Какие акварельные краски лучше для детей. Как выбрать акварельные краски для ребенка? Рисование с помощью пищевой пленки

Занятие по рисованию "Шторм на море"

Занятие по теме "Море волнуется" рассчитано на 3 учебных часа (1 час теории и 2 часа практики).


Возраст: 7-8 лет.
ТЕОРИЯ (1 учебный час).
Цель: познакомить детей с понятиями «теплохолодность», «контраст», опираясь на таблицы по цветоведению и репродукции картин И. Айвазовского.
Задачи:
- познакомить с творчеством русского художника И. Айвазовского;
- познакомить с основами цветоведения, опираясь на таблицы теплохолодности;
- научить определять контрастные сочетания теплых и холодных цветов.
Материалы : репродукции картин И. Айвазовского, таблицы теплохолодности и контрастного сочетания теплых и холодных цветов.
ПРАКТИКА (2 учебных часа).
Цель: составить сюжетную композицию с использованием контрастного сочетания цветов.
Задачи:
- научить: 1)используя показ педагога, поэтапно строить композицию рисунка и прорабатывать ее в цвете;
2)смешивать акварельные краски, получая оттенки цветов и использовать их в рисунке;

Материалы и инструменты: лист для акварели (А4), акварельные краски (24 цвета), кисти (Белка №3 и №5), баночка с водой, салфетка (бумажная или х/б), палитра для акварели.

Сегодня мы поговорим с вами о цвете, его характеристиках, о том, что такое контраст, для чего и как его используют в живописи. Познакомимся с репродукциями картин великого русского художника Ивана Айвазовского.
Мы уже говорили на предыдущих занятиях о том, что все цвета делятся на холодные и теплые. Как нам известно, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр.
Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов.
Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешивания с названными цветами.
Знание основ колористики, системы цветовых построений необходимо для успешной творческой работы любого начинающего художника.



Важно знать о том, что у каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон (сам цвет), насыщенность и светлота.
В цветоведении существуют понятия «светлотный» и «цветовой» контраст.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.
Дополнительные (или вторичные)цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например, красный помидор выглядит ярче рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.


Контраст синих и красных – прообраз контраста холодных и теплых цветов.
Можно сказать, что контраст – один из основных приемов художественного творчества.
Пограничный контраст возникает на границах соприкосновения расположенных рядом друг с другом цветов.


- Ребята, сегодня на занятии мы также познакомимся с правилами и приемами композиции, чтобы на следующем занятии вы смогли самостоятельно построить композиции своих картин.
К приемам композиции следует отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.



Рассмотрим на примере картины И. Айвазовского «Среди волн».


Здесь мы видим яркий пример ритмичности расположения морских волн. Художник так расположил волны, что у нас возникает впечатление движения. А центром композиции является луч, пробивающийся сквозь тучи, освещающий волну в центре картины. И заметим. Какой она составляет контраст с темными волнами на дальнем плане.
На картине того же автора «Девятый вал» мы опять видим череду, ритм огромных голубо-зеленых и желто-зеленых волн. Зелень волн создает контраст с рассветным красно-желтым небом.
В центре композиции – солнце, которое как будто разрывает завесу туч. У края картины – люди, которым удалось выжить после шторма. Они в союзе с солнцем создают контраст с бушующим морем. Победа над стихией – вот сюжет данной композиции. Но как необычно передает художник структуру гребня девятого вала – той самой губительной девятой волны.


Вообще в творчестве И. Айвазовского есть ряд картин, олицетворяющих буйство стихии. Среди них известная картина «Буря на море».


В центре композиции – две лодки. В лодках гребцы, которые выгребают против волн. На дальнем плане – корабль, потерпевший кораблекрушение. Темно-серый колорит картины безупречен. Дальний план и небо контрастируют с голубыми волнами на переднем плане. За счет контрастного отношения передний план вырывается вперед, а дальний план уходит еще глубже.
У И. Айвазовского есть картины, посвященные нашему Черному морю. Среди них «Буря на Черном море» (или «Буря над Евпаторией») и «Буря на море ночью».



На данных картинах можно наблюдать контраст дополнительных цветов (или контраст теплого и холодного).
ПРАКТИКА
- Сегодня эти знания помогут нам выполнить сюжетную композицию на тему "Шторм на море". Но для начала я покажу вам пример. Любая работа, будь то живописная или графическая, ведется в несколько этапов.
1 – этап – композиция в тонких линиях.
Намечаем линию горизонта, дальний план – горы и солнце. Линию горизонта проводим выше середины для того, чтобы плоскость моря занимала больше места. Солнце рисуем низко над горизонтом – закатное.


2 этап – ритм волн.
Так как нам необходимо изобразить шторм на море, волны должны быть высокие и ритмично расположенные по всей плоскости моря. Чем ближе к нам, тем волны крупнее, а чем ближе к линии горизонта, тем мельче. Это явление линейной перспективы.


3 этап – заливка плоскости неба.
Для неба выбираем оттенки желтого (но не лимонный), охры и оранжевого, имеющиеся в нашей палитре красок. Помним, что прежде чем приступить к заливке, нам необходимо смешать нужные цвета на палитре. Заливку «вливанием цвета в цвет» производим от верхнего края листа слева направо до линии горизонта. Поочередно набирая кистью заготовленные на палитре цвета – желтый, желтый с охрой и желтый с оранжевым. После того, как мы выполним заливку до линии горизонта, собираем образовавшуюся каплю с помощью сухой кисти.


