Квест игра по муз воспитанию в доу. Музыкальный квест для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Музыкальный город. Голос: «Остановка Стихотворная»

Программное содержание:

Закрепить познания детей о посуде. Учит называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Ход занятия: Ребята, у меня в шкатулке спрятаны загадки. Они очень хотят. что бы вы их отгадали и выпустили к нам в группу. Отгадаем?

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

Чайник

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

Тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

Кастрюля

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ……..

сковороды

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

хлебница

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

чашка

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

ложка

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

стаканы

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

вилка

10. Новая посуда, а вся в дырках

дуршлаг

Молодцы, все загадки отгадали. . Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

— Как называется та посуда, из которой мы пьем чай?

Чайная посуда.

— Из какой мы кушаем? Столовая.

— Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды

Нам пришлось бы очень туго

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

— Как она называется? Федорино горе.

— Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский

— Какие сказки он еще написал?

— Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. (Воспитатель достает куклу Федору) И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. Увас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду»

(Развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление. пространственное восприятие, воображение, логикУпражнять в составлении целой картинки из частей))

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник…)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни».

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

(Развивать память, внимание, речь, упражнять в употреблении прилагательных, развивать речевую активность)

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

Повороты туловища

Вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

— Эй, люди, я с вами чайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

Развивать умение выделять лишнее слово. Обьяснять свой выбор)

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нм, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

— название предмета посуды

— цвет

— форма

— части

— из чего сделана

— как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

3. чайник

4. сковорода

5. ложка

Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.

Чебрякова Юлия Юрьевна

МБДОУ "Детский сад № 5 "Родничок" г. Луховицы

воспитатель

Конспект НОД по теме "Посуда"

Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением, с миром природы, с социальным миром.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Посуда».

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей по теме «Посуда», активизировать словарь и обогащать его новыми словами и словами-антонимами;
  • развивать познавательно-психические функции: речь, мышление, восприятие, внимание, воображение, память, логику;
  • развивать мелкую моторику и зрительную память в работе с разрезными картинками;
  • упражняться в составлении описательных рассказов по схеме;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • воспитывать чуткое, отзывчивое отношение, желание помочь попавшему в беду.

Материал и оборудование: магнитофон, кассета со звуковым письмом; разрезанные на части разноцветные силуэты посуды (чашка); чашки, вырезанные из цветного картона для дыхательной гимнастики; картина к дидактической игре «Отыщи посуду в сказочном лесу»; предметные картинки с изображением посуды; схема для составления описательного рассказа о посуде, предметы посуды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент.

Дети заходят в группу. Воспитатель встречает их на ковре, в руках кассета.

- Ребята, я сегодня получила посылку, в которой было вот это звуковое письмо. Давайте его послушаем.

II. Введение в тему.

Звуковое письмо:

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца
Вдоль по улице несутся.
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке…

(пауза)

Ребята, из какой сказки эти слова?

Правильно, это из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Повтори.
-Что за «горе» приключилось с Федорой? (Ответы детей) .
-Почему же посуда убежала от своей хозяйки? (Ответы детей) .

Послушаем продолжение звукового письма.

Ребята! Это я, бабушка Федора!

Написала вам письмо,

Не простое, а звуковое.

Ой, ой, ой, ой, ой!
Помогите вы посуду мне вернуть домой,
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.

III. Работа по теме

Поможем Федоре! А сначала соберем разбитую посуду. И чтобы лучше у нас это получилось, разомнем пальчики.

Воспитатель встает, дети стоят полукругом.

Пальчиковая гимнастика .

Раз, два, три, четыре,

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Снова загибают пальчики.

Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и

Так мы маме помогали.

хлопают в ладоши.

1. Дидактическая игра «Почини посуду» .

Пальчики подготовили! Проходите за столы. Соберите посуду.

У каждого ребенка на столе разрезанная чашка.

Что у вас получилось? (Чашка)

А у тебя?

Какого цвета твоя чашка? Полным ответом скажи!

Для чего нужна чашка? (из нее можно пить)

Что можно пить из чашки? (молоко, сок, чай, воду)

Верно, но чай может быть иногда слишком горячим. Такой чай пить опасно, можно обжечься. Что нужно сделать, чтобы чай остыл? (подождать или остудить его)

Верно, сейчас я вам покажу, как правильно остужать чай, выходите на ковер.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель раздает чашки.

