Образ Чацкого в комедии «Горе от ума. Мое мнение о монологе Чацкого по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»?

Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о Чацком, стало понятно, что не всё так однозначно. По поводу некоторых поступков Чацкого возникает много вопросов. Нет, конечно, он не стал для меня отрицательным героем, но на некоторые его черты характера я смотрю по-другому. Давайте прочитаем слова Бестужева о Чацком: «Пылкий, благородный и добрый малый». Обращает на себя внимание слово пылкий. Хорошо это или нет? Если говорить о пылкой любви, то, наверное, да. А если эта пылкость проявляется в чём-то другом?

По словам Сомова, Грибоедов знал о том, что герои совершенные могут нам нравиться как образец, как мечта. Но вряд ли оставляют в наших сердцах след надолго. Как понять эти слова? Наверное, критик хотел сказать, что такие вымышленные идеалы могут оставить только сожаление от невозможности достичь совершенства. Поэтому Грибоедов и не идёт по такому пути. Он не показывает нам идеального Чацкого, а изображает героя со слабостями и недостатками. Да, наш герой - умный, пылкий, добрый человек. Но есть у него и отрицательные качества: нетерпимость к недостаткам других и заносчивость. Грибоедов в комедии покажет, к чему могут привести, на первый взгляд, невинные человеческие недостатки.

Событий в пьесе происходит много, но в конце комедии все просто ополчились против Чацкого, объявляют его сумасшедшим, и он вынужден покинуть Москву. В чём же причина конфликта? Это - взгляды Чацкого, которые кардинально отличаются от взглядов «фамусовской Москвы». Он не ищет чинов, считает, что служить нужно «делу, а не лицам». Герой безукоризненно честен, любит родину, считает, что человек волен сам выбирать себе занятие: путешествовать или жить в деревне, заниматься наукой или искусством. А для Фамусова такие взгляды героя опасны. Ведь дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство. А Чацкий над ними посмеивается, остро критикует московских дворян, их нравы, жизнь, взгляды.

Николай Андреевич в Москву-то приехал только из-за Софьи, из-за любви к ней. Но Софья уже другая. Когда-то ей нравился юмор Чацкого, а теперь только раздражает. Прожив в обществе людей, для которых главное карьера и деньги, Софья меняется. Она презирает всё, что говорит Чацкий, ей неприятны воспоминания о нежных детских чувствах к нему. Но когда Николай Андреевич посмел высказаться нелицеприятно о новом увлечении Софьи - Молчалине, тогда героиня поступает просто жестоко. Она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Язвительность и нетерпимость героя сыграли злую шутку: сплетни о нём становятся всё нелепее и опаснее. На протяжении всей комедии Чацкий пытается вернуть былую любовь Софьи. Но становится только хуже. Когда же герой стал свидетелем неприятной сцены между Молчалиным, Лизой и Софьей, то не выдерживает и колко высказывается против каждого, кто оказался рядом. А теперь только остаётся сказать: «Карету мне, карету»! Герой покидает Москву.

Комедия Грибоедова - до сих пор живое произведение, зовущее людей вперёд, в настоящее и будущее, и отметающее со своего пути всё старое и отжившее. Чацкий - борец за дело, за идею, за правду. Поэтому он и близок людям разных эпох.

Views: 8676

Прочитав комедию Грибоедова «Горе от ума» я обратила внимание на существенные различия в поведении двух героев одного возраста: Чацкого и Молчалина. Что же это за различия, я постараюсь объяснить в данном сочинении.

Чацкий – это очень гордый, ставящий себя намного выше других, человек, который всё время высказывает своё мнение, не думая о том, понравится это другим людям или нет. Чацкий очень насмешлив, и правильно говорила о нём Софья: «Он славно пересмеять умеет всех», «Малейшая в ком странность чуть видна, весёлость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова», «Зачем же быть, скажу вам напрямик, так невоздержну на язык? В презреньи людям так нескрыту?». Молчалин же ни с кем не спорит, держит своё мнение при себе. Например, в диалоге с Чацким он говорит: «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь», на что Чацкий ему отвечает: «Помилуйте, мы с вами не ребяты, зачем же мнения чужие только святы?»