Солнце.
Для заливки солнца используем имеющиеся в палитре красок оранжевый и красный цвет.
Дальний план – горы.
По закону воздушной перспективы для дальнего плана используем холодные цвета – оттенки фиолетового и синего.


Небо – тучи.
Во время шторма в небе образуются дождевые тучи, которые благодаря воздушным потокам могут втягивать в себя воду из моря, образуя смерчи. Для туч мы будем использовать черную, темно-синюю и темно-голубую краску. Краску подготавливаем на палитре и наносим мазками разного цвета.


4 этап – плоскость моря.
Для волн используем голубой, ультрамарин, темно-синий (синий+черный) цвета акварели и белую гуашь.
Начнем с самых близких волн на переднем плане. Поочередно наносим заранее смешанные на палитре цвета (бирюзовый+голубой, голубой+ультрамарин, ультрамарин+черный).
Наносим вначале свет, затем полутень и тень волны.




Далее даем краске подсохнуть и, используя белую гуашь, наносим кончиком кисти краску по верхнему краю гребня волны и по нижнему краю, изображая брызги.


Чтобы изобразить фактуру воды бушующего моря, проводим тонкой кистью продольные линии белой гуашью.

Акварель – простой и доступный материал для детского творчества, а игры с акварелью с детьми дошкольного возраста – отличный способ развития творческого мышления. Первую часть статьи можно прочитать , а сегодня - новые игры с акварелью для детей от полутора лет "Времена года". Мы не только собрали интересные способы работы акварелью для детей, но и выбрали самые подходящие к каждому времени года.

Для игр с акварелью нам понадобятся: акварельные краски, кисточки, белая бумага, емкость для воды + вода, соломинки для сока, шариковые ручки, восковые карандаши. Перед тем, как приступать к работе с акварельными красками, стол лучше застелить клеенкой, а на ребенка надеть специальный защитный фартук.

Игры с акварелью для детей

1. Зима. Нарисуйте что-нибудь белым восковым карандашом, а потом предложите ребенку сделать красивый акварельный фон. Когда малыш начнет рисовать, проявится Ваш рисунок. Вот такой нехитрый фокус, а радости маленьким художникам доставляет много. Белыми восковыми карандашами в сочетании с акварельными красками очень здорово рисовать зиму: снежинки, снеговиков, сугробы и т.п.

2. Осень. Если Вы летом засушили красивые листочки, то их тоже можно использовать в играх с акварелью. Намазываете листик краской погуще (чем меньше воды, тем лучше) и делаете отпечаток. Получается очень декоративно, такими отпечатками можно украсить или сделать панно для украшения детской комнаты. У Вас получится самая красивая осень.

3. Лето. Предложите ребенку нарисовать несколько разноцветных пятнышек, потом обведите их ручкой с черной пастой или фломастером. Подрисуйте лапки, хвостики, клювики. И вот уже забавные птички готовы. Точно также можно нарисовать мышек, хрюшек или зайчат, одним словом всех тех птиц и зверюшек, которых мы встречаем на летних прогулках. Такое упражнение хорошо для развития фантазии, можно предложить детям старше двух лет.

4. Весна. Намочите лист белой бумаги водой, а потом сразу же наносите краски, получится красивый фон, так как краски очень хорошо перемешаются. Даем фону высохнуть и переходим ко второму этапу. Если ребенок быстро устает, то можно рисовать через соломинку на чистом листе, тоже получается неплохо.

Капаем краску и начинаем дуть на каплю краски через соломинку. Соломинку нужно держать близко к краске, а лист бумаги поворачивать. Краска будет причудливо растекаться. Поворачивая соломинку и дуя в разные стороны, можно получить очень интересные рисунки. Проще всего нарисовать солнышко или травку, а потом можно переходить и к деревьям.

Когда ребенок натренируется, в этой технике можно рисовать замечательные весенние пейзажи. Для детей старше трех лет.

Надеемся, Вам понравились игры с акварелью для детей "Времена года". Будем рады, если Вы сфотографируете получившиеся шедевры и пришлете нам, самые красивые обязательно опубликуем! А как Вы играете с акварелью? Поделитесь в комментариях.

Рисование вот уже много десятилетий считается в нашей стране не просто популярным детским развлечением, но и обязательным упражнением, которое способствует всестороннему развитию ребенка. Рисование красками входит в образовательную программу если не детских садов, то любых общеобразовательных школ и профильных художественных учебных заведений.

Впрочем, такое творчество нельзя назвать исключительно детской прерогативой, ведь акварельные краски уже много веков используются и настоящими художниками для создания всемирно известных шедевров, так что ребенок может развивать свое мастерство даже во взрослом возрасте.



Что это такое?

Состав акварели на самом деле не является чем-то совершенно стабильным, поскольку этот вид красок существует уже добрую пару тысячелетий и был известен в самых разных регионах мира, в каждом из которых использовали те ингредиенты, что были под рукой. Не исключено, что акварельные краски из разных периодов и уголков мира могут радикально отличаться по своим составляющим, однако, в целом название произошло от латинского слова «аква», то есть «вода» – именно она выступала основой для всех известных составов.


Красители, соответственно, также отличались, ведь если сегодня в этой роли могут выступать даже синтетические вещества, то раньше использовали преимущественно порошки растительного происхождения. Для общей целостности в смесь добавляли также различные виды натурального клея, что позволяло веществу держать достаточно густую консистенцию.