Возьмите чашки. Представьте, что в них горячий чай, который нужно остудить. Я покажу вам как правильно это сделать. Посмотрите сначала. Я делаю глубокий вдох носом, а затем длинный выдох ртом. Щеки я не надуваю.

Давайте вместе подуем. Теперь посильнее.

Теперь еще сильнее.

Молодцы! Остыл наш чай. Теперь вы знаете, правильно пить чай, чтобы не обжечься. Ставьте чашки на поднос.

2. Дидактическая игра «Отыщи посуду в сказочном лесу» .

Ребята! Разбитую посуду мы собрали Федоре, а еще посуда убежала и спряталась в лесу. Давайте её найдем. 1, 2, 3 повернись - в сказочном лесу окажись!

Перед детьми изображение сказочного леса.

Подойдите поближе, рассмотрите сказочный лес.

Посуда замаскировалась, превратилась в разные предметы. Скажите, во что превратилась посуда!

Облако в сито, из которого идет дождь.

Кастрюля в пень, на котором выросли грибы.

Блюдца- в шляпки грибов, стаканы- в ножки грибов.

Поднос в озеро.

Чашка с ложкой в лодку с веслом.

Вилки в камыши.

Нож, кувшин, бутылка в стволы деревьев.

Дуршлаг в ёжика.

Сковорода, половник в шишки.

3. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Вот и отыскали заблудившуюся посуду. Только посуда в сказочном лесу совсем не такая, какая была у Федоры.

У Федоры она была грязная, а в сказочном лесу…(чистая)

тусклая - блестящая;

разбитая - целая;

старая - новая;

уродливая - красивая;

кривая - ровная…

А теперь давайте изобразим посуду, которую мы нашли.

Физкультминутка.

Вот большой железный чайник
Очень важный, как начальник,

- надули животик: одна рука на поясе -« ручка», другая изогнута - «носик»,

- «сделали важное лицо», приподняв подбородок

Вот керамические чашки,
Очень хрупкие, бедняжки

- присели, одна рука на поясе - «ручка»,

- испуганное выражение - вдруг кто разобьет

Вот фарфоровые блюдца,
Очень весело смеются;

- кружатся, «рисуя руками круг»,

-- смеются

Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке;

- потянулись, руки вверх, сомкнутые над головой,

-- «удивились» - какие они высокие

Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.

- легли на ковер, вытянулись - «устал» поднос, расслабились

Встают с ковра.

Ребята! Смотрите!! Вот она, Федорина посуда! Вернулась!!

Воспитатель ставит на стол предметы посуды. Дети называют её.

Входит Федора.

Ах! Моя посуда! Какие вы молодцы, что помогли мне вернуть её назад!

Да, Федора! Отыскали мы твою посуду. А сейчас ребята тебе расскажут о том, для чего нужна посуда и как правильно с ней обращаться! Садись.

4. Составление описательных рассказов о посуде по опорной схеме.

1. Название посуды.

2.Части посуды.

3.Материал.

4.Назначение посуды.

(3-4 человека)

-- А давайте еще расскажем Федоре, как нужно ухаживать за посудой.

V . Подведение итогов занятия.

Федора: Ну спасибо, ребята! Теперь я знаю, для чего нужна посуда и как с ней обращаться! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать! Буду, буду я посуду и любить и уважать! А за вашу помощь я хочу вас отблагодарить!

Дарит ребятам баранки.

Тема : «Такая разная посуда».

Программное содержание:

Продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;

Учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;

Закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;

Закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;

Развивать мышление, воображение;

Воспитывать бережное отношение к посуде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

Образовательная область: «Познание».

Тема : «Такая разная посуда».

Программное содержание:

Продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;

Учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;

Закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;

Закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;

Развивать мышление, воображение;

Воспитывать бережное отношение к посуде.

Цели:

Закрепить знания детей о современной и старинной посуде;

Закрепить знания о различных видах посуды, её назначении;

Формирование лексико-грамматического строя и связной речи;

Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение;

Воспитывать бережное отношение к посуде.

