Что означает пословица перемелется мука будет. Все перемелется - мука будет

Народн. Всё наладится, дела пойдут хорошо. ДП, 56, 295; БТС, 563, 811; Глухов 1988, 57; СПП 2001, 54.

  • - не тужи: Обойдется, оботрется - все по-старому пойдет. Время придет - слезы утрет. Ср. Нас и теперь другие господа притесняют; но без этого обойтись, видно, нельзя. Перемелется - авось, мука будет. Тургенев...
  • - Слова, завершающие речь народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молото-ва, которая прозвучала по всем радиостанциям Советского Союза 22 июня 1941 г., в день начала...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. ОПЛОШНОСТЬ -...
  • - См. БОЖБА - КЛЯТВА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Обойдется, оботрется - все по-старому пойдет. Время придет - слезы утрет. Ср. Нас и теперь другие господа притесняют; но без этого обойтись, видно, нельзя. Перемелется - авось, мука будет. Тургенев. Записки охотника...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - перемелется - все мука будетъ. Обойдется, оботрется - все по старому пойдетъ. Время придетъ - слезы утретъ. Ср. Насъ и теперь другіе господа притѣсняютъ; но безъ этого обойтись, видно, нельзя...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Разг. Экспрес. Благополучно разрешится, пройдёт. Natalie сидела в креслах, закрывши лицо, и горько плакала. Старик потрепал её по плечу и сказал: - Успокойся, успокойся, всё перемелется...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. НЕПРАВДА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. БЫЛОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СУДЬБА - ТЕРПЕНИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. БЫЛОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ГОРЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Перекуется - сварится...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - устаканится, уладится, рассосется, срастется, - мука будет, до свадьбы...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 6 все перемелется рассосется срастется уладится устаканится...

    Словарь синонимов

"[Всё] перемелется - мука будет" в книгах

Доколе будет мука сия?

Из книги Воспоминания корниловца: 1914-1934 автора Трушнович Александр Рудольфович

Доколе будет мука сия? Когда-нибудь после освобождения от коммунистической диктатуры Россия узнает о тысячах тысяч преступлений. А может быть, это не нужно. Кому нужны эти рассказы о российских великомучениках? Самим русским, чтобы, обливаясь кровавыми слезами, читать

ПЕРЕМЕЛЕТСЯ - МУКА БУДЕТ. Комедия в пяти действиях И. В. Самарина

Из книги Рецензии автора

ПЕРЕМЕЛЕТСЯ - МУКА БУДЕТ. Комедия в пяти действиях И. В. Самарина В прошлый театральный сезон мы имели драму г. Стебницкого, комедию г. Чернявского и, наконец, комедию г-жи Себиновой «Демократический подвиг» - три произведения, в которых вполне выразился наш положительный

Перемелется - мука будет. Комедия в пяти действиях И. В. Самарина

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Перемелется - мука будет. Комедия в пяти действиях И. В. Самарина ОЗ, 1868, № 11, отд. «Современное обозрение», рубрика «Петербургские театры», стр. 108–119 (вып. в свет - 11 ноября). Без подписи. Авторство установлено С. С. Борщевским на основании анализа текста - Неизвестные

21. И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, 22. по изобилию молока, которое они дадут; будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле. 23. И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и

автора Лопухин Александр

21. И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, 22. по изобилию молока, которое они дадут; будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле. 23. И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников,

18. и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. 19. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

18. и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. 19. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись. Лес и сад - это указания на ассирийское войско. От этого войска так мало останется воинов, что

6. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. 7. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

6. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. 7. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. 6-9. Изображая

10. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

10. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. Пророк истину своих воззрений на суды Божии доказывает с отрицательной стороны. Если суда не будет над нечестием, если нечестивый

19. Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас. 20. Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

19. Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас. 20. Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него. Пророк очень метко изображает образ действия ассирийцев по

16. Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. 17. И делом правды будет мир, и плодом правосудия - спокойствие и безопасность вовеки. 18. Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

16. Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. 17. И делом правды будет мир, и плодом правосудия - спокойствие и безопасность вовеки. 18. Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах

16. тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет. 17. Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную; 18. сердце твое будет только вспоминать об ужасах: "где делавший перепись? где весивший [дань?] где осматривающий башни?"

