С георгиев спас дед мороза. План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Занятие по развитию речи "Как я спас деда мороза"

НОУ Детский Центр

Акварель-4

НОД развитие речи

«Чтение рассказа «Я спас Деда Мороза» С.Георгиев»

Провела: воспитатель 2 группы

Болдырева Т.В

Новосибирск, 2016

Цель : создание условий для усвоения способа связной речи.

Задачи : Познакомить детей с новым художественным произведением.

Понять помочь, почему это рассказ, а не сказка.

Учить детей участвовать в коллективном разговоре.

Формировать умение содержательно строить высказывание

Предварительная работа: Пополнив уголок книги новыми сборниками произведений, воспитатель предлагает детям найти сказки, рассказы, стихотворения. Можно разбить детей на три группы. Первая группа будет отбирать сказки, вторая – рассказы, третья – стихи. Группы детей будут работать поочередно, причем каждая последующая группа может посмотреть книги предыдущей группы, чтобы определить, не попали ли к ним произведения, которые они хотят отобрать.

Методика проведения

Педагог оценивает работу детей (их прилежание и добросовестность). Затем просматривает первую стопку книг. Целесообразнее начать со сборников стихов. Часто дети относят к стихам сказки А. Пушкина, К. Чуковского. Воспитатель выясняет, правомерно ли это, и к какой группе произведений все-таки относится та или иная книга.

«Это сказка в стихах», - поясняет педагог.

Следующая группа детей доказывает, что выбранные ими книги – сказки (рассказы).

Оценив знание и сообразительность детей, педагог читает им рассказ С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» (см. приложение). Затем интересуется, понравилось ли им новое произведение и что это – сказка или рассказ.

Цель: создать условия для освоения обобщенной модели анализа литературного произведения на примере рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза». Научить анализировать литературные тексты, исходя из способов решения проблем героями.

Наглядность:

Схема анализа литературного текста:

Герои;

Их проблемы (что имею? Что хочу? Что мешает?);

Желания (цели);

Действия по решению проблемы;

Помощники;

Результаты (положительный и отрицательный);

Свойства характеров героев;

Вывод: совет герою или мудрость жизни, которую он нам «дарит».

Герои

Герой 1

Герой 2

проблемы

Желания (цели)

Действия по реализации цели или решению проблемы

Помощники

Результаты (положительный и отрицательный)

Свойства характера героев

Вывод: совет герою или мудрость жизни, которую он нам «дарит»

Таблица заполняется словами, схемами и картинками, после чего дети пересказывают рассказ при помощи схем и рисунков в таблице

Конспект НОД по развитию речи (с редняя группа)
Воспитатель Шевякова А.Е.

Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка.

Ход НОД

1.Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Я очень рада вас всех видеть, и хочу предложить вам отправиться в удивительное путешествие. Вы согласны? Только сначала, отгадайте загадку:

Не рубашка, а сшита

Не дерево, а с листочками

Не человек, а рассказывает.

Дети. Это книга.

Правильно, это книга. Книга издавна считается самым лучшим другом и помощником человека. Что и о чем может прочитать человек в книге?

Ответы детей.

2.-Дети, вы много знаете рассказов, сказок, стихотворений. Знаете чем отличаются эти жанры? (ответы детей).

Физминутка:

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

А сейчас я вас познакомлю с новым художественным произведением, которое называется « Как я спас Деда Мороза».

Беседа по содержанию.

Дети как вы думаете к какому жанру можно отнести прочитанное произведение? (ответы детей).

Почему вы считаете что это рассказ? (ответы детей).

О чем этот рассказ? (ответы детей).

Кто главный герой произведения? (ответы детей).

Какие еще персонажи были на празднике? (ответы детей).

Как Санька спас Деда Мороза? (ответы детей).

Вам понравился рассказ? (ответы детей).

Можно назвать Костика и Саньку настоящими друзьями? (ответы детей).

Что мы сегодня делали? (ответы детей).

Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

О чем расскажем вечером родителям? (ответы детей).

Оценка деятельности детей в ходе НОД.

Я спас Деда Мороза

Все хранилось в большой тайне. О том, что на утреннике Санька станет Оловянным Солдатиком, знали трое: он сам, воспитательница Людмила Аркадьевна и бабушка.

Санька переоделся в укромном уголке, нацепил деревянную саблю, выглянул в зал и тихо ахнул.

В первый миг он не узнал никого!

