Доносчику – первый кнут

(либо о таких, которые, с точки зрения общества, являются мелкими проступками и частными конфликтами, в которые безнравственно вмешивать власть). Современное значение слова сугубо отрицательное; в юридическом словоупотреблении оно осталось только в термине «заведомо ложный донос».

Донос в истории права

В древнем обвинительном процессе донос совпадал с обвинением, которое во всех уголовных делах поддерживалось не официальными органами, а частными лицами. Тайный донос, без обвинения и обличения на суде, не внушал к себе доверия и приписывался враждебным чувствам доносителя; обвиняемый предполагался, за отсутствием обвинителя, невиновным. В римском праве заметно крайне отрицательное отношение к доносам. В инквизиционном процессе, наоборот, донос служил основанием для так называемой инквизиции (следствия-суда), весьма тягостной для обвиняемого. В конце XVIII столетия возникали протесты против значения, которое получил донос. Выразителем этого движения являлся Гаэтано Филанджиери : в своем знаменитом сочинении «Наука о законодательстве», он предлагал постановить правилом, что всякий донос оставляется официальными органами без внимания. Ему возражали, что доносить о преступлениях есть обязанность каждого гражданина и что обязать доносителя выступать обвинителем - значило бы допустить множество случаев укрывательства преступлений. Французским законодательством г. установлено понятие о гражданском доносе (dé lation civique), то есть доносе, обязательном для граждан. Постановления революционного законодательства сохранились и в современном французском праве.

Донос в старом русском праве

В русском процессе XVIII - первой половины XIX веков принятие доноса являлось особым процессуальным моментом, довольно подробно нормировавшимся в законе. Доносителем не могло быть лицо, лишенное всех прав состояния; не принимались доносы от детей на родителей, от приказчика на хозяина, которому он не дал в делах отчета, за исключением доноса о преступлениях государственных; не принимались доносы, учиненные «скопом или заговором» (то есть совместно, в ходе беспорядков). По получении доноса доноситель немедленно расспрашивался об обстоятельствах преступления, но при этом запрещалось в подтверждение доноса приводить доносителя к присяге. Если донос не заключал в себе доказательств, то он, тем не менее, записывался в протокол «для ведома впредь».

Донос в пореформенном русском праве

Принципиальным отличием доноса от жалобы являлось то, что жалоба приносилась на ущерб, причиненный лично жалобщику, и была процессуально необходима для возбуждения обвинения; донос приносился на дела, лично доносчика не касающиеся. Согласно судебным уставам 20 ноября , донос («объявлением частного лица») только тогда вызывал начатие следствия, когда доноситель был очевидцем преступного деяния; если же доноситель очевидцем не был, то объявление его составляло достаточный повод к начатию следствия лишь в том случае, когда в самом доносе представлены доказательства достоверности обвинения. По безымянным доносам следствие не производилось, но они могли в известных случаях служить поводом к полицейскому розыску или дознанию, могущему, в свою очередь, повести к следствию.

Недонесение о преступлении каралось законом, как и ложный донос.

Эволюция понятия

Первоначально слово «донос» было нейтральным, ложный же донос определялся термином «извет». Но в XIX веке, с развитием представлений о личной чести, уже всякий донос воспринимался как противоречащий нравственному кодексу «порядочного человека», который не должен подключать власть к общественной и частной сфере. В словаре Даля донос определяется двояко: и как нейтральное юридическое понятие, и как синоним «извета» . В «Словаре русских синонимов» Н. Абрамова (1890) слово уже представлено исключительно в негативном ряду: «Донос, извет, оговор, поклеп, ябеда .» Однозначно осуждались политические доносы, и после революции слову стали придавать уже чисто политическое значение: толковый словарь Ушакова определяет донос как «орудие борьбы буржуазно-черносотенной реакции против революционного движения - сообщение царскому или другому реакционному правительству о тайно готовящихся революционных выступлениях» . В официальном языке, разумеется, термин не употреблялся относительно доносов органам Советской власти, что всячески поощрялось и пропагандировалось (показательно дело Павлика Морозова); однако в обиходном словоупотреблении термин употреблялся и в этом смысле.