Задачи:

Активизировать словарь по теме «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании;

Совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже;

Активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.

Словарная работа: дуршлаг, самовар, железный, деревянный, стеклянный, блестящий, прозрачный.

Предварительная работа :

  1. Экскурсия на кухню детского сада;
  1. Чтение художественной литературы: «Муха – Цокотуха», « Федорино горе» К.И. Чуковского, Б. Гримм «Горшочек каши», р.н.с. «Лиса и журавль»;
  1. Отгадывание загадок о посуде;
  1. Рассматривание иллюстраций с изображениями различной посуды;
  1. Дидактические игры по теме «Посуда».

Оборудование: наборы посуды - кухонная, чайная, столовая; продукты питания.

Ход занятия

Дети стоят полукругом около стола с посудой.

В группу плача входит Федора и ищет свою посуду. Увидев детей, спрашивает:

Федора:

Дети вы откуда?

Дети:

Из детского сада. А вы кто?

Федора:

А я бабушка Федора. У меня большое горе, убежала от меня посуда: кастрюля, вилки, чашки, тарелки да ложки убежали от меня по дорожке. Убежала вся посуда, а мне без нее худо.

Воспитатель:

Давайте вспомним сказку К.И.Чуковского «Федорино горе». Скажите, почему посуда убежала от Федоры? Посмотри на поломанную посуду Федоры. Чего не хватает у чашки, кастрюли, чайника?

(Воспитатель показывает изображения поломанной посуды).

«Чашка без…(ручки)».

«Кастрюля без …(крышки)».

«Чайник без …(носика)».

1) Удобно ли пользоваться чашкой без ручки? Почему? Зачем у чашки делают ручку? У какой еще посуды есть ручка? (У сковороды, у кастрюли, у чайника, у молочника, у кофейника). Зачем нужны ручки у этих предметов?

2) Зачем нужна крышка у кастрюли? У каких ещё предметов ты видел крышки?

3) Можно ли пользоваться чайником без носика? Почему? У каких ещё предметов есть носик? (У лейки, у кофейника, у молочника). Для чего нужен носик?

Почему посуда вернулась к Федоре? Что бы случилось, если бы посуда не вернулась домой? Как Федора стала заботиться о своей посуде? (Мыла, чистила, окатила кипяточком, полоскала, не била…)

Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять,

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала.

Полоскала их она.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

(К. Чуковский)

Воспитатель:

Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?

Дети:

Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.

Воспитатель:

Ребята, а кто придумал посуду?

Дети:

Посуду придумали древние люди, сначала она была каменная. Но ею было неудобно пользоваться: она была тяжелая. Тогда человек придумал деревянную посуду – она была легче, удобнее и красивее. В наше время люди пользуются металлической, стеклянной, фарфоровой посудой, которая не ломается и удобна в применении.

Воспитатель:

Молодцы ребята, вот как много всего вы знаете о посуде.

Федора:

Ребята, а вы случайно не знаете, что мне нужно сделать, чтобы моя посуда воротилась домой.

Дети:

Посуду надо любить, уважать, ее надо мыть, чистить, вытирать, на место убирать.

Федора:

Дорогие дети, помогите мне ее найти и домой вернуть.

Воспитатель:

Что ребята поможем Федориному горю?

Дети:

Да, поможем.

Федора оглядывается, подходит к столу с посудой и радостно вскрикивает:

– Ой, вот она моя посуда! Спасибо вам ребятки, что помогли мне ее найти. Теперь я буду ее любить, холить, мыть и убирать, я с ней не расстанусь никогда, посуда бедная моя.

Воспитатель:

Ребята, давайте присядем на стульчики и расскажем Федоре, что мы знаем о посуде.

Воспитатель:

Какая посуда бывает по назначению?

Дети:

Кухонная, столовая, чайная.

Воспитатель:

Назовите кухонную посуду?

Дети:

Кастрюля, сковорода, чайник, половник, тарелка, самовар.

Воспитатель:

Из чего может быть изготовлена кухонная посуда?

Дети:

Из чугуна, стекла, керамики, металла.

Воспитатель:

Как ее используют ваши мамы?

