Кто написал мюзикл моя прекрасная леди автор. Фредерик Лоу. Мюзикл «Моя прекрасная леди. «Моя прекрасная леди

«Впервые вижу честного продюсера!» – воскликнул Бернард Шоу, когда Габриэль Паскаль в ответ на вопрос, сколько у него денег, извлек из карманов немного мелочи. Паскаль попросил у знаменитого драматурга позволения поставить мюзикл по его пьесе. Если бы Шоу не был покорен честностью Паскаля, вероятно, мир не увидел бы великолепного мюзикла «Моя прекрасная леди».

Эта история идеально соответствует духу той пьесы, на которую обратил внимание Паскаль – «Пигмалион»: действительно ли все в мире решают деньги, что произойдет, если поддержать человека, у которого денег нет? Эти вечные вопросы драматург облекает в форму сюжета, перекликающегося с античным мифом, изложенным в «Метаморфозах» Овидия Назона: скульптор Пигмалион влюбился в созданную им статую прекрасной женщины, и богиня любви Афродита, снизойдя к его мольбе, вдохнула в нее жизнь… В пьесе Шоу все выглядит далеко не так возвышенно – ведь действие происходит не в незапамятные времена, а в викторианской Англии. Бедная девушка Элиза Дулиттл – некрасивая, одетая в почерневшую соломенную шляпку и «порыжелое пальто», с волосами «мышиного цвета» – торгует цветами на улице, но доход, приносимый этим занятием, не позволяет выбраться из нищеты. Она могла бы улучшить свое положение, устроившись на работу в цветочный магазин, но ее туда не берут из-за неправильного произношения. Чтобы исправить этот недостаток, она обращается к профессору Хиггинсу – знаменитому специалисту по фонетике. Тот не склонен принимать в ученики нищую девицу, но коллега Пикеринг, испытывая сочувствие к Элизе, предлагает Хиггинсу пари: пусть профессор докажет, что он действительно высококлассный специалист, и если полгода спустя он на светском приеме сможет выдать девушку за герцогиню – пусть считает себя выигравшим! «Эксперимент» оказывается нелегким и для учителя, и для ученицы, страдающей от бесцеремонности и деспотизма Хиггинса, но их усилия увенчиваются успехом: в Элизу влюбляется молодой аристократ Фредди Айнсфорт Хилл, а на балу, куда приводит ее профессор, представители высшего общества без колебаний принимают ее за свою. Но девушка не просто похорошела уходу за собой, усвоила хорошие манеры и правильное произношение – у нее появилось чувство собственного достоинства, она страдает от пренебрежительного отношения Хиггинса, который не может понять трагичности ситуации: она уже не желает возвращаться к прежней жизни и не имеет денег, чтобы начать новую. Оскорбленная непониманием профессора, она покидает его дом. Но обучение Элизы преобразило не только саму девушку, но и Хиггинса: старый холостяк обнаруживает, что «привык» к Элизе, что ему не хватает ее. Прослушивая запись ее голоса на фонографе, он вдруг слышит настоящий голос вернувшейся Элизы.

Вот такой сюжет продюсер Габриэль Паскаль решил воплотить в мюзикле. Для создания музыки он обращался к двум известным бродвейским авторам – композитору Ричарду Роджерсу и либреттисту Оскару Хаммерстайну, но от обоих получил отказ (ведь, как уже говорилось, денег у него было мало), зато согласились молодые авторы – композитор Фредерик Лоу и либреттист Алан Джей Лернер. При переработке в либретто сюжет пьесы Шоу подвергся некоторым изменениям. Не было принято во внимание послесловие, в котором сообщалось о дальнейшей судьбе Элизы (брак с Фредди, открытие собственного магазина) – это было в духе Шоу, скептически относившегося к романтической любви, но бродвейская публика не приняла бы подобного финала. Кроме того, жизнь противоположных «полюсов» общества – обитателей бедного квартала и аристократов – была показана более подробно, чем у Шоу. По структуре произведение, получившее заглавие «Моя прекрасная леди», близко музыкальной комедии. Музыка Лоу насыщена танцевальными ритмами – присутствует и полька, и вальс, и фокстрот, и даже хабанера и хота.

