Аутентичные музыкальные инструменты. Духовые деревянные музыкальные инструменты и их виды. Лабиальные и тростевые духовые инструменты

Всю свою историю музыка, как и вся мировая цивилизация, развивалась от простого к сложному. И вдруг в середине 20 века появились музыканты, которые решили повернуть этот процесс назад. Речь пойдет о музыкантах, которые сегодня стремятся максимально точно воссоздать звучание музыки прошлого.

Давайте зададимся вопросом: а почему современные музыканты вдруг решили отойти от всего того прогресса в музыке, который поступательно происходил, и стараться играть как во времена Баха или Монтеверди? Сильно различаются старинные и современные принципы игры. И занимаясь музыкой, музыкант все равно пытается сделать что-то свое – заработать денег, сделать карьеру. Но некоторые в душе не хотят смешивать музыку с заработком, поэтому и уходят в, казалось бы, немодное исполнение старинной музыки. Но со временем возникла новая проблема: скрипач мог взять дорогую старинную скрипку и начать на ней играть современную музыку, чем оскорблял все принципы «чистой» музыки.

Один из активных участников этого движения – виолончелист Николаус Арнонкур, человек, имеющий графский титул по отцу и знатную родню по матери. Благодаря виртуозной игре на виолончели, он вне конкурса попал в Венский симфонический оркестр, после чего и начал развивать там тему аутентизма. При этих взглядах на музыку он противопоставил себя дирижеру Венского оркестра Герберту Караяну. Караян, наоборот, был поклонником массовости, он стремился сделать музыку продуктом потребления для масс, предпочитал «жирное» звучание и большие залы.

Для того чтобы заниматься автентикой, нужно не только желание творить в широком смысле, выступать, быть артистом и музыкантом, но нужна и научная работа, например, работа этнолога для поиска древних вещей. На их основе позже будут делаться копии, так как истинно сохранившихся инструментов мало, а людей, которые слышали, как надо на них играть, вообще нет.
И следует не забывать, что какие бы сейчас трактаты не поднимались, уже нет контекстов, нет такого образа жизни, так что, с одной стороны, автентика – наука невозможная, утопия, это только представление об аутентике. Старинная музыка абсолютно не приспособлена для концертной практики, так как она была создана в свое время не для таких мероприятий. Нет музыки самой по себе.

Всякая песня является продолжением жизни той эпохи, в которой она появилась. То есть, если уничтожена русская деревня, то живое деревенское чувство музыканту уже никто не сможет передать, он его уже не поймет.
Еще один нюанс – исполнители. Аутентичное исполнение сейчас уже поставлено на поток, а настоящий музыкант этого движения должен отлично знать не только музыку, но и историю, живопись и другие дисциплины, то есть потратить на изучение любимого искусства годы. Поэтому настоящий музыкант, играющий аутентику, на вес золота.

Переход с классического инструмента на аутентичный порой шокирует музыкантов, так как это совершенно разные инструменты и по строению, и по звучанию. Можно сказать, что для многих музыкантов такой переход означает снова начинать учиться с нуля. Важно изучить основы, без которых дальнейшая игра на таких инструментах невозможна. Но в основе основ лежит чувство эпохи.

Наша цивилизация все время меняется, и перемены неизбежны. Это могут быть координальные перемены, ведущие к катастрофическим последствиям, или перемены постепенные, но они должны быть. Где подлинность? Что такое быть подлинным? Если мы найдем эту подлинность сейчас в себе, то вопрос подлинности аутентичной музыки отпадет, и мы воспримем ее сами собой.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Слово «аутентичный» стало модной фишкой.

Оно звучит с телеэкранов, фигурирует в речах юристов, искусствоведов, психологов, встречается в социальных сетях.

Это слово используется в разных контекстах, поэтому не всегда понятен его истинный смысл. Чтобы не попасть впросак, стоит «копнуть глубже» и узнать все об этом загадочном термине.

Аутентичность - значение слова в общем понимании

Понятие, несущее легкий флер загадочности и таинственности, пришло из греческого языка. В переводе на русский αὐθεντικός означает «подлинный », «настоящий». предлагает дополнительные «штрихи к портрету», облегчающие понимание этого слова:

  1. истинный;
  2. доподлинный;
  3. равнозначный;
  4. действительный;
  5. достоверный.

