Ушел из жизни актер анатолий кузнецов, исполнитель роли легендарного товарища сухова. Скончался актер анатолий кузнецов - всенародно любимый "товарищ сухов"


Ох, далёк он - путь до Бога! Не доехать ведь дорогой.
Сухов ближе и поможет, коль найдет его письмо...
На кобылке, на каурой, на кобылке мохноногой,
Едет Сухов по пустыне... дама сердца ждёт давно!

Ветер жаркий лист приносит, прямо в руки и вручил:
А в письме том, вдовы просят, чтобы Сухов погостил:
"Коль убил былого мужа - Абдуллу,.. убрал на век,
Ты теперь нам крайне нужен, дорогой наш человек!"

Сухов трёт свой подбородок, щурит зоркие глаза...
Вот же бабская порода! Что женат, им всем сказал!
Может вправду повернуться? Жалко женщин, пропадут!
Образ милой встрепенулся: "Лишь посмей, оставлю тут!"

Лист отбросил наш солдатик, лошадь приласкал кнутом,
Он решил, письмо не кстати. Может, свидимся потом?
Успокоилась Полина, впереди лошадки шла -
Дорогая половина, драгоценная жена.

Олег Глечиков

Э Х, Т О В А Р И Щ С У Х О В!..

У Олега обнаружил я забавнейший стишок.
Прочитал – и занедужил: испытал культурный шок!

Сухов здесь – с иной повадкой: стал солдатом. И притом,
Обзавёлся он лошадкой, лупит, гад, её кнутом!

«Солнце белое пустыни» заново Олег раскрыл,
В новом свете (не “святыни”!) там гарем в десяток рыл.

Мы задумались впервые над одной из теорем
(Есть вопросы – ломовые!): как – БЕЗ МУЖА-то! – гарем?!

С Абдуллою “разобравшись”, Сухов двинулся домой.
Ну, а жёны – как? – оставшись без мужчины?.. (Бож-ж-же мой!..)

На каурой на кобылке ехал главный наш герой.
Растянул он рот в ухмылке (хоть портянка-то – с дырой)...

Размечтался красный воин о берёзках средь садов!..
(Рассудил, что он «достоин – после ратных-то трудов»!)

Получил в пустыне Сухов от “восточных жён” письмо.
Почесал в раздумье ухо... (эх, сюда бы эскимо!..

Или полкило пломбира!.. Или квас из погребка!..
Да-а-а,.. «борьба за дело мира в Чуркестане» – нелегка!..)

Жёны в том письме просили:
– Сухов (если ты живой!),
Ты б... помог решить (коль в силе!) нам... вопросец... половой...

Тут ведь вот какая штука... Зря, брат, лезешь на рожон:
Абдуллу ты шлёпнул,.. с-с-сука,.. значит – С НАМИ СПАТЬ ДОЛЖОН!

Так что, дуй в гарем скорее: жёны ждут тебя давно!
...Тут Петруха (с гонореей!) весь исходит на говно!

Он от Гюльчатайки тает – напускал кругом слюней!
И берданку всё таскает за собою – вечно с ней!

Так что, если, друг наш красный, не вернёшься нас любить –
Мы не будем ждать напрасно: ляжем с Петькой, так и быть!

Сухов чешет подбородок, щурит зоркие глаза...
– Вот же бабская порода! Что женат – я им сказал!

Не поеду к ним на бл*дки! Право, экая фигня!..
И пришпорил без оглядки “богатырского коня”...

[...Мы, читавшие «Стихи.ру», не согласны с ним – вовек:
Чё шатался он по миру – бесполезный человек?!

Сухов просьбу “дам Востока” – ЗРЯ! – не удовлетворил.
Погостил б у них “жестоко” – всех бы... оплодотворил!

(“Что-то” всё же бы “осталось” – для законной-то жены! –
Пусть какая-то лишь “малость”!)... ЖЁНЫ – ВСЯКИЕ ВАЖНЫ!!!