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

16. тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет. 17. Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную; 18. сердце твое будет только вспоминать об ужасах: "где делавший перепись? где весивший [дань?] где

9. И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою: 10. не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней; 11. и завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

9. И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою: 10. не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней; 11. и завладеют ею пеликан и еж; и филин и

8. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. 9. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

16. которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

16. которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. И кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины...

20. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

20. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. Там не будет больше малолетнего и старца..., т.е. собственно говоря, не будет недостатков, свойственных каждому

22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23. если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23. если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Толкование этого места у древних церковных писателей отличалось

Вы часто даете интервью?

В последнее время стараюсь воздерживаться. Интервью, касающегося моей личной жизни, не даю вообще. Это связано с тем, что обычно журналисты некорректно трактуют факты из жизни известных людей, пишут много отсебятины, вырывают из контекста, смешивают их с персонажами, которых они сыграли. И тем не менее я соглашаюсь на интервью тем изданиям и журналистам, которые имеют профессиональный навык внимания к человеку, а не гонятся за подкормкой для аудитории, нацеленной на «желтые» факты.

- Ограничиваете журналистов в темах для беседы?

Нет. За те годы, что СМИ проявляют интерес к моей персоне, я уже научился направлять интервью в русло, необходимое мне. И даже если журналист настаивает на каком-то конкретном вопросе, я буду отвечать только на те, что считаю нужными. Это ни в коем случае не говорит о пренебрежении к журналистскому зуду докопаться до правды. Просто выработался такой стиль игры. Хочется сохранить контекст «полезности» интервью. И вопрос один: что сохранится в голове читателей после его прочтения и нужно ли оно вообще?

«Слова сегодня не имеют смысла»

Помните шумиху, связанную с опросом телеканала «Дождь» о блокадном Ленинграде? Как вы считаете, бывают неправильные вопросы или неправильным может быть только ответ?

Ну, во-первых, я не смотрю телеканал «Дождь». Я вообще не смотрю телевизор. У меня нет времени на сортировку и проверку качества чужих мыслей. Во-вторых, в нашу «постпостмодернистскую эпоху» слова, как многие уже чувствуют, не имеют значения. Вся эта пена, что взбивается вокруг всевозможных информационных поводов, настолько бессмысленна, что не стоит тратить на нее время. Люди сегодня уже выработали определенный антивирус к новостным потокам. Мне кажется, это тренд. Вырастает целое поколение, которое получает этот антивирус по умолчанию. Они все уже мультиплеты (от англ. multiple personality - множественные личности). Этот диагноз был введен в реестр психических заболеваний в 1986 году. Сейчас же, благодаря перенасыщению информационными потоками, он становится общим местом. Любой факт подвергается сомнению.

- Влияние эпохи высоких технологий?

Интерактивные компьютерные игры, технологизация, гаджетомания, информационные войны, что порождают отторжение информации как таковой, - все это среда, в которой вырастает молодое поколение. Обратной стороной этой среды является установка антивирусных программ. В общем, старые технологии, когда молодого человека с помощью ловких ходов можно было впрячь в тот или иной идеологический контекст, сегодня уже не работают.

- То есть информационная вербовка уже неэффективна?

Она еще будет эффективна некоторый период, но современный юный человечек уже по умолчанию укомплектован вышеназванным антивирусом. Он понимает, что быть манипулируемым - изначально проигрышная позиция. Он уже готов переключать себя, как каналы в телевизоре. И сейчас мы имеем целое поколение, на любое внешнее воздействие готовое разворачиваться к миру той маской (именно маской), которая это воздейст-вие провоцирует. Современные молодые люди уже знают, что такое «игровой феномен». Он уже в их костях. Они родились как персонажи компьютерной игры - социальной, политической, культурной, психодуховной. Вокруг них виртуальное многообразие возможностей. Это и есть суть поколения мультиплетов. А вы думали - это все игрушки?

