Как нарисовать кролика поэтапно карандашом красиво. Как рисовать животных: Зайцы и кролики. Отличительные особенности кролика

Налоговый учёт – это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации (ст. 313 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.

Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:

1) внешние;

2) внутренние.

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.

С учётом потребностей пользователей информации целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учёта должны отражать:

1) порядок формирования сумм доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;

3) сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;

4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.

Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).

Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учёта подтверждаются:

Первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;

Аналитическими регистрами налогового учёта;

Расчётом налоговой базы.

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах. Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Принципы налогового учета

В главе. 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учёта:

Принцип денежного измерения;

Принцип имущественной обособленности;

Принцип непрерывности деятельности организации;

Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности;

Принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта;

Принцип равномерности признания доходов и расходов.

Принцип денежного измерения сформирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Согласно ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежных и/или натуральных формах. Как следует из ст. 252 НК РФ, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, в налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении. Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Доходы, выраженные в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБРФ. В соответствии с принципом имущественной обособленности, имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества.

Амортизируемым признаётся имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности.

Согласно принципу непрерывности деятельности организации, учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации. Этот принцип используется при определении порядка начисления амортизации имущества. Амортизация имущества начисляется только в период функционирования организации и прекращается при её ликвидации или реорганизации.

Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Согласно ст. 271 НК РФ, доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). В соответствии со ст. 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.

Ст. 313 НК РФ установлен принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта, согласно которому нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта.

Принцип равномерности признания доходов и расходов отражён в ст. 271 и 272 НК РФ. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Организация налогового учета на предприятии

В соответствии со ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком к учётной политике для целей налогообложения.

Налоговый учёт следует организовать так, чтобы данные обеспечивали возможность:

  • непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;
  • систематизации указанных фактов (учёт доходов и расходов);
  • формирования показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

В отличие от бухгалтерского учёта, где правила ведения учёта регламентированы ПБУ и Планом счетов бухгалтерского учёта, для ведения налогового учёта не установлены жёсткие стандарты. Поэтому система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, и налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учёта.

Возможны два варианта ведения налогового учёта:

1. Создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.

2. Создание системы налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Этот способ ведения учёта менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст. 313 НК РФ.

Данная статья устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчётного (налогового) периода производится на основе данных налогового учёта, если гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учёта. Таким образом, когда правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, исчисление налоговой базы можно производить на основе данных бухгалтерского учёта. При разработке системы налогового учёта, основанной на данных бухгалтерского учёта, необходимо:

1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.

2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

4) Определить объекты раздельно налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

Источник - Налоговый учёт: учебное пособие / М.Н. Смагина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 80 с.

"Существует три вида лжи: лесть, враньё и бухгалтерская отчетность"

Татьяна Павловская

Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Налоговый учёт — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Цель налогового учёта - формирование полной и достоверной информации об учёте для целей налогообложения всех хозяйственных операций на предприятии.

Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах.

Существует два основных способа ведения налогового учёта:

1. На основе бухгалтерского учёта. В данном случае налоговые регистры заполняются согласно данным бухгалтерских регистров. Если правила бухгалтерского учёта той или иной операции расходятся с правилами налогового учёта, то в налоговых регистрах делаются корректировки.

2. Организация отдельного налогового учёта. В данном случае налоговый учёт ведется независимо от бухгалтерского.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Предметом бухгалтерского учета является стоимостный кругооборот (движение) хозяйственных средств в процессе расширенного воспроизводства и их состояние на определенную дату.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

§ предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

§ выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

§ контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;

§ контроль целесообразности хозяйственных операций;

§ контроль наличия и движения имущества и обязательств;

§ контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

§ контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Методология (концепция) бухгалтерского учета представляет собой систему способов и приемов, их научного обобщения в целях выработки инструментальных средств познания объектов хозяйственной деятельности в их динамике и статике. В практике бухгалтерского учета (как в России, так и за рубежом) применяются и постоянно дополняются различные частные методы фиксирования и группировки, обобщения, оценки (расчетов) отдельных учетных объектов и показателей.

Типичными примерами частных методов являются: метод двойной нормы, линейный, остаточной стоимости, уменьшающихся чисел (для начисления амортизации имущества); долевой (для расчета доли инвестора компании); распределения транспортно-заготовительных расходов (для исчисления фактической себестоимости приобретенных в собственность материально-производственных запасов); учета выручки (для учета доходов, поступающих от продажи продукции, товаров, работ, услуг); распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов (для определения фактической производственной себестоимости продуктов труда) и др.

Таким образом, метод бухгалтерского учета позволяет получить информацию о наличии и состоянии имущественных средств организации, источников формирования этого имущества (как собственных, так и заемных), результатах деятельности.

Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых непрерывно изучается и обобщается хозяйственная деятельность предприятия.

Элементы метода бухгалтерского учета

Цикл бухгалтерского учета включает четыре последовательных этапа обработки и обобщения учетно-экономической информации. Поэтому метод состоит из четырех элементов:

·Первичное наблюдение (документирование и инвентаризация).

·Полное, комплексное обобщение информации (взаимосвязанное отражение, группировка информации об отдельных объектах бухгалтерского учета, приемы — счета и двойная запись).

Документирование . Характерная особенность бухгалтерского учета состоит в том, что он основан на сплошном документировании хозяйственных операций. Это требование закреплено действующим национальным законодательством, в первую очередь Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Бухгалтерия обязана своевременно проверять первичные документы и контролировать содержащуюся в них информацию.

Первичный документ (для бухгалтерского учета) — это письменное свидетельство о совершении определенного хозяйственного факта (операции), имеющего юридическую силу и не требующего дальнейших пояснений и детализации. Первичный документ содержит информацию, сведения, данные, зафиксированные на материальном носителе (бумаге, фотопленке, магнитном диске), которые имеют официальный характер и адресованы соответствующему должностному лицу.

Согласно информации, содержащейся в документе, устанавливается ответственность отдельных исполнителей за последствия выполненных ими хозяйственных операций. Каждый первичный документ отражает один совершенный факт хозяйственной деятельности. Отсюда назначение документации — непрерывный сплошной учет всех хозяйственных фактов (операций). В документе указывается характер и сущность операции, ее содержание и количественное выражение. Документ не только регистрирует и оформляет совершенные операции, но и часто служит распоряжением или основанием для ее осуществления (так, распоряжение руководителя о направлении работника в командировку служит основанием для выдачи ему командировочного удостоверения и денежных средств на командировочные расходы).

От качества первичных документов в значительной степени зависит качество бухгалтерского учета. Посредством документации контролируется правильность совершенных операций, ведется текущий анализ работы предприятия, устанавливаются причины тех или иных хозяйственных нарушений.

Бухгалтерская отчетность — единая комплексная система показателей имущественного и финансового положения предприятия о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам и предназначенная для детализации учетно-экономической информации. Отчетным периодом является календарный период между датами предыдущего и нового отчета. Отчетная дата — дата, по состоянию на которую предприятие обязано составлять бухгалтерскую отчетность.

Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Внешние пользователи бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.

Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом.

Метод бухгалтерского учёта

Совокупность всех приёмов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учёте отражаются движение и состояние хозяйственных средств и их источников, включает в себя следующие основные элементы:

§ документирование

§ оценка

§ система бухгалтерских счетов

§ двойная запись

§ инвентаризация

§ калькулирование

§ составление баланса и отчётности.

Субъекты бухгалтерского учёта

Бухгалтерский учёт может вестись:

§ бухгалтерией, входящей в состав предприятия;

§ бухгалтером;

§ руководителем организации;

§ сторонней организацией.

Принципы бухгалтерского учёта

Принципы бухгалтерского учёта — основные, исходные, базовые положения бухгалтерского учёта как науки, которые предопределяют все последующие, вытекающие из них утверждения. Основными принципами бухгалтерского учёта можно считать следующие:

Принцип автономности предполагает, что та или иная организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо; её имущество строго обособлено от имущества её совладельцев, работников и других организаций. Данные бухгалтерского учёта представляют единую систему, отвечающую задачам управления имуществом, обязательствам и хозяйственным операциям, осуществляемым организацией в процессе её функционирования. Элементы учёта, не оказывающие влияния на хозяйственные процессы, изъяты из системы учёта как излишние. В бухгалтерском учёте и балансе отражается только имущество, которое признаётся собственностью именно этой конкретной организации.

Принцип двойной записи — двойное непрерывное отражение хозяйственных явлений, фактов и операций, предопределённое использованием двойной записи на счетах, то есть одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счёта и кредиту другого бухгалтерского счёта.

Принцип действующей организации предполагает, что организация нормально функционирует и сохранит свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками и потребителями и иными партнёрами в установленном порядке. Этот принцип обусловливает необходимость увязки активов организации с её будущей прибылью, которая может быть получена при помощи этих активов. Особое значение названный принцип приобретает при оценке имущества и обязательств организации.

Принцип объективности состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учёте, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учёта, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт.

Принцип осмотрительности предполагает определённую степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчётах, производимых в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов. Пренебрежение указанным принципом приведёт к тому, что финансовая отчётность перестанет быть нейтральной и, следовательно, утратит надёжность.

Принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:

Принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата. В России момент продажи продукции определяется по отгрузке и по оплате. Международные стандарты допускают фиксировать реализацию по отгрузке, поставке, получению денег продавцом или агентом;

Принцип соответствия — доходы отчётного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены. Разумеется, расходы (доходы), относящиеся к соответствующим доходам (расходам), признанным в другом отчётном периоде, учитываются отдельно.

Принцип периодичности нацелен на регулярное, периодически повторяющееся балансовое обобщение — составление баланса и отчётности за год, полугодие, квартал, месяц. Названный принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты.

Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учётной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба её интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.

Принцип денежного измерения , то есть количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности и производственных процессов; в качестве единицы измерения выступает валюта страны.

Принцип преемственности предполагает разумную приверженность национальным традициям, достижениям отечественной науки и практики.

Защитная функция бухгалтерского учёта. Под защитной функцией бухгалтерского учёта понимают обеспечение охраны имущественных интересов участников экономической деятельности, а именно:

собственников (участников, акционеров) предприятия;

работников предприятия;

государства.

Различают две составляющие защитной функции бухгалтерского учёта:

предупредительная (превентивная);

охранительная (следообразующая).

Предупредительная (превентивная) функция направлена на затруднение совершения нарушений тем или иным лицом путём осуществления текущего контроля. То есть сама система бухгалтерского учёта построена таким образом, чтобы все действия лиц, участвующих в осуществлении хозяйственных операций, были максимально прозрачны; известны большому кругу лиц; подвержены немедленному контролю; взаимосвязаны с действиями других лиц.

Охранительная (следообразующая) функция срабатывает после того, как совершено нарушение. Она обеспечивается способностью системы учёта адекватно отражать факты деструктивных отклонений в хозяйственной деятельности против воли злоумышленников. То есть несмотря на усилия лиц, заинтересованных скрыть информацию о совершаемых нарушениях, при грамотно поставленном бухгалтерском учёте в учётных документах остаются следы, позволяющие выявлять такие факты.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из:

других Федеральных законов,

указов Президента Российской Федерации,

постановлений Правительства Российской Федерации.

История

Древность

Зачатки учёта практиковались во всех цивилизациях ирригационного типа. Первые известные примеры такого рода — глиняные таблички периода Вавилонского царства. К такому же типу примитивного учета относятся, например кипу — система узелковой письменности инков.

Новое время

Бухгалтерский учёт на основе двойной записи был впервые введён в коммерческую практику в Венеции в конце XIII в. Систематическое изложение учёта по методу двойной записи было дано в классической работе итальянского математика Л. Пачоли в 1494: статья «Трактат о счетах и записях» входила в предисловие к энциклопедии по математике (итал. Summa de arithmetica, geometria, proportioni et proportionalità).

В XVIII веке были сформулированы правила Баррема о дебете и кредите. В 1840 году Ванье выдвинул принцип, согласно которому бухгалтерский учёт ведётся от имени фирмы, а не её собственника, появилось юридическое лицо.

С.А. Филин, 2015 г.

По мере развития рыночных отношений усиливается разделение функций прежде единой системы бухгалтерского учета на три подсистемы:

  • бухгалтерский (финансовый) учет;
  • управленческий учет;
  • налоговый учет.

В бухгалтерском (финансовом) учете формируется информация о доходах и расходах организации, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования и т.д., которая необходима для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последняя стала иметь открытый характер, и предназначена как для руководства организации, так и для внешних пользователей. Ведение бухгалтерского (финансового) учета для хозяйствующего субъекта обязательно.
Налоговый учет также охватывает информацию, которая не только используется внутри организации, но и сообщается внешним пользователям для проверки достоверности формирования налоговой базы. Для налогового учета является характерным учет доходов и расходов организации согласно Налоговому кодексу РФ, в связи с чем бухгалтерская прибыль и прибыль для налогообложения будут иметь существенные различия. Отметим также, что финансовое состояние предприятия не характеризуется данными налогового учета, так как его назначение ограничивается определением налоговой базы по тому или иному налогу.
Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самого хозяйствующего субъекта. Основной составляющей управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и анализ полученной экономии или перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, прогнозными значениями или нормативами.
Основная цель управленческого учета – обеспечение текущей аналитической и прогнозной информацией руководства и менеджеров, ответственных за достижение конкретных экономических показателей. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от того, что используется в финансовом учете. Вместе с тем результаты, получаемые на основании данных финансового учета, должны соответствовать результатам, получаемым в управленческом учете, хотя и не будут идентичны им.

Табл. 1. Сопостаавление бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Сравнимые характеристики Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет
Обязател ьность ведения учета Обязателен. Необходим сбор данных в требуемой форме и с высокой точностью, согласно действующему законодательству Необязателен. Всецело зависит от представлений руководства хозяйствующего субъекта о расширении (или детализации) границ учета
Цель ведения учета Отражение всех хозяйственных операций для внутренних пользователей и составление финансовых документов для внешних пользователей Формирование полной и достоверной информации для внешних пользователей о хозяйственных операциях с целью налогообложения Обеспечение планирования, анализа, собственно управления и контроля. Обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных целей
Пользователи информации Руководители предприятия и его подразделений, акционеры, группы других пользователей Внешние – Госналогслужба, внутренние – менеджеры, работающие над налоговым планированием, и аудиторы Должностные лица – руководитель, руководящий состав и менеджеры разного уровня
Методологический базис Учет строится на основополагающем балансовом уравнении: Активы = Капитал владельцев организации + + Обязательства Учет строится на сопоставлении всех доходов организации и экономически обоснованных расходов Сопоставление доходов и расходов. Используется любая система аналитических записей
Основные правила Нормы и правила, а также организация бухгалтерского учета установлены Законом «О бухгалтерском учете», Положениями по бухгалтерскому учету Нормы и правила, установленные НК РФ. На предприятии организуется самостоятельно Любые правила учета в зависимости от их полезности. На предприятии организуется самостоятельно
Привязка ко времени Финансовая история носит «исторический характер», т.е. показывает финансовое состояние на отчетную дату История налогооблагаемой базы носит «исторический характер», т.е. отражает состояние на отчетную дату Наравне с информацией «исторического характера» используются планы на будущее, т.е. предусматривается не только анализ, но и прогноз на будущее
Тип информации Финансовые документы содержат информацию в стоимостном выражении Налоговая декларация содержит информацию в стоимостном выражении Информация в стоимостном и в натуральном выражении
Степень точности информации Требуется точная и своевременная информация о комплексе затрат на производство и реализацию продукции Требуется точная и своевременная информация о налогах и объектах налогообложения Допустимо использование приблизительных оценок
Периодичность отчетности Полный финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальную отчетность – поквартально Полный налоговый отчет организация составляет по итогам года, менее детальную отчетность – поквартально Аналитические отчеты крупных организаций составляются ежемесячно; отчеты по определенным видам деятельности, отдельным ее фактам могут составляться еженедельно или ежедневно
Сроки представления отчетности Отчетность представляется через промежутки времени, установленные централизованно Отчетность является внутренней и может содержать как текущую, так и срочную информацию
Объект отчетности Организация как единое целое; при необходимости – данные по отдельным сегментам организации Организация как единое целое. Данные в разрезе разных налоговых ставок Организация как в целом, так и ее подразделения
Ответственность за правильность ведения учета Организация несет ответственность за достоверность отчетной информации в соответствии с законодательством РФ Отчеты не обязательны. Составляются по внутренним нормам и правилам, не предназначены для внешних пользователей
Требования основных пользователей Внешние пользователи требуют гарантии того, что финансовые отчеты составляются по общепринятым нормам, что позволяет проводить сопоставления и сравнения Внешние пользователи требуют достоверности отраженной информации в налоговых декларациях в соответствии с действующим законодательством Выбираются те правила учета, анализа и прогноза, которые руководители считают наиболее полезными для принятия решений

Для уяснения сущности различий между бухгалтерским, налоговым и управленческим учетом следует сопоставить сферы применения этих подсистем, что и сделано в табл. 1.
В последние годы в учете происходит замена важнейшего экономического показателя «себестоимость» на показатель «расходы». С 1 января 2002 года с введением в действие главы 25 НК РФ в практику учета вошли новые понятия доходов и расходов, непосредственно связанных с налогообложением. Сравнение правил определения прежде одинаковых элементов бухгалтерского, налогового и управленческого учета представлено в табл. 2.

Табл. 2. Различия в методологии определения основных показателей хозяйственной деятельности.

Показатели Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет
Доходы Определяются в соответствии сПБУ 999. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежньк средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, npi /водящее кувеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников иму ществ а) Определяются согласно ст. 249 НКРФ. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, у ел/г) как собств енного производства, так и ранее приобретенньк, а также выручка от реализации имущества и имущественньк прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанньк с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и в ыраженных в денежной и (или) натуральной формах Доходом признается выручка от реализации конкретных видов продукции или выручка отдельньк стратегических бизнес-единиц в зависимости отвыбранного метода управленческого учета
Расходы Определяются в соответствии с ПБУ 10/99 и признаются при соблюдении следующих условий:
  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота
  • сумма расхода может быть определена
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении его передачи)
Определяются согласно ст. 252 НК РФ и признаются таковыми, если они:
  • обоснованы, т.е. экономически оправданны
  • произведены на осуществление деятельности, направленной на получение дохода
  • Подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ
Должна быть ясна причинно-следственная связь объекта с относимыми на него затратами (например, транспортно-заготовительные расходы распределяются по подразделениям и объектам калькулирования пропорционально плановой стоимости отпущенных по данным направлениям материалов).
Элементы учета доходов Элементами учета являются:
  • доходы от обычньк видов деятельности
  • операционные доходы;
  • внереализационные доходы
  • чрезвычайные доходы
Элементами учета являются:
  • доходы от реализации
  • внереализационные доходы
Доходы от реализации основной продукции, а также отдельньк видов продукции или прочей деятельности
Элементы учета расходов Элементами учета являются:
  • расходы, связанные с производством и реализацией продукции
  • операционные расходы
  • внереализационные расходы
  • чрезвычайные расходы
Элементами учета являются:
  • расходы, связанные с производством и реализацией продукции;
  • внереализационные расходы
Расходы по любым актуальным направлениям деятельности
Статьи затрат по элементам Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (прямые и косвенные):
  • материальные затраты
  • оплата труда
  • отчисления на социальные нужды
  • амортизация
  • прочие
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции:
  • прямые материальные затраты
  • оплата труда основньк рабочих
  • суммы прямых амортизационньк отчислений;
  • прочие (все косвенные затраты).
Калькулирование осуществляется по любым актуальным направлениям деятельности, конечной или промежуточной продукции

Приведем некоторые примеры хозяйственных операций, которые различны в своем отражении для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения.
Хозяйственная операция 1. В январе 2003 г. организация приобрела автобус по первоначальной стоимости (с учетом всех затрат), равной 350 тыс. руб. Срок использования – 7 лет, норма амортизационных отчислений – 14,3%. Метод начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учете – линейный. В первом случае начисление амортизации, согласно п. 9 ст. 259 НК РФ, происходит с коэффициентом 0,5, во втором случае – с коэффициентом 1,0.

Годовые амортизационные отчисления (А год) в бухгалтерском учете определяются по формуле:

A год = ПС(ВС)* a aм,

где: ПС (ВС) – первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств на начало отчетного года;
a ам – норма амортизационных отчислений, рассчитанная исходя из срока лет полезного использования, отн. ед.
В соответствии с налоговым законодательством определяется месячная сумма амортизационных отчислений (А мес) на основе срока полезного использования объекта основных средств:

А мес = 1/n * ПС(ВС),
где: n – срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах;
1/n– норма амортизации, отн. ед.
В результате расчет суммы амортизации за 2003 г. будет выглядеть следующим образом:
  • в целях бухгалтерского учета:
A год =350,0 * 0,143 * 11/12=45,88 тыс. руб.
  • в целях налогового учета:
A год =11/84 * 0,5 * 350,0=23,1 тыс. руб.

Соответственно произойдет корректировка прибыли в сторону ее увеличения на разницу (45,88 – 23,1 = 22,78 тыс. руб.), пропорционально возрастет и налоговая база.

Хозяйственная операция 2. На балансе предприятия числится оборудование, проработавшее в агрессивной среде три года, первоначальной стоимостью 9860 тыс. руб. Согласно учетной политике предприятия и нормативным документам в целях бухгалтерского учета на него начисляется амортизация с коэффициентом ускорения 2,0. Сумма накопленной амортизации за три года – 4167,27 тыс. руб.; остаточная стоимость на начало 2003 г. – 5692,73 тыс. руб.; срок последнего использования – 12 лет.
В целях бухгалтерского учета, согласно ПБУ 6/01 «Основные средства», при применении коэффициента ускорения 2,0 должен применяться метод уменьшаемого остатка начисления амортизации и ежемесячно списываться сумма, равная 1/12 годовых отчислений. В налоговом учете организация использует нелинейный метод начисления амортизации.
При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации определяется как произведение остаточной стоимости амортизируемого имущества и нормы амортизации рассчитываемой по формуле:

a ам =2/n
Расчет годовой суммы амортизации в целях бухгалтерского учета будет выглядеть следующим образом: A год = 5692,93 * 1/12 * 2 = 945,0 тыс. руб.

В целях налогового учета определим коэффициент амортизации (a ам = 2: 144 = = 0,0139), а расчет суммы ежемесячных отчислений (в налоговом учете в формуле расчета амортизации применяется срок полезного использования, выраженный именно в месяцах) для наглядности произведем в табл. 3.

Табл. 3. Суммы ежемесячных амортизационных отчислений, тыс. руб.

Месяц Сумма амортизации в бухгалтер­ ском учете Сумма амортизации в налоговом учете Корректировка налогооблага­ емой базы по прибыли
Январь 78,75 79,13 -0,38
Февраль 78,75 78,03 +0,72
Март 78,75 76,94 +1,81
Апрель 78,75 75,87 +2,88
Май 78,75 74,82 +3,93
Июнь 78,75 73,78 +4,97
Июль 78,75 72,75 +6,00
Август 78,75 71,74 +7,01
Сентябрь 78,75 70,75 +8,00
Октябрь 78,75 69,76 +8,99
Ноябрь 78,75 68,79 +9,96
Декабрь 78,75 67,84 +10,91

Может отличаться и сама база для начисления амортизации (стоимость оборудования). В бухгалтерском учете она включает в себя все затраты, связанные с приобретением оборудования, в том числе и невозвратные налоги – акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины и т.д. В налоговом же учете такие затраты относятся к косвенным, а следовательно, списываются в том отчетном периоде, в котором были произведены, и никак не увеличивают стоимость основных средств. Это положение распространяется и на затраты по приобретению материалов.
Хозяйственная операция 3. Организация на 2003 г. сформировала резерв предстоящих расходов на текущий ремонт основных средств в размере 5000,0 тыс. руб. согласно предварительной смете ремонтных работ. В бухгалтерском учете ежемесячно принимается сумма, равная (1/12) " 5000,0 = 416,67 тыс. руб.
В налоговом учете необходимо рассчитать сумму, фактически затраченную на ремонт по итогам предыдущих трех лет:

(4730,0 + 4900,0 + 5100,0) : 3 = 4910,0 тыс. руб.

При этом в учетной политике организации для целей налогообложения должен появиться норматив отчислений в резервный фонд, равный отношению предельной суммы отчислений к стоимости основных средств (табл. 4):

(4910,0: 690 310,0) " 100% = 0,71% Табл. 4.Затраты на текущий ремонт основных средств в 2003 году, тыс. руб.

Фактически расчет норматива необходим только для указания его в учетной политике предприятия. Перерасход принимается к расходам в конце года в составе прочих расходов. Незачтенная сумма подлежит налогообложению аналогично тому, как это делается в бухгалтерском учете.
Хозяйственная операция 4. Организация занимается экспортом-импортом товаров, работ и услуг. На оплату услуг нотариуса (заверение подписей на банковских карточках, подтверждение подлинности договоров и проч.) за отчетный период было потрачено 300,0 тыс. руб. Поскольку нотариус приходил на предприятие, за его услуги оплата производилась в полуторо-кратном размере.
Впервые в налоговом законодательстве закреплена норма о признании расходов на оплату нотариальных услуг в целях налогообложения, которые признаются в пределах установленных тарифов. В бухгалтерском учете данные расходы относятся к затратам, связанным с управлением производством (табл. 5).

Табл. 5.Стоимость нотариальных услуг в 2003 году, тыс. руб.

Хозяйственная операция 5. Организацией ведется работа по 16 договорам с общей сметной стоимостью 130 тыс. руб., из которых 13 в отчетном периоде выполнены, а 3 остаются незавершенными. Прямые расходы на выполнение работ в отчетном периоде составили 80 тыс. руб., остаток незавершенного производства на начало периода – 12 тыс. руб. Необходимо произвести расчет остатков незавершенного производства (НЗП) организациями, связанными с выполнением работ либо с оказанием услуг.
Объем выполненных работ (заказов) может измеряться:

  • стоимостью заказов (может определяться как цена этих заказов по договорной либо сметной стоимости без учета нормы прибыли или как стоимость заказов, формируемая на основании прямых расходов, относящихся непосредственно к каждому заказу);
  • объемом выполненных работ в натуральном выражении.

Расчет стоимости остатков НЗП исходя из сметной стоимости договоров представлен в табл. 6.

Показатель Сумма, руб.
1. Сметная стоимость всех заключенных договоров (16 договоров)
1.1. выполненных в течение отчетного периода (13 договоров)
1.2. незавершенньк на конец периода (3 договора)
130 000,0
90 000,0
18 000,0
2. Стоимость (в оценке по прямым расходам) остатков НЗП на начало периода 12 000,0
3. Прямые расходы отчетного периода 80 000,0
4. Доля сметной стоимости незавершенных на конец месяца договоров выполненных в течение отчетного периода (п. 1.2: п. 1.1) 0,2
5. Стоимость (в оценке по прямым расходам) остатков НЗП на конец месяца [(п. 4 х (п. 2 + п. 3)] 18 400,0

Методика расчета незавершенного производства закреплена законодательно в Налоговом кодексе РФ и подразумевает авансирование бюджета налогом на прибыль.
Порядок формирования бухгалтерской и налоговой прибыли представлен схематично на рис. 1. Как видно, формирование прибыли в налоговом учете происходит по каждому виду деятельности предприятия отдельно с применением различных налоговых ставок. В налоговом учете особое место занимают косвенные расходы, порядок их учета полностью отрывает налоговый учет от бухгалтерского, так как они принимаются к учету в том отчетном периоде, в котором произведены. При этом фактор допущения временной определенности в отношении косвенных расходов применяться не может, а перечень прямых расходов является закрытым.
В основе различий между этими двумя видами учета лежат не расчетные методики и не порядок определения стоимости, а отсутствие понятия прибыли как экономической категории в налоговом учете и соответственно его наличие в бухгалтерском учете.


Рис. 1. Схема расчета прибыли в бухгалтерском и налоговом учете.

Налоговый учёт – это обобщающая система информации, определяющая базу для налогов на основании данных первичных документов, объединённых в определенном порядке. Главной целью организации, применяющей налог на прибыль, является ведение налогового учета.

Бухгалтерский учет – это систематизированная, сформированная информация о предусмотренных Федеральным Законом объектах, соответствующая его требованиям. Составление этого документа происходит на основании финансовой отчетности.

Целью бухгалтерского учета является составление такой финансовой отчетности, о которой невозможно судить при использовании данных налогового учета. На ее основании можно проанализировать экономическую ситуацию, сложившуюся в организации, а также принимать управленческие решения.

Главное отличие заключается в назначении: бухучет составляется для отчетности деятельности организации и ее состояния, а налоговый учет применяется для контроля своевременной уплаты налогов.

В РФ сложилась устойчивая концепция, регулирующая учеты и отчетности. Система нормативного регулирования бухучета была разработана Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации.

В эту систему регулирования входят такие документы :

  • ГК РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах»;
  • Положение о и отчетности, План счетов бухучета, Положение об учебной политике;
  • Методички по ведению бухучета (о порядке оценивания стоимостей с акционерных обществ, о порядке заполнения отчетности за год и квартал и др.);

Данная система помогает регулировать принципы и действие ведения учетов, хотя в реальности существует еще и косвенная система регулирования отчетностей. В основе лежат Законы и иные документы нормативного характера, которые отражают важную часть отчётности.

Задачами бухучета являются достоверные сведения, которые составлены для руководителя организации, инвесторов, банка, органов власти и др.

Задачей налогового учета является для того, чтобы потом уплатить его в бюджет.

Взаимосвязь

Несмотря на некоторые различия бухгалтерского и налогового учетов, они взаимосвязаны. Это происходит потому, что для налогообложения требуется порядок накопления оценки, группирования и обобщения данных, отличающийся от системы бухучета.

Иногда требуется и другая, отличная от налогового учета система для регистрации отдельных мероприятий, проведенных организацией.

Все пункты входят в учетный процесс, поэтому для налогообложения и используется организация новой подсистемы, которой является налоговый учет.

Производство

Какие затраты отражены в бухучете?

  1. Прямые, то есть непосредственно связанные с производством . Сюда относится зарплата рабочих, материалы, которые используют в процессе производства, амортизация основных денежных средств, социальные отчисления от заработной платы персонала.
  2. Вспомогательные . Примером такого типа производства может послужить собственная котельная, денежные затраты на её содержание и общая сумма всех денежных трат.
  3. Косвенные (те, что связаны с управлением и обслуживанием производства), которые подлежат списыванию с кредита счетов.
  4. Бракованные изделия, детали и работы , несоответствующие по качеству установленным стандартам, не используемые по прямому назначению.

Основные отличия с примерами

Налоговый и бухгалтерский учеты различаются множеством факторов, один из которых – доходы. Часто данные сходятся, но не всегда: иногда происходят личные случаи, когда доходы признаются в разных видах учета по-разному.

Например, в бухгалтерском виде учета денежные доходы от участия во вложениях других организаций называют доходом обычных видов деятельности, а в налоговом этот же вид получил название внереализационного.

Второй пример: при формировании базы по налогу на прибыль, бухгалтерский список доходов больше, чем налоговый. Также в этих двух видах учетов могут ощутимо различаться даты признания доходов.

Бухгалтерский и налоговый учеты отличаются в признании доходов лишь тем, что в первом учтены все передвижения денежных средств, а во втором лишь те, что перечислены в НК РФ.

Признание расходов

Расходы на передвижения денежных средств учитываются также, как и доходы, в бухучете – на все передвижения, а в налоговом – лишь на указанные в НК РФ.

Амортизация

В бухгалтерском виде учета имеются такие :

  • понижаемого остатка;
  • списание стоимостей по суммированию чисел с прибылью;
  • в соразмерности к объемам исполненных работ или созданной продукции.

В бухгалтерском виде учета амортизация начисляется к любому объекту отдельно и в момент его постановки на учет. Срок полезного использования организация определяет самостоятельно, учитывая отдельные особенности, к примеру, ожидаемый износ.

В налоговом учете существует лишь два способа амортизации:

  • линейный;
  • нелинейный.

Налоговый учет накладывает обязательство применять выбранный по отношению ко всем объектам кроме тех, для которых применяется линейный метод. Сроки полезного использования определяются по Классификации основных средств.

Различие имеете место быть, если применяются повышающие коэффициенты, устанавливаются лимитные сроки причисления объекта к .

Также существует еще одно различие – амортизационная премия, которая есть лишь в налоговом учете.

Создание резервов

При основании резервов могут возникать различия между двумя видами учетов. Сюда входят:

  1. Создания запасов на выплату отпусков работникам . Этот порядок не применяется для бухучета.
  2. Создание запаса по сомнительным долгам . При возникновении просрочек дебиторских долгов организация должна обязательно создать такой резерв в бухучете. В налоговом учете проведение такой операции является решением организации.

Расхождения неизбежны и в тех случаях, если резерв по сомнительным задолженностям основан и в налоговом, и в бухгалтерском учете, так как методы его вырабатывания различаются.

Отражение основных средств в налоговом и бухгалтерском учетах можно найти в данном видео.

Когда исчезнут расхождения

В самом начале 2015 года были внесены изменения в НК РФ, которые должны сблизить два вида учета. Может произойти так, что со сближением произойдет увеличение налоговой нагрузки.

Сравнительная таблица

Для наглядности различия двух видов отчетностей лучше всего применить таблицу.

Бухгалтерский учет Налоговый учет
Доходом признается повышение экономических выгод, появляющихся при поступлении имущества, финансовых средств, погашения каких-либо платежей. Исключение составляют депозиты владельцев имущества.
Доходы классифицируются по таким видам:
1. Как доход от продажи товаров, поступления, выполнения работ и оказания услуг.
2. Прочие доходы, обычно полученные от оплаты за временное пользование активами предприятия; выплаты за нарушения договора, штрафов и пени.
Доход – это, как и в бухучете, экономическая выгода, принимающая натуральную или денежную форму.
Доходы налогового учета делятся на:
1. Выручку от продажи товаров, услуг организации и реализации собственно произведённых или ранее купленных товаров, доход от реализации прав на имущество.
2. Доходы, которые не признаны таковыми от реализации товаров, например:
нереализованная прибыль;
исчисляющие налоги;
от вклада своей доли в подобные организации, исключая оплаты акций, которые размещаются у участников и разницу в курсах.
Не признаются доходами бухучета внесения финансовых средств от физлиц и юрлиц, возмещающих налоговые суммы, погашающих кредиты, предоставляющих организации займ. В налоговом учете не признаются доходами такие зачисления, которые приобретены в качестве имущества, прав на него, полученных от других в предварительном порядке оплаты предоставления товара или услуги, в виде имущественных залогов или задатков.
Для того чтобы прибыль была признана, бухучет должен исполнять определенные договоренности. Если хотя бы единственное условие не выполняется, то выручка переходит в статус кредиторского долга.
Организации, которые применяют упрощенный бухгалтерский учет, могут использовать кассовый метод признания выручки.
Признание доходов производится при соблюдении определенного порядка, приведенного в ст. 271 Налогового кодекса РФ.

Разница между налоговым и бухгалтерским учетом приводит к необходимости параллельного ведения этих двух видов финансового учета. Разберем, в чем проявляется эта разница, почему она возникает и к чему может привести.

Что такое бухгалтерский учет?

Определение бухучета дано в главном бухгалтерском нормативном документе — в п. 2 ст. 1 закона № 402-ФЗ о «О бухгалтерском учете». Согласно указанной норме бухучет заключается в систематическом формировании документированных сведений о хозяйственной деятельности субъектов и составлении на основе этих сведений бухгалтерской отчетности.

Таким образом, основная цель бухучета — формирование отчетных источников, отражающих финансовое состояние хозсубъекта (организации или ИП) и позволяющих внутренним и внешним пользователям судить о результатах его деятельности.

Именно на основании бухотчетности кредитор принимает решение о предоставлении потенциальному заемщику кредита или займа. Удовлетворительные данные бухотчетности позволят организации принять участие в аукционе или конкурсе, а инвесторы на ее основании смогут оценить, есть ли смысл вкладывать в компанию средства.

Не менее интересна информация, зафиксированная в бухотчетности, и внутренним пользователям: на ее основании учредители и руководство принимают взвешенные управленческие решения.

А теперь посмотрим, кто должен вести бухучет — об этом расскажет ст. 6 закона 402-ФЗ. В данном случае исключение сделано только для двух категорий субъектов: ИП (а также частных лиц) и иностранных представительств, если они ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным законодательным порядком. Кроме того, предусмотрена возможность ведения бухучета в упрощенном варианте для некоторых субъектов:

Все остальные лица обязаны вести бухучет в общем порядке, руководствуясь специальными правилами, закрепленными в плане счетов и положениях бухгалтерского учета (ПБУ), нормы которых регламентируют те или иные направления бухгалтерской учетной деятельности. По состоянию на 2016 год действует 24 ПБУ.

Существует еще одна особенность бухгалтерского учета — практически всегда он ведется только методом начисления (п. 5 ПБУ 1/2008): хозоперации отражаются в том периоде, в котором они совершались, независимо от того, в каком периоде по ним были произведены денежные расчеты. Исключение сделано только для представителей малого предпринимательства (п. 5 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2012), которым разрешено вести бухучет кассовым методом. Однако на практике кассовый метод в бухучете возможно применять только в случае «ручного» ведения бухгалтерии: ни в одной из профессиональных бухгалтерских программ такая возможность не реализована.

И еще один нюанс. В бухгалтерском учете очень четко просматриваются особенности, определяющие различия в его ведении предприятиями разных отраслей и форм собственности. Так, например, план счетов для коммерческих организаций утвержден приказом Минфина от 31.10.2004 № 94н, а план счетов для бюджетников — приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н.

Что такое налоговый учет и чем он отличается от бухгалтерского?

Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к главному налоговому нормативному акту — Налоговому кодексу РФ. Определение налогового учета дано в ст. 313 НК РФ: это система обобщения сведений для исчисления налогов на основании первичной документации в соответствии с правилами, предусмотренными НК РФ.

На основании данных налогового учета составляется налоговая отчетность, основными пользователями которой являются налоговые органы, через них государство осуществляет контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Таким образом, если конечная цель бухучета — представление информации об экономическом состоянии субъекта заинтересованным лицам, то для налогового учета этой целью будет фискальная, надзорная функция государства, заинтересованного в максимальном пополнении бюджета.

Налоговый учет, в отличие от бухгалтерского, в части обязанности его ведения не делает никаких уступок и не освобождает никакие субъекты: вести налоговые регистры обязаны и ИП, и частнопрактикующие лица, и крупные корпорации.

Не делает различий налоговое законодательство ни по отраслевой специфике, ни по организационной: субъекты всех форм собственности и сфер деятельности применяют положения одного и того же НК РФ.

Следующий момент. Если бухучет, как мы выяснили ранее, фактически использует только метод начисления, то в НК РФ для определения доходов и расходов закреплены два учетных метода: и кассовый (ст. 271), и начисления (ст. 272-273).

Возникновение разницы между налоговым и бухгалтерским учетом

Как видим, различий между рассматриваемыми видами учета немало. Итогом же таких расхождений становится возникновение разницы между показателями бухгалтерского и налогового учета, проявляющееся прежде всего в расчете основного налога — на прибыль. От того, насколько правильно такая разница будет квалифицирована и учтена, зависит корректность определения налоговой базы.

Представляем вашему вниманию таблицу, которая поможет понять, по каким активам и объектам возникают наибольшие различия. Сопоставление показателей бухгалтерского (БУ) и налогового учета (НУ) по перечисленным в таблице статьям мы настоятельно рекомендуем вам выполнять перед заполнением декларации по налогу на прибыль.

Вероятность возникновения различий между БУ и НУ

Объекты учета

Стоимость внеоборотных активов (кроме ОС и НМА)

Стоимость оборудования к установке

Покупная стоимость материалов

Покупная стоимость товаров

Расходы будущих периодов

Относительно высокая

Выручка от реализации продукции, товаров

Выручка от реализации основных средств

Внереализационные доходы

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

Стоимость основных средств

Амортизация основных средств

Стоимость нематериальных активов

Амортизация нематериальных активов

Очень высокая

Прямые расходы на производство

Косвенные расходы

Стоимость реализованных покупных товаров

Стоимость реализованного прочего имущества

Стоимость реализованных основных средств

Стоимость реализованных нематериальных активов

Внереализационные расходы

Итоги

Различия бухгалтерского и налогового учета проявляются прежде всего в целях, для которых разработаны эти учетные системы. Результатом таких различий становится возникновение разницы, которую необходимо учитывать при расчете налогов.