При этом акварельная смесь должна оставаться пластичной и легко размокать при добавлении воды , поэтому обязательным является также добавление пластификаторов. Таковыми чаще всего выступают инвертированный сахар, а также глицерин, в функции которого входит еще и удержание хотя бы небольшого количества воды, чтобы акварель не превращалась в настоящий камень в длительных перерывах между использованием.


Состав акварели был бы неполным без бычьей желчи – она способствует равномерному размазыванию красителя по поверхности бумаги, поскольку не имеет свойства скатываться в капельки. В современные рецепты акварели добавляют также фенол или другие похожие антисептики, которые не позволяют плесени и другим разрушающим микроорганизмам заражать ингредиенты природного происхождения.

Классический состав напрочь лишен каких-либо вредных компонентов и полностью составлен из натурального продукта, что способствует использованию акварели детьми.

В то же время в современном мире производители часто используют различные синтетические аналоги, из-за чего некоторые разновидности красок все же могут быть вредными. Обращать внимание стоит, в первую очередь, на те краски, на которых прямо указано, что они рассчитаны на детей.


Как правило, они по качеству несколько уступают профессиональным смесям, но зато их состав подобран таким образом, чтобы быть полностью безопасным, а главное – пригодным для ежедневного использования.



Широчайшее распространение акварели вызвано не только натуральностью ее состава, но и многообразием техник рисования ею, каждая из которых дает неповторимый результат – даже несмотря на то, что полотна практически на 100% ограничены бумагой.

Например, в Англии было принято рисовать по бумаге, изрядно смоченной водой, а в Италии, наоборот, использовали полностью сухой холст. Сегодня многие художники успешно комбинируют английскую и итальянскую технику, добиваясь потрясающих переходов одного цвета в другой.

Разница техник заключается еще и в том, во сколько слоев акварельная краска укладывается на бумагу. Например, техника A la Prima не предполагает каких-либо последующих исправлений рисунка – краски накладываются на мокрую бумагу максимально быстро, пока основа не высохла, шедевр не предполагает никаких последующих изменений. Благодаря этому достигается особая переливистость цветов, крайне нежная игра света и тени, но для этого мастер должен уметь рисовать очень быстро и безошибочно.

Однако существует и многослойная техника акварельной живописи, в которой верхние мазки накладываются на уже высохшие нижние, причем оттенок вовсе не обязательно совпадает, но верхний мазок обязательно должен быть более темным.



На этом многообразие техник акварельной живописи не заканчивается, но уже даже по общему описанию становится понятно, что этот вид красок дает большое пространство для экспериментов и многоуровневого развития.

История

Акварель смело можно считать одним из наиболее древних изобретений человечества, доживших до сегодняшнего дня, по крайней мере, в творчестве так уж точно. Фактически она является ровесницей бумаги, которая стала получать все большее распространение после своего изобретения во II веке в Китае. В те времена она активно использовалась в традиционной китайской живописи наравне с тушью, но отличалась от нее по составу и предлагала большее разнообразие цветов, благодаря чему быстро снискала популярность.

В Европе, кстати, тоже использовались некие подобные смеси, но поначалу они применялись исключительно для каллиграфии, а позднее, как ни странно, в косметических целях.


Если же говорить об акварели для живописи в современном понимании, то впервые она стала применяться в Европе с началом массового распространения бумаги в этой части света.

В Средневековье через испанские и итальянские порты это китайское изобретение попало в Старый Свет, и стало все активнее заменять тушь. При этом живопись в целом уже существовала, но европейские художники того времени куда активнее использовали масло, которое лучше подходило для холстов и росписи стен.

Приблизительно к концу Средневековья бумага перестала быть совсем уж невиданной редкостью, а с ней и для акварели появились новые возможности.

Первым великим художником, широко использовавшим в своих шедеврах акварель, стал немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер. Его работа под названием «Заяц», датируемая 1502 годом, до сегодняшнего дня считается одним из самых ранних образцов использования акварели в европейской живописи. Самое интересное, что вопреки всему, рисование акварелью еще очень долго считалось эдакой мазней, недостойной внимания, и даже в научных трудах первой половины XIX века, посвященных изобразительному искусству, акварель упоминают разве что вскользь.



Крайне важную роль в популяризации акварели сыграла простота использования этого вида красок, благодаря которой ее уже в XVIII веке активно применяли, но не художники, а путешественники и ученые для иллюстрации увиденного в своих путешествиях, воспевания пейзажей и демонстрации новых или необычных животных.

Вскоре акварельные краски стали широко применяться для портретной живописи, чья популярность стремительно росла, и хотя уже через несколько десятилетий ее начнет отодвигать на второй план новое изобретение – фотография, старт популярности акварели был дан.


Первыми оценили преимущества красок на водной основе в Англии, где акварель завоевала популярность уже в начала позапрошлого века, здесь же несколько расширили арсенал технических приемов рисования ею.

На протяжении XIX века отношение к акварельной живописи неоднократно менялось, поскольку некоторые новые оттенки, разработанные энтузиастами, показали себя недолговечными, но в целом именно это столетие стало переломным, и акварель наконец-то нашла себя среди других видов «серьезной» живописи, чему поспособствовали, в частности, и такие гении, как Поль Сезанн.



