Предельные оптовые и предельные розничные надбавки. Forum A: Максимальная торговая наценка или как спекулянты убивают страну

Продукты - те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. На законодательном уровне устанавливается не только их перечень, но и механизм ценообразования. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может как расширяться, так и сужаться.

Как формируется перечень?

Список, в который входят социально значимые продукты, создается на уровне правительства и закреплен в законодательстве. Данный перечень был сформирован еще в 2010 году. С тех пор к нему добавились определенные пункты. Тем не менее для многих потребителей остается открытым вопрос о том, каким образом составляются подобные списки.

Данная функция возложена на социальные службы. Проводится анализ на предмет того, на рынках, в супермаркетах и других торговых точках. В результате составляется определенный список, в который входят социально-значимые продукты. Задачей правительства является сделать данную категорию товаров максимально доступной для всех слоев населения путем сдерживания цен.


Социально значимые продукты: список

На законодательном уровне определен перечень товаров, цена и качество которых подлежат пристальному контролю. Это социально значимые продукты. Список и характеристика приведены в таблице ниже.

Наименование Характеристика
1 Говядина Кроме бескостного мяса
2 Свинина
3 Баранина
4 Курятина За исключением обработанного мяса и окороков
5 Замороженная рыба Неразделанная
6 Молоко Цельное, пастеризованное, жирностью до 2,5%
7 Масло сливочное Жирностью до 72,5%
8 Масло подсолнечное -
9 Чай Черный байховый
10 Мука Только пшеничная
11 Хлеб ржаной
12 Хлеб пшеничный
13 Яйца Первой категории
14 Сахар Тростниковый, свекловичный, чистая сахароза в твердом виде
15 Соль Каменная поваренная
16 Рис Шлифованный круглый
17 Пшено -
18 Крупа гречневая
19 Вермишель Без пищевых добавок и прочих примесей
20 Картофель -
21 Капуста Белокочанная
22 Морковь -
23 Лук Репчатый
24 Яблоки Отечественных сортов

Грядущие изменения

Перечень социально значимых продуктов постоянно меняется. Одни наименования исчезают из списка, а другие пополняют его. В последнее время в Минпромторге обеспокоились ростом цены на кофе. Учитывая, что значительно подорожала доставка, для конечного потребителя стоимость выросла почти на 40% за год. Таким образом, есть предложения внести данный продукт в перечень социально значимых, чтобы иметь возможность замораживать цену в случае ее неконтролированного роста.

Цены на социально значимые продукты

Важнейшей задачей правительства является формирование механизмов обеспечения населения доступными и качественными товарами. Основной показатель, которым определяются социально значимые продукты питания, - цена. По данным последних статистических исследований, ситуация на рынке следующая.

Наименование Количество Цена (в российских рублях)
Минимум Средняя Максимум
1 Говядина 1 кг 250 285 320
2 Свинина 190 245 300
3 Курятина 112 122,74 141
4 Замороженная рыба 42,6 68,43 82,8
5 Молоко 1 л 27 32,87 39,5
6 Масло сливочное 1 кг 266,6 337,63 444,8
7 Масло подсолнечное 1 л 63 77,29 86
8 Чай 200 г 51,4 64,7 72
9 Мука 1 кг 18,1 23,73 26,6
10 Хлеб ржаной 1 шт. 20,1 22,77 25,5
11 Хлеб пшеничный 15 16,21 19,8
12 Яйца 10 шт. 41 49,78 53,9
13 Сахар 1 кг 43 49,6 54
14 Соль 7,6 9 8,47
15 Рис 0,8 кг 36 40,67 48
16 Крупа гречневая 49,9 52,83 56,1
17 Вермишель 1 кг 28 35,63 42,5
18 Картофель 10,6 13,3 17
19 Капуста 9,5 12,82 16
20 Морковь 13,2 14,98 17,4
21 Лук 14,9 17,36 19,9
22 Яблоки 59,9 70,56 96

Немного о ценообразовании

Как ни странно, вопрос ценообразования на социально значимые продукты питания до сих пор остается открытым. Тем не менее Постановление Правительства устанавливает некоторые ограничения. Так, если в течение месяца стоимость той или иной группы товаров вырастет на 30% и более, органы власти могут заморозить ее на девяносто дней на территории всей РФ или отдельного региона. В этот период будет проведена специализированная проверка для выяснения существенных причин такого увеличения цен.


