Кому на руси жить хорошо. Анализ текста поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – Пролог

Николай Алексеевич Некрасов
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо - Часть первая

В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина.
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож,
Сошлися - и заспорили:
Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! -
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом её оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своём стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие -
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…
По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шёл в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребёнка окрестить.
Пахом соты медовые
Нёс на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В своё же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою -
Они рядком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале - то скорей.
Идут - перекоряются!
Кричат - не образумятся!
А времечко не ждёт.
За спором не заметили.
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли - куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Корявая Дурандиха,
Не крикнула: «Почтенные!
Куда вы на ночь глядючи
Надумали идти?..»
Спросила, засмеялася,
Хлестнула, ведьма, мерина
И укатила вскачь…
«Куда?..» - Переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, молчат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звёзды частые
В высоких небесах,
Всплыл месяц, тени чёрные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени чёрные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени чёрные,
Нельзя поймать - обнять!
На лес, на путь-дороженьку
Глядел, молчал Пахом,
Глядел - умом раскидывал
И молвил наконец:
«Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Вёрст тридцать отошли!
Домой теперь ворочаться -
Устали - не дойдём,
Присядем, - делать нечего.
До солнца отдохнём!..»
Свалив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Уселись мужики.
Зажгли костёр, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав.
Приспела скоро водочка.
Приспела и закусочка -
Пируют мужички!
Косушки по три выпили,
Поели - и заспорили
Опять: кому жить весело,
Вольготно на Руси?
Роман кричит: помещику,
Демьян кричит: чиновнику,
Лука кричит: попу;
Купчине толстопузому, -
Кричат братаны Губины.
Иван и Митродор;
Пахом кричит: светлейшему
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров кричит: царю!
Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Не мудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…
Гляди - уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два братана Губины
Утюжат Прова дюжего, -
И всяк своё кричит!
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
Царю! - направо слышится,
Налево отзывается:
Попу! попу! попу!
Весь лес переполошился,
С летающими птицами,
Зверями быстроногими
И гадами ползущими, -
И стон, и рёв, и гул!
Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выскочил, как встрёпанный,
И наутек пошёл!
За ним галчата малые
Вверху берёзы подняли
Противный, резкий писк.
А тут ещё у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнёздышка упал;
Щебечет, плачет пеночка,
Где птенчик? - не найдёт!
Потом кукушка старая
Проснулась и надумала
Кому-то куковать;
Раз десять принималася,
Да всякий раз сбивалася
И начинала вновь…
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом -
Не будешь куковать!
Слетелися семь филинов,
Любуются побоищем
С семи больших дерев,
Хохочут, полуночники!
А их глазищи жёлтые
Горят, как воску ярого
Четырнадцать свечей!
И ворон, птица умная.
Приспел, сидит на дереве
У самого костра.
Сидит да чёрту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Корова с колокольчиком,
Что с вечера отбилася
От стада, чуть послышала
Людские голоса -
Пришла к костру, уставила
Глаза на мужиков.
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!
Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые.
Кричат ребята буйные,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка -
Честных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела - а живёт оно,
Без языка - кричит!
Сова - замоскворецкая
Княгиня - тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шарахаясь то о землю,
То о кусты крылом…
Сама лисица хитрая,
По любопытству бабьему,
Подкралась к мужикам,
Послушала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
«И черт их не поймёт!»
И вправду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили -
О чем они шумят…
Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Крестьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умылись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.
Поймал его Пахомушка,
Поднёс к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востёр!
Дыхну - с ладони скатишься,
Чихну - в огонь укатишься,
Щелкну - мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
Посмотрим, поразведаем,
Поспросим - и дознаемся:
Кому живётся счастливо,
Вольготно на Руси?»
«Не надо бы и крылышек.
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день. -
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!» -
Сказал угрюмый Пров.
«Да по ведру бы водочки», -
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.
«Да утром бы огурчиков
Солёных по десяточку», -
Шутили мужики.
«А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску».
«А вечером по чайничку
Горячего чайку…»
Пока они гуторили,
Вилась, кружилась пеночка
Над ними: всё прослушала
И села у костра.
Чивикнула, подпрыгнула
И человечьим голосом
Пахому говорит:
«Пусти на волю птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой».
- А что ты дашь? -
«Дам хлебушка
По полупуду в день,
Дам водки по ведёрочку,
Поутру дам огурчиков,
А в полдень квасу кислого,
А вечером чайку!»
- А где, пичуга малая, -
Спросили братья Губины, -
Найдёшь вина и хлебушка
Ты на семь мужиков? -

„Найти - найдёте сами вы,
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти“.

Скажи! -
«Идите по лесу,
Против столба тридцатого
Прямёхонько версту:
Придёте на поляночку.
Стоят на той поляночке
Две старые сосны,
Под этими под соснами
Закопана коробочка
Добудьте вы её, -
Коробка та волшебная:
В ней скатерть самобранная,
Когда ни пожелаете,
Накормит, напоит!
Тихонько только молвите:
„Эй! скатерть самобранная!
Попотчуй мужиков!“
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь - пустите птенчика!»

Постой! мы люди бедные,
Идём в дорогу дальную. -
Ответил ей Пахом. -
Ты, вижу, птица мудрая,
Уважь - одёжу старую
На нас заворожи! -
- Чтоб армяки мужицкие
Носились, не сносилися! -
Потребовал Роман.
- Чтоб липовые лапотки
Служили, не разбилися, -
Потребовал Демьян.
- Чтоб вошь, блоха паскудная
В рубахах не плодилася, -
Потребовал Лука.
- Не прели бы онученьки… -
Потребовали Губины…
А птичка им в ответ:
«Всё скатерть самобранная
Чинить, стирать, просушивать
Вам будет… Ну, пусти!..»
Раскрыв ладонь широкую,
Пахом птенца пустил.
Пустил - и птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
Направился к дуплу.
За ним взвилася пеночка
И на лету прибавила:
«Смотрите, чур, одно!
Съестного сколько вынесет
Утроба - то и спрашивай,
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два - исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!»
И улетела пеночка
С своим родимым птенчиком,
А мужики гуськом
К дороге потянулися
Искать столба тридцатого.
Нашли! - Молчком идут
Прямёхонько, вернёхонько
По лесу по дремучему,
Считают каждый шаг.
И как версту отмеряли,
Увидели поляночку -
Стоят на той поляночке
Две старые сосны…
Крестьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли - и нашли
Ту скатерть самобранную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, скатерть самобранная!
Попотчуй мужиков!»
Глядь - скатерть развернулася,
Откудова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка,
И спрятались опять.
«А что же нет огурчиков?»
«Что нет чайку горячего?»
«Что нет кваску холодного?»
Всё появилось вдруг…
Крестьяне распоясались,
У скатерти уселися.
Пошёл тут пир горой!
На радости целуются,
Друг дружке обещаются
Вперёд не драться зря,
А с толком дело спорное
По разуму, по-божески.
На чести повести -
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами.
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живётся счастливо,
Вольготно на Руси?
Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…

  • Упрямых мужиков.
  • Мужикам, исконным труженикам, получившим скатерть-самобранку, даже мысль не приходит о даровом богатстве, и выговаривают они у волшебной птахи лишь свой мужицкий, скромный «прожиточный минимум»: хлеб, квас, огурчики. И лишь для того, чтобы доведаться до смысла жизни, до сути человеческого счастья. Ведь заспорившие и, заговорившись, отошедшие «верст тридцать» от места встречи (а от своих деревень – еще дальше) мужики хотели лишь «до солнца отдохнуть» в лесу, а затем вернуться к трудам и заботам домашним. Скатерть самобраная – оправдание и объяснение их странствий, не отвлекаемых житейскими заботами о хлебе насущном. У них появилась возможность отправиться на поиски счастливого, а интерес и желание, причем недюжинные, были с самого начала – об этом недвусмысленно заявлено уже в самом начале «Пролога».

  • Царю! – направо слышится,
  • Реальные мужики, сложившиеся на водку, начинают пьяную драку. А разрастается она в грандиозное побоище, потрясающее целый лес, взывающее к силам самой природы:

  • Не выбьешь: упираются,
  • Проснулось эхо гулкое,
  • На столбовой дороженьке
  • Нельзя поймать-обнять!
  • Вас только, тени черные,
  • Попу! попу! попу!
  • Автор сообщает, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели, причем не практической, а именно «блажи», мечты, фантазии, поиске истины и красоты. При этом говорится, что спорщики были заняты обычными своими делами: один из них шел в кузницу, другой «соты медовые нес на базар», третьи «ловили коня упрямого» и т. д. Но все привычные будничные занятия оставлены – так сильна охватившая крестьян общая забота найти, «кому живется весело, вольготно на Руси».