Дети:

В кастрюле мама варит суп, кисель, борщ, в сковороде – жарит картофель, котлеты, блинчики и т.д.

Федора:

Ребята, а среди моей посуды есть еще один интересный предмет посуды. Посмотрите (показывает дуршлаг): он нужен, чтобы в нем мыть овощи, еще в него можно отварные макароны откинуть, чтобы вода слилась. Вы запомнили, как эта посуда называется?

Дети:

Да, дуршлаг.

Воспитатель:

Ребята, как будет называться посуда, из которой мы едим?

Дети:

Столовая – обеденная.

Федора:

Назовите, какую столовую посуду вы знаете?

Дети:

Мелкая и глубокая тарелка, вилка, ложка, нож, салатница, селедочница, стакан.

Федора:

Вот какие молодцы, сколько много назвали столовой посуды.

Воспитатель:

Ребята, давайте немного отдохнем.

Игра с мячом

Воспитатель называет слово кастрюля, сковорода – дети по очереди говорят, что можно в ней готовить. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

Ребята, подумайте и скажите, какой посудой пользуются, когда пьют чай?

Дети:

Чайной посудой.

Воспитатель:

Назовите, какую чайную посуду вы знаете?

Дети:

Блюдце, самовар, чайник, чайная ложка, заварочный чайник, сахарница.

Воспитатель:

Из чего может быть изготовлена чайная и столовая посуда?

Дети:

Из стекла, глины, пластмассы, фаянса и дерева.

Воспитатель:

Почему стеклянная посуда требует бережного отношения?

Дети:

Стекло очень хрупкое и такую посуду легко разбить.

Федора:

Вот я сейчас проверю, как вы знаете, из чего посуда сделана?

Федора показывает деревянные ложки. Из чего сделаны ложки?

Дети:

Из дерева.

Воспитатель:

Как про них можно сказать, какие они?

Дети:

Деревянные.

Федора показывает по очереди. Чашка из фарфора?

Дети:

Фарфоровая чашка.

Федора:

Стакан из хрусталя?

Дети:

Хрустальный стакан.

Федора:

Кувшин из глины?

Дети:

Глиняный кувшин.

Федора:

Ну и умники, ваши дети, все знают. А вот умеют они отгадывать загадки?

Воспитатель:

Конечно, умеют.

Федора:

Вот сейчас мы и проверим (Федора загадывает загадки о посуде).

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(Самовар)

Я пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

(Чайник)

Носит воду

Хозяину в угоду;

При нем живет,

Пока не упадет.

(Чашка)

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри

Угощение внутри!

(Сахарница)

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине

Огонь да вода.

(Самовар)

Воспитатель:

Ребята, у Федоры есть набор продуктов, давайте поможем ей разложить их в нужную посуду. (Дидактическая игра «Разложи посуду»)

Воспитатель:

Куда мы положим хлеб?

Дети:

В хлебницу.

Воспитатель:

Масло?

Дети:

В масленку.

Воспитатель:

Куда можно положить салат?

Дети: В салатницу.

Воспитатель:

Молоко?

Дети:

В молочник.

Воспитатель:

Куда насыпать сахар?

Дети:

В сахарницу.

Воспитатель:

Куда насыпать соль?

Дети:

В солонку.

Воспитатель:

А перец куда насыпим?

Дети:

В перечницу.

Воспитатель:

А куда можно положить конфеты?

Дети:

В конфетницу.

Воспитатель:

А вот суп можно налить во что?

Дети:

В тарелку.

Воспитатель:

Ребята, а что используют, чтобы налить суп в тарелку?

Дети:

Половник.

Воспитатель:

А кто мне скажет, почему половник имеет такую форму?

Дети:

Длинная ручка для того, чтобы не обжечь руку, когда наливаешь горячий суп. А глубокое основание, для того, чтобы подчерпнуть суп из кастрюли.

Федора:

Ох, и молодцы какие, все знают и меня научили все делать правильно и посуду свою беречь.

Воспитатель:

Федора, а наши ребята еще знают стихи о посуде.

Чтение стихов

Посуда

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

(Н.Нищева)

Машина каша

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

(Н. Нищева)

Спор

Раз заспорила посуда,

Кто на свете всех важней.

«Я важней»,- сказал всем чайник.

