Маскарад анализ произведения. Мои размышления после прочтения драмы лермонтова маскарад. «Зеркальность» системы образов

  • А от игры он спас… так ты ступай на бал,
  • Но обольсти ее, чтоб с мужем расплатиться.
  • «Ты права! что такое жизнь? жизнь – вещь пустая…»

    Герой возвышен не только над светской толпой, но и над всем миром. Презрение к злу оборачивается презрением к жизни вообще, ко всем положительным ценностям. В глазах героя, как только он попадает в свет, все ценности меркнут. Перед ним реальное добро превращается в зло, и Арбенин знает этот жестокий и неумолимый закон. Логика жизни изучена им вдоль и поперек. Иной в этом обществе нет; Арбенин даже не подозревает о существовании какой-то иной морали, кроме господствующей. И он действует согласно светским приличиям. Так отгороженность от толпы, презрение к миру, возвышение над толпой и замкнутость внутри собственных представлений мстят герою, ибо в том же мире трудно и мучительно рождается иная логика людских отношений: Штраль оказалась способной на правду, на самопожертвование, на преодоление светских приличий. Поднимаясь над ничтожной и жалкой моралью света, осуждая толпу, Арбенин внутренне зависим от нее. Самый тип его мышления подозрительно напоминает отношение к жизни Звездича, Казарина, Шприха, отчасти (до ее нравственного возрождения) баронессы Штраль, Неизвестно-то. Всюду в Арбенине выдвигается эгоистическое начало. Единственным законом Арбенина стало удовлетворение индивидуалистического хотения. Личность, осознавшая себя избранной, перестала считаться с общечеловеческими нормами и признала за собой право па безудержный произвол. Арбенин отрицает и закон светских приличий («В каком указе есть Закон иль правило на ненависть и месть?»), отказывая Звездичу в поединке, и закон общечеловеческий (Нине: «Закона я на месть не призову, Но сам, без слез и сожаленья, Две наши жизни разорву!»). Он сам себе закон и сам исполнитель своей воли. Критерии добра и зла устанавливает герой. Чувство превосходства над толпой породило у Арбенина недоверие к жизни. В отличие от Нины, страстной поклонницы живой жизни, Арбенин презирает жизнь, но его вывод горек:

    Каждый из героев занят своими мыслями. Слова другого являются лишь стимулом для развития собственных суждений. Общение изначально невозможно. Диалог выступает не средством общения, а несет иную художественную функцию – он свидетельствует о ненормальности мира, о разобщенности героя с миром, поскольку один персонаж не может понять другого и в свою очередь не может быть понят им. Постоянное пересечение личного и социального миров препятствует общению, но в сфере социальных отношений люди понимают друг друга с полуслова. Шприх отлично угадывает смысл недомолвок баронессы Штраль, а баронесса хорошо понимает, что интрига со Звездичем, направленная в желательное ей русло, дойдет до света и что тем самым она «спасена». Арбенин совершенно точно понимает слова Казарина, рассказывающего о ситуации между Арбениным и Звездичем:

    Пока мир Нины не сталкивается со светским миром, Арбенин может быть счастлив, ибо на одном полюсе сосредоточилось для пего добро, на другом – зло. Арбенин испытывает бесконечную любовь к Нине и великое презрение к свету. Но стоит пересечься двум мирам – Нины и света, как рушится в сознании героя преграда между добром и злом. Герой теряет объективные критерии и начинает распространять свое абсолютное презрение к свету и на мир Нины. Независимость от света утрачивается, вступают в свои права прежние нормы игры, всеобщего маскарада. Герой независим только в узкой сфере семейно-бытовых отношений, но он подчинен власти приличий в более широкой сфере социального бытия. Е. Пульхритудова верно заметила, что Арбенин чувствует себя нравственно независимым от общества, но эту независимость считает результатом своей личной исключительности.

    Там, где царят законы света, там все предельно ясно. Каждая ситуация либо проигрывается вначале, а затем обобщается, либо сначала словесно обрисовывается, а затем проигрывается. Арбенин за картами рассказывает анекдот, а потом уж его воспроизводит в натуре. Казарин, напротив, после мнимой измены Нины произносит свою сентенцию об «уроке». Однако малейшее отступление от приличий немедленно разрушает взаимопонимание, выбивает человека из привычной колеи, ставит вне мира и вне общения. Звездич вполне согласен с анекдотом Арбенина до того момента, когда муж отказывается стреляться с обидчиком («Я бы сделал то же»). Но далее рассказанное Арбениным оказывается вне его понимания, поскольку выходит за пределы светских приличий и несовместимо с установленными моральными нормами, налагающими узду на души людей («Да это вовсе против правил»). Игра с правилами света означает игру с жизнью человека. Арбенин мстит нарушением правил. И это сразу же ставит Звездича вне общества, подрывая самую основу его существования.

