Раиса кудашева в лесу родилась кем работала. Новогодние и Рождественские хиты: история песни «В лесу родилась ёлочка. Подготовил Вадим Грачев

Для работы вам потребуются следующие материалы:

Мука пшеничная без добавок – 2 стакана;
- поваренная соль мелкого помола или экстра не йодированная – 1 стакан;
- холодная некипяченая вода – 250 мл (стакан до краев);
- растительное масло – 2 ст.л. для эластичности;
- клей обойный или ПВА – 1-2 ст.л. для лучшей сцепки теста и эластичности;
- краситель пищевой в порошке (подойдет простой для пасхальных яиц), красный, желтый и зеленый – по 1 пакетику каждый;
- пищевая пленка.

Смешайте в одной емкости (лучше всего стеклянной или эмалированной) муку, соль и воду. Затем добавьте туда клей и растительное масло. Вымесите тесто вручную. Оно должно быть очень тугим, пластичным и не прилипать к рукам. Если тесто остается на ладонях, добавляйте просеянную муку понемногу до отсутствия липкости массы.

Готовое тесто разделите на несколько частей и каждую часть окрасьте в нужный вам цвет: красный, розовый, оранжевый, зеленый. Выбор цвета будет зависеть от того, какие именно розы вы хотите сделать.

Чтобы окрасить тесто, расплющите немного колобок и посыпьте сверху цветной краситель. Затем вымесите тесто так, чтобы оно равномерно окрасилось. Если интенсивность цвета мала, повторите процедуру еще раз, пока не добьетесь нужного оттенка. Но учтите, что слишком большое количество красителя может нарушить структуру вашего пластика. При желании пищевую краску можно заменить гуашью.

Теперь вы можете приступать непосредственно к лепке роз. Расстелите на столе пищевую пленку. Это необходимо для удобства работы. Сначала вам надо приготовить заготовки для лепестков. Сделать это можно разными способами. Способ №1: раскатайте тесто одного цвета в тонкий пласт толщиной не более 3 мм. И обычным стаканом с небольшим диаметром вырежьте круги. Способ №2: скатайте из теста выбранного цвета узкую колбаску и порежьте ее на небольшие части. Каждую часть приплюсните пальцами, чтобы получилась лепешечка.

Теперь сформируйте большой цветок розы. Для этого одну лепешку скатайте в шарик и придайте ему каплевидную форму. Должна получиться форма, похожая на закрытый бутон. Возьмите другую лепешку и обложите ею «бутон» - это будет первый лепесток. Конус капли должен быть вверху и являться сердцевиной розы. Далее возьмите еще одну лепешку и сформируйте второй лепесток розы. Кончики лепестков аккуратно и нежно прижмите, чтобы они получились тонкими и волнистыми по возможности. Слегка загните их назад, придав розе естественный вид. Продолжайте далее последовательно прикреплять лепестки по кругу, пока у вас не сформируется полноценный цветок.

Чтобы сделать полураскрытые бутоны роз, раскатайте тонко тесто и вырежьте из него длинную и узкую полоску, шириной, равной длине бутона. Скатайте полоску в рулон так, чтобы каждый следующий виток находился немного ниже предыдущего. Лишнее тесто просто обрежьте ножом или стеком. В конце можете к бутону приклеить еще пару больших лепестков. Такими образом слепите несколько больших роз и 5-6 бутонов разной величины и формы. Сформируйте из всех цветов композицию на бумаге для выпекания.

Из теста зеленого цвета также раскатайте тонкий пласт и вырежьте листочки. Сделать это можно ножом или воспользоваться специальными формочками, если у вас таковые найдутся. Другую часть зеленого теста скатайте в тонкие колбаски и сделайте из них стебли. Теперь можете закончить формировать композицию букета роз из слоеного теста.

Изделие необходимо просушить при комнатной температуре в течение нескольких дней, прикрыв калькой или пергаментом. Если поделка нужна вам срочно, поставьте ее на противень в духовой шкаф при температуре 80 градусов на 1-2 часа. Следите внимательно за процессом сушки в духовке и температурой, т.к. при быстром высыхании тесто может потрескаться.

После просушки цветы можно слегка, по краям лепестков покрыть лаком для ногтей с блестками. Это придаст изделию немного гламурный вид. Особенно это будет к месту, если вы собрались подарить изделие кому-нибудь из близких на Новый год или другой праздник.

Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел ее впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала:

— Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
Фадеев, не зная как быть, сказал:
— Вы действительно стихи пишете?
— Писала, печатали когда-то.
— Ну, хорошо, — сказал он, чтобы кончить это свидание, — прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

— Так это вы написали? — воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878-1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время — библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.

* * *
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

* * *
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?

* * *
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок...
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.

***
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в Рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872-1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине — приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.

Рождение песни произошло 17 октября 1905 года — в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:

«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия "Елки" перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898)

и с немецкой студенческой песней начала XIX века "Wir hatten gebauet ein stattliches Haus".

Тем не менее, о «Елке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой елкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым — в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!