Анализ сказки «Журавль и цапля. Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока

Мы вспомнили, какие бывают сказки. А теперь обратимся к сказке о животных.

Сказки о животных – самые древние сказки.Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой предстаёт перед нами лиса? каков заяц?

Откроем учебник на стр. 40. Мы сейчас послушаем сказку «Журавль и цапля» в исполнении заслуженной артистки России Е. Санаевой.

(фонохрестоматия к учебнику )

Возьмите карандаш, следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).

Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным?

Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

Помогает ли нам музыкальное сопровождение зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку?

Какие непонятные слова и выражения вы отметили?

Послушаем сообщение о выражении «семь вёрст». (См. Приложение 1 ).

Сосчитайте, в скольких километрах друг от друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.

А теперь прослушаем сообщение о фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».

Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой»?

Поблагодарим ребят за интересные сообщения.

Ребята, а для чего мы объяснили непонятные слова?

А теперь немного отдохнём.

А теперь мы сравним два текста: художественный и научный. Прочитайте сначала описание серого журавля из научной статьи (См. Приложение 2 ). А затем прочитайте художественный текст-сказку. Обсудите вопросы в паре, найдите на них ответы. (Слайд 4 :Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте? Выпишите из текста сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний облик журавля.)

Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ?

Какие вы нашли слова в научной статье, подчёркивающие именно эту черту?

Посмотрим, как создаётся описание журавля в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?

Сравним описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?

Каким вы представляете журавля? Опишите его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв, серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый, пришёл просить прощения…)

В сказке нет описания внешности цапли. Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии,и сравним, чем отличаются журавль, цапля и аист.

А теперь обратимся к изобразительному искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В. Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.

Продолжим анализировать сказку.

Обратимся к тексту сказки. Вспомним особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение 3 ).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.

Сделаем выводы. Как закончилась сказка?

Совпадают ли желания журавля и цапли?

Что такое «согласие»?

Вспомните из своего опыта: были ли у вас моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите примеры.

Почему птицы не пришли к согласию?

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. (И.Крылов.Басня «Лебедь,рак и щука»).

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?

Почитаем сказку выразительно по ролям, попытайтесь передать характеры персонажей.

Дайте оценку выразительного чтения одноклассников. Понравилось ли вам чтение?

Удалось ли передать черты характера персонажей?

Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3 ).

Каковы жанровые особенности сказки о животных?

К какому жанру относится эта сказка? Докажите.

Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы для себя сделали?

Вспомним цели нашего урока (слайд 2 ). Достигли ли мы их?

Задание на дом по выбору:

  • Пересказ сказки «Журавль и цапля».
  • Пересказ любой из прочитанных сказок о животных.
  • Составление письменного ответа на вопрос «Мои любимые сказки о животных».

По желанию:

  • Просмотр мультфильма «Журавль и цапля» (режиссёр Юрий Норштейн, 1974г.)

Иллюстрации к сказке.

Организует оценивание работы обучающихся на уроке.

А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Заполните карточку (См. Приложение 4 ).

Итак, мы познакомились со сказкой о животных, которая учит нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других. Надеюсь, что после этого урока вы станете доброжелательнее друг к другу и другим людям.

Поблагодарим друг друга за работу!

Басня «Журавль и цапля» довольно занимательная, даже несмотря на то, что она небольшая по объему и абсурдная по содержанию. Но мы ее разберем. Остановимся на авторе сюжета, вернее на том, кто ее пересказал, и рассмотрим мораль истории. Но сначала сюжет.

О чем речь?

Сначала в сказке появляется сова, которая никакого отношения к дальнейшим событиям не имеет. Она летает, потом делает остановку, крутит головой и хвостом, потом снова продолжает путь, и это действие бесконечно замкнуто. Может быть, это какая-то метафора? Например, закольцованности будущего действия сказки? Не исключено. Однако оставляем присказку в покое. Сказка еще философичнее и психологичнее.

Напоминаем, что мы анализируем басню «Журавль и цапля». Крылов И. А. к ней никакого отношения не имеет, она дошла до нас благодаря В.И. Далю, именно он ее пересказал.