Еще до завершения произведения работой Лоу и Лернера заинтересовалась известная артистка Мэри Мартин, выступавшая на Бродвее. Прослушав готовый материал, она воскликнула: «Как могло случиться, что эти милые мальчики утратили свой талант?» Эти слова повергли Лернера в отчаяние – впрочем, ненадолго, да и приглашать Мартин на роль Элизы они все равно не собирались.

Премьера «Моей прекрасной леди», состоявшаяся в марте 1956 г., стала истинным триумфом. Популярность мюзикла была фантастической, а Лоу был настолько потрясен успехом, что угощал кофе людей, с ночи занимавших очередь за билетами. В 1964 г. мюзикл был экранизирован и удостоился премии «Оскар» в восьми номинациях – в том числе и в музыкальной, но получил премию… человек, переложивший музыку для экранизации, а Фредерик Лоу даже не выдвигался.

В 1965 г. мюзикл был впервые поставлен в СССР, в Московском театре оперетты. Роль Элизы исполнила Татьяна Ивановна Шмыга.

В двух действиях, восемнадцати картинах.
Либретто и стихи А. Дж. Лернера.

Действующие лица:

Генри Хиггинс, профессор фонетики (баритон); полковник Пикеринг; Элиза Дулиттл,уличная цветочница (сопрано) ; Альфред Дулиттл, мусорщик, ее отец; миссис Хиггинс, мать профессора; миссис Эйнсфорд-Хилл, дама из общества; Фредди, ее сын (тенор); Клара, ее дочь; миссис Пирс, экономка Хиггинса; Джордж, содержатель пивной; Гарри и Джемми, собутыльники Дулиттла; миссис Хопкинс; дворецкий Хиггинса; Чарлз, шофер миссис Хиггинс; констебль; цветочница; лакей посольства; лорд и леди Боксингтон; сэр и леди Таррингтон; королева Трансильвании; посол; профессор Золтан Карпаты; горничная; слуги в доме Хиггинса, гости на балу в посольстве, разносчики, прохожие, цветочницы.

Действие происходит в Лондоне в эпоху правления королевы Виктории.

В либретто «Моей прекрасной леди» использована фабула «Пигмалиона» Б. Шоу, одной из самых популярных комедий XX века. Либреттист значительно изменил первоисточник. Трехактную комедию он превратил в спектакль, состоящий из почти двух десятков картин, которые подчас сменяют друг друга, как кинокадры. Большая дробность действия позволила авторам мюзикла шире развернуть панораму жизни Лондона, его различных социальных слоев. В мюзикле наглядно показано то, о чем в пьесе Шоу лишь говорится вскользь: будни квартала бедноты, люди, в окружении которых выросла Элиза, а с другой стороны - светское общество, аристократы на скачках в Эскоте, на великосветском балу. Музыка спектакля, всегда яркая, мелодичная, порою приобретает черты иронии. Композитор широко применяет ритмоинтонации вальса, марша, польки, фокстрота; слышатся здесь и хабанера, хота, гавот. По структуре «Моя прекрасная леди» - музыкальная комедия . Наиболее полно отражен в музыке образ главной героини.