Аутентичный – это характеристика, означающая, что объект, о котором идет речь, является настоящим, подлинным, не поддельным.

Понятия, противоположные по значению – фальшивый, не настоящий, поддельный, не оригинал, а копия. Одним словом, еще одно модное слово, переводящееся с английского как «подделка».

В условиях повсеместной распространенности дешевых подделок (конкурсы на звание самой аутентичной копии брендовых фирм уже стали обыденными) приобрести настоящую, подлинную вещь – большая удача.

Поэтому в современной интерпретации «аутентичный» – это значит еще и «качественный».

Иногда можно услышать произношение «аутентический» или «автентичный». Такие обозначения равнозначны. А вот сходное по звучанию понятие «аутичный» взято из «другой оперы», оно связано с нарушением развития .

Но не спешите делать выводы, что аутентичность - это очень просто . На самом деле этот термин применяется в десятках областей от психологии до юриспруденции и каждый раз его значения будут трактоваться по своему.

Например, аутентичность поведения человека — это то, насколько отличается его поведение «на людях» и когда на него никто не смотрит. Так же этим словом обозначают подлинность выпущенной продукции. Аутентификация на сайтах означает проверку подлинности вашей личности. И так далее.

Но не волнуйтесь, сейчас мы во всем этом быстренько разберемся.

Что может быть аутентичным

Так говорят о любом подлинном, оригинальном продукте . К примеру, аутентичным может быть африканский амулет, ростовская финифть, духи «Шанель №5», российская греча, узбекский ковер, кроссовки Nike.

Любителям путешествий знакомо выражение «аутентичная кухня ». Здесь подразумеваются национальные блюда, которые воплощают собой кулинарные пристрастия жителей страны (испанская паэлья, израильский фалафель, мексиканская тортилья).

Слово аутентичность часто употребляют, когда речь идет о документах . Этот термин распространен в международном праве применительно к договорам на двух и более языках.

Текст изначально может быть составлен на одном из них, но и все остальные варианты считаются подлинными, имеющими равную силу, иначе говоря, аутентичными.

Из уст музыкантов можно услышать фразу «аутентичное исполнение ». Так говорят, когда старинные произведения воспроизводятся на инструментах соответствующей эпохи в особенной манере, чтобы донести до нас музыку в том виде, в каком создали ее Бах или Бетховен.

Первопроходцем в этом направлении стал британец Арнольд Долмеч, реконструировавший старинные музыкальные инструменты и создавший труд о принципах исполнения старинной музыки.

В литературе термин аутентичность применяют к авторским текстам, в которые не вносились правки. Чаще всего речь здесь идет о личной переписке, дневниках, рукописях.

Есть случаи, когда аутентичность не равнозначна подлинности – к примеру, в современном искусстве . Здесь такое качество может быть приписано копии, которая полностью передает авторский стиль и идею – все как в первоисточнике.

Аутентификация - это проверка на аутентичность

Как личностная характеристика, аутентичность – это способность быть собой в разных ситуациях, руководствуясь своими представлениями о жизни и неся ответственность за этот выбор. Это антоним для .

Наедине с собой, когда некого впечатлять и покорять, люди, как правило, ведут себя аутентично. В присутствии других поведение может сильно изменяться. Аутентичность свойственна маленьким детям – до тех пор, пока взрослые не научат их вести себя иначе.

Чем меньше разница между поведением человека в одиночестве и «на людях», тем более он аутентичен.

Признаки аутентичного человека :

  1. реалистичное восприятие себя и окружающих;
  2. открытое выражение своих эмоций и мнений, даже тех, что отличаются от мнения большинства.
  3. отсутствие заявлений и поступков, противоречащих жизненным ориентирам;
  4. самодостаточность, отсутствие дискомфорта при нахождении в одиночестве ();
  5. безразличие к сплетням и необоснованным слухам, отсутствие обид за критику со стороны других людей и склонности к осуждению поступков окружающих.

С точки зрения психологии, словами, близкими по значению к слову «аутентичный», являются понятия «искренний», «открытый», «честный» . Эти качества проявляются не только по отношению к другим людям, но и к самому себе.

