Имя изобретателя музыкальных инструментов сакса. Адольф Сакс. Биография. Саксофон в нынешнем мире

Бельгийский мастер духовых инструментов, изобретатель семейства саксофонов Адольф Сакс (Adolphe Sax), настоящее имя Антуан Жозеф Сакс (Antoine Joseph Sax), родился 6 ноября 1814 года в городе Динан, Бельгия.

Его отец, Шарль-Жозеф Сакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов . Его кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что довольно быстро получили признание в Брюсселе, а в 1820 году король Вильям I назначил его придворным музыкальным мастером, поручив производство и поставку духовых инструментов для военных оркестров. Изготовляемые Саксом музыкальные инструменты неоднократно получали почетные дипломы и медали на национальных промышленных выставках.

С шести лет у юного Адольфа Сакса проявились музыкальные способности. С 12 лет он помогал отцу в сборке деталей деревянных инструментов, шлифовке клапанов. В 16 лет вместе с инструментами отца он послал на выставку собственные две флейты и кларнет с отделкой из слоновой кости.

Адольф Сакс учился в Брюссельской консерватории игре на кларнете под руководством дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера.

В 1834 году он снабдил сопрановый кларнет (большой кларнет) немецкой системы 24 клапанами, удобно расположив их на стволе инструмента. В результате кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента и добавил клапан ми-бемоль малой октавы. Новый кларнет был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году Сакс получил патент на свое изобретение.

Название инструмента было придумано близким другом изобретателя, композитором-романтиком Гектором Берлиозом, который написал первое произведение с участием саксофона.

Всего за свою творческую жизнь Адольф Сакс запатентовал около 35 изобретений . Он улучшил конструкции не только духовых, но и целого ряда других инструментов — струнных, клавишных, ударных.

В результате судебных тяжб с конкурентами, постоянно обвинявшими изобретателя в плагиате, Сакс разорился, он подавал заявление о банкротстве в 1852, 1873 и 1877 годах. От четвертого фиаско Сакса спасло вмешательство императора Наполеона III — одного из его почитателей.

В 1858-1870 годах Адольф Сакс преподавал в Парижской консерватории.

Сакс не был женат, у него была гражданская супруга испанского происхождения Луиза Адель Маор, которая родила ему пятерых детей. После смерти изобретателя его бизнес возглавил один из сыновей — Адольф-Эдуард. В 1928 году предприятия Сакса купила парижская фирма Selmer.

В память об изобретателе и музыканте с 1994 года в Бельгии проводится Международный конкурс саксофонистов, носящий имя Адольфа Сакса.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Бельгийский изобретатель музыкальных инструментов, наиболее известный изобретением саксофона и саксгорнов.


Его отец, Шарль Жозеф Сакс был известным мастером духовых инструментов, самоучкой. Изготовлявшиеся им кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что в 1820 году его назначили придворным музыкальным мастером, и с тех пор он получил немало почетных дипломов и медалей, более десятка авторских свидетельств. Музыкальные способности и интерес к конструированию передались детям мастера, и более всего старшему из одиннадцати детей - Адольфу (Антуану Жозефу).

В 1836 году из Бельгии Сакс эмигрирует во Францию. У него много последователей и не меньше врагов. В 1842 году Адольф Сакс открыл в Париже фабрику духовых инструментов, где он и получил широкую известность как изобретатель и проектировщик.

Адольф Сакс усовершенствовал почти все известные человечеству духовые инструменты. Создал целую группу инструментов для военных духовых оркестров «саксгорны».

Мировую известность принесло изобретение саксофона. Адольф Сакс , взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдив новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой. Патент на саксофон получен 23 июня 1846 года.

За пять месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело - его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».

Ведущие композиторы Франции восторженно отозвались о новом инструменте. С 1857 г. Адольф Сакс вел класс саксофона в Парижской консерватории и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.

