Чем триллер отличается от фильма ужасов? Чем отличается триллер от фильма ужасов

Триллер - это один из наиболее интересных для зрителя жанров кинематографа. В нем всегда есть интригующая история и неожиданные сюжетные повороты. Часто фильмы подобного рода имеют непредсказуемую развязку. Поговорим сегодня о самых интересных и знаменитых остросюжетных картинах. В статье будут представлены фильмы-триллеры - лучшие представители этого захватывающего и интригующего жанра.

Определение

Триллер - это остросюжетная картина, которая призвана вызывать у зрителя волнение, легкий страх за судьбу главных персонажей и чувство неопределенности, когда неизвестно, чем закончится история, рассказанная в фильме.

Виды остросюжетных картин

Одно из достоинств триллера - это то, что он органично сочетается с другими кинематографическими жанрами. Поэтому сегодня можно выделить несколько видов остросюжетных картин:

1. Триллер-детектив. Сюжет картины основан на расследовании тяжкого преступления. Обычно это поиски маньяка или очень хитроумного преступника. Классический пример - «Молчание ягнят».

2. Мистический триллер. В картинах этого жанра присутствуют элементы сверхъестественного и мистики. Пример - фильм «Сияние», снятый по роману Стивена Кинга.

3. Триллер-ужасы. Отличается от предыдущего вида более выраженным стремлением создателей фильма напугать зрителя. Одна из наиболее интересных картин этого жанра, снятых в последнее время - «Синистер».

4. Триллер-боевик. В центре сюжета - противостояние главного героя с представителями криминального мира. От обычных боевиков отличается более запутанным сюжетом.

Классика жанра

«Семь» (1995)

Из когда-либо созданных фильмов этого жанра. Великолепная работа режиссера и актеров и Брэда Питта. Два детектива расследуют необычное дело об убийствах, которые преступник совершает, наказывая жертв за смертные грехи. «Семь» доказывает, что хороший триллер - это история, которую невозможно забыть.

«Что скрывает ложь» (2000)

Мистический триллер от режиссера Роберта Земекиса. Сюжет картины можно назвать классическим. Клэр Спенсер страдает от последствий автомобильной аварии - ей повсюду мерещатся сцены убийств, а затем начинает преследовать призрак пропавшей год назад студентки ее мужа. По совету своего психиатра она решает вступить с духом в контакт. Во время сеанса Клэр видит видение и понимает, что у пропавшей студентки Мэдисон и ее мужа Нормана был роман.

«Готика» (2003)

Мистический триллер с Хэлли Берри, Пенелопой Крус и Робертом Дауни-младшим в главных ролях. Миранда Грей работает в психиатрической клинике, где содержатся преступники. Однажды, возвращаясь домой, она видит стоящую на дороге под проливным дождем девушку. Коснувшись ее, героиня приходит в себя в камере-одиночке своей больницы. Ей сообщают, что она жестоко убила своего мужа Дугласа и была признана на суде невменяемой. Теперь Миранда - одна из пациенток клиники. Между тем призрак девушки посещает бывшего доктора все чаще и словно пытается о чем-то рассказать.

«Приют» (2007)

Мистический триллер, одним из продюсеров которого является Гильермо дель Торо. Лаура вместе с мужем и приемным сыном Симоном приезжает в детский дом, в котором когда-то жила. Повзрослев, она решила снова отрыть приют для детей. На торжестве в честь открытия Симон исчезает. Его родители думают, что он сбежал вместе со своим выдуманным другом Томасом, мальчиком в маске. Розыски ребенка ни к чему не приводят, но Лаура начинает по ночам слышать в доме голос Симона. Через девять месяцев поиски мальчика официально прекращаются. Тогда Лаура начинает расследование, которое приводит ее к собственному приютскому прошлому.

Иногда триллер - это драма с неожиданной и шокирующей развязкой, как в фильме «Приют».

«Призрак дома на холме» (1999)

Триллер-ужасы, снятый по мотивам романа Шерли Джексон и ремейк фильма 1963 года. Один из продюсеров картины - Стивен Спилберг. Несмотря на жанр ужасов, «Призрак дома на холме» относится к высокобюджетным картинам. Главные роли в нем исполнили Лиам Нисон, Кэтрин Зета-Джонс и Лили Тейлор.

