«Безумная пропаганда превратила Россию в склеп, внутри которого — сплошные поминки, перерастающие в какие-то дьявольские оргии. Почему в Европе мало красивых людей

На Байковом напротив церкви есть несколько старых захоронений. Летом, когда распускается листва, их практически не видно. Есть старый склеп в готическом стиле, такая себе мини-копия католического собора.

Несколько старых строений врыты в гору.

Определить, к какому времени они принадлежат, сложно - почти все даты стерты.

Остались лишь некоторые фамилии - семейство Диателовичей, Александр и Мария Тышевичи, Вацлав и Наталья Горские, почетные граждане Киева Михаил и Агриппина Матвеевы. Одно из самых последних захоронений в склепе датируется 1922 годом.

На самом деле самих гробов внутри строений уже нет, что с ними, никто не знает.

Сами склепы похожи на маленькие домики, их размеры примерно 2 на 4 кв. м, высота 2-2,5 м.

Определить их стиль достаточно сложно.

Есть и готика, классические колонны, склеп, похожий на синагогу.

Есть напоминающие псевдорусский стиль - с маленькими «луковками» наверху и как бы раздутыми пропорциями.

Еще в начале 50-х здесь встречались пышные мавзолеи (особенно на католическом и лютеранском участках), внутри которых можно было бродить, как по музейным залам.

Не такой вид, как сегодня, имела и центральная аллея главного киевского некрополя.

Некогда состоявшая из надгробий дореволюционных магнатов, меценатов и представителей местной элиты, она вела прямо к кладбищенской Вознесенской церкви, построенной знаменитым архитектором Владимиром Николаевым. Напротив храма возвышалась грациозная постройка, напоминающая польский костел - с остроконечным куполом, широкой аркой и высокими стрельчатыми окнами. Это была усыпальница какой-то важной особы, фамилии которой уже давно никто не помнит. За пересечением дорог было еще одно надгробие из голубого мрамора в виде часовни со сквозными колоннами. Поговаривали, что внутри этой конструкции размещался бюст усопшего, известного киевского купца Григория Гладынюка, прославившегося благотворительными делами. Как и множество других "буржуйских" памятников, могила эта была снесена. Теперь на ее месте возвышается надгробие поэта Павла Тычины, а на месте миниатюрного "костела" - бронзовые бюсты Героев Советского Союза генералов Слюсаренко и Лавриненко...

Зато остались некоторые старинные склепы, которые еще манят к себе и настраивают на романтический лад... Вот помпезная гробница Михаила Аристархова, увенчанная двумя экзотическими шпилями и крестом.

Ее фасад украшает прекрасный бронзовый барельеф, изображающий Архистратига Михаила, одетого в рыцарские доспехи, поражающего огненным мечом сатану. Решение евангельского сюжета настолько необычно, что болезненная гримаса Люцифера с козлиными рожками вызывает даже сочувствие.

Недалеко усыпальница Тышевичей. Постройка напоминает хорошо известное киевлянам здание караимской кенасы на Ярославовом Валу, 7.

Та же декоративная арка, поставленная на две колонны, аналогичная сфера полукупола и такой же лепной орнамент.

Чувствуется почерк Владислава Городецкого. Документальных подтверждений этому нет, хотя и известно, что зодчий проектировал некоторые мавзолеи для Байкового кладбища.

А вот усыпальница Диателовичей - треугольный фронтон, коринфские пилястры, крест и полукруглые ниши для скульптур...

Акцент культового зодчества присутствует везде. На территории Старого кладбища можно увидеть шикарный (хоть и запущенный) готический замок, его купол очень похож на величественные завершения костела Св. Николая на ул. Б. Васильковской.

Это так называемый «Мавзолей Витте», выполненный по проекту Владислава Владиславовича Городецкого — крупнейшего зодчего не только Киева, где он особенно много построил, но и Украины в целом, Польши, Ирана…

Вот что пишет дотошный исследователь жизни и творчества зодчего — Дмитрий Васильевич Малаков: «…Польские биографы Городецкого указывают на «памятник и мавзолей графа Витте»… Мавзолей Витте стоит на наивысшей точке холма, занятого Старым Байковым кладбищем, и поначалу, пока еще не выросли здесь высокие деревья, доминировал над долиной речки Лыбедь, заметный с ее левобережья — Нового Строения, где возносились два острых шпиля римско-католического костела св. Николая. Оба сооружения архитектора Городецкого как бы перекликались в этом пространстве над Лыбедью — одинаковой архитектуры, с тождественными шпилями, в рафинированных формах готики, с бетонными конструкциями и оформлением». Теперь здесь под ногами — осколки башен, разрушающийся фасад, проржавевшие тонкой работы ворота, некогда закрывавшие вход в склеп, пустые водочные бутылки и даже некое подобие лежбища бомжа на месте могилы, коему никакая милиция не угрожает. Страшно, господа, очень страшно, до чего мы дожили в свободной от всех обязательств независимой державе!

В запущенном и неухоженном состоянии пребывает еще один из известных мавзолеев, возведенный в 1909 году на Байковом Новом кладбище, к северо-востоку от кладбищенской церкви Вознесения Христова.

Вот что пишет Дмитрий Малаков о нем: «Среди скромных могилок и надгробий на небольшом участке возносится массивная, скорбно-монументальная часовня со срезанным навершием, скорее похожая на братскую усыпальницу, пропорциями напоминая известные памятники — на Шипке в Болгарии или под Лейпцигом в Германии. Такой же квадратный план в основе, сужение кверху, удлиненные вертикали, узкие световые прорези, поднятые высоко над землей.

Этот башнеподобный мавзолей, когда-то не загороженный деревьями, тоже хорошо просматривался от Нового Строения, с полотна железной дороги Киев—Брянск. Главный фасад, обращенный сюда, на восток, рассчитан именно на восприятие с далекого расстояния своим лаконичным и масштабным членением».

В центре мавзолея — высокий восьмиконечный крест с терновым венком в средней части.

Мавзолей с двух сторон окружили скорбящие ангелы — дивной красоты скульптуры.

Весь архитектурный ансамбль выполнен в стиле модерн.

В этом году известный веб-ресурс из США MentalFloss.com опубликовал свой очередной рейтинг удивительных мест нашей планеты. На этот раз рейтинг действительно весьма необычный! Список составлен из зданий и сооружений, построенных из... костей. При этом большинство «костяных чудес» построены именно из человеческих останков, что должно служить символом неизбежности смерти. Однако встречаются и экземпляры, сооруженные из костей животных, в том числе и редких, например, динозавров. Хотите узнать о них подробнее? Тогда наш сегодняшний рейтинг с описанием особенностей каждого из костяных сооружений специально для вас.

