Post художник йерка яцек картины. Нереальный мир яцека йерки. Становление Яцека Йерки, как художника

03.12.2011 13379 Справочная информация 0

Светосила объекти́ва — величина, характеризующая степень ослабления объективом светового потока. Чтобы понять, что такое светосильный объектив, давайте разберемся, как объектив влияет на поток света.

Как известно, при фотосъемке свет попадает на матрицу, формируя изображение. Объектив ослабляет световой поток. Вот эту степень ослабления и называют светосилой.

Простым языком, светосила - максимальное количество света, которое объектив способен захватить. Светосила объектива имеет отношение к максимально открытой диафрагме (отверстие, через которое свет попадает на сенсор). Она характеризуется минимальным диафрагменным числом. То есть, чем число меньше, тем диафрагма открыта больше и света поступает больше. Минимальное диафрагменное число соответствует заявленной светосиле. Так, при светосиле f/2, диафрагменное число может быть от двух и выше.

Если объектив не является фиксом (с фиксированным фокусным расстоянием), то на нём будут указаны две пары числовых характеристик: первая пара - минимальное и максимальное возможные фокусные расстояния, вторая - переменная светосила, соответствующая этим фокусным расстояниям (первое число - для минимального, второе - максимального). Бывают и более дорогие объективы - имеющие при переменном фокусном расстоянии фиксированную светосилу.

Почему же фотографы гоняются за светосильными объективами?

Причин много. В зеркальном аппарате визирование ведется через съемочный объектив - и при относительных отверстиях 1/5.6-8 человеческий глаз уже плохо улавливает картинку, то есть светосильный объектив комфортнее для фотографа.

Светосильным объективом можно снимать на более коротких выдержках, что жизненно важно при съемке спорта и дикой природы, ведь чтобы остановить движение крыльев птицы, нужны выдержки короче 1/1000 с. Чем объектив длиннофокуснее, тем нужнее ему короткие выдержки при съемке с рук, иначе легко «смазать» изображение.

Светосильным объективом можно снимать в более сложных световых условиях, поэтому те, кто снимает в помещении - фотографы моды, танцев, некоторых видов спорта инвестируют в очень дорогие длиннофокусные объективы с относительным отверстием f/2.8 и f/2, а то и более.

Светосильным объективом можно снимать при малой чувствительности. В цифровых камерах меньшая чувствительность и короткие выдержки дают изображение, более свободное от шумов.

Немаловажный фактор для художественной фотографии - изменением значения диафрагмы можно изменить глубину резкости. На полном отверстии на диафрагме более f/2.8 глубина резкости (ГРИП) невелика, что позволяет размыть фон, передний план или ненужные детали. Это качество трудно чем-то заменить в портретной фотографии, да и вообще оно существенно почти для любых жанров, кроме, разве что, пейзажа. Портрет, кстати, не любит слишком яркий свет.

малая ГРИП

Для телеобъективов профессионального уровня светосила важна еще и потому, что они используются в составе фотосистемы с конвертерами, увеличивающими фокусное расстояние. Например, 300-мм профессиональный телевик с полуторным конвертером превращается в 450-мм, а с двукратным - в 600-мм.

Есть у светосилы и одно техническое ограничение. Системы автофокусировки надежно работают на относительных отверстиях до f/5.6. На меньших - (f/6.3, f/6.8 - обычно работают, но ненадежно и менее точно, а при f/8 или f/11 не работают вообще. Но при увеличении фокусного расстояния в корень квадратный из двух светосила падает на одну ступень. Соответственно, телевик со светосилой f/4 и 2-кратным конвертером не будет работать в автофокусном режиме, поскольку результирующая светосила будет около f/8, да и визуально видоискатель будет затемнен.

При этом светосила еще и меняется при фокусировке. Например, если объектив сфокусирован на объект в масштабе половины его натуральной величины (1:2), то его светосила падает на одну ступень, а если берется натуральная величина - даже на две. Таким образом, при исходном относительном отверстии f/4 автофокусировка вообще станет невозможна.

Вот поэтому фотографы тратят больше денег и носят более тяжелые объективы, хотя могли бы пользоваться легкими и недорогими зумами точно с тем же диапазоном фокусных расстояний.