По сюжету картины, в много лет пустующий особняк, известный как Дом на холме, приезжает доктор Дэвид Мэрроу для проведения эксперимента. Его подопечные, четверо молодых людей, страдающих бессонницей, должны провести в нем несколько дней. В первую же ночь в доме стали происходить пугающие события, которые доктор поначалу пытался объяснить проблемами со сном членов эксперимента. Но вскоре и ему пришлось признать, что в особняке действуют потусторонние силы.

ленты последних лет

«Избави нас от лукавого» (2014)

Полицейский Ральф Сарчи сталкивается с необычными преступлениями. В ходе расследования он встречается со священником-экзорцистом. Они объединяются против проникших в наш мир демонических сущностей.

«Лофт» (2014)

О том, как мало мы знаем окружающих нас людей. Пятеро приятелей получают от друга-архитектора заманчивое предложение - вскладчину снимать лофт в элитном доме, который он построил.

Друзья используют помещение для встреч с подругами. В один день они обнаруживают в квартире убитую незнакомку. Поскольку ключ от помещения есть только у значит, что убийца - один из них.

Интересные русские триллеры последних лет

Наш кинематограф способен создавать отличные остросюжетные ленты. Русские триллеры (список представлен ниже), зачастую не только не уступают в качестве кассовым иностранным картинам, но и составляют им достойную конкуренцию.

«Тайна перевала Дятлова» (2013)

В основе сюжета картины - одно из самых загадочных преступлений, произошедших в советское время. В 1959 году во время экспедиции в горах погибла группа студентов. Дело так и не было раскрыто. В картине речь идет о том, что в наши дни на это же место с целью выяснить причины трагедии отправляется компания американских студентов. Фильм был снят силами кинематографистов трех стран: России, Англии и США.

«Метро» (2013)

Зрелищный триллер, получивший положительные оценки критиков. Единственное, в чем упрекали создателей картины - в неправильном освещении работы метрополитена и его По сюжету фильма, в метро начинают просачиваться воды Москвы-реки. Обходчика, который попытался предупредить дежурного об опасности, не восприняли всерьез. В результате бездействия речные воды промыли потолок метрополитена и обрушились в туннели. Застрявшим в метро главным героям нужно выжить и найти дорогу наверх.

Российский кинематограф может похвастаться и неплохими фильмами ужасов. Один из них - триллер «Владение 18» (2012) . Молодая пара получает выгодное предложение о покупке квартиры в новостройке. Сразу же после их переезда в огромном пустом доме начинают происходить пугающие события.

Заключение

Триллеры, список которых представлен в статье, относятся к лучшим произведениям жанра. Интригующий сюжет, запутанные истории и неожиданные развязки - все это сделает просмотр картин незабываемым.

Страх – одна из самых сильных эмоций, которые может испытывать человек. Желание пережить чувство страха труднообъяснимо, но именно оно становится мотивом поведения, провоцирующего реальную или мнимую угрозу жизни. Большинство людей контролирует и подавляет это желание, но оно все равно остается в нас на подсознательном уровне и часто проявляется в интересе к отстраненным ситуациям, вызывающим страх как эмоциональное состояние. Очевидно, поэтому такой популярностью пользуются фильмы ужасов и триллеры, жанровые отличия которых заключаются в степени выраженности мотива страха.

Определение

Триллер в кинематографии – это художественный фильм, вызывающий у зрителя нарастающее чувство тревоги, граничащее со страхом, пробуждающий эмоциональный всплеск, волнение. К триллерам относятся детективные, приключенческие, шпионские, мистические и научно-фантастические фильмы.

Фильм ужасов – кинематографический жанр, в котором сюжет выстраивается как последовательный ряд напряженных эпизодов, пугающих неожиданностью, вызывающих у зрителя чувство повышенной тревоги, мучительной неопределенности и ожидания чего-то ужасного. Разновидностями этого жанра являются фильмы ужасов о сверхъестественных сущностях, зомби, вампирах, людоедах, маньяках и мистических силах.

Сравнение

В триллере эмоциональный фон создает содержание композиционно связанных фрагментов, в которых герой проходит испытания на пределе человеческих возможностей. Развитие сюжета при этом начинается с фатального события, последствия которого приводят к катастрофе. В детективных фильмах тема испытания трансформируется в форму расследования, требующего от зрителя напряженного внимания и интеллектуального соучастия.