Первое действие

Первая картина. Ковент-гарденская площадь перед Королевской оперой. Театральный разъезд холодным, дождливым мартовским вечером. Под колоннадой церкви святого Павла теснится толпа. Фредди Эйнсфорд-Хилл нечаянно задевает корзину цветочницы, сидящей на ступеньках, и рассыпает букетики фиалок. Цветочница Элиза Дулиттл возмущена. Она тщетно требует заплатить ей за погубленные цветы. В толпе замечают, что какой-то джентльмен записывает каждое ее слово. Это Хиггинс. Присутствующим, заподозрившим в нем полицейского агента, он объясняет, что его профессия - фонетика. По особенностям произношения он определяет, откуда каждый из заговоривших с ним. О подтянутом джентльмене с военной выправкой Хиггинс говорит, что тот приехал из Индии. Пикеринг потрясен. Представившись друг другу, Хиггинс и Пикеринг выясняют, что давно мечтали познакомиться. Ведь оба интересуются одной и той же наукой. Хиггинс записывал фонетическими значками все, что говорила Элиза, так как девушка заинтересовала его своим ужасным произношением, а также сплошными жаргонными выражениями. Ее язык, говорит Хиггинс, навсегда определил ее социальное положение. Но он, Хиггинс, мог бы за полгода научить ее безукоризненному английскому языку, и тогда она смогла бы подняться по социальной лестнице, - скажем, не торговать на улице, а поступить в фешенебельный магазин.

Дождь прекращается, и Хиггинс уводит Пикеринга к себе на Уимпол-стрит. Толпа постепенно расходится. Элиза, греясь у костра, разведенного разносчиками, поет песенку «Мне бы комнатку без щелей» - грустно-ласковую, мечтательную, с задорным припевом «Вот было б здорово».

Вторая картина. Пивная на грязной улочке, где расположены доходные дома. В дверях появляется Дулиттл. Он ждет Элизу, чтобы выманить у нее заработанные деньги. Когда девушка появляется, мусорщик выманивает у нее монету на выпивку. Элиза скрывается в убогом жилище, а Дулиттл запевает веселые куплеты «Бог наделил нас крепкими руками», залихватский припев которых с готовностью подхватывают собутыльники.

Третья картина. На следующее утро в кабинете Хиггинса на Уимпол-стрит. Хиггинс и Пикеринг прослушивают фонозаписи. Их работу прерывает приход Элизы. Она запомнила то, что говорил о ней Хиггинс, а также его адрес, который он достаточно громко назвал Пикерингу. Она хочет научиться «говорить по-образованному». Заинтересованный Пикеринг предлагает Хиггинсу оплатить все расходы по эксперименту, но держит пари, что герцогини из нее все равно не получится. Хиггинс согласен. Он велит своей экономке миссис Пирс содрать с Элизы ее старые тряпки сомнительной чистоты, хорошенько вымыть и вычистить ее и заказать ей новую одежду. Оставшись наедине с Пикерингом, Хиггинс излагает свои взгляды на жизнь - взгляды закоренелого холостяка - в куплетах «Я - нормальный человек, мирный, тихий и простой».

Четвёртая картина. Тот же квартал доходных домов на Тотенхем-Корт-роуд. Соседки оживленно делятся потрясающей новостью: Элиза вот уже четвертый день не появляется дома, а сегодня прислала записку, чтобы ей отправили любимые вещички. Дулиттл, слыша это, делает свои выводы.

Пятая картина. Кабинет Хиггинса в тот же день, немного спустя. Миссис Пирс приносит письмо от американского миллионера Эзры Уоллингфорда, который вот уже в третий раз просит Хиггинса прочесть курс лекций в его «Лиге борьбы за нравственное совершенствование». Дворецкий докладывает о приходе Дулиттла.

Мусорщик, который твердо решил поживиться на удаче дочери, произносит столь блестящую речь, что Хиггинс, вместо того чтобы выкинуть его за шантаж, дает деньги и рекомендует его американцу как одного из оригинальнейших моралистов Англии. После ухода Дулиттла начинается урок. Хиггинс доводит Элизу до такого состояния, что, оставшись одна, она выдумывает ему страшную месть. Ее монолог «Ну постой, Генри Хиггинс, погоди» звучит пародийно мрачно и яростно.

Проходит несколько часов (затемнение). Элиза продолжает учить. Хиггинс пригрозил, что оставит ее без обеда и ужина, если она не справится с заданием. Пикеринг и Хиггинс пьют чай с тортом, а бедная проголодавшаяся девушка твердит нескончаемые упражнения. Слуги жалеют своего хозяина, который столь напряженно трудится.