  • Кого не перегоните?
  • В какой земле – угадывай,
  • Знобишина, Горелова, Неелова,
  • Описание «разгула» эха интересно не только положенной в его основу гиперболой-олицетворением, но и близостью повествователя к миру природы. Описывая разбуженный лес, Некрасов использовал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («зайка», «галчата», «пеночка», «птенчик», «гнездышко»), метафоры («плачет пеночка», «кукушка старая… надумала», филины «любуются побоищем»), своеобразно построенное сравнение «А их глазищи желтые

  • Весь лес переполошился,
  • Заплатова, Дырявила, Разутова,
  • Пошло кричать-покрикивать,
  • В «Прологе» читатель встречается с крестьянами-правдоискателями. Индивидуальных характеристик каждого из семи мужиков либо вовсе нет, либо они очень лаконичны: медлительный Пахом, которому необходимо «потужиться», прежде чем вымолвить слово; «угрюмый» Пров, «охочие до водки» братья Губины… Однако здесь можно найти первую развернутую характеристику крестьянства в целом:

  • Как будто подзадоривать
  • Этой авторской характеристикой крестьянства и спорщиков, кстати, неоднократно повторяющейся и в следующих главах поэмы, читатель психологически подготавливается к восприятию многочисленных картин жизни и судеб людей, которые составят своеобразные «за» и «против» в развернувшемся споре.

  • Горят, как воску ярого
  • «Пролог» – термин, обозначающий вступление к произведению, ту его часть, которая знакомит читателя или с общим замыслом художника, или с фактами, предшествующими событиям, описанным в произведении. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» в основном соответствует традиционному представлению о введении к литературному произведению. Но он включает в себя не только экспозиционные элементы, но и уже начавшееся действие – спор и странствие. Именно в «Прологе» появился рефрен – «кому живется весело, вольготно на Руси», который пройдет через всю поэму.

  • Колом ее оттудова
  • Так, открывающие «Пролог» семь мужиков уже к концу его становятся семью странниками-правдоискателями. Некрасов подметил в этой готовности вот так сняться с места и уйти на поиски самую суть внутренне свободного духа русской жизни. Ведь странники обычно не просто странствующие, но и странные (необычные) люди. Однако двинувшиеся в путь некрасовские странники – не традиционные странники-богомольцы (такие в поэме тоже появятся), но обычные крестьяне, вцепившиеся в чудной вопрос: кому на Руси жить хорошо?

  • И стон, и рев, и гул!
  • Налево отзывается:
  • Разговор Пахома с птенцом готовит к восприятию целого ряда чудес: появляется говорящая птица, которая в качестве выкупа за птенца обещает мужикам волшебную скатерть-самобранку. Так Некрасов включил в «Пролог» сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти-самобранки, – широко распространенные в русских народных сказках. С ними связаны и другие: спрятанная в тайном месте «волшебная коробка», где хранилась скатерть-самобранка, условная формула: «Эй, скатерть самобраная, попотчуй мужиков!» – традиционные для сказок взаимоотношения между мужиками и птицей («По вашему хотению,

  • С летающими птицами,
  • Зверями быстроногими
  • По моему велению,

  • В каком году – рассчитывай,
  • Ой, тени! Тени черные!
  • Сошлись семь мужиков…
  • Все явится тотчас»); фантастические «две дюжие руки», которые ставят ведро водки, кладут хлеб и исчезают. Традиционный мотив волшебной сказки у Некрасова важен для уяснения социального и нравственного смысла крестьянской жизни.

    Употребление «говорящих» названий не случайно, они фиксируют внимание читателя на трудном, подчас бедственном положении крестьян. Известно, что часть вымышленных названий писатель создавал по образцу существующих. Сочетание вымышленного и реального начал свойственно всей поэме, постоянно идет «перебивка» этих двух планов.

  • Кого вы не нагоните,
  • Четырнадцать свечей»
  • Пошло гулять-погуливать,
  • Всяк на своем стоит!
  • Неурожайка тож.
  • И гадами ползучими.
  • С самого начала мы ощущаем особый, почти былинный тон повествования. И первые же слова звучат почти как знаменитое сказочное вступление «В некотором царстве, в некотором государстве» . Нет необходимости «угадывать», о какой именно земле идет речь, – ясно, что рассказ пойдет о Руси. Такой зачин означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом – во всем ее историческом значении и географической необъятности». А названия губернии, волостей, деревень, откуда сошлись мужики, – это опять же слова-символы:

  • Мужик что бык: втемяшится
  • В башку какая блажь –
  • Эта впечатляющая картина включает в себя и мягкий юмор, и гиперболу, и просторечные обороты речи («забрало пуще прежнего», «ругательски ругаются», «вцепятся друг другу в волоса»). Этот фрагмент, как и все обстоятельное повествование «Пролога», позволяет судить об авторской позиции (выбор героев и темы спора, характеристика предшествовавших спору крестьянских забот и дел) и о некоторых средствах ее выражения, которым Некрасов отдал предпочтение:

    С прологом из поэмы, в сущности, уйдет сказка. Мы входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства, человеческих судеб и народной судьбы – эпос.

    Петровки. Время жаркое.
    В разгаре сенокос.

    Минув деревню бедную,
    Безграмотной губернии,
    Старо-Вахлацкой волости,
    Большие Вахлаки,
    Пришли на Волгу странники…
    Над Волгой чайки носятся;
    Гуляют кулики
    По отмели. А по́ лугу,
    Что гол, как у подьячего
    Щека, вчера побритая,
    Стоят «князья Волконские»
    И детки их, что ранее
    Родятся, чем отцы .

    «Прокосы широчайшие! -
    Сказал Пахом Онисимыч. -
    Здесь богатырь народ!»
    Смеются братья Губины:
    Давно они заметили
    Высокого крестьянина
    Со жбаном - на стогу;
    Он пил, а баба с вилами,
    Задравши кверху голову,
    Глядела на него.
    Со стогом поравнялися -
    Всё пьет мужик! Отмерили
    Еще шагов полста,
    Все разом оглянулися:
    По-прежнему, закинувшись,
    Стоит мужик; посудина
    Дном кверху поднята…

    Под берегом раскинуты
    Шатры; старухи, лошади
    С порожними телегами
    Да дети видны тут.
    А дальше, где кончается
    Отава подкошенная,
    Народу тьма! Там белые
    Рубахи баб, да пестрые
    Рубахи мужиков,
    Да голоса, да звяканье
    Проворных кос. «Бог на́ помочь!»
    - Спасибо, молодцы! -

    Остановились странники…
    Размахи сенокосные
    Идут чредою правильной:
    Все разом занесенные
    Сверкнули косы, звякнули,
    Трава мгновенно дрогнула
    И пала, прошумев!

    По низменному берегу
    На Волге травы рослые,
    Веселая косьба.
    Не выдержали странники:
    «Давно мы не работали,
    Давайте - покосим!»
    Семь баб им косы отдали.
    Проснулась, разгорелася
    Привычка позабытая
    К труду! Как зубы с голоду,
    Работает у каждого
    Проворная рука.
    Валят траву высокую,
    Под песню, незнакомую
    Вахлацкой стороне;
    Под песню, что навеяна
    Метелями и вьюгами
    Родимых деревень:
    Заплатова, Дырявина,
    Разутова, Знобишина,
    Горелова, Неелова -
    Неурожайка тож…

    Натешившись, усталые,
    Присели к стогу завтракать…

    Откуда, молодцы? -
    Спросил у наших странников
    Седой мужик (которого
    Бабенки звали Власушкой). -
    Куда вас Бог несет?

    «А мы…» - сказали странники
    И замолчали вдруг:
    Послышалась им музыка!
    - Помещик наш катается, -
    Промолвил Влас - и бросился
    К рабочим: - Не зевать!
    Коси дружней! А главное:
    Не огорчить помещика.
    Рассердится - поклон ему!
    Похвалит вас - «ура» кричи…
    Эй, бабы! не галдеть! -
    Другой мужик, присадистый,
    С широкой бородищею,
    Почти что то же самое
    Народу приказал,
    Надел кафтан - и барина
    Бежит встречать. - Что за́ люди? -
    Оторопелым странникам
    Кричит он на бегу. -
    Снимите шапки! -
    К берегу
    Причалили три лодочки.
    В одной прислуга, музыка,
    В другой - кормилка дюжая
    С ребенком, няня старая
    И приживалка тихая,
    А в третьей - господа:
    Две барыни красивые
    (Потоньше - белокурая,
    Потолще - чернобровая),
    Усатые два барина,
    Три ба́рченка-погодочки
    Да старый старичок:
    Худой! как зайцы зимние,
    Весь бел, и шапка белая,
    Высокая, с околышем
    Из красного сукна .
    Нос клювом, как у ястреба,
    Усы седые, длинные,
    И - разные глаза:
    Один здоровый - светится.
    А левый - мутный, пасмурный,
    Как оловянный грош!

