Кто не против нас тот с нами. Стихийное распространение выражения

Загадка. Как и сама фраза

Кто не с нами, тот против нас (первоисточник: кто не со мной, тот против меня) — слова Иисуса в пересказе апостолов Матфея (12:30) и Луки (11:23)

24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
30

; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. (Евангелие от Матфея)

15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;
18 если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
23 ; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Евангелие от Луки)

Толкование фразы «Кто не со Мною, тот против Меня…»

«Господь говорит: «Кто со Мной не одного духа, кто не живет в единении со Мной, тот против Меня». Оказывается, чтобы стать противником Христу, не нужно разрушать храмы и рубить иконы. Достаточно быть просто равнодушным: «Меня это не касается, мне это без разницы, ну и что, что это было? Меня это совершенно не задевает». Оказывается, такое невмешательство в собственную жизнь является противлением Христу. (Священник Анатолий Куликов)

И в светской жизни объяснение однозначно: нейтральной позиции в любом споре быть не должно. Или-или.
Правильно ли это? Для толерантного западного общества, где разные мнения в обычае — нет; для более консервативного, заскорузлого, стремящего к черно-белой простоте — да. К какому принадлежим мы, вопрос риторический.

При этом в Евангелие от Марка сказано
38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40

Употребление фразеологизма в литературе
«Ты хочешь быть гражданином вселенной, ты хочешь быть ангелом поднебесья ― так нет же, за ноги дёргают: !» (Александр Солженицын «В круге первом»)
«Мы приехали из страны, где почитаются вечными истины, сформулированные Горьким: «Если враг не сдается, его уничтожают» и «Кто не с нами, тот против нас » (Евгений Рубин «Пан или пропал. Жизнеописание»)
«Это же так просто, ― рассмеялся он снисходительно, ― кто не с нами ― тот против нас , а?» (Булат Окуджава «Упраздненный театр»)
«Ты, ублюдок, уже девять лет на Западе и мог бы довести до сведения новичков, что здесь не все принципы соцреализма имеют хождение и, в частности, «кто не с нами, тот против нас » ценится только среди мафиози, в их среде, в мафии, понимаешь ли, в мафии, это закон, а в нормальном обществе ― вздор собачий» (Василий Аксенов «Остров Крым»)
«Одним словом, виновность подсудимого не требует никаких доказательств, он сам не отрицает ее, он сам готов приговорить себя к смертной казни; но, собственно говоря, дело не в этом человеке; дело в том, что Республика в опасности; враги ее собирают силы; именно поэтому подсудимый заслуживает высшей меры наказания; в этом никаких сомнений нет и быть не может; кто не с нами, тот против нас « (В. А. Каверин «Девять десятых судьбы»)