Светосила объектива - f число

Если вы регулярно знакомитесь с нашими уроками, то уже знаете, как в характеристиках указывается максимальная величина раскрытия диафрагмы. Вот и светосила объектива - это f число и если быть точным, то f, деленное на то или иное число. Ведь под f подразумевается фокусное расстояние. А величина раскрытия диафрагмы - это число, на которое поделено выставленное фокусное расстояние.


Светосилу обязательно указывают в характеристиках любого объектива. Имеется в виду не обязательно отдельно продающаяся оптика. Эти слова касаются даже компактных фотокамер со встроенным объективом. Более того, сейчас параметр «Диафрагма» или «Светосила» можно найти даже в характеристиках флагманских смартфонов. Ведь в производстве встроенных в них камер используются всё более продвинутые линзы. В результате аппарат получает светосильную оптику, а снимки становятся очень яркими.


Но хватит слов о создании оптики. Давайте подойдем к светосиле объектива с другой стороны. Сейчас нам нужно понять, зачем вообще покупатели обращают внимание на этот параметр. А всё оказывается очень просто. Если диафрагма способна раскрываться очень широко, то и света на матрицу попадает очень много. Некоторые объективы предоставляют диафрагму f/1,4. При таком параметре можно воспользоваться выдержкой 1/4000 секунды, света матрице при этом хватит.
Повышенная светосила благоприятно влияет на качество портретных фотографий. Чем сильнее раскрывается диафрагма - тем меньше становится зона резкости. В результате можно добиться красиво размытого фона. Этот эффект ещё называют словом «боке». Именно поэтому опытные фотографы используют для съемки портретов светосильные объективы. Всяческую зум-оптику они оставляют для съемки пейзажей.


Также стекла с хорошим числом f нужны для вечерней фотосъемки. При недостатке освещения требуется или длительная выдержка, или широко раскрытая диафрагма. Увеличить выдержку никто не помешает, но это не позволит зафиксировать в кадре движущиеся объекты. Поэтому лучше раскрыть диафрагму до значения f/1,8 или f/1,4. Но и этот способ не всегда работает. Ведь при таком значении зона резкости сужается, а иногда это не соответствует задумке фотографа.
Светосильный объектив для Canon и Nikon

В магазинах в больших количествах продаются фотоаппараты с китовой оптикой. И редкий покупатель понимает, что в комплект производитель кладет объектив со средней, а подчас даже ужасной светосилой. Особенно сильно это касается оптики с широким диапазоном фокусных расстояний. Поэтому на различных форумах и специализированных ресурсах рекомендуют людям приобретать «тушку». Таким словом называют комплект, в котором присутствует лишь камера. Ну а затем отдельно покупается светосильный объектив. В результате так тратится чуть большая сумма, чем за комплект с китовой оптикой, но результат порадует намного сильнее.


К сожалению, не каждый продающийся в магазине объектив является светосильным. Обязательно смотрите в характеристиках на значение светосилы. При 50-миллиметровом фокусном расстоянии светосильной будет считаться оптика с диафрагмой f/1,8. Чем выше фокусное расстояние - тем меньше бывает максимальное раскрытие диафрагмы. Вспомните объективы, которые используют фотографы, работающие на футбольных матчах. Они бы всё отдали за значение светосилы f/2. Но достичь его пока технически невозможно.
Давайте рассмотрим хорошие светосильные объективы, которые сейчас можно найти в магазинах. При этом нам сейчас интересна недорогая оптика для камер от двух самых известных производителей - Canon и Nikon.


Начнем со светосильных объективов для Canon и тут большой популярностью сейчас пользуется стекло Canon EF 50mm f1.8 II. Это уже второе поколение данной оптики. Как видно из названия, объектив обладает фиксированным 50-миллиметровым фокусным расстоянием. Это может смутить начинающих фотографов. Но зато диафрагма способна раскрываться вплоть до значения f/1.8. Увы, объектив не самый лучший. Многие покупатели придираются к его корпусу. Но это не должно удивлять, так как ничего другого от бюджетного стекла ожидать невозможно (его можно купить за 4000 рублей).

В четыре с лишним раза дороже стоит Canon EF 50mm f1.4 USM. Иногда такой объектив приобретают даже опытные профессионалы. Они отмечают очень высокую светосилу и красивое боке, получаемое на снимках.