Краткое резюме

В мире, переполненном копиями (подделками брендовой одежды, обуви и смартфонов, взаимоотношениями с масками на лицах, фейковыми аккаунтами), аутентичность приобрела особую ценность . И неважно, что часто за ней не стоят внешние блага: удовольствия, богатство или слава.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Аутентификация - что это такое и почему сейчас повсеместно используется двухфакторная аутентификация
Окстись - что значит это слово? Что такое индивидуальность и как ее развить Яндекс Аккаунт - регистрация и как пользоваться сервисом Разница между «кампания» и «компания» - как правильно писать
Трабл - что это такое и когда упоминание слова траблы будет уместно
Моветон и Комильфо - что это такое и какое значение имеют эти слова в современной речи (чтоб в Википедию не ходить) Невежа и невежда - в чем разница Антураж - это способ создания нужного впечатления
Ликбез - что это такое (значение слова) ИМХО - что это такое (расшифровка) и какого значение слова IMHO в рунете

АУТЕНТИЧНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (латинский authenticus, от греческого αυθεντικ?ς - подлинный, достоверный), практика исполнения музыки прошлого с учётом её специфических особенностей. Достижения западноевропейских учёных (Х. Риман, Й. Вольф, Ф. Людвиг, П. Обри и др.), которые уже с конца 19 века активно изучали и публиковали музыкально-теоретические трактаты, документы о жизни и деятельности композиторов, памятники изобразительного искусства и т.п., подготовили основу для «исторически осведомлённого исполнительства» (английский historically informed performance practice, сокращенно HIPP - самоназвание аутентичного исполнительства). Практическое применение сведений, почерпнутых из источников, нашло своё выражение, в первую очередь, в реконструкции и восстановлении старинных инструментов (в том числе натуральных духовых), в их альтернативной настройке (разновидности чистого и темперированного строев; смотри в статье Строй музыкальный), в воссоздании старинной техники игры (аппликатуры, штрихов, динамических нюансов и др.). В области вокальной музыки эксперименты аутентистов связаны с отказом от «романтического» вибрато, с широким использованием мужских фальцетов (контратеноров) и детских голосов вместо общепринятых женских. Академические хоры уступили место небольшим ансамблям, а большой симфонический оркестр, по существу, приобрёл вид ансамбля солистов-инструменталистов. Исполнение музыкальных сочинений, не имеющих единственной рукописи-архетипа (особенно светской музыки Средневековья и Возрождения), понимается как творческое «пересочинение», в связи с чем в аутентичном исполнительстве исключительная роль отводится стилистически выдержанной импровизации, основанной главным образом на варьировании мелодии и фактуры. Концерты аутентистов нередко сопровождаются театрализованными представлениями. Благодаря деятельности музыкантов-аутентистов многие малоизвестные музыкальные сочинения прошлого (например, анонимные средневековые мистерии, ренессансная танцевальная музыка, сочинения У. Бёрда, Г. И.Ф. Бибера, Я. Д. Зеленки, М. Маре, М. А. Шарнантье) вошли в концертный репертуар, а известные сочинения эпохи барокко и венского классицизма (например, кантаты И. С. Баха, симфонии В. А. Моцарта) приобрели иное звучание.

Родоначальником движения аутентичного исполнительства считается английский музыкант А. Долмеч. Крупнейшие представители аутентичного исполнительства: Н. Арнонкур, Т. Бинкли, Ф. Брюгген, А. Венцингер, Дж. Э. Гардинер, Р. Гёбель, Н. Гринберг, А. Деллер, К. Дёберайнер, Р. Клеменчич, У. Кристи, братья Кёйкен, В. Ландовска, Г. Леонхардт, Д. Мунроу, Й. Саваль, К. Хогвуд, Р. Якобс. Среди музыкальных коллективов популярны: «Академия старинной музыки» («Academy of Ancient Music»), «Хильярд-ансамбль» («Hilliard Ensemble»), «Готические голоса» («Gothic Voices»; все - Великобритания); «Ар Флориссан» («Arts Florissants», Франция); «Японская Бахколлегия» («Bach Collegium Japan»); «Вокальная коллегия Гента» («Collegium vocale Gent», Бельгия); «Concentus musicus Wien» (Австрия); «Гесперион» («Hespèrion», Испания); «Студия старинной музыки» («Studio der frühen Musik»), «Musica antiqua Köln» (оба - Германия); «Оркестр 18 века» («Orchestra of the 18th Century», Нидерланды). У истоков движения аутентичного исполнительства в СССР стояли А. М. Волконский (основатель ансамбля «Мадригал») и А. Мустонен (руководитель эстонского ансамбля «Hortus rnusicus»), среди отечественных ансамблей - «Академия старинной музыки» (руководитель Т. Т. Гринденко). Мировой центр изучения старинной музыки и преподавания аутентичного исполнительства - «Схола канторум» (Базель).

