Как называется бубен по другому. Пластинчатые ударные инструменты


Часть 1

Бубен- ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.

Тенирс Давид младший. Пастушка

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока..


Turkish lady with tambourine
© Musée d"Art et d"Histoire, Geneva

На Руси бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название «бубен», под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться «барабаном».


Christian Bernhard Rode.Mädchen mit Tamburin, 1785

Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X веку (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.


Alois Hans Schram.Gypsy Girl with a Tambourine

Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.


Bouguereau William L italienne au tambourin.

Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.
В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи поводыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.


Fabio Fabbi.

Кроме того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».


Kārlis Hūns “Jaunā čigāniete”, 1870.

Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.


Lеon Francois Comerre (1850-1916).

Бубны различных культур

Даф (гавал) - инструмент, известный в восточных странах.
Рик (араб. ق)‎‎) - инструмент арабской музыки.
Пандейру - Южная Америка, Португалия.
Тюнгу́р (дюнгюр) - (алт. - тӱҥӱр) тюркский бубен. Используется шаманами Алтая, Якутии и других тюркских народов Центральной Азии, один из важнейших атрибутов обрядов.
Канджира - бубен в индийской музыке.
Дангыра - бубен казахов.
Бойран - в Ирландии
Топ - древний ударный инструмент евреев, используемый женщинами
Доира - в Таджикистане
Зенбаз - среднеазиатский ударный инструмент


Добровецкая Ирина Михайловна.Бубен.


Цыганка с бубном.Камиль Каро.


Leon Jean Basile Perrault (1832-1908).


Э.Дега.Танцовщица и тамбурин


Фредерик Лейтон Менада.


William Bouguereau.


William-Adolphe Bouguereau (1825-1905) - The Youth of Bacchus (1884).


Giuliano Bartolomeo, Le Villi.


Hans Makart Ruhende Bacchantin.


Houasse, Michel-Ange - Bacchanal - 1719.


Jacques Antoine Vallin (attr) Antike Szene mit Tanz.


Waldeck Hängende Gärten der Semiramis.

Vincent van Gogh - In het café- Agostina Segatori in Le tambourin - Google Art Project.


Серия " Уроки музыки"

Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Для начала разберём вопрос первый: были ли вообще бубны у славян? Чтобы ответить на данный вопрос заглянем в первоисточники, а именно в летописи. Здесь я приведу в пример самые хрестоматийные исторические документы.

Пролог XV века рассказывает о языческих обрядах-русалиях: «..овы бьяху въ бубны, друзии же въ козиць и въ сопьли сопяху, иши же, возложивши на лица скураты (маски), идяху на глумленье человеком и мнопе, оставивши церковь, на позорь (зрелище) течаху инарекоша те игры Русальи».

Очевидец языческих обрядов в ХVI веке игумен Елеазаровской обители Памфил в своем послании к наместнику города Пскова описывает праздник Купалы: «Егда приходит день Рождества Предтечева, и прежде того, исходят огницы, мужие и жены чаровницы по лугам, и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя отравы на пагубу человеком и скотом; туже и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечева Рождества, с приговоры сатанинскими. Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плясканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверныя песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление ».

Стоглав 1551 г. (Вопрос 17): «Да в нашем же православии тяжутся нецыи же непрямо, тя-жутся и поклепав крест целуют или образы святых и на поле бьются и кровь проливают, и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят: кудесы бьют и во аристотелевы врата, и в рафли смотрят и по звездам и по планитам глядают и смотрят дней и часов. И теми дьявольскими действы мир прельщают и от бога отлучают…»

Челобитная о языческих народных обрядах нижегоpодских попов на имя патpиаpха Йоасафа, пеpвая пол. XVII века: «…а на лица своя налагают личины косматыя и звеpовидныя и одеждy таковyю ж… …и объявляюще сpамныя сyды, а иные в бyбны бьюще и плещyще, и ина неподобная твоpяще…».

Память тиуну Манойлову и поповскому старосте, Никольскому попу Панкратию, о прекращении в московских церквах разного рода бесчинств и злоупотреблений, 1636 г.: «…медведчики с медведи и плясовыми псицами, а скомоpоси и игpецы с личинами…, з бyбнами и с сypнами и со всякими сатанинскими блyдными пpелесми, и злыя госyдаpь пpелести бесовския деюще, пьянствyюще, пляшyще и в бyбны бьюще и в сypны pевyще и в личинах хадяще, и сpамныя в pyках носяще, и ина неподобная деюще...»