Если же говорить о светосильных объективах для Nikon - их тоже создано немало и в основном высокое значение диафрагмы имеется у экземпляров с фиксированным фокусным расстоянием. За 5 тысяч рублей предлагается купить Nikon 50mm f1.8D AF Nikkor.


Эта оптика предоставляет популярное 50-миллиметровое фокусное расстояние. Она отлично подходит для фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5. Но с корпусом тоже наблюдаются проблемы, объектив чрезвычайно хлипкий.

Очень любопытным решением выглядит Nikon 24-85mm f2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor. Это уже объектив с переменным фокусным расстоянием. На минимальном зуме диафрагма может раскрываться до приемлемого значения f/2,8. Но при увеличении фокусного расстояния светосила ухудшается. Это беда любого недорогого зум-объектива. Хотя бюджетным это решение назвать нельзя, за стекло просят в российских магазинах более 24 тысяч рублей.


Владельцы полнокадровых зеркалок должны заинтересоваться объективом Nikon 24-70mm f2.8G ED AF-S Nikkor. Эта оптика схожа с предыдущей, только диапазон фокусных расстояний чуть уже. Но светосила здесь при использовании зума не изменяется! Присутствуют и другие улучшения. Но стоит данный объектив очень много - 65 тысяч рублей.
Итоги: светосила объектива - что это?

Пора подводить итоги нашего урока: светосила объектива - что это такое и как это правильно понимать? Если интересует правильный ответ, то это степень ослабления светового потока, проходящего сквозь объектив. Но чаще всего под словом «светосила» подразумевают величину раскрытия диафрагмы.


Высокая светосила нужна для получения ярких фотографий при скоростной выдержке. Также широко раскрытая диафрагма нужна для максимального размытия фона, благодаря чему рождаются на свет прекрасные портреты. Хорошей светосилой обладают объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Если же вас интересует светосильная оптика с возможностью зума, то готовьтесь потратить очень много денег. И чем больший зум интересует, тем более крупная сумма потребуется. Связано это со сложностями изготовления подобных объективов.


На этом наши уроки, посвященные диафрагме, заканчиваются. Регулярно посещайте наш сайт, тогда вы не пропустите следующие уроки. В них мы рассмотрим фотоаппарат во всех деталях и узнаем, какие характеристики являются самыми важными.

– это один из основных параметров, на который следует обращать внимание при выборе объектива (наравне с ). Светосила оптической системы показывает степень ослабления светового потока. Другими словами, светосила показывает, какую часть светового потока способна пропустить система линз объектива.

Дело в том, что часть светового потока при прохождении через объектив рассеивается и отражается от линз, часть света – поглощается материалом, из которого изготовлены линзы (стекло, оптическая пластмасса). Поэтому световой поток ослабляется за счет этих чисто физических характеристик.

Другой основной параметр, который определяет светосилу объектива – значение максимально открытого относительного отверстия . Чем сильнее можно открыть диафрагму (чем меньшее диафрагменное значение выставить), тем большее максимальное количество света может пропустить объектив. Так, объектив с маркировкой f1.8 (или 1:1.8) будет считаться более светосильным, чем объектив с маркировкой f2.8 (1:2.8).

Зачастую для простоты восприятия светосилу объектива попросту определяют значением максимально , которое позволяет выставить этот объектив. На самом деле светосила – это внутренняя характеристика конструктива объектива, и относительное отверстие диафрагмы выполняет лишь часть функций по определению светосилы объектива.

Тем не менее, чисто с практической точки зрения гораздо проще сравнивать объективы по максимально возможному значению открытой диафрагмы. Поэтому с этого момента я буду отождествлять понятия «светосила объектива» и «максимально открытая диафрагма, которую позволяет выставить объектив».

Таким образом, светосила объектива может выражаться значением максимально открытой диафрагмы. Светосила объектива всегда указывается в технических характеристиках при описании объектива, а также маркируется на самом объективе возле передней линзы. Поэтому когда вы видите название объектива Canon 24-70 f2.8, то f2.8 – это и есть значение светосилы. Это означает, что при съемке с таким объективом вы сможете открыть диафрагму максимум до значения 2.8. То есть у вас не будет технической возможности снимать с диафрагмой 2.0 или 1.8 и т.д.