Перспективные решения

Вопрос о ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.

Исходя из законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.


Другие возможные ограничения

Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". В соответствии с ними максимальная наценка на первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.

Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.


Мнение предпринимателей

Предприниматели имеют вполне обоснованные претензии к органам власти. Они состоят в том, что, пытаясь отрегулировать цены на некоторые виды продовольственных товаров, чиновники рассматривают вопрос поверхностно. Так, не учитывается постоянное подорожание топливно-энергетических ресурсов. А в связи с этим предприниматели предлагают в первую очередь оказать государственное влияние на стратегические отрасли. Это позволит торговцам получать максимальную прибыль при небольшой наценке.


Общественное мнение

Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах - 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте "Российская общественная инициатива" было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.

Основная проблема

Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.

Непродовольственные товары

Несмотря на всю важность регулирования цен на продукты питания, не стоит забывать и о роли До недавнего времени (пока не были внесены поправки в законодательство) к социально значимым относили такие хозяйственные принадлежности:

  • туалетное мыло;
  • хозяйственное мыло;
  • синтетические моющие средства;
  • зубную пасту;
  • зубные щетки;
  • бритвенные принадлежности;
  • канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши и тетради);
  • швейные принадлежности (нити и игла);
  • осветительные лампы накаливания (до 60 Вт);
  • постельное белье;
  • нижнее белье.


Негативные тенденции

Цены на социально значимые товары неуклонно растут. Учитывая отсутствие эффективного регулирующего механизма, стоит отметить следующие негативные тенденции:

  • покупка некачественных и контрафактных товаров;
  • замещение отечественных продуктов дешевыми импортными;
  • стремление населения к экономии, что приводит к застойным процессам в финансовой сфере.

Заключение

На данный момент проблема социально значимых продуктов проработана правительством еще недостаточно глубоко. Несмотря на то что на законодательном уровне обозначен их перечень, никаких конкретных мер по регулированию потолка цен по ним не прописано. На данный момент все находится на стадии законопроектов и гражданских инициатив. По данному вопросу важно учитывать международный опыт. Кроме того, не стоит забывать, что при разработке нормативно-правовых актов должны быть учтены интересы не только конечного потребителя, но также предпринимателей.

Нагуглил интересную статью, еще раз убеждаюсь что во власти одни ублюдки!
В нормальных странах существует ограничение на торговые наценки, почему у нас данную статью вычеркнули вполне понятно.
Почитайте статью ниже, вам станет более понятно, кто для кого…

Вопрос маленький и простой. Закон о торговле прошел второе чтение, как напишут сегодня в «Российской газете». Насколько он отличается от начального и конечного вариантов, пока неизвестно, но обычно в последнем, третьем чтении изменений не вносится, кроме граматических. Так что оценивать уже можно. http://www.rg.ru/2009/12/17/torg.html

Что меня привлекло в статье? Вот эти мелочи:

Цитата
…цель законопроекта, по словам председателя профильного комитета Евгения Федорова, осталась прежней. «Законопроект в первую очередь направлен на интересы потребителей, на создание равных возможностей производителей, поставщиков и розничных торговых сетей, в том числе посредством развития конкуренции», — заявил Федоров, убежденный в том, что реализация закона о торговле «приведет к ограничению роста цен и к их снижению». Хотя документ не предполагает прямого регулирования цен и наценок, поскольку, по словам главы комитета, «это невозможно осуществить и противоречит принципам рыночной экономики»
Ко второму чтению была внесена поправка, предоставляющая правительству право при определенных условиях устанавливать предельно допустимые розничные цены на продовольственные товары на срок не более 90 календарных дней. Такая мера может действовать только в том случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории какого-либо региона рост розничных цен на эти товары составил 30 и более процентов.