Хочешь ты сказать,.. мол,.. “верным...” Сухов был – “...аж не в себя”!
Дак скорее вышел “нервным” энтот Сухов – у тебя:

Помним мы "Екатерину" (что была его женой);
Вижу у тебя... "Полину"(?!)... (Знать, женился на другой!)...

Стал быть, не был “постоянным” хитрый Сухов-командир!
И сымал он, окаянный, в кажной хате свой мундир!

К русским бабам лез он – СРАЗУ!.. И с любой солдаткой жил!
Чё ж он, красная зар-р-раза, тот гарем не ублажил?!!

Как в пустыне – в самом деле! – строил Сухов коммунизм,
Коль не соблюдал – в постели! – ИН–ТЕР–НА–ЦИ–О–НА–ЛИЗМ?!!

Наши принципы – иные: женщин надо ублажить!
Чай (пока мы не больные!), СОТНЮ сможем обслужить!

Нам – любая баба гожа!.. Все красотки – по нутру!
Ежли не подходит рожа – мы наденем ей... чадру!

Коль похожа на шайтана (а у нас нет терпежУ:
Брюки – кОлом! – постоянно!) – ей натянем... паранджу!]

А Саид, убив Джавдета, посочувствовал ему:
– Что ж ты баб не трахнешь?! ЭТО – хоть убей! – я не пойму!

Сухов почесал щетину,.. вошь поймал среди бровей:
– Я люблю Екатерину... Обещал быть верным ей!

В том гареме, безусловно, бабы – класс! (Чего скрывать?)
Я б их “взял” – всех, поголовно! – но боюсь, едрёна мать!

Катька, ежели прознает про какой-то «адюльтер» –
РетивОе в ней взыграет, сразу – с места и в карьер!

Семь пудов живого весу! Самогонки подопьёт,
А тады – тикай до лесу: коромыслом – враз! – прибьёт!

Я – до дому – без “постели”! (Секса пламенно хотя!)
И об женином, об теле, буду думать все путя!

– Ты б, перед «обратным курсом», навестил гаремчик свой,
Отлюбил бы всех... “со вкусом” и... – «с победою! – домой!»

Одиноко здесь, в пустыне, тыща вёрст – одни пески!
Баб – и вовсе нет в помине!.. Чай, загнёшься от тоски!

Сухов, ты ж себя не мучай: тут пути – недель пять-шесть!

– Ну-у-у, Саид,.. на энтот случай – у меня... кобылка есть!

Мохноногая скотина, неразлучная моя!
Катьки рядом нет,.. Полины... Лошадь, стало быть – СЕМЬЯ!

Жисть у жён была... не сладкой... Догадались, в чём секрет?

ПО СРАВНЕНИЮ С ЛОШАДКОЙ – У ГАРЕМА ШАНСОВ НЕТ!..

Скончался замечательный актёр Анатолий Кузнецов. Для миллионов зрителей - просто "товарищ Сухов". Он прожил 83 года. Сыграл в кино около сотни ролей, но всенародно любимым стал именно красноармеец из ставшего культовым "Белого солнца пустыни". Как и его герой, Анатолий Кузнецов в жизни невероятно ценил чувство долга, теплоту дома и любовь близких.

А ведь могло и не быть красноармейца Сухова в исполнении Анатолия Кузнецова. Он и не собирался быть актером - хотел стать оперным певцом. Но из музыкального училища ушел в школу-студию МХАТ, и уже на третьем курсе снялся в первом фильме.

"Опасные тропы" он назывался. Причем я снимался с опаской, тайно, в летние каникулы, потому что нам очень строго запрещали, что портит кино неокрепший молодой организм актерский", - рассказывал Анатолий Кузнецов.