- В спектакле «Арлекиниада» вы говорите именно об этом феномене?

Да. Мы проманифестировали это своей «Арлекиниадой». И важно понять, что это поколение пришло не из ниоткуда. Это мы, поколение 40-летних, вырастили их. И они просто не могут быть другими. Это их способ самозащиты, чтобы не оказаться откровенно и цинично использованными в качестве пушечного мяса.

«Экран всегда чист»

- Как вам удается фильтровать для себя перенасыщенное информационное поле?

Я пользуюсь технологиями, которые в общественных средах известны как медитация. То есть успокоение ума и выход на уровень неконцептуального восприятия реальности.

- Поясните, пожалуйста.

Знаете, Моцарт в периоды подавленности, спонтанно, не зная никаких восточных практик (йога, медитация), уходил на пруд около своего дома, рвал листы нотной бумаги на мелкие кусочки, бросал их в воду, а затем по нескольку часов сидел и смотрел, как эти обрывки кружили по воде. Тем самым он входил в определенное состояние ума. Он описал эту технологию как умение растворяться в чистоте листа. На своих мастер-классах я привожу немного иной образ: я говорю об экране в кинотеатре, на который проецируется фильм. И это очень легко понять: сколько бы кинофильмов со всевозможными сюжетами, комедиями и трагедиями не проецировалось на экран - он всегда будет чист! За пеленой бесконечных конфликтов, мусора, спама, фальши и спутанности, крови и грязи всегда есть чистый экран. Его обнаружение хранит в себе подключение к источнику свободы.

- Откуда вы черпаете новости о событиях в мире?

Новости - это всего лишь картинки, что проецируются на экран. Тем более новости, прошедшие через идеологический фильтр тех или иных изданий. В них, конечно же, можно поиграть, и даже эмоционально включиться. Но правды в них нет и быть не может. Современный мир рассыпан на огромное количество трактовок происходящего. И единст-венное, что может скрепить и удержать его в равновесии - это сострадание к многообразию правд, к многоликости мира. Об этом наш второй спектакль - «Зак-рой глаза и смотри».

- Не могу не спросить вас о конфликте на Украине. Ваша позиция?

Мне совершенно не интересна эта тема. У меня нет ни желания, ни воодушевления хоть каким-то образом трактовать эту историю. Рано или поздно, наигравшись во все эти драматические игры, мы, к удивлению своему, обнаружим, что энергии, питающей данный конфликт, больше нет. К сожалению, в топке этих трагикомических игр сгорает невероятное количество человеческих судеб. Люди рвут себя на части. А в итоге экран все равно останется чистым. И на смену придет другое кино. В общем, мне лично совершенно не хочется питать эту драматургию своим вниманием. Перемелется - мука будет. Россия и Украина были, есть и будут одним народом.

«Игра с раскаленным куском металла»

- Вы - писатель, актер, режиссер, сценарист, педагог. Какая деятельность первостепенна?

Ничто из перечисленного для меня не главное. Сейчас я осознаю себя на уровне, когда не совершаю никаких искусственных действий, направленных в ту или иную сферу. Мое силовое поле и энергия раскручены настолько, что любое явление взаимодейст-вует со мной. А внешний мир не хочет ничего другого, кроме как вступить с нами в игру. Камень, что оказался на нашем пути, - это желание мира поиграть с нами.

Мы споткнулись, упали, расшибли лоб. И можно обложить этот камень матом, даже пнуть, излить на него кучу агрессии, эмоций, зарыть его в землю. А можно просто расхохотаться и чуть ли не поцеловать его за то, что он предоставил нам возможность восхититься разнообразием наших ощущений.