Грею чай я для людей.

«А без нас не съесть им суп.

Ложка – тоже людям друг».

Тут кастрюли им в ответ:

«Не сварить без нас обед!»

Сковородка зашипела:

«Вот что я сказать хотела.

Жарю людям я котлеты,

И картошку, и омлеты».

Прекратите этот спор,

Бесполезный разговор.

Вся посуда нам нужна,

Каждая для нас важна.

Масло мы кладём в маслёнку,

Насыпаем соль в солонку.

Хлеб мы в хлебницу кладём,

Суп из супницы берём.

Есть у нас и чайник с чаем.

Мы за чаем не скучаем

И из сахарницы яркой

Насыпаем сахар сладкий.

Есть молочник с молоком

И кофейник с ободком.

Есть в конфетнице конфеты

И для Маши, и для Светы.

Много разной есть посуды

И нужна она нам всюду!

И готовим, и едим,

И продукты в ней храним.

(А.Валасина)

Федора:

Спасибо вам дети за стихи. За это я хочу вас отблагодарить.

Федора раздает угощение всем детям.

Дети:

Спасибо бабушка Федора.

Федора:

Мне пора идти наводить порядок в доме, до скорой встречи.


Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (логопедическая старшая группа). Тема: «Посуда».

Задачи:

  1. Расширение и активизация словаря по лексической теме «Посуда».
  2. Развитие связной речи.
  3. Употребление предлогов – с, — в.
  4. Образование единственного и множественного числа существительных.
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Учить выделять звук в слове (начало, середина, конец слова).

Материал к занятию:

  • предметные картинки по теме «Посуда»; картинка «Федора», пиктограммы-символы, незаконченные рисунки, «звуковые домики».

План занятия:

1. Организационный момент.

Ритуал приветствия.

Дружба начинается с улыбки. Сейчас мы все вместе возьмёмся за руки и посмотрим, друг другу в глаза и подарим, молча самую добрую улыбку.

2. Активизация словаря по теме «Посуда».

К нам в гости пришла бабушка Федора. Назовите сказку, в которой рассказывается о Федоре и о том, что с ней произошло? («Федорино горе». Чуковский). Про Федору расскажите и слова назовите:

Посуда была у Федоры,
посуде с ней было горе:
Федора её не любила -
пачкала, а не (Мыла),
Теряла, а не (хранила),
оставляла мокрой, а не (сушила),
Не ставила, а (бросала)-
вот посуда и убежала.
Её вы Федоре вернуть помогите,
задания Федоры решите.

3. Лексико-грамматические упражнения.

На доске размещаются пиктограммы — символы, ориентируясь на них, дети придумывают слова.

а) Игра « Жадина». На столах детей лежат предметные картинки по теме «Посуда». Назовите картинки, добавив слова: мой, моё, мои, моя. (Мой стакан, моя тарелка).

б) Игра «Назови ласково».

Образование уменьшит ельно-ласкательной формы существительных: нож-ножичек, ложка — ложечка, вилка — вилочка и т.д. Дети изменяют слова по тем же картинкам, которые лежат у них на столах.

в) Игра «Один — много».

Называние предметов в единственном и множественном числе, (стакан — стаканы, ложка — ложки и т.д.)

г) Игра «Хлопки».

Деление слов на слоги хлопками. Дети делят слова на слоги по тем же разложенным картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме « Посуда». Когда все слова будут разделены на слоги, картинки логопед убирает со столов.

3. Беседа по теме.

– Ох, Федоре тяжко было — всё о посуде она позабыла.

На доске вывешивается картина – схема, помощью которой дети классифицируют посуду по назначению.

В какой посуде жарят? В какой посуде варят? Из какой посуды едят? Из какой посуды пьют? В какой посуде кипятят воду? С помощью, какой посуды наливают суп, перемешивают еду во время приготовления? Что едят ложками? Что едят вилками? Что режут ножом? Назовите чайную посуду, столовую, кухонную.

Горелка одна включена. Какая по счёту она? Части чего вы видите в духовке? Правильно поставила Федора посуду в духовку? Что ставят в духовку? Чтобы подогреть чай, сварить суп, куда нужно поставить посуду? На конфорку.