Лит.: Dolmetsch А. The interpretation of the music of the XVII and XVIII centuries revealed by contemporary evidence. L., 1946; Eggebrecht Н. Н. Die Orgelbewegung. Stuttg., 1967; Haskell Н. The early music revival: а history. N. Y., 1988; Taruskin R. Text and act: essays on music and performance. N. Y., 1995.

Аутентизм

Аутентизм , аутентичное исполнительство (от позднелат. authenticus - подлинный, достоверный ) - движение в музыкальном исполнительстве, ставящее своей задачей максимально точное воссоздание звучания музыки прошлого, соответствие современного исполнения оригинальным, «историческим» представлениям. Аутентизм чаще всего связывают с исполнениями музыки барокко . Однако он находит применение при исполнении музыки всех эпох, музыкальные традиции которых отличаются от современных: Средневековья , Ренессанса , классицизма , романтизма .

Очерк специфики

Аутентичное («исторически информированное» ) исполнение подразумевает осведомлённость исполнителя обо всех (по возможности) аспектах музыкальной практики и теории того периода и той страны, где и когда написана музыка. Аутентизм начинается с умения интерпретировать нотный текст в оригинале. Поэтому так важно издание и распространение факсимильных изданий старинных нот и образование в этой сфере.

Важными (серьёзно отличающимися от современных) являются подходы к интерпретации партитуры (умение играть и расшифровывать цифрованный бас, выбирать состав и количество исполнителей), знание правил и приёмов игры (штрихи, «хорошие» и «плохие» ноты, агогика , темпы , динамика , артикуляция и т. д.), выбор инструментов, их оснащение и настройка (высота строя , темперации), умение импровизировать, верно играть орнаментику .

Наиболее зримым проявлением аутентизма является использование в современных интерпретациях музыкальных инструментов прошлого (оригиналов или изготовленных в новейшее время копий) в тех случаях, когда эти инструменты вышли из употребления или значительно изменились, например: виола да гамба , барочная скрипка , продольная флейта , клавесин , клавикорд , молоточковое фортепиано , а также инструменты XIX века (педальное фортепиано , арпеджионе , фисгармония и др.). В идеальном случае старинное музыкальное произведение желательно исполнять на оригинальном старинном инструменте . К аутентизму относится также исполнение высоких («женских», написанных для певцов-кастратов) вокальных партий в ранних операх мужскими голосами (контратенор) вместо женщин-певиц и исполнение высоких сольных партий в церковной музыке XVIII века мальчиками, а не певицами, как это и предполагалось композиторами. В интерпретациях барочной музыки аутентичной считается реализация хоровой и оркестровой музыки камерными составами (камерным хором и камерным оркестром, фактически ансамблем, ныне часто именуемым «барочным оркестром»), поскольку массивный симфонический оркестр, а равно и масштабный хор, как считается, не были присущи вокальной и оркестровой музыке в эпоху барокко.

