Что изображено на картине шишкина корабельная роща. Описание картины шишкина корабельная роща. Корабельная роща (картина)

Великий художник-пейзажист Иван Шишкин занимает особое место среди русских художников. Никто не писал природу так бескомпромиссно красиво и с реализмом, способным по обилию любви и души в произведении поспорить с любым романтическим полотном.

Практически весь многолетний опыт в изображении родного края воплощен в полотне «Корабельная роща». Шишкин сумел передать светлое спокойствие летнего леса благодаря богатой палитре оттенков.

Пейзаж в русской живописи

В русской живописи пейзажи стали появляться в конце XVIII века; среди пионеров жанра были и А. Венецианов. Основными характеристиками первых русских пейзажей были классицизм и реалистичность изображаемой природы.

В XIX веке пейзаж как приобрел необычайную популярность у русских художников и, соответственно, у публики. Этот период знал многих выдающихся пейзажистов, таких как Левитан, Лагорио, Айвазовский, Васильев и другие художники-передвижники. Однако особое место в русской пейзажной живописи, как и в сердцах публики, занимает Иван Шишкин. Первое общественное признание художник получил за виды пригородов Санкт-Петербурга, а полотном «Корабельная роща» Шишкин завершил свой творческий путь.

Биография художника

Шишкина считают исконно русским художником не только потому, что пейзажист, как никто другой, умел изобразить но и потому, что он любил ее более всего на свете. По иронии судьбы, звание академика принесло Шишкину творение «Вид на окрестности Дюссельдорфа».

Шишкин родился в местечке Елабуга и вырос в купеческой семье. Бросив гимназию, молодой Иван Шишкин поступил в Московское училище живописи и, с отличием окончив его, продолжил обучение в Императорской Академии Художеств. За заслуги и отличия во время учебы Шишкин получил право выезда за границу за счет Академии.

Он провел несколько лет в Мюнхене, Цюрихе, Женеве и затем в Дюссельдорфе, где изучал тонкости не поддававшегося ему и написал работу на соискание звания академика. Шишкин провел за границей 5 лет, с 1861 по 1866 год, и, истосковавшись по родному краю, вернулся в Россию раньше окончания своей стипендии и после этого редко выезжал за пределы империи.

Шишкин являлся одним из передвижников и во время проводимых товариществом выставок заинтересовался гравюрой. В 1973 году Императорская Академия присудила Ивану Шишкину звание профессора за картину «Лесная глушь», и короткое время художник руководил пейзажной мастерской в стенах академии. Последней законченной картиной великого пейзажиста стала «Корабельная роща». Шишкин скончался в своей мастерской, за мольбертом, на котором стоял чистый холст.

Пейзажи Шишкина

Несмотря на романтический характер пейзажей, написанных Шишкиным, в его творчестве нет попыток «приукрасить» природу, наоборот — автор пишет ее такой, какая она есть, и любит ее именно такой. Именно эта любовь, любознательность и восхищение передается законченным работам и дарит им дух романтизма.

Даже в самых ранних работах чувствуется тонкое знание растительных форм, их характерных черт и отличий. Работы Шишкина выглядят чрезвычайно реальными и исполнены с уникально высокой техникой изображения и точностью воспроизведения. Даже с появлением пейзажей Левитана и Серова, Шишкин всегда оставался авторитетом для русских пейзажистов.

История картины

Среди самых сложных работ особенно выделяется картина Шишкина «Корабельная роща» — последнее, почти предсмертное полотно художника. Многие критики и искусствоведы называют ее «причесанным» «Сосновым Бором» не только потому, что сосны на картине прямые, а больше из-за того, что в своей последней картине Шишкин прекрасно использовал 40-летний опыт рисовальщика и знатока растительности.

Картину «Корабельная Роща» Шишкин написал в год своей смерти, и ею представлен финальный этап его творческого пути. На большом холсте художник решил изобразить свой любимый сосновый лес — сюжет, который в каждой его картине раскрывается по-новому, играет свежими красками и не перестает удивлять.

Иван Шишкин, «Корабельная роща»: описание картины

На холсте изображена роща близ Елабуги — родного места художника. В записке автора к картине указано, что это «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги». Этот лес был знаком Шишкину с детства, и кажется символичным, что именно его автор изобразил на своей последней картине.

Простой сюжет картины позволяет зрителю углубиться в идеальное и общую атмосферу летнего леса, не смущенного ветром и дождем. Непрерывный сорокалетний опыт изучения проявил себя в каждом дереве и каждой травинке, изображенной на картине.