Проходит еще несколько часов. Уже вечер. Элиза все еще занимается, «подбадриваемая» руганью вспыльчивого профессора. У нее так ничего и не выходит. Снова звучит небольшой хор слуг.

Глубокой ночью, когда девушка уже совершенно измучена, Хиггинс вдруг впервые за все время обращается к ней мягко, с ласковыми увещеваниями, и Элиза тут же схватывает то, чего столько времени тщетно добивалась. В восторге все трое, забыв усталость, вскакивают и начинают плясать и петь знойную хабанеру «Того и жди», которая затем переходит в хоту. Хиггинс решает завтра же устроить Элизе проверку. Он вывезет ее в свет - на скачки в Эскот. А теперь - спать! Вдохновленная своим первым успехом, Элиза поет «Я танцевать могла б» - с радостной, словно летящей мелодией.

Шестая картина. Вход на ипподром в Эскоте. Пикеринг почтительно вводит элегантную пожилую даму - миссис Хиггинс. Он сбивчиво пытается объяснить, что ее сын приведет к ней в ложу уличную цветочницу. Шокированная миссис Хиггинс весьма смутно улавливает смысл его путаных речей.

Седьмая картина. Ложа миссис Хиггинс на ипподроме. Звучит изящный гавот. Хор аристократов «Высший свет сюда собрался» передает ироническую характеристику так называемого «общества». Леди и джентльмены неторопливо и чинно расходятся, в ложу входят Хиггинс с матерью, миссис Эйнсфорд-Хилл с дочерью и сыном и другие. Пикеринг представляет всем мисс Дулиттл, которая производит неотразимое впечатление иа Фредди Эйнсфорд-Хилла. Начинается общий разговор, во время которого Элиза, увлекшись, допускает выражения, совершенно непринятые в приличном обществе. Это вызывает бурное веселье Фредди.

Он и Клара, из-за своей бедности редко бывающие в свете, принимают жаргон Элизы за последнюю светскую моду. Правда, все слова Элиза произносит безукоризненно, но содержание ее речей показывает Хиггинсу, что нужна еще очень большая работа.

Восьмая картина. Перед домом Хиггинса. Фредди пришел сюда объясниться в любви Элизе. Его не впускают в дом. Элиза так расстроена своим провалом, что никого не хочет видеть. Но Фредди не огорчен: если понадобится, он будет ждать всю жизнь! Светла, лирична, полна искреннего чувства его песня «Этой улицей я ходил не раз».

Девятая картина. Кабинет Хиггинса полтора месяца спустя. Все это время Элиза напряженно, сверх всякой меры работала, и вот сегодня - решающий экзамен. Они едут на бал в посольстве. Пикеринг нервничает. Хиггинс абсолютно спокоен. Элиза в бальном платье прекрасна как видение. Полковник рассыпается в комплиментах, Хиггинс цедит сквозь зубы: «Недурно!»

Десятая картина. Площадка парадной лестницы посольства у входа в бальный зал. Лакеи докладывают о прибывающих гостях. Слышится пышный, торжественный вальс. Миссис Хиггинс, профессор Хиггинс и полковник Пикеринг обсуждают первый успех Элизы. Входит коллега Хиггинса профессор Карпати. Он сопровождает королеву Трансильвании. Его любимое занятие - определять самозванцев по произношению. Пикеринг умоляет Хиггинса уехать, пока Карпати еще не встретился с Элизой, но тот хочет довести испытание до конца.

Одиннадцатая картина. Бальный зал. Элиза увлеченно танцует то с одним, то с другим кавалером, в том числе и с Карпати, который весьма заинтересован ею. Хиггинс наблюдает, решившись предоставить события их естественному течению.

Второе действие

Двенадцатая картина. Кабинет Хиггинса.

