотников»

Главный герой повести – Сотников – пережил в жизни потрясение. Он, ослушавшись запрета отца, взял его именной пистолет, который внезапно выстрелил. Тяжело было мальчику признаться в этом отцу, но сделал он это не по собственной воле, а по требованию матери. Когда мальчик сказал отцу о своём преступлении, тот его простил, но спросил, сам ли он решил это сделать? На этот вопрос ребёнок не был готов ответить и малодушно сказал: «Да». Отрава лжи вечно жгла душу Сотникова, напоминая об ошибке детства. Этот проступок стал определяющим в жизни Сотникова.

Хорошая тема для сочинения, особенно для молодого поколения. Молодежь и их родители, и более старшие опытные знакомые и друзья-родственники всегда находятся в негласном противостоянии. Молодые хотят идти вперед, пробовать, развиваться, получать эмоции и пускаться в авантюры. Готовы ли они ошибаться при всем этом - большой вопрос. Задумываются ли над вероятностью ошибок, над тем - как они будут их переживать или исправлять? Возможно самые ответственные - да, а вот в основной своей массе молодые люди уверены в своей правоте, и не думают о возможных ошибках.

Такая безрассудность как раз и настораживает их родителей и близких, которые лезут к ним с чем? С опытом. Чаще всего своим. На что молодые уверены, что "у меня так не будет". Но это закон жизни, и увы, такой бесценный и важный опыт - результат действий и ошибок. Иначе невозможно. Как говорят мудрые люди "Не ошибается тот, кто ни чего не делает". Притворись камнем, и не ошибешься. А жизнь? Ну что ж, жизнь пройдет мимо тебя, в этом удел камней.

Конечно, в литературе не мало произведений на эту тему. Это вам и "Отцы и дети", и Собачье сердце". Мне же вспомнилось не такое большое произведение а А.П. Чехова. "Ионыч". Сказать честно, меня оно заинтриговало в школе по той простой причине, что главный герой в произведении оказался моим...однофамильцем. Как то волнительно оказалось читать свою фамилию в книге. И отношение к главному герою было словно к человеку, как будто не чужому, вроде как он дальний родственник мне. Ну это уже мою подростковое восприятие было таким.

В чем же суть рассказа и каким боком сюда можно отнести темы "Опыт и ошибки". Да самым прямым. Если вспомнить рассказ, то про что он? Молодой врач оказывается в небольшом городке. Это конечно не предел его мечтаний, но сам врач молод, в нем есть тот самый какой то юношеский задор, какие то живые и настоящие эмоции. Он знакомится с одним местным семейством, чья дочка становится ему мила. Через весь рассказ следует череда событий, через год, через 2, еще через несколько лет мы видим нашего героя и те нерадостные изменения, что происходят с ним.

Возможно, побоявшись один раз ошибиться, показаться смешным, не отдаться чувствам, герой и делает главную ошибку своей жизни. Побоявшись что то сделать не так, подумав о том, что скажут другие, он постепенно теряет в себе то, что так ценно в молодости - стремление к движению и развитию. В определенном плане можно сказать, что Ионыч развивается, но это скорее не рост ввысь, а рост вширь, при чем порой в самом прямом смысле этого слова. Со временем молодой врач становится не особо приятной внешне персоной - грузным, толстым, заевшимся... без особых радостей в жизни.

Ну конечно, можно и обвинить Екатерину в том, что она не сразу разглядела в Старцеве человека, который ей оказался мил не сразу, а потом. И это уже некая другая ошибка, уже ее. Она погналась за журавлем в небе, опустив из рук синицу. Получается, что череда ошибок формирует жизнь обоих персонажей. И ведь что странно. Старцев предпочитает ни чего не делать (делает выводы скажем так из чужого опыта), и ошибается. Екатерина решает уехать и тоже ошибается. Жизнь, как череда ошибок, формирующих опыт, который направляет человека дальше. Проблема в том, что если вывод на основе ошибки сделан неправильно, то сформировавшийся опыт продолжит вести человека по ложному пути.