А потом было еще много ролей в кино. Больше сотни. И пионервожатый в фильме "Друг мой, Колька", и полковник Морошкин, как тогда говорили, в остросюжетной картине в "В зоне особого внимания". Но "Белое солнце пустыни" - конечно, главное кино в жизни Анатолия Кузнецова. Просто так решили зрители. А он и не спорил. Говорил когда-то, что это фильм украл у него фамилию - звали просто товарищ Сухов. Но это скорее в шутку.

"Многомиллионная аудитория зрительская выбрала из моих ролей именно этот фильм. Мне бороться с этим трудно и бесполезно", - говорил Анатолий Кузнецов.

И действительно, шутка ли, когда фильм стал культовым даже среди космонавтов. До сих пор традиция - смотреть перед каждым стартом. А огромная страна растащила на цитаты.

"Восток - дело тонкое", "За державу обидно"... А при встрече иногда вместо приветствия говорят "павлины, говоришь", - вспоминал Анатолий Кузнецов.

А сколько было писем от поклонников, но, в основном, конечно, поклонниц. По Советскому Союзу даже гастролировали двойники Анатолия Кузнецова, имея большой успех у женщин. Хотя сам актер к себе относился скептически.

"Я никогда своей внешностью не спекулировал. И вообще я себе не казался красавцем, поверьте мне. Я на других смотрел - какой! А про себя я хуже думал, чем надо", – говорил Анатолий Кузнецов.

А вот другие думали совсем иначе. И дело даже не во внешности, а в его умении работать, и дружить тоже.

"Это был человек - какой он на экране, такой он и в жизни. Поэтому его люди и любят. В нем нет никакого, так сказать, лукавства и двусмыслия, что претворяется. В жизни он был человек, на которого можно положиться, мужик, мужчина, муж, отец, семьянин отличный", - вспоминает режиссер Александр Митта.

"С его уходом, конечно, закончилась какая-то определенная эпоха в нашем кинематографе. Слишком мало осталось таких могикан, слишком мало. Я не хочу сказать, что он последний. Еще остались, но слишком их мало", - сказал народный артист РСФСР Борис Щербаков.

"Это был человек удивительной силы духа, оптимист, с юмором, с очень тонким истинным настоящим юмором, проникновенным, думающий человек, знающий. С ним всегда было необычайно интересно", - говорит заслуженный артист РФ Борис Галкин.

Всем, кому удалось поработать с Анатолием Кузнецовым, было интересно. И это он считал очень важным. Ведь если по-другому, тогда и начинать не стоило.

"Ушел из жизни легендарный Сухов, легендарный Толя Кузнецов. Мне кажется, история мирового кино не помнит такого героя", - сказал актер Кахи Кавсадзе.

Анатолий Кузнецов снимался без преувеличения всю жизнь. Не было никаких перерывов и после распада Советского Союза. Он был востребован всегда. В последнее время в сериалах - сыграл в "Участке" и сериале "Мосгаз". В этом году - еще одна картина в работе. Иначе он просто не умел.

"Я вот пришел к выводу, что я ничего другого делать не умею, по професси так, видимо, создан, что ни для чего другого не пригодился", - говорил Анатолий Кузнецов.

Прощание с Анатолием Кузнецовым состоится в четверг, 13-го марта, в Доме кино. Похороны на Новодевичьем кладбище. В память об актёре завтра на Первом канале в 12.20 - документальный фильм "Всегда ваш, товарищ Сухов", затем в 13.15 - "Белое солнце пустыни".

Советский и российский актер, народный артист РСФСР Анатолий Кузнецов скончался в Москве 7 марта на 84-ом году жизни.
Гражданская панихида по Анатолию Борисовичу Кузнецову пройдёт 13 марта в 12:00 в Доме кино Союза кинематографистов России. Похоронен актёр будет на Новодевичьем кладбище.

Анатолий Кузнецов - лауреат Государственной премии в области литературы и искусства. Также награжден Орденом Почета, Орденом Дружбы, Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Впрочем, гораздо важнее всех наград любовь миллионов зрителей. Известность актер получил после исполнения роли красноармейца Сухова в фильме «Белое солнце пустыни» в 1969 году. Актёр одной роли? Нет, так сказать нельзя. Его фильмография насчитывает около ста работ...