- К актерской профессии как к будущему занятию для своих детей зачастую относятся несерьезно. Этот стереотип когда-нибудь разрушится?

У меня нет желания пророчить сыну судьбу артиста. Профессия эта слишком непостоянна, энергозатратна, безумна, невротична и так далее. В западных частях мира есть традиции, которые скрепляют эту профессию хоть какой-то надежностью. Например, традиция звезд. У нас таковой нет и быть не может. Наши звезды - это, конечно же, посмешище. Если ты не можешь делать ничего другого, если ты кармически родился с диагнозом, предрасположенностью к этому роду деятельности - конечно, иди в артисты. Но знай, что на этой территории тебя ждут нечеловеческие перегрузки. Ты будешь ежедневно биться за право прикасаться к живой энергии, когда входишь в пятно прожектора перед тысячным залом. Это тяжелее и разрушительнее, чем любой наркотик. Это очень большая, очень сложная и очень высокая миссия - работать с живой энергией.

Если же ты воспринимаешь актерскую профессию как заработок, самоутверждение или в контекстах славы и прочего, то ты фигляр. Актерская профессия - это рок, призвание. Ты выходишь на сцену, берешь раскаленный кусок металла зрительской энергии, засовываешь себе в живот, пропускаешь через машинерию психофизического мастерства, отливая ролевое воплощение и затем разбрасывая этот жидкий металл в пространство. Вот что такое искусство Театра.

«Россия - женщина, пространство, хаос»

Мы с сыном недавно были на мюзикле «Призрак оперы», который целиком перенесен с бродвейской сцены к нам (на русский язык и русских актеров). Остались под большим впечатлением. Можем! Но это не наше. Как сказал один хореограф: «Кордебалет - это не русское искусство. Пятьдесят русских никогда не поднимут ногу одновременно». Так же и сериалы. Такое ощущение, что мы созданы для другого. И это не понт. В глубинном ощущении себя русским я знаю, что это все - проходные, временные игры. Россия может во все это поиграть, позабавиться. Но в масштабе своем она для другого рождена.

Основная суть непонимания Западом логики русского народа, вставшего, например, стеной вокруг своего президента, в том, что Россия обладает тотально внелогичной сущностью. Это абсолютно, на сто процентов женская стихия. Россия - женщина, открытое и безграничное пространство, живительный хаос. Схватить, подчинить, структурировать ее извне невозможно. Здесь все не так и никогда не будет так, как прописано в законодательных актах западной культурной традиции. И искусство в России было, есть и будет другим. Оно озаряется персонажами, которые взрывают свои сердца.

«Процесс вколачивания лишь отторгает»

- Правда, что вы плохо учились в школе?

Правда. Я учился только первые три класса. Потом мне стало неинтересно, и я превратился в двоечника, все свободное время проводя в кукольном и народном театрах при Дворце пионеров.

Сейчас вы активно занимаетесь педагогикой. Как считаете, система нашего нынешнего школьного образования способна научить чему-либо?

К настоящему моменту у меня создана целая серия проектов под названием «Школа Игры», где мы работаем с эмоциональной азбукой. Обычно детей учат тому, как все устроено вовне. И почти никогда - тому, что происходит внутри. Мы же предлагаем эмоциональную клавиатуру, которая дает молодым людям внутреннюю карту. Из чего соткан гнев, ревность, гордость и так далее? Какова природа эмоций? Как с ними работать?

Я уверен, что с детьми нужно играть на протяжении всего обучения, с первого по одиннадцатый классы. Необходимо потихоньку вытравливать из образовательного процесса стиль, когда ребенку в голову вколачивается опыт, полученный другими людьми, пусть даже великими. Обучение может и должно быть эффективным только в ситуации, когда ребенок в потоке игры сам соз-дает то, чему его хотят научить. А зубрежка ничего не стоит. Это как сериальная память, которую за пять лет я отработал до совершенства. Выучиваешь сцену на два листа, выходишь со съемочной площадки - и текст стирается из памяти моментально.