Кстати, когда закон готовили — ограничение по надбавкам предлагалось:
http://www.rosbalt.ru/2008/03/14/464946.html
Цитата
14 марта. Правительство РФ планирует обсудить на заседании в конце марта поправки в закон «О торговле», ограничивающие предельные торговые наценки на социально значимые продукты питания, в частности, хлеб, молоко и яйца.
Ранее, напоминает ПРАЙМ-ТАСС, Гордеев сообщал, что Минсельхоз предлагает ограничить торговые наценки на социально значимые продукты на уровне 10-12%. Окончательное решение о целесообразности введения таких ограничений, а также об их предельном уровне пока не принято.
Глава правительства поинтересовался у директора завода Юрия Брагинца себестоимостью производимого здесь молока и ценой закупки, сообщает ИТАР-ТАСС.
Директор завода ответил, что себестоимость молока составляет 12,5-13 руб/л, а сдают на молочные заводы его по цене 17-20 руб/л. В связи с этим Гордеев и обратил внимание премьера на то, что цена закупки упала - в связи с активизацией импортных поставок порошкового, сухого молока. Если летом этот товар приходил по цене 140 руб/кг, то сейчас эта цена снижена до 90 руб/кг.
«С учетом того, что из 1 кг порошка производится около 7 литров молока, молокозаводы стали активнее закупать именно порошок, а не натуральное молоко у российских производителей», - отметил министр.
Зубков поинтересовался у директора завода и стоимостью производимого здесь мяса. «Свинину продаем недорого - 40 руб за 1 кг живого веса, иначе не берут, - посетовал Брагинец. - Дело в том, что сегодня из-за границы опять стала поступать и свинина, и говядина, цена на которую упала, а качество мяса лучше».

Мелочь, а показательно.. 40 рублей закупочная, 160 и выше в магазине (кстати, в Китае на рынке — 50 рублей в пересчете).. Но главное — что ограничения планировались для защиты потребителя — но.. во время рассмотрений из закона выпали полностью ограничения на максимальные надбавки. Поищем где это пропало…

Похоже, тут: http://www.rg.ru/2009/12/17/torg.html
Цитата
Правительство добилось того, чтобы закон о торговле не ограничивал торговые наценки. Госдума одобрила в итоге затянувшейся дискуссии на пленарном заседании в пятницу законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».Документ внесен 15.07.09 правительством, сегодня в первом чтении его поддержали 408 депутатов, 5 было против.
При обсуждении законопроекта … Николай Рябов с возмущением напомнил о словах премьера по ограничению торговых надбавок 70%, а в этом законе вообще нет ограничения.»

Вот и добрались до истины.. пропало в правительстве, еще до первого чтения. Оказывается, сначала закон хотели хороший (еще в марте), чтобы наценки на самые важные продукты были 10-12%, …потом правительство и его «друзья» решили что лучше — выше, а в результате решили совсем надбавки не ограничивать. Ни по одной категории, даже 100%-ми, т.к. «нелиберально». Тем более что собственники крупнейших ритейлеров начали пугать пустыми прилавками и, похоже, проплатили разработчикам авансом.

А ведь и регионы хотели: http://www.lenta.ru/news/2007/10/24/food/
Цитата
Десятки регионов России, не дождавшись соглашения правительства с производителями и продавцами продуктов питания о замораживании цен, вступили на местные рынки с административными ограничениями, которые призваны помочь справиться с резким ростом цен на молоко, масло, сыр и другие товары. Об этом пишет газета «Коммерсант».
По данным издания, многие местные власти приняли меры по ограничению предельного уровня рентабельности компаний, занимающихся производством и сбытом продукции. Иными словами, регионы ограничивают торговые наценки магазинов. В некоторых областях наценка ограничена семью процентами, а в некоторых доходит до 40 процентов..В Новосибирске и Самаре власти упростили выход сельхозпроизводителей на рынок, что тут же сказалось на ценах — на новых ярмарках мясо и другие продукты оказались на 20-30 процентов ниже, чем в магазинах.

