Гиберти лоренцоскульптуры и биография. Школьная энциклопедия

В 1400 отправился в Пезаро, где писал фрески при дворе правителя, но быстро вернулся во Флоренцию, узнав про объявленный конкурс на создание бронзовых дверей для баптистерия флорентийского собора (1401).


ГИБЕРТИ, ЛОРЕНЦО (Ghiberti, Lorenzo) (ок. 1378–1455), итальянский художник и историк искусства, один из основоположников ренессансной скульптуры.

Родился в Пелаго близ Флоренции ок. 1378; воспитывался во Флоренции, в семье отчима, златокузнеца Бартоло ди Микеле (возможно, Бартоло был настоящим отц

ом Гиберти, сам художник оставил об этом противоречивые сведения). Усвоил у Бартоло навыки ювелирного дела; обучился также и живописи (однако ни ювелирные, ни живописные его произведения до нас не дошли).

В 1400 отправился в Пезаро, где писал фрески при дворе правителя, но быстро вернулся во Фло

ренцию, узнав про объявленный конкурс на создание бронзовых дверей для баптистерия флорентийского собора (1401). В следующем году вышел победителем в конкурсе на вторые (северные) двери (первые, южные, были исполнены Андреа Пизано еще в 14 в.), представив на суд комиссии бронзовый рельеф Жертвоприно

шение Авраама (Национальный музей, Флоренция). В бронзе исполнены и практически все остальные его произведения. Двери, над которыми молодой (но быстро завоевавший благодаря этому заказу авторитет) художник работал в 1403–1424, разделены на 28 полей, где представлены сцены из Нового Завета, а также е

вангелисты и отцы церкви. Выделяясь своим тонким, воистину ювелирным изяществом, эти композиции, с их витиеватыми линиями, волнистой динамикой поз и складок одежды, сложными обрамлениями в виде квадрифолиев, всецело отвечают идеалам поздней готики (или «интернационального стиля»), однако и здесь про

является острый интерес мастера к классической античности.

Еще более значительны другие, третьи (восточные) двери баптистерия (1425–1452), т.н. райские («Они так прекрасны, что достойны стать дверями рая», – сказал о них Микеланджело). Их изобразительные поля, с гораздо более простым и строгим,

прямоугольным обрамлением, заключают в себе ветхозаветные сцены, выполненные в постепенных градациях рельефа от высокого к очень низкому. В богатый фигурный и растительный декор створок включен и автопортрет Гиберти. По-прежнему динамичное, но гораздо более гармонически-уравновешенное построение эти

х рельефов, еще более многофигурных и композиционно-сложных, но последовательно подчиненных законам линейной перспективы, делает их полноправно ренессансными произведениями.

Среди других произведений Гиберти – статуи Иоанна Крестителя (1412–1416), апостола Матфея (1419–1422) и св. Стефана (1425–

1428) для церкви Орсанмикеле, надгробие Леонардо Дати в церкви Санта Мария Новелла (1423–1427), украшенный рельефами реликварий св. Зиновия в соборе (1430-е годы; все – во Флоренции), а также два рельефа крещальной купели баптистерия сиенского собора (1417–1429). Ему приписывают также несколько витр

ажей флорентийского собора; наиболее достоверен среди них витраж со сценой Успения Богоматери (ок. 1425). Готические и ренессансные черты во всех этих произведениях достаточно выразительно друг друга дополняют.

Около 1447 мастер завершил Commentarii (Записки), где изложил историю античного искус

ства (по Плинию Старшему и другим древним авторам), а также собрал сведения по оптике, перспективе и художественному ремеслу из средневековых трактатов. Наиболее интересна вторая часть Записок, об итальянском искусстве 13–15 вв. (вплоть до творчества самого Гиберти), являющаяся по сути первым крупны

Врата рая, Барельеф головы Лоренцо Гиберти, 1425г.

Лоренцо Гиберти (Ghiberti, Lorenzo) (1378-1455) - крупнейший скульптор эпохи Возрождения, живший во Флоренции, один из основоположников скульптуры Ренессанса, открывший новый этап в развитии итальянской скульптуры.

Лоренцо Гиберти родился во Флоренции в 1378. Он учился у своего отчима Бартолуччо Гиберти, золотых дел мастера, в юности занимался ювелирным искусством, живописью.