- При возможности отправите сына учиться за границу?

Я не думаю, что за границей ситуация лучше. Выбивать стул из-под задницы потребительской культуры можно и здесь. Нужны игровые контексты, когда у маленького человечка пробуждается творческий зуд. В школах нужно формировать обстоятельства и программы, с помощью которых юный человечек сам открывает законы Ньютона, сам создает таблицу Менделеева, сам пишет романы Толстого, сам проектирует и строит великие архитектурные сооружения… И тогда, по прошествии 11 лет, на сцену жизни выйдет не потребитель, а персонаж, готовый привносить в мир новые измерения. А все очень просто - он это создал, он сотворец культуры и будущего мира, а не потребитель его благ.

- Откуда вы черпаете энергию на все свои многочисленные проекты?

График действительно дикий, но я счастлив существовать на этих скоростях. Больше всего меня интригует прикосновение к живой энергии жизни. Я думаю, что в «Арлекиниаде» и в «Закрой глаза и смотри» это прикосновение есть.

Недавно друзья предоставили мне возможность поплавать в океане с дельфинами. И это был тот самый момент прикосновения к живой реальности, когда ты просто не успеваешь о чем-либо помыслить. Когда дельфины потащили меня в океан, я с ужасом стал озираться на друзей. Тогда они сделали жест - мол, отпусти себя, и я потерял ощущение времени.

И что интересно: пока дельфины чувствовали мой страх, они тянули меня в океан, но, как только я доверился им и они поняли, что я готов, развернулись обратно к яхте. Позже мне рассказали, что в этих своих играх дельфины довольно жестоки и провоцируют свою жертву до тех пор, пока человек боится. Но, лишь он отпускает свой страх, все сразу становится на свои места, и они тут же начинают играть и смеяться. Пускают в свою семью. Такой у них юмор.

Кирилл КОВАЛЕНКО
[email protected]

[Всё] перемелется - мука будет

Народн. Всё наладится, дела пойдут хорошо. ДП, 56, 295; БТС, 563, 811; Глухов 1988, 57; СПП 2001, 54.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "[Всё] перемелется - мука будет" в других словарях:

    Не тужи: перемелется все мука будет Обойдется, оботрется все по старому пойдет. Время придет слезы утрет. Ср. Нас и теперь другие господа притесняют; но без этого обойтись, видно, нельзя. Перемелется авось, мука будет. Тургенев. Записки охотника …

    - (Не тужи:) перемелется все мука будетъ. Обойдется, оботрется все по старому пойдетъ. Время придетъ слезы утретъ. Ср. Насъ и теперь другіе господа притѣсняютъ; но безъ этого обойтись, видно, нельзя. Перемелется авось, мука̀ будетъ. Тургеневъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Перекуется сварится …

    Обойдется, оботрется все по старому пойдет. Время придет слезы утрет. Ср. Нас и теперь другие господа притесняют; но без этого обойтись, видно, нельзя. Перемелется авось, мука будет. Тургенев. Записки охотника. Однодворец Овсяников. Ср. Бог… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Не тужи: перемелется все мука будет. См. ГОРЕ УТЕШЕНИЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Нареч, кол во синонимов: 6 все перемелется мука будет (7) перемелется (6) … Словарь синонимов

    перемелется - мука будет - (Всё) переме/лется мука будет Со временем всё пройдёт, уладится; все неприятности будут забыты … Словарь многих выражений

Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять заперли. Я начинал надеяться, что наказание мое ограничится заточением, и мысли мои, под влиянием сладкого, крепительного сна, яркого солнца, игравшего на морозных узорах окон, и дневного обыкновенного шума на улицах, начинали успокаиваться. Но уединение все-таки было очень тяжело: мне хотелось двигаться, рассказать кому-нибудь все, что накопилось у меня на душе, и не было вокруг меня живого создания. Положение это было еще более неприятно потому, что, как мне ни противно было, я не мог не слышать, как St.-Jérôme, прогуливаясь по своей комнате, насвистывал совершенно спокойно какие-то веселые мотивы. Я был вполне убежден, что ему вовсе не хотелось свистать, но что он делал это единственно для того, чтобы мучить меня. В два часа St.-Jérôme и Володя сошли вниз, а Николай принес мне обед, и когда я разговорился с ним о том, что я наделал и что ожидает меня, он сказал: — Эх, сударь! не тужите, перемелется, мука будет. Хотя это изречение, не раз и впоследствии поддерживавшее твердость моего духа, несколько утешило меня, но именно то обстоятельство, что мне прислали не один хлеб и воду, а весь обед, даже и пирожное розанчики, заставило меня сильно призадуматься. Ежели бы мне не прислали розанчиков, то значило бы, что меня наказывают заточением, но теперь выходило, что я еще не наказан, что я только удален от других, как вредный человек, а что наказание впереди. В то время как я был углублен в разрешение этого вопроса, в замке моей темницы повернулся ключ, и St.-Jérôme с суровым официальным лицом вошел в комнату. — Пойдемте к бабушке, — сказал он, не глядя на меня. Я хотел было почистить рукава курточки, запачкавшиеся мелом, прежде чем выйти из комнаты, но St.-Jérôme сказал мне, что это совершенно бесполезно, как будто я находился уже в таком жалком нравственном положении, что о наружном своем виде не стоило и заботиться. Катенька, Любочка и Володя посмотрели на меня в то время, как St.-Jérôme за руку проводил меня через залу, точно с тем же выражением, с которым мы обыкновенно смотрели на колодников, проводимых по понедельникам мимо наших окон. Когда же я подошел к креслу бабушки, с намерением поцеловать ее руку, она отвернулась от меня и спрятала руку под мантилью. — Да, мой милый, — сказала она после довольно продолжительного молчания, во время которого она осмотрела меня с ног до головы таким взглядом, что я не знал, куда девать свои глаза и руки, — могу сказать, что вы очень цените мою любовь и составляете для меня истинное утешение. Monsieur St.-Jérôme, который по моей просьбе, — прибавила она, растягивая каждое слово, — взялся за ваше воспитание, не хочет теперь оставаться в моем доме. Отчего? от вас, мой милый. Я надеялась, что вы будете благодарны, — продолжала она, помолчав немного и тоном, который доказывал, что речь ее была приготовлена заблаговременно, — за попечения и труды его, что вы будете уметь ценить его заслуги, а вы, молокосос, мальчишка, решились поднять на него руку. Очень хорошо! Прекрасно!! Я тоже начинаю думать, что вы не способны понимать благородного обращения, что на вас нужны другие, низкие средства... Проси сейчас прощения, — прибавила она строго-повелительным тоном, указывая на St.-Jérôme"а, — слышишь? Я посмотрел по направлению руки бабушки и, увидев сюртук St.-Jérôme"а, отвернулся и не трогался с места, снова начиная ощущать замирание сердца. — Что же? вы не слышите разве, что я вам говорю? Я дрожал всем телом, но не трогался с места. — Коко! — сказала бабушка, должно быть, заметив внутренние страдания, которые я испытывал. — Коко, — сказала она уже не столько повелительным, сколько нежным голосом, — ты ли это? — Бабушка! я не буду просить у него прощения ни за что... — сказал я, вдруг останавливаясь, чувствуя, что не в состоянии буду удержать слез, давивших меня, ежели скажу еще одно слово. — Я приказываю тебе, я прошу тебя. Что же ты? — Я... я... не... не хочу... я не могу, — проговорил я, и сдержанные рыдания, накопившиеся в моей груди, вдруг опрокинули преграду, удерживавшую их, и разразились отчаянным потоком. — C"est ainsi que vous obéissez à votre second mère, c"est ainsi que vous reconnaissez ses bontés, — сказал St.