Усталые, возвращаются после бала Элиза, Хиггинс и Пикеринг. Девушка еле держится на ногах, но мужчины не обращают на нее никакого внимания. Слуги поздравляют хозяина с успехом. Разворачивается большая ансамблевая сцена, в которой звучит сначала бурная полька «Ну, милый друг, победа», а затем рассказ Хиггинса о Карпати - блестяще пародийный, с остроумным использованием избитых венгерских мелодических оборотов.

Оставшись наконец наедине с Хиггинсом, Элиза яростно выкладывает ему все, что накопилось у нее на душе. Ведь ее положение теперь безвыходно - она не может вернуться к прежней жизни, а какое у нее будущее? Для Хиггинса же все просто: эксперимент блестяще закончен и можно об этом больше не думать! Профессор уходит, стараясь сохранить достоинство, а Элиза, задыхаясь от бешенства, повторяет: «Ну постой, Генри Хиггинс, погоди!»

Тринадцатая картина. Уимпол-стрит перед домом Хиггинса. Рассвет. На ступеньках сидит Фредди. Уже много дней он покидает этот пост, только чтобы поесть, поспать и переодеться. Все так же радостно и нежно звучит его песенка. Из дому выходит Элиза с небольшим чемоданчиком. Разворачивается лирико-комедийная дуэтная сцена «Речи твои меня пленили». Фредди вопреки воле девушки, срывающей на нем свою злость, бежит ее провожать.

Четырнадцатая картина. Ковент-гарденский цветочный рынок, напротив - знакомая пивная. Раннее утро, рынок только начинает просыпаться. У костра греются те же разносчики, что и в ночь встречи Элизы с Хиггинсом. Они поют ее песенку («Это здорово»). Входит Элиза, но ее никто не узнает. Она видит, как из пивной появляется расфранченный Дулиттл - в цилиндре и лаковых туфлях, с цветком в петлице. Оказывается, Уоллингфорд, которому его рекомендовал когда-то Хиггинс, оставил Дулиттлу по завещанию солидную сумму денег. Настолько солидную, что у Дулиттла не хватило духу от нее отказаться. И вот теперь он конченный человек. Он попал в число уважаемых граждан, ему приходится вести себя прилично. Его многолетняя сожительница, мачеха Элизы, тоже решила стать уважаемой, и сегодня они женятся. Пропала его свобода, кончена беззаботная жизнь!

Пятнадцатая картина. Холл дома Хиггинса, утро. Оба джентльмена потрясены и расстроены уходом Элизы. Куплеты Хиггинса «Что ее заставило уйти, я не пойму» перемежаются рассуждениями Пикеринга и его телефонными звонками то в полицию, то в министерство внутренних дел с требованиями найти беглянку.

Шестнадцатая картина. Дом миссис Хиггинс, чуть позже. Здесь Элиза. За чашкой чая она рассказывает миссис Хиггинс обо всем происшедшем. Врывается Хиггинс и начинает бушевать. Миссис Хиггинс оставляет сына наедине с Элизой, и между ними происходит объяснение. Оказывается, он почувствовал, как ему недостает ее. Но девушка непреклонна. Решительно, с воодушевлением звучат речи Элизы: «Может солнце светить и без вас, может Англия жить и без вас». Да, она не пропадет: может выйти замуж за Фредди, может стать ассистенткой Карпати... Элиза уходит, оставив Хиггинса в смятении.

Семнадцатая картина. В тот же день перед домом на Уимпол-стрит. Сумерки. Возвращается Хиггинс. Он сделал неожиданное и страшное открытие: «Не понимаю, что со мной, я так привык к ее глазам...»

Восемнадцатая картина. Через несколько минут в кабинете Хиггинса. Он, грустно понурившись, прослушивает старые фонозаписи - приход Элизы в его дом. Девушка незаметно, неслышно входит в комнату. Некоторое время она слушает вместе с Хиггинсом, затем выключает фонограф и мягко продолжает за него... Хиггинс выпрямляется и удовлетворенно вздыхает. Элиза понимает его без слов.