И напоследок хочется вспомнить еще одну строчку по теме Опыт и ошибки - "Если б молодость знала, если б старость могла". Одно неотделимо от другого, но нужно помнить, что важно отделять ошибки фатальные от тех, что под силу переосмыслить и исправить.

Несомненно, знакомясь с литературными произведениями, читатели набираются жизненного опыта. В своих книгах авторы показывают различные жизненные ситуации и на примере судеб персонажей, иногда счастливых, иногда горестных, демонстрируют, чем может обернуться та или иная жизненная ситуация, каких действий следует избегать, каких ошибок остерегаться. Мне очень близка позиция Антона Павловича Чехова, который в своих произведениях не стремится никого поучать, как жить, но именно его рассказы могут дать тот самый «колоссальнейший и глубочайший опыт жизни».

Я остановлюсь на содержании всего одного чеховского произведения «Ионыч». Рассказ повествует о жизни Дмитрия Ионовича Старцева, врача из Дялижа, поначалу довольно прогрессивного, трудолюбивого и отличающегося от остальных обывателей, о чём свидетельствуют слова: «А когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрёк и начинал сердиться и назойливо спорить. При всём при том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чём говорить с ними». В начале своей карьеры Старцев лёгок на подъём, открыт и чист душой, о чём говорит его искренняя влюблённость в Екатерину Ивановну Туркину, готовность пойти на свидание даже на кладбище, вопреки здравым доводам рассудка.

С течением времени, однако, Старцев меняется: юношеская лёгкость уходит, уступая место лени и одышке, желание проводить время в обществе обращается в неприязнь и даже презрение к этому обществу, а стремление помогать людям заменяется желанием зарабатывать и копить деньги. Душа его охладевает – воспоминание о былом чувстве к Котику вызывает лишь неловкость, и запоздалое раскаяние девушки, которая видит в нём прежнего искреннего и благородного человека, не трогает Старцева: он прекращает общение с Туркиными, несмотря на просьбу Екатерины Ивановны почаще заглядывать к ним.

Растворившись в обывательском болоте, которое он прежде отвергал, Дмитрий Ионович Старцев, искренний, незаурядный и чувствительный человек, превратился в визгливого толстосума с «заплывшей жиром шеей». Как пишет Чехов, «огонёк в его душе погас». И жители Дялижа прозвали его «поляком надутым, хотя поля ком он никогда не был».

Рассказывая о превращении молодого интеллигентного врача в Ионыча, Чехов заставляет читателей задуматься о том опыте, который мы приобретаем в жизни, и об ошибках молодости, из которых нужно извлекать уроки, чтобы не оказаться у разбитого корыта к концу жизни. Мне вспоминаются слова другого классика, который говорил, что нельзя утрачивать иделы молодости.

Н.В.Гоголь в одном из лирических отступлений поэмы «Мёртвые души писал: « Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!..» Тем самым писатель утверждает, что все самое хорошее в жизни связано именно с юностью и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в его произведении помещики, став “мертвыми душами”. Они не живут, а существуют. Гоголь же призывает сохранить живую душу, свежесть и полноту чувств. Оказывается, в молодости можно допустить непоправимые ошибки, которые не загладит последующий жизненный опыт.

Таким образом, беспримерным источником жизненного опыта является литература. Говоря устами своих героев, писатели делятся с нами историями жизни, прочитав которые, мы можем сделать собственные выводы и впоследствии, столкнувшись с трудностями, не совершить ошибок, от которых предостерегают нас классики.

Демидова Арина, 11-Г класс, Академическая Гимназия №56

В рассказе «Ионыч» (1898 г.) А.П.Чехов изобразил «обыкновенную» историю одного человека, постепенно утратившего духовное начало. Почему герой, который вначале произведения подавал большие надежды, в итоге превратился в толстого, мрачного, равнодушного обывателя? Почему он так бездарно потратил свою жизнь? Были ли предпосылки превращения раннего Старцева в Ионыча?