Донос как социально-психологический феномен

С точки зрения Нехамкина В. А., донос - это многоаспектный феномен. Он объединяет различные грани общественных и личных отношений. Донос можно разделить на несколько категорий:

  1. Информационный смысл этой области в том, чтобы передать сведения об каком-то лице или группе лиц, которые хотят скрыть какую-либо информацию. Данная информация должна быть обработана и показана в требуемой форме, чтобы по ней можно было бы предпринять какие-то меры.
  2. Психологический фактор: человек внутренне себя подготавливает к тому, что он доносчик. Для этого необходим определенный микроклимат в обществе, который активно поощряет это явление.
  3. Этическое явление. Донос не соблюдает практически никакую заповедь Моисея из десяти . Каждый донос представляется в виде зла, и он должен оправдываться тем, что он предотвращает какую-то страшную беду. Так думал, например, И. Л. Солоневич . Он считал, что монархию в России, которая была лучшим общественным строем, чем был СССР, можно было спасти, если бы люди сообщали в определенные структуры о деятельности революционеров.
  4. Мотивация . К ней можно отнести алчность человека (например, государство с древности поощряет человека, который доносит каким-то денежным вознаграждением или каким-то имуществом), так же к мотивации можно отнести и личное желание устранить своего конкурента (например по бизнесу), конечно, у доносчика может быть совершенно искреннее стремление помочь своему государству; так же может присутствовать страх за то, что не донес информацию до вышестоящих органов государства. Все перечисленные мотивы доносчиков на практике часто пересекаются и могут образовать каждый раз специфическую систему взглядов на неё.
  5. Родственная . В данной категории донос касается родственников самого доносчика (муж, жена, отец, дети и т. д.).

В любом случае, аспект доноса сливается в определённую систему, где трудно рассмотреть её составляющие.

См. также

  • Моральный релятивизм и моральный абсолютизм

Примечания

Литература

  • С. Васильев. О функциях «соков» в связи с проблемой древнерусских «ябетников» и «ябедничеством» Судебника 1497 г. // Исследования по истории средневековой Руси. М.; СПб. 2006, с. 101-112

О традициях стукачества в СССР, на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье

Недавно официальный представитель агентства РК по борьбе с коррупцией сообщил прессе, что уже около 30 граждан претендуют на получение премии “за передачу в правоохранительные органы информации о коррупционных преступлениях ”. Ранее сообщалось, что для оплаты таких услуг из республиканского бюджета выделено 32 млн. тенге.

В те же дни в братской России управление внутренних дел Ульяновской области направило местным учителям письмо, в котором предлагает им организовать “своевременное информирование органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, причисляющих себя к общественным организациям, экстремистским движениям и формированиям, иным неформальным молодежным объединениям”.

То есть педагогов обязали стучать на своих учеников. Пока бесплатно.

Обе эти новости ясно показывают, что время не стоит на месте. Два наших евразийских народа всё теснее интегрируются в семью народов цивилизованных, прогрессивных, у которых доносительство позиционируют как патриотический долг.

Вот в Америке, например, журнал Time несколько лет назад объявил героями года сразу трёх гражданок, каждая из которых (по отдельности, в разных штатах) заложила контролирующим органам своё начальство, рассказав о махинациях гендиректоров с налогами.

Девушек прославили на весь мир! На глянцевой обложке знаменитого журнала напечатали портреты трёх красавиц и крупное слово The Whistleblowers – буквально “дующие в свисток”, небуквально – “информаторы”, “доносчицы”.

В английском языке данное понятие не содержит негатива. А вот в России журналисты перевели его как “свистухи” , всяко издевались над доносчицами и над “бесчеловечной, уродующей психику” американской традицией.

Почему, интересно, в США и на постсоветском пространстве такое разное отношение к “информаторам”?

Вскоре после памятной публикации в Time у меня была возможность подробно обсудить этот вопрос с американцами. Как с коренными (не индейцами), так и с понаехавшими, бывшими советскими гражданами. Со вторыми вышло даже интересней, потому что они, за редким исключением, бо льшие патриоты новой родины, чем многие родившиеся в США – и при этом хорошо знают наши с вами обычаи и уклады.

Площадка для разговора была довольно интересная. Дело в том, что в начале 90-х один хороший человек, между прочим, доктор философских наук, переехал из Москвы в Бостон, создал там сетевой журнал, нашел спонсора тоже из бывших наших — и вот уже два десятка лет вполне успешно этот журнал выпускает. На виртуальный огонёк часто заходят многие новые американцы, неплохо устроенные в жизни и имеющие досуг, а также русскоязычные граждане со всех концов света – в общем, такой международный клуб.

И вот, значит, заспорили мы о том, хорошо ли поступили три девицы и вообще о доносительстве.

Американцы напористо и убедительно доказывали, что whistle-blowing абсолютно здоровое и необходимое явление. Это как проветривать комнату.

