Пламенный день зеленый знойный сад ливни голубые. И. Бунин «Розы. Бунин: о любви и в целом

Иван Алексеевич Бунин – самобытный, талантливый писатель. Его произведения гениальны независимо от того проза это, или стихи. Поэт и писатель в одном лице, он всю свою жизнь посвятил литературному разнообразию.

Начиная с первых произведений, будучи ещё незнакомым автором, он привлекал читателя своим творчеством. Тема любви, которая сопровождала литератора всю жизнь, характеризует его как человека не лишённого романтичности, идеализма, мечтательности.

Даже когда Ивана Алексеевича настигла популярность, когда он уже работал в качестве журналиста и литератора, он продолжал писать стихи и знакомить людей со своими произведениями.

«Розы» Иван Бунин

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись -
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчёлы,
Звенели мухи - день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их -
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня.


Бунин: о любви и в целом

Сам автор начал свою деятельность с написания именно стихотворных произведений, в каждом из которых пытался донести какую-то мысль до читателя, что, впрочем, естественно. Многие люди знакомы с его прозаическими произведениями, самые популярные из которых: «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи», «Господин из Сан-Франциско». Не меньшим спросом и популярностью пользовались стихи писателя, которые раскрывали по большей части те же темы, о которых он говорит буквально всегда – любовь, отношения людей.

Автор действительно способен весьма качественно и натурально передать читателю всю палитру «красок», бурю эмоций в каждом своем произведении. Интересно читать его мнения насчет одного из самых прекраснейших чувств на земле – любви. Сам он никогда не говорил о том, что это плохо или любить никого не нужно – нет, наоборот. Он в каждом произведении подчеркивает, что любовь – прекрасное, но мимолетное чувство. Как можно догадаться, подавляющее большинство произведений Бунина носит сугубо лирический характер, а сам писатель пытается донести читателю свои мысли и идеи, которые рождаются в чистом и скоротечном чувстве любви. Именно эта тема очень активно обсуждается чуть ли не в каждом произведении писателя, будь это какой-то стих или прозаическое произведение. В том и в другом случае писатель обычно растолковывает читателю значение этого чувства, причем, как в отношении чувств между двумя людьми, так и любви человека по отношению к самой природе. Вот и стихотворное произведение «Розы» не является исключением из такого «правила». Оно было написано в 1903-1904 годах прошлого столетия, ещё молодым, но уже состоявшимся автором.

Писатель никогда не скрывал того, что любовь – одно из прекраснейших чувств. В то время, когда он женился, он был по-настоящему рад, но, как говорится, в большинстве его произведения – все эти чувства, радость, они проходят быстро вместе с тем, как утекает вода. В любом случае автор понимает истину и ценность жизни, что заключается в следующем: ничего не вечно, а значит, просто нет смысла постоянно вспоминать прошлое, думать о будущем. Лучше всего радоваться текущему дню.

Брак писателя с первой супругой продлился недолго, хотя официального развода она не давала писателю 22 года. Анна не понимала его, не разделяла его увлечений и, вообще, желала проводить свое свободное время отстраненно от Бунина. Писатель тем временем не жалел потраченного времени. Он сделал «работу над ошибками» своей любви, и понял, что настоящее чувство в первом браке было обманчиво.

Бунин увлекался и другими женщинами, но все идеалы оказывались недолговечными. Только отношения с Верой Николаевной Муромцевой, второй женой Ивана Алексеевича, оказались «настоящими» и продлились до самой смерти автора.

Анализ стихотворения «Розы»


Стихотворение посвящено двум розам, которые «под окном раскрылись». Несложно догадаться, что таким образом писатель аллегорически объясняет отношения двух людей, которых вдруг нежданно свела судьба друг с другом. Естественно, в результате такой «встречи», приятной для двух «роз» рождается совершенно новое чувство – любовь. Это восхитительное, непередаваемое чувство, когда кажется, что вокруг всё меняется к лучшему, всё прекрасно, даже самые маленькие мелочи, которые в повседневной жизни можно не заметить, приятно радуют. Сам окружающий мир наполняется этим прекрасным чувством и изменяет всё вокруг в положительную сторону – все это могут заметить люди, испытывающие подобное чувство, о чем, собственно, и говорит Бунин.

