ГИА по информатике и ИКТ
Часть 3 контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования содержит задания высокого уровня сложности.
Задание 19 подразумевает практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения – электронных таблиц. Результатом исполнения задания является отдельный файл.
Задания части 3 направлены на проверку практических навыков по работе с информацией в текстовой и табличной форме, умения проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных.
Пример
После проведения олимпиады по информатике жюри олимпиады внесло результаты всех участников олимпиады в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:
Фамилия | Класс | Зад. 1 | Зад. 2 | Зад. 3 | Зад. 4 |
||
Васильев | |||||||
В столбце A электронной таблицы записана фамилия участника, в столбце B - имя участника, в столбце C - класс, в котором учится участник (в олимпиаде принимали участие только учащиеся 8 и 9 классов), в столбцах D, E, F и G - оценки каждого участника по четырём задачам, предлагавшимся на олимпиаде. Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 участников.
По данным результатам жюри хочет определить победителя и лучших участников олимпиады. Победитель и лучшие участники определяются по сумме набранных баллов по всем задачам (чем больше сумма баллов, тем выше участник стоит в таблице), при этом результаты учащихся 8 классов умножаются на коэффициент 1,25. Если двое учащихся набрали (с учетом коэффициента) одинаковое количество баллов, то учащийся 8 класса занимает более высокое место, чем учащийся 9 класса. Например, в приведённой выше таблице Лебедев Николай, набравший 12 баллов, должен идти выше Васильева Игоря, набравшего 15 баллов, так как после домножения на коэффициент 1,25 Лебедев Николай также получит 15 баллов в сумме, а при равных баллах учащиеся 8 класса получают более высокое место.
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла вам сообщат организаторы экзамена). После этого подсчитайте для каждого участника сумму его баллов, домножив результаты учащихся 8 класса на коэффициент 1,25. После этого отсортируйте данную таблицу в порядке уменьшения суммы баллов, полученных учащимися, при равной сумме баллов учащиеся 8 класса должны идти выше учащихся 9 класса. При этом первая строка таблицы, содержащая заголовки столбцов, должна остаться на своём месте. Полученную таблицу необходимо сохранить в каталоге под именем, указанным организаторами экзамена.
Особенности задания 19
Таблица содержит большое количество записей и требуют навыков работы с большими массивами данных.
Быстрое перемещение по таблице:
Ctrl+Home – в начало;
Ctrl+End – конец;
Shift+F5 – в место последних исправлений.
При решении задачи 19 можно использовать функции:
количество чего-либо, то используем функцию СЧЁТЕСЛИ(диапазон; критерий)
Например ,
Светлана Сидорова собиралась полететь на каникулах на отдых и записала расписание перелётов из Москвы в разные города в виде таблицы. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
Город | Страна | Примерное время в пути |
|
Каждая строка таблицы содержит запись об одном маршруте перелёта.
В столбце A записан город назначения, в столбце B – страна назначения; в столбце C – примерное время в пути.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 191 маршруту в алфавитном порядке.
Для какого количества городов расчётное время перелёта составляет более 5 часов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
Курсор – в ячейку H2
СЧЁТЕСЛИ(С2:С192; "5")
Если в условии задачи необходимо найти процент чего-либо, то используем функции
ЕСЛИ(лог_выражение; [значение_если_истина]; [значение_если_ложь]) и пр.
Например ,
Какой процент от всех 6-часовых перелетов составляют 6-часовые перелёты в города России? Ответ на этот вопрос в виде целого числа нужно записать в ячейку H3 таблицы.
Курсор – в ячейку H3
Подсчитаем все 6-часовые перелеты и запишем в любую ячейку, например, Е2
СЧЁТЕСЛИ(С2:С192; 6)
Для этого в ячейку D2 запишем
Подсчитаем все 6-часовые перелеты в города России
ЕСЛИ(В2="РОССИЯ"; 1; 0)
Скопируем формулу во все ячейки до В192
Посчитаем все 6-часовые перелеты и запишем в любую свободную ячейку, например, Е3
СУММЕСЛИ(С2:С192; 6; В2:В192)
В ячейку Н3 запишем формулу нахождения процента от всех 6-часовых перелетов составляют 6-часовые перелёты в города России (меньшее число делим на большее! и устанавливаем процентный формат на эту ячейку)
Если в задании необходимо проверить одновременное выполнение двух условий, то можно использовать функции
ЕСЛИ(лог_выражение; [значение_если_истина]; [значение_если_ложь])
И(логическое_значение1, [логическое_значение2], ...)
Например ,
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
Углеводы, г | Калорийность, Ккал |
||||
Арахис жареный | |||||
Горох отварной | |||||
Горошек зелёный |
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Сколько продуктов в таблице содержат меньше 25 г жиров и меньше 25 г углеводов? Запишите число этих продуктов в ячейку H2 таблицы.
Курсор – в ячейку F2
Проверим выполнение сразу двух условий (для этого если оба условия выполняются, то в ячейке появится 1, иначе – 0) =ЕСЛИ(И(В2D2
В ячейку Н2 запишем функцию, которая просуммирует все полученные 1 =СУММ(F2:F1001)
Если в задаче необходимо найти среднее чего-либо, то используем функции СУММЕСЛИ(диапазон, условие, [диапазон_суммирования]),
СЧЁТЕСЛИ(диапазон; критерий),
Например ,
Какова средняя калорийность продуктов с содержанием белков менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Посчитаем калорийность при количестве белка
СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"
Тогда в H3 для определения средней калорийности продуктов с содержанием белков менее 1 г запишем.