1. Башня из черепов Челе-Кула, г. Ниш, Сербия

Эта башня находится на первом месте рейтинга величайших костяных чудес мира. И хотя ее высота сегодня не превышает и 15 футов, а черепов здесь осталось всего 58, всё равно она выглядит довольно-таки устрашающе. Башня Челе-Кулу находится в нескольких километрах от города Ниш в Сербии. В 1809 году здесь, на горе Чегар, было жестоко подавлено терками сербское восстание. Более тысячи повстанцев были убиты, а турецкий паша Хуршид собрал 952 черепа и приказал возвести из них башню - на устрашение врагам и тем, кто собирался восстать против Османской империи. С течением времени родственники повстанцев понемногу забирали черепа и перезахоранивали их на кладбище. Каким образом родственники идентифицировали своих родных, остается неизвестным по сей день. Однако, таким образом, к концу 19 века в башне осталось всего 58 черепов, а поверх башни надстроили часовню, чтобы избежать и их расхищения. В 1979 году Челе-Кула признана памятником культуры Сербии исключительной важности.

2. Часовня черепов, Кудов, Польша


Это уникальное религиозное сооружение действительно заставляет испытать священный трепет. Здесь содержится около 300 человеческих черепов и бесчисленное количество скрещенных между собой берцовых костей - самых прочных в организме человека, как известно. Однажды в 1776 году местный приходской священник Вацлав Томашек случайно наткнулся на человеческий череп с костями. Он позвал гробовщиков. Вместе они откопали огромное количество человеческих костей. Это было массовое захоронение жертв Тридцатилетней войны 1618-1648 годов, трёх Силезских войн 1740-1763 годов и других военных конфликтов. Некоторые люди умерли от голода, холеры или других смертельных инфекций. Кости были тщательно вычищены и выбелены, и впоследствии «украсили» стены местной часовни. Священник Вацлав тщательно следил, чтобы кости располагались равномерно по стенам, создавая неповторимый орнамент. Его собственный череп расположен в центре здания на алтаре. Небольшая часовня в стиле барокко установлена на квадратное основание и расположена между церковью Варфоломея и отдельно стоящей колокольней.

3. Склеп из костей в Седлеце, Чехия


Снаружи этот склеп, полный костей и человеческих останков, похож на скромный монастырь. Он известен еще под названием «церковь костей Kutna Hora» (Кутна Гора). Однако это костехранилище внутри просто поражает своим «изысканным» интерьером. Здесь все сделано из костей: люстра, канделябр, орнаменты и отделка на стенах и потолке, и даже гирлянды. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов. В средние века в городке Седлец было устроено кладбище, ставшее впоследствии очень популярным среди местных жителей. В 1400 году в центре кладбища была построена готическая часовня, усыпальница которой служила складом костей, извлечённых из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Позже часовня была закрыта и отдана семье Шварценбергов, которые в 1870 году наняли резчика по дереву Франтишека Ринта для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Так и были созданы примечательные интерьеры часовни, среди которых помимо люстры заслуживают внимания алтарные дароносицы, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также из костей.

4. Капелла Dos Ossos, Эвора, Португалия


Нет ничего удивительного в том, что название капеллы дословно переводится как «Часовня из костей». Она действительно выстроена из человеческих костей и черепов, соединенных с помощью раствора и заменивших кирпичи. Капелла была построена в 16 веке францисканским монахом, который в духе того времени, стремился донести своим братьям по вере мысль о неизбежности смерти. Над входом в капеллу есть надпись, которая гласит: «Кости, которые здесь, ждут ваших костей». Внутренне убранство этой мрачной часовни, состоящей из трех пролетов, полностью состоит из костей и черепов, а потолок расписан фресками на тему смерти. Количество скелетов монахов приблизительно равно 5000, все они собраны на соседних кладбищах, которые были разрушены. Два высушенных трупа, один из которых принадлежит ребёнку, свисают с цепей. На крыше часовни написана фраза «Лучше день смерти, чем день рождения». Мрачноватое, в общем-то, место пользуется огромной популярностью у туристов, желающих пощекотать себе нервы.

5. Склеп в городе Эггенбург, Австрия


Этот склеп относится к одному из самых ранних подобных памятников во всей Европе. Достоверно неизвестна дата его постройки, однако предположительно склеп был сооружен в 1405 году и около этого. Первоначально это была усыпальница местных правителей, которая затем переменилась в костехранилище. Собранные кости впоследствии просто устанавливали в стены, используя для этого цементный раствор. При этом на стенах можно разглядеть буквы и надписи, причудливые узоры, выложенные из человеческих костей. Всего использовалось около 6 тысяч костей.

6. Дом из костей динозавра, Вайоминг, США


Ну вот, наконец, мы подобрались к оригинальному костяному сооружению, который сделан не из человеческих останков. Более того, для этого использовались кости даже не совсем обычных животных, а доисторических динозавров! Небольшой с виду домик кажется на первый взгляд отделанным камнем. Однако при его строительстве было использовано около 5 796 костей динозавров, извлеченных при раскопках в Como Bluff - это место, где одними из первых были обнаружены останки динозавров. Изначально этот дом построили, как часть бензозаправочной станции вдоль оживленного шоссе в 1930 году. Томас Бойлан собирал кости в течение семнадцати лет, намереваясь собрать из них скульптуры динозавров перед его домом и бензоколонкой. Но вскоре он понял, что это останки различных разновидностей, и целого динозавра из них не собрать. Ему пришлось отказаться от первоначальной идеи и построить из собранных костей дом, который сейчас является одной из самых популярных придорожных достопримечательностей США.

7. Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе, Рим, Италия


Рим - это поистине город-музей, и здесь тоже не обошлось без костяного сооружения. Церковь капуцинов Санта-Мария-делла-Кончеционе построена по проекту Антонио Казони в 1626-31 годах и украшена полотнами кисти Гвидо Рени (Михаил Архангел), Караваджо (святой Франсиск), Пьетро да Кортоны и Доменикино. Церковь имеет несколько приделов с мощами католических святых. Однако, помимо этого, здесь есть весьма необычные украшения из человеческих костей. После постройки церкви, в нее были перенесены останки монахов, захороненных на соседском кладбище. Постепенно из них были выполнены декоративные украшения всего интерьера церкви. В общей сложности здесь собраны кости около 4000 монахов, из них выложены причудливые рисунки и орнаменты. А в одном из залов размещён целый скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Весь интерьер оформлен в стиле барокко, и именно эта римская церковь послужила прообразом для создания Склепа из костей в Седлеце, Чехия.