На болоте, в разных его концах, построили журавль и цапля избушки. Сидел журавль и тут понял, что одиночество его тяготит, поэтому задумал жениться. Так как в округе не такой большой выбор невест, он отправился на другой конец болота свататься к цапле. Пришел журавль и без всяких предисловий спрашивает у своей потенциальной жены, не видит ли она в нем своего супруга. Цапля сказала, что он ей совсем не подходит и он не герой ее романа, пусть отправляется к себе, пока ветер без камней. Думаете, это конец басни «Журавль и цапля» (Крылов к ней отношения не имеет)? Ошибаетесь.

Пока журавль был еще в пути, цапля передумала и посчитала, чем одной жить, уж лучше с журавлем, а что? Он парень (или птица) видный. Теперь она уже к нему пошла, и он ей говорит, чтобы она отправлялась домой. Потом уже он сожалел о своем решении и пошел к ней свататься, а она ему дает ясно понять, что он снова опоздал. Самое интересное, что сказка не имеет конца, потому что, по мнению рассказчика (народа), птицы на болоте так и ходят друг к другу, разыгрывая абсурдную пьесу трагической нестыковки друг с другом.

Жан-Поль Сартр и народное творчество

Басня про журавля и цаплю рассказывает печальную историю, грустна она прежде всего своей безысходностью. У французского философа-экзистенциалиста есть пьеса «За закрытыми дверями», и вот там прозвучала эпохальная фраза: «Ад - это другие». Наша народная сказка о том же самом. Цапля и журавль медленно поджариваются на огне собственной разобщенности. А чему еще учит басня "Журавль и цапля"? Мораль ее богата. Например, влюбленные могут извлечь уроки из истории. Остановимся на этом подробнее.

Одиночество - это не лучший стимул для отношений

Представьте, если бы у журавля был выбор шире, а все птицы-девочки красивы и замечательны, понадобилась бы ему эта странная женщина-цапля, которая поселилась так далеко от него (7 верст они преодолевали, пока ходили друг к другу)? Конечно, нет! Басня четко предостерегает читателей не ставить на одиночество. Но кто-нибудь слушает? Опять-таки нет. Все еще существует определенная категория женщин, которые считают, что муж должен быть, причем любой, даже не самого лучшего качества.

Выбирать человека лучше, опираясь на общие интересы

Читатель скажет, что все это банальности какие-то. Кто этого не знает? Знают-то, может, и все, но мало кто следует. Семья - это не только общий быт, но и разговоры. А у героев басни нет общих интересов, кроме их одиночества. Но это сомнительный аргумент в пользу отношений с кем бы то ни было.

Выбирать спутника жизни нужно не по инстинкту (не путать с любовью). Слепая страсть может сильно осложнить жизнь человеку. Стоит подумать, можно ли с партнером о чем-то поговорить, хороший ли он собеседник, есть ли у мужчины и женщины общие темы. Все угаснет, тело потеряет силу, вечен только дух, он и должен определять выбор партнера, «ведь жизнь кончается не завтра».

Довольно часто встречающийся сценарий, когда люди просыпаются в одно не очень прекрасное утро и понимают, что им 40 или 50, а они живут с посторонним человеком, которому и сказать-то нечего. И тут начинается мистерия, сравнимая с мытарствами цапли и журавля из басни. Нужно ли это? «Думайте сами, решайте сами».

Любовь безальтернативна!

И главное, басня учит, что любовь нельзя ничем заменить. Нужна внутренняя уверенность, желание быть с тем, кого любишь. А если этого нет, то хождения по мукам и поиск могут продолжаться до бесконечности. Текст сказки, конечно, этого не раскрывает, но в реальности возможны и более хитроумные уговоры себя, самообман не менее коварен, чем ложь, исходящая от другого человека. В басне скрыта целая модель жизни пары или человека, только в действительности люди могут меняться, исполняя роль цапли или журавля, а главное действующее лицо (в зависимости от пола) беспрестанно себя уговаривает, дискутирует, просит рассмотреть те или иные резоны.