До Чехова эта проблема решалась однозначно. Во всем была виновата среда. М.Горький впервые почувствовал, что чеховские рассказы бесполезно разбирать по устоявшимся схемам. Он сравнивал произведения писателя с «дорогими, тонкими кружевами, требующими особого обращения». Писатель подошел к этому вопросу с другой стороны. Он показал, что сам человек виновен во всем, что происходит в его жизни.

Сюжет рассказа прост. Но в нем заключен глубокий подтекст. В небольшом рассказе, состоящем из пяти глав, Чехов описал всю судьбу человека. Каждая глава является определенным этапом его биографии. Действие происходит в обыкновенном провинциальном городке, вобравшем всю скуку и однообразие провинциальной жизни.

Молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев приехал в маленький уездный городок Дележ. Все жители советовали ему познакомиться с самой образованной семьей в городе – семьей Туркиных. Глава семейства Иван Петрович был душой компании, знал много анекдотов, постоянно повторял одно и то же слово «недурственно». Его жена Вера Иосифовна читала гостям свои заурядные романы, которые ничего общего не имели с жизнью.

Их дочь Катерина Ивановна, Котик, как называли ее родные, готовилась к поступлению в московскую консерваторию. Она долго, по четыре часа в день, упражнялась в игре на фортепиано. Причем ее игра напоминала падение с горы камней.

Старцеву было хорошо в их доме. Рядом рос тенистый сад, из соседних комнат доходил запах жареного лука. И эта семья считалась самой образованной в городе! Но наш герой как будто не замечает этого. Все полагали Дмитрия Ионыча истинным интеллигентом, называли его «паном» за то, что он чуждался обывателей.

Герой стал бывать у Туркиных чаще. Ходил пешком в город и напевал строчки из классического стихотворения Дельвига: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия» или романс на слова А.С.Пушкина «Твой голос для меня и ласковый и томный». Но уже здесь Чехов показывает, что его «интеллигентный» герой внутренне готов слиться с обывательской средой. Писатель "бросает" отдельные замечания: «своих лошадей у него еще не было», но они обязательно будут. Или, возвращаясь от Туркиных, Старцев повторил любимое слово Ивана Петровича «недурственно» и улыбнулся.

Катерина Ивановна привлекала героя своей грацией, свежестью, уверенностью. Он мог говорить с ней о литературе и искусстве. Старцев влюбился в Котика. Встречи героя с ней проходили в осеннем саду. В такой контрастности умирающей природы и зародившейся любви Дмитрия Ионыча мы чувствуем начало конца этой любви. Герой долго готовился к тому, чтобы сделать Котику предложение. У него не было даже фрака. Поэтому он обегал весь город в поисках костюма. Но Котик решила пошутить. Она назначила герою свидание ночью на кладбище. В душе героя нарастали сомнения: стоит ли ему солидному земскому доктору «таскаться по кладбищам»? Что скажут товарищи, когда узнают? В этих словах весь Старцев, целиком зависящий от общественного мнения.

Эпизод несостоявшегося свидания с Котиком играет ключевую роль в раскрытии образа Ионыча. Это кульминация рассказа. Старцев входит в эпизод с надеждой. «У всякого свои странности»,- подумал он. Далее следуют слова рассказчика: «и он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его». Герой импульсивно принял решение остаться на кладбище. Он показан наедине с вечностью.

Старцев оценивает будущее предприятие с точки зрения обывателей. Чеховский герой не дотягивает до Героя. Автор дает ему шанс остаться наедине с самим собой, шанс сделать какие-то важные выводы. Особое настроение здесь создает пейзаж: «Старцева поразило то, что он видел теперь в первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случиться видеть: мир, не похожий ни на что другое, - мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель».