Стоит отметить один немаловажны нюанс – именно в этот период писатель расстаётся со своей женой Анной Цакни. В то же время он переживает несколько весьма бурных, но кратковременных любовных встреч. Писатель нередко рассказывал нам, читателям, в собственных произведениях о том, что любовь лишь вспышка, которая несмотря на свою особенную притягательность весьма быстро проходит. Ею нельзя долго наслаждаться по определению, ведь на ее место непременно придут различного рода проблемы. Но любовь способна оживить человека, осветить всю его жизнь, несмотря даже на самые различные неприятности и сложности. В любом случае это чувство необходимо пережить всем людям, но помнить о ее мимолетности. Таким образом, описывая состояние природы в своем произведении «Розы», писатель буквально вновь переживает это чувство. Читатель может прочувствовать положительный настрой и всё великолепнее, несмотря на скоротечный процесс влюблённости.

Бунин, говорит об окружающей его природе так, словно она по-настоящему ожила, приобрела совершенно новые краски, которых ранее было вовсе не заметно и стала совершенно новой. «И день сиял, и млели розы, головки томные клоня, и улыбалися сквозь слезы очами, полными огня», - так говорит писатель о том, что могут испытывать люди в тот же самый миг и как бы сам вспоминает те же чувства, которые испытывает к своей новой, очередной возлюбленной. Ничего не может омрачить настроение человека в этот самый миг, он счастлив, радуется всему, что с ним происходит, каждому моменту, каждому мгновению собственной жизни.


Писатель подмечает, что все великолепие и красоты этого мира в повседневной жизни порою незаметны. Но если сердце озарено любовью просыпаются забытые ощущения прекрасного, и чувства будто пробуждаются ото сна. Несмотря на сравнение цветов с людьми, писатель все-таки отмечает, что они, в отличие от нас, буквально обречены быть всю свою жизнь вместе и ничего их не может разлучить. Едва ли человеческая рука способна срезать цветы, погубить и закончить их существование. Намного приятнее не делать этого, а продолжать любоваться красотой цветов, которые, в свою очередь, продолжают любить друг друга.

В последних строках произведения «Розы», а именно: «И день сиял, и млели розы, головки томные клоня, и улыбалися сквозь слезы очами, полными огня», - писатель говорит опять же о красоте любви, однако, он знает, что чувства эти недолговечны и проходят так же быстро, как погибают сами розы под окном. Несмотря на кажущуюся проблему, писателя это не пугает, ведь он знает истину – ничего нет в этом мире вечного и рано или поздно всему приходит конец, как бы не противились вы этому. Соответственно, не следует жалеть или причитать о прошлом, а следует радоваться тому, что было в вашей жизни, особенно прекрасным и подлинным чувствам, которые посчастливилось пережить. Мечтать о будущем и регулярно вспоминать свое прошлое – слишком прозрачно и эфемерно, лучше всего жить нынешним днем и получать от него все, что он предлагает всем, без исключения, а возможности такие поистине безграничны. Радость, любовь, вдохновение – все это может случиться с каждым сегодня, и как только человек это поймет, он сразу же познает еще одно бесконечно прекрасное чувство – счастье.

На этом уроке вы познакомитесь с творчеством Ивана Бунина и его произведением «Розы», проанализируете это стихотворение по строфам, узнаете, что хотел сказать автор своими стихами.

Иван Алексеевич (рис. 2) был прозаиком, поэтом и переводчиком. Он очень любил работать летней порой. Читая Бунина, видишь свет и цвет, чувствуешь запахи и слышишь звуки природы.

Рис. 2. Иван Бунин ()

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись -
Две чаши, полные огня.
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчёлы,
Звенели мухи - день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их -
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня.

У Бунина нарисована картина летней грозы. Она не страшная и недолгая. Она как утреннее умывание.

Проведём анализ стихотворения по строфам.

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись -

Две чаши, полные огня (рис. 3).

Лазурь - светло-синий цвет.

Розы похожи на чаши: круглые и большие. Они полные огня, алые и красные.

В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат
(рис. 4).

Истома - полная расслабленность, чувство приятной слабости, томление.