Известный этнограф конца 19 века Мансикка В.И. в своей книге «Религия восточных славян» отмечал: «И когда у кого-нибудь будет свадьба, её справляют с бубнами, с дудками и с другими бесовскими чудесами»

Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича.

К сожалению, такое изделие как бубен из дерева и кожи не может сохраняться долго в земле в наших климатических условиях, и истлевает дочиста за сто лет. Но археологи на Новгородчине находили колотушки для бубна. «Кроме того, из музыкальных инструментов: металлическое блюдо (гонг), щелкотухи, сторожевые колотушки, колокола, звонцы, бубенцы, шумящие привески-амулеты, ботало литое и жестяное, варганы, глиняные погремушки, деревянные лопаточные трещотки, гусли нескольких видов.» Колчин Б. А. «Новгородские древности» 1968, г.

То же можно сказать о барабанах. Если барабан делался, к примеру, из еловой кадки, а кожа натягивалась верёвками из лыка, то через сто лет нахождения в сырой земле от такого барабана не останется и следа. Но даже если кадка была из морёного дуба, то опознают её, скорее всего, как просто кадку, потому как и кожа, и натяжка всё равно истлеют. То же касается барабана, сделанного из керамики или из металлического котла. Поэтому опознать бывший ударный инструмент археологам весьма непросто.

Есть и память народная о славянских бубнах, зафиксированная в поговорках:

«Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко»
«У него в голове бубен»
«Хорошо звенят бубны да плохо кормят»
«Жид правды боится, как заяц бубна»
«Звонок бубен, да страшен игумен» - эта пословица особенно интересна. Она о том, что и пошел бы туда, где в бубны бьют, да боязно наказание от священника получить.

А вот чешский заговор:
«Hastman, dej kuzi na buben, budem ti bubnovati, az polezes z vody ven!» - «Водяной, дай кожи на бубен, будем в него стучать, пока не полезешь вон из воды!». Вельмезова Е.В. «Чешские заговоры. Исследования и тексты», С. 552) Тут вообще прямым текстом, зачем славяне использовали бубны. Для общения с духами природы, стихий. Но к этому мы еще вернемся.

Итак, с наличием бубна в землях славян разобрались. Бубны были! Следующий вопрос: был ли он исконно на землях славян, или же был заимствован у азиатских народов? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к науке о происхождении слов - этимологии.

Итак, слово «бубен» - род. п. бубна, укр. бубен, бубон - то же, сербохорв. бубањ, род. п. бубња - то же, словен. bobn, чеш. buben, польск. beben, в.-луж., н.-луж. bubon, полаб. boban - то же.
Получается, что это слово распространено у всех славянских народов и фонетически звучит практически одинаково! Это говорит о его глубокой древности. Возникновение этого слова (названия инструмента), и соответственно и самого инструмента, восходит к самым архаичным временам истории праславянского народа, когда язык еще был единым. Если бы инструмент был заимствованным, то его название у разных славянских народов было бы различным.

Что же значит это слово? Мы и сейчас говорим о человеке глухо, монотонно говорящем, что он бубнит. Литовское bambu, bambeti - означает «ворчать», латышское bambals, bambuls - означает «жук», по-литовски bimbilas - «овод, слепень», на греческом βμβος - «низкий, глухой звук», βομβω - «низко, глухо звучать», βομβλη - «порода пчел», на древне-индийском bambharas - «пчела». То есть древний корень «буб-», «бумб-» праиндоевропейского языка означал низкий, гудящий, вибрирующий звук и тех, кто его издавал. А изобретенный инструмент в виде натянутой кожи на обод как раз этот звук и имитировал. Вот и назван был бубном.

Более того, если мы обратимся к истории музыки и музыкальных инструментов, то узнаем, что бубны были практически у всех народов земли. Так называемые ударные мембранные инструменты - самые древние в истории человечества. Бубны и барабаны появились, как только человек научился добывать и обрабатывать шкуры, изготавливать из глины и дерева посуду. Бубны и барабаны в разных видах были во всех племенах и на всех территориях земного шара, где были соответствующие условия. Прообразом барабана некогда послужил сосуд с пищей, для сохранности содержимого накрытый куском шкуры. А прообразом бубна послужила шкура животного, натянутая для просушки и дальнейшей обработки на рамку из веток. На Руси искони занимались как земледелием, так и охотой и животноводством и керамикой. Так что славяне в данном случае никак не могут стоять особняком в истории цивилизаций.

