Что делает базаров героем своего времени. Что делает базарова героем своего времени сочинение

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году. В нем Иван Сергеевич Тургенев стремился показать особенности русского общества конца 50-х годов XIX столетия и конфликт того времени. Произведение отражает эпоху, предшествующую отмене крепостного права в России, когда страна была уже расколота на два противоборствующих лагеря. Один состоял из либерально настроенных дворян, старых аристократов, второй – из молодежи, революционных демократов-разночинцев. Представителем последнего течения в романе выступает Евгений Базаров, ярый нигилист. Это довольно противоречивый, но интересный персонаж, отрицающий все духовное, что нельзя «потрогать руками». Что делает Базарова героем своего времени в романе Тургенева, и какого персонажа можно отнести к такой категории? Безусловно, здесь важно умение отражать в своем характере основные черты той эпохи. Насколько удалось писателю передать всю трагичность и важность личности Базарова, можно судить по следующим критериям.

Необходимость радикальных перемен не вызывала сомнений ни у кого из представителей общества того времени. Однако оба лагеря понимали их совершенно по-разному. Демократические взгляды молодежи были несколько более радикальными, что отражалось во всех сферах жизни общества и вызывало главный конфликт. В кризисной обстановке того далекого времени в России резко обострились отношения двух поколений, их споры о жизни, народе, религии, искусстве и общественном строе в целом. В то же время зародилось понятие нигилизма, отрицания всего, что не имело каких-либо конкретных доказательств или фактов.

Образ Базарова занимает центральное место в романе и является наиболее интересным, сложным и противоречивым. Сюжетная линия произведения выстроена таким образом, что главный герой постоянно находится в центре событий, а другие персонажи сгруппированы вокруг него и помогают более четко отразить особенности его характера. Тургенев показывает читателю Базарова как волевую, трудолюбивую, целеустремленную личность. Однако, будучи человеком в возрасте, сам писатель оценивает Евгения с позиции «отцов» и разделяет его взгляды и суждения не в полной мере. Это можно утверждать исходя из того, что в романе главный персонаж постоянно попадает в довольно сложные ситуации. Автор словно дает возможность читателю составить собственное мнение о Базарове. Он подчеркивает его душевную силу, принципиальность, твердость характера, умение отстаивать свои убеждения и добиваться желаемого.

Следует сказать, что Евгений является наиболее демократичным персонажем всего романа. В отношении крестьян и слуг он чужд высокомерия и прямолинеен, в нем нет пафоса или гордыни. Тургенев описывает его как простого парня, далекого от аристократических замашек людей того времени. Об этом говорит и его незамысловатая манера одеваться, красная кожа рук, не знавшая модных перчаток. Это человек, который, несмотря на свой молодой возраст, уже прошел школу лишений, сложностей и постоянной работы. Писатель показывает Базарова как активного, самостоятельно мыслящего и независимого малого: он много работает и всего в жизни привык добиваться своим трудом. Обучение в университете он оплачивал сам, не взяв у родителей ни копейки, да и сейчас содержит себя самостоятельно.

Негативной чертой героя является отрицание им всего того, что ему не дано понять. Он не признает искусство, поэзию, потому что не видит в них смысла, равнодушен к красоте природы, считая, что это всего лишь «мастерская», где человек может и должен работать. Евгений не ценит талант и труд других людей, занимающихся духовным развитием, что нельзя считать правильным, поскольку искусство делает жизнь яркой и красочной. Однако хоть Базаров и относит себя к демократам-разночинцам, все отрицающим, но главный смысл его жизни состоит в работе. Он постоянно находится в поиске чего-то нового, экспериментирует, «режет лягушек» и проводит опыты, находится в поисках новых идей, ведь Евгений – врач и он лечит людей. Он признает только естественный жизненный опыт.

Ну и, конечно же, главный герой романа остается верен себе, у него слова не расходятся с действиями. Другие персонажи Ситников, Кирсанов и Кукшина противопоставлены автором образу Базарова. На фоне ярого нигилиста они выглядят жалкой пародией, что еще больше подчеркивает зрелость ума Евгения, глубину его суждений и открытую ненависть к рабству и барству.

Заканчивая сочинение, хочется отметить, что смерть героя подчеркивает трагизм его жизни. Евгений осознает тщетность своего существования и задается вопросом, насколько важен и нужен он был России. В своем образе Базаров отразил основные черты, ошибки и заблуждения той эпохи, что дает право называть его героем своего времени

Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом.