В Россию традиция акварельной живописи пришла именно из Англии через Санкт-Петербург и довольно быстро снискала нешуточную популярность.

Можно выделить целый ряд известных художников XIX века, отдававших должное работе с акварельными красками. Среди них и Карл Брюллов, и Илья Репин, и Михаил Врубель, и Валентин Серов, и даже Максимилиан Волошин, собственноручно рисовавший иллюстрации к своим поэтическим произведениям.

В прошлом веке акварель окончательно вошла в широкий обиход в нашей стране, став способом реализации вдохновения не только для взрослых, но и для детей.


Сегодня уже никто не сомневается в том, что акварель – это серьезное художественное средство , хотя самые простые детские наборы могут дать разве что поверхностное представление о его возможностях. Тем не менее обучение детей рисованию акварелью может дать потрясающие результаты в будущем, и не исключено, что 23 ноября – Международный день акварели – когда-нибудь станет для них профессиональным праздником.


Свойства


Важным требованием к акварели считается особо тщательное измельчение частиц сухого пигмента. Благодаря этому, краска, нанесенная тонким слоем, выглядит полупрозрачной, что вообще является характерным явлением для акварельной живописи, собственно, именно этим акварель и отличается от других видов красок.



Равномерность нанесения очень важна для красок любого типа: недопустимо, чтобы акварель собиралась в капельки или оставляла комочки на бумаге, чем нередко грешат разнообразные дешевые детские медовые наборы.

В классическом рецепте за такую характеристику смеси отвечает бычья желчь, однако во многих бюджетных вариантах современности этого ингредиента нет, что напрочь лишает владельца возможности писать настоящие шедевры.


Светостойкость – еще один принципиальный момент для акварели. Именно из-за того, что многие новые оттенки, изобретенные английскими акварелистами XIX века, оказались легко выгорающими на солнце, будущее акварели едва не оказалось под угрозой: значительная часть общества в то время стала склоняться к точке зрения, согласно которой акварельные краски слишком недолговечны, чтобы считать их полноценным средством для создания картин.

К счастью, эта проблема со временем была преодолена, но и сегодня некоторые недобросовестные производители выпускают массу, пигменты которой очень быстро теряют первоначальную яркость.

Наконец, состав смеси должен быть тщательным образом сбалансирован, чтобы даже после существенного высыхания акварель могла снова легко растворяться в воде, не застывая до каменного состояния. Высыхая, она должна давать твердую пленку, которая при этом не была бы подвержена растрескиванию, оставалась целостной.

Виды

Современная промышленность любой, даже самый простой товар готова представить в многообразии разновидностей, каждая из которых рассчитана на определенные узкоспециализированные потребности, и акварельные краски – вовсе не исключение из правила.

Классическая художественная акварель

Такая акварель выпускалась исключительно в виде твердых плиток, в таком виде ее можно встретить и сегодня. Следует заметить, что для серьезной живописи используются разве что самые лучшие сорта такой акварели , тогда как типичная сфера ее использования сегодня – это плакаты, и, как ни странно, чертежи. Значительная часть подобной продукции предназначена для детского творчества, набор для детей может включать в себя 12, 24 или 36 брикетов, основное требование к которым – не быть ни слишком мягкими, ни хрупкими, для чего необходимо найти правильное соотношение сахара и гуммиарабика.

В качестве связующего вещества довольно часто используется мед, в результате получается известная всем с детства медовая акварель, обладающая характерным сладким привкусом.

В качестве альтернативных вариантов связующего вещества используются картофельная патока или животный клей. Большое количество последнего может придавать смеси нехарактерное состояние – способность к разминанию в руках при достаточном отсыревании.

Краски в кюветах

Еще одним распространенным вариантом для детей являются краски в кюветах. Большинству несведущих людей это понятие кажется странным, на самом же деле имеется в виду, что все краски помещены в небольшие выемки одной общей коробки.

Естественно, акварели в таких кюветах оказывается совсем немного, поэтому профессиональная сфера применения таких наборов ограничивается разве что созданием небольших набросков, тогда как для настоящей масштабной живописи такого количества краски оказывается мало. В среднем, акварель здесь более мягкая, чем в плитках, однако, все равно сохраняет твердое состояние.



Полутвердые краски в тубах

Многими современными художниками используются полутвердые краски в тубах – масса каждого цвета заключена в собственный тюбик с крышкой, благодаря чему оттенки не смешиваются и не пачкаются. При этом работа с таким типом акварели буквально требует наличия палитры.

Масса в тубах очень мягкая и легко разводится водой, но отличается нестабильной равномерностью нанесения пигмента , что не сильно бросается в глаза при многослойных техниках живописи, однако, требует повышенного уровня мастерства при рисовании по мокрой бумаге в один слой.

В целом, этот тип акварели используется для создания картин большого размера в классическом стиле. Следует отметить, что большинство дешевых разновидностей критикуется знатоками за то, что при длительном хранении пигмент отделяется от связующего вещества, в результате чего краска приходит в негодность.

Жидкая акварель

Довольно редким и нетрадиционным, но все же востребованным вариантом остается жидкая акварель, выпускаемая в небольших емкостях и рассчитанная как на дополнительное разбавление водой, так и на использование в таком виде, как продается.

Такая акварель отличается большим разнообразием очень ярких оттенков, выпускается даже флуоресцентная разновидность.


