Презентация на тему коста хетагуров. Коста хетагуров основоположник осетинской литературы. Фрагменты из презентации

Подготовила: Базанова Л. А., воспитатель МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик».Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява

АННОТАЦИЯ

Приближается то время, когда ребенок пойдет первый раз в первый класс. Это очень важный период в развитии ребенка, в жизни каждой семьи. Будущему первокласснику нужно многое знать и уметь, ему предстоит поменять свой привычный образ жизни, стать более ответственным и самостоятельным.

Чтобы облегчить ребенку период адаптации к школьным условиям, помочь ему в обучении, нужно обязательно правильного его подготовить. Это не только интеллектуальная подготовка (развитие памяти, внимания, логического мышления, умения писать и читать, но и умение общаться, слушать, уступать, договариваться. В данной статье раскрывается понятие «подготовка детей к школе», рассматриваются задачи, стоящие перед родителями при подготовке ребенка к школе, даются соответствующие рекомендации родителям.

Цель: помощь родителям будущих первоклассников.

Задачи: Раскрыть для родителей основные закономерности формирования у ребенка интереса к учебе, адаптации его к школьным условиям, Рекомендовать родителям комплекс игр, направленных на психологическую подготовку ребенка к школе.

Готов ли ребенок к школе?

Рассмотрим основные моменты, по которым родители приблизительно смогут понять, готов ли ребёнок к школе и есть ли необходимость обратить на что-то внимание.

Готовность ребёнка к школе определяется по следующим критериям, которые должны сочетаться между собой: психологическая готовность, физическая готовность и познавательная готовность.

Физическая готовность

Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, выполнять каждый день домашние задания – задача для дошкольника непривычная. Поэтому ребенок должен быть готов к школе физически:

высокий уровень закаленности и устойчивость организма к инфекциям;

соответствие показателей физического развития ребенка (рост, вес, мышечная масса) общепринятым нормам;

развитие мелкой моторики (движения кистей рук). Чем выше развита мелкая моторика, тем выше развитие речи и мышления ребенка. Поэтому очень важно еще до школы начать готовить руку к письму (именно подготовка руки, а не обучение письму). Родители должны наблюдать за тем, как ребенок рисует, при этом насторожить должны следующие моменты:

Если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист. Значит, он не может менять направление лини с помощью движений пальцев;

Если на рисунке все предметы изображены очень мелко. Значит, кисть руки сильно зажата и находится в постоянном напряжении.

Родителям нужно помочь ребёнку подготовить мышцы руки для будущего почерка, это можно сделать, например следующими простыми способами:

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках и др.

Конечно, существуют и специальные игры для развития тонкой моторики руки. Например, игра в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка.

развитие зрительно-двигательной координации . У ребенка к 6-ти годам должно быть сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение необходимо, так как многие задания построены следующим образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.

Особую роль в развитии зрительно-двигательной координации играет рисование, так как техника рисования напоминает технику письма. Таким образом, от родителей требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш. Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Правильная посадка чрезвычайно важна для формирования правильной осанки, сохранения зрения, здоровья внутренних органов.

Интеллектуальная готовность (познавательная сфера)

Имеется в виду общая осведомленность ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, набор знаний, который пригодится для обучения в школе.

Родителям следует обратить внимание, что ребенок в 6-7 лет должен уметь:

Внимание . Внимание ребенка должно быть устойчивое, произвольное.

Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.

Память . Ребенок должен владеть приемами осмысленного запоминания и воспроизведения.

Запоминание 10-12 картинок.

Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.

Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Родители могут развивать внимание и память ребенка с помощью специальных игр. Например, игра «Чего не стало»

Чего не стало

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов.

Мышление . Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, находить причины явлений, владеть логическими операциями:

Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.

Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

Развитию образного мышления способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка, слушание сказок, конструирование. Так же родители развивать мышление ребенка можно с помощью специальных игр. Например, игра «Назови разными словами».

Назови разными словами .

Ребенку показывают игрушечного медведя и спрашивают: Какими словами можно назвать медведя, чтобы все догадались, что он маленький? (Мишка, мишутка, мишенька). Взрослый поощряет ребенка словами: Молодец! Вот какими словами ты сказал о мишке!