В фильмах ужасов мотив страха становится эмоциональной основой образов, которые в сознании человека олицетворяют силы абсолютного зла. Это могут быть монстры, вампиры, сам человек с психическими отклонениями маниакального типа или неуправляемая стихия и мистические проявления вызывающего ужас потустороннего мира.

Сцены насилия, убийства, натуралистическая демонстрация изувеченных органов, крови, уродств – традиционные для фильма ужасов приемы, используемые и создателями триллеров. Но в триллере они подчинены цели усилить эмоциональное воздействие на зрителя, а фильме ужасов составляют его основное содержание. В нем мотив испытания выражен в меньшей степени. В этом жанре он отступает на второй план, уступая место противостоянию добра и зла, причем злу отводится доминирующая роль в развитии сюжета.

Страх можно назвать главным действующим лицом фильма ужасов. На нем с первых кадров фокусируется внимание зрителя, который вместе с героями картины становится участником виртуальной игры «Палач – жертва». Человек, попадающий в ситуацию неконтролируемой его волей зависимости от сверхъестественного, мистического, стихийного проявления зла, оказывается не в состоянии сопротивляться ему физически и противостоять морально. Условность такой ситуации не снижает эмоционального напряжения, чувства тревоги и ожидания трагической развязки фильма.

В триллере развязка конфликта освобождает зрителя от такого напряжения. В фильме ужасов оно не исчезает до последних кадров.

Выводы сайт

  1. Эмоции, которые вызывает просмотр триллера, — неопределенность и тревожное волнение, граничащее со страхом. Фильм ужасов многократно усиливает эти эмоции и вызывает их более выраженное проявление.
  2. Главный мотив триллера – физическое и психологическое испытание героя. В фильме ужасов традиционно противопоставляется добро и зло.
  3. Сюжет триллера строится как цепь событий, в которых проявляются волевые, интеллектуальные и физические качества героя. Содержание фильма ужасов подчинено схеме «палач – жертва», по которой ход событий не зависит от воли героя.
  4. В триллере и фильме ужасов используются общие приемы с изображением насилия и смерти, но в приключенческих, мистических или фантастических фильмах они только усиливают эмоциональное напряжение, а в фильмах ужасов вызывают настоящий страх.

Эмоции, которые вызывает просмотр триллера, - неопределенность и тревожное волнение, граничащее со страхом. Фильм ужасов многократно усиливает эти эмоции и вызывает их более выраженное проявление. Главный мотив триллера - физическое и психологическое испытание героя.

В фильме ужасов традиционно противопоставляется добро и зло. Сюжет триллера строится как цепь событий, в которых проявляются волевые, интеллектуальные и физические качества героя.

Чем триллер отличается от ужасов? - Ответы

Вообще, французы в период х годов отсняли множество лент подобного жанра, и практически все они входят в классику мирового кинематографа. Дальнейшие киноленты, повествующие о докторе Ганнибале Лекторе не имели такого успеха, постольку поскольку они изобиловали излишне жестокими сценами, да и по большому счету, рассказывали о действительно ужасном создании, по какой-то ошибке помещенном в человеческое тело.

И попытки оправдать Лектора, как пережившего в детстве ужасную трагедию, которая и сделала его каннибалом, в общем-то не удались. Сходства могут быть в том, что в триллере как в ужасах могут быть зверские убийства.

Однако в хорроре весь сюжет строится исходя из кровавых побоищ и чем изощреннее они поставлены, тем успешнее фильм. В триллере убийств и прочих проявлений жестокости может не быть вовсе. Это картины имеющие динамичный очень напряженный сюжет. Триллер не отпустит зрителя от себя ни на минуту, и лишь завершившись он позволит человека вновь начать движение.

НОВИНКА 2017гНикогда не дремлет*СТИКМЕН*триллер, ужасы


Всего 6 комментариев.

12.02.2018 apmonca86:

Разница между триллером и фильмом ужасов.Очевидно, поэтому такой популярностью пользуются фильмы ужасов и триллеры, жанровые отличия которых заключаются в степени выраженности мотива страха.

28.02.2018 Устин:

К триллерам также часто относят литературу и фильмы ужасов. Фильм ужасов (в просторечии ужастик; англ. horror film, horror movie) - жанр художественного фильма.

