Минор музыкальный. Осваиваем три вида минора. Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

3 вида минора: первый – натуральный

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора :

3 вида минора: второй – гармонический

Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII# ). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в ).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора :

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII# ) образуется «дыра» – увеличенной секунды (ув2).

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

3 вида минора: третий – мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII# ), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора :

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие есть в музыке. Это минор натуральный (простой, без прибамбасов и наворотов), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор). Вот вам в помощь рисуночек:


Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор ? Что же? других нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

Тональность фа-диез минор : в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

Тональность фа минор . – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

Три вида до минора . Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

Тональность соль минор : здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления

- (от ит. minore). См. Mineur. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИНОР лат. minor, ит. minore, франц. mineur. В музыке, тон грустный и тихий. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употреблен … Словарь иностранных слов русского языка

минор - а, м. mineur, ит. minore. 1. Музыкальный лад, аккорд которого строится на малой терции. БАС 1. И эти адские сонаты, И все адажио, стокаты, Аллегро, менуэ, мажор; А боле варварский минор, Который душу так и тянет. А. И. Клушин (1763 1804). // Муз … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Минор - старый эсер, один из основателей эсеровской партии. В дни керенщины Минор примыкал к группе Чернова, метавшейся между коалицией и чисто социалистическим министерством. В созданном позднее Совете Республики Минор возглавлял эсеровскую фракцию и… … 1000 биографий

Минор - Минор. МИНОР (итальянское minore, от латинского minor меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую “сумрачную” окраску (в противоположность мажору). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МИНОР - МИНОР, минора, муж. (итал. minore от лат. minor меньший). 1. Музыкальный лад, гамма которого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в т.н. гармонической минорной гамме, а в мелодической минорной… … Толковый словарь Ушакова

минор - имение, лад, настроение, определитель Словарь русских синонимов. минор сущ., кол во синонимов: 4 имение (21) лад … Словарь синонимов

МИНОР - (итальянское minore, от латинского minor меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую сумрачную окраску (в противоположность мажору) … Современная энциклопедия

МИНОР - определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя …

МИНОР - (итал. minore от лат. minor меньший; также moll, от лат. mollis мягкий), в музыке лад, устоем которого является малое (минорное, с малой терцией в основе) трезвучие, придающее ему специфическую темную окраску (минорное наклонение) … Большой Энциклопедический словарь

МИНОР - МИНОР, а, муж. 1. Музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд к рого строится на малой терции (спец.). 2. перен. Грустное, подавленное настроение. Быть в миноре. | прил. минорный, ая, ое. М. тон. Минорное настроение. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Струнный квартет соль минор, ор. 10 , К. Дебюсси. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. К. Дебюсси, Струнный квартет соль минор, ор. 10, Ноты, Для 2 х скрипок, альта и виолончели Тип… Купить за 481 руб
  • Фортепианный квинтет до минор , А. Бородин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Фортепианный квинтет до минор, Ноты, Для 2 х скрипок, альта, виолончели и фортепиано Тип издания:…

С незапамятных времён люди знают о том, что разные мелодии создают разные настроения. В западной классической музыке, пережившей цензуру веков, ярко выделяются два основных настроения:
- мажорный лад - веселье, бодрость, весна, яркие краски, энтузиазм;
-минорный лад - меланхолия, задумчивость, осень, вечерние тона, пассивность.

Секрет музыкального настроения кроется в наборе звуков музыкального лада. Можно сказать, что разные компании звуков по-разному «ладят» друг с другом.
Любая мелодия «опирается» на свою гамму - неповторимую, в своём настроении «ладящую» между собой компанию звуков. Самый устойчивый звук любой мелодии - первая ступень гаммы (тоника в европейской терминологии, а в индийской гамме СА-РЕ-ГА-МА-ПА-ДхА-НИ - обязательно нота СА).
Компания нот для мажорного настроения, отсчитывая от первой ступени, подбирается по формуле: «2 тона - полутон - 3 тона - полутон».
Минорная компания, считая с первой ступени: «тон - полутон - два тона - полутон - два тона».

Чтобы наиболее наглядно увидеть разницу между мажорной и минорной компаниями нот, используем лесенки. Полная музыкальная октава содержит 12 нот - 7 чистых и 5 повышенных или пониженных. В мажорной компании, если за тонику брать ноту ДО - все чистые ноты, 7 из 12. В минорной же компании тоже 7 нот, но 3 из них - пониженные. Таким образом, глядя на лесенки ладов, мы видим, что и у мажорной, и у минорной гамм-компаний в лесенках убраны по 5 - разных ступенек. Это исключение лишних в каждой компании нот и даёт формулы последовательности интервалов (ТОН-полутон) мажорного и минорного ладов. Итак, мажор: ТТпТТТп; минор: ТпТТпТТ.

В жизни, как мы знаем, есть не только белый и чёрный цвета. Цветов - множество. Музыкальных настроений - тоже. В классической музыке Индии существуют не только мажорный и минорный лады. Если в европейской музыкальной классике доминируют два лада - «весёлый» и «грустный», то в североиндийской традиции Хиндустани таких ладов 10 - и каждый обладает своим настроением. На севере полуострова Индостан слову «лад» соответствует термин «тхат». И конечно же каждому тхату свойственна своя компания нот.

На рисунке мы можем увидеть лесенки всех десяти тхатов классической музыки северной Индии. Кстати, тхат Билавал соответствует мажорному ладу, тхат Асавари - минорному, остальные 8 выходят за рамки европейской классики. Надо ли говорить о том, что оттенков настроений в индийской классической музыке гораздо больше, чем в европейской? Это совсем не значит, что музыка Востока «лучше». Просто европейская музыка - именно в рамках двух ладов - получила более глубокое развитие. Например, ансамблевые и оркестровые формы исполнения музыкальных произведений в Индии до XX века практически отсутствовали. К тому же, в народной музыке Запада присутствовали в прошлом не только минорный и мажорный лады, но это уже другая тема.

Справедливости ради стоит сказать, что система 10 тхатов является упрощённым вариантом возможного музыкального разнообразия. Так, в южноиндийском стиле Карнатика используется 72 мела (от «мел», возможно, произошло слово «мелодия»). Для того, чтобы не заблудиться в таком разнообразии музыкальных настроений, сохранившихся на юге Индостана и на Шри Ланке, там используют мелакарту, включающую 72 основные раги классической южноиндийской музыки. Интересна и нотная запись стиля Карнатика, в которой используется по 3 ноты РЕ, ГА, ДхА и НИ.

Добавим, что первая классификация индийских раг (музыкальных произведений) появилась много веков назад и была основана на настроениях, преобладающих в различные времена года. Временам года, как мы знаем, посвящали свою музыку такие композиторы, как Вивальди, Чайковский, Гендель и другие.

Сегодня будет важная тема, разберём, что такое лад и как строятся два основных лада: мажорный и минорный. Это будет основой для понимания тональностей, которые будут в следующий раз.

Лад — это система взаимосвязей звуков на основе тяготения одних звуков в другие. Те звуки мелодии, к которым тянутся другие, называются устойчивыми , а те, которые тянутся, — неустойчивыми . Как это понять? Посмотрим, например, на такую мелодию

Последняя нота до здесь самая устойчивая, дальше мелодию можно не продолжать. Эта нота называется тоникой . Можно закончить мелодию на ми в последнем такте или на соль в четвёртом — это относительно устойчивые звуки. А если вы оборвёте её на другой ноте, например, на ля, фа или ре, то появится ощущение незаконченности. Кажется, что должна быть ещё одна нота, соль, ми или до.

Тоника и относительно устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие . Если это трезвучие получилось мажорное, то и лад мажорный, а если минорное — то лад минорный. Сыграем эту же мелодию на терцию ниже и устойчивыми будут другие звуки: ля, до и ми.

Звуки лада, расположенные по порядку, образуют гамму . Гамма до-мажор выглядит так:

Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. “Формула” этой гаммы такая: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. По этой же формуле можно построить гамму от другой ноты, например, от ре:

Здесь перед нотами фа и до появляются диезы, чтобы интервалы соответствовали формуле.

Ступени гаммы имеют свои названия: I — это тоника , V — доминанта , IV — субдоминанта . II и VII ступени — это вводные звуки, II — нисходящий , VII — восходящий. III и VI ступени называются медиантами . На ступенях гаммы можно построить трезвучия. Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными , а остальные — побочными .

Формула минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон, выглядит она вот так:

Тяготение звуков в гамме такое: II ступень тяготеет к I или III, IV — к III или V, VI — к V и VII — к I. То есть неустойчивые звуки тяготеют к соседним устойчивым.

То, что мы сейчас разобрали, – это натуральный вид гаммы. Кроме натурального есть ещё гармонический и мелодический виды.

Гармонический вид придаёт гамме некий восточный колорит за счёт появляющегося интервала увеличенной секунды. В гармоническом мажоре для этого понижается шестая ступень, а в миноре повышается седьмая ступень. Вот так выглядят гармонический до-мажор и до-минор.

Обратите внимание, что перед си в миноре пишется бекар. Это означает, в натуральном миноре здесь был бы си-бемоль, но мы его повышаем и получаем не просто си, а си-бекар. В следующий раз мы будем разбирать тональности, и все основные знаки гаммы уйдут к ключу. А бекар будет встречным знаком и более наглядным.

Ещё есть мелодический вид гаммы. Мелодический вид приближает мажор к минору, а минор к мажору. Для этого в мажоре понижаются шестая и седьмая ступени, а в миноре повышаются шестая и седьмая. Так запишутся мелодические виды до-мажора и до-минора.

Как видим, в мелодическом мажоре верхние четыре ноты, или верхний тетрахорд, совпадают с верхними четырьмя нотами натурального минора. Аналогично верхний тетрахорд мелодического минора звучит как верхний тетрахорд натурального мажора.

Часто мелодическую гамму минора играют так: вверх как мелодическую, вниз как натуральную. Так логичнее, потому что когда движемся вверх, повышать легче, а когда движемся вниз, то проще не повышать.

Попробуйте спеть эту гамму и увидите, что это действительно так 🙂 Вообще, если вы не занимались раньше сольфеджио, то попробуйте петь гаммы в удобном для себя диапазоне, это очень полезно.

Задания

Постройте все виды мажора и минора от ноты соль, все виды мажора от ноты си и все виды минора от фа-диез. Попробуйте спеть эти гаммы вместе с инструментом.

Натуральный соль-мажор и соль-минор:

Гармонический соль-мажор и соль-минор:

Мелодический соль-мажор и соль-минор:

Все виды мажора от ноты си:

Все виды минора от ноты фа-диез.

Если говорить о самых распространенных ладах, то с точки зрения теории музыки, минор - это лад, обладающий неким грустным оттенком. Такую окраску ему придает сочетание малой терции и чистой квинты в построении трезвучий и арпеджио. При этом малая терция строится от тонической ноты, а затем к интервалу присоединяется большая терция. В итоге между тоникой и доминантой получается чистая квинта.

Минор и его значение

Значение слова «минор» неразрывно связано с его трактовкой с точки зрения латинского языка. Ведь пришло оно именно оттуда. Минор - это слово, образованное от латинского «molls», что дословно можно перевести как «мягкий» или «грустный». Неудивительно, что обозначение минорных тональностей производится с помощью прибавления к тонике слова «moll». Например, C-moll (до-минор).

Разновидности минора

Имеют три основные разновидности: натуральный, гармонический и мелодический минор. Построение гаммы в каждом случае отличается вне зависимости от того, какие ключевые знаки использует тональность.

В натуральном миноре исполнение гаммы задействует только знаки в ключе. Гармонический минор - это гамма с повышенной седьмой ступенью, а мелодический минор имеет повышение сразу двух ступеней (шестой и седьмой) и играется в разных последовательностях вверх и вниз. То есть, при игре по восходящей указанные ступени повышаются. В обратной последовательности для них применяется знак «бекар», и ноты звучат в чистом виде. Это стандартное правило касается всех диезных или бемольных тональностей, а также единственной минорной тональности, не содержащей ключевых знаков «Ля-минор» (A-moll).

Кстати сказать, для упрощения обозначения зачастую полное название минора не используется, а к основной тонической ноте в латинском варианте просто прибавляется маленькая буква «m». Если привести самый простой пример на основе такой аббревиатуры, то тот же «ми-минор» будет выглядеть как «Em». Это очень просто и удобно. Само собой разумеется, что для обозначения тональностей типа «до-диез минор» можно использовать обозначения типа «C#m» или «Cis-moll». Вторая категория обозначений применяется крайне редко. Достаточно и самой простой аббревиатуры.

Наиболее распространенные минорные гаммы

Самыми распространенными и наиболее часто используемыми можно назвать минорные тональности с тониками на нотах «ля» и «ми». В данном случае минор - это гамма содержащая минимум ключевых знаков. В минорной гамме «ля» в ключе их нет вообще. В «ми-миноре» присутствует только «фа-диез». Именно благодаря простоте исполнения гаммы и построения основных трезвучий, эти миноры получили наибольшее распространение среди пианистов и гитаристов.

Для обоих инструментов аккордовая техника является самой простой и входит в начальный курс обучения музыке. Для гитары можно выделить еще и «ре-минор», аккорд которого является базовым для исполнения всего тремя пальцами, как и «ля-минор». «Ми-минор» использует всего два пальца, которыми прижимаются четвертая и пятая струна на втором ладу.

Лирические характеристики минора

Минорные тональности отличаются тем, что придают музыкальному произведению скорбную окраску или даже некоторые лирические нотки. В сочетании с основными ступенями гаммы и параллельными мажорами они могут вызвать бурю эмоций, которую просто невозможно передать словами. Если разобраться, большинство музыкальных баллад или медленных композиций представлено именно в минорных тональностях. Это и понятно, ведь глубокое чувство передается только таким способом. Стоит только услышать начальные аккорды, как душу тут же повергает в трепет.

Конечно же, только сочетанием стандартных гармоний и аккордов дело не ограничивается. К примеру, использование группой Pink Floyd увеличенных и уменьшенных трезвучий добавляет в композиции просто непередаваемый эффект психоделического стиля. Для любого музыканта использование минорных тональностей дает широкое поле для творчества, несмотря на семь стандартных нот гаммы.