    Сознательное нарушение приличий – признание в естественном и горячем чувстве к князю – выбрасывает из светской жизни и баронессу Штраль. Правила игры жестоки и неумолимы. Всякое пренебрежение ими ведет к разрушению преграды между добром и злом, как скажет об этом Арбенин. Однако если баронесса Штраль решилась на жертву и тем спасла свое человеческое достоинство, то главный герой все больше проникается светской моралью и действует в согласии с нею.

    Арбенин, без сомнения, самая значительная личность в «Маскараде». Его история типична для дворянского интеллигента, тесно связанного со светским окружением и впитавшего его мораль и приличия. Арбенин презрительно относится к свету, ненавидит его пустоту и никчемность, обращает па него всю силу своего презрения и ненависти. Вместе с тем он живет по тем же законам. Арбенин, как и Демон, лицо страдающее. Искреннее стремление к добру, к любви, к естественной прямоте отношений сообщает его образу необыкновенную привлекательность. Способность к самоанализу, к сознательному противопоставлению себя светскому окружению обнаруживает в Арбенине могучую силу духа и гордого, мятежного ума. Однако презрение к миру, питающее душу Арбенина, чревато не только благородством («Везде я видел зло и, чуждый, перед ним Нигде не преклонился»), но отгороженностью от добра, замкнутостью его в узком мире семейных отношений, в отъединении от людей, в разобщенности с ними. Тот островок личного счастья, который нашел Арбенин, слишком тесен для романтического героя, для воплощения его абсолютных идеалов.

  • Влюбись в его жену… иль можешь не влюбиться,
  • «Маскарад» начинается сценой карточной игры. Но ставка здесь не только деньги, но и честь, достоинство, человеческая жизнь. Звездич в один и тот же день, за одним и тем же столом проигрывает все и восстанавливает свою репутацию. В другой сцене он навеки теряет честь и спокойствие, превращаясь в отверженного обществом офицера, вынужденного бежать на Кавказ. Герои заранее обречены на разобщенность и трагедию. Арбенин и Нина говорят на разных языках. Звездич не понимает Нину, а Нина – Звездича. Арбенин не внимает голосу баронессы Штраль: весь диалог Арбенина и баронессы в комнате князя демонстрирует, и это замечено в литературе о «Маскараде», невозможность общения. Прямой смысл слов толкуется превратно.

    В 1836 году завершил Лермонтов "Маскарад". Анализ этой драмы, неоднократно перерабатываемой, в том числе и для цензуры, мы проведем. При жизни поэта она не была ни напечатана, ни поставлена. Это произведение — своеобразный итог раннего творчества Лермонтова: в ней нашли воплощение как мотивы юношеской лирики, так и ее ключевые образы. В драме отразилось влияние комедии Грибоедова "Горе от ума". «Маскарад» тоже написан разностопным ямбом, в нем та же сатира на "беспечную веселость" праздного общества; "глупость и коварство, вот все, на чем вертится свет!". Арбенин — главный герой драмы — "герой своего времени", который лучше, чем кто-либо, понимает, что "повсюду зло — везде обман...". Даже любовь кажется ему неискренней игрой, маскарадом.

    Итак, в центре произведения мятежный романтический герой, но действие драмы разворачивается не в необычной обстановке, а в бытовом окружении, в Петербурге, в доме Энгельгарта, который был известен всей столице своими маскарадами. Да и главный герой Арбенин — не "дух изгнанья", а реальный человек, но человек могучих неукротимых страстей. Он «воскрес для жизни и добра», а ведь совсем недавно был страстным игроком, губил чужие жизни, иными словами, реализовывал себя только в сфере зла. Однако это воскресение было недолгим, и погубила Арбенина маскарадность света. Так постепенно, по мере развития сюжета, раскрывается перед читателем смысл названия произведения.

    Маскарад для Лермонтова — символ романтического понимания жизни, трагической сущности человеческого бытия. Это и взаимное непонимание и скрытность. Жизнь и игра в драме словно меняются местами: в обыденной жизни человек носит маску, как баронесса Штраль, а в маскараде он открыт и свободен в проявлении чувств.