21.02.2018 snowbasdiacu:

Отличия триллера от ужасов. Между триллером и фильмом ужасов зачастую бывает не так просто провести четкую грань. Бывают фильмы ужасов с составляющими триллера, или наоборот - триллеры, включающие в себя частично «страшные» эпизоды.

27.02.2018 convucom1982:

Возможно поэтому триллеры и фильмы ужасов пользуются такой популярностью среди зрителей. Оба жанра направлены на то, что бы вызвать у человека страх и дискомфорт. Граница между ними очень расплывчатая, но все же есть.

21.02.2018 Никита:

Триллер – это художественный фильм, который вызывает у зрителя напряжение, волнение, всплеск эмоций, граничащих со страхом.Фильм ужасов также вызывает чувство страха, но он уже с примесью ужаса, паники и даже отвращения.

04.03.2018 romulrend:

Хоррор, фильм ужасов, работает более непосредственно, прямее взаимодействует со зрителем, бьет в лоб своими ужасными, кошмарными сценами, хлещущей кровью, истошными воплями, гримасами, и т.п. Триллер в этомЧем трагедия отличается от драмы (жанры кино)?

Мы определились, что анализируем жанр хоррор как один из жанров так называемой массовой литературы и показали, чем эти жанры отличаются от прочих, таких как "роман", "рассказ", "ода" и т.д.. Затем мы поняли, что у таких жанров, как фантастика, фэнтези, детектив и другие, включая, конечно же, жанр ужасов и мистики, существуют свои жанрообразующие, базовые элементы, то есть то, без чего жанр теряет собственно жанровую принадлежность. В предыдущем посте я постарался показать, что у различных жанров эти базовые элементы не просто разные, но могут находится в совершенно разных областях. То есть, например, у научной фантастики базовый элемент - это некое фантастическое допущение, а у детектива - сюжет с расследованием какого-либо преступления. В одном случае базовый элемент относится к области антуража, исходного посыла, в другом - связан с построением сюжета. Изымите из детектива детективный сюжет - и он перестанет быть детективом. Изымите из фантастики фантдопущение - и она перестанет быть фантастикой.

Эти примеры было необходимо привести перед тем, как начинать разговор о жанрообразующих элементах хоррора. Ведь, с одной стороны, очень часто хоррор ошибочно относят к фантастике, называя ее поджанром, а с другой стороны хоррор близок детективу.

Здесь я позволю себе сесть на любимого конька и вновь завести речь об отношениях между жанрами фантастики и хоррора, но, поверьте, "гарцевать" на любимом скакуне я буду совсем недолго. Просто маленькое замечание по ходу дела. Давно подмечено, что фантасты любят относить ужасы и мистику к фантастике, называя хоррор "поджанром". Как мы покажем в дальнейшем, на самом деле это два совершенно разных и независимых друг от друга жанра - и линия разграничения проходит как раз по жанрообразующим элементам. Они абсолютно различны для НФ, фэнтези, хоррора. Главная ошибка тех, кто называет ужасы фантастикой, заключается в том, что они смотрят на любой жанр с т.з. именно фантастики и интуитивно пытаются определить, вычленить ту самую "основу жанра" в той сфере, в какой она вычленяется у фантастики. То есть - в антураже.

Грубо говоря, мы с вами можем заведомо сказать, что если в каком-либо произведении время действия - далекое будущее, с роботами и звездолетами, то это - фантастика. То есть мы жанровую принадлежность к фантастике способны определить по антуражу. Антураж такой свидетельствует о наличии фантдопущения (или фантдопущений, во множественном числе), так что ошибки здесь особой нет.

Точно также мы в 9 случаях из 10 (если не в 99 из 100, а то и в 10 из 10) можем с уверенностью утверждать про книжку, в которой гоблины и драконы бьются с могущественными магами в антураже псевдо-средневековья, что мы имеем дело с фэнтези. То есть опять же интуитивно мы это понимаем, исходя из антуража.

И это очень просто, не так ли? Это легко и быстро входит в привычку - пытаться определить жанр по неким внешним признакам. Учитывая, что фантастику и фэнтези мы таким способом определяем с высокой степенью точности, велик соблазн решить, что точно также мы легко и непринужденно по тем же основаниям сможем определить и любой другой популярный жанр, не так ли?