Нет, нет и еще раз нет! Только любовь! Нельзя сдаваться на милость одиночества, нельзя поддаваться на самообман и провокации, даже когда они исходят из души самого человека.

Любовь искупит все страдания и мытарства человека. А басня об аде одиночества. Как понял читатель, лучше в него не попадать. Причем боль от изоляции тем сильнее, чем больше надежд. У каждой птицы были чаяния, что вот на расстоянии семи верст находится выход, но каждое путешествие на край болота снова и снова разбивало их обоюдные надежды. Больше всего сюжет басни похож на древнегреческий миф о Тантале. Герои обоих будут страдать вечно.

Русская народная сказка "Журавль и цапля"

Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого

Главные герои сказки "Журавль и цапля" и их характеристика

  1. Журавль. Парень хоту куда, жених завидный, одинокий, но злопамятный и обидчивый.
  2. Цапля, легкомысленная невеста, часто меняет свое мнение, торопливая и поспешная в решениях.
План пересказа сказки "Журавль и цапля"
  1. Болото, где живут Журавль и Цапля
  2. Журавль сватается
  3. Отказ Цапли
  4. Цапля передумала
  5. Отказ Журавля
  6. Повторение
Кратчайшее содержание сказки "Журавль и цапля" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жили на болоте Журавль и Цапля.
  2. Журавль посватался к Цапле, а Цапля ему отказала
  3. Цапля передумала и просится замуж.
  4. Журавль отказывает Цапле, но раскаивается
  5. Журавль снова просит Цаплю выйти за него замуж.
  6. Так и ходят они друг за другом бесконечно.
Главная мысль сказки "Журавль и цапля"
Поспешность в принятии решений приносит только вред.

Чему учит сказка "Журавль и цапля"
Сказка учит уметь слушать другого человека. Учит не торопится с принятием важных решений. Учит сперва подумать, а потом говорить. Учит уважать других людей и считаться с их мнением. Учит находить компромисс.

Отзыв на сказку "Журавль и цапля"
Мне понравилась эта веселая история, хотя ни Журавль, ни Цапля не являются идеальными. Они слишком долго жили одни, и поэтому им трудно решиться на создание семьи, их пугает ответственность, у них у каждого свои привычки. Но мне хочется верить, что когда-нибудь они договорятся и все у них будет хорошо.

Пословицы к сказке "Журавль и цапля"
Лад и согласие - первое счастье.
Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит.
Спрос не грех, отказ не беда.
Задумал, так не передумывай.
Не спехом дело спорится, а толком.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Журавль и цапля"
На одном болоте жили Журавль и Цапля. Каждый из них построил себе дом, только в разных концах болота.
И вот стало скучно Журавлю одному жить. Решил он к Цапле посвататься. Пошел в гости через болото. Семь верст отмахал, добрался, и просит Цаплю за него замуж выйти.
А Цапля ему от ворот поворот. Не нравится ей жених - и ноги тонкие, и платье короткое, и летает плохо, да еще корми его потом, когда самой еды мало. Прогнала Цапля Журавля, а сама задумалась. А ведь и правда скучно одной. Решила согласиться и пошла к Журавлю.
Приходит и объявляет, что согласна за него замуж выйти. А Журавль сидит обиженный, на Цаплю не смотрит. "Нет, - отвечает, - теперь я не хочу на тебе жениться. Ступай-ка ты Цапля, туда откуда пришла".
Заплакала от обиды и стыда Цапля и домой пошла. А Журавль ей вслед смотрит и думает, что зря отказал, ведь одному и правда не жизнь. И бегом за Цаплей. Догоняет возле дома и просит вернуться, мол согласен он жениться.
Но тут уж Цапля норов проявляет и гонит Журавля прочь. Не нужен ей такой жених непостоянный. Прогнала. а сам думает: "Да что же это я! Сама свое счастье прочь гоню!" И бегом за Журавлем.
Так они ходят друг за другом и поныне, а свадьбы так и не сыграли.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Журавль и цапля"

Урок литературного чтения на тему: «Журавль и цапля»

Цели урока:

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня необычное и интересное занятие, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. При подготовке к уроку мы разделились на группы. Представьте ваши группы.

1группа: Затейники.

2 группа: Знатоки.

3 группа: Художники.

4 группа: Сказочники.

II. Мотивация познавательной деятельности.

Первая группа готовила считалки. Проверим ваши домашние заготовки. Итак, пожалуйста. (Все рассказывают считалки - 5 штук).

К какому жанру относятся ваши тексты?

Какие еще жанры устного народного творчества вы знаете?

Ответы (пословицы, поговорки, загадки, сказки и т.д.)

III. Актуализация знаний.

Прочитайте русские народные пословицы.

О чем говорится в каждой из них?

    Сказка складом, песня ладом красна (сказка ценится мудростью и добротой, а песня красивая, если у нее есть рифма)

    Согласие питает, раздор объедает (Согласие или дружба дает человеку, питает его как растение, а раздор - ссора отделяет, разделяет людей)

    Сказку слушай, а к присказке прислушивайся (присказка готовит к восприятию сказки, заинтересовывает)

Ребята еще раз прочитайте пословицы, подумайте, какие три цели мы ставим сегодня на уроке? В этом вам помогут наши пословицы.

    познакомиться с художественными особенностями сказок

    обсудить, что такое согласие и как можно достичь его

    подумать, чему учит нас сказка «Журавль и Цапля».

Итак, цели поставлены, давайте перейдем к их реализации.

IV. Организация познавательной деятельности.

Какой жанр устного народного творчества поможет нам в работе на уроке? (сказка, открываем учебник на ст. прочитайте тему урока)

А кто такие цапля и журавль?

Вторая группа «Знатоки» подготовила сообщение об этих птицах. Давайте их послушаем.

    Научные статьи о журавле и цапле. Выступление 2 группы.

Третья группа «Сказочники» расскажут нам сказку «Журавль и цапля»

    Первичное восприятие текста. Чтение текста (читают подготовленные ученики по ролям)

    Анализ текста.

Ребята напомните первую цель нашего урока: изучать художественные особенности сказок . Давайте вместе прочитаем еще раз сказку и найдем эти особенности.

    Прочитайте присказку?

    Прочитайте начало сказки?

    Какими словами начинается сказка? Как еще может начинаться сказка? (начало сказки называется зачин)

    Какие необычные выражения встретились? (семь вёрст болото месил, несолоно хлебавший)

Словарная работа

    Объясните значения слова долговязый, воротилась, свататься, по сию пору.

    Замените слово раздумалась другим словом?

    Чем заканчивается сказка? Какими словами? (Окончание сказки последние слова называются концовкой, бывают другие я там был мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало, и жили они долго и счастливо).

Таблица художественные особенности народной сказки (слайд)

    Характеристика героев

Вспомните нашу вторую цель - обсудить, что такое согласие и как можно достичь его.

Сейчас мы поработаем в парах, и вы ответите на вопросы по тексту «Журавль и цапля» (таблица на листочках)

Работа в парах (выбор правильного ответа)

Прослушивание ответов.

Выводы.

    Совпадают ли желания журавля и цапли?

    Так почему же имея одинаковое желания они не смогли жить вместе, дружить? (не нашли общего языка, каждый любил себя, был очень гордый, не смогли договориться)

    Подведение итогов.

1. Перечитаем концовку сказки. Вспомните третью цель нашего урока.

Чему же учит нас сказка? Какие плохие черты героев показаны в этой сказки? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку?

Перед нами стояли три цели, достигли мы наших целей?

    Ребята из группы художников подготовили рисунки «Цапли и журавля». Дайте характеристику цапли и журавля словами из сказки.

    Рефлексия

Только ли о женитьбе эта сказка? Похожие ситуации бывают в жизни людей. Русская народная сказка цапля и журавль научила нас жить в согласии и мире. В каких известных нам авторских произведениях (баснях) звучала такая тема.

Подведем итоги нашей работы: Послушаем слова мудрых людей, как можно оценить поведение «Цапли и Журавля»? Прочитайте высказывание по группам. (Читают мудрые мысли).

Самооценка выберите слова для оценки работы на уроке.