А в России, говорили они, враждебное отношение к информаторам складывалось в тюрьмах, на каторге и в лагерях; криминальные авторитеты, чтобы укрепить свою власть, силой и хитростью принуждали других зэков следовать воровским понятиям, по которым сотрудничающий с администрацией объявлялся изгоем. В России сидела едва ли четверть населения, поэтому тюремные обычаи распространились на армию, на школу, на дворы.

Да и само ваше государство, говорили американцы, ведет себя так, что сотрудничать с ним нормальному человеку бывает зазорно. Можно понять людей, которые пытаются отгородиться от его произвола и тоталитарной идеологии. Совсем другое дело, когда государство правильное.

Я и некоторые другие российские участники дискуссии на это отвечали так. Во-первых, доносительство считалось в России позорным задолго до распространения воровской субкультуры; допустим, русские офицеры и студенты XIX века презирали стукачей – и при этом верно служили Отечеству.

Во-вторых, вот представьте, что мы с вами, уважаемый бывший земляк, и вот с вами работаем в одной компании, сидим в одном кабинете, иногда по выходным собираемся семьями на барбекю, в общем, вроде бы все по-человечески. Но потом один из коллег, хороший парень Майк, приходит на работу сильно после вчерашнего, а хороший парень Ник его закладывает. И занимает место старшего менеджера, принадлежавшее ранее Майку. А через полгода Майк сообщает начальству, что Ник вроде бы берет откаты с поставщиков… Вы и дальше будете приятельски общаться?

В ответ нам было сказано, что приблизительная схема тут не годится. Давайте разберем подробнее: этот Майк по жизни выпивоха и раздолбай? Тогда не понятно, почему он старший менеджер. Это же не Россия. Или парень пришел с перегаром единственный раз за пять лет? Может, у Майка сын родился? Тогда его поймёт начальство, да и соседи по кабинету закладывать не станут. А что касается откатов, это тем более не американская ситуация, а ваша, постсоветская.

И вообще – снова перешел атаку новый американский патриот – в России главная беда не дураки и дороги, а отсутствие чувства меры. С одной стороны, у вас осуждают информаторство как таковое, с другой именно в СССР пытались сделать героем ребенка, который по политическим мотивам донес на собственного отца.

Ну да, реальный Павлик Морозов почти не имеет отношения к созданному вокруг него мифу. Но сам миф — о том, что идеология важнее семьи — абсолютно антигуманный. Это попытка расщепить самое важное, самое дорогое в человеке. Никакая американская власть на семейные ценности не покушается…. А потом, офицерские традиции девятнадцатого века это замечательно, однако в СССР стучали не реже, а чаще, чем в Америке. Хорошо сказал Сергей Довлатов: Сталин, конечно, кровавый тиран, но кто написал четыре миллиона доносов?

Короче говоря, теснили нас представители команды США по всему полю.

Я вдогонку вспомнил (но, конечно, не стал рассказывать американцам) такую историю, которую услышал в Алма-Ате еще при советской власти из первых рук.

В начале 1950-х три молодых казаха, три переводчика, вместе работали в издательстве, сидели в одном кабинете и вроде бы даже были приятелями. И вот однажды им позвонил начальник и сказал, что кто-то из троих должен выполнить срочное задание: секретарь алма-атинского обкома Воробьев выступил с важной речью, её надо перевести для завтрашнего номера областной казахской газеты “Жетысу”. А штатный газетный переводчик заболел.

— Ну, кто поедет торгая переводить? – спросил один из товарищей. Двое других переглянулись. Не знаю, как решился вопрос с переводом, но кто-то из двоих, услышавших про воробья, сообщил об этом в “органы”. И шутник получил десять лет лагерей за антисоветскую агитацию. Когда он вернулся (досрочно, по реабилитации, потому что Сталин умер) – его опять приняли на работу переводчиком, и он, кажется, снова сидел в том же в кабинете с теми двумя коллегами, так до конца жизни и не узнав, кто из них донёс. В общем, ужасный век, ужасные сердца.

А вот у американцев доносительство чистенькое, благообразное. Они его почти не стыдятся.

Кстати, Иуда Искариот тоже ведь был вполне респектабельный whistleblower: он сообщил законной власти о странных людях, сектантах, а может и экстремистах, которые приватно собираются по вечерам и слушают речи своего лидера про то, что рухнет храм старой веры.