Л. Михеева, А. Орелович

Год создания: 1964

Страна: США

Студия: Warner Bros. Pictures Co.

Продолжительность: 170

Музыкальная комедия « Моя прекрасная леди » — экранизация одноименного бродвейского мюзикла, поставленного по мотивам произведения Бернарда Шоу «Пигмалион». Сюжет фильма во многом повторяет знаменитую пьесу.


Музыку к фильму «Моя прекрасная леди» создал композитор Фредерик Лоу, а сценарий и тексты песен написал Алан Джей Лернер .


Профессор фонетики Генри Хиггинс (Рекс Харрисон ) - закоренелый холостяк. Он заключает пари со своим коллегой, полковником Пикерингом , что за три месяца сможет превратить безграмотную лондонскую цветочницу Элизу Дулиттл (Одри Хепберн ) в настоящую леди.


Профессор берется обучить девушку, говорящую на уличном жаргоне, великосветским манерам и идеально правильной речи. По истечении заявленного срока Элиза должна быть представлена на посольском балу, и если никто из присутствующих не догадается о ее невысоком происхождении, полковник признает победу профессора и оплатит все расходы по обучению девушки.

Сама Элиза надеется, что хорошее произношение позволит ей устроиться в цветочный магазин.


Мюзикл « Моя прекрасная леди» успел стать легендой еще до создания фильма.


Впервые зрители увидели эту постановку на Бродвее 15 марта 1956 года. Пьеса Шоу пользовалось невероятной популярностью, а билеты распродавались на полгода вперед. На сегодняшний день мюзикл « Моя прекрасная леди» был сыгран на Бродвее более 2100 раз. Он с успехом демонстрировался в двух десятках стран и был переведен на 11 языков. Главные роли в мюзикле исполняли Рекс Харрисон и начинающая певица Джули Эндрюс .

Приступая к съемкам фильма, режиссер Джордж Кьюкор предпочел заменить Эндрюс на более известную Одри Хепберн, что поначалу вызвало разочарование у поклонников мюзикла. Исполнителю главной мужской роли в мюзикле замены не нашлось, и Рекс Харрисон успешно перебрался с Бродвея на большой экран. Эта работа стала звездным часом актера - он получил заслуженного Оскара за лучшую мужскую роль в фильме «Моя прекрасная леди».

Другой претенденткой на роль Элизы Дулиттл была Элизабет Тэйлор . Выбор актрисы на главную роль вызвал определенную шумиху в прессе. Одри Хепберн была на 10 лет старше своей героини, не обладала выдающимися вокальными данными и имела репутацию урожденной леди. Несмотря на уроки вокала, Одри не смогла справиться с музыкальными номерами, и голосом Хепберн стала американская певица Марни Никсон . Актриса была очень огорчена этим фактом и считала, что не справилась с ролью.


Фильм « Моя прекрасная леди» получил следующие награды: — 8 премий Оскар в номинациях: «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший актёр», «Лучшие художники», «Лучший оператор», «Лучший композитор», «Лучшие костюмы», «Лучший звук». — 5 премий Золотой Глобус в номинациях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучний актер», «Лучшая актриса», «Лучший актер второго плана». — премия Британской академии кино и телевизионных искусств (как лучший зарубежный фильм).

Фильм полностью вы можете посмотреть в моей рубрике "Кинозал"

Оформление: Валерия Польская

Читать оригинал: http://www.vokrug.tv/product/show/My_Fair_Lady/

21 октября 1964 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Джорджа Кьюкора «Моя прекрасная леди» с Одри Хепбёрн в главной роли. Музыкальная комедия была экранизацией одноименного бродвейского мюзикла, поставленного по мотивам произведения Бернарда Шоу «Пигмалион». Сюжет фильма во многом повторял знаменитую пьесу. Музыку к фильму «Моя прекрасная леди» создал композитор Фредерик Лоу, а сценарий и тексты песен написал Алан Джей Лернер. Фильм получился ярким, эмоциональным, насыщенным теплыми красками. Он и сейчас - спустя более 50 лет - смотрится с удовольствием. С чего все началось?