Палитра картины

Лес купается в солнечном свете и утопает в многообразии цветов и оттенков, нехарактерных для более раннего Шишкина. Палитра этого полотна, при детальном рассмотрении, поразила бы художников импрессионистов своим богатством и разнообразием. Однако Шишкин со свойственным ему чувством меры не позволяет палитре нарушать естественную красоту пейзажа, а наоборот, использует цвета, чтобы подчеркнуть ее.

Небесная лазурь смешивается на холсте с розоватыми оттенками заката, темной зеленью леса и фиолетово-черными мазками глубоких теней. Голубые или местами откровенно синие цвета на стволах высоких сосен говорят о замшелости древних исполинов, а выжженная солнцем зелень опушки напоминает об эстетических предпочтениях художника — Шишкин всегда предпочитал неброскую, почти тусклую прелесть летнего леса северо-западной России.

Детальный анализ

Характерной чертой художника в пейзажной живописи было умение всегда держать лес в главном фокусе зрителя, при этом выводя его на второй план. Картина Шишкина «Корабельная роща» лишь подтверждает правило.

На переднем плане перед зрителем предстает солнечная опушка и ручей с коричневатой от обилия железа водой, за опушкой молодые сосенки, позади которых возвышаются сосны-исполины, согретые лучами летнего солнца, чьи кроны оставляют всего несколько сантиметров для летнего неба.

«Корабельная роща», Шишкин: какие деревья изображены на полотне?

Художник не раз писал виды именно этого леса. Афанасьевская корабельная роща также была предметом изображения другого знаменитого полотна — «Сосновый бор», которое ранее написал Шишкин. «Корабельная роща», описание картины и ее анализ получаются чрезвычайно схожими с описанием «Соснового бора».

Картина недаром называется «Корабельная роща» — сосны, изображенные на ней, не обычные, а корабельные — возрастом от 80 до 100 лет, высокие и легкие, до полуметра в диаметре. Доски из этих сосен использовались для строительства кораблей, а стволы-бревна отлично служили корабельными мачтами.

Простота сюжета картины с лихвой восполнена мелкими деталями, точностью воспроизведения каждого элемента флоры, а также глубиной и богатством оттенков — всем тем, чем полюбился зрителю Иван Шишкин. «Корабельная роща» по праву считается вершиной творчества великого художника-пейзажиста.

«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями,
по два, по три этюда в день катает, да каких сложных,
и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой...
то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок,
не задумывается, тут он все знает...»

(Из письма Крамского Ф.Васильеву)

Многие художники вдохновлялись природными красотами Руси — Куинджи, Саврасов, Левитан. Среди мастеров пейзажа особую ступень занимают полотна Ивана Ивановича Шишкина, для которого леса и луга были больше, чем натура. Это была его жизнь. И поэтому его картины так реалистичны и немного загадочны. Ведь далеко не каждому матушка-природа готова приоткрыть свои тайны. А вот пейзажист Шишкин стал одним из постигших ее секреты.

Почему Ивана Шишкина называют певцом русского леса? В галерее художника мы видим много картин, посвященных теме лесной эпопеи. Это и всем известное полотно «Утро в сосновом лесу», и одна из первых картин «Рубка леса», и конечно эпическое произведение «Корабельная роща» — финальный пейзаж, поставивший точку в творчестве знаменитого пейзажиста.

Перед холстом «Корабельная роща» можно стоять бесконечно, и каждую секунду глаза будут находить все новые детали. Это изюминка стиля Ивана Шишкина: он скрупулезно прописывал крохотные элементы, придавая значение любой мелочи. Каждый камушек на берегу ручья, каждая травинка прорисованы с фотографической точностью. Так и хочется присесть на огромный валун, прикоснуться к нему ладонью и почувствовать тепло нагретого жарким июльским солнцем камня.

Картина буквально оживает: бежит, звеня, вода в ручье, легкий шорох ветра проносится в вершинах столетних сосен. Их замшелые стволы, кажется, источают запах янтарной смолы. В ручье одиноко лежит ствол спиленной кем-то березки. Наверное, деревенские мужики заготовили веники для бани. В кронах вековых деревьев затерялись лучи солнца. Только маленькую полянку смогло осветить летнее солнышко, а в глубину лесной чащи солнечный свет проникнуть не в силах.

