Нравоучительные статьи н и новикова читать. Нравоучителные стати н.и. Новикова из журнала детское чтение для сердтса и разума

2 4 2 3 1 2 3 4 На доске тема урока

Николай Новиков Статьи из журнала « Детское чтение для сердца и разума» -

Прочитайте тему нашего урока. Задайте вопросы к теме урока. Выполнить это задание вам помогут вопросительные слова:

Кто? Для кого? Какие? О чём?

Итак, с помощью вопросов вы сформулировали учебные задачи нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Н. И. Новикова, которые раньше назывались статьями .

Известно ли вам что-нибудь о писателе Н. И. Новикове? (Знакомство с биографией писателя)

А хотели бы вы узнать биографию этого писателя?

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году близ г. Москвы. Новиков – писатель, журналист, книгоиздатель. Новиков большое внимание уделял распространению знаний и воспитанию молодёжи. Он даже создал целую программу воспитания. Новиков – книгоиздатель. За 15 лет (1777-1789гг.) больше трети всех книг России были изданы под его руководством. Но книг для детей в те годы почти не было. Детям нечего было читать. И вот Николай Иванович Новиков создаёт первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. Этот журнал издавался 4 года с 1785 по 1789 год.

– Каким представляете вы первый детский журнал?

В этом журнале печатались рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.

Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения.

Сегодня на уроке мы будем читать рассказы из этих журналов. Это трудные тексты. В них встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, т.е. архаизмы, в некоторых словах ударение непривычное для нас .

Первый текст – “Молодой путешественник”. - Прочитайте название.

Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. гофмейстер (читают сноску)

Остальные непонятные слова вы поймёте из контекста.

Герой первой статьи назван Скоробегом? Вы согласны, что это «говорящее» имя? О чём оно говорит?

Фронтальная работа (вопрос-ответ).

Чему учит этот рассказ? - Для сердца он или для разума? – Найдите вывод или мораль и зачитайте её ещё раз. - Как построен рассказ? (1 часть - история, 2часть - мораль).

Такие статьи, рассказы – новый литературный жанр – нравоучительная статья. (слайд)

Физминутка. Упражнения для глаз.

Работа с текстом Второй текст – “Начало только трудно”.

Прочитайте название второго текста.- Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. Намерение - Предположение совершить что-нибудь; план действий, умысел. сие (намерение) (это) иступление -Состояние крайнего возбуждения, при котором теряется самообладание

Самостоятельное чтение и составление таблицы в парах

Кто?

Что делал?

маленький Фёдор

не любил рано вставать

отстать от дурной привычки

Когда?

Что сделал?

однажды летом

проснулся в 5 часов утра

вскочил, оделся

принудил себя

выучил легче

Кто?

Что?

Кто?

Что?

учитель

доволен

Фёдор

столько удовольствия

Мораль

То, что сначала кажется трудным, постепенно становится легким и приятным, если проявить упорство и силу воли

Проверка Исправьте и дополните, если это необходимо. (слайд )

Чему учит этот рассказ? - Найдите и прочитайте мораль.

Сравните первый и второй рассказы (для кого написаны, какие это рассказы,(нравоучительные) как постороены(сначала история, потом - мораль)).

Третий текст – “Крестьянское состояние”. - Прочитайте название и предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. Крестьяне жатва жнецы

1 часть (От начала до слов “И! Батюшка, -отвечал Феденька, - он простой мужик”.)

С помощью вопросительных слов задайте вопрос к первой части. Кто…? Почему…?

А как вы понимаете “простой мужик”?

Кем бы мог быть отец Феденьки? - Предположите, какими могут быть дальнейшие действия отца?

2 часть (“Отец не заставил…” – “…что Феденьке ничего не досталось”.)

Почему отец “тотчас позвал к себе” старого Памфила? Ответ подтвердите словами из текста.