Разумеется, с истории профессора фонетики Генри Хиггинс - закоренелого холостяка. Он заключил пари со своим коллегой, полковником Пикерингом, что за три месяца сможет превратить безграмотную лондонскую цветочницу Элизу Дулиттл в настоящую леди. Профессор взялся обучить девушку, говорящую на уличном жаргоне, великосветским манерам и идеально правильной речи. По истечении заявленного срока Элиза должна была быть представлена на посольском балу, и если никто из присутствующих не догадался бы о ее невысоком происхождении, полковник признал бы победу профессора и оплатил бы все расходы по обучению девушки. Сама Элиза надеялась, что хорошее произношение позволит ей устроиться в цветочный магазин. Таково, если коротко, содержание мюзикла, представленного на Бродвее 15 марта 1956 года. Шоу, к слову, пользовалось невероятной популярностью, а билеты распродавались на полгода вперед.

Работа над «Моей прекрасной леди», создание декораций и костюмов стала проектом выдающимся. Масса времени была потрачена на разработку стиля, обуви и костюмов Одри. «Я каждый день молюсь, чтобы быть достойной этой прекрасной роли», — говорила Хепберн. Фильм должен был сниматься в павильонах студии «Уорнер» в Бербанке. Визуальный ряд «Моей прекрасной леди» делает эту картину величайшим достижением в области популярного, зрительского кино.

Главные роли в мюзикле исполняли Рекс Харрисон и начинающая певица Джули Эндрюс. Приступая к съемкам фильма, режиссер Джордж Кьюкор предпочел заменить Эндрюс на более известную Одри Хепберн, что поначалу вызвало разочарование у поклонников мюзикла. Исполнителю главной мужской роли в мюзикле замены не нашлось, и Рекс Харрисон успешно перебрался с Бродвея на большой экран. Эта работа стала звездным часом актера - он получил заслуженного Оскара за лучшую мужскую роль в фильме «Моя прекрасная леди».

Когда Одри прибыла в Лос-Анджелес и встретилась с режиссером, она неожиданно спросила: «Я буду петь в картине сама?» Режиссер ответил, что ее голос вполне хорош для большинства вокальных номеров, но для некоторых нот придется использовать другой голос. Это немного успокоило Одри.

По условиям контракта студия имела право использовать другой голос. И 16 мая 1962 года режиссер картины встретился с певицей Марни Никсон, которая уже дублировала некоторых актрис в фильмах. После короткого прослушивания, Никсон была приглашена для дубляжа Одри, но это решение должно было остаться в секрете. Одри продолжала брать уроки пения и не подозревала о планах студии. Запись песен для фильма стала для Одри тяжелым испытанием.

А тем временем Марни Никсон записывала все вокальные номера Элизы. «В конце концов, мы приняли решение использовать голос Марни», — вспоминала Харпер Маккей, выполнявшая роль помощницы Превена. Никто не решался сообщить об этом Одри. Хуже всего было то, что Кьюкор, Превен и Лернер слушали пение Одри и постоянно хвалили ее. «Одри, к сожалению, начала им верить». Но даже ради душевного спокойствия Одри студия не изменила своего решения. Все песни Элизы в картине исполнила Марни Никсон. Узнав правду, она почувствовала себя униженной, и все же ничем не показала своей обиды. Одри продолжала работать, как прежде.