8. Дом из костей рогатого скота, Техас, США


В отличие от Европы, как мы уже успел заметить, в США предпочитают не пугать впечатлительное население сооружениями из человеческих костей. Здесь используют для постройки кости животных. Дом из костей рогатого скота, возведенный художником-декоратором Дэном Филиппсом в Техасе, строился целых 15 лет. Кости здесь использованы не только для самого каркаса сооружения, но и для весьма искусной отделки - как внешней, так и интерьерной. Это напольное покрытие и лестницы, перила и дверные ручки, кресла, стулья и другая мебель, и даже барная стойка! Костяной загородный дом «Bone House» состоит из трех спален, трех ванных комнат, просторной мастерской и внутреннего дворика с жутковатой на вид беседкой, смастеренной с использованием множества специально обработанных костей различных домашних животных и скота. Дом можно снять в аренду, но, чтобы не иметь проблем с психопатами, Филлипс принимает заявки лишь от настоящих художников и скульпторов, которые могут оценить художественную значимость дома и предъявить портфолио со своими работами.

9. Хижины из костей мамонтов, с. Межирич, Украина


В древности люди строили свои хижины из огромных и очень прочных мамонтовых костей. Об этом свидетельствуют раскопки, преимущественно на территории Украины и Южной России. Так, в окрестностях украинской деревни Межирич есть отлично сохранившиеся до наших дней хижины из костей мамонтов. Осенью 1965 года местный колхозник перестраивал погреб у себя во дворе, и на глубине около двух метров лопата наткнулась на что-то твердое. Оказалось - нижняя челюсть мамонта... Так и были обнаружены следы человеческого поселения времен позднего палеолита. Первобытное жилище напоминало ярангу с внутренней площадью, равной современной однокомнатной квартире - около 23 квадратных метров. В центре строения, в углублении, находился очаг диаметром около полуметра. Здесь было обнаружено около 400 мамонтовых костей, которые использовались в качестве строительного материала, а также огромное количество различных орудий труда, украшений и даже древняя карта местности, выполненная красной охрой на лобной части мамонтового черепа.

10. Монастырь Святого Франциска, Лима, Перу


Монастырь и церковь Святого Франциска построены в Лиме в колониальную эпоху. Первое здание церкви (1557 год) было выстроено из глины и дерева, оно рухнуло во время землетрясения 1656 года, а в 1672 году на этом же месте был возведен новый храм по проекту португальского архитектора Константино де Васконсельоса. Оно и сохранилось до наших дней почти в неизменном виде. Помимо непосредственно монастырских сооружений, в комплекс монастыря входят храм, часовни Ла-Соледад и Эль-Милагро, а также лабиринт катакомб. Глубокая крипта представляет собой огромное кладбище - свыше 70000 могил. Тела укладывали в несколько слоев и пересыпали известью, а после разложения тканей, выбирали кости и укладывали их для хранения. Человеческие останки здесь выложены аккуратными кругами, символизирующими течение жизни и неизбежность смерти. В наши дни в монастыре работает Музей религии и искусства.

Этот текст - один из них. Что за тело лежит в мавзолее? Является ли оно настоящим телом Ленина, куклой или комбинацией того и другого? О том, как с подачи партийного руководства советский вождь вел двойную жизнь после смерти, рассказал в рамках лектория премии «Просветитель» в Летнем кинотеатре-лектории ВДНХ антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли (США) Алексей Юрчак. «Лента.ру» публикует фрагменты его выступления.

Слухи о том, что тело Ленина ненастоящее, стали циркулировать уже в первые дни после смерти вождя. Спустя несколько месяцев, в конце лета 1924 года, Мавзолей открылся для первых посетителей, и Москва снова начала говорить, что там лежит восковая мумия. Слухи не прекратились даже в конце 1930-х годов, когда их повторение было особенно опасным. В письменном доносе в ГПУ молодая москвичка утверждала, что ее знакомая в приватной беседе заявляла, будто в Мавзолее лежит всего лишь восковая кукла.

В первые годы это повторялось и в зарубежной прессе. Чтобы развеять слухи, в середине 1930-х годов партийное руководство пригласило представителей западных СМИ в мавзолей. Американский журналист Луис Фишер писал, как в их присутствии Борис Збарский, который вместе с Владимиром Воробьевым первыми бальзамировали тело Ленина, открыл герметически закрытый стеклянный саркофаг, взял вождя за нос и повернул его голову влево и вправо, чтобы показать, что это не восковая фигура.

23 процента

После развала Советского Союза слухи о том, что тело Ленина является искусственной копией, возобновились. В ответ на них Илья Збарский, сын первого бальзамировщика, писал: «Я проработал в мавзолее 18 лет, и я точно знаю, что ленинское тело сохраняется в отличном состоянии. Всевозможные слухи и выдумки об искусственной кукле и о том, что от тела сохранились только лицо и руки, не имеют никакого отношения к реальности».

Однако заявление Збарского не остановило распространение слухов. В конце 90-х в газетах появились версии существования нескольких тел ленинских двойников, которыми время от времени подменяют тело вождя. В ответ на это профессор Юрий Ромаков, ведущий эксперт лаборатории, разъяснил в интервью «Эху Москвы», что тело в мавзолее является настоящим телом Ленина, находится в отличной форме и не нуждается в подменах.

В 2008 году Владимир Мединский, в то время еще депутат Госдумы, заявил, что тело вождя реальным считать нельзя, но по другой причине: «Не обманывайтесь иллюзиями, будто то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось всего 10 процентов от его реального тела». Еженедельник «Власть» решил проверить эту цифру. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Подсчитав количество удаленного материала, «Власть» пришла к выводу, что депутат Мединский несколько ошибся. В Мавзолее лежит не 10 процентов ленинского тела, а 23.

Два тела

Если поближе познакомиться с материальным составом ленинского тела, окажется, что заявления о его неподлинности имеют под собой реальную основу. Все зависит от того, как ее определять. Для ученых ленинской лаборатории, которые уже 92 года занимаются поддержкой этого тела, всегда было важно сохранять его динамическую форму - то есть физический вид, вес, цвет, эластичность кожи, гибкость суставов. Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно.

Для того чтобы поддерживать это тело в гибком состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы заменяются на искусственные. Процесс этот идет медленно, постепенно. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, безусловно, является настоящим, с другой стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия - все зависит от точки зрения.

В советские годы специальная комиссия, состоящая из партийных руководителей, медиков и биологов, периодически проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось.

С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось.

Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане - другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства.

Ленин и ленинизм

Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки.

Живя там под присмотром врачей, он продолжал руководить партией и приезжать на заседания в Москву. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина.

Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет.

В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло.

В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ. Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти.

В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм». Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма. Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение.

Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть - канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма.

С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни.

В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли. В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого сейчас. На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей».

Историк жаловался, что Институт марксизма-ленинизма, главный авторитет в области ленинского наследия, на протяжении 70 лет выполнял особенную функцию, давая добро на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на данный момент канонам, независимо от того, насколько они были далеки от реальных слов вождя, меняя или сокращая другие тексты, которые не соответствовали этим канонам.