Для удобства дозирования многие производители оснащают емкости с краской капельницами-дозаторами. Довольно часто жидкую акварель используют для работы с аэрографом, но есть и такие художники, что применяют ее для классической живописи кистью. Отмечается, что этот тип особенно чувствителен к наличию каких-либо посторонних примесей в воде , поэтому при разбавлении необходимо использовать строго очищенную воду.


Акварельные карандаши и мелки

Нельзя не отметить и современное изобретение, позволяющее комбинировать на одном полотне рисунок и живопись, практически не меняя технику, – это особые акварельные карандаши и мелки. Принцип полностью соответствует карандашам и мелкам, то есть рисуют этим средством без посторонних приспособлений вроде кисти, просто держа его в руке.






При этом по химическому составу красящая часть карандаша либо мелок являются акварельной краской, и хотя след на бумаге они оставляют даже при обыкновенном рисовании, при попытках размытия водой вместо обычного рисунка довольно неожиданно получается полноценный акварельный живописный набросок.

Отмечается, что в среднем рисовать такими карандашами несколько проще, нежели кистью, но это, конечно, уже не совсем классика, да и результат слишком классическим не получится.


Акварельные карандаши отличаются широким выбором цветов и оттенков, а также, как и обычные карандаши, могут различаться по твердости, однако на них она практически никогда не указывается, так что подбирать придется методом проб и ошибок. Для детей, пожалуй, лучше выбирать более мягкие виды , поскольку они намного легче оставляют на бумаге след.

На вид акварельные карандаши неотличимы от обыкновенных, однако производители обычно все же оставляют владельцу возможность опознать диковинку без специальных экспериментов – для этого на карандаше рисуют небольшую каплю, кисточку или прямо пишут слово «акварель».



На основе перламутровых пигментов

Пока что совсем редким явлением остаются акварельные краски на основе перламутровых пигментов, даже несмотря на то, что основой для них послужить может не только бумага, но и многие другие материалы, среди которых древесина, ткань и даже гипс!

Впрочем, этот вид красок следует отнести, скорее, к декоративным, нежели к живописным, поскольку в процессе высыхания оттенки очень сильно бледнеют, а на смену былой яркости приходит усиленный блеск, характерный для перламутра.



Бренды

Каждый уважающий себя художник имеет четкое представление о том, что ему нужно для воплощения собственных творческих замыслов, и наверняка знает, по каким правилам выбирать себе краски. В случае с покупкой акварели для детей все обстоит намного сложнее: родители редко знают толк в такой продукции, потому ориентируются либо на надпись «детская акварель», либо выбирают хотя бы относительно известные бренды.


Что касается предназначения для детей, то тут профессионалы обычно настроены скептически: по их словам, такой товар вообще нельзя назвать акварелью и для хотя бы относительно качественного обучения он не подходит никоим образом.

Что же касается ориентирования по брендам, то в нем смысл есть, однако, для этого нужно кое-что понимать в ассортименте популярных производителей.

  • В частности, такие названия, как «Гамма», «Луч» или «Маяк» у многих на слуху, и даже профессионалы согласны, что такая акварель неплохо подходит для того, чтобы учиться рисовать. В то же время та же «Гамма» позиционирует свою продукцию как профессиональную. Но та категория потребителей, на которую данная продукция якобы ориентирована, с этим категорически не согласна.

Следовательно, если уж брать отечественную акварель для первых шагов, то предпочтение стоит отдавать вышеназванным маркам.


  • Если же ребенок уже достиг определенного уровня, при котором потребность в более серьезных средствах становится очевидной, стоит обратить внимание на продукцию бренда «Невская палитра» . Этот производитель известен в нашей стране уже несколько десятилетий и котируется профессионалами всех уровней. В частности, во времена, когда импортные товары были недоступны, именно «Невская палитра» была любимой акварелью советских акварелистов. Краски этого бренда продаются как наборами, так и поштучно – в отдельных кюветах, что позволяет оптимально организовать использование каждого оттенка.




  • Наборы под названием «Сонет» и «Белые ночи» считаются одинаково уместными как для профессиональных занятий живописью, так и для детского творчества, а вот «Ладога» находится уже на уровень выше, поскольку рассчитана на настоящих художников, а также на тех, кто серьезно хочет ими стать.



  • Если говорить о зарубежных конкурентах, то сегодня их продукция, к счастью, в достаточном объеме представлена и на отечественном рынке, а особенной популярностью и широтой ассортимента отличилась голландская компания Royal Talens , чья история насчитывает уже более ста лет. Среди товаров этого бренда стоит выделить три известных марки – Van Gogh в кюветах и тубах, Rembrandt (под этой маркой выпускается не только акварель, но и другие виды красок), а также жидкие акварельные краски Ecoline.
  • В Германии производители красок также не против принять на себя часть славы великих художников, причем, если голландцы хотя бы использовали имена голландских мастеров живописи, то немцы назвали свой бренд Da Vinci. Опять же, эта компания выпускает не только акварель, однако ее явным плюсом является то, что она сразу делит свою продукцию по возможному назначению, производя отдельно краски для новичков и для мастеров.
  • Из немецкой продукции нередко хвалят еще и Akademie Aquarell от бренда Schmincke, но в нашей стране ими не пользуются не только дети, но и преобладающее большинство профессионалов, ведь это премиальные краски стоимостью от 130 долларов за один кювет.