Рассмотрите иллюстрацию. Феденька сидит с пустой тарелкой, а весь хлеб отец положил себе.

3 часть (“Батюшка, у меня хлеба нет…” – “…я дам теперь и тебе хлеба”.)

Почему же отец не дал Феденьке хлеба?

Понял ли этот урок Феденька? Подтвердите ответ словами из текста.

- Зачем отец взял Феденьку с собой на поле?

4 часть (“После обеда…” – “…хотя работа их была очень трудна”.)

Какие слова указывают на то, что работа на поле была очень тяжёлая?

Как выглядели крестьяне, которые выполняли тяжёлую работу?

Как бы вы закончили рассказ?

5 часть (“Увидевши старого Памфила…” - до конца.) - Какова мораль этого рассказа?(Каждый человек достоин уважения)

Рефлексия

Итак, мы прочитали 3 рассказа Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Сейчас каждый из вас попробует ответить на вопрос: “Чему научили вас эти рассказы?” Свой ответ начните так:

- Прочитав рассказы Николая Новикова, я понял(а),что… (Выслушиваются ответы детей).

Как вы думаете, журнал под таким названием сейчас издаётся? Почему?

Итог урока. Составление синквейна.

  1. Рассказы Н. Новикова.
  2. Интересные, поучительные.
  3. Развивают, воспитывают, учат.
  4. Для детского чтения.
  5. Верные друзья.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УМК «Школа 2100» Урок литературного чтения Тема: Нравоучительные статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума».

Правила работы в группе Помогать друг другу Не перебивать друг друга Вежливо общаться Слушать и слышать друг друга Работать в группе дружно

Что читают дети в ХХ I веке?

Этот журнал для тех, кому нравится рисовать, раскрашивать, обводить по трафаретам, делать маскарадные костюмы, интересно узнать о жизни великих художников.

Юмористический журнал со стишками, песенками, ребусами, настольными играми, с поучительными историями, раскрасками, домашним театром, рассказами из истории прошлых лет.

Журнал поможет тебе путешествовать по нашей планете, научит играть с умными игрушками, рассмешит забавными фотографиями животных, удивит интересными сообщениями.

Хочешь знать, что поделывают в Простоквашине дядя Фёдор, почтальон Печкин, пёс Шарик и кот Матроскин? Читайте журнал всей семьёй! В нём вы найдёте рассказы про животных и про нашу страну, стихи, комиксы, ребусы, поделки.

Мышонок Тим подскажет, как сделать понравившуюся поделку, забавные бутерброды, игрушку. Развлечёт тебя комиксами, игровыми страничками. .

Весёлые сказочные герои научат ребятишек быть трудолюбивыми, вежливыми, умными, здоровыми, красивыми.

Развивающий журнал для любопытных малышей с интересными историями, играми, заданиями раскрасками, загадками, страничкой «Сделай сам»

Твои любимые сказочные герои ждут тебя на ярких страницах специаного журнала

Что читали дети в XVIII веке?

Новый жанр НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ Попробуем сами вывести определение этого жанра Литературный жанр, с помощью которого автор доносит до читателя определенное поучение, мораль, внушает некие нравственные истины.

Сюжетная таблица Кто? Что сделал? Что потом произошло? Что изменилось? Мораль Для кого статья?

Сюжетная таблица к статье «Молодой путешественник» Кто? Молодой Скоробег Что сделал? Отправился в путешествие. Не хотел ничего осматривать. Стремился сразу к новым местам. Что потом произошло? Не мог ничего вспомнить из своей поездки, кроме названий мест. Что изменилось? Понял, что был неразумен. Вынужден был снова начать путешествовать. Мораль Если хочешь основательно чему-нибудь научиться, нужно быть прилежным и не спешить. Для кого статья? Для торопливых и невнимательных учеников