4. Психогимнастика.

Представьте себе, что вы — пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (можно даже удивиться). И вот нет терпения! Кипит вода, пар из носика валит! Слышится свист. Дети сопровождают текст действиями.

5. Употребление предлога «с».

Составление предложений. Чай вскипел. Вы хотите попить чаю. С чем мы будем пить чай.

Дети говорят полными предложениями: Я буду пить чай с конфетами. Я буду пить чай с сахаром. Я буду пить чай с печеньем.

6. Игра «Где живут продукты?»

А где живёт сахар? (в сахарнице), соль живёт в (солонке), сухари живут в (сухарнице), масло живёт в (маслёнке), перец живёт в (перечнице), чай живёт в (чайнике). Кофе живёт в (кофейнике), селёдка живёт в (селёдочнице). Конфеты живут в (конфетнице). Салат живёт в (салатнице).

7. Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку: весело шагать (ходьба).
Руки поднимать (руки вверх-вниз), приседать — вставать (4 приседания).
Прыгать и скакать (прыжки на месте).

8. Игра «Чего не хватает?»

Федора посуду не берегла, роняла и разбивала посуду она, Забыла Федора, не знает, каких частей не хватает. Игра «Чего не хватает?» (носика у кувшина, ручки у кружки, ручки у кастрюли).

9. Развитие фонематического слуха.

Звуковой анализ.

Какая посуда была сломана? (Кувшин, кружка, кастрюля). Назовите звук, с которого начинаются эти слова.. «К». Характеристика звука, (согласный, глухой, твёрдый).

Игра «Звуковые домики».

Логопед называет слова, а дети определяют место звука «к» в слове, кладут синий кружочек в соответствующее окошечко домика. Слова: кастрюля, чайник, маслёнка, конфетница, стаканы, носик, кофеварка, горшок, кувшин, тарелка.

10. Развитие связной речи.

Дети, скажите, какое настроение у Федоры? Весёлое или грустное? Федора расстроена, ей грустно. Ведь от неё убежала вся посуда. Подарим Федоре чайник. Но прежде, чем подарить Федоре чайник, давайте расскажем, какой он.

Логопед вывешивает на доску мнемотаблицу. Дети, ориентируясь на таблицу, рассказывают сказку: «Жил-был чайник. У него была семья — посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.»

Из разрезанных частей дети на доске выкладывают красивый цветной чайник и дарят его Федоре.

11. Итог занятия.

Ритуал прощания, все дети берутся за руки.

Улыбнитесь друг другу самой доброй улыбкой и скажите волшебные слова: «Добро побеждает зло». Ведь и сказка Чуковского заканчивается тем, что Федора становится доброй и заботливой.

Шабалина Светлана Витальевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №139,
г. Иркутск

Интеграция областей:

1. Коммуникация. Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи.

2. Здоровье. Первичные представления о здоровом образе жизни.

3. Физическая культура. Физкультминутка «Я чайник-ворчун».

4. Социализация. Дидактическая игра разрезные картинки «Собери посуду».

5. Познание. Решение задач, развивающих речь:

  • Игра «Сравни»
  • Игра «Четвертый лишний»
  • Игра «Из чего сделана посуда»
  • Игра «Каждый продукт в свою посуду»

6. Чтение художественной литературы. Произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». Знакомство с автором (портрет). Отгадывание загадок по теме.

7. Художественно-эстетическое развитие. Штриховка карандашом.

Программное содержание:

Закрепить познания детей о посуде. Учит называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, давайте подойдем к столам, встанем около своих мест. А теперь я разрешу сесть на свое место тому, кто отгадает мою загадку. И воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают, кто догадался, поднимает руку и говорит отгадку.

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

кастрюля

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ……..

сковороды

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

хлебница

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

10. Новая посуда, а вся в дырках

Молодцы, все загадки отгадали. Все заняли свои места. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда.

Из какой мы кушаем? Столовая.

Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

Как она называется? Федорино горе.

Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский (показать портрет писателя).

Какие сказки он еще написал?

Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду». Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник...)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни».

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зулбчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

повороты туловища

вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами почайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нм, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

Название предмета посуды

Из чего сделана

Как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Давайте все пересядем за столы на свои места. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.