Однако вскоре Сакс стал жертвой недобросовестной конкуренции. Другие мастера музыкальных инструментов неоднократно подавали на него в суд, обвиняя его в плагиате (то есть они старались доказать, что Сакс украл у них свои изобретения). В итоге судебные расходы разорили Сакса, его фирма по производству музыкальных инструментов обанкротилась, а многолетние тяжбы подорвали его здоровье.

Прожив долгую жизнь, Сакс не дожил до джаза и умер в бедности. Он был похоронен на кладбище Монмартра.

Говорят, что саксофон - инструмент, способный ближе всего передать теплоту и нежность, схожую с человеческим голосом. Без саксофона сложно представить себе оркестр Гленна Миллера, лучшие песни Брюса Спрингстина, “Money” Pink Floyd…. и все это благодаря одному человеку - Адольфу Саксу, родившемуся 6 ноября 1814 года. сайт вспоминает мастера, история жизни которого сама по себе могла бы стать сюжетом романа, а также предлагает послушать 10 знаменитых композиций с саксофоном.

«...Некий Сакс -
Алхимик, энергетик и магистр,
Герр, натюрлих, хотя и не министр,
Вдруг изобрел свой гениальный сакс»,

Так писал Майк Науменко в шутливом стихотворении «Письмо другу о музыке». Конечно, ни алхимиком, ни магистром, ни даже герром (то есть немцем) бельгиец Адольф Сакс никогда не был. Родился он в городке Динант на берегах Мааса и с самого начала словно пытался выйти за грань дозволенного - падал с высоты трех этажей и глотал булавки, выпил воды с серной кислотой, приняв ее за молоко, сильно обгорел, экспериментируя с порохом, а однажды едва не утонул.

Впрочем, были и эксперименты другого года: с детства Сакс работал у отца, музыкального мастера, и постоянно выискивал способы улучшить инструменты, которые помогал создавать. Кларнеты и фаготы Шарля-Жозефа Сакса быстро получили признание в Брюсселе, а в 1820 году король Вильям I назначил его придворным музыкальным мастером, поручив производство и поставку духовых инструментов для военных оркестров. Кларнет стал и первым инструментом Сакса-младшего: Адольф Сакс учился в Брюссельской консерватории под руководством дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера. А со временем он задумался над тем, как заполнить тембровое пространство между деревянными и медными секциями духовых оркестров, заменив чем-нибудь распространенные тогда басовые офиклеиды - громоздкие и несовершенные инструменты, по форме напоминающие фагот. По мысли Сакса, звучание нового инструмента должно быть ближе к струнным инструментам, но мощнее и интенсивнее их.

Интересно, что в течение жизни Сакс подал в патентные бюро еще около 50 патентов и сертификатов, среди которых - улучшенная звуковая система для железных дорог, проект концертного зала в форме яйца, а также туннель под холмом на Монмартре и «Саксоканнон» - гигантский миномет для стрельбы полукилотонными снарядами, способными сровнять с землей целый город. И все же главное его изобретение было вдохновлено не пушками, но музами: приехав в 1836 году в Париж, Сакс заинтересовался грядущей реформой в местных военных оркестрах и понял, что мощный духовой инструмент, который он разрабатывал, окажется как нельзя более кстати и в парадах и на войне. Первый такой инструмент, в котором Сакс соединил коническую трубку с тростью кларнета, клапанным механизмом гобоя и очертаниями бас-кларнета, был представлен на промышленной выставке 1841 года в Брюсселе. Музыкант, представивший его, играл за занавесом: инструмент был не до конца завершен, а воровство идей было не редкостью и в те времена.

Вскоре страстным поборником саксофона стал небезызвестный Гектор Берлиоз, который в июне 1842 года опубликовал в парижском “Journal des Debats” статью об инструменте, который впервые назвал саксофоном. Он же стал автором первого сочинения с участием саксофона - Хорала для голоса и шести духовых инструментов, в котором использовались и другие инструменты, сконструированные или усовершенствованные Саксом. В том же году саксофон был представлен на промышленной выставке в Париже.

"Фирменный" саксофон производства Адольфа Сакса

Продолжая бороться за участие в реформе военных оркестров, Сакс предложил проект реформы, включавший, помимо активного использования его собственных инструментов, и кое-какие изменения в самом обучении военных музыкантов. Его соперники, возглавляемые неким Мишелем Карафра, настаивали на прежнем составе инструментов и прежней методике обучения и, разумеется, перетянули на свою сторону большую часть изготовителей инструментов. Тем не менее в апреле 1845 года на парижском Марсовом поле состоялось своего рода состязание, по итогам которого саксофоны вместе с другими инструментами, сконструированными Саксом (такие, как саксгорн и саксотруба), были введены во французские военные оркестры на место гобоев, фаготов и валторн. Состязание, которое один из журналистов сравнил с наполеоновскими войнами, посетили 20 тысяч человек.

21 марта 1846 года Сакс получил во Франции патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. А всего за пять месяцев до получения патента Сакса обвинили в «мошенничестве и фальсификации» - решение суда гласило, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать». Тем не менее понемногу саксофоны стали выпускать и во Франции, и не только на фабрике Сакса: конкуренты неоднократно пытались обвинить его в том, что тот якобы украл их идею, но потерпели неудачу, когда мастер вызвал их на состязание, предложив сконструировать новую модель инструмента.


Триумф Сакса не мог не вызвать зависти у конкурентов: объединившись в «Ассоциацию объединенных изготовителей инструментов», те принялись действовать самыми бесстыдными методами. Патенты на саксофон и другие инструменты Сакса неоднократно пытались объявить недействительными через суд, рабочих пытались переманить, фабрику духовых инструментов - сжечь дотла, а на самого него совершили два покушения. В 1854 году суд все же признал право Сакса на изобретенный им инструмент, но когда тот попытался получить компенсацию морального вреда за нелегальное производство саксофонов, последовали судебные издержки и новые процессы.

Сам Сакс к тому времени успел подготовить множество первоклассных музыкантов, преподавая игру на саксофоне в военном училище при Парижской консерватории, однако в 1870 году большинство учеников ушли на фронт франко-прусской войны, и спустя некоторое время училище было закрыто. Сам мастер в 1877 году был признан банкротом, его фабрика закрылась, а материалы и инструменты продали с аукциона (как тут не вспомнить горькую шутку «Сатирикона» о том, что если автор такого-то изобретения умер в нищете, значит, он и есть настоящий изобретатель). Умер Сакс действительно в нищете 7 февраля 1894 года и спустя несколько дней был похоронен на кладбище Монмартра.

Казалось, та же печальная участь ждет и его инструмент: в 1903 году римский Папа Пий X издал официальный запрет на использование саксофона в музыке, издатели американского “The Ladies Home Journal» прямо обвинили слушателей саксофона в том, что те «не могут различить добро и зло», а нацисты в 1930е годы выпустили плакат, на котором чернокожий, играющий на саксофоне, носит звезду Давида. К счастью, время оказалось мудрее: музыка Дюка Эллингтона, Каунта Бейси и «Болеро» Равеля реабилитировали саксофон, сделав его неотъемлемой частью джаза, а затем рока, современной поп-музыки и R’n’B. Детище Адольфа Сакса разменивает уже второй век и выходить из моды не собирается - и за это мы должны сказать спасибо человеку, с раннего детства не боявшегося ставить на карту многое, если не все.

10 самых знаменитых мелодий для саксофона

Генри Манчини (Henry Mancini) - Тема из фильма "Розовая пантера"

Бельгийский мастер духовых инструментов, изобретатель семейства саксофонов Адольф Сакс (Adolphe Sax), настоящее имя Антуан Жозеф Сакс (Antoine Joseph Sax), родился 6 ноября 1814 года в городе Динан, Бельгия.

Его отец, Шарль-Жозеф Сакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов. Его кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что довольно быстро получили признание в Брюсселе, а в 1820 году король Вильям I назначил его придворным музыкальным мастером, поручив производство и поставку духовых инструментов для военных оркестров. Изготовляемые Саксом музыкальные инструменты неоднократно получали почетные дипломы и медали на национальных промышленных выставках.