    Как и «Пиковая дама» Пушкина, драма начинается сценой карточной игры, но деньги не самая крупная ставка в ней, на кону другое: честь, достоинство человека, в конечном счете его жизнь. Не случайно главный герой рассказывает князю Звездичу "анекдот" о человеке, который "остался отомщен И обольстителя с пощечиной оставил", и тут же, назвав его шулером, "бросает ему карты в лицо" и отказывается от поединка, тем самым мстя своему мнимому сопернику. Надо сказать, что мотив мщения за поруганную честь — один из самых устойчивых в пьесе. Так, Арбенин присваивает себе право вершить суд над женой, которую подозревает в измене: "Преграда рушена между добром и злом". Но Нина, на которую пало страшное обвинение, отомщена: Неизвестный говорит Арбенину (тоже месть за некогда поруганную честь), что его жена пала жертвой клеветы. Главный герой, понимая, что он виновник гибели "чистой души", сходит с ума.
    Масштаб личности главного героя, который "рожден с душой кипучею, как лава", для которого существует либо абсолютное зло, либо абсолютное добро, поистине демонический. И параллель здесь с образом Демона совершенно очевидна. На это указывают практически все исследователи, изучавшие драму, которую создал Лермонтов ("Маскарад"). Анализ ее на этом завершим.

    . «Маскарад» - романтическая драма. 2. Характер Арбенина, его взаимоотношения с обществом и с женой. 3. Что хотел сказать М. Ю. Лермонтов, развивая основную сюжетную линию? 4. Кульминация драмы. 5. Творчество М. Ю. Лермонтова как зеркало темных сторон человеческой натуры. Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» занимает особое место как в творчестве поэта, так и во всей русской драматургии. Эта социально-психологическая романтическая драма, основной сюжетной линией которой является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обстановки, а также с самим собой. Евгений Александрович Арбенин - главный герой произведения. Он игрок - как по своей натуре, так и по способу обогащения. Сам герой характеризует свою жизнь, большая часть которой прошла за карточными играми, следующим образом: Я здесь давно знаком; и часто здесь, бывало, Смотрел с волнением немым, Как колесо вертелось счастья. Один был вознесен, другой раздавлен им, Я не завидовал, но и не знал участья: Видал я много юношей, надежд И чувства полных, счастливых невежд В науке жизни... пламенных душою, Которых прежде цель была одна любовь... Они погибли быстро предо мною... Арбенин сожалеет о том, что его никто не смог уберечь от подобной жизни. Он не скрывает печали и горечи в разговоре с Звездичем: ...я был Неопытен когда-то и моложе, Как вы, заносчив, опрометчив тоже, И если б... (останавливается) кто-нибудь меня остановил... Для общества того времени это было падение. В начале драмы Арбенин уберегает Звездича от краха, помогая ему отыграться. Однако, разбогатев с помощью карт, Арбенин решает перестать заниматься игрой, жениться и стать добропорядочным семьянином. Посватавшись, прежде всего «по размышленье зрелом», он сумел полюбить, и весьма сильно, свою юную жену. Здесь Лермонтов раскрывает одну из основных мыслей, которая обозначена во многих произведениях. Это преображение человеческой натуры из-за любви, которая облагораживает героя. Арбенин, не скрывая чувств, говорит о жене следующее: Созданье слабое, но ангел красоты: Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье... Я человек: пока они мои, Без них нету меня ни счастья, ни души, Ни чувства, ни существованья! Именно на маскараде происходит завязка основной сюжетной линии. Случайно ли это? Для Лермонтова маскарад является не только символом борьбы с окружающей действительностью, но противостояния скрытого, проходящего под маской, чужой личиной. Именно здесь нивелируются разные социальные статусы («Под маской все чины равны...»), отметаются душевные особенности («У маски ни души, ни званья нет, есть тело»). Человек, надевший маску, становится более решительным и откровенным. Арбенин отмечает: И если маскою черты утаены, То маску с чувств снимают смело. Маскарад - это демонстрация откровенности, настоящих чувств и действительности, не ограниченных этикетом и моралью. Но, с другой стороны, маска скрывает личность человека, дает ему возможность действовать не от своего имени, а инкогнито. Главный герой Арбенин появляется на маскараде вместе с Звездичем. Он явно чужой здесь. Лермонтов, чтобы подчеркнуть это, даже не надевает на героя маску. Но и Арбенин невольно втягивается в круговорот маскарада. Именно с этого вечера начинается разлад его с Ниной, появляется мучительное чувство ревности, которое впоследствии привело к несчастью. Именно здесь впервые появляется Неизвестный - загадочный персонаж, предрекающий Арбенину несчастье в праздничную зимнюю ночь. Звездич, напротив, попадает в любовную интригу. Незнакомка дарит ему браслет в знак своей глубокой душевной привязанности.

