Что такое большой цирк в риме. Большой цирк в риме - самый обширный античный ипподром италии

Колизей не был самым большим February 6th, 2017

Когда мы с вами слышим или видим в кинофильмах о развлечениях в Риме, на ум тут же приходит Колизей и гладиаторские бои. Величественный образ огромного сооружения не раз эксплуатировался в кино. Однако самым популярным местом была не эта арена.

Представьте себе, если Колизей вмещал в себя 50 тысяч человек, то на трибунах этого сооружения хватало места 250 тысячам зрителей. Весь город стекался посмотреть на зрелищные гонки колесниц. Ни в каком другом месте невозможно было развлечь больше народа, чем тут.

Давайте узнаем что это за место было в Риме...

Фото 2.

Циркус Максимус или Большой цирк — один из самых огромных и вместительных ипподромов (600 на 150 м), построенных в Древнем Риме.
Цирк располагался между холмами Авентин и Палатин, его поле было настолько великим и необъятным, что впервые за историю Италии на арене одновременно соревновались 12 колесниц.

По данным историков, инициатором его создания был Тарквиний Приск - царь, правивший Древним Римом в 6 веке до нашей эры. Он избрал для строительства долину Мурция, теперь лучше известную, как ложбина между холмами Палатин и Авентин. Эта местность тесно связана с рядом легенд. Одна из них рассказывает о похищении сабинянок, другая посвящена эпизодам из жизни Геракла

Фото 3.

Изначально цирк не включал в себя иных построек, лишь на время соревнований, проводившихся после жатвы, здесь устанавливалась сцена и временные места. В остальное же время года цирк служил местом для сельскохозяйственных работ.

Позже на ипподроме были установлены святилища богов: алтарь Конса, святилище триады Сея, Сегетея, Тутилина, сохранившиеся даже после возведения основных построек цирка.

Фото 4.

С 329 года было положено начало возведение основных построек: старта, статуй, ворот, мет, аппарата с яйцами для счета, также был проведен канал и увеличена площадь цирка.

Менялись времена, менялись правила соревнований. Колесницы, изначально ездившие исключительно по прямой, стали соревноваться и по кольцу, в связи с проведением здесь канализации. В последствии, этот казалось бы «бытовой» эксперимент превратился в традицию.

После прихода к власти Юлия Цезаря цирк все более расширялся, вмещая до полумиллиона стоящих и сидящих зрителей. Циркус Максимус переживал свои лучшие времена, изо дня в день становясь все более благоустроенным: здесь были установлены специальные ворота для выезда победителей, построены три башни, стойла, обелиски.

Фото 5.

Особого внимания в этом списке удостоены древнейшие обелиски, опередившие по рождению сам цирк. Первый из них был вывезен из Египта и сейчас находится на Пьяцца дель Пополо, второй — на площади Латеранского дворца.

Строители не ограничивались лишь функциональными постройками, возведя на территории цирка скульптурный комплекс с дельфинами, бассейнами и шарами, посвященный Нептуну — мифологическому богу морей и потоков.

Фото 6.

После окончания строительства Большой Цирк в Риме занял огромную территорию. Древнеримская знать получила возможность лицезреть соревнования, в которых одновременно принимали участие более 10 колесниц. Изначально все конструктивные элементы цирка были деревянными. По этой причине здесь не раз вспыхивали пожары. После очередного разрушения, ипподром римский восстанавливал Юлий Цезарь. Он подошёл к решению задачи со свойственным ему размахом. Результаты его работы можно видеть и в наши дни.

Фото 7.

Состязания на ипподроме происходили 50 раз в год на протяжении многих столетий. Помимо конных соревнований здесь организовывались масштабные представления, битвы с дикими животными. Последнее мероприятие, состоявшееся на арене ипподрома, датируется 549 годом. В последующие годы средневековья, каменные сооружения ипподрома частично разобрали, использовав этот материал для других нужд.

Циркус Максимус в Риме стал местом зарождения многих традиций. Например, если соревнования колесниц изначально проходили только по прямой линии, то канализационный туннель, проведённый под ареной и деформировавший её, привёл к вынужденному изменению прямолинейного «маршрута», сделав его кольцевым.

Фото 8.