Порой кажется, что в картине «Корабельная роща» Шишкин рассказывает о взаимоотношении поколений: вот символизируют мудрость и опыт старые сосны, вот упавшая ветка с пожухлой хвоей означает дряхлость, а рядом ослепляет зеленью молодая поросль — невысокие сосенки соревнуются друг с другом, кто из них выше и стройнее. Скоро займут они место своих предков. Видите, как подмывает вода берега? Оголились корни старой сосны. Пройдет не так много времени, и ураган повалит могучий ствол, выдрав его с корнем из ослабленной водой почвы.

Иван Шишкин жил и дышал русской природой, отождествляя ее с людским бытом. Именно поэтому его картины как будто оживают перед взором наблюдателей, настолько они выпуклы и рельефны. Любовь художника к родной земле проявилась в игре красок, мастерстве кисти и теме русской природы, которой посвящены эпические полотна великого пейзажиста.



Картина написана: 1898 г.
Холст, масло.
Размер: 165 × 252 см

Описание картины «Корабельная роща» И. Шишкина

Художник: Иван Иванович Шишкин
Название картины: «Корабельная роща»
Картина написана: 1898 г.
Холст, масло.
Размер: 165 × 252 см

С 18 века Корабельная Роща недалеко от Нижнего Афанасово была известна тем, что тут заготавливались сосны для мачт суден, которые сплавляли по течению реки Камы. По сути, сосновый бор обеспечивал деревом весь российский флот. Это теперь, спустя столетия, тут есть дома отдыха, гостиницы, теннисные площадки, сауны и даже дискотеки. А все благодаря тому, что И. Шишкин прославил это место, написав картину «Корабельная роща близ Елабуги».

Этот художник был достаточно популярен среди своих современников. Слово «Шишкин» в то время значило очередной пейзажный «хит», вывешенный в провинциальной столовой или в роскошном доме мещанина.

Он умел обходить требования академического пейзажа, где необходимыми были благородство живописи или отождествление ее с идеальным искусством. Если посмотреть на природу, которую изображают полотна Шишкина – это абсолютная природа, где нет «Я» художника. Его голос един с голосом соснового бора или одинокой сосны, или ржи. Кстати, о соснах. Они присутствуют в каждой картине, как, впрочем, и ели с вылезающими из-под земли корнями. А еще мир Шишкина наполнен камнями-валунами, обросшими мхом, кустами и валежниками, травой и папоротниками с огромными листьями.

Глядя на полотна этого художника, каждый из нас видит ту самую природу, о которой рассказывали русские сказки или которая представляется традиционной русской. Если рассматривать колористические особенности картин Шишкина, то невозможно не заметить буйство зеленых оттенков, органично сочетаемые с ними коричневые стволы сосен и елей, переливы закатов, рассветов и полудней. Талант Шишкина исследователи ставят в один ряд с Рембрандтом, Да Винчи и Веласкесом, а о картине «Корабельная роща» каждый знает с самого детства.

Это полотно – завершение всего творческого пути живописца, его прощальная песнь, где он в который раз обратился к излюбленной теме хвойных деревьев. Тонкая поросль молодых сосенок словно показывает, что на смену ему придут новые, но не менее талантливые мастера кисти.

Он пропагандирует «Корабельной рощей» и мысль о круговороте и вечности жизни, в которой вековые сосны будут освещаться солнцем и скрываться в тени заката, давая возможность наслаждаться их созерцанием многим поколениям. Эта картина является и своеродным гимном родной земле, ее вечной красоте и неиссякаемой силе.

При словосочетании «русский пейзаж» мы тут же представим именно этот хвойный бор, с опушкой, залитой летним солнцем. Его свет золит листву и зажигает настоящий фейерверк бликов, сияний и вспышек от лучей небесного светила. Каждый, кто хоть раз видел картину «Корабельная роща», непременно скажет, что ощутил запах сосны – такой терпкий и родной.

Солнце на картине греет все. Его золотисто-желтые, охристые и даже ржавые оттенки наполняют ручей с небольшой кладкой через него. Причем последняя – единственное свидетельство присутствия человека на картине. Присмотритесь к почве, выглядывающей из родника – просто мечта калифорнийского золотоискателя: каждую песчинку пронизывает золотистый свет.

На первый взгляд кажется, что на картине лишь тусклые оттенки, ведь на самом деле корабельные рощи не славятся буйством красок. Тоже самое можно сказать и про растительность – только сосны, но это и есть основным признаком соснового бора.

Но присмотритесь к полотну повнимательней: оно настолько величаво и одновременно повседневно, что вполне может стать эталоном русской природы. Здесь абсолютно нет места низменным и мелким деталям – насыщено-зеленые сосны просто поглощают их своим могучим видом.