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона — это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров — это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году и заслуженно считается одним из самых известных и ярких произведений великого русского писателя. Знаменитого романиста своей эпохи отличало уникальное умение распознавать героев своего времени, видеть их с первого взгляда, чувствовать отношение общества к этим героям и его настроение. Не исключением в этом отношении является и роман «Отцы и дети». В тот период времени, когда писался роман, в России отмечалось ожесточенное общественно-политическое противостояние между либерально настроенными дворянами и разночинцами-демократами. И те и другие прекрасно понимали, что в стране назрела необходимость проведения реформ, но обе стороны совсем по-разному видели эти реформы. Демократически настроенное молодое поколение выступало за коренные изменения в стране, в то время, как либералы видели решение проблем в проведении постепенных реформ. На почве этого в стране и произошел раскол, участниками которого стали демократично настроенная революционная молодежь и либеральная буржуазия. И. С. Тургеневу удалось достаточно верно и подробно рассмотреть процессы, происходящие в обществе и отразить их в своем произведении. В романе «Отцы и дети» писатель решил обратить свое внимание на начало политического противостояния – конец 50-х годов XIX столетия. Если быть более точным, то действие романа происходит в 1859 году. Главный герой этого выдающегося произведения русской литературы Базаров, вне всякого сомнения, является выдающейся личностью, которая вобрала в себя все лучшие черты прогрессивной молодежи. Он был образованным и отличался широкими познаниями в различных науках, он привык трудиться не покладая рук и не представляет своей жизни без труда, который позволяет ему быть самостоятельным и независимым. Несмотря на то, что иногда разговоры и поведение Базарова имели все признаки чрезмерного самолюбия и гордости, он является настоящим героем своего времени. В образе Базарова писатель объединил все наиболее значимые черты передовых людей середины XIX столетия, которые в большинстве своем были ярыми материалистами. Споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова достаточно ярко выражают их взгляды на жизнь и сложившуюся в современном обществе политическую ситуацию. Основное направление всех их споров – это характеристика дворянства и обсуждение принципов аристократизма, отношение к искусству и нигилизму. По словам Павла Петровича, основная миссия в дальнейшем развитии страны возлагается на аристократов, в то время, как Базаров полностью отрицал те надежды, которые его оппонент возлагал на дворянство. Как известно, именно в спорах рождается истина, и, расписывая их во всех подробностях, автор предоставляет читателям возможность составить свое собственное мнение и определиться со своим отношением к героям романа. Уже с первых минут знакомства мы видим, что Базаров – достаточно сильная личность, что позволяет ему не отступать от своих принципов при любых обстоятельствах. Однако в дальнейшем автор подвергает героя своего времени серьезным испытаниям. После того, как Базарова охватывает чувство любви, он начинает понимать, что реальные жизненные обстоятельства намного сложнее всех его теорий. И поскольку герой все-таки не может потерпеть поражения даже в любви, чтобы избежать унижения, ему приходится оставить Анну Сергеевну в покое и уехать. Утратив весь смысл своей жизни, потеряв уверенность в справедливости своей теории, потерпев крах в любви, Базаров в конце романа умирает. Но, умирая, он еще раз показывает нам недюжинную силу своей натуры. Именно эта сила делает Базарова героем своего времени, человеком новой эпохи, о котором общество тогда и не помышляло, человеком, во многом нужным своей стране и своему народу. Он и сегодня необходим России как сильная личность, как человек, в котором живы все человеческие ценности и вековая мораль.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) стал новаторским в отношении разработки нового типа героя – демократа-разночинца . Автору удалось угадать веяние эпохи, отразив исторический процесс 60-х гг. XIX в . – конфликт демократов-разночинцев и дворян.

Главный герой романа – Евгений Базаров – является единственным представителем «детей» в произведении. Свое «любимое детище » Тургенев наделяет демократическим обликом и явно неаристократическим происхождением («лицо длинное и худое», «красная рука», простая и небрежная одежда), невероятной трудоспособностью (анатомия, составление гербариев, чтение) и природным обаянием и дружелюбием (простые люди принимают его за своего – «свой человек, не барин »). У Базарова свой - не совсем традиционный – взгляд на многие вещи, но и в уме, начитанности и природной смекалке ему нельзя отказать. Всем этим Евгений вызывает брезгливое отношение к себе холеного аристократа Павла Кирсанова.