    При них собачки белые,
    Мохнатые, с султанчиком,
    На крохотных ногах…

    Старик, поднявшись на берег,
    На красном, мягком коврике
    Долгонько отдыхал,
    Потом покос осматривал:
    Его водили под руки
    То господа усатые,
    То молодые барыни, -
    И так, со всею свитою,
    С детьми и приживалками,
    С кормилкою и нянькою,
    И с белыми собачками,
    Всё поле сенокосное
    Помещик обошел.
    Крестьяне низко кланялись,
    Бурмистр (смекнули странники,
    Что тот мужик присадистый
    Бурмистр) перед помещиком,
    Как бес перед заутреней,
    Юлил: «Так точно! Слушаю-с!» -
    И кланялся помещику
    Чуть-чуть не до земли.

    В один стожище матерый ,
    Сегодня только сметанный,
    Помещик пальцем ткнул,
    Нашел, что сено мокрое,
    Вспылил: «Добро господское
    Гноить? Я вас, мошенников,
    Самих сгною на барщине!
    Пересушить сейчас!..»
    Засуетился староста:
    - Недосмотрел маненичко!
    Сыренько: виноват! -
    Созвал народ - и вилами
    Богатыря кряжистого,
    В присутствии помещика,
    По клочьям разнесли.
    Помещик успокоился.

    (Попробовали странники:
    Сухохонько сенцо!)

    Бежит лакей с салфеткою,
    Хромает: «Кушать подано!»
    Со всей своею свитою,
    С детьми и приживалками,
    С кормилкою и нянькою,
    И с белыми собачками,
    Пошел помещик завтракать,
    Работы осмотрев.
    С реки из лодки грянула
    Навстречу барам музыка,
    Накрытый стол белеется
    На самом берегу…
    Дивятся наши странники.

    Пристали к Власу: «Дедушка!
    Что за порядки чудные?
    Что за чудной старик?»

    Помещик наш: Утятин князь! -

    «Чего же он куражится?
    Теперь порядки новые.
    А он дурит по-старому:
    Сенцо сухим-сухохонько -
    Велел пересушить!»

    А то еще диковинней,
    Что и сенцо-то самое
    И пожня - не его!

    «А чья же?»
    - Нашей вотчины.
    «Чего же он тут су́ется?
    Ин вы у Бога нелюди?»

    Нет, мы, по Божьей милости,
    Теперь крестьяне вольные,
    У нас, как у людей.
    Порядки тоже новые,
    Да тут статья особая…

    «Какая же статья?»

    Под стогом лег старинушка
    И - больше ни словца!
    К тому же стогу странники
    Присели; тихо молвили:
    «Эй! скатерть самобраная,
    Попотчуй мужиков!»
    И скатерть развернулася,
    Откудова ни взялися
    Две дюжие руки:
    Ведро вина поставили,
    Горой наклали хлебушка
    И спрятались опять…

    Налив стаканчик дедушке,
    Опять пристали странники:
    «Уважь! скажи нам, Власушка,
    Какая тут статья?»
    - Да пустяки! Тут нечего
    Рассказывать… А сами вы
    Что за́ люди? Откуда вы?
    Куда вас Бог несет? -

    «Мы люди чужестранные,
    Давно, по делу важному,
    Домишки мы покинули,
    У нас забота есть…
    Такая ли заботушка,
    Что из домов повыжила,
    С работой раздружила нас,
    Отбила от еды…»

    Остановились странники…

    О чем же вы хлопочете? -

    «Да помолчим! Поели мы,
    Так отдохнуть желательно».
    И улеглись. Молчат!

    Вы так-то! а по-нашему,
    Коль начал, так досказывай!

    «А сам небось молчишь!
    Мы не в тебя, старинушка!
    Изволь, мы скажем: видишь ли,
    Мы ищем, дядя Влас,
    Непоротой губернии,
    Непотрошеной волости,
    Избыткова села!..»

    И рассказали странники,
    Как встретились нечаянно,
    Как подрались, заспоривши,
    Как дали свой зарок
    И как потом шаталися,
    Искали по губерниям
    Подтянутой, Подстреленной,
    Кому живется счастливо.
    Вольготно на Руси?
    Влас слушал - и рассказчиков
    Глазами мерял: - Вижу я,
    Вы тоже люди странные! -
    Сказал он наконец. -
    Чудим и мы достаточно.
    А вы - и нас чудней! -

    «Да что ж у вас-то деется?
    Еще стаканчик, дедушка!»

    Как выпил два стаканчика,
    Разговорился Влас:

    II

    Помещик наш особенный,
    Богатство непомерное.
    Чин важный, род вельможеский,
    Весь век чудил, дурил.
    Да вдруг гроза и грянула…
    Не верит: врут, разбойники!
    Посредника, исправника
    Прогнал! дурит по-старому.
    Стал крепко подозрителен,
    Не поклонись - дерет!
    Сам губернатор к барину
    Приехал: долго спорили,
    Сердитый голос барина
    В застольной дворня слышала;
    Озлился так, что к вечеру
    Хватил его удар!
    Всю половину левую
    Отбило: словно мертвая
    И, как земля, черна…
    Пропал ни за копеечку!
    Известно, не корысть,
    А спесь его подрезала.
    Соринку он терял. -

    «Что значит, други милые,
    Привычка-то помещичья!» -
    Заметил Митродор.
    «Не только над помещиком,
    Привычка над крестьянином
    Сильна, - сказал Пахом. -
    Я раз, по подозрению
    В острог попавши, чудного
    Там видел мужика.
    За конокрадство, кажется,
    Судился, звали Сидором,
    Так из острога барину
    Он посылал оброк!
    (Доходы арестантские
    Известны: подаяние,
    Да что-нибудь сработает,
    Да стащит что-нибудь.)
    Ему смеялись прочие:
    „А ну, на поселение
    Сошлют - пропали денежки!“
    - Всё лучше, - говорит…»

    Соринка - дело плевое,
    Да только не в глазу:
    Пал дуб на море тихое,
    И море всё заплакало -
    Лежит старик без памяти
    (Не встанет, так и думали!).
    Приехали сыны,
    Гвардейцы черноусые
    (Вы их на пожне видели,
    А барыни красивые -
    То жены молодцов).
    У старшего доверенность
    Была: по ней с посредником
    Установили грамоту …
    Ан вдруг и встал старик!
    Чуть заикнулись… Господи!
    Как зверь метнулся раненый
    И загремел, как гром!
    Дела-то всё недавние,
    Я был в то время старостой,
    Случился тут - так слышал сам,
    Как он честил помещиков,
    До слова помню всё:
    «Корят жидов, что предали
    Христа… а вы что сделали?
    Права свои дворянские,
    Веками освященные,
    Вы предали!..» Сынам
    Сказал: «Вы трусы подлые!
    Не дети вы мои!
    Пускай бы люди мелкие,
    Что вышли из поповичей
    Да, понажившись взятками,
    Купили мужиков,
    Пускай бы… им простительно!
    А вы… князья Утятины?
    Какие вы У-тя-ти-ны!
    Идите вон!.. подкидыши,
    Не дети вы мои!»

    Оро́бели наследники:
    А ну как перед смертию
    Лишит наследства? Мало ли
    Лесов, земель у батюшки?
    Что денег понакоплено,
    Куда пойдет добро?
    Гадай! У князя в Питере
    Три дочери побочные
    За генералов выданы,
    Не отказал бы им!

    А князь опять больнехонек…
    Чтоб только время выиграть,
    Придумать: как тут быть,
    Которая-то барыня
    (Должно быть, белокурая:
    Она ему, сердечному,
    Слыхал я, терла щеткою
    В то время левый бок)
    Возьми и брякни барину,
    Что мужиков помещикам
    Велели воротить!

    Поверил! Проще малого
    Ребенка стал старинушка,
    Как паралич расшиб!
    Заплакал! пред иконами
    Со всей семьею молится,
    Велит служить молебствие,
    Звонить в колокола!

    И силы словно прибыло,
    Опять: охота, музыка,
    Дворовых дует палкою,
    Велит созвать крестьян.