  • Французская живопись известна во всем мире, и, хотя здешние творцы шедевров больше известны живописью маслом, все же и в этой стране найдется бренд, выпускающий высококачественные краски на водной основе. Местный гигант Sennelier больше всего известен двумя акварельными наборами, один из которых Sennelier Artists включает в себя сразу 98 оттенков и вряд ли может быть подарен ребенку.
  • Зато другой, Raphael , уже не является несбыточной мечтой при все еще очень высоком качестве.



  • Хотя первый толчок к масштабной популяризации акварели был дан именно в Англии, английский флагман в данной отрасли - Winsor&Newton - известен в нашей стране намного меньше. При этом его традиции не могут не впечатлять – профессиональный химик и заядлый художник, чьи фамилии стали названием компании, объединили свои усилия для выпуска самых лучших красок почти два столетия назад!

Сегодня эта компания предлагает свою продукцию, разделенную на два основных класса: cotman – для решения относительно скромных задач и artist – для написания шедевров высочайшего уровня.



Цвета и текстура

При старательном выборе акварели важную роль играют даже такие показатели, как цвета и текстура смеси. Для любого новичка это понятие покажется простым – чем больше цветов, тем лучше, а текстура не так уж и важна, однако на самом деле все куда сложнее.


В частности, наличие большого количества цветов в наборе вроде бы можно считать плюсом, но на практике иногда эти цвета оказываются не очень качественными.

Следует понимать, что производители обычно активно используют физическое определение о том, что все цвета и оттенки на земле являются результатом смешения зеленого, красного и синего в определенных пропорциях. Собственно, большинство компаний использует пигменты только этих трех цветов, а все остальное, что есть в наборе это уже не чистый тон, а результат смешивания.



В принципе, профессиональные художники и сами нередко подбирают нужный оттенок именно путем смешивания имеющегося в наличии, а вовсе не путем отчаянных поисков по всем магазинам, однако открытым остается вопрос о качестве использованных пигментов и степени их перемешивания.

В случае использования ингредиентов низкого качества, а также при длительном хранении возрастает вероятность того, что смесь со временем расслоится, и вместо ожидаемого цвета получится набор изначальных тонов, распределенных неравномерно.


Безусловно, есть производители с мировым именем, которые умудряются добиваться таких результатов безо всяких нечистых уловок, однако в случае с дешевыми наборами чрезмерная яркость может прямо указывать на активное использование вредной химии, что в случае с детьми совершенно недопустимо.

Кроме того, очень важно следить за тем, чтобы краски разного цвета хорошо смешивались между собой. Только так палитру цветов даже из небольшого набора красок можно довести до бесконечности. На этот факт влияет такой показатель, как дисперсность, то есть степень измельчения пигмента: чем он мельче, тем лучше. Определить дисперсность на глаз вряд ли возможно, поэтому тут придется положиться разве что на опыт, а сравнивать проще всего по тому, как белая акварель разбавляет другие цвета.


При этом дисперсность влияет еще и на текстуру рисунка: при мелких частицах красящего вещества мазки получаются легкими, воздушными и прозрачными, характерными для акварельной живописи, тогда как при крупных частицах кисть оставляет густые, непрозрачные следы.

Как выбрать?

Если у каждого профессионального художника понятие об идеальной акварели может быть собственным, то самые лучшие детские краски для рисования определить можно по общим запросам, которые формулируются даже не столько детьми, сколько их родителями. Впрочем, даже родители не всегда имеют четкое представление о том, как же должен выглядеть хороший детский набор для рисования, так что и эта тема требует более детального изучения:

  • В частности, следует понимать, что даже производители маркируют свою продукцию как либо детскую, либо художественную. Для школы лучше покупать именно детские виды, даже несмотря на то, что по всем творческим показателям они существенно уступают своим художественным коллегам.
    • Что касается весьма популярных медовых красок, рассчитанных на самых маленьких и все еще очень любопытных художников, то они и вовсе максимально ориентированы на экологическую чистоту своего состава. В качестве связующего вещества там используется декстрин (кукурузный клей), значительное количество веса в составе имеют также патока и сахар.

    Многие производители позиционируют такой товар, как полностью безопасный для ребенка, но при этом в состав большинства рецептов входят консерванты, призванные сохранить в первозданном виде пищевые компоненты массы.


    Многие покупатели красок для детей в процессе выбора ориентируются еще и на количество цветов, и тут также есть определенные правила. Например, детям до 5 лет в их первых упражнениях хватит даже примитивного набора из 6 цветов, ведь тонкости оттенков для большинства из них все еще чужды и главное для них в данный момент – намазать, да поярче.

    Ребенку можно покупать наборы по 12-18 цветов, поскольку теперь малыш хорошо воспринимает палитру цветов, способен запоминать большое количество оттенков и использовать их по своему назначению.

    Для детей среднего школьного возраста и старше выбирать краски самостоятельно уже не стоит. Если они действительно занимаются рисованием серьезно, то должны лучше понимать, что им необходимо, да и определенные знания к этому моменту уже будут наработаны.

    Выше уже было написано, что акварельные краски на сегодняшний день выпускаются в самых разнообразных формах, которые рассчитаны на разные методы использования. Учитывая специфику детского творчества, лучше всего отдавать предпочтение либо плиточной акварели, либо краскам в кюветах, потому что такая форма довольно компактна и позволяет носить набор всегда с собой.

    При этом большое внимание родителей должна вызвать еще и коробка, если только они не горят желанием как можно быстрее перекрасить портфель малыша во все цвета радуги.