Кладбище кажется не самым веселым местом на земле, но именно здесь Старцев был живым. Он провел на кладбище четыре часа, но всего за эти четыре часа он окончательно превратился в «Ионыча». Бывают в жизни человека минуты, когда он внутренне выбирает свою дорогу. По идее герой должен выйти из этого пространства обновленным. Но Старцев не послушал свое сердце, а доверился обывательскому «благоразумию».

Мотив сада играет важную роль в рассказе. Сад символизирует выход из парадоксального мира в мир ограниченных возможностей, будничных дел. Весь эпизод – романтическая картина со сниженным финалом. Садясь с наслаждением в коляску, Старцев подумал: «Ох, не надо бы толстеть!»

Это эпизод несостоявшегося свидания героя с самим собой. Котик неожиданно отказывает ему в предложении выйти замуж. Проходит четыре года. Катерина Ивановна осознала, что ошибкой были и отказ Старцеву, и поездка в Москву. Она утратила былую молодость, уверенность. Но больше всего за эти годы изменился Старцев. Он по-прежнему убежден в своей исключительности, в резком отличии от мещанской среды города.

Герой рассуждал о прогрессе человечества, об отмене смертной казни. Но образ жизни и внешность героя уже не соответствуют его высоким речам. Он спешно принимает больных, кричит на них, едет не на паре, а на тройке с бубенцами.

Старцев пополнел, раздобрел. Его раздражает безделье обывателей, а сам он играет в карты по три-четыре часа с наслаждением. Каждый день Ионыч считает разноцветные бумажки, «добытые практикой», от которых пахло «духами, уксусом, ладаном, ворванью». Все деньги он отвозил в «Общество взаимного кредита». Эта деталь говорит о равнодушии героя к тому, откуда именно стекаются деньги в его карман (из дворянских, купеческих домов или изб городской бедноты) и о невнимательности Старцева как врача.

Ионыч не замечает течения времени, изменений, происшедших в нем самом. Во время последнего свидания с ним Котик произносит слова, почти повторяющие речь героя несколько лет назад. Теперь Катерина Ивановна говорит с «увлечением», поэтизирует Старцева. Теперь уже ее чувство встречает сухость и эгоизм Ионыча.

В этой ситуации заложен драматический смысл. Произошло обеднение, обкрадывание себя человеком, не принявшим любовь, произошла утрата радости человеческого общения. Слабый огонек в душе героя затеплился и погас. Теперь Ионыч равнодушен ко всему, кроме денег. Он не замечает страданий людей. Покупая очередной дом, проходит через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые «глядят на него с изумлением и страхом».

От жадности герой занимает сразу две должности. Автор подчеркивает физическое и духовное ожирение героя: «голос у него изменился, стал тонким и резким», так как «горло заплыло жиром». Характер же закономерно превратился в тяжелый, раздражительный. Весь он напоминает языческого бога. Про Туркиных Старцев и не вспоминает.

Причина оскудения души Старцева в нем самом. В нем изначально были отрицательные качества, которые он позволил себе развить. Человек сам творит свою жизнь. Но как, в сущности, мала и незаметна черта, отделяющая человека от чудовища!

Как написать итоговое сочинение Опыт и Ошибки в произведении Ионыч?

    В прозаичном рассказе А.П.Чехова Ионыч идет речь о девушке, которая мечтала стать талентливой успещной пианисткой. Вам следует начать сочинение с описания планов и мечт девушки с использованием цитат, характеризующих мировозрение героини. Затем опишите проблематику рассказа и обязательно включите цитаты кульминационного момента, когда к девушке посватался молодой человек, предложение которого она отвергла. В выводе подчеркните важность выбора, продиктованного разумом, но и опишите свои мысли почему стоит иногда прислушиваться к сердцу.

    Основное направление в данном сочинении - горький опыт, непоправимые ошибки, которые мы совершаем, цена этих ошибок. Тезис: Жизнь для нас - лучший учитель и ошибки наши в этом не исключение.

    Рассмотрим направление опыт и ошибки на примере произведения Антон Павловича Чехова Ионыч. Для этого вспомним краткое содержание произведения.

