Кунсткамера откуда берутся экспонаты. Малоизвестные факты о кунсткамере. Кунсткамера: история создания

В Казань прибыла экспозиция из города на Неве. Экспонаты санкт-петербургской кунсткамеры, по мнению организаторов, должны не просто шокировать посетителей, но и предостеречь их от последствий «нехороших излишеств»...

Обычно от подобных зрелищ предостерегают впечатлительных, беременных и детей. Однако как раз школьников и пригласили в Казани на торжественное открытие передвижной выставки «Архивы кунсткамеры». Менеджер выставки Ирина Чудина уверяет: «шоковая терапия» весьма полезна для подрастающего поколения.

«Пусть школьники своими глазами увидят печень алкоголика и скелет девушки-наркоманки, - говорит Ирина. - Это впечатляет гораздо сильнее, чем просто слова».

Насколько повлияли человеческие пороки на появление на свет будущих экспонатов, собранных более чем за два века, сказать трудно. Вообще же «кабинет редкостей» (именно так переводится слово «кунсткамера») возник в России в 18 веке по указу Петра Первого. Впечатлившись подобными западными коллекциями, первые экспонаты для своей кунсткамеры Петр приобрел в 1717 году у голландского анатома Фредерика Рюйша. Деньги за уродцев были отданы просто баснословные - 30 тысяч гульденов.

«Три военных корабля в полном оснащении можно было бы купить в те времена за такие деньги, - рассказывает Ирина. - Не скупился Петр и на родине, покупая экспонаты для своей коллекции у местного населения. Например, за двухголового теленка он заплатил мешок серебряных монет, равный по весу самому теленку. Если учесть, что на одну копейку в то время люди могли прожить не один день, можно себе представить, как разбогател хозяин теленка!»

Младенец, которому 266 лет

Самый древний экспонат выставки - сиамские близнецы, рожденные в 1742 году в Тверской губернии. Двухголовое чудо появилось на свет в крестьянской семье Аристарха и Ефросиньи, в которой уже было 12 детей. Роковое ли число 13 тому виной или какие-то другие мистические причины, но рождение младенца о двух головах сопровождалось рядом невероятных событий. По свидетельству очевидцев, в день родов резко испортилась погода, началась сильная гроза. Аристарх в это время заготавливал дрова в лесу. Молния ударила в дерево, оно упало и придавило отца сиамских близнецов насмерть. А в этот самый момент в деревне из дома роженицы выскочила повитуха, принимавшая роды, с криками: «Дьявол, нечистая!» Люди обвинили мать в том, что она ведьма, и стали преследовать семью: подожгли избу, убили корову-кормилицу, били старших детей. Несчастная Ефросинья сошла с ума и своими руками задушила двухголовое дитя... Безумную определили в клинику, а сросшиеся братья стали экспонатом Императорского анатомического музея.

Баба Маня из банки

Есть на выставке экспонат, который особенно впечатляет посетителей. Крошечное существо в банке - взрослая женщина 56 лет! Девочка родилась в 1863 году с аномалией - микроцефалией (недоразвитым головным мозгом) и без гипофиза (железы, которая вырабатывает гормон роста). Она не прибавила к своим нормальным в общем-то для новорожденного 51 см ни сантиметра, только старела согласно возрасту. Всю жизнь провела она под наблюдением в лаборатории. Вела полурастительное существование - только питалась и справляла естественные надобности. В силу недоразвитости полушарий она не могла ни нормально общаться, ни самостоятельно передвигаться. Наблюдавшие за живой «дюймовочкой» наряжали ее, как куколку, и даже выносили погулять. В лаборатории, где жило это существо, его ласково называли бабой Маней. Так и прожила она до 56 лет. Может быть, просуществовала бы и дольше, но тут грянула революция. Лабораторию прекратили финансировать, ухаживать за бабой Маней стало некому, и несчастное существо умерло от голода...

Связано с этим экспонатом и еще одно, прямо-таки мистическое и даже жуткое обстоятельство. Говорят, что баба Маня может повернуться в своей банке спиной к посетителям! Случается это прямо на глазах свидетелей, но когда это произойдет в следующий раз - предугадать трудно.