Исторический очерк

Интерес к аутентичному звучанию старинной музыки возник на рубеже XIX-XX веков. Основателем движения традиционно считается Арнольд Долмеч (1858-1940), который конструировал копии старинных инструментов и исполнял на них музыку XVII-XVIII веков . Долмеч - автор труда «Исполнение музыки XVII-XVIII веков» (англ. The Interpretation of the Music of the 17th and 18th Centuries ; Лондон, 1915), который стал капитальным теоретическим обоснованием аутентизма. Во Франции в это же время было основано «Общество концертов на старинных инструментах» (фр. Société de concerts des instruments anciens ) - его главой был Камиль Сен-Санс , а главным мотором Анри Казадезюс. В Германии в начале XX века аналогичное общество основал виолончелист Кристиан Дёберайнер , пропагандировавший возрождение виолы да гамба . Тогда же Альберт Швейцер и его сторонники развернули антиромантическое движение (Orgelbewegung) за восстановление подлинного звучания «органной» музыки И. С. Баха (шло под лозунгом «Назад к Зильберману!» ). «Аутентичные» тенденции наблюдались и в немецкой науке. Так, в 1931 году музыковед Арнольд Шеринг аргументировал исполнение хоровых сочинений Баха камерным составом из 12 человек (впрочем, тогда его аргументы не были услышаны) . Возрождению клавесина как концертного инструмента способствовала протекавшая в разных странах концертная и педагогическая деятельность Ванды Ландовской .

Критика

Критики аутентизма сомневаются в том, что «историческое» исполнение помогает современному слушателю услышать музыку давних времён так, как её слышали современники той музыки, поскольку слушатель XX-XXI веков, как они считают, ни при каких обстоятельствах не в состоянии адекватно воспринять культурную традицию удалённой эпохи.

Другой аспект критики аутентизма связан со старинными инструментами. Суть изменений в инструментах, произошедших в более поздние эпохи, состояла в их модернизации для упрощения техники игры (часть задач, ранее решаемых исполнителем, переложили на инструмент) и наращивании интенсивности и однородности звука. Эти нововведения имели и обратную сторону: обеднение тембра, выравнивание «хороших» и «плохих» нот, лишение звука индивидуальности, механистичность в отношении к инструменту.

Исполнителям, привыкшим к модернизированным инструментам, трудно добиться привычными методами желаемого эффекта на старинном или реконструированном инструменте, к тому же сам эффект состоит несколько в другом. Отсюда среди критиков аутентизма распространилось мнение, что старинные инструменты «слабые» и «фальшивые». Защитники аутентичного инструментария в ответ на это указывают на необходимость правильного, адекватного самой музыке применения старинного инструментария, при котором недостатки обращаются в преимущества (например, использование «слабого» инструмента в камерном помещении, а не в большом концертном зале; исполнение на специфически темперированном «фальшивом» инструменте только той музыки, которая была написана для данного инструмента, а не во всех без исключения случаях так называемой «старинной музыки»).

Исполнительские стили, как бы они себя ни именовали, неизбежно несут на себе отпечаток своего времени. Поэтому «аутентичные» записи старше 30 лет (например, некогда знаменитых ансамблей Рене Клеменчича , Studio der frühen Musik , «Early Music Consort» Дэвида Мунроу , Арнольда Долмеча, Ванды Ландовской, Августа Венцингера , Пола Эссвуда , многих других ансамблей и отдельных исполнителей) способны устаревать, как и «академические» исполнительские стили.

Примечания

Литература

  • Singing early music. The pronunciation of European languages in the late Middle Ages and Renaissance. Ed. by Timothy J. McGee, A.G. Rigg and David N. Klausner. Bloomington: Indiana University Press, 1996 (содержит CD с озвучкой «аутентичного» произношения)
  • McGee T.J. The sound of medieval song: vocal style and ornamentation according to the theorists. Oxford: Clarendon Press, 1998

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аутентизм" в других словарях:

    Аутентизм (от лат. authenticus подлинный, достоверный, соответствующий самому себе) направление в современной исполнительской практике академических музыкантов, ставящее своей задачей максимально точное воссоздание звучания музыки более ранних… … Википедия

    - (ГСМ) межрегиональная общественная организация с центром в Санкт Петербурге. Союз основан в 1999 году как студенческая организация культурно психологической направленности, нацеленная на популяризацию в молодёжной среде идеалов гуманизма и… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Семёнов, Сергей. C.П. Семёнов на выступлении в Санкт Петербурге (2008 г.) Сергей Петрович Семёнов (род. 1952, Ленинград) российский врач, психолог и публицист, основат … Википедия