Подытожим: бубны у славян были! И были они у славян исконно и с незапамятных времен! Идем далее. И вот тут назревает очередной вопрос: были-то были, но вот как они использовались? Противники «славянских бубнов» также любят утверждать, что якобы на Руси бубны использовались только как музыкальные инструменты. Ох, но только ли? Вернемся к тем же летописям. В них бубны упоминаются исключительно и конкретно в связи с языческими обрядами, кои церковники и осуждали. А не в связи с мирским вечерошним развлечением деревенской общины.

Да и не могло тогда быть иначе! Дело в том, что в древности музыка и музыкальные инструменты не были отделимы от обрядов и ритуалов. Музыка и танцы являются одними из самых ранних религиозных и магических действий. Использование звука и музыки для исцеления, для вхождения в трансовые состояния, для изменения сознания и восприятия, для общения с миром Иного возникло в самом начале истории человечества!

Документально подтверждено, что жрецы, шаманы и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как барабаны, бубны и другие ударные, способны изменять состояние мозга (то есть менять нейрологическую активность мозга). Опыты показали, например, что некоторые ритмы бубнов и барабанов усиливают тета-активность мозга, связанную с гипнотическими и близкими к сновидению состояниями сознания, а также с вдохновением и повышенным уровнем творческой активности.

Если говорить научным языком, звук бубна или барабана изменяют электрический ритм мозга, совершенно определенно настраивая его на тета-волны (измененные состояния сознания) или даже дельта-волны в крайних случаях, соответствующие глубокому сну или выхождению за пределы сознания, то есть когда сознание уносит шамана в другие сферы реальности.

Так звук ударных помогает участникам обряда войти в состояние легкого транса, достичь измененного состояния сознания, другими словами, экстаза, раскрыть свое подсознание и бессознательное, для единения с иными мирами, с Богами, Духами, Предками и воспринимать и постигать Непостижимые тайны мироздания.

Ударные инструменты все древние народы использовали для «выстукивания» энергии и затем направления её, например, Земле для улучшения плодородия или для больного для его очищения и укрепления.

Если знаниями о магической силе ритмов обладали даже совсем примитивные народы земли, живущие на первобытном уровне жизни, то неужели же наши предки, веками используя бубны (что мы уже доказали), не обладали ими? И согласно нашим оппонентам использовали, такое мощное орудие, всего лишь как игрушку для музыкального сопровождения своих увеселений? Не надо недооценивать наших предков!

К тому же вспомним историю. Если бы этот инструмент, наряду с иными был бы просто народным инструментом, никак не связанным с древними обрядами и верованиями, стали бы царь и церковники бороться с ними? Издавать указы по их тотальному уничтожению на Руси? В чем была такая их опасность? Коли они просто иногда использовались народом для попеть да поплясать? Да только и песни и пляски на Руси в те времена были глубоко сакральными. Направленными на всё то же раскрытие сознания, достижения божественного Осознания, для единения с родными Богами и Предками.

Потому не зря беспокоились церковники: «Где появятся домры, сурны, гусли, - гласит царский указ XV в. - то всех их велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от этого богомерзкого дела не отстанут - велеть бить батогами».

Потому славянские музыкальные инструменты церковники объявляли бесовскими атрибутами. Например, в житии Исаакия рассказывается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах — «ударища в сопели и в гусли и в бубны».

Здесь будет уместно также вспомнить, как во времена коммунистического материализма, в Сибири боролись с языческими верованиями коренных народов. В первую очередь уничтожению подвергались шаманские бубны, затем шаманы.

Постановления Стоглавого собора 1551 г. запрещают всякие игрища «…и в гусли, и в смычки, и сопели, и всякую игру, зрелища и пляски…». В XVII в. церковь добилась запрещения уже в законодательном порядке всех музыкальных инструментов.

В сентябре 1654г. ударили колокола, призывая всех на шествие. Процессия двинулась вниз к реке Москве. Чернецы сопровождали пять доверху нагруженных подвод. Наконец шествие остановилось, и монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры, гусли, рожки, свирели, бубны. Потом все это подожгли.