Знойный, душная, сладкий, пламенный - из этих слов-признаков (имён прилагательных) складывается картина очень жаркого летнего дня.

Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчёлы
(рис. 5),
Звенели мухи - день сиял.

Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их.

Зыбкий - неустойчивый, легко приходящий в состояние колебания.

А вот и первая гроза, но потоки голубых ливней шумно пробегали, то есть ливень быстро проходил, омывая землю.

И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня
(рис. 6).

Томные - устало-нежные.

Слёзы - это капли дождя, но ливень не погасил огня, розы всё так же горят.

Рассмотрите, каким представляет читателям день Иван Бунин:

  1. Пламенный
  2. Жаркий
  3. Душный
  4. С истомой
  5. День сиял
  6. Грохотал гром
  7. Лились потоки голубых ливней

Поэт говорит о двух розах, а, к примеру, не об одной или о трёх, потому что одна роза олицетворяет одиночество, нечто тоскливое, а две розы - близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе, помогать друг другу (рис. 7).

В своём стихотворении Иван Бунин радуется жизни, красоте лета, восхищается розами. Он любуется гармонией и красотой природы.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение» уч. для 3 кл. Часть 1, 2. - М. Просвещение, 2013.
  2. Кубасова О.В., Литературное чтение в 4 частях. - «Ассоциация XXI век», 2014.
  3. Кац Э.Э. Литературное чтение в 3-х частях. - «Астрель», 2014.
  1. Citaty.su ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Kursoteka.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие картины летнего дня всплывают при чтении стихотворения «Розы»?
  2. Провести анализ стихотворения «Розы» по строфам.
  3. Выучить наизусть стихотворение «Розы» И.А. Бунина.

«Розы» Иван Бунин

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчёлы,
Звенели мухи — день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня.

Анализ стихотворения Бунина «Розы»

Иван Бунин известнее как самобытный и очень талантливый писатель. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал не с прозы, а с поэзии. Став известным литератором и журналистом, Бунин время от времени все же писал стихи, большинство из которых носили лирический характер. Среди них – произведение «Розы», созданное примерно в 1903-1904 годах.

Посвящено оно двум нежным цветам, которые «под окном раскрылись», напоминая «две чаши, полные огня». В этом сравнении нетрудно проследить аллегорию, так как поэт сравнивает цветы с живыми людьми, которые неожиданно сводит судьба. И когда это случается, рождается очень нежное, трепетное и восхитительное по своей красоте чувство, именуемое любовью. Тогда окружающий мир меняет свои очертания и кажется особенно прекрасным тем, кто испытывает подобное чувство.

Именно в это время поэт расстается со своей супругой Анной Цакни и переживает несколько бурных, но кратковременных романов с другими женщинами. Поэтому он наслаждается летним зноем, зеленью сада и с удовольствием вдыхает «сладкий аромат» роз, которые зацвели под его окном.

Даже легкий летний дождик не в состоянии омрачить лирическое настроение автора, который радуется каждому мгновению очень короткой и, в то же время, бесконечно долгой жизни. Он подмечает каждую мелочь, которая вызывает улыбку, и понимает, что раньше все это великолепие попросту терялось в повседневной суете. Сравнивая розы с людьми, Бунин все же искренне завидует цветам, так как они обречены всегда быть вместе. Только человеческая рука способна срезать эти роскошные, едва распустившиеся бутоны, однако поэт предпочитает этого не делать, любуясь красотой роз на расстоянии.

«И день сиял, и млели розы, головки томные клоня, и улыбалися сквозь слезы очами, полными огня», — отмечает поэт, чувствуя, что испытывает нечто подобное в обществе своей очередной возлюбленной. Он знает, что эти чувства недолговечны, и исчезнут, возможно, гораздо раньше, чем отцветут розы под окном. Однако то не пугает автора, который уже успел понять простую истину: в этой жизни нет ничего вечного. Поэтому глупо сожалеть о прошлом и мечтать о будущем, которое так призрачно и эфемерно. Гораздо проще жить сегодняшним днем и получать от него все, что он может дать человеку – радость, вдохновение, любовь, романтические встречи и ощущение бесконечного счастья, которое является сладкой иллюзией.