Молчалин добивается своей цели при помощи «прислуживания». Вот что он говорил: «Мне завещал отец: во-первых угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведётся жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Как мы видим, Молчалин строго исполняет наказ отца. Всё, что он делает — только для того, чтоб угодить другим. В те времена только таким способом бедные люди могли добиться повышения, поэтому Молчалина можно считать целеустремлённым человеком. Чацкий же небеден, у него итак всё есть, поэтому он и не понимает Молчалина и презирает его, ведь прислуживание для него означает унижение. Вот почему он сказал Фамусову: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Исходя из вышеуказанных фактов, у нас могло сложиться хорошее отношение к Молчалину, но у него есть черты, которые серьёзно портят впечатление о нём: коварность и неискренность. Например, он говорил Лизе, в которую был влюблён: «И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека» — то есть он не любит Софию, а только делает то, что она хочет, потому что ему выгодна женитьба на ней! Он поступает очень плохо по отношению к женщине, которая в него влюблена.

Но всё вышеуказанное совсем не означает то, что Чацкий умён, а Молчалин – глуп. Вполне может быть и наоборот. Чацкий в глаза высмеивает окружающих его людей, которые, в принципе, не делают ничего плохого. Разумеется, им это не нравится, и они плохо к нему относятся. Разве умный человек станет портить отношения с окружающим его обществом? Как видим, ничего хорошего из этого не вышло, ему не стало от этого легче. Он только и делает, что спорит со всеми, высмеивая человеческие недостатки и не замечая своих. В конце комедии он обвиняет Софию: «Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, что всё прошедшее вы обратили в смех?!» Во-первых, на тот момент, когда он уехал, Софии было четырнадцать лет, и ни о каких серьёзных чувствах в этом возрасте речи быть не может. Во-вторых, он сам, уехав на три года, не написал «своей возлюбленной» ни одного письма, как правильно заметил Фамусов: «Ну выкинул ты штуку! Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков». В-третьих, София не завлекала его никакой надеждой – она прямо сказала ему, что влюблена в Молчалина: «Вот я за что его люблю», но Чацкий сам решил, что она его обманывает: «Шалит, она его не любит». Единственное, в чём виновата перед ним София, это в том, что она распустила слух о его сумасшествии. Но из его последнего обращения к Софии видно, что он больше страдает не из-за этого слуха, а из-за того, что она предпочла Молчалина ему – такому умному и прекрасному человеку: «А вы! о боже мой! Кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли!» Он даже не подумал о том, что во многом он неправ сам.

Итак, оба героя – Чацкий и Молчалин — мне не понравились. Я не уверена в том, что Чацкий умён, но наверняка знаю, что он много возомнил о себе. Что касается поведения Молчалина, то ведёт он себя умнее Чацкого, но чрезмерное стремление всем угодить переходит в коварность и неискренность, в частности, по отношению к Софии.

8 класс

А что Вы думаете об этих двух героях? Считаете ли Вы, что Чацкий правильно делает, высмеивая других? Ведь он не скрывает своего мнения и, в отличие от Молчалина, всегда говорит, что думает. Каково Ваше отношение к Молчалину и к его принципам?

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Значение образа Чацкого

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению


Когда я прочитала эту пьесу в первый раз, Чацкий показался мне самим совершенством: остроумный, весёлый, добрый, ранимый, чувствительный молодой человек, поступающий правильно во всём… Однако это было в первый раз. Сейчас же, разбирая это произведение на уроках литературы, моё мнение о Чацком изменилось. Нет, я не считаю его занудой и грубияном, просто есть в жизни поступки, которые потом исправить, увы, невозможно. Мне понравилось высказывание Бестужева о Чацком: «Пылкий, благородный и добрый малый». Но пылкость не всегда бывает полезна, особенно, когда дело касается любви.


Как правильно выражался Сомов, Грибоедов знал, что существа заоблачные, образцы совершенства, нравятся нам как мечты воображения, но не оставляют в нас впечатлений долговременных и не привязывают нас к себе. Раньше я, наверно, не смогла бы понять такое высказывание, теперь же, прочитав ещё раз пьесу и разобрав её на уроке литературы, мне это произведение стало как-то ближе, понятнее.