…и мэр Москвы просил: http://www.rb.ru/news/business/2008/01/29/202833.html
Цитата
«Нужно законодательно вводить ограничение на торговую наценку в магазинах», — заявил Лужков на 10-й конференции Московского городского регионального отделения партии «Единая Россия» во вторник. (аж 28 января еще 2008 года, до кризиса)

…и Совет Федерации был не против: http://www.dp.ru/a/2009/09/22/Senatori_prosjat_ogranichit
Цитата
Совет Федерации попросил Госдуму ускорить принятие законопроекта о торговле и ввести в него механизм регулирования торговых наценок. Пока проект, разработанный правительством, был одобрен только в первом чтении.
Ассоциация компаний розничной торговли выступает за проект без ограничения предельных наценок

Самое смешное,что даже бывший президент, а ныне премьер — назвал надбавки в России — наглостью: http://www.bfm.ru/news/2009/06/24/putin-to…70-perebor.html
Цитата
Премьер-министр отметил, что на Западе максимальная розничная наценка обычно не превышает 25%. «У нас же на отдельные товары доходит и до 50%, и до 100% от цены производителя», - указал он. При этом Путин считает, что возможно, нужен ценовой потолок на товары первой необходимости, например, на хлеб. 24.07.09))

Но — либерализм правительства и лоббизм крупных сетевых продавцов оказались сильнее и сената, и регионов… А послушная однопартийная «дума» проголосовала за то, что дали.
При этом, поскольку закон — федеральный, то ограничение торговых надбавок на уровне местного законодательства похоже, становится недействительным.

Т.е. фактически, произнося кучу восхваляющий себя и закон слов, правительство Путина отказалось ограничивать торговые наценки, кроме самых критических случаев, и то только на продовольственные и не более трех месяцев. Именно правительство, не дума, не сенат, и тем более не «электорат». Два года пиара и криков про заботу о потребителях — и в результате пшик и лоббизм прибылей сетевиков…
При этом произносится мантра, обычная для либералов еще со времен Чубайса (а кто-то думал, что путинцы не те же либералы 90х?) — «это невозможно осуществить и противоречит принципам рыночной экономики»…

Вот и захотелось посмотреть, как с этим справляются другие, действительно рыночные экономики, но в отличие от нашей олигархической экономики — куда более внимательные к своим гражданам. Итак, что творится в мире, ограничивают или нет, и какие надбавки в этом «эталоне рыночной экономики»?

http://www.rusrep.ru/2007/21/rost_cen_editorial/
Цитата
…в большинстве развитых стран аппетиты ретейла ограничивает государство, а в России этого не происходит. В США, например, установлена предельная норма прибыли торговли на продукты питания, да еще 30% от своих доходов продавцы должны отдавать фермерам. В отдельных штатах ограничения еще более жесткие: в Нью-Йорке и Новой Англии, к примеру, предельная торговая надбавка на молоко не может превышать 50–55 центов за галлон, что составляет примерно 11% от конечной цены. А в целом ряде европейских стран установлена предельная величина разницы между ценой продуктов в рознице и ценой сельхозпроизводителя.
Безусловно, и в Европе, и в США никто не ставит задачу пустить ретейлеров по миру. Цель, которая преследуется и декларируется, - «распределение прибыли между агропромышленными предприятиями, переработчиками и ретейлом должно быть справедливым».

Вот ведь.. заботятся о производителе, чтобы тот мог повышать объем поизводства. А у нас — о перепродавцах, поскольку лобировать производителя, а они часто мелкие и средние — некому. (кстати, аналогичный закон, ограничивающий надбавки не более 15% на основные продукты был Верховной Радой Украины еще в мае 2008 года… но — заветирован либеральным президентом Ющенко).