В зале кружились сверкающие, почти невесомые Снежинки, чинно расхаживали усатые Мушкетеры, отплясывал барыню Кот в сапогах!

Саньку схватила за руку одна из Снежинок, потянула в круг. Оказалось, это все свои девчонки и мальчишки. Отчего-то не было нигде только Костика, лучшего Санькиного друга.

Потом музыка смолкла и почти совсем погас свет в зале. Но зато яркими огнями вспыхнула елка. Появились Дед Мороз со Снегурочкой… Про Костика Санька почти забыл.

И вот тут вдруг из-за ватного сугроба с жутким ревом и свистом выскочил Змей Горыныч!

Снежинки бросились врассыпную, один из Мушкетеров потерял шляпу, а Кот в сапогах, жалобно мяукая, забился в угол.

– Го-го-го-о-о-о! – гаркнул Змей Горыныч таким голосом, что задрожала земля и тихо-тихо, жалобно зазвенели игрушки на праздничной елке. – Ого-го-го-о-о-о-о! Вот я вам всем зада-а-а-ам!

Змей Горыныч разинул пасть и выпустил такой столб огня и дыму, будто хотел изобразить паровоз.

Один только Оловянный Солдатик не испугался страшного Змея Горыныча. Он выхватил свою деревянную саблю и храбро бросился в бой!

– В атаку! – кричал Санька, размахивая саблей перед мордой Змея. – Вот тебе, получай, противный Змей!

Змей Горыныч не ожидал такого яростного отпора. Трусливо пятясь, он отступал, уворачиваясь от Санькиной сабли, а затем повернулся и вовсе бросился наутек!

Тогда и Мушкетеры вспомнили про свои шпаги, да было уже поздно!

– Спасибо тебе, Солдатик, – просто сказал Дед Мороз.

Дед Мороз и Снегурочка стали раздавать подарки.

Санька огляделся по сторонам. Костика по-прежнему нигде не было.

Вновь зазвучала музыка. Мушкетеры со Снежинками образовали хоровод вокруг елки. Дед Мороз со Снегурочкой тоже встали в круг. Санька подумал и решил попрыгать со всеми вместе.

Было весело и очень хорошо. И вдруг Санька увидел Костика. Костик стоял в углу, без маскарадного костюма, в своих обычных шортиках и белой рубашке. Он как-то странно смотрел на Саньку.

– Костик! – закричал Санька и бросился к другу. – Ну где ты пропал?! Тут такое было! Я спас Деда Мороза! Ты бы видел!..

– Да как же ты мог видеть? – удивился Санька. – Как ты мог видеть, когда тебя не было?!

– Я все видел, – Костик низко опустил голову. – Санька, это я был… Змеем Горынычем… Так задумано…

Грянул гром, и мир вокруг исчез. Не осталось ничего: ни музыки, ни елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, ни Кота в сапогах, ни Мушкетеров…

Остались одни только Костик и Санька. Они стояли друг против друга и смотрели теперь прямо в глаза.

– Ладно тебе, – сказал вдруг Санька и положил Костику руку на плечо. – Пойдем прыгать, ведь Новый год все равно наступил.

С. Георгиев

Давайте мы с вами посмотрим на картину . (Дать детям время самостоятельно рассмотреть картину ) .

Что же здесь нарисовано?

Можно ли сказать про эту картину , что она зимняя ? - Почему?

Во что одеты дети?

Как необходимо одеваться зимой? - А почему, как вы думаете? (Природа зимой суровая, лежит снег, бывают сильные морозы, дуют холодные ветры и кружат метели).

Чем заняты дети ?

Как вы считаете, нравится ли детям играть на улице? Почему?

В какие игры вы любите играть зимой?

Как называются зимние игры ? (забавы )

Как вы считаете, нравится ли детям кататься? Почему?

А какое у них настроение? (весёлое) . - А как ещё можно по - другому сказать? (радостные, бодрые, довольные, оживлённые, счастливые) .

Посмотрите на девочку, которая на санках и на мальчика, который на лыжах.

Что они делают? (катятся) .

А как можно сказать по-другому? (мчатся, несутся, летят) .

Посмотрите, что сделал этот мальчик? (слепил снеговика) .

Как вы думаете, где он взял морковку и ведро?

А мальчик сам слепил снеговика или ему кто-то помог?

Ребята скажите, а снег, в какую погоду лепится? (тёплую) .

Если из снега можно сделать фигуру значит, какой он? (липкий) .