Речь и речевой слух .

Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.

Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.

Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.

Различать в словах звуки.

В качестве игр по развитию речи можно предложить, например, игру «Как сказать по-другому».

Как сказать по-другому .

Учим детей подбирать синонимы к заданным словам: Сильный человек (силач, трусливый человек (трус, сильный дождь (ливень).

Состав числа. Составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.

Сравнение чисел. Арифметические знаки «>», «<», «=».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. д.

Ориентирование во времени. Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь, их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.

Окружающий мир .

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Психологическая готовность

Психологическая готовность включает в себя две составляющие: личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Личностная и социальная готовность предполагает :

Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

Толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

Понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

Наличие интереса к учению и получению новых знаний;

В желании учится большую роль играют слова и поступки взрослых. Создавайте только положительную картинку предстоящей школьной жизни.

Способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

Усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Что ещё могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе :

Читайте ребёнку книги, беседуйте о прочитанном;

Отвечайте на вопросы ребёнка и задавайте их сами;

Готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму;

Составьте и соблюдайте режим дня (не забудьте про зарядку);

Подготовьте дома рабочее место школьника.

Чего делать не стоит :

Превращать ребёнка раньше времени в ученика (большое количество занятий истощают его, лишая возможности играть и общаться со сверстниками);

Формировать отрицательное отношение к школе;

Заставлять переписывать несколько раз выполненную работу.

Главное, что могут и должны родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае даже маленьких успехов и поддерживать и помогать в случае неудач (но не делать его работу за него).

Подготовка ребёнка к школе – задача не из лёгких. И от того, как эта задача будет выполнена, будет зависеть легким или трудным будет вход ребёнка в новую для него школьную жизнь.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

1. НЕ ПЕРЕГРУЖАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы.

Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».

2. РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.

3. НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ

Многие родители допускают грубую ошибку, когда говорят: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

4. НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ

Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни.

Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

5. ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке.

Придя домой, не прячьте покупки в шкаф - дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит.

Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.

6. ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ

Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками») .

7. НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ

За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7-8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером.

Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.

Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маечку, носочки), проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле.

В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребенок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул.

С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет малышу лучше понять, как строится его день.

8. ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ

Необходимый для школы навык - ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам.

Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время) . Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

9. БОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР

В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе.

Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, - это спокойное отношение к проигрышу.

10. ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ

Хорошая игра на внимательность: всем раздается одинаковый текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе.

Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты.

Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой - ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.

Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце... К. ХЕТАГУРОВ Коста Хетагуров Основоположник осетинской литературы, великий поэт, художник и общественный деятель. Константин (Коста) Леванович Хетагуров родился 15 октября, 1859 года в селении Нар Северной Осетии. Мать его Мария Гавриловна Губаева умерла вскоре после его рождения, и его воспитала Чендзе Хетагурова, которую Коста не раз вспоминал добрым словом («Кто ты?» - «Чи дэ?»). Отец Коста, Леван Елизбарович, малограмотный, но мудрый и честный человек, пользовался большим авторитетом среди горцев. Отец мальчика, прапорщик Леван Элизбарович Хетагуров, служил помощником командира конной сотни Терской милиции. Он прекрасно понимал значение образования и после окончания Коста Нарской церковноприходской школы определил его во Владикавказскую прогимназию. Далее Коста Хетагуров продолжил учебу в Ставропольской гимназии, Петербургской Академии художеств. Мировоззрение поэта сформировалось под влиянием осетинского фольклора и революционно-демократических традиций русской культуры. Поэзия Хетагурова была подлинно народной не только по содержанию, но и по форме. Поэт создавал образы народных певцовсказителей («Кубады»), перерабатывал мотивы и образы обрядовой поэзии («На кладбище»), на основе осетинских сказаний и легенд написал поэму «Хетаг». Сюжеты и образы черпал из народных песен, сказок, пословиц («Новогодняя ночь», «Колыбельная», «Мать сирот», «В пастухах», «Олень и еж», «Безумный пастух», «Упрек», «Редька и мед»). Творчество поэта на русском языке органически связано с идейно-тематическим содержанием «Осетинской лиры». Его историко-этнографический очерк «Особа» - одно из лучших произведений по этнографии осетин. В очерке собран богатый фактический материал о быте Осетии, экономике, общественных отношениях и правовых нормах осетинского патриархально-феодального уклада. Читатель находит в нем ту же картину многотрудной, безрадостной жизни труженика-горца, что и в «Осетинской лире». В стихотворениях, написанных по-русски («В бурю», «Песнь раба», «На смерть горянки», «Не поможешь ты горю слезами»), в рассказе «Охота за турами», поэмах «Перед судом», «Фатима», «Плачущая скала» поэт развил многие темы, характерные для его поэзии на осетинском языке. Прежде всего это тема родины. Самоотверженное служение родине и народу, свободолюбие и гуманизм больше всего ценил Коста и в русских писателях («Перед памятником», «Памяти М.Ю. Лермонтова», «Памяти А.Н. Плещеева», «Памяти А.С. Грибоедова», «Памяти А.Н. Островского»). Он признает их своими идейными вождями, учится у них «быть готовым на бой за великое, честное дело» против того же «мира рабства, лжи, насилья и гонений», против которого восставали лучшие люди России. Коста Хетагуров глубоко и всесторонне отразил в своем творчестве исторические судьбы и жизнь осетинского народа, его психологический склад, нравственный и культурный облик, его мечты и устремления. Он поднял на новую ступень его общественное и художественное сознание и внес неоценимый вклад в мировую культуру. Горы, родимые, плачьте безумно. Лучше мне видеть вас черной золой. Судьи народные, падая шумно, Пусть вас хоронит обвал под собой. Пусть хоть один из вас тяжко застонет, Горе народное, плача, поймет. Пусть хоть один в этом горе потонет, В жгучем страданье слезинку прольет. Цепью железной нам тело сковали, Мертвым покоя в земле не дают. Край наш поруган, и горы отняли. Всех нас позорят и розгами бьют. Мы разбрелись, покидая отчизну,Скот разгоняет так бешеный зверь. Где же ты, вождь наш? Для радостной жизни Нас собери своим словом теперь. Враг наш, ликующий в бездну нас гонит, Славы желая, бесславно мы мрем. Родина-мать и рыдает и стонет... Вождь наш, спеши к нам - мы к смерти идем. Коста Хетагуров. «Дети-каменщики» Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем. Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным. Имя Коста войдет в ряд самых высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице культуры будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким художником, как Коста Хетагуров. А. А. ФАДЕЕВ. Чтобы одновременно быть поэтом, драматургом, публицистом и художником, каким был К. Хетагуров, нужен талант - выдающийся, ум - острый, душа - богатая и отзывчивая. Н. ГРИБАЧЕВ Пройдут года, пройдут века, но имя славного сына осетинского народа не померкнет и будет по-прежнему сиять, подобно снежным вершинам Кавказа. С. МИХАЛКОВ


Сам Коста в своей автобиографии писал: «Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий. Отец мой Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин. Мать моя Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава». Семья


Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку. Коста Хетагуров в студенческие годы


В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших в последствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: Природный мост, За водой, Перевал Зикара, Скорбящий ангел, Гора Столовая, Долина Теберда, Портрет Мисибри Гутиева, Портрет Анны Цаликовой, известны его декорации к Хаджи Мурату и Цыганскому барону. В 1887 г. выставка картины Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек. Автопортрет К.Хетагурова




В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо- Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие. Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон фæндыр»), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Из Петербурга Хетагурова высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах Казбек, Северный Кавказ, в журнале Терские ведомости. Сатирическую поэму Кому на Руси живется весело публикует газета Северный Кавказ, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.


В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. Портрет Анны Цаликовой Коста Хетагуров гордость Осетии и всего советского народа. М.ШОЛОХОВ


В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. 26 мая 1899 г. Коста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.


В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно- просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. Я считаю, что каждый осетин в той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста. В. АБАЕВ


19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце...(К.Хетагуров)


Я хочу завершить словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества: Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык как счастьем дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу, Я смог когда-нибудь к свободе проложить. Подготовила: Ученица 10 «А» класса Яковлева Екатерина Учитель: Мельникова В.А