Художественным оформлением фильма занимался Сесил Битон, получивший за свою работу Оскарa. При оформлении основного места действия картины (библиотеки в доме Генри Хиггинса) Битон вдохновлялся комнатами в Шато де Груссэ, расположенном в Монфор-л’Амори во Франции, и художественно обставленный его владельцем Карлосом де Беистеги. Битон и режиссёр Джордж Кьюкор были давними друзьями, и Битону была предоставлена полная творческая свобода. Однако в процессе трудоёмкой работы над фильмом Кьюкор нередко конфликтовал с Битоном, и, в конце концов, фактически отстранил его от работы. Имя Битона уже были внесено в титры и оговорено в контракте, поэтому Кьюкор обратился к своему близкому другу и помощнику художника картины Джину Аллену с просьбой занять место Битона и закончить работу над декорациями.

Ещё несколько фактов. Название фильма не появляется ни в каком-либо диалоге, ни в песне.

Действие фильма происходит в 1912 году.

27A Уимпол-стрит в Лондоне — адрес профессора Хиггинса, такой улицы на самом деле не существует, есть 27 Уимпол-стрит.

Ширли Джонс была одной из актрис, которой Джек Л. Уорнер планировал предложить роль, если бы Одри Хепберн отказалась. Кандидатура Джули Эндрюс была отвергнута, так как продюсеры считали ее недостаточно известной. Элизу также очень хотела сыграть Элизабет Тейлор.

Фильм вышел на экраны 21 октября 1964 года и имел огромных успех в прокате, выиграв 8 премий «Оскар» из 12-ти, на которые он был номинирован. Сегодня фильм считается одним из классических мюзиклов в истории Голливуда, наравне с фильмами «Поющие под дождём» (1952) и «Звуки музыки» (1965).

Но не все было гладко. Например, В мюзикле Элизе 21 год, а Одри Хепберн на момент съемок было 34 года (этот факт возмущал поклонников бродвейской постановки).

Одри Хепберн позднее призналась, что никогда бы не приняла роли Элизы Дулиттл, если бы знала, что Джек Л. Уорнер захочет продублировать все ее песни. Кроме того, она однажды сказала Джули Эндрюс лично, что та должна была сыграть Элизу вместо нее. Во время своего выступления в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе в 2008 году Джули Эндрюс подтвердила этот факт.

Одри Хепберн и Джули Эндрюс

Мюзикл Моя прекрасная леди для отечественного театра имеет огромное значение. С него фактически и началась история мюзикла в стране. С момента премьеры представления прошло уже более полувека, знаменитая история хорошо знакома практически каждому, но при этом мы не устаем вновь и вновь наблюдать за любимыми героями и их приключениями. Б. Шоу когда-то, взяв за основу сюжет о скульпторе Пигмалионе и его прекрасной скульптуре Галатее, написал пьесу о профессоре лингвистики, простой цветочнице и судьбоносном пари.

Это произведение стало основой для многочисленных постановок и фильмов. Позже появился и мюзикл, автором либретто стал Дж. Лернер, а музыку написал Ф. Лоу. Когда-то главную роль в мюзикле играла сама О. Хепберн, в отечественном театре образ Элизы Дулитл впервые создала Т. Шмыга. Конечно, удивить зрителя уже трудно, но и на этот раз актерский состав будет сильным. Поспешите заказать билеты на мюзикл Моя прекрасная леди, чтобы лично убедиться в этом. И пусть сюжет нам хорошо знаком, но классика на то и классика, чтобы никогда не стареть и постоянно удивлять нас новыми открытиями в хорошо знакомых историях. Мы вновь увидимся с Генри Хиггинсом, лингвистом, который уверен, что главное - это произношение и ударение.

Следовательно, любой, кто будет правильно говорить и культурно себя вести, сможет быть принят обществом как человек из высшего света. Он заключает пари со своим другом, что даже из простой цветочницы сможет сделать настоящую леди, которую на приеме во дворце примут за свою. Итог этого пари большинству хорошо известен. Мюзикл покорит вас прекрасным музыкальным сопровождением, безупречной игрой артистов, искрометным юмором, превращениями, забавными ситуациями и большим смыслом. Спектакль смотрится на одном дыхании и вызывает искренний восторг.