Как называется явление, когда идёт снег? (снегопад) .

Пальчиковая игра : «Снежный ком»

Мы слепили снежный ком

Шляпу сделали на нём,

Нос приделали, и вмиг получился снеговик.

Какие животные изображены на картине ?

Почему у зайца белая шубка? – А для чего он меняет её?

Почему зимой медведь спит? – А чем он питается зимой?

А вот следы на снегу. - Чьи они? (птичьи) .

На этой картине , какие изображены птицы? (снегири, синицы) .

Как, одним словом можно сказать про снегиря и синицу?- Какие это птицы? (зимующие) .

Артикуляционная гимнастика :

Клювы из гнезда торчат, птенчики в гнезде пищат :

Где же мама, где же папа? Почему к нам не летят? («Иголка» , «Часики» , «Лошадки» ).

(Использование метода «подзорной трубы» )

Складываем пальцы 2 рук в трубочку, подносим её к правому глазу, зажмуриваем левый и смотрим на картину . Стараемся увидеть и рассмотреть как можно больше предметов.

Теперь меняем глаза и проделываем то же самое.

А давайте теперь мы с вами назовём картину ?

Придумайте каждый из вас своё название этой картине .

Физминутка :

Мы ногами топаем, надуваем щёчки, скачем на носочках.

И друг другу даже языки покажем. Дружно прыгнем к потолку

Пальцы поднесём к виску, оттопырим ушки, хвостик на макушке.

Шире рот откроем, и гримасы все состроим.

Как скажу я цифру три, все с гримасами замри. 1-2-3!

II часть

А теперь давайте с вами пофантазируем. Представим себе, что каждый из вас «вошёл в картину » . Оказался там, в толпе детей.

(Модель «глаз» )

Что вы видите вокруг себя?

(Модель «носа» )

Какие запахи почувствуешь в лесу?

(Модель «ухо» )

Какие звуки рядом вы слышите?

(Модель «руки» )

Подойдите к зайчику. Погладьте его. Что вы чувствуете? Какой он?

Потрогайте ладошкой снег, что вы можете про него сказать?

«Зимние забавы»

Снега на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает?

О зиме

После чего наступает зима?

Какой сейчас месяц?

Какие еще зимние месяцы знаете?

Какие знаете приметы зимы?

Почему наступила зима

Какие стоят деревья?

Что происходит зимой с рекой? (покрылась льдом, застыла, спящая речка, неподвижная).

Что надевают люди зимой?

Какие вы знаете зимние игры, развлечения?

Снежный бой

Мы теперь метатели

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой, бросок-

Прямо в цель летит снежок!

Передаем друг другу ежика, если придумаем слово: Зима какая?

(холодная, пушистая, белая, мягкая)

Рассмотрим картинку.

Какое время года изображено на картине?

Кто нарисован на этой картине?

Что делают мальчики?

Что делают девочки?

Что случилось с этими детьми?

Где катаются на санках?

Где катаются на коньках?

Какое время суток нарисовал художник – утро, день или вечер?

Как можно назвать эту картину?

А сейчас придумайте рассказ по картине «Зимние забавы».

Вспомним, что есть у рассказа (начало, середина и конец).

КОНЕЦ: все дети любят прекрасное время гола – зиму.

Как играют дети (дружно, все вместе, они дружат)

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Дружба в делах помощница

Поиграем.

Какая погода зимой, если на улице:

Снег – снежная Холод – холодная

Мороз – морозная Ветер – ветряная

Солнце – солнечная

Назовем ласково

Снег – снежок мороз – морозец ветер – ветерок

Лед – ледок зима – зимушка метель – метелица

Санки – саночки холод – холодок дерево – деревце

Звезда – звездочка солнце – солнышко день – денек

О чем мы говорили на занятии?

Что нового вы узнали о зиме?

В какие игры играли со словами?


Конспект НОД по развитию речи (старшая группа)

Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка.

Задачи:

    Социально-коммуникативное развитие: формировать умение и желание активно участвовать в ходе НОД, отвечать, прислушиваться к мнению других, оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками

    Познавательное развитие: развивать любознательность, познавательную мотивацию; формировать становление сознания, развивать воображение и творческую активность.

    Речевое развитие: активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас. совершенствовать интонационную выразительность речи у детей, формировать выразительность точность речи.

    Художественно-эстетическое развитие : формировать элементарные представления о видах искусства: восприятие художественной литературы; стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений

    Физическое развитие: Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости.