В своей речи по случаю 120-летия со дня рождения Ленина в апреле 1990 года Горбачев заявил: «Ленин остается с нами как величайший мыслитель XX века». Затем он добавил, что надо переосмыслить теоретическое и политическое наследие Ленина, избавиться от искажения и канонизации ленинских выводов и предложил отказаться от термина «ленинизм».

Смерть

Ленин умер 21 января 1924 года. Сначала плана сохранить его тело на века не было. Сразу после смерти вождя профессор медицины Алексей Иванович Абрикосов провел вскрытие, а затем процедуру временного бальзамирования - с тем, чтобы сохранить тело на протяжении 20 дней, пока будет идти публичное прощание.

В процессе вскрытия и временного бальзамирования Абрикосов перерезал многие артерии и большие сосуды. Впоследствии профессор говорил, что если бы планы по длительному сохранению Ленина существовали на момент смерти, он бы не стал этого делать, так как при бальзамировании тела на длительный срок эти сосуды используются для доставки бальзамирующей жидкости во все части тела.

Затем тело было выставлено для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на исключительно холодную зиму, когда температура ниже минус 28 держалась несколько месяцев подряд, толпы граждан стекались в столицу со всех уголков страны, чтобы отдать последнюю дань вождю.

Похороны Ленина были назначены на 27 января. Спустя шесть дней после его смерти на Красной площади рядом с могилами революционеров был построен деревянный мавзолей, в котором должны были захоронить вождя. 27 января тело Ленина было перенесено туда, однако было решено не закрывать саркофаг на некоторое время - в связи с продолжающимся шествием желающих проститься с вождем.

Каждые три дня комиссия по организации похорон в составе партийных руководителей и приближенных врачей проверяла состояние тела. Из-за низкой температуры и благодаря качественной временной бальзамировке Абрикосовым, на теле не появлялись признаки разложения - его можно было оставлять открытым.

Первые явные признаки разложения появились лишь через два месяца, в марте. Благодаря неожиданно длительному периоду, в течение которого они отсутствовали, у партийного руководства была возможность оттягивать погребение и одновременно обсуждать его возможную судьбу.

Ленин будет жить

На бесконечных заседаниях комиссий по увековечиванию памяти Ленина велись жаркие споры, именно тогда победило предложение сохранить тело на более длительный срок. Поначалу многие в партийном руководстве считали эту идею не просто утопической с точки зрения науки, но и контрреволюционной. Например, Троцкий, Бухарин и Ворошилов полагали, что длительное сохранение и публичный показ тела Ленина превращает его в подобие религиозных мощей и напрямую противоречит материалистическим принципам марксизма. Бонч-Бруевич соглашался, что «важно не тело, а мемориал»: Ленина следует захоронить в мавзолее, выполняющем эту задачу.

Но другие члены руководства страны - например, Леонид Красин - утверждали, что если удастся сохранить тело еще на какой-то период, пусть даже не насовсем, в этом есть смысл. По крайней мере, это позволит трудящимся всего мира принять участие в длительном прощании с вождем мирового пролетариата.

Решающим в судьбе Ленина стало заседание комиссии по организации похорон 5 марта 1924 года. После очередного длительного обсуждения возможных вариантов с учеными-медиками, большинство которых высказались скептически о возможности длительного сохранения, члены партийного руководства попросили их покинуть зал. Мнения участников обсуждения разошлись, и в тот день ничего не решили. Точнее, решение было половинчатым: попробуем сохранить, но без уверенности, что это возможно и нужно, и без обещаний, что это навечно.

В конце марта было решено попробовать экспериментальный метод бальзамирования тела, предложенный профессором Владимиром Воробьевым из Харькова и биологом-биохимиком Борисом Збарским. Процедура не имела аналогов, и в ее успехе ни Воробьев, ни Збарский не были уверены. Они проработали четыре месяца в специальной лаборатории, созданной прямо внутри временного мавзолея. Многие процедуры им приходилось придумывать и корректировать на ходу.

Ленин жив

К концу июля 1924 года они доложили партийному руководству об окончании работ. Если тело будет обрабатываться и бальзамироваться согласно их методу, заявили они, высока вероятность того, что оно сохранится на довольно длительный срок. Когда члены комиссии спросили, на какой именно срок следует рассчитывать, Воробьев сказал: «На этот вопрос я позволю себе не отвечать».

24 июля в советской печати появилось официальное заявление, гласящее: «Разумеется, ни мы, ни наши товарищи не хотели создавать из останков Владимира Ильича какие-то мощи, посредством которых мы могли бы популяризовать или сохранить память о нем. Мы придавали и придаем величайшее значение сохранению облика этого замечательного вождя для подрастающего поколения и будущих поколений».

Фото: Keystone Pictures USA / ZUMA / Globallookpress.com

В этом заявлении комиссии проявилось то же парадоксальное отношение к телу Ленина, которое было в многочисленных спорах о его судьбе. То, как руководители партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное руководство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни. Тогда еще живой вождь был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился другой, канонизированный Ленин. В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подобным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения вождя и одновременно - планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа.

Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях. Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая - комиссией по сохранению тела. Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела - обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его.

Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы.

Великий легитиматор

В советское время возникла политическая модель, связывающая принцип воспроизводства суверенной власти с принципом удвоения тела вождя. Она возникла неожиданно и незапланированно - просто совпало несколько условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обсуждать его судьбу. Важно учитывать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа - уникального политического института.

В советской политической системе культура суверенной власти напоминала смесь двух моделей: абсолютной монархии и либеральной демократии, где роль тела играет абсолютная истина. В отличие от суверенной монархии, ни один лидер партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства. Истина в этой системе была выражена на языке ленинизма.

Любой руководитель СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту доктрину под вопрос или заменить другой истиной. Каждый из них мог потерять бразды правления, если бы оказалось, что он искажает ленинизм. Иллюстрацией этого тезиса служат два важнейших феномена власти в советской системе: возникновение исключительного культа личности Сталина и полное развенчание его после смерти.

Теперь становится понятным, какую роль в политической системе СССР играло тело Ленина. Оно функционировало как материальное воплощение геройского деперсонифицированного субъекта, советского суверена. Оно было удвоено, являясь совмещением смертного и бессмертного тел. То, как тело Ленина поддерживалось на протяжении десятилетий, отражало совокупность этих двух тем. Смертным телом суверена был труп конкретного человека, а бессмертным - погребальная кукла, которая воспроизводилась путем специальных процедур и ритуалов.

Постоянно возникающие слухи о том, что ленинское тело - всего лишь копия, в некоторой степени ошибочны, а в некоторой степени верны. Оно реальное, но его постоянно меняют. Его биологические материалы заменяются на новые, но в результате его форма остается неизменной. Этот проект возник постепенно - как часть сложной космологии, смысл которой для партийной системы, включая ее руководство, никогда не был ясен до конца.