-Jérôme трагическим голосом, — à genoux! — Боже мой, ежели бы она видела это! — сказала бабушка, отворачиваясь от меня и отирая показавшиеся слезы. — Ежели бы она видела... все к лучшему. Да, она не перенесла бы этого горя, не перенесла бы. И бабушка плакала все сильней и сильней. Я плакал тоже, но и не думал просить прощения. — Tranquillisez vous au nom du ciel, madame la comtesse, — говорил St.-Jérôme. Но бабушка уже не слушала его, она закрыла лицо руками, и рыдания ее скоро перешли в икоту и истерику. В комнату с испуганными лицами вбежали Мими и Гаша, запахло какими-то спиртами, и по всему дому вдруг поднялись беготня и шептанье. — Любуйтесь на ваше дело, — сказал St.-Jérôme, уводя меня на верх. «Боже мой, что я наделал! Какой я ужасный преступник!» Только что St.-Jérôme, сказав мне, чтобы я шел в свою комнату, спустился вниз, — я, не отдавая себе отчета в том, что я делаю, побежал по большой лестнице, ведущей на улицу. Хотел ли я убежать совсем из дома или утопиться, не помню; знаю только, что закрыв лицо руками, чтобы не видать никого, я бежал все дальше и дальше по лестнице. — Ты куда? — спросил меня вдруг знакомый голос. — Тебя-то мне и нужно, голубчик. Я хотел было пробежать мимо, но папа схватил меня за руку и строго сказал: — Пойдем-ка со мной, любезный! Как ты смел трогать портфель в моем кабинете, — сказал он, вводя меня за собой в маленькую диванную. — А? что ж ты молчишь? а?? — прибавил он, взяв меня за ухо. — Виноват, — сказал я, — я сам не знаю, что на меня нашло. — А, не знаешь, что на тебя нашло, не знаешь, не знаешь, не знаешь, не знаешь, — повторял он, с каждым словом потрясая мое ухо, — будешь вперед совать нос, куда не следует, будешь? будешь? Несмотря на то, что я ощущал сильнейшую боль в ухе, я не плакал, а испытывал приятное моральное чувство. Только что папа выпустил мое ухо, я схватил его руку и со слезами принялся покрывать ее поцелуями. — Бей меня еще, — говорил я сквозь слезы, — крепче, больнее, я негодный, я гадкий, я несчастный человек! — Что с тобой? — сказал он, слегка отталкивая меня. — Нет, ни за что не пойду, — сказал я, цепляясь за его сюртук. — Все ненавидят меня, я это знаю, но ради Бога, ты выслушай меня, защити меня или выгони из дома. Я не могу с ним жить, он всячески старается унизить меня, велит становиться на колени перед собой, хочет высечь меня. Я не могу этого, я не маленький, я не перенесу этого, я умру, убью себя. Он сказал бабушке, что я негодный; она теперь больна, она умрет от меня, я... с... ним... ради Бога, высеки... за... что... му...чат. Слезы душили меня, я сел на диван и, не в силах говорить более, упал головой ему на колена, рыдая так, что мне казалось, я должен был умереть в ту же минуту. — Об чем ты, пузырь? — сказал папа с участием, наклоняясь ко мне. Он мой тиран... мучитель... умру... никто меня не любит! — едва мог проговорить я, и со мной сделались конвульсии. Папа взял меня на руки и отнес в спальню. Я заснул. Когда я проснулся, было уже очень поздно, одна свечка горела около моей кровати, и в комнате сидели наш домашний доктор, Мими и Любочка. По лицам их заметно было, что боялись за мое здоровье. Я же чувствовал себя так хорошо и легко после двенадцатичасового сна, что сейчас бы вскочил с постели, ежели бы мне не неприятно было расстроить их уверенность в том, что я очень болен.