    Пьеса “Маскарад”, написанная М.Ю. Лермонтовым в стихотворной форме в 19 веке, актуальна даже в наш 21 век. Поскольку в произведении остро подмечены злободневные проблемы знатной касты общества. Все части драмы пропитаны романтическим духом, но его на самом деле автор явно пересекает с трагедией скверных поступков дворянских людей.

    В начале пьесы подробно показана азартная карточная игра. Просто противен обман, которым пользуются игроки, чтобы им достались все ставки. Наигранность общения друг с другом и попытки показать свое воспитание, на самом же деле это только верхний слой, под которым видна одна только театральность общения и выгода. Поэт тщательно старается передать всю муку союза людей, которых только и скрепляет энтузиазм выиграть деньги. В этих событиях читатель впервые видит пришедшего просто понаблюдать за игрой - главного героя Евгения Арбенина. Его изобразил Лермонтов спокойным, стойким, самоуверенным и богатым человеком. Но, когда в далее прочитанном говорится, что в прошлом он был пройдохой, который мошенническими уловками в азартных играх сколотил себе приличное состояние, тут то уже и понятно, что здесь описывается маскарад, только без костюмов, но с живыми масками людей, как говорят, из самого цвета общества.

    Далее, самое отвратительное, что разбирает поэтапно автор, это главный бал – маскарад. Все высокое общество вырядилось в неузнаваемые костюмы, и все это для удобства плести интриги и сплетни, а так же поступать мерзко и низко, играя друг с другом в плутовские игры. Так, баронесса Штраль, из за которой произошли все главные козни, в следствие ее поступков под неузнаваемой маской на балу, у Арбенина появляется подозрение измены жены. Князь Звездич, которому помог Евгений, как профессионал карточного обмана в азартных играх, решает поразвлечься на маскараде с женщиной. Из за злополучного браслета, потерянного на балу женой Арбенина Ниной, все путается, и получается настоящая интрига. Из которой просто невозможно выпутаться жене Арбенина. Былой сокартежник Евгения Казарин и князь Звездич только ухудшают ситуацию, ни в чем не разобравшись, а баронесса Штраль, проявив трусость, не помогает Нине опровергнуть обвинение в измене.

    Главное и страшное описание – это диалог выяснения измены между Евгением и Ниной. Арбенин до этого случая видел в своей жене свое спасение от лживых игр общества. Она для него была отдушиной, ангельской защитой от его ужасного прошлого. Евгений жил обманом, был гулякой и повесой, и другой жизни вообще не знал. Однако Нина стала для него лучиком божественного света. Значимость ее присутствия в его жизни Арбенин сильно ценил. Хотя какое шаткое оказалось счастье… Настоящая сплетня сгубила их семейные узы. Евгений, до конца не разобравшись в происходящем, полностью обвиняет свою супругу в подлости измены, и агрессивно отворачивается от ее доводов, которым не верит. Арбенин сам не видит, как превращается в такого же безжалостного игрока по жизни, находясь в тумане мщения. Сначала унижает при всех князя Звездича, и подлый персонаж Шприх только этому и содействует. После этого Арбенин решается убить свою возлюбленную ядом. Особое место в пьесе отведено этому ужасному событию. Цинично отравляет Евгений Нину, подмешав яд в мороженое. Все доброе, нежное и чистое в своей жизни он перечеркивает этим поступком. Себя же он оправдывает в своих размышлениях об этом, и считает здесь подходящей только месть. Здесь так же присутствует и таинственный герой пьесы, который через многие года принес в жизнь Арбенина свое мщение. В бурной прошлой азартной жизни Евгений до последней нитки обыграл этого несчастного. Отмщение его заключалось в несвоевременно рассказанной правде о непричастности и невинности Нины и о враждебных обманах, привлекших ее в это болото лжи. Увы, когда вскрылась истина случившейся истории, было уже поздно – возлюбленная Нина умерла. Яд, отравивший ее, убил ни в чем не повинные душу и тело, зато откровенный Лермонтов демонстрирует всех других персонажей с гадкими душонками, пропитанными ядом жизни, разъеденными изнутри, а снаружи прикрытыми лишь масками, которые уже въелись в человеческую суть, и они сами не видят их разрушающего эффекта. Арбенин же стал страдающей стороной, потерпевшей несправедливость общества, ну и а так же злодеем с бесчеловечным воздаянием отмщения.

    Лермонтовская проповедь в поэме маскарад заключается в безграничности цепочки злых поступков у бесстыжего и эгоистичного рода человеческого.

    • < Назад
    • Вперёд >
    • Сочинения по русской литературе

      • "Герой нашего времени" - главные герои

        Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

      • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде

        Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

      • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

        Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

      • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

        Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

      • "Судьба человека" главные герои

        Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

      • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

        Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...