Цитата
Aldi - немецкая сеть жёстких дискаунтеров (торговая наценка - порядка 12%). Каждый магазин компании экономит на всём, на чём можно: торговых площадях, оборудовании, персонале, поддерживая, впрочем, единый уровень обслуживания, качества товаров и их ассортимента. Средняя площадь магазина Aldi - 1000-1500 мІ, ассортимент - 700-800 позиций, более 80% - private label; в магазинах работает три-четыре человека. Название Aldi является сокращением от Albrechts Discount. На сегодняшний день Aldi насчитывает свыше 4 тысяч магазинов в 10 странах мира.
(Википедия)
Тоже неплохо.. 12% по сравнению с нашими от 50 до 200 и более — по-божески. Правда, это политика магазина, а не власти, т.ч. пример не совсем корректный.

Существуют ограничения на максимальную торговую наценку по разным группам товаров в Чехии, Германии, обычно по наиболее значимым. Особенно внимательно — по лекарствам.

Чехия: http://www.ami-tass.ru/article/3051/13
Цитата
С нового (2006) года правительство Чешской республики снижает максимальную торговую наценку у большинства лекарств, оплачиваемых страховыми компаниями. По мнению министра здравоохранения Давида Рата — у чешских аптек одна из самых высоких торговых наценок среди стран ЕС — 32 %. Ее снижение до 29 % сэкономит государству до 1,5 миллиардов крон /53 млн $/ в год, а лекарства, таким образом, должны стать дешевле, уверен Рат. Между тем, торговая наценка не является чистой прибылью для аптек. Они должны её разделить с дистрибуторами, а значит, доля аптеки составляет около 17-19 %

Германия: http://www.apteka.ua/article/6543
Цитата
Еще одним основополагающим законом, непосредственно влияющим на отпускные цены препаратов в аптечной сети, является закон о формировании цен на лекарственные средства (Arzneimittel preisverordnung), вступивший в силу еще 14 ноября 1980 г. и с незначительными изменениями (последнее 26 марта 2007 г.) действующий и сегодня. Наиболее интересными для нас являются § 2 и 3 этого закона, в которых подробно излагаются максимально разрешенные надбавки на цену производителя, предусмотренные для оптовой (Grohandel) и аптечной (Apothekenhandel) торговли. Оптовая наценка, размер которой определяется при помощи специальных шкал, может составлять от 6 до 17,4%, розничная - от 8 до 68%.
(рем. максимальные надбавки на очень дешевые лекарства, для дорогих резко снижаются)

У нас, в «путинской рыночной экономике»…ну, покруче будет. Генеральная прокуратура России завершила проверку ценообразования на российском фармацевтическом рынке и подвела ее итоги. В частности, выяснилось, что наценки на жизненно важные лекарства достигают 380 процентов, а рост цен на препараты в январе-октябре текущего года составил 47,6 процентов.

Любой продавец с целью получения прибыли стремиться продать свой товар по наиболее высокой цене. Разница между закупочной ценой товара и ценой его продажи представляет собой торговую наценку. Эта наценка не может быть равной нулю, так как продавец несет затраты на транспорт, содержание персонала, торговых площадей и так далее. Продажа по закупочной цене без надбавки убыточна для продавца.

Величина наценки на продукцию зависит от многих факторов. Это наличие и острота конкуренции, качество изделия, «раскрученность» бренда, покупательная способность населения, а также ограничительные меры, которые государство накладывает на некоторые виды (группы) социально значимых товаров. Совокупность этих факторов не позволяет однозначно ответить на вопрос, какая наценка должна быть при розничной торговле.