Котенок-осьминог и другие «милые» зверушки

Если родителей предыдущих персонажей хоть как-то и можно было бы заподозрить в пороках вроде алкоголизма, то в появлении на свет существ из зоологической части коллекции дурные привычки точно не виноваты. С другой стороны, природа подобным образом шутит тоже не просто так. Плохая экология, загрязнение среды - ко всему этому тоже приложил руку человек. Всё это тоже от «излишеств», которые он себе позволяет. Как говорят сотрудники выставки, пополнение коллекции происходит и в наши дни. Один из самых «молодых» экспонатов - чучело двухголовой лисицы. Ее прозвали Обжоркой: однажды один-единственный желудок просто не справился с тем огромным количеством пищи, которое поглощали две мордочки, и зверек умер. Есть в коллекции котенок-«осьминог» (у него действительно 8 лап), двухголовый поросенок (говорят, его хозяин сошел с ума) и птица, весьма символичная для России, - двуглавый орел. При жизни птицы одна голова кормила другую - возможно, принимала за птенца.

Орган как улика

Отдельную часть коллекции составляет собрание человеческих органов. Причем врожденных аномалий у большинства из этих экспонатов не наблюдается. Все особенности приобретенные. Либо от нездорового, либо от «неспокойного» образа жизни. Печень алкоголика, вся в жутких циррозных изменениях, весит около 7 килограммов вместо нормальных полутора. Рядом сердце, пробитое пулей. Принадлежало оно террористу Василию Каменеву, который взрывал и грабил церкви и был однажды застрелен монахами. Ранение оказалось уникальным: пуля прошила сердце навылет, не задев ни одного сосуда. После этого Каменев жил еще три часа. Еще один экспонат - свидетельство жестокого преступления, произошедшего почти полтора века назад. История появления его в коллекции связана с именем Салтычихи - московской боярыни Дарьи Салтыковой, изощрённой садистки и серийной убийцы, которая забила больше сотни своих крепостных девок. Одна из жертв была беременной. От жестоких побоев у нее произошел разрыв матки... Теперь эта страшная улика стала экспонатом под названием «Зародыш, выпавший в брюшную полость».

«Жизнь прекрасна, несмотря ни на что!»

По словам Ирины Чудиной, именно такую мысль закладывали организаторы во вторую часть выставки - экспозицию голографии под названием «Картины-призраки». Удивительные объемные изображения «выступают» из рамок либо, наоборот, завораживают своей глубиной. Причем чтобы увидеть это, посетителю не нужны ни специальные очки, ни другие приспособления. Технология зародилась более 100 лет назад, но вначале она была бесцветна (в черно-белых тонах).

«Только современные ученые-оптики изобрели оборудование, которое позволило передать предмет в объеме, - рассказывает Чудина. - Добавить изображениям цвет помогли металлы - золото, серебро и медь. На фотопластину многослойно наносится изображение объекта, и возникает эффект объемности».

Коллекцией голографических изображений, созданных в Государственном оптическом институте имени Вавилова, экскурсоводы предлагают полюбоваться после «Архивов кунсткамеры». По замыслу устроителей выставки, эта красота смягчит впечатления от первой части, и посетители покинут выставку хоть и шокированными, но не подавленными...

Существует интересная легенда о том, как была основана Кунсткамера. Однажды Петр Первый прогуливался по Петербургу и заметил необычное дерево – сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав причудливое кольцо. Царь повелел срубить сосну и построить на этом месте музей, в который будут поступать диковинные вещи со всего мира. Заведение было названо на иноземный лад – Кунсткамера, что в переводе с немецкого языка означает «кабинет редкостей».

Первоначально экспонаты хранились в Людских палатах Летнего дворца. Но, коллекция быстро пополнялась, поэтому, Петр приказал начать строительство отдельного здания. К работе приступили в 1718 году, а завершили строительство только в 1734 году, через 9 лет после смерти монарха.

В Людских палатах было уже тесно для музея, а новый еще не был готов. Поэтому, в 1718 году под музей император отдал дом Александра Васильевича Кикина, казненного за участие в заговоре против царя. Правда, народ неохотно ходил в музей, тогда вышел царский указ: угощать посетителей бесплатно чашкой кофе или рюмкой водки, кому что нравится. Неудивительно, что желающих побывать в музее стало гораздо больше. На угощения даже отводилась специальная сумма – 400 рублей в год, что по тем временам было целым состоянием.