    Желательно, чтобы упаковка была выполнена из водонепроницаемых материалов (например, из пластика) и обязательно плотно закрывалась, не допуская выливания содержимого наружу. Это особенно актуально в том случае, когда у ребенка нет палитры, то есть в 99% случаев. Малышу в этой ситуации не остается ничего другого, кроме как разбавлять акварель водой прямо в кюветах, после чего в них остается большое количество цветной жидкости, стремящейся запачкать все вокруг.

    Для успешного и аккуратного рисования акварелью, вероятно, понадобятся не только сами краски, но и сопутствующие товары. В первую очередь, кисти – можно долго рассуждать о том, как правильно выбирается такой аксессуар, но вкратце обязательно нужно уточнить, что те образцы, что продаются в самых дешевых наборах вместе с красками, крайне мало подходят для рисования даже на самом примитивном уровне.






    Для достижения более или менее приемлемых результатов ребенку понадобятся хотя бы три кисточки. Если же малыш занимается рисованием профессионально, есть смысл купить ему целый набор, а для того, чтобы он не пачкал ими внутренности своей сумки, стоит купить ему еще и специальный пенал для хранения кистей.

    Можно, кстати, долго критиковать неправильно подобранные краски или даже малыша за то, что он так и не научился рисовать, а причиной неудач в итоге окажется неправильно подобранный холст. Сегодня огромное распространение в общеобразовательных школах получили типовые альбомы для рисования, которые, с одной стороны, теоретически подходят для живописи акварелью, с другой – соответствуют такой поставленной задаче не больше, нежели самые дешевые краски и бестолковая кисть из набора с ними.


    Любой профессиональный художник подтвердит, что лучше всего для акварельной живописи подойдет слегка рифленая бумага средней толщины – достаточной для того, чтобы не промокать полностью при размачивании водой. Если бумага не соответствует последнему критерию, то уже как минимум одна из распространенных техник живописи акварелью останется недоступной для ребенка.

    Проверить пригодность листа по этому параметру очень легко – достаточно оставить на нем очень влажный цветной мазок и посмотреть, проступит ли с обратной стороны краска. Если да, то следует более тщательно отнестись к выбору бумаги в дальнейшем.



Этот урок является частью курса школы творчества Артмарт «Рисование с детьми» , предлагаем вам посмотреть небольшое видео от автора курса Ирины Евдокимовой.

Акварелью хоть раз рисовал любой ребёнок, она часто кажется сложной, но мы хотим показать, как рисовать легко и с удовольствием. Творчество объединяет взрослых и детей. Попробуйте технику «по-мокрому» — это необычный процесс, который приведёт в восхищение и восторг не только малышей, но и взрослых.

Акварель не только красивая техника, но и отлично расслабляет, снимает напряжение.

Эта техника быстро и эффективно знакомит ребёнка с акварелью как с водной краской. Но самое главное, что процесс рисования по-мокрому — самый благотворный из всех творческих техник. Он снимает напряжение, успокаивает, когда видишь удивительные движения акварели по мокрой бумаге. Включается фантазия, когда находишь образы в диковинных разводах краски.

Первые цветы

Брызгая акварелью в конце занятия, мы ещё более расслабляемся, так как свободное движение кистью и сброс капель краски — это сброс напряжения.

Вам понадобятся:


  • листы бумаги А3

  • акварель

  • кисти

  • бумажные полотенца

Мёрзнем вместе с холодными цветами и греемся вместе с тёплыми

Запомнить, какие цвета тёплые, а какие холодные легче всего, включая переживания своего тела. Когда мы мёрзнем? Зимой. Какие цвета используем на зимних картинах? Голубые, синие, фиолетовые. Когда нам жарко? Летом. Какие цвета в летних картинах? Жёлто-солнечные, оранжевые, красные, салатово-зелёные. Подключая ассоциации и знакомые образы лета и зимы, дети запоминают быстрее.

Такой подход отлично «играет» с малышами 3-7 лет. Деткам 8-10 лет можно предложить сразу вспомнить, что они уже знают о цветах, и сократить эту часть занятия до минимума, обращая большее внимание на рисование.

Ожившие краски

Для ребёнка весь окружающий мир одушевлён. Когда мы предлагаем ему представить, что цвета ожили, то каждая красочка становится ему другом. Детям легче представить, что цвета дружат и ссорятся, также как и люди. Соединяя на бумаге разные цвета, мы видим что получается. Если цвет смеси красивый, значит это дружба. Если грязноватый и некрасивый, то цвета ссорятся. Привлекая ребёнка к историям про цвета, рассказывая об их характерах, можно превращать занятия в увлекательные путешествия-сказки.

Например, зелёный цвет — очень хитрый, он может быть и тёплым и холодным, смотря какой к нему добавить краки. Если жёлтой, то он будет салатовым и тёплым. Если синей, то станет изумрудным или бирюзовым и, конечно, холодным. Он хочет жить и в летних, и в зимних картинах: в траве и в новогодней ёлке. Соединения акварели — это эксперимент, а дети обожают эксперименты! Чёрный-белый-серый — это отдельная семья. Их нельзя назвать цветом. О них нужно рассказывать отдельные истории, о которых и поговорим, но в следующих занятиях.