Ход НОД

1.Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Я очень рада вас всех видеть, и хочу предложить вам отправиться в удивительное путешествие. Вы согласны? Только сначала, отгадайте загадку:

Не рубашка, а сшита

Не дерево, а с листочками

Не человек, а рассказывает.

Дети. Это книга.

Правильно, это книга. Книга издавна считается самым лучшим другом и помощником человека. Что и о чем может прочитать человек в книге?

Ответы детей.

2.-Дети, вы много знаете рассказов, сказок, стихотворений. Знаете чем отличаются эти жанры? (ответы детей).

В нашем книжном уголке много художественных произведений, давайте разделимся с вами три команды, одна выбирает сказки, другая - рассказы, а третья стихотворения.

Дети выполняют задания, проверяют друг у друга правильность выполнения.

Физминутка:

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

А сейчас я вас познакомлю с новым художественным произведением, которое называется « Как я спас Деда Мороза».

Дети как вы думаете к какому жанру можно отнести прочитанное произведение? (ответы детей).

Почему вы считаете что это рассказ? (ответы детей).

О чем этот рассказ? (ответы детей).

Кто главный герой произведения? (ответы детей).

Какие еще персонажи были на празднике? (ответы детей).

Как Санька спас Деда Мороза? (ответы детей).

Вам понравился рассказ? (ответы детей).

Можно назвать Костика и Саньку настоящими друзьями? (ответы детей).

Что мы сегодня делали? (ответы детей).

Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

О чем расскажем вечером родителям? (ответы детей).

Оценка деятельности детей в ходе НОД.

Елена Кургузова
Конспект НОД по развитию речи «Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Конспект НОД по развитию речи (старшая группа)

Тема : Чтение рассказа С . Георгиева «Я спас Деда Мороза » .

Цель : познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ , а не сказка.

Задачи :

1. Социально-коммуникативное развитие : формировать умение и желание активно участвовать в ходе НОД, отвечать, прислушиваться к мнению других, оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками

2. Познавательное развитие : развивать любознательность , познавательную мотивацию; формировать становление сознания, развивать воображение и творческую активность.

3. Речевое развитие : активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас. совершенствовать интонационную выразительность речи у детей , формировать выразительность точность речи .

4. Художественно-эстетическое развитие : формировать восприятие художественной литературы; стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений

5. Физическое развитие : Способствовать развитию двигательной активности детей : координации движений, согласованности действий,ловкости.

Предварительная работа.

Рассматривание книг в книжном уголке.

Беседы о жанрах художественной литературы

Рассматривание иллюстраций книг

Дидактическая игра «К какому жанру художественной литературы относиться отрывок произведения?»

Ход занятия

Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Я очень рада вас всех видеть, и хочу предложить вам отправиться в удивительное путешествие. Вы согласны?

Только сначала, отгадайте загадку :

Не рубашка, а сшита

Не дерево, а с листочками

Не человек, а рассказывает .

(Дети. Это книга.)

Правильно, это книга. Книга издавна считается самым лучшим другом и помощником человека. Что и о чем может прочитать человек в книге?

Ответы детей.

2.-Дети, вы много знаете рассказов , сказок, стихотворений. Знаете ли чем отличаются эти жанры? (ответы детей) .

Оценив знания и сообразительность детей, педагог читает им рассказ С . Георгиева спас Деда Мороза ".

Все хранилось в большой тайне. О том, что на утреннике Санька станет Оловянным Солдатиком, знали трое : он сам, воспитательница Людмила Аркадьевна и бабушка.

Санька переоделся в укромном уголке, нацепил деревянную саблю, выглянул в зал и тихо ахнул.

В первый миг он не узнал никого!

В зале кружились сверкающие, почти невесомые Снежинки, чинно расхаживали усатые Мушкетеры, отплясывал барыню Кот в сапогах!

Саньку схватила за руку одна из Снежинок, потянула в круг. Оказалось, это все свои девчонки и мальчишки. Отчего-то не было нигде только Костика, лучшего Санькиного друга.

Потом музыка смолкла и почти совсем погас свет в зале. Но зато яркими огнями вспыхнула елка. Появились Дед Мороз со Снегурочкой… Про Костика Санька почти забыл.

И вот тут вдруг из-за ватного сугроба с жутким ревом и свистом выскочил Змей Горыныч!