Хотя, казалось бы: если в произведении действуют сыщики и преступники - это очень часто детективный жанр; если орды зомби или упыри-кровососы или призраки - это частенько хоррор.

Действительно, очень легко решить для себя, что мы можем определить жанровую принадлежность исключительно по каким-то элементам антуража: набору типичных персонажей (сыщики - детектив, эльфы - фэнтези, Ктулху - хоррор и т.д. и т.п.), определенных локаций (замки - фэнтези, космолеты - НФ, дома с плохой историей - хоррор) и другим. Тем более, что, если это работает для НФ и фэнтези, то кажется разумно предположить, что работает это и для других жанров.

Но, как мы оговорили ранее, для разных жанров базовые элементы на самом деле лежат в разных областях и вообще очень различны. И это хорошо, потому что это помогает комбинировать, смешивать жанры всякими оригинальными способами. Порождая смешение жанров, которое часто принимают (лично я думаю, что ошибочно, но не буду на этом настаивать) за некие "поджанры". Чаще всего подобным построением "поджанров" занимаются фантасты и фанткритика, так, что порой кажется - присобачь к чему угодно элемент фантастики и получишь очередной поджанр. Смешали фантастику и боевик - вот вам поджанр фантастического боевика. Смешали сатиру и фантастику - получите юмористическую фантастику. Проделали ту же операцию по сращиванию детектива и НФ - готов поджанр фантастического детектива.

Есть два мнения насчет хоррора. Первое, уже озвученное выше: это поджанр фантастики. Второе, менее распространенное, но так же популярное: хоррор является этаким "наджанром" или же наджанровым элементом, который можно "прикрутить к", внедрить в любой "нормальный" жанр популярной литературы. В обоих случаях мы видим, что ужасы и мистика оказываются в ущербном положении по сравнению с другими жанрами, фактически хоррору отказывают в праве быть самостоятельным независимым жанром, равном среди равных. Имеет место некая сознательная или неосознанная дискриминация.

На самом деле хоррор как жанр не лучше и не хуже прочих. Как и у любого жанра, у него существуют свои базовые, жанрообразующие и второстепенные, типичные, но не столь важные элементы. В следствии чего хоррор может быть смешан с другими жанрами, как и любой другой может быть смешан с остальными. Если в "смесь" попадает базовый элемент, то жанровая составляющая, "градус хоррора" выше. Если второстепенные элементы - меньше и ниже.

Суть в том, что монстры, вампиры, дома с привидениями и тому подобные элементы антуража НЕ ЯВЛЯЮТСЯ для хоррора в какой-либо мере БАЗОВЫМИ. Это ВТОРОСТЕПЕННЫЕ элементы, которые, конечно же, могут играть существенную роль, частенько встречаются, но - и это особенно важно понимать - не отражают исключительную жанровую сущность. В этом и кроется архетипическое отличие хоррора от НФ или фэнтези. И поэтому распространенная ошибка в том, что люди пытаются определить жанровую сущность по внешним признакам, антуражу, является именно ошибкой.

Упрощение, подмена словосочетания "наличие фантдопущения" на "наличие звездолета или роботов или чего-то подобного" срабатывает в НФ потому, что эти самые звездолеты и роботы сами по себе являются вполне себе фантдопущениями, это частные случаи фантдопущений, элемент фантастики. Поэтому, действительно, наличие чего-либо этакого помогает легко определить наличие самой фантастики. Подобные элементы антуража для фантастики тесно связаны, практически неотделимы от ее сути. Они сами по себе уже есть фантдопущение.

Но для хоррора наличие вампиров и оборотней не является ни обязательным, ни желательным элементом. В "28 дней спустя" вместо живых мертвецов носятся за героями "инфицированные", зараженные бешенством люди - но это все равно хоррор, хотя привычных зомби тут нет. Наоборот, наличие оборотней и вампиров "в одном флаконе" вовсе не делает "Сумерки" Стефени Мейер чистым хоррором, правда же? Не они, вампиры и зомби, составляют жанровую базу хоррора. И вообще антураж для хоррора - важные, но все-таки второстепенные элементы. И поэтому, в том числе, нельзя называть хоррор поджанром или частью фантастики.