Работа над телом Ленина всегда велась в атмосфере строжайшей секретности, за закрытыми дверями. То же самое происходило и с ленинскими текстами, высказываниями и фактами биографии. Благодаря такому подходу ленинизм всегда выглядел как нечто фундаментальное, неизменное и вечное, в то время как в действительности он незаметно менялся, подстраивался партийным руководством под нужды текущего момента. Эта доктрина в таком подходе выглядела как источник действий партии, а не продукт партийных манипуляций, и то же самое касалось не только текстов, но и тела Ленина.

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Globallookpress.com

С обвалом советской системы в 1991 году ленинское тело оказалось выключенным из нее. Постсоветское российское государство не закрыло мавзолей, но резко сократило его финансирование. На протяжении последних 25 лет однозначного решения о судьбе тела Ленина так и не было принято. Сегодня оно остается в мавзолее в публичном доступе, а лаборатория продолжает работать. Конец советской системы не привел к автоматическому уничтожению этого тела, не превратил его в застывший разлагающийся труп, но при этом и не сделал из него искусственную куклу.

Шокирующие подробности из прошлого Европы. Как связаны казалось бы совершенно разные явления: огромные хранилища человеческих костей в парижских катакомбах, святые мощи в церквях, заражение человека плесенью и грибами, алкогольные обряды и окуривание ладаном? Фото- и видео-материалы 18+.

Для большинства людей из стран бывшего СССР (особенно женщин) слово Париж имеет определённое магическое значение. Увидеть Париж и умереть - пословица, известная с советских времён. Похожие чувства возникают у наших людей и в отношении других столиц и городов Европы. Создаётся впечатление, что Европа - это эталон чистоты, аккуратности и порядка.
К сожалению, это только впечатление. Вы не задумывались над тем, почему среди европейцев (да и среди американцев тоже) так мало красивых людей, особенно женщин ? У самих европейцев есть поговорка: на немецком (или английском и т.д.) телевидении только одна красивая ведущая, да и то-шведка.
Когда турист приезжает впервые в Париж, то сразу замечает, что любимый цвет одежды тамошних женщин,- чёрный. Вам не кажется это странным?
И почему так пугающе часто наши люди через 1-2 недели после приезда из Европы заболевают нехарактерными инфекциями, от мозговых до кишечных?
Почему именно в Европе бушевали эпидемии чумы, холеры и др., убившие миллионы людей? И почему все мировые войны начинались из Европы? Вы сейчас конечно подумали о первой и второй мировый войнах? Ужасы этих войн всем известны.
Малоизвестен тот факт, что в 30-летнюю войну (1618-1648) погибло 75% населения Европы. Тридцатилетняя война - это первый в истории Европы военный конфликт, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны, за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.
В этой статье я постараюсь объяснить причины этих несчастий европейцев. И причины эти как правило спрятаны под землёй...

Опасность, исходящая из-под Парижа

Под Парижем существует сеть извилистых подземных туннелей и пещер. Общая протяжённость их - около 280 километров.
Вы не поверите, но в этих тоннелях покоятся останки почти шести миллионов человек! Причём черепа и кости этих людей открыто лежат на деревянных настилах или просто на бетоне, соприкасаясь с воздухом, который потом через множество отверстий поднимается на поверхность земли. И этим воздухом дышат парижане и гости французской столицы.
Немного истории парижских подземных катакомб.
До девятого столетия большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег. Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для добычи известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города - это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.
Парижане в шутку называют всю эту подземную систему "Залежами супового набора".
Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов из существующих 280 км.
На фото ниже-схема парижских катакомб. Извилистые участки - старая система (конец XVIII века), прямые - новая (середина XIX).


Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (ориентир - знаменитый лев работы скульптора Бартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в парижские катакомбы.

Карта подземных разработок Парижа


Узкая винтовая лесенка, ведущая на отметку 10 м.


Подвалы многих парижских домов, стоящих вверху, соединены с системой катакомб.


Один из штреков с выходом в подвал дома наверху


В конце коридора видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где-то рядом поездов.


Небольшой музей скульптур. Еще во время активной добычи, многие каменоломщики выражали свое творчество в виде маленьких скульптур или миниатюрных постройках


Миниатюрная копия дворца Пор-Маона, расположенного на одном из Болеарских островов


Поскольку к середине XVIII века кладбище Невинных (функционировавшее с XI в.) стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, однако священники выступали против закрытия. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.
В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот.
Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.
Далее в этой статье будет много нелицеприятных фото , но без них трудно понять откуда берётся всё то огромное количество скрытых инфекций, которые постоянно угрожают здоровью жителей Европы и туристам.

Массово катакомбы заполнялись во времена эпидемий чумы и холеры, а располагались они всегда в центре городов или недалеко от центра- в этом основная угроза.

За этим колонником начинается оссуарий - захоронения с Парижских кладбищ, доступные для просмотра

Один из фактов истории катакомб: Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать катакомбы, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.

С кладбища Сен-Бенуа сюда переместились кости сказочника Шарля Перро. Литературный мир также "представлен" в подземельях костями Рабле (прежде захороненного в монастыре Августина), а также Расина и Блеза Паскаля (ранее они покоились в Сен-Этьен-дю-Мон).

Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение - 60 евро.

Табличка на колонне справа гласит о дате захоронения.



Выход из оссусария

Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина - подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 года уровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.
Видео о Парижских катакомбах:

Другие европейские массовые хранилища черепов и костей

Практически в каждой стране Европы (кроме Швейцарии и скандинавских стран) есть крупные катакомбы, в каждом из которых хранятся черепа и кости десятков и сотен тысяч давно умерших европейцев.
Самым неприятным для здоровья в отношении скрытых инфекций является тот факт, что особенно массово катакомбы заполнялись во времена эпидемий чумы и холеры, а располагаются они всегда в центре городов или недалеко от центра.
Катакомбы под собором святого Стефана (Вена, Австрия)
В прекрасной Вене находится замечательный собор Святого Стефана – одна из главных достопримечательностей города. Но мало кому известно, что этот ста сорока метровый гигант в буквальном смысле воздвигнут на тысячах человеческих тел. Вы можете сами в этом убедиться, если зайдёте в катакомбы, которые находятся непосредственно под собором.


История национального символа Австрии начинается еще в 1137 году, когда на его месте маркграф Леопольд IV заложил первую церковь. Она была построена на месте древнего кладбища, оставшегося еще с римских времен. В Вене долгое время было принято хоронить своих усопших не рядом с церковью, а под ней – в катакомбах. Массовое захоронение здесь началось во время эпидемии бубонной чумы, в 1732 году.