Губернаторам был отправлен наказ присылать в Кунсткамеру людей, животных и птиц с патологией. За это полагалось вознаграждение. Но, если кто-либо посмеет утаить от царя подобную редкость, взимать штраф в десять раз превышающий сумму вознаграждения.

В 1717 году Петр Первый купил у известного голландского анатома Фредерика Рюйша более 2 000 экспонатов.

Одним из лакеев Петра Первого был француз Николя Буржуа. Как известно, сам Петр имел рост чуть более 2 метров, но перед французом-гигантом даже он казался невысоким. Рост Буржуа – 2 метра 26 сантиметров. Когда лакей скончался, царь приказал выставить его скелет в Кунсткамере. До настоящего времени вокруг этого скелета ходят многочисленные легенды: во время пожара 1747 года череп исчез, пришлось заменить его другим. А среди работников Кунсткамеры поползли страшные слухи о том, что по ночам скелет бродит по залам, пытаясь найти свою голову.

В Кунсткамере оказались некоторые личные вещи шведского короля Карла XII, противника Петра в Северной войне. В музее хранились шпоры, прогулочная трость и золотой кубок. В тридцатые годы прошлого века кубок был продан за границу за символическую сумму – около 57 долларов.

Первый в мире глобус был изготовлен в середине XVII века по проекту знаменитого путешественника Адама Олеария. А финансировал этот проект герцог Готторпский Фридрих III. Глобус получился внушительным – более трех метров в диаметре, при массе в три с половиной тонны. В 1713 году этот огромный экспонат был подарен Петру Первому. Доставляли его до Петербурга более трех лет. Но судьба уникального глобуса оказалась трагичной – он сгорел в пожаре 1747 года. Позднее была изготовлена копия.

В настоящее время «кабинет редкостей» носит другое имя – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.

11 малоизвестных фактов о Кунсткамере

Сказ о том, как Пётр Первый угощал гостей музея водкой, а по залам гулял безголовый скелет. Вспоминаем самые курьёзные и интересные факты одного из самых старинных музеев мира.

1. «Дерево-монстр»
Как-то Пётр прогуливался по острову и заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо.

Император восхитился сосной, прозвал её «деревом-монстром» и, повелев срубить её, решил построить на её месте здание для музея.

2. Кто строил здание для музея
Строительство здания продолжалось на протяжении шестнадцати лет. Изначально им занимался архитектор Маттарнови, а после Гербель, Киавери и Земцов, при котором здание обрело свой окончательный барочный облик.

Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.

3. Как Пётр I угощал гостей музея водкой
Когда коллекция музея располагалась в Кикиных палатах (в доме опального боярина Алексанлра Кикина, находившегося близ Смольного собора), музей Пётр повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов.

Мало того, император проявил заботу о досуге тех, кто приходил посмотреть на «уродства большой компанией: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».

4. Удивительный глобус
Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на третьем этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около трёх метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри – изображение звёздного неба.

Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. Увы, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.

В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на четвёртом этаже.

5. Флейта из человеческой кости
Еще одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, сделанная из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного из монгольских племён.

Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях – для вызова потусторонних сил.

6. Человек-гигант
Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург француза Николя Буржуа - человека ростом 226,7 см, который наряду с другими «заморскими гостинцами» заслужил небывалый интерес со стороны двора и простого люда.

Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе семь лет, после чего скончался от апоплексического удара. Однако Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга остаётся уникальной и ни на что не похожей диковинкой, и передал его тело

7. Кунсткамере.
До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла. Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый череп (интересно знать, чей?), а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.

8. Исчезнувшая голова английской шпионки
Аналогичный случай с пропажей головы имел место быть чуть позже, в послепетровское время: голова казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась.

Как оно водится, в происшествии обвинили главного русского врага – пьянство: мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту.

Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры три мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения «сделки» столичные власти не имели.

9. Зловещие часы
Вспоминая занятные «байки из склепа», стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезённые в Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача - механизм у них нерабочий.

Но часы всё-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки «9:45» они прихотливо останавливаются.

Поговаривают, что это дурной знак: если таковое происходит, то одного из сотрудников ожидает скорая смерть.

10. Живые экспонаты музея
Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими костями, находились люди, выполнявшие роль «живых экспонатов».

Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке - по паре таких же странных... рук.

11. Награда за «уродов»
Реформатор Пётр I в 1718 году, когда свирепствовало мракобесие и предрассудки, издал указ, согласно которому уродов «человеческих, скотских, звериных и птичьих» следовало доставлять в Петербург. В обмен на них император обещал большое вознаграждение.

Тех же, кто решал утаить от государства «подарки природы», ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.


Как-то Пётр прогуливался по острову и заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо.

Император восхитился сосной, прозвал её «деревом-монстром» и, повелев срубить её, решил построить на её месте здание для музея.


Строительство здания продолжалось на протяжении 16 лет. Изначально им занимался архитектор Маттарнови, а после - Гербель, Киавери и Земцов, при котором здание обрело свой окончательный барочный облик.

Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.

Когда коллекция музея располагалась в Кикиных палатах (в доме опального боярина Александра Кикина, находившегося близ Смольного собора), Пётр повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов.

Мало того, император проявил заботу о досуге тех, кто приходил посмотреть на «уродства» большой компанией: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».


Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на третьем этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около трёх метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри - изображение звёздного неба.

Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. Увы, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.

В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на четвёртом этаже.


Ещё одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, сделанная из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного из монгольских племён.

Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях - для вызова потусторонних сил.

Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург француза Николя Буржуа - человека ростом 226,7 см, который наряду с другими «заморскими гостинцами» заслужил небывалый интерес со стороны двора и простого люда.

Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе семь лет, после чего скончался от апоплексического удара. Однако Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга остаётся уникальной и ни на что не похожей диковинкой, и передал его тело Кунсткамере.

До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла. Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый череп (интересно знать, чей?), а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.


Аналогичный случай с пропажей головы имел место быть чуть позже, в послепетровское время: голова казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась.

Как оно водится, в происшествии обвинили главного русского врага - пьянство: мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту.

Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры три мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения «сделки» столичные власти не имели.


Вспоминая занятные «байки из склепа», стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезённые в Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача - механизм у них нерабочий.

Но часы всё-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки «9:45» они останавливаются.

Поговаривают, что это дурной знак: если таковое происходит, то одного из сотрудников ожидает скорая смерть.


Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими костями находились люди, выполнявшие роль живых экспонатов.

Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было по два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке - по паре таких же странных... рук.


Реформатор Пётр I в 1718 году, когда свирепствовало мракобесие и предрассудки, издал указ, согласно которому уродов «человеческих, скотских, звериных и птичьих» следовало доставлять в Петербург. В обмен на них император обещал большое вознаграждение.

Тех же, кто решал утаить от государства «подарки природы», ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.

(«Дню Знаний 2011» посвящается)

Что слышится нам в слове «Кунсткамера»? Конечно, заспиртованные уроды в банках, которых Пётр I туда утрамбовывает. От уродов волосы встают дыбом, а к горлу подкатывает всё то, что Вы съели на завтрак. У меня, к сожалению или к счастью,подобные эмоции уже утрачены. Это следствие годовой работы в студенческие годы внештатным экскурсоводом Кунсткамеры.


Вообще-то, слово Кунсткамера в переводе с немецкого означает всего лишь «Комната диковин». И во времена Петра Великого ходить сюда никто не желал. Поэтому император издал указ, согласно которому вход был бесплатным; на выходе мужчинам давали рюмку водки, а дамам - чашку кофе. Пирожное на закуску предлагали без различия пола. Сейчас, к сожалению, вход платный и напитков не дают.

Вряд ли Пётр Великий предполагал, что его собрание диковин станет любимым музеем для… школьников. Многие родители сейчас скажут «Фи! Мой ребёнок такие ужасы смотреть не пойдёт». И будут правы, потому что с точки зрения взрослого человека Кунсткамера является весьма мерзким музеем.Однако я уверен, что детей с 1 по 7 класс сводить сюда просто необходимо. Однако надо знать, как это делать правильно.

Алгоритм посещения Кунсткамеры со школьником

2. Вы приезжаете к зданию Кунсткамеры. На машине лучше запарковаться в Биржевом проезде. Если едете на общественном транспорте - до метро «Невский проспект», выход- на «Канал Грибоедова», оттуда- на автобусе № 7, троллейбусах № 1, 10 до самой Кунсткамеры. Помните, вход - с Таможенного переулка, а не с набережной.