Спор между Кирсановым и Базаровым становится сюжетным центром романа и обнаруживает идейную непримиримость взглядов дворян и разночинцев. В сцене спора Базаров со всей мощью раскрывает идеи своего воинствующего демократизма: презрительно говорит об «аристократишках», гордится своим нигилизмом , отрицая все традиционное – самодержавие, крепостничество, религию. У Евгения есть своя цель – очищение места от старого во имя нового. Несмотря на всю революционность и даже агрессивность своей позиции, Базаров любит народ, гордится своим «простым» происхождением. Позиция Базарова небездоказательна – напротив, она основана на логике и фактах, что и заставляет Кирсанова признать свое поражение. Духовное превосходство нигилиста еще более очевидно в сцене дуэли Базарова с Павлом Кирсановым.Противостояние «Базаров-Кирсанов» выходит за рамки сюжетного элемента, приобретая идеологическое значение борьбы «демократизм – аристократизм».

Несмотря на свою мощность и основательность, образ Базарова во многом противоречив: он отрицает первозданность и совершенство природы («природа – не храм, а мастерская») , эстетическое и идейное наследство искусства («Рафаэль гроша медного не стоит» ). Автор подчеркивает, что эти крайности были присущи самому демократическому движению, поэтому небезосновательно перенесены на героя.

На поверку же базаровский нигилизм оказывается надуманным и искусственным: герой не выдерживает традиционного для Тургенева испытания любовью – любовь Базарова превращается в гордое и молчаливое страдание. Не проходит мимо Базарова и истинное дружеское чувство: он искренне пытается понять Аркадия, помочь ему разобраться в себе. Привлекает в Базарове и его нежная любовь к старикам родителям. Не могут не потрясти мужество и сила духа героя перед лицом смерти.

Тургеневский Базаров стал исторически достоверным героем : автор показал весь трагизм судеб людей, пролагающих новые пути.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА
«ОТЦЫ И ДЕТИ»
Одинцова
Николай Петрович
Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Евгений
Базаров
Родители
Ситников
/ Кукшина
Павел Петрович
Кирсанов

Особенности композиции

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
Образ Базарова занимает
центральное
место
в
композиции романа. Из 28
глав герой не появляется
лишь в двух, в остальных
является
центральным
действующим лицом. Все
остальные
персонажи
группированы вокруг него
и
раскрываются
во
взаимоотношениях с ним.

Хронология событий

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
Роман состоит из 2 частей
(28 глав)
В I части (I – XIII главы)
Базаров заявляет о себе как
о нигилисте, высказывает
свои взгляды на жизнь,
отстаивает свою философию
(все события происходят
до знакомства Базарова
с Одинцовой).
Во II части (XIV – XXVIII
главы) происходит
проверка всех жизненных
позиций и убеждений
Базарова; описывается
кончина героя.

Две части – два круга странствий
ХРОНОЛОГИЯ ВСЕХ СОБЫТИЙ РОМАНА
ПРЕДСТАВЛЕНА В ДВУХ КРУГАХ СТРАНСТВИЙ
Первый круг
помогает
понять положения
теории нигилизма
Второй круг
«развенчивает»
все отрицания
Базарова

Разночинец по происхождению, демократ
по политическим убеждениям,
представитель поколения «детей»
(однако, единственный представитель,
все остальные персонажи оказываются
во враждебном лагере). Отмечается
внешняя непривлекательность
«волосатого» студента, его пренебрежение
к одежде. Но в герое восхищает
многое другое: ум, самобытность,
физическая сила, уверенность в себе,
огромная работоспособность.
Является в романе выразителем
идей народной демократии и
противопоставлен либеральному
дворянству. Его политические взгляды
сводятся к резкой критике существующего
положения в стране. Созидание
не считает целью. Красоту, эстетическое
наслаждение отрицает начисто.
Резок в своих суждениях и оценках. Не успев
реализовать себя в жизни, герой
только перед лицом смерти избавляется
от своей нетерпимости и
впервые ощущает, что жизнь шире и
многообразней его представлений о ней.
Пытается построить свою жизнь на
основе теории нигилизма (уверен, что
жизнь можно прожить без чувств,
переживаний и любви, т.е. без всякой
«белиберды»). Но в душе героя
существуют зародыши всех чувств,
которые он отрицает, среди них и
способность любить. Получается,
что главный конфликт в романе –
это конфликт героя с самим собой.
Умеет обращаться с мужиками,
просвещать их. У него у самого народный
склад речи(отмечается простота и
меткость его выражений, обилие в
ней пословиц и поговорок). Его
любовь к народу лишена сентиментализма
и идеализации простого русского мужика.