    С дворовыми наследники
    Стакнулись, разумеется,
    А есть один (он давеча
    С салфеткой прибегал),
    Того и уговаривать
    Не надо было: барина
    Столь много любит он!
    Ипатом прозывается.
    Как воля нам готовилась,
    Так он не верил ей:
    «Шалишь! Князья Утятины
    Останутся без вотчины?
    Нет, руки коротки!»
    Явилось «Положение», -
    Ипат сказал: «Балуйтесь вы!
    А я князей Утятиных
    Холоп - и весь тут сказ!»
    Не может барских милостей
    Забыть Ипат! Потешные
    О детстве и о младости,
    Да и о самой старости
    Рассказы у него
    (Придешь, бывало, к барину,
    Ждешь, ждешь… Неволей слушаешь,
    Сто раз я слышал их):
    «Как был я мал, наш князюшка
    Меня рукою собственной
    В тележку запрягал;
    Достиг я резвой младости:
    Приехал в отпуск князюшка
    И, подгулявши, выкупал
    Меня, раба последнего,
    Зимою в проруби!
    Да как чудно! Две проруби:
    В одну опустит в неводе,
    В другую мигом вытянет -
    И водки поднесет.
    Клониться стал я к старости.
    Зимой дороги узкие,
    Так часто с князем ездили
    Мы гусем в пять коней.
    Однажды князь - затейник же! -
    И посади фалетуром
    Меня, раба последнего,
    Со скрипкой - впереди.
    Любил он крепко музыку.
    «Играй, Ипат!» А кучеру
    Кричит: «Пошел живей!»
    Метель была изрядная,
    Играл я: руки заняты,
    А лошадь спотыкливая -
    Свалился я с нее!
    Ну, сани, разумеется,
    Через меня проехали,
    Попридавили грудь.
    Не то беда: а холодно.
    Замерзнешь - нет спасения.
    Кругом пустыня, снег…
    Гляжу на звезды частые
    Да каюсь во грехах.
    Так что же, друг ты истинный?
    Послышал я бубенчики.
    Чу, ближе! чу, звончей!
    Вернулся князь (закапали
    Тут слезы у дворового.
    И сколько ни рассказывал.
    Всегда тут плакал он!),
    Одел меня, согрел меня
    И рядом, недостойного,
    С своей особой княжеской
    В санях привез домой!» -

    Похохотали странники…
    Глотнув вина (в четвертый раз),
    Влас продолжал: «Наследники
    Ударили и вотчине
    Челом: «Нам жаль родителя,
    Порядков новых, нонешних
    Ему не перенесть.
    Поберегите батюшку!
    Помалчивайте, кланяйтесь,
    Да не перечьте хворому,
    Мы вас вознаградим:
    За лишний труд, за барщину,
    За слово даже бранное -
    За всё заплатим вам.
    Недолго жить сердечному,
    Навряд ли два-три месяца,
    Сам дохтур объявил!
    Уважьте нас, послушайтесь,
    Мы вам луга поемные
    По Волге подарим;
    Сейчас пошлем посреднику
    Бумагу, дело верное!»

    Собрался мир, галдит!

    Луга-то (эти самые),
    Да водка, да с три короба
    Посулов то и сделали,
    Что мир решил помалчивать
    До смерти старика.
    Поехали к посреднику:
    Смеется! «Дело доброе,
    Да и луга хорошие,
    Дурачьтесь, Бог простит!
    Нет на Руси, вы знаете,
    Помалчивать да кланяться
    Запрета никому!»
    Однако я противился:
    «Вам, мужикам, сполагоря,
    А мне-то каково?
    Что ни случится - к барину
    Бурмистра ! что ни вздумает,
    За мной пошлет! Как буду я
    На спросы бестолковые
    Ответствовать? дурацкие
    Приказы исполнять?»

    Ты стой пред ним без шапочки,
    Помалчивай да кланяйся,
    Уйдешь - и дело кончено.
    Старик больной, расслабленный,
    Не помнит ничего!

    Оно и правда: можно бы!
    Морочить полоумного
    Нехитрая статья.
    Да быть шутом гороховым,
    Признаться, не хотелося.
    И так я на веку,
    У притолоки стоючи,
    Помялся перед барином
    Досыта! «Коли мир
    (Сказал я, миру кланяясь)
    Дозволит покуражиться
    Уволенному барину
    В останные часы,
    Молчу и я - покорствую,
    А только что от должности
    Увольте вы меня!»

    Чуть дело не разладилось.
    Да Климка Лавин выручил:
    «А вы бурмистром сделайте
    Меня! Я удовольствую
    И старика, и вас.
    Бог приберет Последыша
    Скоренько, а у вотчины
    Останутся луга.
    Так будем мы начальствовать,
    Такие мы строжайшие
    Порядки заведем,
    Что надорвет животики
    Вся вотчина… Увидите!»

    Долгонько думал мир.
    Что ни на есть отчаянный
    Был Клим мужик: и пьяница,
    И на руку нечист.
    Работать не работает,
    С цыганами вожжается,
    Бродяга, коновал!
    Смеется над трудящимся:
    С работы, как ни мучайся,
    Не будешь ты богат,
    А будешь ты горбат!
    А впрочем, парень грамотный,
    Бывал в Москве и в Питере,
    В Сибирь езжал с купечеством,
    Жаль, не остался там!
    Умен, а грош не держится,
    Хитер, а попадается
    Впросак! Бахвал мужик!
    Каких-то слов особенных
    Наслушался: атечество,
    Москва первопрестольная,
    Душа великорусская.
    «Я - русский мужичок!» -
    Горланил диким голосом
    И, кокнув в лоб посудою,
    Пил залпом полуштоф!
    Как рукомойник кланяться
    Готов за водку всякому,
    А есть казна - поделится,
    Со встречным всё пропьет!
    Горазд орать, балясничать,
    Гнилой товар показывать
    С хазового конца.
    Нахвастает с три короба,
    А уличишь - отшутится
    Бесстыжей поговоркою,
    Что «за погудку правую
    Смычком по роже бьют!»

    Подумавши, оставили
    Меня бурмистром: правлю я
    Делами и теперь.
    А перед старым барином
    Бурмистром Климку на́звали,
    Пускай его! По барину
    Бурмистр! перед Последышем
    Последний человек!

    У Клима совесть глиняна,
    А бородища Минина,
    Посмотришь, так подумаешь,
    Что не найти крестьянина
    Степенней и трезвей.
    Наследники построили
    Кафтан ему: одел его -
    И сделался Клим Яковлич
    Из Климки бесшабашного
    Бурмистр первейший сорт.

    Пошли порядки старые!
    Последышу-то нашему,
    Как на беду, приказаны
    Прогулки. Что ни день,
    Через деревню катится
    Рессорная колясочка:
    Вставай! картуз долой!
    Бог весть с чего накинется,
    Бранит, корит; с угрозою
    Подступит - ты молчи!
    Увидит в поле пахаря
    И за его же полосу
    Облает: и лентяи-то,
    И лежебоки мы!
    А полоса сработана,
    Как никогда на барина
    Не работал мужик,
    Да невдомек Последышу,
    Что уж давно не барская,
    А наша полоса!

    Сойдемся - смех! У каждого
    Свой сказ про юродивого
    Помещика: икается,
    Я думаю, ему!
    А тут еще Клим Яковлич.
    Придет, глядит начальником
    (Горда свинья: чесалася
    О барское крыльцо!),
    Кричит: «Приказ по вотчине!»
    Ну, слушаем приказ:
    «Докладывал я барину,
    Что у вдовы Терентьевны
    Избенка развалилася,
    Что баба побирается
    Христовым подаянием,
    Так барин приказал:
    На той вдове Терентьевой
    Женить Гаврилу Жохова,
    Избу поправить заново,
    Чтоб жили в ней, плодилися
    И правили тягло !»
    А той вдове - под семьдесят,
    А жениху - шесть лет!
    Ну, хохот, разумеется!..
    Другой приказ: «Коровушки
    Вчера гнались до солнышка
    Близ барского двора
    И так мычали, глупые,
    Что разбудили барина, -
    Так пастухам приказано
    Впредь унимать коров!»
    Опять смеется вотчина.
    «А что смеетесь? Всякие
    Бывают приказания:
    Сидел на губернаторстве
    В Якутске генерал.
    Так на́ кол тот коровушек
    Сажал! Долгонько слушались,
    Весь город разукрасили,
    Как Питер монументами,
    Казненными коровами,
    Пока не догадалися,
    Что спятил он с ума!»
    Еще приказ: «У сторожа,
    У ундера Софронова,
    Собака непочтительна:
    Залаяла на барина,
    Так ундера прогнать,
    А сторожем к помещичьей
    Усадьбе назначается
    Еремка!..» Покатилися
    Опять крестьяне со смеху:
    Еремка тот с рождения
    Глухонемой дурак!

    Доволен Клим. Нашел-таки
    По нраву должность! Бегает,
    Чудит, во все мешается,
    Пить даже меньше стал!
    Бабенка есть тут бойкая,
    Орефьевна, кума ему,
    Так с ней Климаха барина
    Дурачит заодно.
    Лафа бабенкам! бегают
    На барский двор с полотнами,
    С грибами, с земляникою:
    Всё покупают барыни,
    И кормят, и поят!

    Шутили мы, дурачились,
    Да вдруг и дошутилися
    До сущей до беды:
    Был грубый, непокладистый
    У нас мужик Агап Петров,
    Он много нас корил:
    «Ай, мужики! Царь сжалился,
    Так вы в хомут охотою…
    Бог с ними, с сенокосами!
    Знать не хочу господ!..»
    Тем только успокоили,
    Что штоф вина поставили
    (Винцо-то он любил).
    Да черт его со временем
    Нанес-таки на барина:
    Везет Агап бревно
    (Вишь, мало ночи глупому,
    Так воровать отправился
    Лес - среди бела дня!),
    Навстречу та колясочка
    И барин в ней: «Откудова
    Бревно такое славное
    Везешь ты, мужичок?..»
    А сам смекнул откудова.
    Агап молчит: бревешко-то
    Из лесу из господского,
    Так что тут говорить!
    Да больно уж окрысился
    Старик: пилил, пилил его,
    Права свои дворянские
    Высчитывал ему!