То есть человек выполнил свой долг перед государством и официальной церковью. Получил заслуженные 30 сребреников. Но дальше повел себя непонятно: вместо того, чтобы потратить деньги на ипотеку или купить колесницу последней модели и катать девушек, он пошел в лес и повесился.

Вот как этот поступок можно объяснить с прогрессивных позиций?

С непрогрессивных-то всё понятно: парень предал своих, родных, тёплых, с которыми делил хлеб – и его замучила совесть. Наши люди не то, чтобы не допускали государство в эти сферы — такое случалось, и часто — но каждый раз понимали, что совершают иудин грех. А правильную американскую власть предлагается допускать в эти сферы не только легитимно, но светло и радостно, растягивая губы в резиновой голливудской улыбке.

Интересно, что в допетровской России, где следствие велось с обязательным применением пыток (собственно, выражение “пытливый ум” оттуда и происходит, а в современном украинском языке до сих пор “пытати” означает просто “спрашивать”) whistleblower’у доставался первый кнут.

То есть обоих менеджеров, объекта и субъекта доноса, укладывали рядом на скамейках и пороли. Причем, начинали с субъекта. Если он продолжал говорить, а потом уже и орать благим матом, что сказал про откат чистую правду и готов стоять на своём хоть до смерти — переключались на объекта. Вот это был серьёзный подход.

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

История

Государство и власть в целом всегда были заинтересованы в получении максимально полной и точной информации о положении дел. Поэтому во всех странах существовало и поощрялось правителями доносительство, когда человек, преследуя те или иные цели, сообщал «более сильной стороне» о тех или иных неблаговидных деяниях другого человека , или группы людей.

Однако нередко доносы становились способом избавиться от конкурентов , завладеть чьим-либо имуществом или его частью, просто отомстить за какие-либо обиды. Во времена инквизиции нередко доносили на соседей, как на ведьм или колдунов - и «святая инквизиция» пытками добивалась от обвиняемого признания. В те времена логика инквизиторов требовала признания, и если жертва не признавалась, её ждал костёр, за упорство в грехе и нежелание отречься от дьявола . Имущество еретиков конфисковалось в пользу церкви, половину конфискованного отдавали доносчику.

Чтобы избежать ложных доносов, власть принимала меры по проверке их истинности. Так, в России в 1649 году Земским собором было принято Соборное Уложение ("Уложение" царя Алексея Михайловича), в котором, в частности, вводилась ответственность за за ложный донос

Глава II. О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ ... 13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом не щадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким изветчиком не верить. 14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказывать государево дело или слово, а после того они же учнут говорить, что за ними государева дела или слова нет, а сказывали они за собою государево дело или слово, избывая от кого побои, или пьяным обычаем, и их за то бить кнутом, и бив кнутом, отдать тому, чей он человек. ... ... ГЛАВА XXII. УКАЗ ЗА КАКИЕ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, И ЗА КАКИЕ ВИНЫ СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ ... 5. А будет которой сын или дочь у отца или у матери животы пограбят насильством, или не почитаючи отца и матерь, и избываючи их, учнут на них извещать какия злыя дела, или которой сын или дочь отца и мать при старости не учнет почитать и кормить и ссужать их ничем не учнут, и в том на них отец или мати учнут государю бити челом, и таким детем за такия их дела чинить жестокое наказание, бить кнутом же нещадно, и приказать им быти у отца и у матери во всяком послушании безо всякого прекословия, а извету их не верить. 6. А будет которой сын или дочь учнут бити челом о суде на отца или на матерь и им на отца и на матерь ни в чем суда не давати, да их же за такое челобитье бить кнутом, и отдать их отцу и матери.

Связь смысла пословицы с особенностями русского менталитета

Особое отношение к доносу и доносчикам сложилось в России.

Стукачи , шпионы , агенты - эти названия всегда рассматривались, как оскорбительные или негативные. Впрочем, для «своих» предпочитали использовать слово разведчик , или на худой конец - агент.

В настоящее время многими отмечена психологическая особенность многих жителей Российского государства [ ] - они не поддерживают «власть», и способны отказаться от обещанных властью поощрений доносительства. Этим они существенно отличаются от среднестатистических жителей западноевропейских стран, которые, следуя требованию «соблюдения порядка» предпочитают «сотрудничать с более сильным» - с властью, с государством, нередко прибегая к добровольному и внешне бескорыстному доносительству.

Известная мысль о том, что ябедничать нехорошо, является понятной и близкой для большинства бывших советских граждан.