Светосильными считаются объективы, при использовании которых можно снимать на значениях диафрагмы f1.2-f2.8. Объективы со светосилой f3.5-f6.3 уже не считаются светосильными, еще их называют «темными», поскольку они способны пропускать меньшее количество света. Такие топовые производители фотооптики как Carl Zeiss и Leica выпускают модели объективов с еще большей светосилой – f0,7 и f0,95. Наиболее распространенными светосильными объективами среди фотографов являются объективы со значением светосилы f1.4-f2.8.


Светосила объектива
может быть постоянной и переменной . Объективы с постоянной светосилой позволяют максимально открывать диафрагму до одного и того же значения. Например, объектив Canon 70-200 f4.0 позволяет выставлять диафрагму 4.0, независимо от выставленного фокусного расстояния. При съемке с фокусным расстоянием и 70 мм, и 135 мм, и 200 мм вы сможете сделать снимок с диафрагмой 4.0. Объективы-фиксы (с постоянным фокусным расстоянием) автоматически обладают постоянной светосилой.

Существуют зуммированные объективы с переменной светосилой , которая зависит от выставленного фокусного расстояния. Чем больше выставлено фокусное расстояние, тем хуже параметр светосилы. Например, объектив Canon 18-135 mm F 3.5-5.6 позволяет открыть диафрагму до значения f3.5 при съемке с фокусным расстоянием 18 мм, а вот при съемке с фокусным расстоянием 135 мм вы сможете максимально открыть диафрагму только до значения f5.6. Обычно такие объективы обладают пониженной стоимостью и худшими оптическими качествами.

На что влияет светосила объектива ? Почему она считается такой важной характеристикой и фотографы готовы платить десятки тысяч за светосильную оптику? Все преимущества светосильных объективов завязаны на значении диафрагмы. Вспомните, на что влияет диафрагма при съемке: количество света, пропущенное через объектив, и в кадре.

Итак, покупая объектив с большей светосилой, вы сможете сильнее открыть диафрагму. Значит, вы сможете пропустить большее количество света (появляется возможность снимать при недостаточном освещении). Также чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше оказывается глубина резкости в кадре (сильнее размываются объекты, не попавшие в зону фокусировки). Именно поэтому хорошими портретными объективами считаются объективы со светосилой f1.4-f2.8.

Вы можете заметить, что производители фотооптики выпускают линейку объективов с аналогичным фокусным расстоянием, но разной светосилой. Причем, чем больше светосила, тем дороже стоит объектив, а прирост по стоимости значительный. Например, сравним цены на объективы Canon с фокусным расстоянием 50 мм. Так, объектив 50 мм 1.8 стоит 3500-4000 рублей, объектив 50 мм 1.4 стоит около 13500 рублей, а объектив 50 мм со светосилой 1.2 продается по цене почти 48000 рублей. Данные приведены по состоянию на февраль 2013 г.

Как мы выяснили, в большинстве случаев чем больше светосила объектива, тем лучше, потому что:

— можно снимать в худших условиях освещения;

— можно снимать с меньшей ГРИП.

С другой стороны, за дополнительную светосилу нужно выложить немаленькие деньги. Поэтому при выборе объектива взвешивайте все «за» и «против».

Грамотно выбирайте объектив и хороших вам снимков!

Многие фотолюбители стремятся приобрести себе в комплект фотоаппаратуры светосильный объектив. С его верной помощью можно делать прекрасные портреты, красиво размывая задний план и рисуя боке, или снимать в сложных условиях слабой освещённости с рук, не таская с собой громоздкий штатив. Рынок сейчас предлагает довольно много самых разнообразных моделей светосильных стёкол. Их выбор зависит только от возможностей вашего кошелька и вашего же желания.

Но порой встречаются сверхсветосильные экземпляры. И пусть они не всегда заточены под фотосъемку, но значение их светосилы заставляет восхищаться этими монстрами. Наш ТОП включает в себя 10 моделей объективов, значение светосилы которых меньше, чем f/0.8.