Снежинки бросились врассыпную , один из Мушкетеров потерял шляпу, а Кот в сапогах, жалобно мяукая, забился в угол.

– Го-го-го-о-о-о! – гаркнул Змей Горыныч таким голосом, что задрожала земля и тихо-тихо, жалобно зазвенели игрушки на праздничной елке. – Ого-го-го-о-о-о-о! Вот я вам всем зада-а-а-ам!

Змей Горыныч разинул пасть и выпустил такой столб огня и дыму, будто хотел изобразить паровоз.

Один только Оловянный Солдатик не испугался страшного Змея Горыныча. Он выхватил свою деревянную саблю и храбро бросился в бой!

– В атаку! – кричал Санька, размахивая саблей перед мордой Змея. – Вот тебе, получай, противный Змей!

Змей Горыныч не ожидал такого яростного отпора. Трусливо пятясь, он отступал, уворачиваясь от Санькиной сабли, а затем повернулся и вовсе бросился наутек!

Тогда и Мушкетеры вспомнили про свои шпаги, да было уже поздно!

Спасибо тебе , Солдатик, – просто сказал Дед Мороз .

Дед Мороз и Снегурочка стали раздавать подарки.

Санька огляделся по сторонам. Костика по-прежнему нигде не было.

Вновь зазвучала музыка. Мушкетеры со Снежинками образовали хоровод вокруг елки. Дед Мороз со Снегурочкой тоже встали в круг. Санька подумал и решил попрыгать со всеми вместе.

Было весело и очень хорошо. И вдруг Санька увидел Костика. Костик стоял в углу, без маскарадного костюма, в своих обычных шортиках и белой рубашке. Он как-то странно смотрел на Саньку.

– Костик! – закричал Санька и бросился к другу. – Ну где ты пропал! Тут такое было! Я спас Деда Мороза ! Ты бы видел.

– Да как же ты мог видеть? – удивился Санька. – Как ты мог видеть, когда тебя не было!

– Я все видел, – Костик низко опустил голову. – Санька, это я был… Змеем Горынычем… Так задумано…

Грянул гром, и мир вокруг исчез. Не осталось ничего : ни музыки, ни елки с Дедом Морозом и Снегурочкой , ни Кота в сапогах, ни Мушкетеров…

Остались одни только Костик и Санька. Они стояли друг против друга и смотрели теперь прямо в глаза.

– Ладно тебе, – сказал вдруг Санька и положил Костику руку на плечо. – Пойдем прыгать, ведь Новый год все равно наступил

Понравилось ли им новое произведение?

К какому жанру художественной литературы относиться это произведение – сказка или рассказ ?

Назовите главных героев рассказа Сергея Георгиева «Я спас Деда Мороза (два друга, Саня и Костик) .

Почему Саня поначалу не узнал никого из детей, когда вышел в зал?

Какие сказочные персонажи встретились Сане в зале?

(Когда праздник начался, и Саня в своем костюме вышел в зал, он поначалу не узнал никого из детей. Вокруг него сновали различные сказочные персонажи – Мушкетеры, Снежинки, Кот в сапогах. Но потом он понял, что это все знакомые ему дети в костюмах.)

Почему Саня не увидел лучшего друга Костика?

С кем сражался Саня на празднике?

(В этот момент из сугроба выскочил Змей Горыныч и стал всех пугать огнем и дымом. Дети начали разбегаться. И только Саня не испугался. Он выхватил деревянную саблю и храбро бросился на Змея Горыныча. Змей не ожидал такого напора и убежал.)

Как вы думаете, почему Костик был без костюма?

(И тут Костя сообщил, что он и был тем самым Змеем Горынычем. Санька поначалу был просто сражен этим известием и праздник на время перестал для него существовать, но потом он пришел в себя и предложил другу идти играть, потому что Новый год уже наступил.)

Как вы думаете в чем заключается главная мысль рассказа Георгиева «Я спас Деда Мороза » (для истинной дружбы не бывает никаких преград. Санька был сначала поражен, когда узнал, что нападая на Змея Горыныча, он сражался с лучшим другом. Но потом Санька понял, что они просто играли роли сказочных персонажей, и эта схватка не могла помешать их дружбе)

Чему учит рассказ ? (Рассказ учит быть храбрым и отважным. Санька не испугался Змея Горыныча и смело бросился на него, в то время как другие дети стали в испуге разбегаться)

В рассказе мне понравился друг Сани, Костик, который не побоялся взять на себя роль Змея Горыныча, заранее зная, что ему придется изображать испуг и поражение.