Сюжетная таблица к статье «Начало только трудно» Кто? Маленький Федор Что сделал? Не любил рано вставать. Не мог избавиться от дурной привычки. Не имел сил. Что потом произошло? Проснулся рано. Пересилил себя. Что изменилось? Легче выучил урок. Получил похвалу от учителя. Завел полезную привычку. Мораль То, что сначала кажется трудным, постепенно становится легким и приятным, если проявить упорство и силу воли Для кого статья? Для ленивых учеников

Сюжетная таблица к статье «Крестьянское состояние» Кто? Феденька Что сделал? Не пустил простого крестьянина к отцу. Презрительно отозвался о крестьянине Что потом произошло? Не получил хлеб к обеду. Что изменилось? Осознал тяжесть и важность крестьянского труда. Устыдился своего поступка. Просил прощения. Мораль Каждый человек достоин уважения. Для кого статья? Для дворянских детей

АЛГОРИТМ создания нравоучительной статьи Выбирается тема (какое-либо качество человека) Составляется поучение, вывод – мораль о полезности/вредности этого качества Придумывается история, из которой можно сделать этот вывод Части текста располагаются в нужном порядке

Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Дидактический синквейн появился в начале XX века в США; Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Правила написания синквейна Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку. 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Что пишется в каждой строке? 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

О чём можно написать синквейн? Тема его может быть любой: о природе; о картине и литературном герое; о маме или папе; о настроении; об изученном на уроке; …

Синквейн к журналу Н.И Новикова «Детское чтение для сердца и разума» Рассказы. Интересные, поучительные. Развивают, воспитывают, учат. Для детских сердец и умов. Друзья.

Молодой путешественник Скоробег Глупый, нетерпеливый Упрямился, переезжал, пропустил Поспешишь – людей насмешишь Торопыга

Начало только трудно Привычка Маленький, ленивый Проснуться, пересилить, выучить Надо стараться каждый день Удовольствие

Крестьянское состояние Крестьянин Заносчивый, невежливый Презирал, раскаялся, уважал Кто презирает крестьянина, тот недостоин питаться хлебом Труд

Итак, для чего же пишут нравоучительные статьи? Что они воспитывают в человеке? воспитание патриотов и добрых граждан своего отечества пища для сердца и разума детей с различными характерами и интересами

СПАСИБО!!! МОЛОДЦЫ!!!


Тема: Статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Цели урока: Формирование у детей правильного типа читательской деятельности

Задачи:

    Познакомить со статьями Н. И. Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”.

    Развивать критическое мышление, умение прогнозировать содержание произведения по его названию, иллюстрации; умение находить в тексте ключевые слова.

    Учить детей определять познавательную, воспитательную и литературную ценность произведения..

Ход урока

Организационный момент.

Урок литературного чтения я начну с небольшого стихотворения.

Вот книга на столе, а вот тетрадь,
Не хочется сегодня нам играть.
И недосуг в окне ворон считать,

И самолетик запускать бумажный.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

Какое настроение появилось у вас после прослушивания этого стихотворения?

Приступим к работе.

1.Традиционное вводное упражнение: Расскажи о книге , которую ты сейчас читаешь (2 человека).

2. Решение логической задачи (тетрадь, стр. 31, зад. № 1).

Актуализация знаний

В каком веке мы путешествуем? (в 18)

Как зовут мальчика, с которым мы познакомились в путешествии? (Сергей Аксаков)

Как называется повесть, которую написал Сергей Тимофеевич Аксаков? («Детские годы Багрова внука»)

Как называется повесть, рассказывающая о жизни автора? (автобиографическая)

Чем библиографическая книга отличается от мемуарной?

- О какой книге с особым удовольствием рассказывал Сережа Аксаков?

Сообщение темы и задач урока.

- Ответив на этот вопрос, вы сформулируете тему сегодняшнего урока

Прочитайте тему нашего урока. НА ДОСКЕ!

Задайте вопросы к теме урока. Выполнить это задание вам помогут вопросительные слова:

Для кого?

Какие?

О чём?

Итак, с помощью вопросов вы сформулировали учебные задачи нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Н. И. Новикова, которые раньше назывались статьями.

Стадия - этап вызова.

Известно ли вам что-нибудь о писателе Н. И. Новикове?

А хотели бы вы узнать биографию этого писателя? (Знакомство с биографией писателя)

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году близ г. Москвы. Новиков – писатель, журналист, книгоиздатель. Новиков большое внимание уделял распространению знаний и воспитанию молодёжи. Он даже создал целую программу воспитания. Новиков – книгоиздатель. За 15 лет (1777-1789гг.) больше трети всех книг России были изданы под его руководством. Но книг для детей в те годы почти не было. Детям нечего было читать. И вот Николай Иванович Новиков создаёт первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. Этот журнал издавался 4 года с 1785 по 1789 год.

По названию определите, о чём писали в этих журналах. (Ответы учеников)

В этом журнале печатались рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.

Стадия - этап осмысления.

Сегодня на уроке мы будем читать рассказы из этих журналов. Это трудные тексты. В них встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, т.е.архаизмы, в некоторых словах ударение непривычное для нас.

Первый текст – “Молодой путешественник”.

Прочитайте название.

Словарная работа.

гофмейстер (читают сноску)

Остальные непонятные слова вы поймёте из контекста.

Слушание текста.

Групповая работа.

Обсудите вопросы в группах, выберите самый важный, озвучьте его. Вместе попытаемся найти на него ответ.

Фронтальная работа (вопрос-ответ).

Чему учит этот рассказ?

Для сердца он или для разума?

Найдите мораль и зачитайте её ещё раз.

Как построен рассказ? (1 часть - история, 2часть - мораль).

Физминутка. Упражнения для глаз.

Второй текст – “Начало только трудно”.

Прочитайте название второго текста.

Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

Намерение -

сие (намерение) -

исступление -

Самостоятельное чтение и составление таблицы.

Что делал?

маленький Фёдор

не любил рано вставать

отстать от дурной привычки

Что сделал?

однажды летом

проснулся в 5 часов утра

вскочил, оделся

принудил себя

выучил легче

столько удовольствия

Групповая работа.

Обсудите в группах свои таблицы. Исправьте и дополните, если это необходимо.

Проверка – слайд презентации.

Составьте пересказ текста по сюжетной таблице. (1 ученик рассказывает у доски).

Чему учит этот рассказ?

Найдите и прочитайте мораль.

Сравните первый и второй рассказы (для кого написаны, какие это рассказы, как построены), для сердца они или для разума.

Третий текст – “Крестьянское состояние”.

Прочитайте название и предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

крестьяне

жатва

жнецы

1 часть (От начала до слов “И! Батюшка, -отвечал Феденька, - он простой мужик”.)

С помощью вопросительных слов задайте вопрос к первой части.

Кто…?

Почему…?

А как вы понимаете “простой мужик”?

Кем бы мог быть отец Феденьки?

Предположите, какими могут быть дальнейшие действия отца?

2 часть (“Отец не заставил…” – “…что Феденьке ничего не досталось”.)

Почему отец “тотчас позвал к себе” старого Памфила? Ответ подтвердите словами из текста (выборочное чтение).

Рассмотрите иллюстрацию. Феденька сидит с пустой тарелкой, а весь хлеб отец положил себе.

Подумайте, какой разговор состоялся между Феденькой и его отцом. Обсудите в группах, обыграйте ситуацию (мини-театр).

Групповая работа.

Проверка.

3 часть (“Батюшка, у меня хлеба нет…” – “…я дам теперь и тебе хлеба”.)

Почему же отец не дал Феденьке хлеба?

Понял ли этот урок Феденька? Подтвердите ответ словами из текста.

Зачем отец взял Феденьку с собой на поле?

4 часть (“После обеда…” – “…хотя работа их была очень трудна”.)

Какие слова указывают на то, что работа на поле была очень тяжёлая?

Как выглядели крестьяне, которые выполняли тяжёлую работу?

- Как бы вы закончили рассказ ?

5 часть (“Увидевши старого Памфила…” - до конца.)

Какова мораль этого рассказа? (Нужно уважать людей труда, особенно тех, кто выращивает хлеб)

Стадия - этап рефлексии.

Итак, мы прочитали 3 рассказа Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Сейчас каждый из вас попробует ответить на вопрос: “Чему научили вас эти рассказы?” Свой ответ начните так (запись ответа в индивидуальном листе):

- Прочитав рассказы Николая Новикова, я понял(а),что…

Выслушиваются ответы детей.

Как вы думаете, журнал под таким названием сейчас издаётся? Почему?

Итог урока. Составление синквейна (описание приема в приложении 1 ).

    Рассказы Н. Новикова.

    Интересные, поучительные.

    Развивают, воспитывают, учат.

    Для детского разума очень полезны.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
УМК «Школа 2100»Урок литературного чтенияТема:Нравоучительные статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума».Автор: Ильичева Наталия ЮрьевнаУчитель начальных классов ГБОУ школа № 106г. Санкт-Петербург
r Правила работы в группеПомогать друг другуНе перебивать друг другаВежливо общатьсяСлушать и слышать друг другаРаботать в группе дружно

Что читают дети в ХХI веке?
Этот журнал для тех, кому нравится рисовать, раскрашивать, обводить по трафаретам,делать маскарадные костюмы,интересно узнатьо жизни великих художников.

Юмористический журнал со стишками, песенками, ребусами, настольными играми, с поучительными историями, раскрасками,домашним театром,рассказами из истории прошлых лет.

Журнал поможет тебе путешествовать по нашей планете,научит играть с умными игрушками, рассмешит забавнымифотографиями животных, удивит интересными сообщениями.

style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Хочешь знать, что поделывают в Простоквашине дядя Фёдор, почтальон Печкин, пёс Шарик и кот Матроскин?Читайте журнал всей семьёй!В нём вы найдётерассказы про животных и про нашу страну,стихи, комиксы,ребусы, поделки.

Мышонок Тим подскажет, как сделать понравившуюся поделку, забавные бутерброды, игрушку. Развлечёт тебя комиксами, игровыми страничками..
ppt_y

Весёлые сказочные герои научат ребятишек быть трудолюбивыми,вежливыми, умными, здоровыми, красивыми.

ppt_y Развивающий журнал для любопытных малышей с интересными историями,играми, заданиямираскрасками, загадками,страничкой «Сделай сам»
Твои любимые сказочные героиждут тебя на ярких страницахспецианого журнала
Что читали дети в XVIII веке?

Новый жанр НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯПопробуем сами вывести определение этого жанраЛитературный жанр, с помощью которого автор доносит до читателя определенное поучение, мораль, внушает некие нравственные истины.

Сюжетная таблицаКто?Что сделал?Что потом произошло?Что изменилось?МоральДля кого статья?
Сюжетная таблица к статье «Молодой путешественник»Кто?Молодой СкоробегЧто сделал?Отправился в путешествие.Не хотел ничего осматривать.Стремился сразу к новым местам.Что потом произошло?Не мог ничего вспомнить из своей поездки, кроме названий мест.Что изменилось?Понял, что был неразумен.Вынужден был снова начать путешествовать.МоральЕсли хочешь основательно чему-нибудь научиться, нужно быть прилежным и не спешить.Для кого статья?Для торопливых и невнимательных учеников
ppt_xppt_y Сюжетная таблица к статье «Начало только трудно»Кто?Маленький ФедорЧто сделал?Не любил рано вставать.Не мог избавиться от дурной привычки.Не имел сил.Что потом произошло?Проснулся рано.Пересилил себя.Что изменилось?Легче выучил урок.Получил похвалу от учителя.Завел полезную привычку.МоральТо, что сначала кажется трудным, постепенно становится легким и приятным, если проявить упорство и силу волиДля кого статья?Для ленивых учеников
ppt_xxshearppt_x Сюжетная таблица к статье «Крестьянское состояние»Кто?ФеденькаЧто сделал?Не пустил простого крестьянина к отцу.Презрительно отозвался о крестьянинеЧто потом произошло?Не получил хлеб к обеду.Что изменилось?Осознал тяжесть и важность крестьянского труда.Устыдился своего поступка.Просил прощения.МоральКаждый человек достоин уважения.Для кого статья?Для дворянских детей
style.rotation АЛГОРИТМ создания нравоучительной статьиВыбирается тема (какое-либо качество человека)Составляется поучение, вывод – мораль о полезности/вредности этого качестваПридумывается история, из которой можно сделать этот выводЧасти текста располагаются в нужном порядке

Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Дидактический синквейн появился в начале XX века в США; Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Правила написания синквейна Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку. 1 слово2 слова3 слова4 слова1 слово

Что пишется в каждой строке?1 строка2 строка3 строка4 строка5 строка1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

О чём можно написать синквейн? Тема его может быть любой: о природе; о картине и литературном герое; о маме или папе; о настроении; об изученном на уроке; …

Синквейн к журналу Н.И Новикова «Детское чтение для сердца и разума»Рассказы.Интересные, поучительные.Развивают, воспитывают, учат.Для детских сердец и умов.Друзья.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Молодой путешественникСкоробегГлупый, нетерпеливыйУпрямился, переезжал, пропустилПоспешишь – людей насмешишьТоропыга
ppt_xxshearppt_x
style.rotation
style.rotation
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x Начало только трудноПривычкаМаленький, ленивыйПроснуться, пересилить, выучитьНадо стараться каждый деньУдовольствие

style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
Крестьянское состояниеКрестьянинЗаносчивый, невежливыйПрезирал, раскаялся, уважалКто презирает крестьянина, тот недостоин питаться хлебомТруд

ppt_xxshearppt_x
Итак, для чего же пишут нравоучительные статьи?Что они воспитывают в человеке?воспитание патриотов и добрых граждан своего отечества пища для сердца и разума детей с различными характерами и интересами
style.rotation
СПАСИБО!!! МОЛОДЦЫ!!!

Сочинения детей в стиле нравоучительной статьи о жадности, лени, зависти, обиде, торопливости, плохих поступках

Человек имеет набор определенных качеств характера, как хороших, так и плохих. Хорошие качества принято называть достоинствами, а плохие - недостатками или пороками.

К самым распространённым человеческим недостаткам можно отнести: глупость, гордость, безделье, страх, жадность, зависть, злость, клевета, лень, лесть, лживость, хитрость, торопливость, нерасторопность, неряшливость, зазнайство и др.

Все люди разные, но зачастую человек, если обнаружил недостатки в себе, то пытается бороться с ними и развивать достоинства: доброта, честность, дружелюбие, терпеливость, открытость и др.

Н.Н. Новиков опубликовал свои короткие поучительные рассказы в первом детском журнале «Детское чтение для сердца и разума». С ними дети знакомятся на уроках чтения, а после учителя предлагают написать короткое сочинение в стиле нравоучительной статьи или, другими словами, современное поучение, а также сделать вывод, желательно в виде пословицы.

Примеры сочинений в стиле нравоучительной статьи

Не нужно жадничать!

Однажды я видел как два голубя не поделили хлебную корку. Они поссорились и стали клевать друг друга. Хлебная корка лежала на асфальте недалеко от них. На ветке дерева сидел воробей и наблюдал за голубями. Они так увлеклись дракой, что забыли про корку. В нужный момент воробей быстро слетел с ветки и утащил корку хлеба. После того как голуби перестали клеваться, они увидели, что хлебной корки нет на асфальте. Вот и получилось. Что жадность всякому горю начало.