На всём протяжении своего активного существования, ипподром Древнего Рима беспрестанно совершенствовался. Самые значительные преобразования он пережил в период, близкий к 46 году до нашей эры. В том числе была значительно увеличена площадь арены - её длина достигла 600 метров. Все трибуны стали каменными и смогли вмещать около 300 тысяч зрителей.

В свои лучшие времена Circus Maximus в Риме представлял собой удлинённое сооружение, центральную и основную часть которого занимала арена. С одной её стороны были установлены 3 башни с воротами для въезда участников состязаний. Здесь же располагались стойла для лошадей. На противоположной стороне находились другие ворота, предназначенные для торжественного выезда победителей.

По середине арены проходила узкая платформа, которую украшали обелиски, привезённые из Египта. В настоящее время, чтобы их увидеть, нужно посетить площадь Народа и площадь Латеранского дворца. На платформе помимо обелисков размещался ряд скульптурных композиций. Сооружение включало в себя бассейны и святилища богов.

После прекращения проведения в Большом Цирке игр здесь начался печальный период разрушений. Каменные сооружения цирка привлекали застройщиков со всего Рима, разбиравших их для строительства новых зданий.

Фото 9.

Места для зрителей подразделялись на несколько рангов - ближайшие к арене предназначались для знати, а на внешних трибунах размещались различные лавки. К сожалению, Большой Цирк в Риме, описание которого могло бы занять не одну страницу, превратился в руины. Но даже они потрясают своей грандиозностью и величием.

Ближайшие окрестности ипподрома - место работы археологов, ведь основная часть сооружения уже успела покрыться толстым слоем земли. Ежегодно на раскопках находят всё новые артефакты, приоткрывающие странички многовековой истории легендарного сооружения.

Арена Циркуса Максимуса по-прежнему остаётся крупнейшей в Италии и старейшей в мире. Сегодня это место паломничества тысяч туристов, которые получают уникальную возможность прикоснуться к истокам цивилизации. И в наши дни величайший ипподром Древнего Рима всё также собирает множество зрителей. Но приходят они сюда не для того, чтобы оценить возможности скакунов, а чтобы увидеть выступления мировых звёзд и принять участие в интереснейших массовых мероприятиях.

Фото 10.

Циркус Максимус расположен в Риме, в районе улицы del Circo Massimo. Чтобы доехать до него на общественном транспорте, можно воспользоваться:
автобусами следующих номеров: 60, 81, 75, 160 и 175.

Сюда также ходит трамвай номер 3.

Но удобней всего будет сесть в поезд метрополитена линии В и доехать до станция Circo Massimo, а затем немного пройтись, следуя рекомендациям дорожных указателей.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 14.

Фото 16.


источники

Привычный для нас цирк, в который так любят ходить и дети, и взрослые, появился далеко не сразу. С первым цирком его связывает разве что округлая форма. А представления, которыми вначале Рим развлекал свою публику, носили более жестокий характер.

Воинственные жители

Римляне-солдаты большую часть своей жизни проводили в набегах на соседние государства. Это не могло не наложить определенный отпечаток на их характер. Даже вернувшись домой, они требуют пролития крови и сражений. Именно это и происходило в стенах цирка.

Так, в нем могли сражаться люди друг с другом, люди с животными, хотя, скорее наоборот, так как часто дикие звери были в несколько раз сильнее и побеждали в один присест. Иногда на импровизированной арене выступали только животные, яростно пытавшиеся выжить в смертельной схватке. Но начиналось все со скоростных соревнований по езде на колесницах.

В двухколесные деревянные повозки запрягали четверку лошадей с наездниками, одетыми в разные цвета. Они должны были проехать семь раз, описывая круги. Побеждал тот, кто приезжал до намеченной линии быстрее всех. Обычно возниц было четыре, но делать заезды они могли по желанию зрителей и магистрата с утра и до вечера.

Кажется, будто ничего сложного в этом нет. На самом деле, управлять двумя парами взмыленных лошадей, которые так и норовят сбросить седока на каждом повороте, было очень опасно. Вдобавок ко всему, в центре цирковой арены была установлена каменная ость высотой до 1,5 метров, повторяющая форму самого цирка. На ее плоской вершине был установлен ряд статуй богов, в том числе Виктории (богини победы), Фортуны (богини удачи) и своеобразное счетное табло. А по углам стояли столбы, с которыми можно было легко столкнуться, неправильно рассчитав вход в поворот, и разбиться. Поэтому наездники на колесницах всегда выбирали между тем, чтобы срезать поворот, но подвергнуть себя риску смерти или потратить несколько секунд, но безопасно объехать препятствие.

Не стоит говорить, что на соревнованиях не обходилось без летальных случаев. Зрители тоже не скрывали своих эмоций. Сверху они изливали на участников потоки криков, хвалебных слов, брани, свистели неудачникам.

Награждение

Победителей же ждала весомая награда: мешочек с золотом, лавровый венок, пальмовая ветвь. Кстати, награждались и люди, и кони. К скакунам в Древнем Риме вообще было особенное отношение. Их отбирали только из самых ценных пород, тратили на это уйму денег. За особо породистым рысаком могли ехать за тридевять земель. Наездники могли сколотить целое состояние, регулярно участвую в гонках. Но часто азарт превышал мнение рассудка, и они соревновались до тех пор, пока могли держать в руках поводья или пока не погибали там же. А на их смену приходили все новые жаждущие славы и денег.

Вскоре для соревнований стали выбирать участников из четырех разных групп: белых, красных, синих и зеленых. На их победу делались разные ставки, даже император не видел ничего зазорного в том, чтобы поддерживать одного из наездников. Позже на основе игры были созданы четыре политических партии, и немалую роль в государственных интересах играло то, кто из ее представителей победил на скачках!

Гладиаторские бои

Позже заезды на колесницах сменились гладиаторскими боями и травлей животных. Римляне особо почитали эти виды «циркового мастерства», ведь на них регулярно проливалась кровь, слышались крики победивших и стоны побежденных. Но в боях не просто наносили друг другу раны: стычки гладиаторов требовали особых умений, хитрости и ловкости, чтобы как можно дольше продержаться живым, а зрители успели насытиться зрелищем.

Именно поэтому, прежде чем выйти на поле, гладиатор проходил специальную подготовку в школе бойцов по умению держать любое оружие, метать копья. Как правило, школы обучали рабов и военнопленных. И у тех, и у других не оставалось другого выбора, как победить на поле и ждать следующего поединка или умереть. Иногда в ряды гладиаторов вступала и городская беднота, которая получала крышу над головой и пищу, однако никаких льготных условий содержания они не имели.

«Представление» могло иметь несколько сценариев, но чаще происходило так: на поле выходили два противника в ярких одеждах, которые прикрывали небольшие участки тела. Один из них играл роль рыболова, вооружался сетью и копьем с тремя наконечниками, а второй был рыбой со щитом и ножом, которым нужно было первым поразить ловца.

Чем больше ран наносили друг другу соревнующиеся, тем больше это распаляло зрителей, которые поддерживали их с трибун. Когда же один из гладиаторов понимал, что его время сочтено, он мог попросить пощады у зрителей, и только они решали исход битвы. Большой палец, поднятый вверх, даровал несчастному жизнь, если кулак с пальцем опускался вниз, побежденного добивали.

Гладиаторские бои просуществовали около половины тысячелетия (105 г. од н.э. - 404 г. н.э.). И все это время они пользовались большой популярностью.

Бестиарии и бои диких зверей

Но если здесь был хоть какой-то шанс выжить, схватка с диким зверем в большинстве случаев заканчивалась плачевно. Против разъяренного медведя или кабана выпускали человека, практически не вооруженного ничем. Поэтому победа раба считалась чем-то сродни божественному чуду.

Когда бои людей римлянам надоедали, на арене устраивались битвы животных, причем диковинных, например, носорога или слона с вепрем, львом, диким медведем. Для того чтобы атака была яростнее, животных пытались разозлить, а потом устраивали их встречу. Или могли их связать вместе и наблюдать, как огромный комок шерсти и плоти становится окровавленным. Но рева раненых животных слышно не было - он заглушался восторженным ревом толпы.

Откуда брали животных?

Во времена римских нападений новозахваченные территории обязаны были присылать в Италию диких животных. Вереницы клеток с ними постоянно прибывали в Рим, после чего зверей содержали в зоопарке, пока не наступал их черед для выступления. Иногда зверей и обучали, а потом показывали публике. Однако мирные цирковые номера не прижились в Риме, зрители не могли просто так отказаться от сцен кровопролития.

Каким он был?

Около 600 лет назад до н.э. в Риме появился первый цирк. Он состоял целиком из дерева, поэтому был небольшой ширины и высоты. Постепенно его перестроили, поэтому основа стала каменной с мраморными вставками и бронзовой отделкой, а верхушка так и осталась деревянной. Так ее можно было легко разобрать в нужный момент и увеличить. Снаружи постройка выглядела как большая кольцевидная стена, состоящая из аркад и колоннад. К каждому арочному проходу вела узкая лесенка, чтобы зрители не толпились, рассаживаясь по местам.

Изнутри он выглядел как просторное поле в центре, окруженное нависающими трибунами. От дождя и солнца защищало натянутое поверху белое полотно. Самые нижние места - только для важных персон: самого императора, консула и другой знати - были каменными. Деревянные скамьи были предназначены для простых жителей. Часто экономия на верхних постройках приводила к трагедиям: часть верха могла загореться или попросту обвалиться, а огромная скученность людей не позволяла им спастись.

Великий римский цирк

Самые захватывающие поединки проходили в Главном цирке Рима, расположенном между холмами Палатин и Авентин. Длина арены достигала 590 метров, а ширина - 80 метров. В его строительстве поочередно принимали участие выдающиеся императоры: Луций Тарквиний, Гай Юлий Цезарь, Нерон, Константин. Однако самым известным на сегодня цирковым сооружением считается . Всего только в Риме насчитывалось около семи цирков, были они и в других крупных городах - Карфагене, Коринфе, Лионе - и вмещали по разным данным от 50 до 150 тысяч человек.

Тайный смысл, или требование «хлеба и зрелищ»

Цирковые развлечения проводились довольно часто и требовали массивных финансовых вложений. Вход на зрительское место был бесплатным, кроме того, организаторы обязаны были хорошо покормить публику. И пока те наслаждались зрелищем, внизу их ждали горы мяса, вино, фрукты. Однако пока знать не наелась, простолюдинов к столам не подпускали.

Государство не терпело бы подобные растраты, если бы имело другую возможность создавать иллюзию процветающего государства. Таким способом пытались задобрить людей и предотвратить бунты, то и дело вспыхивающие на территории Италии. Девиз правящей верхушки гласил, что обычным горожанам нет смысла лезть в политику, лучше пусть они развлекаются просмотром поединков, которые император устраивает в их честь!

Вот откуда и пошло выражение «хлеба и зрелищ». Оно отображает культурный уровень римлян того времени, которые предпочитали не знать, что творится за пределами их страны, но не пропускали ни единого гладиаторского или бестиарийского поединка.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, непременно частью религиозных праздников. В VI в. до н.э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение отвечали не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представления был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течении нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. были учреждены новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов.

В конце III - начале II в. до н.э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр достигала 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

1. торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, называвшееся помпой;

2. непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.

3. сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

4. Заканчивались представления обычным пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов.

Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических дней. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II - Ш. вв. до н.э.

Крупнейшим достижение аутентичной Римской культуры был цирк. Это слово означающее для нас веселые и красочные зрелища. Но не по архитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, называвшихся публичными играми, римский цирк не похож на цирк наших дней.

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково. но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Большой цирк.