Так патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. «Бесовские» инструменты отбирали на улицах, в домах, кабаках, и сжигали. Горели совершенствовавшиеся веками уникальные музыкальные инструменты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон. Крестьянам под угрозой штрафа запретили держать у себя народные инструменты.

Известно достоверно, что бубнами широко пользовались средневековые скоморохи. Но средневековые скоморохи, это представители так называемого бродячего жречества, хранящие древние волховские знания. Скоморохи не только развлекали народ, давая площадные представления, скоморохи обязательно участвовали и в свадьбах и в поминальных действах. Они были также и сказителями, и знахарями, они также гадали, предсказывали, и конечно обязательно сопровождали языческие обряды и игрища.

Баpщевский И. в своем труде «Hесколько слов из истоpии искyсства скомоpохов», 1914., пишет: «Языческие обpяды славян, непpеменно сопpовождались мyзыкой, пением и плясками, да и вообще всегда мyзыка пользовалась y славян любовью, а мyзыкант почетом и yважением. Что касается скомоpоха, то он есть синоним «знахаpя», «волхва», «кyдесника», «колдyна» и т. д.» « Это были пpедставители дpевненаpодных языческих кyльтов: они вносили в сpедy наpоднyю не только pазвлечения, веселье и смех, но как знатоки дpевненаpодных кyльтов, оставшихся еще с языческих вpемен, их обpядовой стоpоны, их песен под мyзыкy и их символических игp имели значение наpодных наставников».

Потому борьба со скоморохами происходила на протяжении всего русского Средневековья. Она отразилась во многих литературных памятниках начиная с XI и вплоть до середины XVII в.

Автоp "Поyчения о казнях божиих" 1068 г. скорбит: "Видим ведь игpища yтоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят дpyг дpyга... а цеpкви стоят пyсты". Вот в этом — "а цеpкви стоят пyсты" и скpывается главное. Hе бyдь скомоpохов, слyшали бы их, пpоповедников, шли бы за ними, т. е. в цеpковь.

«Аще убо гусельник или плясец или кто ин от сущих на игрище призовет град, — обличает еще один средневековый ревнитель благочестия, — со тщанием вси текут и благодать ему звания воздают и дни всецела полчасти изнуряют, одному токмо внимающе». «…народ тек к скоморохам, — по выражению его, — аки крылата», и во «мнозе собирался там, куда звал его гусльми и плясци и песньми и свирельми».

Протопоп Аввакум в своем жизнеописании в XVII в. упоминал: «Приидоша в село мое плясовые медведи с бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и хари, и бубны изломал».

В «Поучении о казнях божиих», в материалах Стоглавого собора, в грамотах середины XVII в. и в других аналогичных документах, скоморохи упоминаются там, где речь заходит об остатках или пережитках язычества. Народные игрища где выступали древнерусские скоморохи — находились в родстве с языческим богослужением. Игрища были неотъемлемой частью обрядовых действ, следующих непосредственно за возложением треб. Скоморохи были неотъемлемой частью игрищ.

Скомороший бубен представлял собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Часто в руках скоморохов вместо бубна был двусторонний барабан аналогичной конструкции. Изображение скомороха с таким барабаном имеется на миниатюре “Игрище славян вятичей”, находящейся в Радзивиловской летописи XVI в.

Как играли скоморохи на бубнах? Мы не знаем, как это было в средние века, тем более на Руси дохристианской. Но судя по тому, каким высоким это искусство было в конце 19 века, не смотря на все гонения и запреты, остаётся только догадываться.

Этнограф Привалов в конце 19 в. описывал игру русских бубнистов. Бубнисты в то время играли как в ансамбле, так иногда и без поддержки каким-либо инструментом, просто аккомпанируя пению лихих песен. Кроме того бубен использовали и как сольный инструмент: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой.

Бубен относится к древним музыкальным инструментам и имеет богатую историю. История бубна берет свое начало с давних времен, когда шаманы совершая свои ритуальные обряды ударяли в бубен, тем самым давая понять про то или иное важное событие.

Бубен – это ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаного материала, натянутого на деревянный круг. Чтобы играть на бубне, важно обладать чувством ритма и музыкальным слухом.

Музыкальное исполнение на бубне производится 3 способами:

  • звуки создаются при ударе суставами крайних фаланг пальцев;
  • при встряхивании и судорожными постукиваниями;
  • создание звуков способом тремоло. Звук получается при быстром потряхивании.

Многие историки полагают, что первый бубен появился в Азии во 2-3 веке. Наибольшее распространение он получил на Ближнем Востоке и в странах Европы, дойдя до берегов Великобритании. Со временем «конкурентами» бубна станут барабаны и тамбурины.
Чуть позже конструкцию поменяют. Из бубна будет убрана кожаная мембрана. Без изменения останутся звенящие вставки из металла и обод.

На Руси инструмент появился во времена правления князя Святослава Игоревича. На тот момент бубен назывался ратным и использовался в военном оркестре. Инструмент поднимал дух воинам. С виду он был похож на сосуд. Чтобы получить звуки применялись колотушки. Чуть позже бубен стал атрибутом праздников например масленицы. Инструментом пользовались скоморохи и шуты для зазыва гостей. На тот момент бубен уже имел привычный нам внешний вид.

Бубен часто используется шаманами во время проведения обрядов. Звучание инструмента в шаманизме может довести до гипнотического состояния. Классический шаманский бубен изготавливался из шкуры коровы и барана. Для натягивания мембраны применялись кожаные шнурки. Каждый шаман имел свой бубен.

В Средней Азии он носил название даф. Для изготовления применялась кожа осетра. Такой материал издавал звенящий звук. Для повышенного звона использовались маленькие металлические кольца около 70 штук. А индусы изготавливали мембрану из кожи ящерицы. Бубен из подобного материала имел удивительные музыкальные свойства.

В современных оркестрах используются специальные оркестровые модели. Такие инструменты имеют железный обод и пластиковую мембрану.
Бубен известен среди всех народов мира. Его разновидности встречаются почти всюду. Каждый вид имеет свои отличия:

1. Гавал, даф, дойра известны в восточных странах. Они имеют диаметр до 46 см. Мембрана такого бубна изготавливается из осетровой кожи. Для подвесного компонента используются металлические кольца.
2. Канджира – это индийский вариант бубна и отличается высокими нотками звука. Диаметр канджиры доходит до 22 см при высоте 10 см. Мембрана изготавливается из кожи рептилий.
3. Бойран – ирландский вариант диаметром до 60 см. Для игры на инструменте используются палочки.
4. Бубен Пандейру обрел популярность в государствах Южной Америки и Португалии. В Бразилии пандейру используется для танцев самба. Отличительной чертой считается наличие подстройки.
5. Тюнгуром называется бубен шаманов, якутов и алтайцев. Подобный бубен имеет круглую или овальную форму. На внутренней стороне имеется вертикальная рукоятка. Для поддержания мембраны на внутренней части прикрепляются металлические прутья.

Настоящие профессионалы и виртуозы при помощи бубна устраивают целое представление. Они подбрасывают его в воздух и быстро перехватывают. Бубен издает звон при ударах ногами, коленями, подбородком, головой или локтями.

Попытка выяснить, чем же бубен отличается от тамбурина.
Этот вопрос возник, потому что многие картины западных художников пестрят названиями "Девушка с тамбурином", "Цыганка с тамбурином" и т.д., а на самих полотнах изображен бубен.
Многие словари и энциклопедии (например, толковые словари русского языка Ожегова, Ефремовой, и др.) пишут, что тамбурин имеет два значения:
1. Небольшой барабан с удлиненным корпусом цилиндрической формы
2. Разновидность бубна

Некоторые источники утверждают, что будто бы бубен отличается от тамбурина только наличием натянутых внутри его крест-на-крест проволок, унизанных бубенчиками и побрякушками. Это представление есть, несомненно, величайшая ошибка и досадное заблуждение.
Бубен и тамбурин превращены в один и тот же инструмент с одинаковыми способами исполнения. Это - буквально то же самое, что сказать о там-таме и кастаньетах, как об одном и том же инструменте, и играть на них одним и тем же способом. Тамбурин в современном понимании есть тамбурин или «провансальский барабан», тогда как бубен, со всеми вытекающими отсюда последствиями, - есть бубен.

Джон Уильям Годвард Девушка с бубном 1909 г.
Джон Уильям Годвард Девушка с бубном 1906 г.

Величайшей нелепостью остаётся упорное непризнание за тамбурином его художественных прав и явное нежелание уразуметь, что тамбурин есть совершенно особая разновидность семейства барабанов в самом широком значении слова, и ничего общего с бубном, часто именуемым «тамбурином», не имеет.
Вся вздорность такого положения возникла, несомненно, из-за неправильного перевода этого слова.

Как известно, во Франции тамбурин носит название Tambourin, а бубен - Tambour de Basque. Напротив, в Италии тамбурин всегда переводился словом Tamburino, а бубен-Tamburello, и только в самое последнее время было введено в действие необходимое различие. Витторио Риччи в своей L"Orchestrazione начал определять тамбурин - tamburino, понятием Tamburo Provenzalе, а Этторэ Паницца уточнив наименование бубна - tamburello, ввёл понятие Tamburo Basco.
Слово же Tamburino в итальянском языке значит - «тамбурин», «барабанчик», и детская игрушка в виде барабанчика, но не бубен. Следовательно, понятие tamburino-«бубен», оказалось благоприобретенным и, несомненно, за пределами Италии.

Джон Уильям Годвард Ионическая танцовщица 1902 г.

Джон Уильям Годвард Друзилла 1906 г.

Естественно, возникает вопрос - кто же внёс такую неясность и кому обязана современная наука подобной путаницей?
Словом Tambour de Basque французы, например, называют всё семейство этого вида инструментов, в состав которого входят различные его представители от первобытного бубна tympanum cribi - «барабан-решето» и древнееврейского тофа до всевозможных китайских, бретанских, английских, туркестанских и закавказских бубнов с побрякушками или без них, известных под названием «тамбуринов», «таборов», «дайр» и тому подобных бесчисленных и бесконечных наименований.

Уилльям Мерритт Чейз Девушка с тамбурином 1886 г.

Уилльям Мерритт Чейз Девушка с бубном. Миссис Чейз в роли испанской танцовщицы 1886 г.

Жюль ЛеБланк Стюарт Испанская девочка 1875 г.

Любопытно заметить, что ни один француз ни разу не назвал бубна итальянским наименованием tamburino. Ни Берлиоз, ни Геварт, ни Видор на страницах своих трудов нигде и ни разу не впали в такую неточность. Они называют «бубен» словом Tambour Basque или Tambour de Basque и, как это сделал Видор, переводят его немецким Schellentrommel. Геварт же, ссылаясь на немецкое слово Taburin, подтверждает, что оно является неправильным переводом этого инструмента.

Англичане, пользующиеся в своём языке словом tambourine для определения бубна, или вовсе не приводят итальянского наименования, - так поступил Праут, или, если они говорят о тамбурине и бубне, то не стремятся быть особенно точными, хотя и обвиняют немцев в неясности названий.

Американцы вообще не упоминают о провансальском тамбурине, а о бубне говорят, как об инструменте, именуемом в итальянском языке словом Tamburino. Но этого мало. Артур-Оляф Андерсэн даже французское наименование бубна - Tambour de Basque заменяет английским Tambourine, а Артур-Эдуард Джонстон договаривается до того, что и Tambourin и Tambour de Basque вообще считает равнозначущими и приводит их в качестве двух различных французских наименований обыкновенного бубна.

Алексей Харламов Итальянка с тамбурином

Уильям Этти Вакханка с бубном

Кристиан Бернар Роде Девушка с бубном 1785 г. Эрмитаж

Итак, вся путаница происходит только от немецкого слова Tamburin, которым немцы называют и тамбурин и бубен. Различие в наименованиях возникло, по-видимому, совсем недавно, и теперь, как известно, тамбурин называется иногда Kleintrommel, а бубен - Schellentrommel.
Однако, у немцев эти наименования встречаются реже, чем у иностранцев и только один Закс, указывая на неточность слова Tamburin, ссылается на его итальянское происхождение.

Адольф Вильям Бугро Цыганская девочка с баскским бубном 1867 г.

Жан Батист Коро Цыганка 1865-70 г.

Хосе де Рибера Девочка с бубном 1637 г.

Ансельм Фейербах Девушка с бубном 1860-61 г.

Итальянцы же вовсе не пользуются словом Tamburino для обозначения бубна и, следовательно, во всём этом деле где-то заложено явное недоразумение. Тем не менее, именно немцы больше всего породили «недоразумений» в оркестровых наименованиях и их слово тамбурин в значении бубна в русский оркестр перекочевало отнюдь не из Италии, а только, к глубочайшему сожалению, из Германии вместе с наводнявшими в своё время Россию полуграмотными немецкими дирижёрами и достаточно враждебно настроенными оркестровыми музыкантами. Это досадное обстоятельство лишило возможности русских музыкантов своевременно ввести особое понятие и они невольно приняли определение Tamburino за подлинно итальянское значение бубна, а немецкое Tamburin - за то и за другое.

Элизабет Виже-Лебрен Эмма, леди Гамильтон 1790-91 г.

Алоиз Ганс Шрам Цыганка.

Луис Рикардо Фалеро Цыганка с бубном.

А теперь, что же такое - тамбурин?

Барабан, называемый тамбурином, известен с незапамятных времён. Его можно встретить на Юге Франции и в Индии, в Мексике и Срединной Африке, на островах Полинезии и в Азии,- словом, различные народы отдали дань этому замечательному инструменту. Но тамбурин изначально ведёт своё начало из Прованса и Земли Басков, где, как говорит Геварт, он применяется в сочетании с самодельной дудочкой - galoubet. Самый инструмент обычно на перевязи надевается через плечо и тамбуринист бьёт по тамбурину маленькой палочкой, которую держит правой рукой, тогда как левой-играет на galoubet, придерживая в то же время и тамбурин. Иногда, правда, музыканты играли дуэтом, каждый на своем инструменте, как на картине Дюрера.

Альберт Дюрер Флейтист и тамбуринист 1503-4 г.г.

Это забавное обстоятельство - играть одновременно на двух инструментах - породило общеизвестную французскую поговорку - Се qui vient de la flute, sen va par le tambour, и ещё до времён Средних Веков слово tabourin или tambourin всегда вызывало представление о содружестве двух инструментов - флейточки и барабана, а музыкант, игравший на них, неизменно назывался «тамбуринистом». Поэтому, вследствие такого причудливого «скрепления» двух разнородных инструментов, звуки флейты всегда слышались в сопровождении тамбурина и едва флейта успевала просвистеть свою попевку, как вслед за ней её тотчас же отстукивал и барабан.

Средневековая фреска Ангел с тамбурином.

Шарль-Мари Видор, упоминая об этом инструменте на страницах своей книги, говорит, что он «отличается от обыкновенного барабана сильно вытянутой внешностью и отсутствием резкого звука», а Жозэф Баггэрс добавляет, что он не только длиннее и уже обыкновенного барабана, но, в противоположность ему, имеет струны, натянутые поверх кожи, что и придаёт тамбурину свойственную ему «несколько гнусавую глуховатость». Напротив, французский военный дирижер XIX века М.-А. Суайе осторожнее. Он просто объединяет эти положения и утверждает, что тамбурин обладает «очень длинным кузовом и часто бывает без струн - sans timbre».

У. Ф. Доусон Рождественский менестрель, играющий на дудке и тамбурине. 1902 г.

Разновидностей тамбурина даже на Юге Франции не одна и, в зависимости от местности, он несколько видоизменяет своё устройство. Так, подлинный провансальский тамбурин вовсе не имеет струн и звук его, чуть глуховатый, по-видимому, всецело зависит от объёма инструмента - его высоты и ширины. Наоборот, тамбурин со струнами, о котором упоминает Курт Закс, принадлежит к гасконским или точнее, к бэарнским тамбуринам и имеет семь кишечных струн, закреплённых колками и настроенных в отношении произвольной квинты с таким расчётом, что все нечётные струны звучат тоникой, а чётные - его доминантой. В остальном, его устройство и применение ничем не отличается от обыкновенного тамбурина.

Патрисия Бразиль Тамбурин.