    Неформальная общественная организация, участники которой заняты осмыслением и обсуждением проблем глобального кризиса человечества, выработкой решения этих проблем, а также пропагандой гуманистического мировоззрения.ИсторияОрганизационный комитет … Википедия

    Клавирные концерты И. С. Баха концерты для клавесина или клавикорда (сейчас (XX XXI век), фортепиано), струнного оркестра и бассо континуо, написанные И. С. Бахом. Включают в себя девять концертов для одного клавира с оркестром,… … Википедия

Если беглым взглядом окинуть многочисленные старинные картины, то можно отметить, что основными элементами в их сюжетах выступают разнообразные свирели и дудочки. Именно на них любили играть наши предшественники. Следует отметить, что выбирали они чаще всего духовые деревянные музыкальные инструменты, которые значительно превосходили барабан и другие ударные предметы, извлекающие различные звуки.

Об изготовлении духовых деревянных инструментов

Для изготовления духовых деревянных музыкальных инструментов всегда использовался подручный материал. Наши предки создавали их на основе камышовых тростинок, бамбука и других веточек, из которых производились будущие свирели. До сих пор не было установлено тех, кто и в такое время догадался сформировать в них дырки.

Однако, деревянные музыкальные инструменты смогли навсегда занять достойное место в сердцах многих почитателей такого искусства.

По происшествию некоторого времени люди осознали, что постепенное увеличение ствола существенно изменяет высоту звука, потому стали прилагать всяческие усилия и опыт, которые направляли на усовершенствование инструментов. С постепенным изменением, они стали превращаться в более современный вариант деревянных духовых инструментов.

Сегодня можно наблюдать, как музыканты, с любовью относящиеся к этим инструментам, именуют их «деревом», хотя это название уже давно не сопоставимо с материалом, который используется для изготовления таких звуковых предметов. В прежние времени они представляли собой естественные трубочки, но сейчас они предстают в виде металла, эбонита и пластмассы, из которых создаются флейты, саксофоны, кларнеты и блокфлейты.

Аутентичные деревянные духовые инструменты

Безусловно, аутентичные духовые инструменты производятся из дерева, которое считаются их неизменным материалом. Как и прошлые времена, сейчас они пользуются повышенной популярностью, потому звучат на многочисленных сценических мировых площадках. Они обладают особыми трепещущими качествами, так как способны возбудить в людских душах зов предков.

Такие духовые деревянные музыкальные инструменты включают в себя:

  • дудука,
  • зурну,
  • жалейку,
  • поперечные флейты

и другие звуковые предметы народов мира.

Все они объединяются общей системой отверстий, в качестве которых выступают дырочки, которые созданы с целью возможного увеличения либо уменьшения длины ствола инструмента.

Взаимосвязь между деревянными и медными инструментами

У деревянных духовых инструментов наблюдается своеобразное родство с духовыми предметами, изготовленными из меди. Его суть заключается в особенности извлечения звука, для чего необходим воздух, выпускаемый лёгкими, и больше ничего.

Таким образом, можно создать уникальный духовой оркестр за активным участием деревянных и медных инструментов.

Лабиальные и тростевые духовые инструменты

По своим особенностям извлечения звука, такой предмет может быть лабиальным. Среди него следует выделить флейту.

Также музыкальный духовой деревянный инструмент бывает тростевым, к которому относится фагот, кларнет, саксофон и гобой.

Если музыкант воспользовался первым вариантом, то ему не стоит растрачиваться на трости, так как он будет занят их периодической сменой. Однако взамен он получит красивое звучание и приятный тембр такого инструмента.

Какой инструмент подобрать ребёнку?

Если родители желают развить у своего ребенка музыкальные способности, то лучше всего приобрести ему деревянные духовые предметы. Обычно, тонкостям игры на медных инструментах можно обучать ребенка тогда, когда он располагает достаточными силами и укрепленным мышечным корсетом.

Потому нужно сначала своему малышу купить блокфлейту. Игра на ней отличается простотой и легкостью, так как не нуждается в особых усилиях, которые может проявлять дыхательный аппарат.

Благодаря деревянным духовым инструментам каждый интересующийся может получить большие возможности и огромные перспективы, важность которых уже доказана яркими историческими примерами знаменитых людей.

Видео: Играет блокфлейта