Древнейшими и самыми людными были игры в Большом цирке. Так называлась природная лощина размером примерно 600 x 150 м. между холмами Авентином и Палатином, склоны которых предоставляли места зрителям. Здесь устраивались конские бега. В первые века Республики граждане могли участвовать в состязании и сами, и посылая туда своих коней и рабов. Венок, которым награждался хозяин победившей упряжки, считался столь же почетным, как воинский венок за доблесть. В более позднее время зрительский азарт поддерживался соперничеством цирковых партий (при Республике их было две). Без конских ристаний не обходился ни один праздник. Высшие должностные лица подавали знак к началу бегов. Большой цирк вмещал до 150-200 тыс. зрителей. Свои формы, обращенные к массовой аудитории, имела идеология славы. Так, всенародным зрелищем был так называемый триумф - торжественный въезд победоносного полководца в Рим и ритуальное шествие его к храму Юпитера Капитолийского. Триумфатор в расшитой золотом одежде, украшенный атрибутами Юпитера, в колеснице четверней двигался по городу. Перед ним везли напоказ добычу, изображения захваченных городов, таблички с названиями покоренных стран и народов, вели их предводителей или царей (которых, не доведя до храма, отправляли в тюрьму, где обычно и убивали). Здесь же шли ликторы со знаками власти, а за колесницей следовало войско, чьи победные восклицания подхватывались толпой. Солдаты распевали свои песни, иногда с грубыми насмешками над триумфатором (чтобы не сглазить его счастье). В храме он совершал благодарственное жертвоприношение. Завершался праздник пиром с угощением для народа. Триумф, предоставлявшийся сенатом, считался серьезным событием: он облегчал дальнейшую карьеру самому полководцу, а сыновьям его - соискание должностей. В театральное действо обращались и похороны знатного человека. В погребальном шествии участвовали "изображения" (раскрашенные маски) знаменитых предков умершего. По словам Полибия, они надевались на людей подходящего роста и сложения, одетых в соответствии с должностями изображаемых. Они сопровождали тело на колесницах, а впереди них несли знаки отличия. На Форуме шествие останавливалось. Мертвого обычно ставили стоймя, "дабы он был виден всем", "предки" в масках рассаживались "по порядку в креслах из слоновой кости". "Неужели, - восклицает Полибий, - можно взирать равнодушно на это собрание изображений людей, прославленных за доблесть, как бы оживших, одухотворенных?" "Перед лицом всего народа, стоящего кругом", сын или другой родственник произносит речь, воскрешающую в памяти присутствующих "деяния прошлого", и "личная скорбь родственников обращается во всенародную печаль". По окончании похвального слова умершему оратор "переходит к повествованию о подвигах всех присутствующих здесь покойников, начиная от старейшего из них. Таким образом непрестанно возобновляется память о заслугах доблестных мужей, этим увековечивается слава граждан, совершивших чтолибо достойное, имена благодетелей отечества становятся известными народу и передаются в потомство; вместе с тем - и это всего важнее - обычай поощряет юношество ко всевозможным испытаниям на благо государства, лишь бы достигнуть славы, сопутствующей доблестным гражданам" (пер.Ф. Мищенко).

Такие ритуальные похвалы, связывавшие военные подвиги умершего со всем его нравственным обликом, Дионисий Галикарнасский называл "древним изобретением римлян". Цицерон, правда, сетовал на то, что "изза этих похвальных слов наша история полна ошибок, так как в них написано многое, чего и не было: вымышленные триумфы, многие консульства, даже вымышленные родословия.". Однако и в его время образцы такого красноречия, хранившиеся в фамильных архивах, находили практическое применение, служа продолжению определенной традиции. От масок, выносившихся на похоронах, вел свое начало знаменитый римский скульптурный портрет с его интересом к индивидуальным чертам лица, стремлением к правдивости и неприкрашенности. Постепенно складывающийся облик города давал возможность как бы созерцать картины римских побед. На его площадях и улицах умножались памятники военной славы: храмы, посвященные победам, колонны, воздвигнутые в честь полководцев, статуи знаменитых римлян. Со II в. до н.э. появляется и специфически римский тип памятного сооружения - триумфальная арка. Этому способствовало изобретение римскими строителями бетонной техники, стимулировавшее широкое распространение арочносводчатых конструкций и преобразовавшее античную архитектуру. Аркады играют роль несущего элемента в очень характерном типе римских сооружений, вошедшем существенным элементом в римский городской пейзаж, - в акведуке (надземном водопроводе). Тип арочного акведука был выработан в 40х годах II в. до н.э., когда был сооружен первый его образец - Марциев акведук. Если раньше спектакли устраивались только раз в год (на Римских играх), то в конце III - начале II в. устанавливаются еще три праздника, которые сопровождаются сценическими представлениями. Кроме того спектакли могли устраиваться и по поводу погребальных игр, триумфов и т.п. С начала II в. до н.э. в обычай входят звериные травли - во времена Республики их устраивали в Большом цирке. Иногда это бывали просто "охоты" на безопасных зверей, но ради остроты зрелища зверей стравливали между собой, заставляли драться с людьми. Кровавые зрелища все больше дорожали. В конце II в. до н.э. гладиаторские игры были в первый раз даны магистратами. Их популярность росла очень быстро (хотя до конца Республики они, как и театральные представления, давались во временных деревянных сооружениях).

Самые различные события в государственной и общественной жизни Рима имели тенденцию принимать зрелищный облик или, во всяком случае, находить то или иное отражение в стихии зрелищ. Зрелища были рассчитаны на активность зрителей и как бы собирали зрительскую толпу в единое целое, позволяя воздействовать на общественное настроение. Если сравнивать эти настроения римлян с агоническими реалиями греков, чувствуется заметная разница между мирным и гуманистическим началом в зрелищах греков и брутальнокровавых игрищах римлян.


Цирк в Древнем Риме

Цирк. Это слово, означающее для нас веселые и красочные зрелища, восходит ко временам еще Древнего Рима. Однако ни по архитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, называвшихся публичными играми, римский цирк не был похож на цирк наших дней.

Что же представляли собой цирк и публичные игры у древних римлян?

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,- Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год - после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором, бронзой и к началу нашей эры оформился в грандиозный ипподром, рассчитанный на 150 тысяч зрителей.

По своему устройству Большой цирк представлял прежде всего прямоугольную в плане арену - длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены повышающиеся рядами места для публики. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота. Кстати сказать, чрезвычайное скопление людей на «галерке» приводило не раз к пожарам и обвалам, сопровождавшимся большим числом жертв (например, за двадцатилетнее правление императора Диоклетиана из-за этого погибло около 13 тысяч человек).

Любопытной особенностью цирковой арены была спина - широкая (в 6 метров) и невысокая (в 1,5 метра) каменная стена, которая, подобно хребту, разделяла арену на две половины. Тем самым спина препятствовала произвольному переходу состязавшихся лошадей с одной части арены на другую. Стену украшали памятники - обелиски, статуи и небольшие храмы римских богов. Здесь же находилось и остроумное приспособление, благодаря которому зрители всегда знали, сколько заездов совершили уже колесницы. Об этом приспособлении следует рассказать несколько подробнее

На поверхности спины, около каждого ее конца, было сооружено по четырехколонной постройке. На плоской крыше одной из них покоилось семь металлических позолоченных яиц, а на другой - столько же позолоченных дельфинов. Всякий раз, как передняя колесница завершала очередной заезд (а их обычно полагалось семь), снималось по одному яйцу и по одному дельфину. Такие «счетные единицы» были связаны, по понятиям римлян, с божествами, покровительствовавшими цирку, - Нептуном и братьями Диоскурами.

Первому посвящались конные состязания вообще, так как полагали, что грозный бог морей владел самыми лучшими лошадьми, стремительно носившими его по водной глади; кроме того, прямое отношение к Нептуну имели дельфины, которых считали олицетворением самого божества. Что же касается Диоскуров, то, согласно легенде, оба они родились из лебединого яйца, причем один из братьев, Кастор, прославился впоследствии как смелый укротитель диких коней, а другой, Поллукс,- как отважный кулачный боец.

Оконечности спины представляли полукруглые поворотные столбы-меты. Именно здесь от каждого возницы требовалось более всего ловкости и выдержки: при приближении к метам надо было убавить скорость ровно настолько, чтобы не промчаться мимо столбов, не зацепиться за них и не опрокинуться при резком повороте, а в случае падения - не быть растоптанным лошадьми соперников (последнее случалось довольно часто). Разумеется, у каждой меты можно было описать и большую дугу, но безопасность эту, освистываемую зрителями, приходилось оплачивать потерей нескольких секунд, воспользовавшись которыми вперед вырывался более смелый и ловкий противник. Чтобы возницы уже издали имели в виду опасную цель, к которой они направлялись, каждую мету украшали три высокие позолоченные колонны конических форм.

Постараемся представить себе (хотя бы в самых общих чертах) одно из состязаний в цирке.

Сразу же после помпы (торжественного шествия по цирку жрецов и устроителей игр) распорядитель бегов бросал на посыпанную песком арену белый платок: тем самым подавался знак к началу игр. Под громкие звуки труб и ободряющие вопли публики из карцеров (так назывались мраморные цирковые конюшни) вылетали стремглав четыре легкие двухколесные, колесницы, запряженные четверками лошадей. Один заезд... Третий... Седьмой! Победитель на взмыленных конях вихрем проносился через триумфальную арку, воздвигнутую в конце арены, а затем медленно направлялся к ложе устроителей игр, где и получал награды. Все это время зрители находились в полной власти своих эмоций: они неистово хлопали в ладоши, кричали изо всех сил, грозили, кривлялись, сквернословили (особенно в тех случаях, когда возницы опрокидывались на поворотах). И так в течение целого дня игр, от восхода и до захода солнца, когда число состязаний доходило иной раз до тридцати!

Такое «попечение» правительства о своих гражданах лучше всего объясняют слова императора Аврелиана: «Предавайтесь забавам, занимайтесь зрелищами. Нас пусть занимают общественные нужды, вас пусть интересуют развлечения!» Публичные игры и сопровождавшие их угощения представляли собой своеобразную зрелищную политику, рассчитанную на приобретение народного благорасположения (которое было крайне важно в условиях жесточайшей эксплуатации рабов и частых гражданских войн).

Известный сатирик древности Ювенал метко назвал внутригосударственную политику римских властей политикой «хлеба и зрелищ». Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними - возникшие на основе иных зрелищ амфитеатры и, прежде всего - Колизей.

Туристы, приезжающие в Рим из разных стран, и поныне восхищаются руинами Колизея, который некогда был громадным амфитеатром - окружностью более 500 метров и вместимостью около 50 тысяч человек.

Хотя название Колизей и является теперь общепринятым, но к амфитеатру оно не имеет почти никакого отношения: оно происходит от искаженного в средние века латинского слова «колоссеум» (колосс), которым древние римляне именовали грандиозную статую императора Нерона, воздвигнутую около амфитеатра. Сам же Колизей назывался в древности Амфитеатром Флавиев - по фамильному имени императоров Веспасиана, Тита и Домициана, при которых создавалось это монументальное зрелищное сооружение.

По своему устройству Колизей в какой-то степени походил на теперешние цирки. Его огромную арену окружали пять ярусов зрительных мест (причем мраморные сиденья предназначались - как и в цирках-ипподромах - для богачей, а деревянные скамьи «галерки» - для простого народа). Колизей не имел крыши, но для защиты публики от дождей и палящей жары над зданием натягивался полотняный тент, укреплявшийся на специальных кронштейнах в наружной стене. Фасад Колизея привлекал всеобщее внимание необычайной пышностью: в нишах второго и третьего этажей, которые зияют сейчас пустотой, раньше стояли многочисленные беломраморные статуи...

Небезынтересно отметить, что в римском цирке удостаивались наград не только победители-возницы, но и победители-лошади. Люди получали деньги и дорогие одежды, а пальмовые ветви и венки (также являвшиеся наградами) получали и люди и кони. Возницам и лошадям, которые отличились много раз, воздвигались в городе статуи, а после смерти - великолепные надгробия с восхваляющими надписями и подробнейшим перечислением одержанных побед.

Разумеется, цирковые кони были самых лучших пород. Не считаясь ни с какими затратами, лошадей доставляли в Рим из Испании и из Северной Африки, а в Сицилии почти все плодородные хлебные поля превратили в пастбища. Фактом, кажущимся просто невероятным, было то, что любимый конь императора Калигулы, Инцитат, ел и пил из золотой и серебряной посуды, а накануне состязаний, где он участвовал, солдаты наблюдали за тем, чтобы ни малейший шум в окрестности не потревожил покой лошади!

Проведение игр было сосредоточено в руках специальных обществ, состоявших из римских богачей. Отнюдь не без выгоды для себя они поставляли устроителям игр лошадей, колесницы, а также и возниц (так как последние являлись, как правило, бывшими рабами и были связаны со своими прежними хозяевами различными денежными отношениями). Конкуренция между этими обществами превратила их в обособившиеся четыре партии (по числу упряжек, одновременно участвовавших в каждом состязании), которые носили названия Белых, Красных, Зеленых и Голубых (по цвету одежды каждого из четырех возниц). Поскольку зрители в цирке постоянно держали азартные пари о победах возниц и лошадей, а сами победители составляли предмет усерднейших разговоров по всему Риму, все городское население было разделено на четыре враждующих между собой лагеря - приверженцев той или другой партии. Такое положение дел привело к тому, что цирковые партии стали со временем партиями политическими, которые активно вмешивались в государственные дела.

Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Шестьдесят четыре дня в году было отведено для состязаний на колесницах, и огромные массы людей, стекавшиеся на эти бега со всей Италии, надо было не только бесплатно развлекать, но и бесплатно кормить. Поэтому на аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов, на которых красовались зажаренные целиком быки, свиньи, козы, а разные вина чередовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Всеми этими яствами насыщалась в первую очередь знать, а затем подавался знак «галёрке», которая лавиной устремлялась вниз и в давке и драке расхватывала остатки...

Бои гладиаторов (а название последних в переводе с латинского языка означает приблизительно - меченосцы) вышли из тех поминок, которые устраивались этрусками - древнейшими жителями Италии. Последние заставляли рабов или пленных сражаться на могилах своих близких, души которых будто бы радовались картине битвы. В дальнейшем, со 105 года до н. э. и до 404 года н. э. (на протяжении 500 лет!) гладиаторские поединки являлись общественными зрелищами, достигшими необыкновенного размаха при римских императорах (например, Август устраивал бои гладиаторов восемь раз, причем участвовало в них 10 тысяч человек).

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы - схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы (отсюда и название гладиатора - мирмиллон); второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью (ретиарий в переводе с латыни означает - носящий сеть). Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом...

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем, это означало, что он просил у публики помилования. В ответ зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял излишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. Вслед за тем служители прижигали павшего каленым железом и, удостоверившись таким образом в его смерти, крючьями утаскивали через «ворота мертвых»...

Само собой разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя. Этому обучались они в гладиаторских школах-казармах (как частных, так и императорских), где царила жестокая палочная дисциплина - вплоть до забивания насмерть.

Кто же были эти несчастные, обрекавшиеся на такие страдания?

Прежде всего, гладиаторами являлись военнопленные («варвары», как презрительно называли их римляне), которые, попав в плен, становились рабами. Не все они мирились со своей участью: бывали случаи, что в школах гладиаторы умирали, передушив руками друг друга. Но бывали и другие случаи - люди пытались завоевать себе свободу в вооруженных восстаниях (как, например, крупнейшее восстание знаменитого Спартака, который также был гладиатором).

В гладиаторские школы поступали и свободные люди - бедняки. Здесь им были обеспечены кров и пища, а, кроме того, была и надежда обогатиться, поскольку победитель получал от устроителей игр чашу с золотыми монетами. Однако положение таких «свободных» гладиаторов мало, чем отличалось от положения рабов: поступая в школу, новичок давал клятву в том, что он не будет щадить свою жизнь на арене, что за совершенные провинности он разрешает сечь себя, жечь каленым железом и даже убивать!

Тяжела была участь гладиаторов, но еще хуже приходилось бестиариям (звероборцам), сражавшимся с дикими животными - вепрями, медведями, пантерами, львами. В Риме для них существовала особая школа, однако чаще всего в роли бестиариев выступали осужденные. Их выпускали на арену почти безоружными - с коротким мечом или с легким копьем. Случалось, что ловкость человека одерживала верх над ловкостью зверя, но чаще изуродованные люди, как о милости, умоляли о быстрейшей смерти, и под вой опьяненной от крови публики их добивали...
и т.д.................

рим театр цирк гладиатор

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,-- Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год -- после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором и бронзой.

У древних римлян цирк был местом конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов (включая венаторов -- дресировщиков, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались).

Главным зрелищем, собиравшим народ в цирке, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде держа в руке скипетр; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии -- и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры.

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем, это означало, что он просил у публики помилования. В ответ зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял излишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. Разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя.

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы -- схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью. Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом.

В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались звериные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога заставляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя -- с кабаном. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным образом около 5 тысяч животных.

При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь двое общественных деятелей Рима выразили свое негодование. Один из них, знаменитый оратор Цицерон, говорил, что не может быть никакого удовольствия, «когда слабый человек растерзывается огромным сильным зверем или когда прекрасное животное пронзается охотничьим копьем». Ци­церону вторил философ Сенека, гневно указывавший, что «человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху». Но при всем этом оба они -- и Цицерон и Сенека -- считали, что воинственный дух должен являться неотъемлемой принадлежностью римского народа.

Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и постепенно сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принципам все той же пресловутой политики.