В 1401 во Флоренции был объявлен конкурс на украшение бронзовых дверей баптистерия Сан Джованни, находящийся рядом с собором Санта Мария дель Фьоре. С трех сторон баптистерия располагаются ворота. Южные ворота создал Андреа Пизано (ок. 1290-1349), и основной их темой были Жизнь Иоанна Крестителя и аллегории Добродетелей . Из представленных на конкурс семи работ на сюжет Жертвоприношение Авраама жюри выделило две работы, исполненные Лоренцо Гиберти и (1377-1446). Оба автора показали себя новаторами в скульптуре: большое внимание они уделили изображению обнаженного тела, передаче движения, использовали мотивы античной классики. Но Брунеллески предельно драматизирует изображение, показывая движения и жесты предельно экспрессивно. Рельефы Гиберти спокойнее, он уделяет внимание нюансам моделировки, отделки деталей, объединяет фигуры с окружением. Его рельефы обладают единством всех элементов композиции, правдивостью деталей, техническим совершенством. По версии Вазари, Донателло и Брунеллески, "...увидя мастерство, вложенное Лоренцо в его работу, отошли в сторону, поговорили между собой и решили, что работу следует поручить Лоренцо". Так или иначе, но заказ на изготовление дверей отдали Гиберти.

Жертвоприношение Исаака 1401-1402

Заказчики отдали предпочтение работе Гиберти , и его ворота сегодня считаются одним из величайших шедевров итальянского искусства эпохи кватроченто. В выполненных им северных дверях баптистерия (1403-1424) Гиберти композиционно повторяет работу Пизано.

Баптистерий, Северные двери, 1404-1424г.г.

28 небольших рельефов заключены в обрамления готической формы. На 20 из них по казаны сцены из Нового Завета , на остальных - Евангелисты , Учителя церкви . Между полями рельефов проложены декоративные гирлянды, на пересечении которых в высоком рельефе даны головы: портреты учеников Гиберти, его близких, среди которых и его автопортрет.

Баптистерий_Деталь северных дверей_Тайная вечеря_1425-1452

Фрагмент Северной двери баптистерия флорентийского собора

В рельефах прослеживаются черты готики: удлиненность фигур, условный изгиб, текучая плавность складок одежд. Но эти черты сочетаются с поисками нового пространственного решения, живостью повествования.

Свой рассказ о жизни Христа Гиберти в отличие от Андреа Пизано, (отлившего южные, самые первые двери храма) идет от нижнего левого рельефа к правому верхнему, заимствуя вертикальный принцип своего рассказа у северной готики.

Работы по изготовлению дверей длились почти 25 лет. За это время мастерская Гиберти стала школой для поколения художников и скульпторов ( (1397-1475), (1386-1466)).

Гиберти также выполнил несколько бронзовых скульптур для церкви Ор Сан Микеле, они размещены в нишах: статуи Иоанна Крестителя (1414), Св. Матфея (1421), Св . Стефана (1425-1426).

Св. Иоанн Креститель, 1412-16г. , Ор Сан Микеле, Флоренция

Наиболее прославленным произведением Гиберти являются восточные двери баптистерия, обращенные к входу в храм, известные как Райские врата (1425-1452). Микеланджело назовет восточные двери "Врата рая". Они прославят Гиберти не только на всю Италию, но и на весь мир.

Во Флоренции рождалась новая эпоха в истории культуры, рождался Ренессанс, и Гиберти не мог не почувствовать эти перемены. Он сам участвовал в происходящем, не мог быть в стороне.

"Врата рая", Восточные двери, 1425-1452г.г.

Сюжеты, выбранные комиссией для изображения, заставляли думать о новой форме для рельефов. Теперь это были не просто сцены из жизни одного святого, а совершенно разные события библейской истории. Лоренцо, глядя на свои модели из воска, понимал, что форма квадрифолии здесь не подойдет. Она слишком сложна.

И он выбирает квадрат - широкая, устойчивая форма, чрезвычайно удобная для перспективных построений. Он решает фигуры пророков перенести в обрамление рельефов, помещая их как статуи в ниши, устроенные по бокам рельефов. Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета . Десять больших квадратных рельефов, в которых иногда объединяются несколько эпизодов. Гиберти достигает слияния фигур, пейзажа, архитектуры, создавая иллюзию глубины, пространства, в котором группы фигур свободно расположены среди пейзажа и архитектурных строений, образуя с ними единый ансамбль. Для усиления пространственного впечатления он повышает рельеф фигур переднего плана, постепенно смягчая их контуры по мере удаления в глубину. Тающие дали, воздушность, игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф). Более богатым становится декоративное обрамление: растения, зверьки, портреты участников работы, небольшие ниши с фигурами ветхозаветных персонажей. Гиберти включает в свои сюжетные композиции и жанровые сценки, сходные с теми, которые он видит на улицах родной Флоренции. Все герои, изображенные на рельефах, одеты в одежды флорентийцев, его современников. Он не в силах уйти от действительности.

Резкий качественный сдвиг в сторону ренессансных художественных принципов обнаруживается в главном произведении Гиберти — в третьих дверях баптистерия (1425—1452), которые он сам рассматривал как деяние, обеспечившее ему бессмертие в веках. Двери эти потребовали от него двадцати семи лет огромного труда. Кроме десяти сложнейших многофигурных композиций, выполненных с ювелирной тщательностью, они включают небольшие статуи пророков и портретные головы (в их числе автопортрет Гиберти), расположенные по сторонам от рельефов. Обрамление дверного портала украшено орнаментальным рельефом из плодов, листьев и цветов.

Врата Рая, Сотворение Адама, 1425 г.


Сотворение Адама и Евы, грехопадение и изгнание из рая. Рельеф третьих дверей флорентийского баптистерия

Ренессансные качества третьих дверей сказываются уже в их архитектонике: вместо того чтобы, как это велось издавна, расположить на дверных створках множество мелких рельефов в готических квадрифолиях, Гиберти укрупнил рельефы и поместил их в прямоугольных обрамлениях. Сюжеты для рельефов — эпизоды из Библии — выбраны известным гуманистом Леонардо Бруни. Поскольку мастер увеличил клейма для рельефов, ему пришлось в каждой из композиций совместить по нескольку сюжетов. Так, в первом клейме изображены четыре сюжета — создание Адама, создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. Подобное нарушение единства места и времени — прием, восходящий к искусству треченто, не в трактовке фигур и окружающей их среды Гиберти показал себя уже чисто ренессансным мастером. Его фигуры крепко стоят на ногах, их пропорции, анатомическое строение переданы в соответствии с натурой. Главная особенность его дарования — лирическая красота образов — раскрылась здесь во всей своей силе. Присущее ему живое изящество сказывается не только в обрисовке персонажей — оно повсюду, в каждой линии, в каждом пластическом оттенке. Необычайно богаты и насыщены мотивами пейзажные и архитектурные фоны — то с прекрасными холмами и деревьями, то с величественными аркадами и храмами. Эти фоны разработаны в очень низком, тончайшим образом нюансированном рельефе (так называемом relievo schiacciatto); в них использованы незадолго до того открытые Брунеллески приемы линейной перспективы. В целом благодаря неистощимой художественной фантазии мастера, красоте его образов, благозвучию и плавной ритмике форм и линий все разнообразнейшие элементы Этого произведения сливаются в единый редкий по своей законченности и великолепию ансамбль. Впоследствии Микеланджело сказал об этих дверях: «Они так прекрасны, что достойны стать вратами рая ».

История Иосифа, Рельеф третьих дверей флорентийского баптистерия


История Иакова и Исайи, 1425-52гг., Музей Опера дель Дуомо, Флоренция


Врата рая, Опьянение Ноя, 1425 г.

Баптистерий во Флоренции (современная фотография)

Пир Ирода, позолоченное дерево, 1423-1427. Баптистерий. Флоренция

рельеф Гиберти на восточных воротах баптистерия

Работая над "Вратами рая", скульптора все больше начинал волновать вопрос перспективы. В связи с этим он начинает заниматься изучением строения глаз, теорией света, всем тем, что связано с оптикой. После смерти на столе Гиберти в его мастерской найдут неоконченный трактат о теории света и принципах оптического изображения.

Едва намеченная пространственная глубина в "Жертвоприношении Авраама" превращается в "Истории Иакова и Исава" в сложную многоплановую композицию. Гиберти варьирует высоту рельефа и делает фигуры первого плана почти круглыми, что использовалось еще в античном искусстве. Но значительно важнее тщательно выверенная оптическая иллюзия удаления в пространстве фигур и архитектурных сооружений, отчего происходит постепенное, а не беспорядочное, как прежде, уменьшение их размеров.

Дверные косяки Гиберти украшает гирляндой из листьев и гроздьев винограда. Каждую створку врат Лоренцо обрамляет орнаментальным прямоугольником с нишами, в нишах - изображения пророков, между ними - медальоны. "Врата рая" потребовали у скульптора 27 лет постоянных поисков, проб, ошибок и блистательных находок. Поэтому Гиберти позволяет себе сделать в двух медальонах портреты - сына и себя самого (см. медальон в начале поста). Пусть видят потомки знаменитого создателя "Врат рая".

Врата рая, Барельеф головы Витторио, сына Лоренцо Гиберти, 1425г.

В 1452 году Лоренцо Гиберти представил на суд флорентийской публики главный труд своей жизни. Это был один из самых счастливых дней его жизни. Восторг всей Флоренции, собравшейся у врат Сан-Джованни был лучшей наградой Гиберти.

Гиберти принадлежит один из ранних ренессансных теоретических трактатов «Комментарии» (1447-1448), в котором Гиберти, один из самых образованных людей своего времени, написал - первую известную нам автобиографию художника Возрождения, которая сопровождалась первым кратким очерком истории итальянского искусства, сведениями о теории пропорций, перспективах. О значении этого труда говорит М.Ненарокомов:"Он разделил его на три части. Первую часть Гиберти посвятил античности. Скульптор и ученый пересказал историю античного искусства по Плинию. Вторая - наиболее интересная. Она отведена искусству средних веков. Лоренцо начал ее с характеристики этого искусства. Но главное заключалось в том, что он первым обратился в своей работе к биографиям художников. Практически история искусства как наука рождена Лоренцо Гиберти. Заключал он трактат автобиографией. Мы не знаем, чья автобиография была первой, его или Альберти, но собственная биогрвия Лоренцо ближе к нашему пониманию этого жанра ".

Гиберти создал несколько бронзовых гробниц (надгробие Леонардо Дати (1423-1427) в церкви Санта Мария Новелла), бронзовые раки с мощами мучеников, обрамил золотом большую сердоликовую гемму, некогда принадлежавшую императору Нерону, изготовил митру из золота, жемчуга и драгоценных камней для папы Евгения IV (1431-1447).

Умер Гиберти во Флоренции всего лишь через три года после окончания своего главного труда "Врата Рая" 1 декабря 1455.

В этом посте я не смог осветить все работы Гиберти. Так, например, во время создания северных работ ему и его ученикам поступало большое количество заказов из Рима, Сиены, Венеции. Описать здесь их все не представляется возможным, да и знаний не хватает, поэтому ограничусь изложенным. Большую часть желающие смогут найти в приведенных ниже ссылках, а также книгах о творчестве этого выдающегося скульптора.

При подготовке поста использованы следующие материалы

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 18.10.2016 16:41 Просмотров: 1907

Лоренцо Гиберти – крупнейший скульптор эпохи Раннего Возрождения, живший во Флоренции.

Он является одним из основоположников скульптуры Ренессанса, открывшим новый этап в развитии итальянской скульптуры.
Лоренцо Гиберти родился в 1378 г. во Флоренции. Его отчим, Бартолуччо Гиберти, был ювелиром. Этим же искусством в юности занимался и Лоренцо. Пробовал себя и в живописи. Но затем полностью посвятил себя скульптуре, и это было связано с тем, что в 1401 г. во Флоренции был объявлен конкурс на украшение бронзовых дверей баптистерия Сан Джованни, который находился рядом с собором Санта-Марие-дель-Фьоре.

Баптистерий

Баптистерий во Флоренции
Баптистерий – отдельно стоящее круглое или многогранное в плане здание, предназначенное для обряда крещения. Оно обычно завершается куполом. Внутри здания – бассейн для крещения. Старинные мастера украшали его мозаикой или тематической скульптурой, поэтому баптистерий становился произведением искусства.
В Древнем Риме баптистерием называли бассейн с холодной водой в термах. И только с IV в. баптистерием называют храмы в честь Иоанна Крестителя и предназначавшиеся для обряда крещения.
Среди самых известных в мире баптистериев – баптистерий Сан Джованни, один из лучших образцов романского стиля . Он был построен на месте античного храма, посвященному Марсу.
Восьмиугольное здание снаружи облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями. Каждая грань украшена пилястрами, полукруглыми арками.

Л. Гиберти «Сотворение Адама и Евы». Фрагмент восточных дверей флорентийского баптистерия. Бронза
Но главную славу баптистерию принесли бронзовые двери и мозаичное украшение интерьера. С трех сторон здания располагаются ворота. Именно на исполнение этих ворот в 1401 г. был объявлен конкурс. Среди конкурсантов были Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти. Гиберти и вышел победителем, хотя оба автора были новаторами в скульптуре (в изображении обнажённого тела, в передаче движения). Но Брунеллески создал очень эмоциональные изображения, в которых жесты и движения наполнены драматизмом и экспрессией. Рельефы Гиберти спокойнее, отделке деталей он уделил особое внимание; изображённые им фигуры взаимосвязаны в композицию, техника работы отмечена совершенством.
Южные ворота выполнял Андреа Пизано (жизнь Иоанна Крестителя и аллегории Добродетелей). Северные ворота – Лоренцо Гиберти (сцены из Нового Завета, Евангелисты, Учителя церкви). Самые знаменитые ворота – восточные. Их выполнил Гиберти (сцены из Ветхого Завета).

Лоренцо Гиберти. Восточные ворота
Воротами восхищался сам Микеланджело: «Они так прекрасны, что годились бы для дверей рая». Поэтому восточные ворота Гиберти называют «Райскими». Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета. 10 больших квадратных рельефов, в которых иногда объединяются несколько эпизодов. Гиберти достигает слияния фигур, пейзажа, архитектуры, создавая иллюзию пространства, в котором группы фигур свободно расположены среди пейзажа и архитектурных строений, образуя с ними единый ансамбль. Для усиления пространственного впечатления он повышает рельеф фигур переднего плана, постепенно смягчая их контуры по мере удаления в глубину.

Фрагмент ворот

Тающие дали, воздушность, игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф). Более богатым становится декоративное обрамление: растения, зверьки, портреты участников работы, небольшие ниши с фигурами ветхозаветных персонажей
Интересно отметить, что бронзовая копия этих ворот установлена с северной стороны Казанского собора в Санкт-Петербурге. Выполнил копию литейщик В. П. Екимов.

Ворота Казанского собора Санкт-Петербурга
Ворота Гиберти и до настоящего времени считаются одним из величайших шедевров итальянского искусства эпохи кватроченто. Работы по изготовлению дверей длились почти 25 лет. За это время мастерская Гиберти стала школой для целого поколения художников и скульпторов.
Интерьер Баптистерия украшен мозаиками в византийском стиле, купель декорирована мозаиками. Гробницу Иоанна XXIII создали Донателло и Микелоццо ди Бартоломео.

Другие работы Лоренцо Гиберти

Гиберти также выполнил несколько бронзовых скульптур для церкви Орсанмикеле, они размещены в нишах: статуи Иоанна Крестителя (1414), св. Матфея (1421), св. Стефана (1425-1426).

Церковь Орсанмикеле во Флоренции

Орсанмикеле (итал. Or San Michele) – церковь во Флоренции, уникальное по своей форме и значению архитектурное сооружение. Этот дворец выполнял одновременно функцию городского зернохранилища и храма. Церковь была построена в период с 1337 по 1350 гг. А название её произошло по имени женского монастыря VIII в. «Сан-Микеле в саду», который находился на этом месте. В 14 нишах на 4 внешних стенах церкви были помещены скульптуры святых покровителей и других святых, которые выполнили известные художники и скульпторы: Нанни ди Банко, Донателло, Лоренцо Гиберти и Андреа дель Вероккьо.

Л. Гиберти. Статуя св. Стефана

Л. Гиберти. Статуя св. Матфея
Гиберти создал несколько бронзовых гробниц (надгробие Леонардо Дати (1423-1427) в церкви Санта Мария Новелла), бронзовые раки с мощами мучеников, обрамил золотом большую сердоликовую гемму, принадлежавшую прежде императору Нерону, изготовил митру из золота, жемчуга и драгоценных камней для папы Евгения IV (1431–1447).
Гиберти был одним из самых образованных людей своего времени. Он написал «Комментарии» (1447-1448) – книгу об истории итальянского искусства, в которую вошла его автобиография – это была первая автобиография художника Возрождения, которая сопровождалась сведениями об истории искусств, теории пропорций, перспективы.
Гиберти занимал ведущее место в художественной жизни Флоренции первой половины XV в. В его мастерской обучались и работали скульпторы Донателло и Микелоццо, живописец Паоло Уччелло и др.
Умер Гиберти во Флоренции 1 декабря 1455 г.

Позавчера я была в ГМИИ на выставке Караваджо. Специально для тех, кто еще не попал на выставку, но хочет попасть: я вошла в музей ровно в 11 часов - очереди НЕ БЫЛО. Выставка потрясающая и, если я рискну рассказать о ней, то только после предварительной подготовки.

А пока, зайдем в зал 28, где представлена итальянская скульптура XV века.


Среди многочисленных шедевров в этом зале представлены знаменитые "Врата Рая" Лоренцо Гиберти, подлинник которых, выполненный в бронзе и покрытых позолотой, находится во Флоренции. Эти ворота, восточные ворота баптистерия, один из шедевров, которым по праву гордится Флоренция. Когда-то я стояла зачарованная их красотой, а позже попробовала описать свои впечатления: « Уже без малого шесть столетий мир должен благодарить гильдию купцов, спонсировавших изготовление ворот и, заодно, Гиберти, любимца папы и самого знаменитого художника в этой области. Из 74 лет своей жизни 47 Гиберти отдал воротам Баптистерия. Сначала - 20 лет ушли на изготовление северных ворот, которые мы не видели, причем, на этот заказ претендовали Донателло и Брунеллески, но модель юного Гиберти оказалась предпочтительнее. Позднее - еще 27 лет (1425-1452) ушло на изготовление восточных ворот. Похоже, тщательное изучение барельефов арки Тита не прошли даром, но придирчивый Муратов решил, что Гиберти, в отличие от античных скульпторов, не хватает чувства меры. Помимо ворот, трудолюбивый Гиберти надел еще массу разных дел: воспитал плеяду учеников, ваял скульптуры, раку с гробницей, украшения. Даже сделал митру для папы Евгения, и, заодно, написал первую историю искусства Возрождения «Комментарии» в трех книгах». Я знала, что, стоя перед Баптистерием, любуюсь только копией, подлинник находится на реставрации.


«После реставрации подлинник будет храниться в Музее произведений искусства собора Санта-Мария дель Фьоре, так как они могут быть сохранены только в закрытом помещении и в контейнерах, заполненных азотом. Со временем копия тоже потемнеет, так что мы оказались здесь во время, увидели хоть и копию, но зато во всем первозданном блеске». Возможно. Реставрация уже завершена и подлиник врат радует туристов, как и обещано, в музее собора.



Продолжаю бродить по волнам своих воспоминаний: «Еще одно удивление: на некоторых плитах - по готическим законам несколько сюжетов, максимально - шесть. Вазари считал, что эта панель была самой трудной и также самой красивой. Панели - большие, прямоугольные. Гиберти использовал недавно изобретенные законы перспективы и различные скульптурные методы, от гравированных линий до почти автономной скульптуры». Особое место рядом с маленькими фигурками библейских пророков и сивилл в нишах обрамления рельефа занимают две скульптурные головы в медальоне, расположенные между третьим и четвертым ярусами на левой створке в центре и играющие роль дверных ручек. Это портреты самого Лоренцо Гиберти и его племянника, помогавшего ему в работе.


Но вернемся из Флоренции в зал итальянской скульптуры ГМИИ, где в стену вмонтирована копия «Врат Рая», которая появилась в музее благодаря стараниям Ивана Владимировича Цветаева. Гипсовый отлив «Райских врат» сделали Цветаеву в лучшей по тем временам флорентийской мастерской Лелли. Еще в январе 1903 года Цветаев писал Нечаеву-Мальцеву, как он сличал гипсы с дверями Баптистерия, а в марте 1911 года в письме к П.И. Бартеневу снова возвратился к этой теме. «В Петербурге я знакомился с архивом Академии Художеств, интересуюсь вопросом о том, когда и как приобретались там гипсовые отливы с произведений итальянской скульптуры. Начало здесь принадлежит Екатерине II, и начало заложено было блестящее…»


Продолжаем читать письмо Цветаева: «На этот раз меня интересовало дело Бронзовых дверей СПб казанского собора, представляющих копию тех же дверей Флорентийского Баптистерия раб. Лоренцо Гиберти. Петербургская копия из бронзы, может быть, единственная в мире». Но дальше Цветаев писал, что в Казанском соборе доски Гиберти перепутаны и «бронзовая копия представляет события Ветхозаветных повествований в невозможном порядке». В довершении всего оказалось, что в соборе продаются объяснения, в которых в качестве художника назван не Лоренцо Гиберти, а некий Баттистер. Цветаев написал»…очевидно, из Battistero - Baptisterium… -какой это стыд!». История Врат из СПб такова: когда завершилось строительство собора, строительная комиссия решила воспроизвести гипсовый слепок дверей, подаренный Петербургской Академии художеств Н.А.Демидовым, в бронзе. Отливка и чеканка этой копии была поручена "литейного и чеканного дел мастеру Академии художеств Василию Екимову". На работу ему было отпущено 182 пуда и 39 фунтов меди. Но, поручив Екимову отливку ворот, ему не придали консультанта. Не зная последовательности изображенных сюжетов, Екимов достаточно произвольно разместил "итальянские картины". Первые четыре панно расположены также, как и у Гиберти, а остальные в следующем порядке: 10, 7, 6, 5, 8, 9. Особая заслуга Гиберти состояла в том, что он стремился наделить пластику перспективой, т.е. средством, которое до того времени считали исключительной принадлежностью живописи. Эта задача блестяще удалась и В. Екимову. Орнаментация рам и наличника дверей принадлежит Воронихину и выполнена из мрамора.

Конечно же, я пофографировала все пластины, кроме верхних, и сейчас представлю их вместе с изображениями этих же пластин, но из Флоренции, которые я нашла в интернете. В основе сюжетной программы «Райских врат», составленной крупнейшим итальянским гуманистом, канцлером флорентийской республики Леонардо Бруни, лежат основные события из «Книги бытия» Библии. Объединив отдельные эпизоды в 10 больших квадратных полях, он решил каждый рельеф как целостную многофигурную композицию. В некоторых из них более ста персонажей. Повествование начинается с верхней левой композиции «Сотворения мира», включающей сцены создания Адама и Евы и изгнание прародителей из Рая. Каждое клеймо объединяет, как правило, несколько разновременных эпизодов. Слева направо, регистрами - сверху вниз расположены сюжеты: Сотворение Адама и Евы. Грехопадение. Изгнание из Рая.


Труд первого человека. Жертвоприношение Каина и Авеля. Каин убивает Авеля. Бог проклинает Каина


Ной и его семья, покинув ковчег, устраивают жертвенник. Опьянение Ноя.


Ангелы являются Аврааму. Жертвоприношение Исаака


На всякий случай повторяю - сначала - изображение пластины из ГМИИ, потом - - из Флоренции.
Рождение Исава и Иакова. Исав уступает Иакову свое право первородства, Исаак посылает Исава на охоту. Исав - на охоте Ревекка дает совет Иакову. Исаак обманут.




Следующее изображение из ГМИИ у меня не получилось.
Иосиф продан купцам. Обнаружение золотой чаши в мешке Вениамина. Иосиф открывается своим братьям.


И опять - сначала - ГМИИ. Моисей получает на горе Синай свод законов.




Народ Израиля в водах Иордана. Падение Иерихона




Сражение против филистимлян. Давид убивает Голиафа




Соломон принимает царицу Савскую.




Единство пространственного решения, воссоздающее зрительную иллюзию глубины, использование законов математической перспективы уподобляет рельефы картине живописца. Не случайно подобные скульптурные рельефы получили название «живописных рельефов». Нарядность и праздничность впечатления от «Райских врат» усиливает декоративное обрамление портала фризом с растительными гирляндами и животными.


ГИБЕРТИ ЛОРЕНЦО - итальянский скульптор и ювелир.

Был усы-нов-лён от-чи-мом, юве-ли-ром Бар-то-ло (Бар-то-луч-чо) ди Ми-ке-ле (?-1422), обу-чал-ся у не-го же и до 1444 года име-но-вал се-бя Ло-рен-цо ди Бар-то-ло. Кро-ме Фло-рен-ции, с ко-то-рой свя-за-на творческая дея-тель-ность Гиберти, по-се-тил Ве-не-цию (1424-1425 годы), Сие-ну и Рим.

Под влия-ни-ем искусства ан-тич-но-сти Гиберти прео-до-лел тра-ди-ции ин-тер-на-цио-наль-ной го-ти-ки, в ко-то-рых он был вос-пи-тан, став од-ним из ос-но-во-по-лож-ни-ков искусства Воз-рож-де-ния. Гиберти опи-рал-ся на об-раз-цы ан-тич-ной пла-сти-ки; воз-ро-дил и усо-вер-шен-ство-вал тех-ни-ку ли-тья из брон-зы мо-ну-мен-таль-ной скульп-ту-ры. Па-рал-лель-но с До-на-тел-ло раз-ра-бо-тал сплю-щен-ный рель-еф, ис-поль-зую-щий жи-во-пис-ные при-ё-мы и пер-спек-тив-ные по-строе-ния.

В 1401-1402 годах Гиберти ис-пол-нил брон-зо-вый рель-еф «Жерт-во-при-но-ше-ние Ав-раа-ма» (Национальный му-зей Бард-жел-ло, Фло-рен-ция) для кон-кур-са на оформ-ле-ние вто-рых (се-вер-ных) две-рей фло-рен-тий-ско-го бап-ти-сте-рия, раз-де-лив по-бе-ду с Ф. Бру-нел-ле-ски. По-след-ний от-ка-зал-ся от даль-ней-шей ра-бо-ты, и за-каз был пе-ре-дан Г. Соз-дан-ные им северной две-ри (1403-1424 годы) пол-но-стью по-вто-ря-ют ком-по-зи-цию южных две-рей А. Пи-за-но (1330-1336 годы): ор-на-мен-таль-ные тя-ги раз-би-ва-ют по-верх-ность две-рей на 28 квад-ра-тов, в ко-то-рые впи-са-ны об-рам-ляю-щие рель-е-фы квад-ри-фо-лии. В двух ниж-них ря-дах их за-пол-ня-ют оди-ноч-ные фи-гу-ры про-ро-ков и си-вилл. Раз-но-об-ра-зие ком-по-зиционных ре-ше-ний, тон-кое чув-ст-во рит-ма, при-ро-ж-дён-ное да-ро-ва-ние де-ко-ра-то-ра от-ли-ча-ют рель-е-фы Гиберти от ра-бот А. Пи-за-но. Для фло-рен-тий-ской церкви Ор-сан-ми-ке-ле Гиберти ис-пол-нил брон-зо-вые ста-туи Святого Ио-ан-на Кре-сти-те-ля (1413-1414 годы), Святого Мат-фея (1419-1423 годы), Святого Стефана (1425-1429 годы); со-здал так-же 2 рель-е-фа для бап-ти-сте-рия в Сие-не (ме-ж-ду 1416 и 1427 годами).

Са-мой зна-чительной ра-бо-той Гиберти ста-ли тре-тьи (вос-точ-ные) две-ри бап-ти-сте-рия во Фло-рен-ции (1424-1452 годы); сво-им названием «Рай-ские две-ри» («Porta del Paradiso») они обя-за-ны вос-тор-жен-ной оцен-ке Ми-ке-ланд-же-ло . Де-сять боль-ших квад-рат-ных рель-е-фов из по-зо-ло-чен-ной брон-зы по-свя-ще-ны ис-то-ри-ям Ада-ма и Евы, Каи-на и Аве-ля, Ноя , Ав-раа-ма, Исаа-ка, Ио-си-фа, Мои-сея, Иса-йи, Да-ви-да, Со-ло-мо-на; их об-рам-ля-ют стоя-щие в не-глу-бо-ких ни-шах не-боль-шие фи-гу-ры биб-лей-ских пер-со-на-жей, там же по-ме-ще-ны ав-то-порт-ре-ты Гиберти и его сы-на Вит-то-рио. Скульп-тур-ное ре-ше-ние «Рай-ских две-рей» от-ме-че-но гар-мо-ническим со-вер-шен-ст-вом слож-ных мно-го-фи-гур-ных ком-по-зи-ций с ве-ли-ко-леп-ны-ми ар-хитектурными фо-на-ми и пей-заж-ны-ми па-но-ра-ма-ми. Изо-бра-жён-ные сце-ны упо-доб-ле-ны кар-ти-нам (не-да-ром по от-но-ше-нию к ним час-то упот-реб-ля-ет-ся тер-мин «жи-во-пис-ный рель-еф»); дей-ст-вие раз-ви-ва-ет-ся в раз-ных, ухо-дя-щих в глу-би-ну пла-нах, и мас-тер пе-ре-даёт эту глу-би-ну не толь-ко пер-спек-тив-ным со-кра-ще-ни-ем, но и по-сте-пен-ным по-ни-же-ни-ем са-мо-го рель-е-фа (от вы-со-ко-го до поч-ти плос-ко-го).

В кон-це жиз-ни Гиберти соз-дал трак-тат «Ком-мен-та-рии» [с 1447 года; в русском переводе - «Com-men-tarii. За-пис-ки об италь-ян-ском ис-кус-ст-ве» (примечания и вступительная статья А. Гу-бе-ра), 1938], вклю-чаю-щий в се-бя од-но из пер-вых из-ло-же-ний це-лост-ной ис-то-рии искусства от ан-тич-но-сти до вре-ме-ни жи-зни ав-то-ра, ав-то-био-гра-фию Гиберти и на-учные све-де-ния о пер-спек-ти-ве , оп-ти-ке, ана-то-мии и др.

Его сы-новья - скульп-то-ры Вит-то-рио (1418 или 1419-1496 годы) и Том-ма-зо (около 1417 - по-сле 1455 года).