Сомов прав, что в действительности оставляют в нас все эти вымышленные идеалы? Сожаление, горечь, уныние от того, что мы такими стать не можем? Именно поэтому Грибоедов избрал другую тактику. Он взял персонажа со своими недостатками. Пускай Чацкий - умный пылкий и добрый молодой человек, но со своими слабостями. В нём их две: заносчивость и нетерпимость. Ну в ком не найдётся этих, на первый взгляд, невинных грехов? Вот почему это произведение и отличается от остальных – в нём Грибоедов описывает человеческие недостатки и последствия их необузданности.


Во время пьесы происходит много событий, но почему же, к концу произведения, все на балу вдруг оборачиваются против Чацкого? Что послужило толчком к этому конфликту? Ум Чацкого. Можно спросить, почему именно ум, а не действия героя. Во время пребывания в доме Фамусова, Николай пытается добиться расположения Софьи. Юмор, прежде нравившийся Софье в Чацком теперь, скорее отталкивает её от него. Прожив долгое время в обществе людей, интересующихся только карьерой и деньгами, Софья меняется. Она презирает остроты и свои детские нежные воспоминания о прошлом, которые так дороги Чацкому. Не проявив терпения и смирения с холодностью Софьи (здесь я с ним согласна), Чацкий покидает дом Фамусовых… На протяжении всей пьесы, Чацкий пытается сблизиться со своей любимой девушкой, однако, с каждым разговором, делает только хуже. В конечном итоге, Чацкий совершает опрометчивую ошибку: высказывает своё мнение о Молчалином, возлюбленном Софьи. Остроумие подвело Чацкого. С этого и начинается конфликт. Чем дальше разворачиваются действия, тем хуже и опаснее становятся сплетни о герое пьесы. Ну а дальше по содержанию Чацкий подслушивает тайный разговор сначала Молчалина с Лизой, затем и самой Софьи с этой парочкой. Когда-нибудь всё тайное становится явным. На шум сбегаются все жители дома. В этой сцене Николаю бы успокоиться и правильно изложить все факты Фамусову. Но разочарование в Софье, ложное обвинение против него самого заставляют Чацкого не сдержаться от справедливых, но колких высказываний против каждого, кто находился рядом… Николай уезжает. Куда, он и сам не знает, но то, что случилось в доме Фамусова, навсегда оставит свой отпечаток уныния в душе этого человека…


Пьеса Грибоедова открыла мне двери в новый мир чувств, эмоций. Совершенных людей не бывает, и для меня оказался более понятен человек именно с такими же проблемами, как и у всех остальных людей. Комедия Грибоедова – это шедевр классики и культуры, который до сих пор ценится у людей. И я не жалею, что прочитала такую замечательную книгу!