На Западе нередко horror относят к fantasy, но тут надо понимать, что на Западе и у нас в слова "хоррор", "фэнтези" вкладывают несколько различный смысл. По сути, фэнтези, в западном смысле, противопоставлено sci-fi, то есть речь идет о двух принципиально разных подходах к внедрению выдумки в произведении - выдумке, основанной на науке, выдумке-допущении (sci-fi), и выдумке-фантазии, выдумке-мистике, выдумке-сказке (fantasy). То есть за рубежом никто даже и подумать себе не может, чтобы назвать horror частью sci-fi, у них horror это часть fantasy, которое sci-fi противопоставлено. Но речь при этом не о "фэнтези" в частном смысле, а о fantasy как особом взгляде на мир. А вместе sci-fi и fantasy, равно как и детектив, триллер и все-все-все прочие жанры художственной литературы образуют, собственно, fiction, который противопоставлен non-fiction

У нас же фантасты почему-то давно пытаются "приватизировать" любую литературу, любой жанр подмять под себя. Фантастикой называют абсолютно любую выдумку, фантазию, поверье, хотя не надо иметь филологическое образование, чтобы понимать, что мистика и фантастика - это разные вещи, равно как и сказка и фантастика и т.д. и т.п.

Наверняка, многие из вас слыхали или читали о том, что "Вий" Гоголя это такая фантастика или ее прародитель. Почему? Потому что там есть всякие упыри, и ведьма-паночка и сам Вий? Но это не фантастика как таковая - это сказка, мистика, миф. "Не-научная фантастика", если хотите... правда, лично для меня это сочетание звучит как "несоленая соль". Оно просто подменяет уже перечисленное - сказка, мистика, поверье... Точно также можно назвать "не-научной фантастикой" все что угодно, любую выдумку, пришедшую в голову любому человеку. То есть "не-научной фантастикой" можно подменить само понятие "художественная литература", fiction по-западному. А это, согласитесь, уже слишком нагло, причислять ВСЮ литературу к всего лишь ОДНОМУ ее жанру, бесконечно и совершенно искусственно растягивая границы этого жанра. Никакой предвзятости с моей стороны - просто разумная логика.

Но я все время отвлекаюсь от главного. Жанрообразующей базовой основой именно хоррора является вовсе не набор неких типических персонажей, мест и ситуаций. Основа хоррора вообще относится к иной сфере, не к антуражу и не к идее произведения. Основа хоррора лежит в сфере эмоциональной, в том, что проще всего назвать "страх", хотя на самом деле это - эмоциональное поле страха.

Подробнее о том, чем отличается понятие "эмоциональное поле страха" от собственно слова "страх", мы поговорим в следующей части. Главное, что нужно понять здесь и сейчас: само принципиальное отличие жанрообразующей базы хоррора от жанрообразующих баз иных жанров популярной литературы.

Согласитесь, страх, ужас, эмоция вообще как таковая - это нечто совсем иное, нежели идея или сюжет.

Поэтому гораздо проще понять разницу между литературой ужасов и юмористической литературой, нежели между литературой ужасов и фантастикой. Ужасы и юмор базируются в одной области - в сфере эмоций, чувств. Одно пугает, другое веселит, но и то, и это - оказывают прежде всего эмоциональное влияние, вызывают эмоциональную реакцию. Поэтому мы легко отличаем одно от другого и прекрасно понимаем, чувствуем, когда юмористический и хоррор-жанры оказываются смешаны в какой-нибудь комедии ужасов.

Как мы уже поняли, сложности возникают, когда речь идет о жанрообразующих элементах, лежащий в совершенно разных областях. Фантдопущение - это прежде всего идея, мысль. Не эмоция. Детектив - это прежде всего сюжет, расследование, поиск ответа на конкретный вопрос - кто убил? кто украл? и т.п.. То есть не Идея. Возможно, кстати сказать, что Эмоция - если считать эмоций Любопытство.

Детектив и хоррор - жанры во многом родственные (не даром По называют отцом и того, и другого жанра). Не всегда, но, сами знаете, весьма часто, в детективе присутствует Тайна, нечто необъясненное (то, что в финале должно найти себе объяснение и обоснование, когда бравый сыщик расставит все точки над i). А любой поклонник ужасов и мистики вам скажет, что Тайна, непознанное, необъяснимое порождают Страх. Довольно подробно об этом пишет, например, Дмитрий Комм в ряде своих работ. Фантдопущение, будучи Идеей, никакого страха само по себе не вызывает, не так ли? То есть в каком-то очень конкретном частном случае Идея способна пугать, но далеко не всегда. Тайне же это свойственно - пускай пугает оная и не до чертиков, но определенное напряжение наличие тайны всегда обеспечивает.