Народный артист РСФСР Анатолий Борисович Кузнецов родился 31 декабря 1930 г. в Москве, в семье певца Бориса Кузнецова.
В детстве и юношестве учился в музыкальной школе, а затем выдержал экзамены в Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова на вокальный факультет. В училище Анатолий обратил на себя внимание педагога по актерскому мастерству, которая посоветовала Кузнецову поступить в театральное училище.
Следуя ее рекомендации, Кузнецов подал документы сразу в два вуза - в Щукинское училище и Школу-студию МХАТ, и был принят в оба, однако по совету двоюродного брата Михаила, известного артиста кино, он остановил свой выбор на Школе-студии МХАТ.

В 1955 г. Анатолий Борисович окончил Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ (мастерская Александра Карева и Николая Дорохина) и ему была предложена работа в театре имени Волкова в Ярославле и в московском театре «Современник», а также главные роли в фильмах «Гость с Кубани» и «За витриной универмага».
Кузнецов выбрал кино. К тому времени актер уже снимался в кино: в 1954 г., еще студентом, он дебютировал в фильме «Опасные тропы», в котором исполнил одну из центральных ролей.

С 1958 г. Анатолий Кузнецов - актер Театра-студии киноактера.

Анатолий Кузнецов прожил в кино около шестидесяти лет. Его первым фильмом стала приключенческая лента Георгия Мдивани «Опасные тропы» — с вражескими диверсантами и отважными советскими специалистами. Роль у Кузнецова была второго плана, но заметная, да и картина — хоть и не выдающаяся, но замеченная зрителями (9-е место в прокате 1955 года). И уже в следующем фильме актер получает главную роль — в музыкальной комедии «Гость с Кубани» Кузнецов сыграл молодого комбайнера, который к финалу стал ударником труда. Так и шло следующие десять лет — каждый год по фильму, роли или главные, или близкие к тому, а их уровень все выше. Кузнецов снимался в школьной драме «Друг мой, Колька!» Алексея Салтыкова и Александра Митты, «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова, «Весне на Одере», экранизации романа Эммануила Казакевича, и «Освобождении» — первой части эпопеи Юрия Озерова.

Прорывов, правда, не было. Кузнецов признавался в интервью, что отказался сниматься у Рязанова в «Карнавальной ночи» (ему была предложена роль Гриши Кольцова) и в «Берегись автомобиля» (где мог стать следователем Максимом Подберезовиковым) — и очень жалел об этих отказах, когда фильмы все же вышли на экраны.

Но получилось так, что прославила Кузнецова не работа с одним из мастеров советской комедии.

О том, как трудно рождался первый советский истерн «Белое солнце пустыни», известно, кажется почти все. Известно, например, как оставшемуся без работы режиссеру Владимиру Мотылю руководитель Экспериментальной творческой киностудии Григорий Чухрай отдал сценарий под названием «Спасите гарем», от которого отказались Кончаловский, Чулюкин и Кеосаян. Причем участие Анатолия Кузнецова вроде бы сначала подразумевалось, но потом на роль Сухова утвердили Георгия Юматова. Потом Кузнецова вернули…

В итоге получилось настоящее, без скидок культовое кино — со ставшими крылатыми фразами, с традицией просмотра этой картины космонавтами перед стартом очередного корабля.

Фильм, который невозможно представить без Кузнецова-Сухова.

Конечно, «Белое солнце пустыни» — это целый ансамбль прекрасных актерских работ, которые удивительным образом свел вместе Владимир Мотыль. Павел Луспекаев, Николай Годовиков, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе и все остальные были на своем месте. И на своем же месте был Анатолий Кузнецов — как в этом кино, безусловно и беззаветно любимом всеми кинозрителями бывшего СССР, так и в кино вообще.

Снимался Кузнецов много — в его фильмографии более 110 картин.

Играл в «Горячем снеге», «В зоне особого внимания», «Турецком гамбите», в сериалах «На углу, у Патриарших» и «Мосгаз». Играл роли, характерные во всех смыслах этого слова, — генералов, адмиралов, полковников, людей волевых и к рефлексии не склонных.

Обычно «актеров одной роли» принято жалеть — за нереализованные амбиции, за невозможность повторения однажды случившегося успеха. Кузнецова унизить такой жалостью не получится — капитал известности, выданный ему «Белым солнцем пустыни», он вложил в свою карьеру — и превратил ее в путь актера, по которому его талант шел под руку с трудолюбием, не соблазняясь громкими ролями и быстрой славой. И сожалеть в его случае можно лишь об одном: что этот путь закончился, стал частью истории российского кино — примером для следующих за Кузнецовым актерских поколений.
(отсюда)

Интересно, что несмотря на распространенное мнение о легковесности отношений в актёрской среде, артист оказался таким же надёжным и постоянным, как и его герой, товарищ Сухов, который преданно любил незабвенную Катерину Матвеевну.

Личная жизнь
Супруга Анатолия Кузнецова - Александра Анатольевна Ляпидевская, дочь знаменитого полярного лётчика - по образованию режиссер, окончила ВГИК. В 2005 г. супруги сыграли золотую свадьбу. Дочь Ирина (1974 г.р.) окончила факультет истории искусств МГУ. Есть внук.

Интервью с Анатолием Кузнецовым

"Товарищ Сухов"

- Известно, что "Сухов" стал как бы второй фамилией или псевдонимом артиста Кузнецова, сыгравшего, кстати, в кино около 90 ролей! И каких!
- ... Все хорошо, но иногда бывает досадно, что все-таки свое настоящее имя, точнее - фамилию, я потерял. Где бы я не появлялся, иначе как "товарищ Сухов" меня не называют. Все - от мала до велика.
- К нам приезжает Анатолий Кузнецов.
В ответ на физиономии недоумение, некоторая напряженность. - Товарищ Сухов...
- А-а-а! Все ясно. Помню, мы как-то приехали к какому-то Дому культуры, у крыльца, как обычно, толпится молодежь, курит. Меня увидели, слышу, заспорили. И вдруг один говорит:
- Ребята, бросьте спорить, я вам точно говорю: это "белое солнце пустыни" пошло.

Иногда спрашивают:
- Скажите пожалуйста, у вас накопилось столько ролей, а все "товарищ Сухов" да "товарищ Сухов". Вам не обидно?
Отвечаю: бывает досадно. Но я не заставляю себя глубоко страдать. Я нашел для себя утешительные и убедительные кинематографические примеры. Борис Бабочкин - Чапаев. Кстати, о "Чапаеве". Однажды Евгения Моргунова спросили:
- А вы где играли?
- В "Чапаеве".
- А кого?
- Помните, там сидит белогвардейский генерал, к нему приходит крестьянин в полосатой рубахе и говорит: "У меня Митька, брат, помирает". Так я тот, кто помирает.

А кто такой Вячеслав Тихонов? Иначе как Штирлиц его и не воспринимают. Или Леонид Броневой. Мюллер, да? Этот феномен я не могу объяснить.

Часто спрашивают: "Расскажите самый курьезный случай во время съемок". И просят вспомнить именно "Белое солнце пустыни". Пожалуйста, говорю. Самый курьезный - что нас закрывали. Вы знаете об этом? В чем там дело было, я затрудняюсь сказать. Может быть, у Владимира Мотыля не складывались взаимоотношения с кинематографическим начальством. Помог случай. Раньше новые фильмы возили показывать большому начальству. И "Белое солнце..." повезли на дачу к Леониду Ильичу. Из ЦК попросили что-то типа боевика. В Госкино растерялись: "Даже и не знаем... Есть у нас новый фильм, мы его еще толком и не смотрели". Брежнев посмотрел, фильм ему понравился. На другой день раздался звонок министру кинематографии: "Хорошие фильмы делаешь". И сразу картина пошла по всем кинотеатрам. Потом ее продали за рубеж, в 130 стран. И я с этой картиной так много поездил по земному шару, даже в Африке побывал, и везде она шла очень хорошо. Это был счастливый лотерейный билет!