Чацкий и Молчалпн как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Многие писатели Х1Х века в своих произведениях стремились определить героя, соответствующего времени, т.к. в Западной
Европе происходили большие изменения, и, естественно передавая дворянская интеллигенция ожидала того же от России.
Литература этого периода обгоняла жизнь, плавно, без изменений протекавшую в стране. Не случайно Грибоедов в своем
произведении сопоставляет двух героев: Чацкого и Молчалина.
Первое впечатление о герое создается в момент его появления в пьесе. Молчалина мы видим выходящим из спальни Софьи. Он
не многословен, за все четыре явления унего четыре коротких реплики. Чувствуется, что он осторожен, услужлив: "Я-с",
"С бумагами-с". сразу неприятно бросается в глаза его искусственное самопринижение, низкопоклонство перед Фамусовым.
О Чацком мы узнаем впервые из разговора Софьи и Лизы. Вот характеристика Чацкого из уст Софьи: "Остер, умен,
красноречив". Его характер сразу кажется много привлекательнее характера Молчалина, настораживает "охота
странствовать", объясняемая Лизой как попытка избавиться от скуки.
Молчалин имеет незнатное происхождение, жизнь для него - продвижение по служебной лестнице, цель - получить путем
заискивания все, что есть у господ.
Чацкий - родовитый дворянин, имеет обычное для своего положения воспитание и образование, не очень богат. Он рано
лишился родителей и жил в доме друга отца(в доме Фамусова).Рано стал задумываться о смысле жизни и пытается за границей
ответить на мучавшие его вопросы.
Уже только из этого отчетливо видно, насколько различаются наши героиЧацкий умен, четко дает всему определение, спосбен
мыслить масштабно, у него есть желания, убеждения, стремления, но у него нет четкой цели, он не до конца определился в
жизни. Молчалин не имеет своей точки зрения: "В мои года не должно сметь свое суждение иметь", но у него сформирована
и сформулирована для самого себя жизненная цель.
Сам Грибоедов дает Чацкому свое имя, фамилия же не имеет единого прообраза. Близок к автору, но они не адекватны.
Фамилия Алексея Степановича Молчалина очевидно говорящая - высказывается последний не много, создается впечатление, что
он умалчивает о чем-то.
Герои пьесы зачастую сами характеризуют друг друга. И здесь очевидна разительная разность Молчалина и Чацкого.
Фамусов говорит о Молчалине, что тот "деловой". Софья, что тот "уступчив, скромен, тих", "в лице ни тени
беспокойства", "за других себя забыть готов". Отмечая остроумие Чацкого, о Молчалине она говорит: "конечно, нет в
нем этого ума", - подобное изречение является приговором для мужчины. Чацкий отмечает, что М "услужлив, скромный, в
щеках румянец есть", - явно иронично высказывается в его адрес.
Сам М говорит о своих талантах: "Два-с. Умеренность и аккуратность". Софья само противопоставляет Ч и М. О првом она
говорит: "Не человек - змея". Признает его ум, отмечает некоторое высокомерие: "о себе задумал высоко" .
М и Ч - явные антиподы. Оба героя определяются в своем почти 30-ти летнем возрасте как личности. Определяется их
отношение к карьере.
Чацкий: "служить бы рад, прислуживаться тошно". "Чины людьми даются, а люди могут обмануться". Он пытается сделать
к-то преобразования, насмотревшись на развитую Европу, однако Фамусов характеризует его деятельность в имении следующим
образом: "наблажал". Ч имеет идеи, не умеет осуществить их практически.
М, напротив, исключительно практичен, очень исполнителен. Для него "служба- награжденья брать и весело пожить".
Пока он достает чины - готов служить., прислуживаться, кланяться. Это средство продвижения, но не его суть. Его суть,
цель - быть как господа.
У героев абсолютно разные жизненные ценности, представления о чести, достоинстве. Грибоедова волнует синтез "века
минувшего" и "века нынешнего". Его герои решают проблем: нужно ли учитывать опыт предыдущего поколения.
Молчалин всем без изьятья на всякий случай выслуживается, как учил его отец: "Мы покровительство находим, где не
метили". Молчалин учится, глядя на старших.
Чацкий не только не идет за минувшим, он не идет даже в ногу со временем, но значительно опережает его. Его оценка
"минувшего века": "Прямой был век покорности и страха". Он считает, что "не нужно пустое, рабское, слепое
подражанье". То, к чему стремится Молчалин, нахождение в высшем свете - для него пустое времяпрепровождение.
Чацкий не молчит, он высказывается смело и решительно. Пушкин в своем письме к Бестужеву ставит под сомнение ум Чацкого
- кому он пытается объяснять свою точку зрения? Скалозубам? Фамусовым?
Герои пьесы проходят проверку любовью. Поведение Молчалина явно недостойно, Чацкий завоевывает наше расположение
верностью своей любви.
Молчалин играет влюбленного. На деле он говорит: "Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного". Или: "Я принимаю вид
в угоду дочери такого человека".
Софья, раскрыв обман, ведет себя очень достойно, она говорит Молчалину: "Пойдите прочь". Молчалин же униженно встает
на колено, просит помиловать.
Чацкий понимает, что Софья не любит его, но ведет себя недостойно - начинает выяснять, кого она любит, опускается до
подслушивания. Узнав, что Софья обманута, читает ей нравоучения. Он, очевидно, не выдерживает испытания любовью, но нет
в нем нарочитой униженности, присущей Молчалину.
Чацкий и Молчалин - антагонисты во всех жизненных позициях. Однако последний непотопляем, а Чацкий приходит к
жизненному краху.