Что служит доказательством того, что литература ужасов и мистики имеет базовым своим элементом именно эмоцию страха (в широком смысле слова "страх", подразумевающем самые разные градации этого чувства - эмоциональное поле страха), а не что-либо еще?

Вспомните. Мы определили, что базовый элемент - это тот, без которого произведение перестает принадлежать к какому-либо жанру...

И здесь кроется еще одна сложность в определении жанровой принадлежности чего-либо к хоррору, степени этой принадлежности. И еще одна типичная ошибка.

Очень, очень часто мы склонны считать ужасами только то, что нас пугает. "Какие же это ужасы, фильм совсем не страшный" - я читал и слышал подобные высказывания примерно миллион раз. В чем именно тут кроется ошибка - поговорим опять же в следующей части. Здесь же давайте возьмем во внимание тот факт, что обращение писателя (или режиссера, или еще какого-либо творца) к эмоции вовсе не гарантирует того, что читатель или зритель эту эмоцию испытает.

Больно тонкая, лично-субъективная сфера все-таки эти эмоции. Но дело не только в этом, конечно же.

Когда-то Жюль Верн написал про полет на Луну. Это была фантастическая идея, фантдопущение, но - с той поры люди успели посетить спутник нашей планеты. Перестало ли быть произведение Верна фантастикой? Нет. Для своего времени это была фантастика, сейчас обстоятельства изменились, но роман французского писателя остается тем, чем и был всегда. То есть тот факт, что Идея Верна была воплощена в жизнь, не говорит о том, что Идея перестала быть Идеей.

Если надцать лет тому назад вы едва ли не писались от страха во время просмотра фильма "Хэллоуин", а сейчас он вызывает у вас лишь улыбку - это не значит что фильм Карпентера превратился в комедию, черт подери! Это значит что обстоятельства изменились, вы выросли, стали иначе смотреть на жизнь, набрались опыта в просмотре "ужастиков", сами стали маньяком, еще что-то приключилось - но сути карпентеровского шедевра это не меняет, он как был хоррором так им и остался.

В тот момент, когда Жюль Верн писал про полеты на Луну - он выдвигал ФАНТАСТИЧЕСКУЮ ИДЕЮ. В то время, когда Джон Карпентер снимал "Хэллоуин" - он ХОТЕЛ НАПУГАТЬ зрителей. Поэтому первое остается фантастикой, а второе - хоррором, вне зависимости от обстоятельств. "Полет на Луну" не превратился в нон-фикшн или производственный роман, а "Хэллоуин" не стал драмой или комедией. Жанр остался прежним. Другое дело, что и то, и другое - стали классикой

А вот если изъять из романа Верна его идею, сам полет на Луну - это уже вряд ли можно было бы назвать фантастикой. И если бы Карпентер взял и переснял "Хэллоуин", но уже стремясь не напугать, а повеселить зрителей - очевидно, такое кино мы бы вряд ли смогли назвать ужасами. Кстати сказать, маньяк Майкл Маерс в своей чудной маске в комедийном "Хэллоуине" вполне мог бы и остаться - это не помешало бы фильму стать комедией.

Они потеряли бы то, что делает их таковыми, лишились бы базовых жанрообразующих элементов.

Итого. Что самое важное мы поняли для себя из всего сказанного, насчет хоррора?

Первое. Базовый элемент хоррора лежит в сфере эмоций, в этом его отличие от фантастики, фэнтези и многих других жанров популярной литературы. Это не хорошо и не плохо - это просто так есть.

Второе. Базовый элемент хоррора - это страх в широком смысле. Подробнее этот вопрос - об эмоциональном поле страха - мы разберем в дальнейшем.

Третье. То, что страх является базовым элементов хоррора вовсе не гарантирует нам, что мы обязательно должны боятся чего-либо, чтобы это "чего-либо" мы могли отнести к хоррору.