1. ГОИ ЧВ 20mm f/0.5

Зеркально-линзовый объектив был произведён в СССР в 1948 г. Государственным Оптическим Институтом. Значение f/0.5, по сути, является теоретическим пределом светосилы объектива. И именно наши оптики в тяжёлые послевоенные годы создали сверхсветосильную оптическую систему. После этого в СССР приезжали различные делегации с целью перенять опыт, но повторить подобную конструкцию так никто с тех пор и не решился.

2. Signal Corps Engineering 33mm f/0.6

Этот объектив, выпущенный в послевоенное время для войск связи США перевезёнными в Америку немецкими учёными, предположительно предназначался для ночного видения или рентгеновского использования. Наклейка на объективе гласит “World’s Fastest Lens “, что значит “Самый быстрый объектив в мире”. Кто знает, может, на то время он таковым и являлся.

3. ГОИ Искра-3 72mm f/0.65

Последователь номера 1 в нашем списке тоже был выпущен светлыми умами СССР. По своей конструкции он является зеркальным, а использовали его в сфере рентгенографии.

4. Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7

Почему-то данный объектив во всём мире считается наиболее светосильным. Хотя, как мы с вами видим, он находится лишь на 4 месте в нашем ТОПе. Разработанный в 1960 г. специально для миссии NASA с целью сделать фото тёмной стороны Луны, Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 был произведён лишь в 10 экземплярах. Но только 6 из них были переданы NASA. Ещё один экземпляр остался в Carl Zeiss, а 3 оставшихся были проданы известному режиссёру Стэнли Кубрику. Он использовал их для съемки сцены при свечах в фильме “Барри Линдон” (1975 г.). Почувствовать себя Кубриком можете и вы – компания P+S Technik сдаёт объектив в связке с камерой PS-Cam X35 HD в аренду, чем может воспользоваться любой желающий.

5. Fujinon 50mm f/0.7

Стекло от японского бренда Fujifilm не шибко балует информацией о себе. Так что будем рады, если кто купит его на свой Nikon или Canon и поделится впечатлениями. Благо, на различных аукционах оно продаётся по вполне демократичным ценам – в пределах $500-$600.

6. Irtal-3 100mm f/0.7

Самый дальнобойный представитель из нашего списка. 100 мм при светосиле f/0,7 достойны уважения. Но воспользоваться объективом в классическом понимании этого слова вы не сможете, так как его оптическая составляющая выполнена из чистого германия, который не пропускает видимые лучи. Это объектив для инфракрасных излучений, и его можно использовать как тепловизор.

7. Carl Zeiss Jena R-Biotar 100mm f/0.73

Данный экземпляр ранее применялся на старых рентген-установках. Тех, которые имели флюоресцентный экран. Т.е. они не печатали снимки, а позволяли посмотреть сквозь человека лишь в режиме реального времени. С целью снижения дозы облучения и быстрейшего получения изображения желательно было сделать светосилу повыше, для чего и пригодился данный герой. Подробнее об объективе можно почитать по ссылке .

8. Leica Leitz 65mm f/0.75

Как и предыдущая модель, скорее всего, эта Leica использовалась в области рентгенографии. Но некоторые люди всё же видели цветные фотографии, сделанные при помощи объектива. В основном это были снимки цветов крупным планом. Естественно, что глубина резкости изображений была очень маленькой, но в зоне фокуса картинка выглядела очень даже ничего.

9. Rodenstock TV-Heligon 50mm f/0.75

Изначально линза немецкого производства тоже предназначалась для рентгеновского использования. Но многие умельцы приспособили её для использования с фотокамерами, чем воспользовалась и сама компания-производитель. Теперь на различных интернет-аукционах данное среднеформатное стекло можно приобрести для самых разнообразных байонетов – и Nikon, и Canon, и даже Micro 4/3.

10. Canon TV-16 25mm f/0.78

Последний экземпляр в нашем списке обладает мягким фокусом, умеет рисовать красивое боке и замечательно передаёт цвета. Но у него ярко выражено виньетирование. Хотя если использовать стекло по назначению, т.е. как портретник, это во многих случаях пойдёт только на руку.

Вместо резюме

В наши дни объективы с такими значениями светосилы мало кому нужны. Ведь они имеют главный существенный недостаток – очень маленькие зоны резкости. Но прогресс неумолимо шагает вперёд, и кто знает, к чему он приведёт через пару лет?.. Может, подобные модели таки попадут в массовое производство.