    Крестьянское терпение
    Выносливо, а временем
    Есть и ему конец.
    Агап раненько выехал,
    Без завтрака: крестьянина
    Тошнило уж и так,
    А тут еще речь барская,
    Как муха неотвязная,
    Жужжит под ухо самое…

    Захохотал Агап!
    «Ах шут ты, шут гороховый!
    Никшни!» - да и пошел!
    Досталось тут Последышу
    За дедов и за прадедов,
    Не только за себя.
    Известно, гневу нашему
    Дай волю! Брань господская
    Что жало комариное,
    Мужицкая - обух!
    Опешил барин! Легче бы
    Стоять ему под пулями,
    Под каменным дождем!
    Опешили и сродники,
    Бабенки было бросились
    К Агапу с уговорами,
    Так он вскричал: «Убью!..
    Что брага, раскуражились
    Подонки из поганого
    Корыта… Цыц! Никшни!
    Крестьянских душ владение
    Покончено. Последыш ты!
    Последыш ты! По милости
    Мужицкой нашей глупости
    Сегодня ты начальствуешь,
    А завтра мы Последышу
    Пинка - и кончен бал!
    Иди домой, похаживай,
    Поджавши хвост, по горницам,
    А нас оставь! Никшни!..»

    «Ты - бунтовщик!» - с хрипотою
    Сказал старик; затрясся весь
    И полумертвый пал!
    «Теперь конец!» - подумали
    Гвардейцы черноусые
    И барыни красивые;
    Ан вышло - не конец!

    Приказ: пред всею вотчиной,
    В присутствии помещика,
    За дерзость беспримерную
    Агапа наказать.
    Забегали наследники
    И жены их - к Агапушке,
    И к Климу, и ко мне!
    «Спасите нас, голубчики!
    Спасите!» Ходят бледные:
    «Коли обман откроется,
    Пропали мы совсем!»
    Пошел бурмистр орудовать!
    С Агапом пил до вечера,
    Обнявшись, до полуночи
    Деревней с ним гулял,
    Потом опять с полуночи
    Поил его - и пьяного
    Привел на барский двор.
    Всё обошлось любехонько:
    Не мог с крылечка сдвинуться
    Последыш - так расстроился…
    Ну, Климке и лафа!

    В конюшню плут преступника
    Привел, перед крестьянином
    Поставил штоф вина:
    «Пей да кричи: помилуйте!
    Ой, батюшки! ой, матушки!»
    Послушался Агап,
    Чу, во́пит! Словно музыку,
    Последыш стоны слушает;
    Чуть мы не рассмеялися,
    Как стал он приговаривать:
    «Ка-тай его, раз-бой-ника,
    Бун-тов-щи-ка… Ка-тай!»
    Ни дать ни взять под розгами
    Кричал Агап, дурачился,
    Пока не допил штоф.
    Как из конюшни вынесли
    Его мертвецки пьяного
    Четыре мужика,
    Так барин даже сжалился:
    «Сам виноват, Агапушка!» -
    Он ласково сказал… -

    «Вишь, тоже добрый! сжалился», -
    Заметил Пров, а Влас ему:
    - Не зол… да есть пословица:
    Хвали траву в стогу,
    А барина - в гробу!
    Все лучше, кабы Бог его
    Прибрал… Уж нет Агапушки…

    «Как! умер?»
    - Да, почтенные:
    Почти что в тот же день!
    Он к вечеру разохался,
    К полуночи попа просил,
    К белу свету преставился.
    Зарыли и поставили
    Животворящий крест…
    С чего? Один Бог ведает!
    Конечно, мы не тронули
    Его не только розгами -
    И пальцем. Ну а все ж
    Нет-нет - да и подумаешь:
    Не будь такой оказии,
    Не умер бы Агап!
    Мужик сырой, особенный,
    Головка непоклончива,
    А тут: иди, ложись!
    Положим, ладно кончилось,
    А всё Агап надумался:
    Упрешься - мир осердится,
    А мир дурак - доймет!
    Всё разом так подстроилось:
    Чуть молодые барыни
    Не целовали старого,
    Полсотни, чай, подсунули,
    А пуще Клим бессовестный,
    Сгубил его, анафема,
    Винищем!..

    Вон от барина
    Посол идет: откушали!
    Зовет, должно быть, старосту,
    Пойду взгляну камедь! -

    III

    Пошли за Власом странники;
    Бабенок тоже несколько
    И парней с ними тронулось;
    Был полдень, время отдыха,
    Так набралось порядочно
    Народу - поглазеть.
    Все стали в ряд почтительно
    Поодаль от господ…

    За длинным белым столиком,
    Уставленным бутылками
    И кушаньями разными,
    Сидели господа:
    На первом месте - старый князь,
    Седой, одетый в белое,
    Лицо перекошенное
    И - разные глаза.
    В петлице крестик беленький
    (Влас говорит: Георгия
    Победоносца крест).
    За стулом в белом галстуке
    Ипат, дворовый преданный,
    Обмахивает мух.
    По сторонам помещика
    Две молодые барыни:
    Одна черноволосая,
    Как свекла губы красные,
    По яблоку - глаза!
    Другая белокурая,
    С распущенной косой,
    Ай, косонька! как золото
    На солнышке горит!
    На трех высоких стульчиках
    Три мальчика нарядные,
    Салфеточки подвязаны
    Под горло у детей.
    При них старуха нянюшка,
    А дальше - челядь разная:
    Учительницы, бедные
    Дворянки. Против барина -
    Гвардейцы черноусые,
    Последыша сыны.

    За каждым стулом девочка,
    А то и баба с веткою -
    Обмахивает мух.
    А под столом мохнатые
    Собачки белошерстые.
    Барчонки дразнят их…

    Без шапки перед барином
    Стоял бурмистр.

    «А скоро ли, -
    Спросил помещик, кушая, -
    Окончим сенокос?»

    Да как теперь прикажете:
    У нас по положению
    Три дня в неделю барские,
    С тягла: работник с лошадью,
    Подросток или женщина,
    Да полстарухи в день,
    Господский срок кончается…

    «Тсс! тсс! - сказал Утятин князь,
    Как человек, заметивший,
    Что на тончайшей хитрости
    Другого изловил. -
    Какой такой господский срок ?
    Откудова ты взял его?»
    И на бурмистра верного
    Навел пытливо глаз.

    Бурмистр потупил голову,
    - Как приказать изволите!
    Два-три денька хорошие,
    И сено вашей милости
    Все уберем, Бог даст!
    Не правда ли, ребятушки?.. -
    (Бурмистр воротит к барщине
    Широкое лицо.)
    За барщину ответила
    Проворная Орефьевна,
    Бурмистрова кума:
    - Вестимо так, Клим Яковлич.
    Покуда вёдро держится,
    Убрать бы сено барское,
    А наше - подождет!

    «Бабенка, а умней тебя! -
    Помещик вдруг осклабился
    И начал хохотать. -
    Ха-ха! дурак!.. Ха-ха-ха-ха!
    Дурак! дурак! дурак!
    Придумали: господский срок!
    Ха-ха… дурак! ха-ха-ха-ха!
    Господский срок - вся жизнь раба!
    Забыли, что ли, вы:
    Я Божиею милостью,
    И древней царской грамотой,
    И родом и заслугами
    Над вами господин!..»

    Влас наземь опускается.
    «Что так?» - спросили странники.
    - Да отдохну пока!
    Теперь не скоро князюшка
    Сойдет с коня любимого!
    С тех пор, как слух прошел,
    Что воля нам готовится,
    У князя речь одна:
    Что мужику у барина
    До светопреставления
    Зажату быть в горсти!..

    И точно: час без малого
    Последыш говорил!
    Язык его не слушался:
    Старик слюною брызгался,
    Шипел! И так расстроился,
    Что правый глаз задергало,
    А левый вдруг расширился
    И - круглый, как у филина, -
    Вертелся колесом.
    Права свои дворянские,
    Веками освященные,
    Заслуги, имя древнее
    Помещик поминал,
    Царевым гневом, Божиим
    Грозил крестьянам, ежели
    Взбунтуются они,
    И накрепко приказывал,
    Чтоб пустяков не думала,
    Не баловалась вотчина,
    А слушалась господ!

    «Отцы! - сказал Клим Яковлич,
    С каким-то визгом в голосе,
    Как будто вся утроба в нем,
    При мысли о помещиках,
    Заликовала вдруг. -
    Кого же нам и слушаться?
    Кого любить? надеяться
    Крестьянству на кого?
    Бедами упиваемся,
    Слезами умываемся,
    Куда нам бунтовать?
    Все ваше, все господское -
    Домишки наши ветхие,
    И животишки хворые,
    И сами - ваши мы!
    Зерно, что в землю брошено,
    И овощь огородная,
    И волос на нечесаной
    Мужицкой голове -
    Все ваше, все господское!
    В могилках наши прадеды,
    На печках деды старые
    И в зыбках дети малые -
    Всё ваше, всё господское!
    А мы, как рыба в неводе,
    Хозяева в дому!»

    Бурмистра речь покорная
    Понравилась помещику:
    Здоровый глаз на старосту
    Глядел с благоволением,
    А левый успокоился:
    Как месяц в небе стал!
    Налив рукою собственной
    Стакан вина заморского,
    «Пей!» - барин говорит.
    Вино на солнце искрится,
    Густое, маслянистое.
    Клим выпил, не поморщился
    И вновь сказал: «Отцы!
    Живем за вашей милостью,
    Как у Христа за пазухой:
    Попробуй-ка без барина
    Крестьянин так пожить!
    (И снова, плут естественный,
    Глотнул вина заморского.)
    Куда нам без господ?
    Бояре - кипарисовы,
    Стоят, не гнут головушки!
    Над ними - царь один!
    А мужики вязовые -
    И гнутся-то, и тянутся,
    Скрипят! Где мат крестьянину,
    Там барину сполагоря:
    Под мужиком лед ломится,
    Под барином трещит!
    Отцы! руководители!
    Не будь у нас помещиков,
    Не наготовим хлебушка,
    Не запасем травы!
    Хранители! радетели!
    И мир давно бы рушился
    Без разума господского,
    Без нашей простоты!
    Вам на роду написано
    Блюсти крестьянство глупое,
    А нам работать, слушаться,
    Молиться за господ!»

    Дворовый, что у барина
    Стоял за стулом с веткою,
    Вдруг всхлипнул! Слезы катятся
    По старому лицу.
    «Помолимся же Господу
    За долголетье барина!» -
    Сказал холуй чувствительный
    И стал креститься дряхлою,
    Дрожащею рукой.
    Гвардейцы черноусые
    Кисленько как-то глянули
    На верного слугу;
    Однако - делать нечего! -
    Фуражки сняли, крестятся.
    Перекрестились барыни.
    Перекрестилась нянюшка,
    Перекрестился Клим…

    Да и мигнул Орефьевне:
    И бабы, что протискались
    Поближе к господам,
    Креститься тоже начали,
    Одна так даже всхлипнула
    Вподобие дворового.
    («Урчи! вдова Терентьевна!
    Старуха полоумная!» -
    Сказал сердито Влас.)
    Из тучи солнце красное
    Вдруг выглянуло; музыка
    Протяжная и тихая
    Послышалась с реки…

    Помещик так растрогался,
    Что правый глаз заплаканный
    Ему платочком вытерла
    Сноха с косой распущенной
    И чмокнула старинушку
    В здоровый этот глаз.
    «Вот! - молвил он торжественно
    Сынам своим наследникам
    И молодым снохам. -
    Желал бы я, чтоб видели
    Шуты, врали столичные,
    Что обзывают дикими
    Крепостниками нас,
    Чтоб видели, чтоб слышали…»

    Задергало Последыша.
    Вскочил, лицом уставился
    Вперед! Как рысь, высматривал
    Добычу. Левый глаз
    Заколесил… «Сы-скать его!
    Сы-скать бун-тов-щи-ка!»

    Бурмистр в толпу отправился;
    Не ищет виноватого,
    А думает: как быть?
    Пришел в ряды последние,
    Где были наши странники,
    И ласково сказал:
    «Вы люди чужестранные,
    Что с вами он поделает?
    Подите кто-нибудь!»
    Замялись наши странники,
    Желательно бы выручить
    Несчастных вахлаков,
    Да барин глуп: судись потом,
    Как влепит сотню добрую
    При всем честном миру!
    «Иди-ка ты, Романушка! -
    Сказали братья Губины. -
    Иди! ты любишь бар!»
    - Нет, сами вы попробуйте! -
    И стали наши странники
    Друг дружку посылать.
    Клим плюнул: «Ну-ка, Власушка,
    Придумай, что тут сделаем?
    А я устал; мне мочи нет!»

    Ну да и врал же ты! -

    «Эх, Влас Ильич! где враки-то? -
    Сказал бурмистр с досадою. -
    Не в их руках мы, что ль?..
    Придет пора последняя:
    Заедем все в ухаб ,
    Не выедем никак,
    В кромешный ад провалимся,
    Так ждет и там крестьянина Постойте! я вас выручу!
    Вдруг объявила бойкая
    Бурмистрова кума
    И побежала к барину,
    Бух в ноги: - Красно солнышко!
    Прости, не погуби!
    Сыночек мой единственный,
    Сыночек надурил!
    Господь его без разуму
    Пустил на свет! Глупешенек:
    Идет из бани - чешется!
    Лаптишком, вместо ковшика,
    Напиться норовит!
    Работать не работает,
    Знай скалит зубы белые,
    Смешлив… так Бог родил!
    В дому-то мало радости:
    Избенка развалилася,
    Случается, есть нечего -
    Смеется дурачок!
    Подаст ли кто копеечку,
    Ударит ли по темени -
    Смеется дурачок!
    Смешлив… что с ним поделаешь?
    Из дурака, родименький,
    И горе смехом прет!

    Такая баба ловкая!
    Орет, как на девишнике,
    Цалует ноги барину.
    «Ну, Бог с тобой! Иди! -
    Сказал Последыш ласково. -
    Я не сержусь на глупого,
    Я сам над ним смеюсь!»
    «Какой ты добрый!» - молвила
    Сноха черноволосая
    И старика погладила
    По белой голове.
    Гвардейцы черноусые
    Словечко тоже вставили:
    Где ж дурню деревенскому
    Понять слова господские,
    Особенно Последыша
    Столь умные слова?
    А Клим полой суконною
    Отер глаза бесстыжие
    И пробурчал: «Отцы!
    Отцы! сыны атечества!
    Умеют наказать,
    Умеют и помиловать!»

    Повеселел старик!
    Спросил вина шипучего.
    Высоко пробки прянули,
    Попадали на баб.
    С испугу бабы визгнули,
    Шарахнулись. Старинушка
    Захохотал! За ним
    Захохотали барыни.
    За ними - их мужья,
    Потом дворецкий преданный,
    Потом кормилки, нянюшки,
    А там - и весь народ!
    Пошло веселье! Барыни,
    По приказанью барина,
    Крестьянам поднесли,
    Подросткам дали пряников,
    Девицам сладкой водочки,
    А бабы тоже выпили
    По рюмке простяку…


    Последыш пил да чокался,
    Красивых снох пощипывал.
    (- Вот так-то! чем бы старому
    Лекарство пить, - заметил Влас, -
    Он пьет вино стаканами.
    Давно уж меру всякую
    Как в гневе, так и в радости
    Последыш потерял.-)

    Гремит на Волге музыка.
    Поют и пляшут девицы -
    Ну, словом, пир горой!
    К девицам присоседиться
    Хотел старик, встал на ноги
    И чуть не полетел!
    Сын поддержал родителя.
    Старик стоял: притопывал,
    Присвистывал, прищелкивал,
    А глаз свое выделывал -
    Вертелся колесом!

    «А вы что ж не танцуете? -
    Сказал Последыш барыням
    И молодым сынам. -
    Танцуйте!» Делать нечего!
    Прошлись они под музыку.
    Старик их осмеял!
    Качаясь, как на палубе
    В погоду непокойную,
    Представил он, как тешились
    В его-то времена!
    «Спой, Люба!» Не хотелося
    Петь белокурой барыне,
    Да старый так пристал!

    Чудесно спела барыня!
    Ласкала слух та песенка,
    Негромкая и нежная,
    Как ветер летним вечером,
    Легонько пробегающий
    По бархатной муравушке,
    Как шум дождя весеннего
    По листьям молодым!


    Под песню ту прекрасную
    Уснул Последыш. Бережно
    Снесли его в ладью
    И уложили сонного.
    Над ним с зеленым зонтиком
    Стоял дворовый преданный,
    Другой рукой отмахивал
    Слепней и комаров.
    Сидели молча бравые
    Гребцы; играла музыка
    Чуть слышно… лодка тронулась
    И мерно поплыла…
    У белокурой барыни
    Коса, как флаг распущенный,
    Играла на ветру…

    «Уважил я Последыша! -
    Сказал бурмистр. - Господь с тобой!
    Куражься, колобродь!
    Не знай про волю новую,
    Умри, как жил, помещиком,
    Под песни наши рабские,
    Под музыку холопскую -
    Да только поскорей!
    Дай отдохнуть крестьянину!
    Ну, братцы! поклонитесь мне,
    Скажи спасибо, Влас Ильич:
    Я миру порадел!
    Стоять перед Последышем
    Напасть… язык примелется,
    А пуще смех долит.
    Глаз этот… как завертится,
    Беда! Глядишь да думаешь:
    „Куда ты, друг единственный?
    По надобности собственной
    Аль по чужим делам?
    Должно быть, раздобылся ты
    Курьерской подорожною!..“
    Чуть раз не прыснул я.
    Мужик я пьяный, ветреный,
    В амбаре крысы с голоду
    Подохли, дом пустехонек,
    А не взял бы, свидетель Бог,
    Я за такую каторгу
    И тысячи рублей,
    Когда б не знал доподлинно,
    Что я перед последышем
    Стою… что он куражится
    По воле по моей…»

    Влас отвечал задумчиво:
    - Бахвалься! А давно ли мы,
    Не мы одни - вся вотчина…
    (Да… всё крестьянство русское!)
    Не в шутку, не за денежки,
    Не три-четыре месяца,
    А целый век… да что уж тут!
    Куда уж нам бахвалиться,
    Недаром Вахлаки! -

    Однако Клима Лавина
    Крестьяне полупьяные
    Уважили: «Качать его!»
    И ну качать… «ура!»
    Потом вдову Терентьевну
    С Гаврилкой, малолеточком,
    Клим посадил рядком
    И жениха с невестою
    Поздравил! Подурачились
    Досыта мужики.
    Приели всё, всё припили,
    Что господа оставили,
    И только поздним вечером
    В деревню прибрели.
    Домашние их встретили
    Известьем неожиданным:
    Скончался старый князь!
    «Как так?» - Из лодки вынесли
    Его уж бездыханного -
    Хватил второй удар! -

    Крестьяне пораженные
    Переглянулись… крестятся….
    Вздохнули… Никогда
    Такого вздоха дружного,
    Глубокого-глубокого
    Не испускала бедная
    Безграмотной губернии
    Деревня Вахлаки…

    Но радость их вахлацкая
    Была непродолжительна.
    Со смертию Последыша
    Пропала ласка барская:
    Опохмелиться не дали
    Гвардейцы вахлакам!
    А за луга поемные
    Наследники с крестьянами
    Тягаются доднесь .
    Влас за крестьян ходатаем,
    Живет в Москве… был в Питере…
    А толку что-то нет!

    Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Материал для поэмы писатель копил, по признанию автора произведения, «по словечку в течение двадцати лет».

    Пролог вышел в свет в январской книжке «Современника» 1866 года. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» выполняет функцию экспозиции, то есть знакомит читателя с общим замыслом, с фактами, предшествующими событиями, описанным далее в произведении.

    Вступления в «Прологе» начинаются со сказочных, таинственных слов – «В некотором царстве, в некотором государстве». С первых слов уже понятно, о какой стране пойдет речь в поэме, ну конечно о Руси. Сошлись семь мужиков из деревень - Заплатова, Дырявина, Горелова, Неелова, Неурожайки. Названия говорят сами за себя: одна – всегда без урожая, другая – сгорела дотла и так далее. Некрасов неспроста употребляет «говорящие» названия деревень, а для того, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме крепостного права.

    Характеристики каждого из семи мужиков говорят сами за себя: они лаконичны, неспешны. Медленный Пахом, которому надо «потушиться» прежде вымолвить слова, «угрюмый, своенравный» Пров. Некрасов сравнивает мужиков с быком:

    Мужик что бык: втемяшится

    В башку, какая блажь –

    Колом ее оттудова

    Не выбьешь: упирается,

    Всяк на своем стоит!

    Автор говорит нам о том, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели. Все привычные будничные занятия оставлены – так сильна была охватившая крестьян общая забота найти тех, «кому живется весело, вольготно на Руси».

    Здесь же, в «Прологе» начинается сказочный сюжет. Пахом подбирает птенчика упавшего из гнезда, прилетает мать птенчика и просит отпустить. И выкупает птенчика скатертью – самобранкой. Так Некрасов включил в «Пролог» сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти – самобранки, широко распространенной в русских народных сказках. Мужики, исконно трудолюбивые получившие скатерть – самобранку, не просили богатств у волшебной птички. А, попросили обычной, скромной, небогатой еды: хлеба, кваса, огурчиков.

    Так начинаются путешествия по Руси крестьян-работяг, желающих найти тех, «кому жить хорошо на Руси». Когда я начал читать пролог, меня так заинтересовала поэма, что я не отрываясь прочитал ее. С прологом из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в сущности, уйдет сказка. Мы, читатели, входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства.


    Широкая дороженька,
    Березками обставлена,
    Далеко протянулася,
    Песчана и глуха.
    По сторонам дороженьки
    Идут холмы пологие
    С полями, с сенокосами,
    А чаще с неудобною,
    Заброшенной землей;
    Стоят деревни старые,
    Стоят деревни новые,
    У речек, у прудов...
    Леса, луга поемные,
    Ручьи и реки русские
    Весною хороши.
    Но вы, поля весенние!
    На ваши всходы бедные
    Невесело глядеть!
    «Недаром в зиму долгую
    (Толкуют наши странники)
    Снег каждый день валил.
    Пришла весна - сказался снег!
    Он смирен до поры:
    Летит - молчит, лежит - молчит,
    Когда умрет, тогда ревет.
    Вода - куда ни глянь!
    Поля совсем затоплены,
    Навоз возить - дороги нет,
    А время уж не раннее -
    Подходит месяц май!»
    Нелюбо и на старые,
    Больней того на новые
    Деревни им глядеть.
    Ой избы, избы новые!
    Нарядны вы, да строит вас
    Не лишняя копеечка,
    А кровная беда!..

    С утра встречались странникам
    Все больше люди малые:
    Свой брат крестьянин - лапотник,
    Мастеровые, нищие,
    Солдаты, ямщики.
    У нищих, у солдатиков
    Не спрашивали странники,
    Как им - легко ли, трудно ли
    Живется на Руси?
    Солдаты шилом бреются,
    Солдаты дымом греются -
    Какое счастье тут?..

    Уж день клонился к вечеру,
    Идут путем - дорогою,
    Навстречу едет поп.
    Крестьяне сняли шапочки.
    Низенько поклонилися,
    Повыстроились в ряд
    И мерину саврасому
    Загородили путь.
    Священник поднял голову,
    Глядел, глазами спрашивал:
    Чего они хотят?

    «Небось! мы не грабители!» -
    Сказал попу Лука.
    (Лука - мужик присадистый
    С широкой бородищею.
    Упрям, речист и глуп.
    Лука похож на мельницу:
    Одним не птица мельница,
    Что, как ни машет крыльями,
    Небось, не полетит).

    «Мы мужики степенные,
    Из временнообязанных,
    Подтянутой губернии,
    Уезда Терпигорева,
    Пустопорожней волости,
    Окольных деревень:
    Заплатова, Дырявина,
    Разутова, Знобишнна,
    Горелова, Неелова -
    Неурожайка тож.
    Идем по делу важному:
    У нас забота есть,
    Такая ли заботушка,
    Что из домов повыжила,
    С работой раздружила нас,
    Отбила от еды.
    Ты дай нам слово верное
    На нашу речь мужицкую
    Без смеху и без хитрости,
    По совести, по разуму,
    По правде отвечать,
    Не то с своей заботушкой
    К другому мы пойдем...»

    Даю вам слово верное:
    Коли вы дело спросите,
    Без смеху и без хитрости,
    По правде и по разуму,
    Как должно отвечать.
    Аминь!.. -

    «Спасибо. Слушай же!
    Идя путем - дорогою.
    Сошлись мы невзначай,
    Сошлися и заспорили:
    Кому живется весело,
    Вольготно на Руси?
    Роман сказал: помещику,
    Демьян сказал: чиновнику,
    А я сказал: попу.
    Купчине толстопузому, -
    Сказали братья Губины.
    Иван и Митродор.
    Пахом сказал: светлейшему
    Вельможному боярину,
    Министру государеву.
    А Пров сказал: царю...
    Мужик что бык: втемяшится
    В башку какая блажь -
    Колом ее оттудова
    Не выбьешь: как ни спорили,
    Не согласились мы!
    Поспоривши - повздорили,
    Повздоривши - подралися,
    Подравшися - одумали:
    Не расходиться врозь,
    В домишки не ворочаться,
    Не видеться ни с женами,
    Ни с малыми ребятами.
    Ни с стариками старыми,
    Покуда спору нашему
    Решенья не найдем,
    Покуда не доведаем
    Как ни на есть доподлинно:
    Кому жить любо-весело,
    Вольготно на Руси?
    Скажи ж ты нам по - божески:
    Сладка ли жизнь поповская?
    Ты как - вольготно, счастливо
    Живешь, честной отец?..»

    Потупился, задумался,
    В тележке сидя, поп
    И молвил: - Православные!
    Роптать на бога грех,
    Несу мой крест с терпением,
    Живу... а как? Послушайте!
    Скажу вам правду - истину,
    А вы крестьянским разумом
    Смекайте! -
    «Начинай!»

    В чем счастие, по вашему?
    Покой, богатство, честь -
    Не так ли, други милые? -

    Они сказали: «Так»...