Я сожалею, что опять излишне много писал о сравнении жанров, но без этого, видимо, на данном промежутке нашего разговора, было никуда. Надеюсь, что в итоге, в "чистом" виде, после редактуры, мне удастся более структурировано разложить все по полочкам и избавить читателей от подобных излишеств. И я постараюсь в дальнейшем сосредоточиться уже именно на ужасах и мистике, тем более что мы как раз переходим к самым важным моментам в наших поисках ответа на вопрос "Что такое хоррор" .

Поджанры:
Поджанрами ужасов может являться определенная смесь Хоррора и другого жанра, чаще фантастики, триллера или комедии.

Блокбастер-Хоррор.
В целом многобюджетная фантастика с кучей экшена, где страшного толком ничего нет, но фильм наполнен монстрами, зомби, инопланетянами, монстрами или оборотнями с вампирами. Фильмы подобного рода чаще всего имеют большой кассовый успех, ценятся многими любителями кино, но довольно часто презираются поклонниками хоррора (ибо страшного в себе не несут ничего), фильмы ориентированы на зрелищность постановки и наличие экшн-эффектов.
Примеры: Блэйд, Другой мир, Ван Хельсинг, Факультет.
Камеди-Хоррор.
Этот поджанр ужасов довольно часто имеет сильную популярность и высокий рейтинг, в зависимости от процентного сочетания ужаса и комедии в нем. Как и предыдущий поджанр, здесь в качестве пугающего элемента может выступать все, что угодно. Начиная от голодных инопланетян, заканчивая ордами живых трупов. Однако фильм не несет в себе напряжения, а является в основном развлекательным, потому и приятен многим киноманам и в том числе поклонникам хоррора.
Примеры: Зубастики, Шон живых мертвецов, Зловещие Мертвецы, Дом
Алиен-Хоррор.

Этот поджанр ужасов основан на злодеяниях пришельцев и инопланетных созданий. Он часто наиболее серьезен из всех остальных поджанров и наиболее страшен из них. Фильмы этого поджанра могут держаться как на напряженном саспенсе, так и на ужасе убийств/поеданий героев фильма, а так же на вселении инородного существа внутрь тела.
Примеры: Чужой, Нечто, Томминоккеры, Хищник.
Чистый Саспенс.
В поджанре чистого саспенса нас пытаются напугать и держать в напряжении не имея видимой, понятной и объективной причины на это. То есть другими словами - практически не показывая то, что всех убивало, или не разъясняя причины убийств. Запутанное и напряженное кино, в целом так и не имеющее развязки и логики постанокви, но завораживающее и приковывающее к кинокартине на время просмотра, вызывая интерес и напряжение. "Саспенс" от английского "suspense" - неопределённость, беспокойство, тревога ожидания) - состояние тревожного ожидания, беспокойства.
Примеры: Ведьма из Блэр, Ведьба из Блэр-2: Книга Теней.
Андеграунд.
Андеграундом в Хорроре является то, что трудно найти (или даже невозможно) и в прокатах, и в местах продаж, и уж тем более никогда на большом экране. Фильмы максимально зверской реалистичности, чаще документальные или псевдо-документальные, подразумевающие вызвать у зрителя ужас от отвращения происходящего, путем пыток и насилия.
Снафф/Псевдо-Снафф.
Жанр Андеграунд-Хоррора, где все происходящее выдано за любительскую съемку на камеру. Где сюжет в целом всегда один и тот же - ловят жертву и подвергают насилию самым разнообразным способом, в открытую расчленяя на камеру и разрезая на куски.
Снафф - любительские съемки реального насилия. Основной акцент делается на насильственные действия сексуального характера. Изготавливается на заказ, жертву выбирает заказчик. Также заказчик выбирает всю "развлекательную программу". Свободно не распространяется. Изготовление, приобретение, хранение и сбыт такой продукции - уголовно наказуемы!.

Псевдо-снафф.
Постановочный фильм, выданный за настоящий снафф. Съемка максимально приближена к любительской. Основной акцент делается на истязании жертвы, а не на изнасиловании. В большинстве случаев нет никакой обнаженки вообще.
Примеры: Подполье / Подопытный кролик.
Самоистязание (Self-mutilanion).
Основная идея фильмов этого жанра - самоистязание. На протяжении всего фильма один человек или разные наносят себе увечья самыми изощренными способами.
Примеры: Изуродованный

Это сообщение отредактировал ~Jelen@~ - 26-09-2015 - 13:14