"Белое солнце..." дублировали актеры на французском, английском, испанском языках. Я сидел вместе со зрителями в Гвинее и слышал, как "говорю" с Гюльчатай на французском языке. А в Марокко мне сказали: "Картина, наверное, не пойдет. Король Хасан II обижен, у него гаремчик небольшой, всего две жены, а у тебя - девять..." Это была, конечно, шутка. Кстати, сначала картина называлась "Спасите гарем". И в сценарии были колоссальные изменения.

- А как вы попали в картину?

С одним из сценаристов, Валентином Ежовым, мы жили в Москве в одном доме. Однажды он встречает меня во дворе и говорит: "Слушай, старик, мы с Рустамом Ибрагимбековым такой сценарий написали! Мне кажется, ты должен сыграть там главную роль. А вообще знаешь, там играть ничего не надо, а надо стрелять на полсекунды раньше противника, и все". Вот такая была поставлена задача. А уж когда собрались...

Иногда мне задают вопрос: "Скажите, а вы знали, чувствовали, что создаете шедевр?" Да никто ничего не знал! Просто был написал интересный сценарий, в который много привнесли в период работы. Такого, чтобы Мотыль собрал нас, актеров - Спартака Мишулина, Павла Луспекаева, Анатолия Кузнецова, раздал сценарий и сказал: "Ребята, учтите, мы делаем шедевр!" - такого не было. Мы просто с большим удовольствием и отдачей работали. У нас была не одна экспедиция. Картина снималась достаточно долго. В Туркмении, под Махачкалой, на берегу Каспийского моря...

"Белое солнце..." стало любимым фильмом наших замечательных космонавтов.

Однажды была встреча в Звездном городке, вел ее Георгий Береговой. Нас было трое - Валентин Ежов, Владимир Мотыль и я. Береговой спрашивает: "Вы свою картину хорошо помните?" Мы смело, безответственно так заявили: "Конечно!"

Сейчас проверим. Для начала, товарищ Сухов, перечислите имена ваших жен.

Я бодро начал:
- Гюльчатай, Лейла, Зухра, Зульфия... Забыл. Жены не мои, - говорю. - Действительно, не мои - Абдуллы.

Дальше. Сколько стоит Сухов?
Кстати, на одной из встреч со зрителями, когда я рассказывал эту историю, один мальчонка заорал на весь зал: "Рубль!" А другой: "Пол-литра!" Честное слово! А вот женщины говорят удивительные вещи: "Бесценный!"
- А ответ есть, - говорит Береговой.

В наших рядах возникла пауза. Никто из нас троих ответ не знал.
- Помните, вы лежите на песочке, идет разговор про Абдуллу, командир склонился и говорит: "Сухов, помоги, мы с тобой его враз прикончим. Ты один взвода, а то и роты стоишь..."

И еще был интересный вопрос: какую икру ел таможенник?
- Черную, - сказал я.
- Нет, - говорит Береговой.
- Как? Я же был на съемке, видел, как все готовили.
- Нет. Икра "проклятая"! Вы текста не помните. Таможенник говорит: "Опять икра? Да не могу я ее, проклятую, каждый день есть!"
- Ваша жизнь после Сухова, наверное, сильно изменилась?

Да нет, как ни странно. Наоборот, вдруг какое-то затишье наступило, не знаю, чем это объяснить. Меня и до Сухова знали. Думали, что после него на меня будет манна небесная валиться... Такого не было. Во всяком случае, картина живет, здравствует, не теряет к себе интереса. И, мне кажется, что со временем она только крепнет.