Более обстоятельно говорит о тамбурине Сэсиль Форсайт. Он также подтверждает, что кузов этого барабана по отношению к его поперечнику очень длинен. Он делается из орехового дерева, и вырезается и разукрашивается всевозможными затейливыми узорами. Оба среза тамбурина затянуты - по преимуществу - тончайшей телячьей кожей. Поперёк верхнего среза, поверх кожи, протянута или струна, или шёлковый шнур, или, что значительно вернее, - простой пеньковый грубый жгут, плотно соприкасающийся при помощи крюков-колков с поверхностью кожи. Особенность данного обстоятельства заключается в том, что этот жгут пересекает не нижнюю поверхность кожи, а именно верхнюю, по которой исполнитель бьёт палочкой. Как было уже замечено, в этом отношении имеются некоторые расхождения, бесспорную точность которых едва ли удастся установить. Форсайт подкрепляет свои наблюдения описанием того инструмента, которым располагал писавший для него шотландский композитор и музыковед Уильям Уоллэс (Wallace, 1860-1940).

Справедливость требует признать, что разновидность тамбурина, описываемая Форсайтом, есть, очевидно, и наиболее верная. Но явное расхождение начинается в способах применения этого инструмента. До сих пор было известно, что тамбуринист бьёт по тамбурину палочкой, которую он держит в правой руке, а на дудочке играет левой. Форсайт, и вместе с ним Закс, утверждает, что палочку с толстым наконечником |из твёрдого дерева или слоновой кости он держит в левой руке, а не galoubet или chirula,- играет правой. Не в этом, в конце-концов, дело. Марсельский цех тамбуринистов предписывает в своём уставе уменье играть на тамбурине любой рукой. Важнее установить присутствие подлинного тамбурина в оркестре, а не какой-нибудь его доморощенной подделки. Ведь обязанности galoubet всё равно будут исполнять присяжные флейтисты или кларнетисты, а палочкой будут действовать доподлинные барабанщики, которым одинаково сподручно бить как левой, так и правой рукой.

Чрезвычайно любопытно рассказывает именно о провансальском тамбурине Якоб фон-Штэлин (1709-1785),-весьма наблюдательный и просвещённый иностранец, проведший пятьдесят лет своей зрелой и кипучей жизни в самом пекле тогдашней русской придворной и научной действительности. Он говорит, что «из инструментов, появившихся в России, но не сделавшихся модными, необходимо отметить очень распространённый во Франции тамбурин, - маленькую литавру, пристёгиваемую у пояса, на которой рукой аккомпанируют, в то время как другой играют на маленькой флейте с тремя отверстиями, по звуку схожей с обыкновенной поперечной. Под этот двойной инструмент танцуют во Франции, особенно в Провансе и Лянгедоке, на всех вечеринках, веселятся в сельских хороводах, поют к этому ещё во всё горло, но инструмента не заглушают. Граф Вицедом, состоявший в 1745-1747 году при русском императорском дворе министром короля польского и курсаксонского, господин с изящным вкусом, хороший музыкант, особенно на клавесине, вывез этот сельский французский инструмент в Дрезден и Петербург, где он играл на нём и так хорошо, как истый француз».

Итак, настоящий тамбурин обладает весьма вытянутым кузовом, одной струной или пеньковым жгутом; протянутым вплотную поверх кожи, и одной палочкой, с которой исполнитель управляется с достаточным искусством. Благодаря этим особенностям тамбурин обладает несколько глуховатой звучностью, весьма к тому же характерной и своеобразной. Поэтому, им следует пользоваться только в тех случаях, когда того требует либо сама музыка, либо особое намеренье автора, безусловно исключающее участие обыкновенного барабана. Тамбурин при всех обстоятельствах не может быть сближен ни с современным военным барабаном, ни, тем более с бубном. Ясно, конечно, что такое положение вытекает не из родовых или исторических обстоятельств, а из обязанностей и возможностей инструмента в современном симфоническом оркестре. Это должно быть понято, наконец, раз и навсегда.

Состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические , которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока.

Разновидности

В настоящее время различаются 2 основных вида бубнов:

- Народный или этнический , деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. Также к народным относятся бубны с небольшими бубенчиками привязанными к проволоке протянутой под мембраной.

- Оркестровый бубен , самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Иногда этот инструмент ошибочно называют . Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

Среди родственных инструментов необходимо отметить . В отличие от бубна, на него не натянута кожа, зато в корпусе укреплены 1 или 2 ряда металлических тарелочек. постоянно используется в многих направлениях современной музыки, таких как рок-н-ролл, джаз и поп-музыка.

Происхождение

Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название «бубен», под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться « «.

Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.

Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги — колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.

Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.

В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и . Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.

Кроме того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».

Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.

Видео: Бубен на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!