Плохие поступки.

В одной небольшой деревне жила девочка, на вид хорошенькая, а в душе хитрая лиса.

И вот однажды задумала она одну подлость, пошла в гости и украла у одной девочки по имени Лера золотой перстень и убежала в лес.

Бежит - бежит, останавливается, смотрит, а деревушки - то не видать. Покричала она: «А-у!», да никто не отвечает. Села на пенёк и заплакала. Вдруг подходит к ней гномик и спрашивает: «Ты что плачешь девочка?» А девочка - Лисица и отвечает: «Украла я у девочки Леры золотой перстень и убежала в лес. И заблудилась. Помоги мне, гномик, а то пропаду я здесь». А гномик и отвечает: «Помогу я тебе, но ты больше не кради ничего, и не убегай в лес одна!» Отвечает ему девочка «Хорошо - хорошо!» И отвёл гномик её обратно в деревню, а девочка попрощалась с гномом и убежала к себе домой.

Вернула Лере золотой перстень, и попросила прощения.

И сделала для себя вывод: Не буду я больше Лисицей, буду хорошей девочкой.

Плохие поступки отдаляют тебя от людей и могут завести тебя в тупик, из которого порою сложно выбраться самому.

Торопливость.

Жил мальчик Вова ученик 4 класса. Он всегда торопился в написании уроков и за это учительница снижала оценки, так как, не могла разобрать почерк. Вова писал так плохо, что иногда и сам не мог разобрать написанное.

От сюда вывод, «поспешишь людей насмешишь»! Не нужно торопится, надо делать сё аккуратно, подумав несколько раз.

Жадность - качество плохое.

Однажды на уроке математике у Вовы сломалась ручка, он попросил ручку у соседа Пети, а Петя был очень жадный, и ничего никому не давал. Даже братьям и сёстрам! Но на следующий день была контрольная работа, и у Пети сломалась ручка, а запасной не было. Он стал просить ручку у соседей. И ручку ему никто не дал и пришлось ему писать карандашом. Не зря говорится: жадность - всякому горю начало.

Лень, до добра не доводит!

Саша Ленивцев был уже взрослый, но очень ленивый. Он не делал уроки, не помогал маме по дому, не ходил в спортивную секцию.

Но мама его будила и отправляла в секцию, ведь спорт - это залог здоровья. Все ребята занимались бегом, отжиманием, зарядкой, играли в различные спортивные игры. А Саша ленился и пропускал занятия. Все ребята поехали на соревнования, а Сашу оставили дома.

Саше было очень обидно, что он не поехал на соревнования. Но тренер сообщила маме, что Саша совсем не готов. Ведь он ленился и не слушал тренера.

Если лениться, то ничего не получится ни в школе, ни на работе, ни дома. Ведь самое главное - это труд. Будешь лениться, будешь глупым, слабым и не образованным.

Не завидуй другому.

Саша Булкин ученик 5-го класса, завидовал своему другу Коле. И решил его проучить. Он хорошо знал его маршрут. Выкопал яму, закрыл листвой и подождал друга. Но Коля поехал с папой на машине. Саша увидел. Что машина отъехала, наступил на листья и сам упал.

Не следует готовить неприятности кому-либо. Можешь сам попасть в такую же ситуацию!

Не надо быть ленивым.

Однажды утром Саша проснулся и увидел записку. В ней мама просила его сходить в магазин за хлебом и молоком. Он потянулся в постели, неохотно встал, затем пошёл завтракать. В магазин идти ему было лень, и он пошёл играть. Вечером вернулась мама. Саше очень стало стыдно, потому что, из-за него осталась вся семья без хлеба. Лень портит и разочаровывает окружающих людей. Чтобы добиться успеха, нужно не лениться!

Чтобы скачать материал или !