Всего в соборе похоронены 72 члена Габсбургской династии, а в восточной части собора находится подземное кладбище, гдележат кости около 11 тысяч человек .
В катакомбах хранятся останки бывших архиепископов и правителей Австрии, например, Фредерика III, Императора Святой Римской Империи. В старой части, в Комнате Герцогов, хранятся заспиртованные органы членов Императорской семьи (в том числе и монарший желудок Императрицы Марии Терезии), их сердца в серебряных сосудах расположены в церкви Св. Августина, а бальзамированные тела - в церкви Капуцинов.
В 1735 году, во время одной из эпидемий, для того, чтобы предотвратить распространение чумы, близлежащие кладбища освободили от захоронений и тысячи гниющих, полуразложившихся трупов бросили в катакомбы Штефанцдома. Это стало началом «общественного кладбища» под собором. Сорок лет в его подземельях хоронили жителей Вены, знатных и не очень. Когда мест не хватало, сгоняли заключенных тюрем, и они разбирали старые трупы по частям, соскабливали плоть с костей, сортировали, мыли и складывали штабелями по отдельности - там берцовые кости, там ребра, там ключицы … Однако, свою работу они так и не закончили - то тут, то там за решетками можно увидетьгруды неотсортированных костей.

В конце концов, места стало не хватать катастрофически, да и запах от 11 000 гниющих трупов под собором стала настолько невыносимой, что невозможно было проводить церковные службы, поэтому специальным указом в 1783 году по указу Иосифа II подземный некрополь был закрыт.

Правда, в начале девятнадцатого столетия катакомбы открыли для посетителей. В настоящий момент из-за того что в соборе никто ничего не реставрировал с XVIII века, мрачные, склизкие стены и соответствующий запах прилагаются. Кучи костей за решеткой, издающие мерзкое зловоние - это останки жертв бубонной чумы.
Катакомбы Рима (Италия)

Катакомбы в Риме - одни из старейших на Земле. Они в появились в 1 веке и были созданы для захоронения евреев и христиан. Историкам известны 6 еврейских гробниц и около 40 христианских.
В Древнем Риме были запрещены захоронения в пределах города. В то время, как язычники кремировали тела умерших, христиане организовывали подземные кладбища.
Катакомбы были вырыты под домами нескольких зажиточных христианских семей. Первые подземные гробницы под Римом построили евреи. Христиане последовали их примеру только во 2-м веке.

Особенно разрослись катакомбы во II и III веках. Когда в 313 году гонения христиан прекратились, они практически перестали хоронить умерших в подземных катакомбах. Однако паломники приходили сюда для поклонения.
После того, как катакомбы были разграблены германскими варварами в начале 9 века, мощи христианских мучеников и святых были перенесены в городские церкви. А когда-то располагались в Риме, на Аппиевой дороге (Via Appia Antica), начиная с Catacombe di San Sebastiano, в принципе, катакомбы там и сейчас есть, но все самое ценное было давно вынесено. В конце концов про подземные туннели забыли.

Обнаружены они были в ходе раскопок в XVII веке.

В наши дни путешественники со всего мира, посещая Рим, имеют возможность изучить протянувшуюся более чем на 600 км сеть катакомб. Подземные лабиринты располагаются на пяти этажах. Украшенные росписями гробницы, являются самыми ранними образцами христианского искусства. На стенах туннелей сохранились картины, на которых изображена жизнь христиан во II веке.

Римские катакомбы были полны скелетов, украшенных драгоценностями. Со временем они были разграблены и оказались в скандинавских землях, вероятно после вторжения скандинавских варваров в Рим в 4-м веке.

Мощи, украшенные драгоценностями, золотом и регалиям, были найдены в римских катакомбах 17-го века на границе между Германией и Чехией. Когда существовала Римская Империя, то её влияние распространялось и на эти земли, поэтому неудивительно, что на этих территориях сохранилось множество подобных римских сооружений.

Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini, Rome, Via Veneto, 27 - (Piazza Barberini) неподалёку от фонтана Тритона, Рим (Италия).

В общей сложности в склепе под церковью собраны кости приблизительно четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг ., которые расставлены и развешаны в шестикомнатном склепе под церковью.

Это больше, чем просто погребальная камера: монахи расставили останки своих братьев в причудливой мрачной манере: из костей и черепов тут сложены люстры, ими выложены арочные проходы и настенные "украшения".

После постройки церкви со старого кладбища ордена капуцинов, располагавшегося в районе фонтана Треви, были перенесены кости захороненных там монахов.


В пятом зале размещён скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Оформление крипты в духе барокко послужило прообразом костехранилища в чешском Седлеце (ниже).
Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) - погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, Италия .

Здесь в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной элиты - духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий - скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют "композиции".

К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем - настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии. В центре часовни в стеклянном гробу находится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её смерть, обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело хорошо сохранилось. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом и облачали в лучшие одежды. Часть тел помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.

Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки.

Часовни, церкви, склепы, а внутри находятся тлеющие кости, которые соприкасаясь с окружающим воздухом излучают опасные пары. Споры плесени попадают в лёгкие людей

Вы подумали, что всё вышеописанное и есть самое страшное из нависающей над Европой инфекционной угрозы? Нет! Далее будет описана опасность ещё более близкая к европейцам и туристам Европы.
В Европе (как и в других католических странах) в часовнях и церквях почти всегда находятся открыто стоящие каменные склепы, в которых лежат кости давно умерших известных людей . Как правило склепы - это каменные плиты, неплотно лежащие друг на друге. И лежащие внутри медленно гниющиекости соприкасаются с окружающим воздухом . Эти пары попадают в лёгкие людей, посещающих эти религиозные заведения.
Также в Европе существует широко распространённая традиция хоронить людей не под землёй, а в фамильных склепах , где кости умерших покоятся в забвении многие годы, зачастую и сотни лет. В склепах кости усопших также лежат под плитами. И родственники, посещая склеп, вдыхают застойный воздух склепа. Количество фамильных склепов по всей Европе, США, Западной Украине и в др. странахисчисляется сотнями тысяч .
Фамильный склеп Габсбургов, расположенный под церковью ордена капуцинов (Kapuzinerkirche) в Вене на площади Новый Рынок (Neue Markt), расположенного недалеко от императорского дворца Хофбург.

Церковь знаменита своим Императорским склепом, где покоятся

императоры из рода Габсбургов и члены их семей. Склеп основан в 1617 г. Анной Тирольской, женой императора Маттиаса. В склепе 12 императоров, 19 императриц (включая Марию-Луизу, вторую жену Наполеона) и многие другие члены семьи Габсбургов (всего 137 человек).
Кроме Габсбургов, в Императорском склепе погребена также одна дама, к династии не принадлежавшая - графиня Каролина Фукс-Моллард, любимая воспитательница Марии Терезии. Кроме того, в склепе есть 4 урны с забальзамированными сердцами покойных.