Образ Евгения Базарова

ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА
Внешний облик «Высокого роста в длинном балахоне с кистями», «обнаженная
красная рука». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху
плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и
ум»
Происхождение Разночинец: «У отца небольшое именьице. Он прежде полковым
доктором», «Мой дед землю пахал»
Образование
«Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он
в будущем году хочет держать на доктора».
Отношение
воспитанию
к «Всякий человек сам себя воспитать должен»
Отношение
родителям
к «- Ты их любишь, Евгений?
Черты
характера
- Люблю, Аркадий».
Ум, сила воли, трудолюбие, сильно развитое самолюбие, умение
подчинить себе других: «Базаров умен и знающ», «Жизнь в
Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал,
Базаров работал»

Общественнополитические
взгляды
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько
иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;
«Исправьте общество, болезней не будет», «Свобода, о которой хлопочет
правительство, едва ли пойдет нам впрок.»
Особенности
мировоззрения
Нигилист, вульгарный материалист: «Я уже доложил вам, что ни во что не
верю», « - В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
Все? Все. Как? не только искусство, поэзию … но и … страшно вымолвить…
Все…»; «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех
других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься
каждою отдельною березой».
Отношение
любви
к «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы,
физиологи, знаем, какие это отношения»;«Это что за фигура?.. На остальных
баб не похожа… У нее такие плечи, каких я не видывал давно…»; «Этакое
богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр.», «Баба с мозгом. Ну, и
видала же она виды»; «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…»
Отношение
к
природе,
к
искусству
Отношение народу
Особенности
Базарова
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша
медного не стоит…», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней
работник»
Критическое отношение к недостаткам народа: «Что ж, коли он (народ)
заслуживает презрения!», «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы
только напиться дурману в кабаке.»
речи Краткость выражения, использование многочисленных пословиц и поговорок,
афористичность речи, четкая формулировка мыслей, при необходимости
обращение к формам ораторской речи, включение в речь научных терминов и
понятий, резкая, отрывистая интонация

Сильные стороны
Слабые стороны
Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во
многом являются продолжением его достоинств. в базаровском отрицании всего (в нигилизме)
есть и сила и слабость.
Базарова отличает смелость критической мысли,
отход от незыблемых авторитетов, критика
государственной системы. Вызывают уважение
его решительность, убежденность, смелость,
готовность идти да конца. Взгляды Базарова
представляют собой стройную и логическую
систему.
У него не существует никакой положительной
программы («Мы расчищаем место, строить будут
другие»). Хотя человека не может не волновать, что
будет построено на развалинах. Отрицая то, что на
самом деле заслуживает отрицания, Базаров
замахнулся на вечные ценности (любовь, поэзию,
музыку), поэтому вступает в конфликт с самой
человеческой природой.
В борьбе за новое (в спорах с Павлом
Петровичем) Базаров спокоен, потому что
уверен в своей правоте. Он не хочет спорить,
презирает болтовню и бесполезные слова (тогда
как его противник рвется в бой, волнуется,
бледнеет, срывается на личные оскорбления,
чувствует свое бессилие).
Наделен острым критическим умом, но лишен
широты кругозора – Базаров развит односторонне. Он
признает лишь естественные науки, которые просто и
ясно объясняют все жизненные явления. До предела
сужает всю красоту и многообразие жизни, природы,
где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он
обедняет жизнь своим практическим рационализмом.
В эпизоде смерти герой показан сильным,
стойким, способным чувствовать и любовь, и
красоту, и жалость. Он как бы очищается от
всего наносного, избавляется от развязности и
черствости. В финале перед нами титаническая
личность.
Эта титаническая, сильная, незаурядная личность не
смогла в полной мере реализовать свои способности.
Возникает чувство сожаления и жалости от того, что
безрезультатно прошла жизнь яркого и одаренного
человека
из-за
узости
и
односторонности
нигилистических теорий.

10. Составить характеристики героев по плану:

СОСТАВИТЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЕРОЕВ ПО ПЛАНУ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Внешность
Происхождение
Воспитание
Черты характера,
образование
Общественнополитические взгляды
Отношения с
окружающими.
Речь, лексика
Образы героев в романе:
1. Е. Базаров
2. П.П. Кирсанов
3. Н.П. Кирсанов
4. А. Кирсанов
Работа с текстом! (цитаты)