В дикой природе четко действует закон распознавания свой-чужой даже в пределах одного вида животных. Например, самцы волков метят территорию своего проживания и охоты, чтобы никто из другой стаи не посмел претендовать на нее. Побеждает сильнейший, но свои два килограмма мяса в день взрослый волк должен получить. Проигравшая стая волков вынуждена искать для себя другое место обитания и охоты. Иначе не выжить.
А мы, люди, далеко ли ушли в своем поведении от диких зверей? И хотя мы живем не в джунглях и непролазных лесах, а в обществе себе подобных, но,зачастую, по-прежнему руководствуемся звериными инстинктами по отношению к другим людям, когда делим их на своих и чужих.
На заре возникновения человеческого общества работал инстинкт самосохранения, когда в стычках с чужаками кровное родство и принадлежность к одной семье, к одному клану, определяли деление всех и вся на своих и чужих.
Но в нашем просвещенном XXI веке, все эти деления являются анахронизмом, отголоском эпохи динозавров. Динозавры, как известно даже школьникам младших классов, вымерли, поскольку не смогли приспособиться к изменившимся природным и климатическим условиям.
Млекопитающие и птицы, новые прогрессивные биологические классы, вытеснили динозавров на задворки эволюции. В каждом обществе господствует определенная идеология, с которой большинство из нас вынуждено соглашаться. А иначе репрессивный аппарат общества быстро разделается с теми, кто думает и говорит иначе и отклоняется от мэйнстрима.
В свое время большевики, перефразируя библейское изречение, взяли на вооружение лозунг: "Кто не с нами, тот против нас." И еще один: "Если враг не сдается, то его уничтожают."
С тех пор утекло много воды, но мы до сих пор поражены болезнью большевизма. Везде нам мерещатся враги и ненавистники. Диссиденты, оппоненты, критиканы и просто горлопаны.Тяжко жить в таком окружении. А "наверху" лучше знают, о чем каждый из нас должен думать, к чему стремиться.
Мы по-прежнему с подозрением относимся не только к людям другой национальности и цвета кожи, не только к тем, кто исповедует другую религию или не исповедует никакой, но и к тем, кто даже в свое родном отечестве думает и говорит не так, как думаем и говорим мы сами.
В международных отношениях это проявляется в развязывании кровопролитных войн, как говорится, по поводу и без него.
Наверное, все читали книгу "Путешествия Гулливера" Свифта, в которой автор в едкой, сатирической форме высмеял войну, развязанную между "остроконечниками" и "тупоконечниками" из-за "принципиального" спора: с какого конца нужно разбивать вареные яйца.
Пришло время отказаться от изживших себя стереотипов и перестать делить людей на своих и чужих. Может быть, не они не с нами, а мы не с ними?
Уже всем набило оскомину читать и слышать про то, что мы живем в глобальном мире, где интересы и благополучие каждого переплетены с интересами и благополучием всех людей планеты.
Но, как известно, сознание людей меняется медленно, и потому нет другого выхода, как говорить об этом снова и снова.
Пришло время искать в других то, что нас объединяет, а не то, что разводит по разные стороны "баррикад".

Источник – интернет-газета Единый мир
www.kabmir.com

Кто не с нами, тот против нас
Фраза была популярна в первые годы советской власти и обычно ассоциируется с агрессивной революционной пропагандой.
Но ее первоисточник - Библия. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 30 и Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 23) сказано: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает».
Употребляется: как угроза, предостережение тем, кто занимает нейтральную позицию в политике.
Используется: как аллюзия, напоминание о теории и практике «классовой борьбы», социальной розни, которая насаждалась посредством агрессивной пропаганды в первые годы советской власти в России; а также как уподобление этой практике чьих-либо действий (шутл.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Кто не с нами, тот против нас" в других словарях:

    Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия

    Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия

    Ср. Салтыков. Помпадуры. 9. Ср. Аще Бог по нас, то кто на ны? Петр Великий (в битве при Азове). Ср. С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся яко с нами Бог... Печерский. Архимандрит Феодосий (1611 г. в Ниж. Новгороде). Ср. Аще Бог с нами.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    В данной статье описывается хронология акций протеста против фальсификации выборов в России (2011 2012) многочисленных политических выступлений граждан России, начавшихся после выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года и… … Википедия

    Jeder für sich und Gott gegen alle Жанр … Википедия

    Десталинизация общественного сознания и задача модернизации экономики - Десталинизация общественного сознания и задача модернизации экономики Доклад, читанный на сессии МАОН 12 июля 2011 года Прежде всего, оговорюсь: я не буду в докладе анализировать понятие модернизации, а также конкретные программы модернизации … Экономико-математический словарь

    Барак Обама - (Barack Obama) Барак Обама это 44 й президент Соединенных Штатов Америки, первый темнокожий президент на этом посту Биография президента США Барака Обамы, в том числе его политическая карьера, деятельность в сенате штата Иллинойс и затем в Сенате … Энциклопедия инвестора

    Венгерская Республика, гос во в Центр. Европе. Название от этнонима венгры. Сами же венгры называют себя мадьяры, а свою страну Мадьярорсаг (Magyarorszag) страна мадьяров. См. также Трансильвания. Географические названия мира: Топонимический… … Географическая энциклопедия

    Венгерская республика (венг. Мадьяр Кезтаршашаг), государство в восточно центральной части Европы, занимающее площадь в 93 030 кв. км. Граничит со Словакией на севере, Украиной на северо востоке, Румынией на юго востоке, Югославией и Хорватией на … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Журнал "Иностранная литература" № 11. 2017 , . Ноябрьский номер, что вполне понятно, целиком приурочен к столетию Октябрьской революции, и называется он «Россия во мгле», как и известная книга Герберта Уэллса. Все авторы нынешнего номера…