3. Вы покупаете билет, пока ребёнок разглядывает огромные изображения вьетнамского бога войны и демона-раджаса со Шри-Ланки, стоящие у лестницы.

4. Вы поднимаетесь по лестнице и через экспозицию Китая и Индии идёте к самому интересному - постоянной выставке «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры», в просторечии – «к уродам». Не вздумайте попытаться подробно разобраться в этих двух экспозициях. Ваш ребёнок сюда пришёл не за этим. Если что-то заинтересует, посмотрите на обратном пути. Можно правда обратить внимание на китайский гроб, который считался лучшим подарком отцу на юбилей. Интересно остановиться у модели юрты, заглянув в которую, вы увидите изображения Ленина на стене, всё-таки Монголия входила в соцлагерь.

5. Вы попадаете на экспозицию «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры». Ребёнок сначала стоит, немного оторопев. Вокруг те самые заспиртованные дети с разными отклонениями в развитии. Чтобы не пугать наследника окончательно, заметьте, что дети мертворождённые. Позвольте ребёнку подробно разглядеть все экспонаты, почитайте вместе с ним этикетки. Оставайтесь в зале столько, сколько ребёнок захочет, и даже немного больше. Теперь главный аккорд, ради которого Вы сюда пришли. Спросите ребёнка: «Как ты думаешь, почему эти дети получились такими страшными?» И здесь расскажите поучительную историю о том, что такие дети рождаются у родителей, которые курят, пьют и потребляют наркотики. Тем более, что отчасти это правда. Говорить о том, что появление более половины случаев уродств современная наука объяснить просто не в состоянии, не нужно. Поверьте мне, когда Вашему ребёнку товарищи предложат сигарету или не дай бог шприц, первое, что он вспомнит - это посещение Кунсткамеры.

6. Теперь пора слегка снизить эмоциональное напряжение. Покажите ребёнку собственную одежду Петра Первого, зубы, которые он вырвал лично, сердце его великана - телохранителя.

7. Теперь покидайте зал и поднимайтесь на третий этаж, в музей Ломоносова. Не знали, что он здесь есть? Для посетителей Кунсткамеры он бесплатный, почему бы не напомнить ребёнку о личности первого русского академика. Только не надо затягивать это посещение. Поднялись - обошли кругом - спустились.

8. Теперь что касается прочих коллекций. Это этнографические коллекции - костюмы и бытовые предметы разных народов мира. Возможно, ваш ребёнок интересуется Японией или индейцами - тогда Вам нужно сразу идти на эти экспозиции. Если же особых предпочтений нет, просто пройдите спокойно по всем оставшимся залам. На экспозиции Индии (через неё Вы опять пройдёте) обратите внимание на модель индийской деревни. Увидев весьма скромный быт индийского простонародья, ребёнок будет меньше беспокоиться об отсутствии у него ай-фона. На втором этаже справа от лестницы - экспозиция Японии. Какого ребёнка не заинтересуют настоящие костюмы самураев? За японской - экспозиция, посвящённая народам Африки.

9.На мой взгляд, самая интересная выставка посвящена индейцам и эскимосам. Покажите ребёнку костюм из крыльев кондора, деревянные доспехи тлинкитов, ведро из позвонка кита и носочки из травы. Заметьте, что всё западное побережье Америки в начале XIXвека принадлежало России и лишь потом было продано США и Великобритании. Это вызовет нешуточный прилив патриотизма, который нынче в моде.


10. Не затягивайте посещение музея. В идеале Вы должны здесь провести около часа. Бессмысленно доказывать ребёнку, что здесь ещё много интересного. Никаких педагогических целей с уставшим ребёнком Вы не достигнете.

Вы сходили в Кунсткамеру с ребёнком. Что Вы получили на выходе?

  1. Проведена эффективная антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда. Ребёнок трижды подумает, прежде чем взять в руки сигарету.
  2. Ребёнок посетил первый музей в истории России
  3. У ребёнка возникла устойчивая ассоциация «музей-родители-интересно». Не удивляйтесь, если на следующих выходных он сам попросится в Эрмитаж.