Уголовная ответственность за ложный донос в современной России

Согласно Уголовному кодексу РФ ложный донос - это вид преступления, относящийся виду "Преступления против правосудия". вводит ответственность за заведомо ложный донос.

Русский менталитет предполагает осуждение доносительства, кляузничества, ябедничества.
В этом мы отличаемся от жителей Европы, где сотрудничество с властью широко приветствуется и звонки в полицию по любому поводу обычное явление.

История выражения.

Власти всегда хотелось знать о положении дел в стране, поэтому доносы всячески приветствовались. Но вот была одна проблема - лживые сведения или правдивые, наговаривает на кого-то свидетель из-за собственной выгоды или говорит правду.

Старый проверенный метод подлинности доноса - это допрос.

Еще издревне на Руси существовал такой метод, как выбивание правды. Причем доносчика и подозреваемого могли спокойно "допрашивать" вместе, а метод был прост - лупят обоих что есть мочи, ведь не каждому лжецу хотелось получит по-полной, отстоять свою версию. И доносчику доставалось в первую очередь - а как иначе то узнать врет он или нет?

Вот, например, в 1649г. был даже принято Уложение, в нем и прописывалось какую ответственность могут понести за ложный донос и как этот донос распознать.

Глава II. О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ…13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом не щадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким изветчиком не верить.14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказывать государево дело или слово, а после того они же учнут говорить, что за ними государева дела или слова нет, а сказывали они за собою государево дело или слово, избывая от кого побои, или пьяным обычаем, и их за то бить кнутом, и бив кнутом, отдать тому, чей он человек.……

Обратите внимания - везде прописывается битье кнутом.

В Российском Уголовном кодексе существует стать за ложный донос - Статья 306 УК РФ, это такое преступление, которое совершается против правосудия.

Доносчику первый кнут

Ср. Первый завсегда к беде предатель близок .

Крылов. Мальчик и Червяк.

См. истцу первое слово .


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

  • доносчик - что перевозчик; надобен на час, а там не знай нас!
  • допекать(распекать)

Смотреть что такое "доносчику первый кнут" в других словарях:

    Доносчику первый кнут. - см. Доказчику первая мука …

    Доводчику первый кнут. - Доводчику (доказчику, доносчику) первый кнут. См. БОЛТУН ЛАЗУТЧИК … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Доказчику первая мука. - Доносчику первый кнут. Доказчику первая мука. См. ВИНА ЗАСЛУГА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    ВИНА - ЗАСЛУГА - Накрошил, так и выхлебай! Сам накрошил, сам и выхлебай! Каково испечешь, таково и съешь. Каково испечется, таково съестся. Сама испекла пирожок, сама и кушай! Что откусишь, то и съешь. Что посеешь, то и пожнешь. Что пожнешь, то и смолотишь. Что… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    истцу первое слово, ответчику последнее - (обычный прием на суде) Эту пословицу некоторые приписывают обычаю допрашивать (в застенке) сперва доносчика, а потом ответчика. Ср. Доносчику первый кнут. См. не спеши карать, спеши выслушать. См. слово и Дело … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ДОВОДИТЬ - ДОВОДИТЬ, доваживать, довести или довесть (см. также довозить) что, кого, вести за руку до известного места; провожать до места, охраняя или указывая путь; направлять, способствовать чему. Доводить человека до раскаянья: довести до крайности, до… … Толковый словарь Даля

    ДОНАШИВАТЬ - ДОНАШИВАТЬ, доносить одежду на себе или | складываемая где тяжести, носить последки, остатки; изнашивать одежду; переносить на себе и дополнить недостающий товар, тяжести. Я уж донашиваю сюртук этот, а доношу, так брошу. Он донашивает последнее.… … Толковый словарь Даля

    БОЛТУН - ЛАЗУТЧИК - Не из чести переносят вести. Кто станет доносить, тому головы не сносить. Лазутчик, что отопок: обносил да и бросил. Слушалыцику да подоконечнику гроб, да могила, да третье кадило! Кто про кого за глаза говорит, тот того боится. Прикормленный… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Донесение - Донос в старом русском праве сообщение властям о преступлении. В современном словоупотреблении сообщение властям (вообще любому начальству) о чьих то действиях, предосудительных с точки зрения начальника, но не с точки зрения общества (либо о … Википедия

    Секретный сотрудник - Сексот (от секретный сотрудник) сокращение: нелегальный сотрудник спец.органов секpетный сотpудник, осведомитель, стукач опеpативный pаботник милиции Слово вышло предположительно из профессионального сленга сотрудников советских спецорганов (ВЧК… … Википедия