    Теперь посмотрим, братия,
    Каков попу покой ?
    Начать, признаться, надо бы
    Почти с рожденья самого,
    Как достается грамота
    Поповскому сынку,
    Какой ценой поповичем
    Священство покупается,
    Да лучше помолчим!
    ........................................................

    Дороги наши трудные.
    Приход у нас большой.
    Болящий, умирающий,
    Рождающийся в мир
    Не избирают времени:
    В жнитво и в сенокос,
    В глухую ночь осеннюю,
    Зимой, в морозы лютые.
    И в половодье вешнее -
    Иди куда зовут!
    Идешь безотговорочно.
    И пусть бы только косточки
    Ломалися одни, -
    Нет! всякий раз намается,
    Переболит душа.
    Не верьте, православные,
    Привычке есть предел:
    Нет сердца, выносящего
    Без некоего трепета
    Предсмертное хрипение,
    Надгробное рыдание,
    Сиротскую печаль!
    Аминь!.. Теперь подумайте.
    Каков попу покой?.. -

    Крестьяне мало думали,
    Дав отдохнуть священнику,
    Они с поклоном молвили:
    «Что скажешь нам еще?»

    Теперь посмотрим, братия,
    Каков попу почет?
    Задача щекотливая,
    Не прогневить бы вас?..

    Скажите, православные,
    Кого вы называете
    Породой жеребячьею?
    Чур! отвечать на спрос! -

    Крестьяне позамялися.
    Молчат - и поп молчит...

    С кем встречи вы боитеся,
    Идя путем-дорогою?
    Чур! отвечать на спрос! -

    Кряхтят, переминаются,
    Молчат!
    - О ком слагаете
    Вы сказки балагурные,
    И песни непристойные,
    И всякую хулу?..

    Мать-попадью степенную,
    Попову дочь безвинную,
    Семинариста всякого -
    Как чествуете вы?
    Кому вдогон, как мерину,
    Кричите: го-го-го?.. -

    Потупились ребятушки,
    Молчат - и поп молчит...
    Крестьяне думу думали,
    А поп широкой шляпою
    В лицо себе помахивал
    Да на небо глядел.
    Весной, что внуки малые,
    С румяным солнцем - дедушкой
    Играют облака:
    Вот правая сторонушка
    Одной сплошною тучею
    Покрылась - затуманилась,
    Стемнела и заплакала:
    Рядами нити серые
    Повисли до земли.
    А ближе, над крестьянами,
    Из небольших, разорванных,
    Веселых облачков
    Смеется солнце красное,
    Как девка из снопов.
    Но туча передвинулась,
    Поп шляпой накрывается,
    Быть сильному дождю.
    А правая сторонушка
    Уже светла и радостна,
    Там дождь перестает.
    Не дождь, там чудо божие:
    Там с золотыми нитками
    Развешаны мотки...

    «Не сами... по родителям
    Мы так-то...» - братья Губины
    Сказали наконец.
    И прочие поддакнули:
    «Не сами, по родителям!»
    А поп сказал: - Аминь!
    Простите, православные!
    Не в осужденье ближнего,
    А по желанью вашему
    Я правду вам сказал.
    Таков почет священнику
    В крестьянстве. А помещики... -

    «Ты мимо их, помещиков!
    Известны нам они!»

    Теперь посмотрим, братия,
    Откудова богачество
    Поповское идет?..
    Во время недалекое
    Империя российская
    Дворянскими усадьбами
    Была полным - полна.
    И жили там помещики,
    Владельцы именитые,
    Каких теперь уж нет!
    Плодилися и множились
    И нам давали жить.
    Что свадеб там игралося,
    Что деток нарождалося
    На даровых хлебах!
    Хоть часто крутонравные,
    Однако доброхотные
    То были господа,
    Прихода не чуждалися:
    У нас они венчалися,
    У нас крестили детушек,
    К нам приходили каяться,
    Мы отпевали их,
    А если и случалося,
    Что жил помещик в городе,
    Так умирать наверное
    В деревню приезжал.
    Коли умрет нечаянно,
    И тут накажет накрепко
    В приходе схоронить.
    Глядишь, ко храму сельскому
    На колеснице траурной
    В шесть Лошадей наследники
    Покойника везут -
    Попу поправка добрая,
    Мирянам праздник праздником...
    А ныне уж не то!
    Как племя иудейское,
    Рассеялись помещики
    По дальней чужеземщине
    И по Руси родной.
    Теперь уж не до гордости
    Лежать в родном владении
    Рядком с отцами, с дедами,
    Да и владенья многие
    Барышникам пошли.
    Ой холеные косточки
    Российские, дворянские!
    Где вы не позакопаны?
    В какой земле вас нет?

    Потом, статья... раскольники...
    Не грешен, не живился я
    С раскольников ничем.
    По счастью, нужды не было:
    В моем приходе числится
    Живущих в православии
    Две трети прихожан.
    А есть такие волости,
    Где сплошь почти раскольники,
    Так тут как быть попу?

    Все в мире переменчиво,
    Прейдет и самый мир...
    Законы, прежде строгие
    К раскольникам, смягчилися,
    А с ними и поповскому
    Доходу мат пришел.
    Перевелись помещики,
    В усадьбах не живут они
    И умирать на старости
    Уже не едут к нам.
    Богатые помещицы,
    Старушки богомольные,
    Которые повымерли.
    Которые пристроились
    Вблизи монастырей,
    Никто теперь подрясника
    Попу не подарит!
    Никто не вышьет воздухов...
    Живи с одних крестьян,
    Сбирай мирские гривенки,
    Да пироги по праздникам,
    Да яйца о святой.
    Крестьянин сам нуждается,
    И рад бы дал, да нечего...

    А то еще не всякому
    И мил крестьянский грош.
    Угоды наши скудные,
    Пески, болота, мхи,
    Скотинка ходит впроголодь,
    Родится хлеб сам-друг,
    А если и раздобрится
    Сыра земля-кормилица,
    Так новая беда:
    Деваться с хлебом некуда!
    Припрет нужда, продашь его
    За сущую безделицу,
    А там - неурожай!
    Тогда плати втридорога,
    Скотинку продавай.
    Молитесь, православные!
    Грозит беда великая
    И в нынешнем году:
    Зима стояла лютая,
    Весна стоит дождливая,
    Давно бы сеять надобно,
    А на полях - вода!
    Умилосердись, господи!
    Пошли крутую радугу
    На наши небеса! 1
    (Сняв шляпу, пастырь крестится,
    И слушатели тож.)

    Деревни наши бедные,
    А в них крестьяне хворые
    Да женщины печальницы,
    Кормилицы, поилицы,
    Рабыни, богомолицы
    И труженицы вечные,
    Господь прибавь им сил!
    С таких трудов копейками
    Живиться тяжело!
    Случается, к недужному
    Придешь: не умирающий,
    Страшна семья крестьянская
    В тот час, как ей приходится
    Кормильца потерять!
    Напутствуешь усопшего
    И поддержать в оставшихся
    По мере сил стараешься
    Дух бодр! А тут к тебе
    Старуха, мать покойника,
    Глядь, тянется с костлявою,
    Мозолистой рукой.
    Душа переворотится,
    Как звякнут в этой рученьке
    Два медных пятака!
    Конечно, дело чистое -
    За требу воздаяние,
    Не брать - так нечем жить.
    Да слово утешения
    Замрет на языке,
    И словно как обиженный
    Уйдешь домой... Аминь... -

    Покончил речь - и мерина
    Хлестнул легонько поп.
    Крестьяне расступилися,
    Низенько поклонилися.
    Конь медленно побрел.
    А шестеро товарищей,
    Как будто сговорилися,
    Накинулись с упреками.
    С отборной крупной руганью
    На бедного Луку.

    «Что взял? башка упрямая!
    Дубина деревенская!
    Туда же лезет в спор!
    „Дворяне колокольные -
    Попы живут по-княжески.
    Идут под небо самое
    Поповы терема,
    Гудит попова вотчина -
    Колокола горластые -
    На целый божий мир.
    Три года я, робятушки,
    Жил у попа в работниках,
    Малина - не житье!
    Попова каша - с маслицем.
    Попов пирог - с начинкою,
    Поповы щи - с снетком!
    Жена попова толстая,
    Попова дочка белая,
    Попова лошадь жирная,
    Пчела попова сытая.
    Как колокол гудет!“
    Ну, вот тебе хваленое
    Поповское житье!
    Чего орал, куражился?
    На драку лез, анафема?
    Не тем ли думал взять,
    Что борода лопатою?
    Так с бородой козел
    Гулял по свету ранее,
    Чем праотец Адам,
    А дураком считается
    И посейчас козел!..»

    Лука стоял, помалчивал,
    Боялся, не наклали бы
    Товарищи в бока.
    Оно быть так и сталося,
    Да к счастию крестьянина
    Дорога позагнулася -
    Лицо попово строгое
    Явилось на бугре...