Если рассматривать колористику «Корабельной рощи», то можно увидеть зеленые мазки травы на фоне рыжеватых пятен песчаного грунта, причем таких же, как и высохшая растительность. Стволы сосен яркие, золотистые – от них веет теплотой, гармонию в которую вносят сизо-лиловые переливы коры. Сочная зелень сосен словно манит к себе охристыми, умбристыми и бирюзовыми тонами. А идеально чистый оттенок голубого неба! Он словно подталкивает к звучанию красновато-рыжие оттенки земли. Посмотрите на ручей: в нем нет отражения неба, что нисколько не является недостатком мастерства художника – это то, что сегодня называют трехмерным обзором.

«Корабельная роща» умиротворяет и несет невозмутимость, спокойствие и положительные эмоции. Оно и неудивительно: художник не ищет переливов рассветного утра, играющего дождя, таинственного тумана – он отошел от этих привычных деталей.

Эту картину часто сравнивают и часто путают с «Сосновым бором», не замечая истинной разницы. А она присутствует и заключается в том, что «Сосновый бор» - это изображение деревьев, которые сливаются с небом, а «Корабельная роща» несколько сдвигает композиционный план. Исчезают кусты и деревья, которые художник обычно располагал в левой части полотна, заменив их на центральные стволы, которые словно двигаются к зрителю. Сосны теперь растут ровнее, нет такого привычного контраста близких и дальних объектов. Шишкин заменяет детализацию на другой прием привлечения внимания – он противопоставляет несколько групп, которые несут различную смысловую нагрузку.

К примеру, в левой части он акцентирует внимание на нескольких соснах, которые освещает солнце. Деревья чуть левее будто пытаются спрятаться в роще, то показываясь на свету, то убегая в тень. В правой стороне полотна – зеленый массив, который вполне мирно уживается в вековыми деревьями. Молодые побеги словно пытаются дотянуться до древних сосен, ветви которых тянуться далеко за верх полотна – им будто не хватает места. Еще один пример антитезы в «Корабельной роще» - это хрупкий мост из тоненьких жердочек, перекинутый через ручей.

«Корабельную рощу» называют самой крупной по размеру среди всех полотен И. Шишкина и говорят, что именно оно является символом богатырской силы русских просторов. Замысел этой картины – один из самых монументальных в отечественной живописи и, вместе с тем, самый многозначный. Полотно стало лебединой песней художника, который известен и в сегодняшнее время. Многим пейзажистам наших дней вряд ли удастся дотянуться до его уровня и стать одним из отечественных символов.

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня говорим о последней работе великого русского пейзажиста, в которой он изобразил знакомый с детства вид соснового бора близ Елабуги .

1. «Корабельная роща» - это в определенном смысле завещание художника, ведь она стала последней его картиной. Несмотря на кажущееся сходство с другими пейзажами, вышедшими из-под кисти Шишкина (например, с «Утром в сосновом бору»), эта работа будто обобщает весь его творческий опыт. Здесь в один узел сплетаются многочисленные мотивы, рассеянные по прежним работам мастера. И еще один нюанс: по размерам полотно превосходит все остальные, созданные живописцем.

2. Шишкин прославился в первую очередь как пейзажист. Его стихией была природа, причем не только среднерусская, но и природа Северной Европы . Художника интересовала спокойная, неяркая красота. Вопреки распространенному мнению, Иван Иванович не создавал исключительно русский пейзаж. После выпуска из Академии художеств он много путешествовал и работал, в том числе в Германии и Финляндии . Кстати, его старшая дочь от первого брака Лидия переехала в Суоми после замужества.

3. Что касается «Корабельной рощи», она появилась под впечатлением, знакомым Шишкину с детства. На полотне изображена природа родных мест художника, выходца из Вятской губернии. В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Иваном Ивановичем в родных прикамских лесах. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанасофская Корабельная роща близ Елабуги».

4. Исследователям не составило труда выяснить, что на полотне изображен сосновый бор, прилегающий к Елабуге с северо-запада . Здесь, в Большом и Нижнем Афанасово, с XVIII века велась заготовка мачтовых сосен. Собственно отсюда и взялось название - «Корабельная роща». Столетние деревья высотой до сорока метров и около полуметра в диаметре с давних пор использовались для строительства судов. Высокий легкий ствол шел на мачты кораблей.

5. Работа над картиной продолжалась в течение трех лет. Первые наброски относятся к 1895 году. Сюжет достаточно простой. Художник, как всегда, придавал огромное значение деталям, он тщательно вырисовывал едва ли не каждый стебель и каждую травинку. Перед зрителем поляна, залитая солнцем. А далее постепенно полотно все больше поглощает сумрак.