      • Silentium Тютчев анализ стихотворения

        Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности - одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И...

      • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)

        «Береги платье снову, а честь смолоду», - гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не...

      • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА

        Сочинение по литературе. Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого - природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда...

      • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

        Сочинение по литературе. Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») - это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики - каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение «Сжала руки под темной...

    Анализ драмы Лермонтова «Маскарад».

    Драма написана в 1835 году, но была подвергнута цензурному запрету, так как в ней увидели «неприличные нападки» на костюмированные балы в доме Энгельгардтов, «дерзости» против дам высшего света. Только в 1862 году, спустя двадцать с лишним лет после смерти Лермонтова «Маскарад» поставили на сцене Малого театра в Москве.

    Пьеса отражает жизнь светского общества с его пороками: сплетнями, интригами, злобой, завистью, стремлением к обогащению.

    Главный герой драмы – Евгений Александрович Арбенин, петербургский аристократ, дворянин, презирающий светское общество за ничтожность и пошлость.

    Женившись на Нине, он бросает игру в карты, счастлив любовью. Узнав, что Звездич проиграл, Арбенин садится за карточный стол и отыгрывается, спасая честное имя приятеля. На маскараде незнакомец предсказывает Арбенину, что с ним в эту ночь произойдёт несчастье. Здесь же в маске присутствует и жена Арбенина Нина. Вырывая руку у слишком навязчивых интригующих кавалеров в масках, она роняет браслет, не замечая этого. Браслет находит баронесса Штраль и дарит его Звездичу, который не узнаёт её в маске.

    Арбенин размышляет о злом пророке, кто же он мог быть, а Звездич показывает ему браслет. Арбенин не может вспомнить, где видел этот браслет.

    Дома, ожидая жену, герой с нежностью думает о ней, для него она – небесный ангел, идеал чистоты и красоты, «покорное созданье», «как агнец божий на закланье». Его мёртвая душа под воздействием любви вновь ожила, пустая жизнь наполнилась смыслом. Но потерянный браслет лишает Арбенина покоя, он не верит Нине и жаждет мести. Баронесса Штраль, спасая свою честь, не стала разуверять Звездича в том, что незнакомка в маске, подарившая ему браслет, - Нина. Так светская игра, родившая заблуждение, становится роковой и приводит к трагедии. Сплетня о жене Арбенина и Звездиче быстро распространяется в светском обществе. Арбенин, несомненно, несёт в себе демонические черты. Презирая свет, он сам недалеко ушёл от него, поверив в клевету и страстно желая мести. Звездичу от отомстил, лишив его в глазах общества чести, обвинив в картёжном шулерстве, жестоко оскорбив, бросив в лицо карты, он в то же время отказался от дуэли со своим противником, то есть лишив его возможности восстановить честное имя. Нину же он отравил, подав ей на балу отравленное мороженое. Но теперь настал момент мести незнакомого предсказателя, который, оказывается, пылал местью к Арбенину за то, что тот его разорил, играя с ним в карты.

    Тема воздаяния раскрывается на примере образов Арбенина и незнакомого предсказателя. Он становится свидетелем отравления, но не пытается остановить Арбенина:

    Нет, пусть свершается судьбы определенье,

    А действовать потом настанет мой черёд.

    Незнакомец доказывает Арбенину, что жена его невиновна, отравитель теряет рассудок.

    Мотивы игры, карточной и светской, маскарада, предсказаний являются главными в драме. Тема игры связана с образом Казарина, заядлого игрока, который правила карточной игры переносит и на жизнь, он признаётся, что для него мир – это колода карт, жизнь – это банк: «…рок мечет, я играю». Казарин цинично заявляет, что правила карточной игры он применяет к людям. Он участвует в интриге против Арбенина только лишь для того, чтобы вернуть за карточный стол сильного игрока.

    В основе образа Арбенина не противопоставление порока и добродетели, а диалектика добра и зла, столкновение божественного и дьявольского. Деятельное стремление к добру в порочном мире неминуемо оборачивается злом. Демонический герой Лермонтова возлагает на себя миссию сверхчеловека, Арбенин убеждён, что имеет право вершить высший суд и решать, кому жить, а кому умирать. Стремясь очистить Нину от греха и смертью вернуть ей первоначальную чистоту, он совершает преступление, убийство. Трагедия Арбенина в том, что он не способен противостоять клевете светского общества, не может поверить в чистоту и невиновность Нины, охвачен и ослеплён желанием мести, уверен в своём праве наказывать по справедливости, как он её понимает. Арбенин не только преступник, но он ещё одновременно и жертва клеветы.

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -