Джон голсуорси биография на английском. Голсуорси, Джон – краткая биография. Смотреть что такое "Голсуорси" в других словарях

Джон Голсуорси
John Galsworthy
Псевдонимы Джон Синджон (John Sinjohn)
Дата рождения 14 августа (1867-08-14 ) […]
Место рождения Кингстон-апон-Темс , Суррей , Англия , Британская империя
Дата смерти 31 января (1933-01-31 ) […] (65 лет)
Место смерти
Гражданство Британская империя Британская империя
Род деятельности прозаик , драматург
Язык произведений английский
Премии Нобелевская премия по литературе (1932)
Награды
Произведения на сайте Lib.ru
Файлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Биография

Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-апон-Темс (графство Суррей , сейчас в составе Большого Лондона), в зажиточной семье. Его отец был юристом и директором нескольких компаний, а мать была дочерью владельца заводов. Учился на адвоката в привилегированной школе Хэрроу , затем в Оксфордском университете . В университете стал известным спортсменом в игре в крикет и футбол. В этот период он увлекался также чтением Теккерея , Диккенса и Мелвилла , слушал Бетховена . Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Во время своих путешествий он на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада , который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.

Когда умер отец Голсуорси в 1904 году, он стал финансово независимым.

В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон (1864-1956), бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Ада стала прототипом для многих героинь произведений Голсуорси. Во время Первой мировой войны работал в военном госпитале во Франции. Провел несколько лет на ферме Винстон, где занимался строительством с 1908 года, а с 1923 эта ферма стала его другим домом.

В 1921 году совместно с Кэтрин Эми Доусон-Скотт основал ПЕН-клуб ; стал его первым главой.

В 1929 году за заслуги перед литературой стал членом ордена Заслуг .

В ноябре 1932 года Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе . Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно .

Голсуорси скончался 31 января 1933 года в Лондоне. Последние семь лет своей жизни жил в Западном Сассексе. По воле автора его тело было кремировано, а пепел развеян с самолета.

Литературная карьера

Первой книгой, опубликованной Голсуорси в 1897 году, стал сборник коротких рассказов «От четырёх ветров» . За ним последовал «поэтичный в своем трагизме», по отзыву высоко оценившего его Джозефа Конрада , роман «Джослин» . Эти две и несколько последующих работ были им изданы под именем Джон Синджон. Его первая пьеса «Серебряная коробочка» вышла в 1906 году и имела успех, за которой в том же году последовал роман «Собственник» , первая книга из трилогии о Форсайтах. Хотя Голсуорси писал и пьесы, и романы, он в этот период всё-таки предпочитал работать над пьесами, основной темой которых, как и у многих других писателей того времени, были классовые и социальные взаимоотношения.

Голсуорси стал популярен и как драматург. В его пьесах рассматривалась проблематика неравенства в обществе и несправедливость в отношении к беднякам. В пьесе «Серебряная коробочка» (1906) говорилось, что существует один закон, как для богатых, так и для бедных, а в пьесе «Справедливость» писатель выступал за судебную реформу.

Главной темой творчества Голсуорси является мир собственников и собственности, которая превращает людей в своих рабов. Этот мир противопоставляется миру красоты и свободы. Так, например, в романе «Вилла Рубейн» конфликт разворачивается вокруг столкновения мира художника с миром буржуа, в котором основной ценностью человека считается его богатство.

Однако сейчас Голсуорси лучше известен благодаря своим романам, особенно «Саге о Форсайтах» , трилогии об одноимённой семье. Написанная в период с 1906 по 1921 год это своего рода параллель романа «Будденброки » Томаса Манна . Голсуорси рассматривал роман, как социальный диспут. Он считал долгом писателя исследовать проблему общества, но не представлять решение. Сам автор признавался, что перед написанием «Саги», он перечитал Киплинга , Золя , Тургенева , Толстого и Флобера .

В этой трилогии, как и в других романах, подробно описана жизнь социальных классов, особенно высшего слоя среднего класса. Несмотря на симпатию к своим героям, Голсуорси показывает их замкнутость, снобизм , жадность и порою сомнительные моральные принципы. Он считается одним из первых писателей Эдвардианской эпохи , который поставил под сомнение идеалы общества, превозносимые в более ранней литературе Викторианской эпохи . Хотя Голсуорси и показал изменения семьи среднего класса в Англии, но сам он говорил о том, что английское общество мало изменилось.

В саге рассказывается о трех поколениях британского среднего класса перед 1914 годом. История о Форсайтах была смоделированная с Артура Голсуорси, кузена писателя. Так, событие, когда Сомс изнасиловал свою жену, написана на основе реальных событий, что произошли с Адой и её бывшим мужем Артуром. Ромен Роллан , автор романа «Жан-Кристоф », ввел специальный термин роман-река , чтобы описать подобные романы, которые можно читать отдельно, но все же описывают ту же тему.

Форсайты, как главные герои появляются еще в рассказе «Спасение Форсайта» и пьесе «Цивилизованный». Именно в них появляется черты Форсайтов, как собственников.

Голсуорси позиционировал себя, как реалист и противопоставлял правдивость изображения так называемому «чистому искусству», считая его лживым. Целью искусства, про что он говорил в своих статьях «Аллегория о писателе», «Туманные мысли об искусстве», а также «Искусство и война», он считал общественное назначение искусства и вдохновение жизнью.

Как романист Голсуорси считал важным уловить взаимосвязь между жизнью героя, его характером и его мыслью. Самым важным условием романа есть наличие «жизненно-правдивого» героя романа.

В своем творчестве он выступал за многие реформы, включая реформу судебной системы, борьбу за права женщин, борьбу за права животных и противостояние цензуре.

Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборников поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы. Популярность его произведений упала после смерти автора, на его творчество было много нападок от Лоуренса и Вирджинии Вульф, но удачная адаптация «Саги о Форсайтах» в 1967 году вернула интерес к его работам. Голсуорси повлиял на творчество Томаса Манна, произведения автора были широко известны во Франции и России.

Библиография

  • От четырёх ветров (сборник рассказов) (1897г.)
  • Джослин. роман (1898г.)
  • Вилла Рубейн. роман (1900г.)
  • Остров фарисеев. роман (1904г.)
  • ""Сага о Форсайтах "" - I. обственник. роман (1906г.) Последнее лето Форсайта (1918г.) II. В петле. роман (1920г.) Пробуждение (1920г.) III. Сдаётся в наём. роман (1921г.)
  • Усадьба. роман (1907г.)
  • Братство. роман (1909г.)
  • Справедливость. пьеса (1910г.)
  • Патриций. роман (1911г.)
  • Старший сын. пьеса (1912г.)
  • Темный цветок. роман (1913г.)
  • Фриленды. роман (1915г.)
  • Полный месяц. пьеса (1915г.)
  • Сильнее смерти. роман (1917г.)
  • Гротески (1917-1918гг.)
  • Путь святого. роман (1919г.)
  • Мёртвая хватка. пьеса (1920г.)
  • ""Современная комедия"" - I. Белая обезьяна. роман (1924г.) Идиллия (1926г.) II. Серебряная ложка. роман (1926г.) Встречи (1926г.) III. Лебединая песня. роман (1928г.)
  • ""Последняя глава"" - I. Девушка ждёт. роман (1931г.) II. Пустыня в цвету. роман (1932г.) III. На другой берег. роман (1933г.)
  • Сборник поэзии Джона Голсуорси (1934г.)

Сочинения и издания

  • Works, v. 1-30, L., 1923-36;
  • Letters. 1900-1932, ed. by E. Garnett, L., 1934:

В русских переводах

  • Голсуорси Д. Собр. соч., т. 1-12, Л., 1929;
  • Голсуорси Д. Собр. соч., т. 1-16, М., 1962;
  • Голсуорси Д. Собрание сочинений, т. 1-8. М., 1983
  • Голсуорси Д. Сага о Форсайтах, т. 1-2, М., 1956
  • Голсуорси Д. Новеллы, М., 1957;
  • ГолсуорсиД. Драмы и комедии, М., 1956.
  • Голсуорси Д. Джослин. Роман, рассказы/пер. А.Кудрявицкого. М.: Политиздат, 1991.
  • Голсуорси Д. Конец главы. Трилогия. М.: ГИХЛ, 1961.
  • Голсуорси Д. Сага о Форсайтах, т. 1-4, пер. под общ. ред. М. Ф. Лорие, М.:"Правда", 1983.

Джон Голсуорси (Galsworthy) (1867-1933) — английский писатель. Первый президент Пен-клуба (1921), международной ассоциации литераторов. Награжден орденом «За заслуги» (1929), Нобелевская премия (1932). Социально-бытовые романы «Остров фарисеев» (1904), «Петриций» (1911), «Фриленды» (1915) и другие. В трилогиях о судьбах одной семьи «Сага о Форсайтах» (1906-1921) и «Современная комедия» (1924-1928) дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца 19 — 1-й трети 20 века в трилогии «Конец главы» (1931-1933) проявились консервативные тенденции. Драмы. В литературной публицистике отстаивал принципы реализма.

Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года, в Кингстон-Хилл, графство Суррей, в семье состоятельного юриста. Окончил привилегированную школу в Хэрроу, изучал юриспруденцию в Оксфордском университете, но вопреки воле семьи не стал заниматься адвокатской практикой. Решение воспротивиться семейным традициям отчасти было подсказано пережитой будущим писателем личной драмой, которая нашла отголоски во многих его произведениях: романом с женой его двоюродного брата Адой, после долгих злоключений и страданий оставившей своего мужа и вышедшей замуж за Голсуорси. По окончании университета (1867) он в течение двух лет путешествовал. В 1890 году, совершая морское путешествие, познакомился с писателем Джозефом Конрадом, с которым сохранил дружеские отношения на долгие годы.

Литературный дебют Джона Голсуорси

Дебют Голсуорси, сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds»), состоялся в 1897 году, но впоследствии писатель, недовольный этой книгой, скупал и сжигал ее нераспроданные экземпляры. Настоящим началом своей литературной деятельности он считал книгу рассказов «Человек из Девона» («Man from Devon», 1901), в котором впервые появился один из представителей семейства Форсайтов, ставших основными героями зрелого творчества писателя. Его новеллистика отмечена глубоким психологизмом, лиричностью, нередко острой гротескностью, и представляет собой, как правило, этюды к масштабному полотну социальной жизни. Писатель создавал его, строго следуя традициям классического реализма, сыгравшим решающую роль в становлении его таланта.

Ранние произведения Голсуорси

Среди ранних произведений Джона выделяется роман-памфлет «Остров фарисеев» («The Island Pharisee», 1904, русский перевод — 1926), опубликованный под его настоящим именем (предыдущие четыре книги выходили под псевдонимом Джон Синджон — John Sinjohn). В романе поднималась одна из главенствующих тем всего его творчества: моральная черствость, которая приводит к деградации личности. Еще раньше, в 1900 году, был опубликован роман «Вилла Рубейн» («Villa Rubain», русский перевод — 1908), книга о жестокой судьбе художника, которого не понимает и не принимает буржуазное общество, — сюжет также имеющий в творчестве Голсуорси многочисленные творческие версии. Признание пришло к писателю в 1906 году, когда была поставлена его драма «Серебряная шкатулка» («The Silver Box», русский перевод — 1925).

Драматургия

Драматургия Голсуорси (свыше 30 пьес, собранных в издании «Collected Plays», 1930) в основном затрагивает социальную проблематику и нередко носит иллюстративный характер. Пьеса «Борьба» («Strife», 1909) непосредственно затрагивает классовые антагонизмы и проникнута сочувствием писателя к обездоленным и угнетенным. Постановка драмы «Справедливость» («Justice», 1910) вызвала бурную полемику, увенчанную парламентским актом, который способствовал улучшению содержания арестантов в тюрьмах. Его драмы, имевшие большой успех при первых постановках, были слишком тесно связаны со злобой дня и большей частью не пережили своего времени. Однако именно они принесли Голсуорси славу, упроченную его романами.

Литературное кредо Джон Голсуорси

Собственное понимание писательского призвания Голсуорси изложил в ряде статей, среди которых особенно важны «Литература и жизнь» («Literature and Life», 1930) и «Создание характера в литературе» («Creation of Character in Literature», 1931). Задачей писателя он называет «стремление к правде». Отвергая веяния авангардистского и экспериментального искусства, Голсуорси назвал себя «безнадежно старомодным», так как по-прежнему дорожил уроками реалистической классики, прежде всего исключительно высоко ценимых им русских писателей Ивана Сергеевича Тургенева и Льва Николаевича Толстого. В литературе его приоритетами оставались «стройность, отбор, форма и извлечение из жизни некой морали». В то же время ему были чужды влиятельные в его эпоху доктрины натурализма: творчество он понимал не как стремление к «научности» и достоверности, что сродни документу, но как способность создавать жизненно убедительные характеры и прослеживать всю сложную гамму отношений в обществе: частная судьба выявляется в соприкосновении с «огромным, бурлящим действом» действительности.

Форсайты Голсуорси

Эти принципы наиболее последовательно воплощены Голсуорси в «Саге о Форсайтах» («The Forsyte Saga», закончена в 1922 году, русский перевод — 1930, телесериал 1967), которая стала делом его жизни. Она включала романы «Собственник» («The Man of Property», 1906), «В петле» («In Chancery», 1920), «Сдается в наем» («То Let», 1921) и две интерлюдии, связывающие эти повествования. Второй цикл романов о Форсайтах носит общее заглавие «Современная комедия» («Modem Comedy») и также включает три романа: «Белая обезьяна» («The White Monkey», 1924). «Серебряная ложка» («The Silver Spoon», 1926), «Лебединая песня» («Swan Song», 1928) и две интерлюдии.

Основной конфликт этого эпического произведения определен в авторском предисловии. Изображая несколько десятилетий семейной хроники, Голсуорси постоянно возвращается к мотивам глубокого духовного разлада, когда на разных этических полюсах оказываются родные братья и дети восстают против отцов. Почва конфликта неизменна: забота о преумножении собственности и о ложно понятом общественном престиже порождает безликость бытия и уродует личность, бунтующую, но чаще всего в итоге смиряющуюся, когда она убеждается, что «удар молнии» — любовь, прикосновение к Красоте, ассоциирующейся с искусством, — не может переменить порядок вещей в мире. «Набеги Красоты и посягательства свободы на мир собственников» — главный сюжетный узел повествования. Действие развернуто на сломе эпох: конец викторианского века, Первая мировая война, пропитанные радикализмом 1920-е годы.

Потомки строителя-подрядчика, Форсайты уверенно завоевывают для себя место в английской социальной иерархии, становясь столпами общества. Но этот успех достигнут ценой невосполнимых потерь. Фарисейство, сухой практицизм, кастовая спесь, рассудочность, убивающая живое чувство, — эти родовые черты передаются из поколения в поколение, пока на смену им не пришло по-своему столь же опустошительное равнодушие к традициям и заветам, жажда сиюминутного наслаждения. Иллюзорность достигнутого общественного положения и растраченная впустую жизнь незаурядных от природы людей, «нетипичных форсайтов» — оба эти мотива прошли через весь многотомный форсайтовский цикл, придавая ему единство тона и настроения. В интерлюдиях лирическая тема звучит особенно настойчиво, окрашивая драматизмом все повествование.

Летопись семьи становится и хроникой эпохи, очерчивается единая тема — банкротство определенного мироощущения, этики, социальной психологии, которое свидетельствует о глубине и значительности исторического перелома. Подобное художественное решение выглядело глубоко старомодным и неубедительным в глазах враждовавших с Голсуорси представителей модернистского направления — Дэвида Герберта Лоренса, Вирджинии Вулф. Однако оно достаточно органично для эстетики реализма 20 века: эпос Голсуорси имеет несомненное сходство с произведениями немецкого писателя Томаса Манна («Будденброки», 1900), Роже Мартена Дю Гара («Семья Ти6о», 1940), с другими книгами, ориентированными преимущественно на развитие традиций Оноре де Бальзака и Толстого, понятых как непревзойденные живописцы социальной жизни.

Объективность Голсуорси в сочетании с тонкостью психологической нюансировки и богатством стилистики помогли ему воплотить в своей главной книге «долгую борьбу чувств, долгое унижение духа, долгую, трудную страсть и долгие усилия приучить себя к отупению и равнодушию», запечатлеть «жизнь со своим жаром, и холодом, и горечью».

В последние годы писатель создал третью трилогию «Конец главы» («End of the Chapter», 1934), включающую романы «Девушка ждет» («Maid in Waiting», 1931), «Цветущая пустыня» («Flowering Wilderness», 1932) и «Через реку» («Over the River», 1933). Будущее страны связывается в ней с другим более старым типом семьи, с «большим чувством традиции и долга, чем Форсайты». Обедневшими наследниками дворянского рода Чэреллов, дальних родственников Форсайтов, движет не инстинкт собственности, а «инстинкт служения» — атрибут сознания традиционного. Героиня трилогии с чисто английским чувством юмора, с прямым, но сдержанным характером приносит любовь в жертву долгу перед семьей, ради возрождения традиционного, укорененного в земле уклада жизни.

Подводя итог своему творческому пути, Голсуорси в лекции, которую готовился произнести при получении Нобелевской премии, задавался вопросом: «Я создал в книгах своего рода мир, но похож ли он на мир, в котором мы живем?»

Джон Голсуорси – английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе – родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-апон-Темс (графство Суррей, сейчас в составе Большого Лондона), в зажиточной семье.

Его отец был юристом и директором нескольких компаний, а мама была дочерью владельца заводов. Учился на адвоката в привилегированной школе Харроу, затем в Оксфордском университете. В университете стал известным спортсменом в игре в крикет и футбол. В этот период он увлекался также чтением Теккерея, Диккенса и Мелвилла, слушал Бетховена. Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Во время своих путешествий он на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада, который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.

Когда умер отец Голсуорси в 1904 , он стал финансово независимым.

В 1905 Голсуорси женился на Аде Пирсон (1864-1956), бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Ада стала прототипом для многих героинь произведений Голсуорси. Во время Первой мировой войны работал в военном госпитале во Франции. Провел несколько лет на ферме Винстон, где занимался строительством с 1908 , а с 1923 эта ферма стала его другим домом.

В 1921 совместно с Кэтрин Эми Доусон-Скотт основал ПЕН-клуб; стал его первым главой.

В 1929 за заслуги перед литературой стал членом ордена Заслуг.

В ноябре 1932 Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно.

Джон Голсуорси умер 31 января 1933 года в Лондоне. Последние семь лет своей жизни жил в Западном Сассексе. По воле автора его тело было кремировано, а пепел развеян с самолета.

Первой книгой, опубликованной Голсуорси в 1897 , стал сборник коротких рассказов «От четырёх ветров». За ним последовал роман «Джослин». Эти две и несколько последующих работ были им изданы под именем Джон Синджон. Его первая пьеса «Серебряная коробочка» вышла в 1906 и имела успех, за которой в том же году последовал роман «Собственник», первая книга из трилогии о Форсайтах. Хотя Голсуорси писал и пьесы, и романы, он в этот период всё-таки предпочитал работать над пьесами, основной темой которых, как и у многих других писателей того времени, были классовые и социальные взаимоотношения.

Главной темой творчества Голсуорси является мир собственников и собственности, которая превращает людей в своих рабов. Этот мир противопоставляется миру красоты и свободы.

Сейчас Голсуорси лучше известен благодаря своим романам, особенно «Саге о Форсайтах», трилогии об одноимённой семье. Написанная в период с 1906 по 1921 год это своего рода параллель романа «Будденброки» Томаса Манна. Голсуорси рассматривал роман, как социальный диспут. Он считал долгом писателя исследовать проблему общества, но не представлять решение. Сам автор признавался, что перед написанием Саги, он перечитал Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого и Флобера.

Форсайты, как главные герои появляются еще в рассказе «Спасение Форсайта» и пьесе «Цивилизованный». Именно в них появляется черты Форсайтов, как собственников.

Голсуорси позиционировал себя, как реалист и противопоставлял правдивость изображения так называемому «чистому искусству», считая его лживым. Целью искусства, про что он говорил в своих статьях «Аллегория о писателе», «Туманные мысли об искусстве», а также «Искусство и война», он считал общественное назначение искусства и вдохновение жизнью.

В своем творчестве он выступал за многие реформы, включая реформу судебной системы, борьбу за права женщин, борьбу за права животных и противостояние цензуре.

Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборников поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы. Популярность его произведений упала после смерти автора, на его творчество было много нападок от Лоуренса и Вирджинии Вульф, но удачная адаптация «Саги о Форсайтах» в 1967 вернула интерес к его работам.

Произведения:
От четырёх ветров, сборник рассказов, 1897
Джоселин, 1898
Вилла Рубейн, роман, 1900
Остров фарисеев, роман, 1904
Сага о Форсайтах: Собственник, 1906 , Последнее лето Форсайта, 1918 ; В петле, 1920 ; Пробуждение, 1920 ; Сдаётся в наём, 1921
Справедливость, пьеса, 1910
Старший сын, пьеса, 1912
Полный месяц, пьеса, 1915
Гротески, 1917-1918
Путь святого, 1919
Современная комедия: Белая обезьяна, 1924 ; Идиллия, 1926 ; Серебряная ложка, 1926 ; Встречи, 1926 ; Лебединая песня, 1928
Конец главы: Девушка ждёт, 1931 ; Пустыня в цвету, 1932 ; На другой берег, 1933
Сборник поэзии Джона Голсуорси, 1934 .