С шести лет у юного Адольфа Сакса проявились музыкальные способности. С 12 лет он помогал отцу в сборке деталей деревянных инструментов, шлифовке клапанов. В 16 лет вместе с инструментами отца он послал на выставку собственные две флейты и кларнет с отделкой из слоновой кости.

Адольф Сакс учился в Брюссельской консерватории игре на кларнете под руководством дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера.

В 1834 году он снабдил сопрановый кларнет (большой кларнет) немецкой системы 24 клапанами, удобно расположив их на стволе инструмента. В результате кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента и добавил клапан ми-бемоль малой октавы. Новый кларнет был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году Сакс получил патент на свое изобретение.

В 1836 году Сакс переехал из Брюсселя в Париж, где в 1842 году открыл фабрику духовых инструментов.

Адольфом Саксом был создан саксофон и семейство духовых инструментов - саксгорнов. Конструируя саксофон, Сакс взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, а также снабдил новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой.

Пантент на изобретение был получен 1846 году, в 1849 году он получил золотую медаль на Парижской промышленной выставке.

Название инструмента было придумано близким другом изобретателя, композитором-романтиком Гектором Берлиозом, который написал первое произведение с участием саксофона.

Всего за свою творческую жизнь Адольф Сакс запатентовал около 35 изобретений. Он улучшил конструкции не только духовых, но и целого ряда других инструментов - струнных, клавишных, ударных.

В результате судебных тяжб с конкурентами, постоянно обвинявшими изобретателя в плагиате, Сакс разорился, он подавал заявление о банкротстве в 1852, 1873 и 1877 годах. От четвертого фиаско Сакса спасло вмешательство императора Наполеона III - одного из его почитателей.

В 1858-1870 годах Адольф Сакс преподавал в Парижской консерватории.

Сакс не был женат, у него была гражданская супруга испанского происхождения Луиза Адель Маор, которая родила ему пятерых детей. После смерти изобретателя его бизнес возглавил один из сыновей - Адольф-Эдуард. В 1928 году предприятия Сакса купила парижская фирма Selmer.

В память об изобретателе и музыканте с 1994 года в Бельгии проводится Международный конкурс саксофонистов, носящий имя Адольфа Сакса.

Бельгийский изобретатель музыкальных инструментов, наиболее известный изобретением саксофона и саксгорнов.


Его отец, Шарль Жозеф Сакс был известным мастером духовых инструментов, самоучкой. Изготовлявшиеся им кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что в 1820 году его назначили придворным музыкальным мастером, и с тех пор он получил немало почетных дипломов и медалей, более десятка авторских свид

етельств. Музыкальные способности и интерес к конструированию передались детям мастера, и более всего старшему из одиннадцати детей - Адольфу (Антуану Жозефу).

В 1836 году из Бельгии Сакс эмигрирует во Францию. У него много последователей и не меньше врагов. В 1842 году Адольф Сакс открыл в Париж

е фабрику духовых инструментов, где он и получил широкую известность как изобретатель и проектировщик.

Адольф Сакс усовершенствовал почти все известные человечеству духовые инструменты. Создал целую группу инструментов для военных духовых оркестров «саксгорны».

Мировую известность принесло изо

бретение саксофона. Адольф Сакс, взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдив новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой. Патент на саксофон получен 23 июня 1846 года.

ь месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело - его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».

Ведущие композиторы Франции восторженно отозвались о

новом инструменте. С 1857 г. Адольф Сакс вел класс саксофона в Парижской консерватории и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.

Однако вскоре Сакс стал жертвой недобросовестной конкуренции. Другие мастера музыкальных инструментов неоднократно подавали на него в суд, об

виняя его в плагиате (то есть они старались доказать, что Сакс украл у них свои изобретения). В итоге судебные расходы разорили Сакса, его фирма по производству музыкальных инструментов обанкротилась, а многолетние тяжбы подорвали его здоровье.

Прожив долгую жизнь, Сакс не дожил до джаза и умер в