6. Специалисты отмечают, что на этой картине шишкинский лес будто купается в солнечном свете и многообразии цветов и оттенков, нехарактерных для более раннего Шишкина. Несмотря на привычную тусклость, палитра полотна очень разнообразна. Многие даже находят здесь следы влияния импрессионистов.

7. Эту работу часто сравнивают и даже путают с «Сосновым бором», не замечая важного нюанса. «Сосновый бор» - это изображение деревьев, которые сливаются с небом, а композиция «Корабельной рощи» совершенно иная. Вместо кустов и деревьев в левом углу картины - стволы, расположенные в самом центре. Сосны будто растут ровнее, нет контраста близких и дальних объектов. Шишкин заменил детализацию на другой прием привлечения внимания - он противопоставил несколько групп, которые несут различную смысловую нагрузку.

8. Полотно впервые было показано на 26-й выставке передвижников, проходившей в Петербурге с 22 февраля по 29 марта 1898 года. Работа тут же удостоилась многочисленных восторженных отзывов как от обычных посетителей, так и от коллег по цеху. Например, художник Савицкий не мог сдержать эмоций и написал автору письмо со словами: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!..»

9. Выставка еще не успела закончиться, когда 8 марта (20 марта по новому стилю) 1898 года пейзажист скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояло новое, только что начатое полотно «Лесное царство». Д. Успенский писал по этому поводу в газете «Неделя»: «Передвижная выставка в трауре: вскоре после ее открытия скончался на 67-м году жизни Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности - волостной старшина, на самом деле - тончайший художник».

10. Вплоть до нынешнего времени картина «Корабельная роща» считается одной из самых популярных в творчестве Шишкина и, между прочим, широко репродуцируемой. Ее можно встретить на почтовых открытках и марках, на футболках, коврах и даже (внимание!) фотообоях.

КОНКРЕТНО

Иван Иванович ШИШКИН (1832-1898).

В 1852-м перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания курса, спустя четыре года, талантливому студенту посоветовали продолжить образование в петербургской Академии художеств.

Шишкин начал увлекаться пейзажами еще в училище. А в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858-м художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме ».

Достигнутые успехи позволили художнику совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Он побывал в Мюнхене , Цюрихе , Праге и Дюссельдорфе .

В 1865 году Ивану Ивановичу присудили звание академика. В последующие годы были созданы известные шедевры: «Рубка леса» (1867), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889 год, причем медведи написаны К. А. Савицким).

Удивительно прекрасный пейзаж «Корабельная роща» была написан Шишкиным в 1898 году. Это полотно можно считать истинным шедевром. Художник любил рисовать русскую природу и представлял ее такой, какая она есть. Только он мог так точно показать всю красоту нашей родной природы. Его пейзажи живые и настоящие, смотря на них, создается впечатление, что ты сам находишься в месте, изображенном на полотне. Ты буквально вдыхаешь запах соснового бора или свежесть весеннего дождя.

На картине представлен лес с высокими соснами. Их стволы невозможно объять руками, они долгожители этого леса и многое видели за свою жизнь. Верхушки сосен тянутся вверх к удивительно чистому голубому небу. Там дышится свободней и воздух чище и свежее. Здесь много деревьев и их пушистые кроны не пускают солнечные лучи, хотя им все-таки удается пробиться сквозь хвою. Поэтому на земле в глубине леса можно увидеть солнечные пятна.

Справа еле видна тропинка, уходящая в чудесный лес. Возле этого леса молодые деревца, которые со временем превратятся в таких же могучих великанов. На пееднем плане ручей, уходящий вглубь леса. Судя по тому, что из него торчат камни и виднеется дно, он совсем не глубокий. Возможно вода в нем из подводного ключика, поэтому прохладная. На открытой местности под солнечными лучами вода в ручье нагревается и можно пройтись по нему босиком. Поперек ручья стоит какое-то ограждение из прутьев. Понятно, что здесь бывает человек.

Глядя на картину, есть ощущение присутствия в этом лесу. Слышишь журчание ручья, шелест деревьев, которые заставляет пошевелиться ветер, пение птиц и стук дятла. Чувствуешь запах хвои, тепло солнца и прохладу воды в ручье. И.И. Шишкин помогает нам окунуться в мир прекрасной русской природы благодаря тонкому чувствованию природы. Только он один может так точно передать всю красоту и уникальность нашего леса.