Всего 138 захоронений.
Саркофаг Марии Терезии двойной: покоится там вместе со своим супругом Францем Стефаном I. Четыре фигуры по краям саркофага символизируют Австрию, Венгрию, Богемию и Иерусалим (Габсбурги были титулованными королями Иерусалима).
Последнее погребение в склепе Капуцинов произошло 16 июля 2011 года, когда в нём был похоронен умерший в 2011 году последний кронпринц из дома Габсбургов Отто фон Габсбург.
Саркофаги, стоящие внутри Берлинского кафедрального собора

Гальштатская часовня в Австрии.

Гальштат – коммуна в Верхней Австрии, которая входит в состав округа Гмунден. Изображённые разрисованные черепа- это часть очень древней традиции,которая до сих пор практикуется в Австрии и Баварии.

Через 20-30 лет после погребения, телоизвлекается из могилы, череп скоблится, выбеливается, полируется и разрисовывается крестиками, листьями, цветочками, а потом на него записываются данные о его прежнем владельце - имя, профессия, дата смерти и так далее. Зачем всё это делается и почему такая странная традиция?
Всё очень просто: дело в том, что в многих местах в Альпах хронически не хватало земли, поэтому придумали экономичное решение - прежний покойник извлекался, а на его место хоронили нового. Вот такая "экономичная" альпийская традиция.
Действительно, в Австрии за то, чтобы "полежать в земле " нужно платить за аренду земли. Сколько родственники могут платить, столько покойник и лежит. Потом их выкапывают и черепа сохраняют. Есть могилы, которые через 100-200 лет вскрывают за "неуплату".
Склеп королевской семьи Орлеан, находящийся в городе Dreux (Франция).

Склеп Седлец (Kostnice Sedlec), Кутна Гора в Чехии
Этот склеп представляет собой не просто аккуратно уложенные останки людей, а тщательно проработанные элементы "декора", такие, как люстры, гербы, гирлянды. Склеп расположен в небольшой римско-католической часовне, под кладбищем церкви Всех Святых.

Официальная история этого массового захоронения такова. В 1278 году местный аббат, возвращаясь из дипломатической миссии из Иерусалима, взял с собой для монастырского кладбища щепотку святой земли с Голгофы. Кладбище быстро стало популярным у жителей городка, т.к. все хотели, чтобы их родственники покоились в святой земле. Особенно много захоронений было в 1318 году, после эпидемии чумы – в тот год похоронили более 30 000 человек.
В какой-то момент постоянно растущее кладбище и нехватка мест на нём послужило причиной того, что при новых захоронениях старые скелеты выкапывали и складывали в специальных часовнях при монастырях – костницах. Так освобождали места для новых покойников. И таким образом там скопилось 6 огромных пирамид костей. В 1784 году по распоряжению императора монастырь был закрыт, а его имущество и земли купили Шварценберги. Новым хозяевам не понравилась планировка и груды костей, и они попросили Франтишека Ринта, мастера резьбы по дереву, воплотить что-нибудь в готическом стиле.
Ф.Ринт, с помощью хлорной извести, очистил кости от остатков плоти и сделал то, что вы видите на фотографиях. А именно – герб заказчика, люстру, дарницы рядом с алтарём, огромные вазоны из костей, и различные мелкие украшения.

Герб "заказчика".

Копия герба заказчика, сделанная из костей. Даже голова турка, выклевываемая вороном, присутствует.

Люстра, в которой Ринт использовал абсолютно все кости человеческого скелета: копчиковые кости, черепа, фаланги пальцев и т.д.

На стене справа от входа автор оставил автограф, естественно тоже из человеческих костей. На эту работу у него ушли по разным данным останки от 40 000 до 50 000 человек. Даже год, в который была оформлена церковь, и подписи дизайнеров выполнены из мелких человеческих костей.

Неиспользованный строительный материал – пирамиды из костей, аккуратно сложены тут же в церкви.

Костниц было достаточно много в Чехии, как собственно и в других государствах Европы. Та, что в Кутна Горе, отличается оригинальным дизайном, не присущим другим костницам, где просто хранили человеческие останки.
Здесь всегда полно людей, естественно вдыхающих воздух, насыщенный парами, исходящими от человеческих останков.

Capela dos Ossos (в переводе - «Часовня костей»), Эвора, Португалия Капелла душ Ossos, является одним из самых известных подобных заведений. Часовня была построена францисканскими монахами в XVI веке.

Этот зал смерти был сооружен рядом с церковью Святого Франциска. Часовня состоит из черепов и костей 5 000 монахов, а 2 целых скелета висят прикованные цепями к потолку . Их личности остаются неизвестными.

Над входом милый и как бы зовущий девиз: «Наши кости ожидают, когда к ним присоединятся твои».

Часовня состоит из трёх пролетов 18,7 метров длиной и 11 метров шириной. Свет проникает через три небольших отверстия слева. Её стены и восемь столбов оформлены тщательно упорядоченными «узорами» костей и черепов, скреплённых цементом. На крыше часовни написана фраза «Melior est die mortis die nativitatis» («Лучше день смерти, чем день рождения»).

История создания Капеллы Костей в Эворе чем-то схожа с чешским аналогом Костницы. Те же чума, холера, войны и просто инквизиция внесли огромный вклад в местное кладбище, поскольку монахи-фрацисканцы при повторных захоронениях выкапывали предыдущие остатки и складировали их в церковном подвале.

Так же как и чехам, португальцам горы из костей стали мешать и они решили их пустить в ход, с той лишь разницей, что монахи просто вмуровали черепа и кости в стену, в отличие от художеств чехов.

Церковь на сегодня посещаема, но, говорят, что тяжкий трупный запах не располагает к продолжительной экскурсии.
Часовня Czermna, Польша

Часовня была построена в 1776 году приходским священником Вацлавом, который следил за тем, чтоб кости 3 000 человек располагались ровно по стенам. Под полом этой часовни находится захоронение 21 000 человек, погибших во время Тридцатилетней войны (1618-1648), а также из-за холеры и голода.

Сан-Бернардино алле Осса, Милан, Италия. Этот склеп относится к 1210 году, ко времени, когда соседние кладбище больницы было переполнено. Склеп был построен для хранения костей. Церковь была присоединена к склепу в 1269 году, но в 1712 году была сожжена. В 1776 году на том же месте была построена более крупная церковь.


Причины этого явления

Так в чём же причины такой на первый взгляд странной привязанности к костям умерших людей? Почему на Западе так модны изображения черепа на верхней одежде ? И почему большинство американских президентов являются членами тайного общества "Череп и кости" . Перечислять эти казалось бы странные совпадения можно долго.
Давайте разберёмся в причинах данного явления. Они имеют вполне медицинское объяснение.
В человеческом организме около 100 триллионов бактерий . Благодаря жизнедеятельности полезных бактерий, которых насчитывается около 400 видов, образуются очень нужные человеку вещества: аминокислоты, из которых строятся кожа, ногти, волосы, мышцы, а так же витамины группы В, витамин К, янтарная, молочная кислоты и т.д.
Интересно, что в здоровом теле бактерии полностью отсутствуют только в мочевом пузыре и нижних отделах лёгких. Самым представительным участком кожи человека оказалась, как ни странно, не подмышечная область и не паховая, а сухая ладонная сторона предплечья – здесь обнаружено 44 вида бактерий.
Но рекордсменом по видовому разнообразию бактерий является ротовая полость. Здесь обитает около 200 видов бактерий.