    Екатерина Ивановна порхала по жизни как мотылек. В юности всегда кажется, что перед тобой откроются все двери. Ты хороша собой, талантлива, все в твоем окружении любят тебя, поэтому тебя ждет только слава и успех.

    Дмитрий Ионыч смотрит на жизнь уже имея больше опыт, чем юная красавица. Она ему очень понравилась. Однако взаимных чувств не было. Ведь Екатерина считала, что семейная жизнь помешает ей сделать карьеру. Однако, только спустя годы она поняла, что ничего особенного из себя не представляет и женское счастье всегда надежнее и нужнее женщине, чем карьера.

    И осталась Екатерина - Котик, одна, совершив большую ошибку в своей жизни, отвергнув любящего ее человека.

    В данном сочинении по рассказу Чехова Ионыч могут быть следующие тезисы:

    иногда человек может совершить такие ошибки, которые разрушают жизнь других людей,

    люди могут совершать такие ошибки, о которых они будут жалеть всю оставшуюся жизнь.

    В рассказе Ионыч речь идет о молодой девушке Екатерине. Она молода, красива и талантлива. Однажды она знакомится с доктором Старцевым. он в нее влюбляется, но Екатерина не отвечает ему взаимностью, а даже наоборот, насмехается над Старцевым.

    Екатерине кажется, что замужество - не для нее, думает, что ее молодость и красота будут вечные. Но когда она осознает свою ошибку, становится уже поздно.

    В результате Екатерина остается одинокой и несчастной.

    Чтобы написать сочинение про Опыт и Ошибки в произведении Ионыч, нужно обратится к отношениям Дмитрия Ионыча и Кати.

    У Кати не было жизненного опыта, ее любили родители, баловали и она верила в то, что она станет мировой знаменитостью. Катерина все жила будущим, так как у нее не было опыта.

    Доктор Дмитрий Ионыч жил настоящим, так как в своей профессии он каждый день сталкивался с реальными проблемами и жизнью людей.

    Катерина поразила Ионыча и он захотел женится и создать семью.

    Но Катя так верила в себя, в свою мечту, что не захотела обычного доктора.

    О чем ему пару раз конкретно намекнула шутками насчет встречи на кладбище.

    Оказалось, что верила зря.

    Не было у нее такого таланта, чтобы стать звездой, да и красоты и и удачи такой чтобы выйти за князя, поэтому в результате она осталась одна.

    И Ионыч остался один.

    Вот так ошибка со временем показала результат, опыт или мудрость.

    Лучше синица в руке, чем журавль в небе и нужно оценивать себя реально.

    Главная героиня произведения - Екатерина Ивановна, или Котик, как ее еще называют дома, считает себя особенным человеком, которому уготована великая участь: она считает себя в будущем великой пианисткой, и старается все силы отдавать именно будущей карьере.

    Юную Екатерину замечает приехавший в гости доктор Дмитрий Ионыч, и у него возникают к ней чувства.

    Но сама Екатерина с насмешкой относится к Ионычу и его чувствам. Она насмехается над ним: то назначает встречу на кладбище, заранее зная, что сама туда не пойдет,то надменно отказывает в предложении руки и сердца, полагая, что никакая семья не заменит ей призрачного счастья известной артистки.

    Но дело сделано. на собственном опыте Екатерине пришлось убедиться в том, что она совсем не уникальна, она такая же, как все. Но неопытность и наивность, а также заоблачные мечты девушки в то время отвернули от нее человека, который мог составить ее счастье, а повернуть назад стало уже невозможно.

    В итоге необдуманные шаги привели к личной трагедии: оба жили несчастливо и одиноко.

    Подобная тема сочинения может вам попасться в качестве темы итогового сочинения и тут придется хоть немного вспомнить само произведение Чехова Ионыч.

    В сочинении нужно описать чувства Ионыча к Катерине, писать нужно о том как Ионыч пытался добиться Катерину, а она была к нему холодна. Но спустя несколько лет Катерина повзрослела и поняла свою ошибку.