Сегодня в России на большинство товаров не устанавливается максимальная наценка на товар по закону. Это означает, что, например, если вы являетесь обладателем уникального изделия, то купив его, условно, за 1000 рублей, вы можете установить цену 1000000 рублей. Ведь таким товаром обладаете только вы. Но и тут есть ограничение. Это ограничение накладывает на продавца рынок. А кто купит гаджет или одежду за такую цену? Является ли потребительская стоимость этого товара такой высокой?

Способность установить оптимальную цену на продукт, то есть понимание того, как правильно делать наценку на товар, определяется знаниями или, если хотите, талантом продавца. Если цена вашего товара у конкурентов находится в определенных пределах, то существенное повышение цены не принесет вам прибыли, так как снизится объем продаж, а занижение «накрутки» может не увеличить оборот и продавец понесет убытки.

Величина прибыли продавца зависит как от торговой наценки, так и от объема продаж.

Очень высокая надбавка к закупочной цене может существенно снизить объем продаж, а необоснованное ее уменьшение занижает общую прибыль. Сначала рассмотрим факторы, которые влияют на величину торговой надбавки. Это, в первую очередь:

  • наличие сильных конкурентов;
  • удаленность торговой точки от поставщиков товара;
  • ассортиментная линейка схожих товаров в торговой точке (например, количество марок шоколада в кондитерском отделе);
  • размещение в месте, которое посещает большое количество людей;
  • узнаваемость торговой марки (бренда);
  • является ли ваш продукт товаром повседневного спроса или это товар длительного пользования.

Читайте также: Чем отличается доход от прибыли

Минимальная наценка на товар для налоговой может быть рассчитана исходя из точки безубыточности. Это можно сделать простым методом.

Например, предприниматель приобрел партию однородных изделий за 100000 рублей и предполагает реализовать ее за один месяц. При этом его затраты на аренду помещения составляют 5000 рублей, зарплата персонала 25000 рублей, а иные расходы (бухгалтерия, уборка, транспорт составляют 10000 рублей. Тогда минимальная наценка составит:

Наценка = (5000+25000+10000)*100/100000 = 40%

Меньшая надбавка к закупочной цене приносит убытки, а большая – прибыль. Однако, если оборот растет и предприниматель может реализовать партию за полмесяца, то минимальная наценка будет:

Наценка = (2500+12500+5000)*100/100000 = 20%

Этот простой пример показывает, что имея надбавку 30% можно получить как убыток 10000 рублей в месяц, так и прибыль 20000 рублей в месяц. То есть получить 20000 рублей прибыли можно как повысив наценку до 60%, так и ускорив в два раза оборот.


Следует, однако, помнить, что снижение цены не всегда обеспечивает увеличение оборота. На брендовые сезонные товары наценка в первые «горячие» месяцы (недели) продаж может достигать 400-500% и даже больше. Поэтому вне сезона продавцы устанавливают скидки до 70% и все равно имеют прибыль.

Нужно ли делать наценку на все товары одинаковой

Если предприниматель торгует ограниченным ассортиментом продукции, то он устанавливает индивидуальные наценки на каждое наименование и может гибко реагировать на колебания спроса. Такой подход затруднен при широком ассортименте в торговой точке даже чисто технически (трудно часто менять ценники на сотнях выставленных на полках образцов), хотя современные «умные» компьютерные программы могут анализировать ход продаж и давать советы продавцу.

Обычно предприниматели разбивают свои товары на товарные группы. Например, мясные продукты, молочные, бакалея, кондитерские изделия и так далее. Сколько процентов наценка на товар в розничной торговле устанавливать по разным группам товаров можно оценить, анализируя цены конкурентов.

Сейчас правительство имеет право заморозить цены только при их резком повышении. Предлагается дать государству больше полномочий для регулирования цен.

Предельную наценку на продукты питания первой необходимости могут ограничить. Её предложили зафиксировать на отметке 15%. В законодательстве может появиться постоянный механизм регулирования розничных цен на продовольствие. С такой инициативой выступили депутаты Госдумы от "Справедливой России". Сергей Миронов и Антон Беляков считают нужным скорректировать закон о торговле. В него народные избранники хотят добавить следующую норму:

На отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, торговая наценка устанавливается в размере не более 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.