Бактерии со жгутиками

Бактерии – это одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры от 0,1 до 28 мкм. Подвижность бактерий обусловлена наличием жгутиков, которые способны вращаться с невероятной скорость - до 3000 об/мин. Инфекционные болезни чаще всего имеют бактериальную природу. Эти бактерии воспринимают человеческий организм как объект для питания, и при попадании в тело человека способны плодиться с невероятной скоростью, быстро захватывая весь организм. С болезнетворными бактериями у иммунитета человека есть только два способа борьбы:

1. Собственные полезные бактерии, а также клетки крови, приспособленные для борьбы с враждебными бактериями, а именно лейкоциты, тромбоциты и т.д. Но проблема в том, что когда в питании человека преобладают углеводы (крупы, хлеб, овощи, фрукты и т.д.), то соки человеческого тела (в первую очередь инсулин), нейтрализующие сахара, также губительно действуют и на полезную флору. Т.е. происходит аутоимунный процесс: в кишечнике сжигаются как сахара, так и слизистая пищеварительного тракта. В результате постоянного раздражения инсулином кишечника слизистая пищеварительного тракта деградирует и покрывается тонким слоем твёрдой желеобразной слизи. Это и есть настоящая "зашлакованность кишечника". С этого момента полезным бактериям уже негде поселяться, т.к. любимым местом их жизни являются места между сосочками, покрывающими весь пищеварительный тракт. И тогда единственным помощником иммунитета в борьбе с болезнетворными бактериями становятся... грибки, а точнее – плесень.
2. Антибиотики – это плесень в концентрированном виде. И только плесень способна с успехом бороться с любыми бактериями. Антибиотики были открыты англичанином Александром Флемингом в 1929 году.

Микробиолог Александр Флеминг (1881–1955) в лаборатории

В бактериальную культуру, которую Флеминг выращивал в лаборатории, случайно был занесен грибок Penicillium notatum. Ученый заметил, что вокруг грибка бактерии не растут. По всей видимости много веков назадэто же заметил один из служителей церкви. Далее видимо было замечено, что эффективнее всего воздействуют на инфекции те грибки, которые выращены на человеческой плоти. И лучше всего для этого подходили кости человека.
Это сейчас у человека есть выбор лекарств в борьбе с инфекциями, а в прошлые века у человека не оказалось другого выбора, кроме как вдыхания плесени.
В те времена кости человека обжигались в печи, стерилизовались уксусом и затем оставлялись на год в закрытом помещении с ограниченным поступлением свежего воздуха. В течение года кости насквозь пропитывались плесневелыми грибками. При малейшем движении воздуха споры грибков взлетали в воздух и с дыханием попадали в лёгкие людей. В лёгких грибок быстро размножался и попадал в кровь. И уже в крови плесень как и любой другой антибиотик убивал болезнетворные бактерии. Иммунитет человека воспринимает грибки как болезнетворного агента и естественно включается в борьбу с грибковой флорой, стараясь вывести плесень. Но еженедельный приход в церковь по воскресеньям всё время подпитывает грибковую флору человека.

К сожалению, грибки не только успешно борятся с бактериями, но и вызывают ускоренное старение человека и такие небактериальные болезни как рак, инсульт, инфаркт. Происходит этого из-за того, что плесень, укореняясь в пищеварительном тракте (где всегда есть питание и жидкости), пускают внутри сосудов и вдоль нервных волокон свой мицелий, постепенно заполняя внутреннее пространство сосудов и сужая их просвет.

Тромбы, являющиеся причиной инфарктов и инсультов, – это не что иное как грибковый мицелий, утолщившийся на перекрёстках сосудов .

Мицелий гриба обволакивает клетки крови, постепенно сужая
просвет сосудов

Плесень на костях

Что самое интересное, у человека появляется зависимость к этому еженедельному вдыханию плесени. Он привыкает к этим иммунным перепадам, но при этом у человека не появляется желание, например, пить алкоголь.
Но европейцы пошли ещё дальше в этой зависимости от плесени. Они изобрели плесневелый сыр, который быстро стал дорогим и популярным "деликатесом". И действительно, если у человека имелись бактериальные инфекции, то приём в пищу сыра с плесенью действительно улучшает самочувствие. Даже у современных людей, поэтому он так популярен и сейчас. Но у здорового человека такой сыр способен вызвать серьёзное заболевание.

Зелёная плесень в сыре "Рокфор"

Зелёная плесень на хлебе

В скандинавских странах, где в огромных церковных храмах 9 месяцев в году холодно, споры грибков не достаточно активно плодятся, поэтому этот эффект ослаблен. И именно поэтому на мой взгляд в скандинавских государствах так распространён алкоголизм. Как собственно и в православных странах, но в этих странах ситуация другая. Православные священники, понимая, что славяне не воспримут манипуляции с костями предков , пошли по другому пути. Роль "антибиотика" в православных церковных помещениях выполняет дым ладана.

Церковный ладан – это сложная 4-компонентная древесная смола. Главным компонентом является смола, получаемая с деревьев рода Босвеллия, Ладанного дерева (лат. Boswellia sacra, Boswellia carterii и др. из семейства Бурзеровых (лат. Burseraceae), растущих на Аравийском полуострове и в Восточной Африке. Вторым компонентом стала смола стираксового дерева (растет в Восточной и Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америке). Третьим стал Халван, или гальбанум, сок, который добывают из стеблей высоких растений семейства зонтичных Ferula gummosa и Ferula rubricaulis, растущих главным образом в Иране и других странах Ближнего Востока. Четвёртый и последний компонент - ониха (опуспа), в переводе с греческого означает ноготь. Ониха - это крышечка, закрывающая устье раковины одного вида морских улиток, которые водятся в Красном море. При сжигании эти пластинки дают довольно резкий запах, похожий на мускус и амбру. Аэродинамические расчеты показывают, что размер микрочастиц дыма при сжигании ладана меньше 1 мкм, и с потоком воздуха они попадают в альвеолы легких, а оттуда прямо в кровоток. Более крупные частицы в легкие бы не попали , поскольку они срываются с аэродинамических линий в зоне воздушных завихрений в трахеях и налипают на их поверхность. Т.е.вдыхание масла церковного ладана подобно уколу прямо в кровь.

Святые мощи – загубленные Души

5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент - вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

"Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота."
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.