Какие пословицы подходят к рассказу Георгиева «Я спас Деда Мороза » ?

Чужой тайны не разглашай, а свою блюди.

Чья храбрость - того и победа.

Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

Физминутка :или использовать ИКТ видео –зарядка?

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем ,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

Публикации по теме:

ДОУ детский сад №16 «Ромашка»] Открытое занятие во второй младшей группе «Три котенка» воспитатель: Прудий Анна Олеговна.

Цель: создание условий для формирования речевой активности у детей. Задачи: 1. Формировать представления о разнообразных видах одежды,.

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» 1. Развивать речь детей. 2. Учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; составлять короткий рассказ на.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе в форме пересказа рассказа Е. Чарушина «Ёж» Занятие по развитию речи в средней группе на тему: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Ёж». Цель: обучение детей пересказу короткого литературного.

Все хранилось в большой тайне. О том, что на утреннике Санька станет Оловянным Солдатиком, знали трое: он сам, воспитательница Людмила Аркадьевна и бабушка.

Санька переоделся в укромном уголке, нацепил деревянную саблю, выглянул в зал и тихо ахнул.

В первый миг он не узнал никого!

В зале кружились сверкающие, почти невесомые Снежинки, чинно расхаживали усатые Мушкетеры, отплясывал барыню Кот в сапогах!

Саньку схватила за руку одна из Снежинок, потянула в круг. Оказалось, это все свои девчонки и мальчишки. Отчего-то не было нигде только Костика, лучшего Санькиного друга.

Потом музыка смолкла и почти совсем погас свет в зале. Но зато яркими огнями вспыхнула елка. Появились Дед Мороз со Снегурочкой… Про Костика Санька почти забыл.

И вот тут вдруг из-за ватного сугроба с жутким ревом и свистом выскочил Змей Горыныч!

Снежинки бросились врассыпную, один из Мушкетеров потерял шляпу, а Кот в сапогах, жалобно мяукая, забился в угол.

– Го-го-го-о-о-о! – гаркнул Змей Горыныч таким голосом, что задрожала земля и тихо-тихо, жалобно зазвенели игрушки на праздничной елке. – Ого-го-го-о-о-о-о! Вот я вам всем зада-а-а-ам!

Змей Горыныч разинул пасть и выпустил такой столб огня и дыму, будто хотел изобразить паровоз.

Один только Оловянный Солдатик не испугался страшного Змея Горыныча. Он выхватил свою деревянную саблю и храбро бросился в бой!

– В атаку! – кричал Санька, размахивая саблей перед мордой Змея. – Вот тебе, получай, противный Змей!

Змей Горыныч не ожидал такого яростного отпора. Трусливо пятясь, он отступал, уворачиваясь от Санькиной сабли, а затем повернулся и вовсе бросился наутек!

Тогда и Мушкетеры вспомнили про свои шпаги, да было уже поздно!

– Спасибо тебе, Солдатик, – просто сказал Дед Мороз.

Дед Мороз и Снегурочка стали раздавать подарки.

Санька огляделся по сторонам. Костика по-прежнему нигде не было.

Вновь зазвучала музыка. Мушкетеры со Снежинками образовали хоровод вокруг елки.

Дед Мороз со Снегурочкой тоже встали в круг. Санька подумал и решил попрыгать со всеми вместе.

Было весело и очень хорошо. И вдруг Санька увидел Костика. Костик стоял в углу, без маскарадного костюма, в своих обычных шортиках и белой рубашке. Он как-то странно смотрел на Саньку.

– Костик! – закричал Санька и бросился к другу. – Ну где ты пропал?! Тут такое было! Я спас Деда Мороза! Ты бы видел!..

– Да как же ты мог видеть? – удивился Санька. – Как ты мог видеть, когда тебя не было?!

– Я все видел, – Костик низко опустил голову. – Санька, это я был… Змеем Горынычем… Так задумано…

Грянул гром, и мир вокруг исчез. Не осталось ничего: ни музыки, ни елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, ни Кота в сапогах, ни Мушкетеров…

Остались одни только Костик и Санька. Они стояли друг против друга и смотрели теперь прямо в глаза.

– Ладно тебе, – сказал вдруг Санька и положил Костику руку на плечо. – Пойдем прыгать, ведь Новый год все равно наступил.

С. Георгиев

Главы из книги «Про пингвинов»