Рисование «наоборот»

Во время этого курса мы не раз будем рисовать «наоборот». Что это значит? Мы переворачиваем привычные шаблоны. То есть, обычно мы сначала придумываем сюжет, затем его рисуем. Но мы будем предлагать действовать наоборот: сначала рисовать, затем искать образы и сюжеты-истории. Мы будем подробнее говорить применимо к каждому занятию. Польза такого рисования огромна: развивается правое полушарие, быстрее происходит процесс обучения и понимания, развивается моторика, открываются новые виды творческого подхода, тренируется образное мышление, дети учатся композиции в листе, не боясь пространства. Рисование «наоборот» — это творчество на языке ребёнка! Когда в этом ключе рисуют дети постарше, они раскрепощаются, расслабляются, выходят за рамки тех условностей, которые им уже навязаны внешним миром. Настоящее творчество — это свободный полёт фантазии. В этом уроке мы будем брызгать тёплые и холодные краски, а затем искать в них образы. Как вариант, предлагаем сделать два букета. Для деток 5-7 лет это знакомый и интересный образ. Для ребят 8-10 лет - возможность получить новые знания: научиться рисовать объём, не прилагая усилий, так как акварель сама ведёт в нужном направлении, стоит лишь покрыть бумагу краской несколько раз.

Учимся вместе

Есть два варианта творчества с детьми. Первый: мы смотрим сверху, с высоты своего роста и опыта, учим их, рассказываем о том, что знаем, ведём за собой. Второй: мы приседаем к ребёнку, обнимаем его за плечи и смотрим на мир его глазами, играем с ним, путешествуем по разноцветным сказкам, идём в ногу. Предлагаем творить на равных, вместе обучаясь и сочиняя. Малыши при этом чувствуют поддержку настоящего друга, а дети постарше видят наше доверие и сами подтягиваются к нам, хотят показать лучший результат. Выбор за каждым из нас. Но опыт показывает, что именно в творчестве эффективен и плодотворен второй вариант.

Сочиняем сказки

Каждую из картин мы наполняем сказками и историями. Это очень важный и интересный момент в обучении ребёнка творчеству. Истории помогают ему рисовать, так как он сочиняет героя, его характер, что находится вокруг, куда он движется. То есть, в процессе сочинения рождается композиция на листе. Дети более свободно начинают размещать фигуры и предметы на бумаге, масштаб ложится на лист сам собой. Картины наполняются характерными лицами, эмоциями. С малышами это будут совсем простые сказки, с детьми постарше - фантастические истории, приключения героев.

Рисуем диптихи и понимаем важность сравнения

Мы предлагаем нарисовать пару картин - диптихи. Это не просто так. Момент сравнения - один из главных в обучении ребенка любого возраста. Рисуя тёплый и холодный букет, грустного и веселого кота, либо просто наклеивая тёплый домик на холодный фон, ребёнок открывает для себя разницу между красками и цветами, образами и эмоциями. Чаще рисуйте с детьми парные картины — это развивает! Если в семье несколько деток, то создание парных картин - это просто находка с продолжением игры! В конце занятия можно перемешать детские картины и предложить кому-то из взрослых, например, папе, угадать, где чья, а потом составить диптихи в нужном порядке. Можно организовать минивыставку. Либо поменяться картинами, взять у брата или сестры, и вести между ними диалоги, но при этом нужно вдумываться в чужую картину — это очень помогает сближению.

«Разговор букетов»

После того, как нарисованы тёплый и холодный букет (или, как вариации на тему, образы найдены в холодной и тёплой картинах), нужно представить, что бы могли рассказать друг другу два букета, если бы они стояли на одном столе. Малышам 5-7 лет достаточно диалога о тёплых и холодных цветах, а деткам 8-10 и старше нужна информация поглубже. Найдите полчаса перед занятием, просмотрите в интернете или в домашних книгах примеры натюрмортов. Покажите их ребёнку, расскажите, что такое натюрморт. Занятие, наполненное и игрой и полезной информацией, надолго запомнится детям.

Поиграем?

Чтобы лучше запомнить цвета, то, как они соединяются и дружат, можно играть всей семьей в интересные творческие игры.

Игра «Угадай цвет»

Семейная. Участников 2 и больше. Один загадывает цвет, который нельзя называть вслух. Можно говорить только про то, что получается, когда его цвет смешивается с другими. Например: «Если мой цвет смешать с красным, то получится оранжевый. А если его смешать с синим, то будет зелёный». Все угадывают. Победитель загадывает свой цвет.

Игра «Как два цвета поссорились, а художник их помирил»

Минимум три участника, плюс, конечно же, зрители. Два участника выбирают себе цвета и начинают думать, дружат ли между собою эти цвета или нет. Какой цвет получится при их смешении? А художник находит положительные моменты и то, что бывает того цвета, который получается, чем он важен и полезен. Можно одновременно рисовать, подключая визуальные образы.

«Портрет Акварели»

Акварель ожила и пришла к вам в гости. Заказала вам свой портрет. Нужно нарисовать её в образе феи, или птицы, или цветка. Какой характер у акварели? Лёгкий, воздушный, светлый? А чем вы будете угощать акварель, пока рисуете? Что она вам расскажет о себе, с какими красками дружит, кто её сестры-братья? (Гуашь рисует сверху акварели, значит, она старшая. Мелки тоже старше, ведь хорошо рисуют сверху. Она дружит с ними, но всегда рисует первый слой картины, а остальные краски сверху. А вот простой карандашик — её младший брат, ведь в начале намечают рисунок, а затем идёт слой акварели)