Соответствующий законопроект уже внесён в парламент. Разработчики отмечают, что сейчас власти могут заморозить цены лишь при их резком росте, и то на время. Другие механизмы для сдерживания розничных цен отсутствуют. Поэтому практически ничего не мешает спекулятивному повышению цен. Сейчас наценки достигают 100%, в несколько раз превышая европейские. И даже ФАС России недостаточно влияет на ситуацию, говорится в пояснительной записке:

На данный момент розничные наценки на продукты питания в Российской Федерации составляют до 100 процентов на отдельные группы товаров, а в среднем составляют 40-50 процентов, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает максимум 25 процентов. Факты необоснованного повышения розничных цен на продукты питания российскими торговыми сетями уже неоднократно подтверждались в ходе проверок Федеральной антимонопольной службы России.

Тем не менее, до сих пор в российском законодательстве отсутствуют какие-либо правовые механизмы ограничения торговых розничных наценок даже на социально значимые товары.

Пока действующая редакция Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусматривает лишь экстренные меры в виде «замораживания цен» на социально значимые товары в случае резкого их роста (часть 5 статьи 8), что не может служить постоянным механизмом регулирования рынка. Между тем, в мировой практике, как в странах ЕС, так и в США, цены на этот сегмент товаров находятся под жестким контролем государства на протяжении всей цепочки реализации товара.

Особенную актуальность проблема сдерживания розничных цен на продукты питания путем ограничения торговых наценок обретает в кризисные периоды, когда наравне с объективными экономическими факторами на процесс ценообразования на рынке потребительских товаров влияют и спекулятивные моменты. В качестве примера подобной ситуации можно привести гибель почти трети урожая зерновых в России вследствие аномальной жары летом 2010 года. Имевший место в указанном году во всех регионах России рост цен на муку, хлеб, крупы и молочную продукцию наглядно продемонстрировал неизбежность проявления также и спекулятивного фактора в виде наценок со стороны, как производителей, так и ритейлеров. Для предотвращения таких ситуаций у нас не создано никаких правовых механизмов, кроме проверок ФАС.

Напомним, основы государственного регулирования торговой деятельности в РФ определяет . Он регламентирует отношения между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами. Согласно ему, правительство может ограничивать на срок до 90 дней предельные розничные цены на важнейшие виды продовольственных товаров. Такое возможно в случае подорожания на 30% и более в течение месяца.

Отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них установило Правительство. В список социально значимых продуктов вошли:

  • Говядина (кроме бескостного мяса)
  • Свинина (кроме бескостного мяса)
  • Баранина (кроме бескостного мяса)
  • Куры (кроме куриных окорочков)
  • Рыба мороженая неразделанная
  • Масло сливочное
  • Масло подсолнечное
  • Молоко питьевое
  • Яйца куриные
  • Сахар-песок
  • Соль поваренная пищевая
  • Чай черный байховый
  • Мука пшеничная
  • Хлеб ржаной, ржано-пшеничный
  • Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки
  • Рис шлифованный
  • Пшено
  • Крупа гречневая-ядрица
  • Вермишель
  • Картофель
  • Капуста белокочанная свежая
  • Лук репчатый
  • Морковь
  • Яблоки

Мы уже , что Госдума может ограничить размер торговых наценок на хлеб, молоко, мясо и некоторые другие товары. Для этого придётся исправить закон о торговле. Предлагалось ввести следующие ограничения:

Уровень предельных значений торговых наценок не может превышать для переработчиков - 15% от отпускной цены производителя сырья; для организаций оптовой торговли - 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров; для организаций розничной торговли, включая рынки - 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены; для организаций общественного питания - 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены.

Добавим, наказания за нарушения антимонопольных правил в торговле предусмотрены . Штрафы достигают 5 млн рублей.

Чтобы законопроект о торговых наценках стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок.