Выставка немецкого художника в эрмитаже. Эрмитаж открывает выставку «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов. «Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову. Судьбы народов»

Высота полета при вертикальной стрельбе находится в промежутке между 1,5 и 5,3 км . Для более точной оценки придется в явном виде учесть сопротивление воздуха.

Из трех предшествующих попыток ответа лишь Василий Шелопаев пока отвечал на заданный вопрос о ВЕРТИКАЛЬНОЙ стрельбе. Действительно, сохранение энергии позволяет приравнять кинетическую энергию пули в момент вылета из ствола и изменение (прирост) ее потенциальной энергии в точке максимального подъема. Отсюда можно найти предельную высоту полета, зная скорость вылета пули . На самом деле такой ответ будет оценкой сверху , так как реальная высота окажется ниже (значительно ниже?) из-за трения о воздух.

Но можно зайти и с другой стороны. Зная "предельную дальность полета пули" (в горизонтальном направлении) - d, можно поделить ее на 2 и использовать результат как оценку (вероятно, оценку снизу ) высоты полета при стрельбе вертикально вверх.

Предельная дальность в безвоздушном пространстве (сопротивлением воздуха пока пренебрежем) достигается при угле в 45 градусов. При таком угле вертикальная и горизонтальная компоненты скорости вылета пули равны друг другу, а на полет вверх используется половина кинетической энергии. В середине траектории "вертикальная" половинка кинетической энергии снизится до нуля (с этого момента пуля начнет падать). Это дает связь времени полета к этому моменту и "вертикальной" компоненты начальной скорости (V=gt). В горизонтальном направлении за это время пуля пролетела расстояние d/2 с постоянной горизонтальной скоростью V (отсюда Vt=d/2); напомню, что при выстреле горизонтальная и вертикальная скорость были равны друг другу. Вверх к этому моменту пуля поднялась на высоту gt*t/2=Vt/2=d/4. То есть, половины полной кинетической энергии пули хватило для подъема на высоту d/4, а полной энергии (стрельба вертикально вверх) хватило бы для подъема вдвое выше - до d/2.

Предельная дальность полета пули в справочниках дается для реальных условий (с учетом атмосферы). При этом оптимальный угол стрельбы будет меньше 45 градусов и имеется трение о воздух. Для той же предельной дальности полета потребуется более высокая начальная скорость вылета пули (и, соответственно, более высокая кинетическая энергия). При вертикальной стрельбе с более высокой энергией вылета, d/2 становится оценкой снизу в случае безвоздушного пространства. И, вероятно, даже при наличии атмосферы.

Вячеслав Кузьмин указывает предельную дальность полета пули в 3 километра. Оценка снизу для вертикального полета равна половине этой величины, то есть 1,5 км. Оценка Василия Шелопаева (оценка сверху) - 5,3 км (арифметику не проверял).

При беглом чтении мне показалось, что у Андрея Чжао шла речь о горизонтальной дальности (как у Вячеслава Кузьмина). На самом деле текст Чжао не давал оснований для этого заблуждения. Приношу Андрею извинения за необоснованную критику. Единственное утешение - результат Чжао для 89° и впрямь оказался между половиной табличной предельной дальности и оценкой Шелопаева. Хоть в этом я не ошибся, хотя и потратил время зря.

Как явление, или результаты выстрела в воду рассмотрим в двух аспектах.

Первый аспект — с точки зрения выживания, то есть наличие возможности спастись от пули под водой .

Второй аспект — с точки зрения безопасности, то есть вероятность и опасность возникновения рикошета пули при выстреле в воду.

Опереться, здесь, можно на исследование Центра независимых экспертиз на автотранспорте, «ЦНЭАТ», в г. Самара, результаты которого были опубликованы в 2006 году.

Интерес представляет и исследование «разрушителей легенд» на телеканале «Дискавери». В нем немного «статистики», но оно наглядно и хорошо иллюстрирует возможность спастись от пули под водой при выстреле в воду.

Прежде всего следует заметить, что из-за высокой плотности воды, при выстреле в воду, пуля испытывает значительно большее сопротивление чем в воздухе и ведет себя не так как при движении в воздушной среде.

При скорости пули уже 100 м/сек. с водной поверхностью она встречается как с твердым препятствием, что и дает возможность спастись от пули под водой.

Вывод этот подтверждается исследованиями, результаты которых, кратко, выглядят следующим образом.

При исследовании в Самасрском ЦНЭАТ выстрел в воду производился из различного стрелкового оружия: — пулемета ПК, автоматов АКМ и АК-74, пистолетов ПМ, Браунинг НР, ТТ их штатными боеприпасами.

У части пуль спиливалась вершинка и формировалась плоская головная часть, так как известно, что экспансивная пуля с плоской головной частью при выстреле в воду ведет себя не так как обычная пуля.

Угол вхождения при выстреле в воду измерялся между вертикалью и направлением полета пули (угол ά на рисунке).

Пороховые газы при выстреле в воду отсекались легкой преградой (цифра 2 на рисунке), так как формируемая ими при близком выстреле полость снижает возможность рикошета.

В результате эксперимента было установлено:

1. Угол выстрела в воду влияет на глубину проникновения пули в толщу воды и возможность возникновения рикошета.

2. При угле выстрела в воду равном 11°40″ в половине случаев рикошет происходит. При изменении угла выстрела в воду соотношение это изменяется в ту или другую сторону.

3. Так, при увеличении угла выстрела в воду частота рикошета увеличивается и при угле 12°00″ он присутствует в 100% случаев.

4. Рикошет не происходит при значении угла 11°15″ и менее.

5. Глубина проникновения пули в толщу воды перед рикошетом составляет 10 — 20 см.

Причины неглубокого проникновения пули при выстреле в воду следующие:

— Вода тормозит пулю даже больше чем дерево твердых пород и останавливает ее очень быстро.

— Некоторое продвижение пули обеспечивается явлением кавитации, когда при высокой скорости в водной среде пуля создает вокруг себя оболочку из пузырьков воздуха и водяного пара — так называемую каверну. При падении скорости каверна схлопывается и пуля тормозится.

— При выстреле под водой пуля движется более или менее прямолинейно пока ее окружают пороховые газы выполняющие роль каверны. При выходе из такой каверны пуля останавливается, практически, сразу.

Поэтому при выстреле под водой даже из такого мощного оружия как пулемет Калашникова и таким мощным боеприпасом как винтовочный патрон образца 1908 года пуля падает на дно на расстоянии 70 — 100 см.

При выходе из полости создаваемой пороховыми газами она, практически, сразу разворачивается, теряет скорость и может изменить траекторию.

Описанные явления и дают возможность человеку спастись от пули под водой.

Несколько по-другому при выстреле в воду ведет себя экспансивная пуля, или пуля с плоской головной частью.

Она либо разрушается, как и положено экспансивной пуле, либо, благодаря плоской головной части эффективно создает кавитационную каверну в которой может проникнуть в водной среде несколько дальше обычной пули.

Этот эффект известен давно. Для его достижения использовались снаряды с плоской головной частью применяемые для повреждения кораблей ниже ватерлинии при боевых действиях на море.

Рикошет. Опасность рикошета при выстреле в воду.

Исследованием ЦНЭАТ в г.Самара установлено, что при выстреле в воду и возникновении рикошета пуля проникает в толщу воды на глубину 10 — 20 см., а затем, выходит на поверхность, сохраняя значительный запас энергии. При этом направление полета ее непредсказуемо. А при выстреле в набегающую волну возможно и возвращение ее в сторону стрелка.

Поэтому стрельба в воду крайне опасна как для окружающих так и для самого стрелка. В наставлении ветеранов мировых войн прямо указывается, что выстрел в воду опасен, так как пули возвращаются. Но это обстоятельство, также, увеличивает возможность спасения от пули под водой.

При эксперименте «разрушителей легенд» на канале «Дискавери» некоторые пули не были найдены. Понятно, что в этих случаях имел место рикошет.

Спастись от пули под водой.

Изложенные факты позволяют сделать вывод, что спастись от пули под водой возможно.

В свою очередь этот вопрос задавали себе и «разрушители легенд», создавая 34 выпуск своей передачи в сезоне 3.

В результате их исследования было установлено, что спастись от пули под водой возможно уже на глубине около 1 метра и более . Это с учетом того, что выстрел перпендикулярно поверхности воды маловероятен. Обычно стреляют в воду под большим или меньшим углом.

Если возможна стрельба перпендикулярно поверхности воды нырять, желательно, глубже. При такой стрельбе у «разрушителей легенд» пистолетная пуля калибра 9 мм. доставала мишень на глубине 2,4 метра.

Кроме того спаснеию от пули под водой способствует преломление света в водной среде при котором предмет, поверхности, виден не там где он находится.

Легче спастись от пули под водой когда вода мутная.

Поможет и то то, что в некоторых случаях при выстреле в воду пули разрушаются. У «разрушителей легенд» это происходило с большинством высокоскоростных (имеющих скорость более 700 м/сек.) пуль.

На этот факт обратили внимание эксперты из ЦНЭАТ.

Они указывают, что в их исследованиях при выстреле в воду отечественные пули, имеющие скорость более 700 м/сек не разрушались.

Это обстоятельство вызывает некоторые сомнения и вопросы. Применение разрушающихся экспансивных пуль при боевых действиях международным законодательством запрещено.

И, даже, если принимать во внимание то, что «разрушители легенд» испытывали гражданское или охотничье оружие так и хочется проверить американские боевые патроны. Уж не жульничают ли американцы, по своему обыкновению?

Но, данном случае, разрушение пули при выстреле в воду увеличивает шансы человека на спасение от пули под водой.

Выводы.

В большинстве случаев спастись от пули под водой возможно.

Выстрел в воду теряет эффективность из-за:

1. Остановки пули плотной водной средой.

2. Рикошета.

3. Или разрушения пули.

4. Преломления света в воде.

5. Мутности воды, исключающей визуальное наблюдение.

Выстрел в воду и движение пули под водой.

On 30th May 2017, for the very first time in Russia, the State Hermitage Museum inaugurates a solo exhibition of one of the most famous contemporary artist, Anselm Kiefer.

Ghost over the Waters

For Velimir Khlebnikov: New Theory of War, Fates of Nations
Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat

For Velimir Khlebnikov, Fates of Nations
Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat

1770 Çeşme 1770-951=819 Normans in France
Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat

New Theory of War – for Velimir Khlebnikov
Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat

Battles at Sea by Velimir Khlebnikov
Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat

Located in the Nicholas Hall of the Winter Palace, the exhibition is organized by the State Hermitage Museum in close collaboration with the artist and in cooperation with Galerie Thaddaeus Ropac, London/Paris/Salzburg. Anselm Kiefer dedicated the exhibition to the great Russian poet Velimir Khlebnikov.

Anselm Kiefer is an artist whose work demonstrates a deep and diverse intellectual reflection. In his oeuvre he faces the themes of history, religion, literature, philosophy as well as the question of memory and heritage. One of the main source of inspiration for Kiefer is world culture in its widest perspective: German history, religious mysticism, antiquity, and Mesopotamian mythology.

Anselm Kiefer was born in 1945 in a little German town called Donaueschingen, a few months before the end of the Second World War. Researching the themes of guilt and pain, which paralyzed his generation, Kiefer, alongside Georg Baselitz and Gerhard Richter, became one of the first artists who blatantly addressed the topics of Nazism and the Holocaust.

In 1980 Kiefer represented Germany at the Venice Biennale. In the following years he had solo exhibitions held at the Kunsthalle in Düsseldorf, the Museum of Modern Art in New York, the Guggenheim Museum in Bilbao, the Royal Academy of Arts in London as well as at the Grand Palais and the Centre Pompidou in Paris. Anselm Kiefer is the only living artist to be part of the permanent display of the Louvre.

According to the German philosopher Peter Sloterdijk, “Anselm Kiefer’s art lodges in a strange spaciousness, as far from horrible as it is from decorative”, – two constants of contemporary art. His pictorial works – extensive, multilayered, three-dimensional – mark the revival of the history painting genre with its key concerns: memory and cultural myth. In a challenging manner, Kiefer explores layers of history by a distinct treatement of materials and texture, colours in his canvases are mixed with dust, soil, clay, rusted metal, straw and dry flowers.

In 1985 he acquired an obsolete roof of the Cologne cathedral: lead sheets became pages of his artist’s books, one of his central means of expression. Delving into the practice of Anselm Kiefer demands a viewer that is prepared for mystic compassion and an immersion into the whirling of rarified intellectual ideas.

In 2016, Anselm Kiefer, inspired by his visit to St. Petersburg, created a new exhibition project specially for the Hermitage Museum. It is in the triadic space of the colossal Nikolaevsky Hall of the Winter Palace that Kiefer chose to display around 30 new works dedicated to the Russian futurist-poet Velimir Khlebnikov (1885-1922).

For Kiefer, poetical production is often a starting point: “I think in pictures. Poems help me with this. They are like buoys in the sea. I swim to them, from one to the other. In between, without them, I am lost. They are the handholds where something masses together in the infinite expanse.”

One of Khlebnikov’s central ideas is that major pivotal naval and terrestrial battles endlessly repeat every 317 years. This foresight was for Kiefer a thread to reflect on themes of war and peace, the fugacity and finitude of all human aspirations and the mercilessness of fate. All the while, the exhibition “Anselm Kiefer, for Khlebnikov” is an ode to the sorrowful beauty of rusted vessels – these relics of wars once instilled fear and are now left at the uttermost points of the earth.

The exhibition is curated by Dr. Dimitri Ozerkov, the Head of the Contemporary Art Department of the State Hermitage Museum, and Nina Danilova, Associate Curator of the same department.

The exhibition is accompanied by a fully illustrated catalogue (both in Russian and English). The catalogue features a foreword by Prof. Mikhail Piotrovsky, the General Director of the State Hermitage Museum, and texts by Dimitri Ozerkov, Ivan Czeczot, Peter Sloterdijk and Klaus Dermutz.

The exhibition “Anselm Kiefer, for Velimir Khlebnikov” is accompanied by a compelling educational program and curated events. It includes meetings with the artist and curators, film screenings, lectures, workshops and public talks.

The exhibition is organized by the Contemporary Art Department of the State Hermitage Museum in the frame of “the Hermitage 20/21 Project” which aims to collect, study and exhibit Contemporary Art. It marks the centenary anniversary of the Revolution in Russia, celebrated in 2017.

Откроется выставка культового немецкого художника Ансельма Кифера «Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову. Судьбы народов». Она пройдет в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», посвященного изучению искусства XX–XXI веков. В экспозиции будет представлено более 30 работ Кифера, вдохновленных творчеством русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова .

Дух над водою. Государственный Эрмитаж

1770 Чесма 1770-951=819 Норманны во Франции. Государственный Эрмитаж

Велимиру Хлебникову. Новое учение о войне. Судьбы народов. Государственный Эрмитаж

Источником вдохновения для Ансельма Кифера всегда была мировая культура, тема памяти и наследия. Поклонник истории, мифов и мистицизма, художник высоко оценил творчество Велимира Хлебникова и посвятил ему серию картин. И проект выставки, расположенной в Николаевском зале, Кифер создал лично, под впечатлением от визита в Санкт-Петербург в 2016 году. Представленные на ней картины «очень петербуржские, осенние. Ветры, холод, промозглая влажность - это наш осенний мир. Это наша погода и наша история», - описывает экспозицию директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Одна из центральных идей поэзии Велимира Хлебникова о бесконечной цикличности судьбоносных военных столкновений стала основой цикла работ Кифера, основой для его размышлений о войне и мире, беспощадности судьбы и мимолетности человеческих надежд. Картины Кифера пронизаны мотивами революции в обществе и революции в искусстве, так как поэт-новатор Хлебников был одним из тех деятелей культуры, кто предсказал год русской революции.

«Эта выставка не всем понравится, - добавляет Михаил Пиотровский. - Она сурова и требует размышления. Она очень серьезна. Белое пространство Николаевского зала только усиливает обыденную трагичность влажных дорог и канав, лесов, полей и перелесков, среди которых затерялись маленькие подлодки, автомобили и книги, над которыми кое-где реет палитра художника. Все это обыкновенно и таинственно одновременно» .

Выставка «Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову. Судьбы народов», организованная Государственным Эрмитажем совместно с Галереей Тадеуса Ропака (Galerie Thaddaeus Ropac, London/Paris/Salzburg) пройдет в Николаевском зале Зимнего дворца с 30 мая по 3 сентября 2017 года.

(Anselm Kiefer , р. 1945) - немецкий художник, скульптор, инсталлятор. Лауреат премии Вольфа (1990).

Биография, творчество

Ранние годы

Ансельм Кифер родился 8 марта 1945 года в г. Донауэшинген (сейчас земля Баден-Вюртемберг), Германия. Его отец работал учителем живописи. Вскоре после рождения ребенка семья уехала небольшое местечко Оттерсдорф, а Ансельм начал ходить в школу в г. Раштатт, которую окончил в 1965 году.

После окончания школы Ансельм Кифер поступил в Университет Фрайбурга, где изучал предварительное законодательство и романские языки. Тем не менее, после 3-х семестров он увлекся живописью и поочерёдно посещал художественные академии Фрайбурга, Карлсруэ и Дюссельдорфа. В Карлсруэ его учителем был Питер Дреер. В 1969 году Ансельм Кифер получил диплом о высшем образовании в области искусств.

В Хорнбахе, 1971-91 (Немецкий период)

В 1971 году Кифер переехал в г. Хорнбах, где в здании бывшего кирпичного завода решил расположить свою студию. Здесь он работал вплоть до 1991 года. Почти все картины т.н. "немецкого периода" были написаны художником в Хорнбахе.

В конце 60-х - начале 70-х годов Кифер создал ряд фотографий, на которых он в военной форме имитировал нацистское приветствие в различных местах Франции, Швейцарии и Италии, призывая немцев помнить и признать потери Второй мировой войны. Позднее, многие и этих фотографий легли в основу одноименных картин художника.

В своем раннем творчестве Кифер работал со стеклом, соломой, деревом, частями растений ит.п. Использование этих материалов делало его художественные произведения крайне хрупкими, о чем сам Кифер, разумеется, был хорошо осведомлен. Художник хотел продемонстрировать материалы таким образом, чтобы они были представлены в их естественной форме. Его ранние работы, несмотря на их эстетическую монолитность, созданы как нечто очень хрупкое, временное. Это также характерно для стиля нео-экспрессионизм. Кроме того, в это же время Кифер начал добавлять различные надписи на свои картины, делая их частью общей эстетики. Подобный прием характерен для всего творчества художника.

В 70-х - 80-х гг. в работах Кифера начали прослеживаться образы и персонажи из немецкой мифологии, взятые в основном из цикла опер Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга". В начале 80-х годов художник создал более 30 картин, названия которых являлись отсылками к произведениям Вагнера. В 1980 году Ансельм Кифер и Георг Базелиц представляли Германию на Венецианской биеннале.

Во второй половине 1980-х годов Ансельм Кифер вернулся к теме критики фашизма и переосмысления современной на тот момент истории Германии. Некоторые работы художника того периода являются реакцией на происходящие в то время событии (например, картина "Густое облако" (1985) является косвенным ответом на противоречия в обществе Западной Германии, вызванные базированием тактических ядерных ракет НАТО на немецкой земле и размещением соответствующих мощностей по переработке ядерного топлива). К середине 80-х годов тематика работ Кифера расширилась до своеобразного художественного анализа роли Германии как цивилизации в развитии общемировой культуры. Его работы стали более скульптурными и начали включать в себя символические элементы связанные не только с национальной идентичности и коллективной памятью, но и с оккультными практиками, теологией и мистицизмом. В 1990 году Ансельм Кифер был удостоен премии Вольфа.

В Баржаке (1991-2008 гг)

В 90-х годах в своих работах Ансельм Кифер начал анализировать универсальные мифы, повествующие об общих вопросах существования и смысла жизни, постепенно уходя от темы национальной идентичности немцев. В 1991 году в жизни художника происходит резкий поворот: он отказывается от своей студии в Хорнбахе, уходит из семьи (на тот момент у Кифера была жена и дети), уезжает из Германии и в следующие годы совершает несколько поездок в Японию, Мексику и Индию. В 1992 году Кифер начинает обустраивать свою новую студию, теперь в коммуне Баржак, Франция. Как и в Хорнбахе для студии он выбирает заброшенное индустриальное здание (в Баржаке это брошенная фабрика по производству шелка). В художественном смысле в этот период (особенно в 1995-2001 гг.) основной темой художника можно считать космос. Кроме того, в этот период Кифер создаёт большинство из своих скульптур. В 1999 году художник стал лауреатом Императорской премии Японии за прижизненные достижения.

В 2002 году в Милане Ансельм Кифер создает серию скульптурных работ "Башни" для складов Pirelli. Кроме того, он создает ряд арт-объектов на грани живописи, скульптуры и инсталляции, которые можно интерпретировать как своеобразный ответ мастерам XX века, диалог между современностью и столь неоднозначным прошлым. Особое место здесь занимают его работы посвященные поэтам Полу Целану и Велимиру Хлебникову. В 2006 году выставка Кифера "Велимир Хлебников" впервые прошла в небольшой галереи недалеко от студии художника в Баржаке. Затем выставка переехала в White Cube в Лондоне, а позднее - в Музей современного искусства в Алдриче, штат Коннектикут. Данную "выставку картин" (такого формальное обозначение работы) принято интерпретировать как одну большую инсталляцию, состоящую из 30 больших (2 х 3 метра) картин, висящих на двух стенах в специальном помещении из гофрированной стали (помещение во многом продолжает эстетику студии, в которой вся работа была создана). В идейном плане инсталляция является отсылкой к эксцентричным теориям русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова, который разработал "язык будущего" под названием "Заумь", и который постулировал, что разрушительные морские сражения влияют на ход истории раз в 317 лет. В картинах Кифера игрушечные линкоры как будто только что покинули поле боя. Их корпуса часто деформированы, а основным цветом является цвет ржавчины, который местами смешивается с черным, белым, серым. Поверхность картин шероховатая, поверх краски местами нанесена штукатурка, грязь и глина. Местами (что характерно для всего творчества Кифера) на картинах и участках стен между ними нанесены надписи на немецком языке.

В 2007 году художественный триптих Кифера (картина "Атанора" и две скульптурные работы - "Даная" и "Hortus Conclusus") вошел в постоянную экспозицию Лувра и т.о. он стал первым живым художником удостоенным подобной чести со времен Жоржа Брака в 1953 году.

В Париже (2008-...)

В 2008 году Ансельм Кифер переехал в Париж. Т.о. он был вынужден покинуть свою студию в Баржаке и перебраться ближе к новому месту жительства. Для своей новой студии он выбрал здание бывшего универмага La Samaritaine на трассе Периферик в пригороде Парижа. Для переезда Киферу понадобилось 110 грузовиков. Это мероприятие широко освещалось в французских СМИ.

В декабре 2011 года Ансельм Кифер (не отказываясь от своей студии под Парижем) приобрел часть выведенной из эксплуатации АЭС Мюльхайм-Керлих на западе Германии, вблизи Кобленца. Художник заявил, что собирается превратить данные помещения частично в арт-объект, частично в студию. Для заключения подобной сделки Кифер писал письма непосредственно главе электроэнергетической компании RWE Юргену Гроссману.

В 2008 году Ансельм Кифер стал первым художником, который был удостоен Премии Мира немецких книготорговцев (нем. Der Friedenspreis des Deutschen Buchhandels).

С 30 мая по 3 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге, в Николаевском зале Зимнего дворца состоялась выставка «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову», организованная Государственным Эрмитажем совместно с галереей Тадеуса Ропака (Galerie Thaddaeus Ropac, London/ Paris/ Salzburg). Выставка посвящена великому русскому поэту Велимиру Хлебникову. В 2018 году Государственный Эрмитаж при участии благотворителей приобрел за 750000 евро картину Ансельма Кифера "Аврора".

В настоящее время Ансельм Кифер живет вместе со своей второй женой Ренатой Граф (известна как современный австрийский фотограф) и двумя детьми от второго брака в районе Марэ в Париже.