Говорят, вы завидуете ребятам из "Камеди клаб"? Каким он вам запомнился

С чего это Блок вдруг вылез с цитатой великого драматурга-классика А. Островского, я не сразу понял. И уставился было на цветные витражи с какими-то стилизованными, похожими на чайку птицами - именно такая «птичка» украшала занавес находящегося напротив МХАТа. Но Блок кивнул в сторону буфета, у стойки которого я потрясенно обнаружил - живьем, не на сцене! - великих мхатовских стариков. Вид у известных всей стране П. Массальского, Б. Ливанова и М. Яншина был «фирменный». Чайка-значок на лацкане. Платочек, выглядывающий из наружного кармана пиджака, подобран в тон к галстуку. Зеркально начищенная обувь. Было ясно, что в «Артистическое» корифеи заглянули буквально на пару минут.

Потому что, привычно бросив буфетчице «Светочка, как всегда!», они по-свойски, не отходя от стойки, махнули коньячку. И тут же, без суеты направились к выходу. Несколько выпадал из их вальяжных рядов лишь тучный Яншин. «Должно быть, не очень здесь комфортно старику!» - заметил Блок. «А что так?» - «Да говорят, в апреле 1930-го, накануне самоубийства, Маяковский назначил здесь свидание Веронике Полонской. Эта последняя его любовь тоже была актрисой МХАТа. И женой Яншина, между прочим. После они, конечно, расстались…»

Популярный актер сериалов Александр Яцко ("Каменская", "Закрытая школа") рассказал о том, что связывает актера с солдатом, о буфетных пьяных посиделках и первых поездках за границу.

Александр Владимирович, однажды вы сказали о замечательном артисте Викторе Сухорукове: "Он хорош и на сцене, и в буфете!" А с фразой "Артист познается в буфете" вы могли бы согласиться?

Я не знаю такой фразы - по-моему, глупость какая-то! Есть фраза, которую выдернули из пьесы Островского, она звучит иначе: "Мы - артисты, наше место в буфете". Это такой куражистый цинизм актерский, не более того! Всего лишь словечко, чепуха. В буфете артисты проводят время в ожидании то ли репетиции, то ли спектакля. Или отмечают какую-то премьеру. Среди нашего брата много людей выпивающих. Да и не только среди нашего брата, но и вообще среди людей - человеку свойственно отдыхать, выпивая. Актер и буфет? Буфет - просто одно из мест в театре, никаким дополнительным смыслом оно не наполнено.

- У вас часто возникали конфликты с режиссерами?

Не помню. Если и бывало, то редко. Ведь артист - это солдат! А солдат должен выполнять приказ, а не обсуждать. Так ведь? Актер - это солдатская профессия. Зато с кем мне всегда было комфортно работать, так это с Анатолием Васильевичем Эфросом (советский режиссер театра и кино - ред.).

- Каким он вам запомнился?

Эфрос - бог! Ну, был богом. К сожалению, этот бог умер... Это с богами бывает иногда.

- С коллегами-артистами у вас ровно складываются отношения?

Конечно, нет! Я все-таки парень с характером! Кроме того, среди нашего брата много и дураков, я их не люблю, и иногда из-за этого возникают проблемы. Но я же взрослею, а когда взрослеешь, становишься более терпимым, более толерантным и прощаешь кому-то слабости, понимая, что с чьей-то точки зрения и сам являешься человеком уязвимым и имеющим кучу слабостей. Так что я успокаиваюсь постепенно. А вообще. давно заметил, что чем лучше артист, тем лучше с ним работается. Многих таких уже нет. С Леонидом Филатовым работалось прекрасно, хотя мне он еще больше нравился как человек - он был намного богаче, чем просто артист. С Вячеславом Невинным, с Александром Калягиным работалось интересно, с Сергеем Юрским. Я по-прежнему люблю заниматься артистическим делом и поэтому получаю от этого удовольствие, а партнеры, с которыми я сталкиваюсь, являются источниками этого удовольствия, и я к ним ко всем очень хорошо отношусь.

Вы пели в спектаклях "Иисус Христос суперзвезда" и "Игра". Сейчас многие артисты поют в песенных проектах, даже выпускают свои компакт-диски...

Я своего материала не пишу, хотя, может быть, выпущу даже когда-нибудь компакт-диск. Ведь сейчас выпустить диск может кто угодно. Но есть и достойные люди. Вот Дима Певцов сейчас активно выступает - и дай ему Бог, молодец, это дело хорошее! Но поющие актеры работают несколько не так, как надо бы. Они используют свою известность и популярность, а настоящий музыкант - он песни сочиняет. И я знаю актеров, которые сочиняют очень хорошие песни, но не раскручиваются так, как поп-звезды. Может, это и правильно. Не знаю. Я к сожалению, не умею сам сочинять. Вот Гоша Куценко пишет и поет свои песни. Я просто не могу так навскидку вспомнить. У Кати Волковой изумительные песни есть, она просто умница! Но она человек ленивый и беспечный, поэтому до сих пор их не выпустила, не придала им товарный вид, хотя я надеюсь, что выпустит.

- А почему вы предпочитаете петь песни на английском языке?

Ну, так вышло. Просто большинство песен, которые мне нравятся, они на английском языке, я этакий "битловский" человек. К Dire Straits я равнодушен, а вот Pink Floyd - это моя юность, молодость, мое наслаждение. И еще Фрэнк Синатра. А из русскоязычных есть отдельные песни у некоторых артистов, которых я люблю. Например, с огромным уважением отношусь к Борису Гребенщикову, к Андрею Макаревичу.

- Вы - актер, рожденный в СССР. Помните свой первый выезд за границу?

Конечно, помню! У меня было два первых выезда! Самый первый был в 1978 или в 1979 году, когда я, еще будучи студентом Политехнического института, поехал в Чехословакию, увидел Прагу, Братиславу. Я был отличником везде и всегда, поэтому меня премировали поездкой за границу, это была практика ознакомительная, когда я вроде как собирался быть архитектором (Яцко окончил Белорусский политехнический институт, архитектурный факультет, и даже проработал восемь месяцев по специальности. - ред.). Мне поездка очень понравилась! Я там даже влюбился! Но это было очень давно.

А во "второй первый раз" я выехал за границу в 1987 году - в Париж. Это были гастроли Театра на Таганке со спектаклями "У войны не женское лицо", "Вишневый сад". Что мы там еще играли? "На дне", "Мизантроп"... Это было потрясение! Причем больше всего меня поразил не сам Париж, а то, что мне показалось, будто я приехал в Африку, а не в Европу! Очень много чернокожих там было, и это произвело на меня самое сильное впечатление! Эта тенденция, кстати, усиливается с каждым годом. И она не пропадает: Европа чернеет, Европа мусульманизируется. Впрочем, как и наша Москва.

- А когда и как у вас возникла мысль стать артистом?

Понятия не имею! Это само собой возникло. Вообще я сначала собирался стать режиссером. Когда мне было лет десять, я заявил об этом маме, она испугалась! Ну и вот, чтобы ее дальше не пугать, я стал артистом. Правда.

- Говорят, вы завидуете ребятам из "Камеди клаб"?

Конечно (смеется). Они талантливые и богатые. А деньги, как известно, всех победят!

Спрака. Александр Яцко родился 13 июня 1958 года в Минске. Несмотря на то, что актер снимается в большом кино с 1985 года, известность ему принесли роли в сериалах. В "Каменской" он играл Шалыгина, в "Закрытой школе" - отца Максима, в "Бедной Насте" - князя Репнина, в "Ефросинье" - Завьялова, в "Военном госпитале" - майора Денисова, а в "Докторе Тырсе" - Бергера. Как режиссер Яцко поставил фильм-спектакль "А. П." по пьесе Михаила Булгакова "Александр Пушкин". Был женат на актрисе Елене Валюшкиной, двое детей - сын Василий (1996) и дочь Мария (2003).

его место в буфете, если верить пьесе М. Горького «На дне»

Альтернативные описания

Творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства (актер, певец, музыкант)

Деятель искусства

Исполнитель ролей в спектаклях, кино

Исполнитель ролей в спектаклях, фильмах, участник эстрадного, циркового представления

Лицо, не выступавшее на профессиональной сцене, хотя игравшее в любительских спектаклях, а главное, отличавшееся склонностью к красоте, искусствам: поклонник балета, театрал, музыкант или художник-любитель

Не только актер, но и любой человек, достигший высот мастерства в своем деле

Работник театра, сцены

Рассказ М. Горького

Синоним актер

Человек, занимающийся публичным исполнением произведений искусства

Человек, который ходит в театр без билета

Человек, способный сыграть дурака

Русский театральный, музыкальный и художественный журнал, с которым сотрудничал А. Чехов

Работник на публику

. «... разговорного жанра»

Лицедейская профессия

Мастер сцены

Его работа заключается в том, что он притворяется совсем другим человеком

Клоун (разг.)

Кличка главы мафии в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди»

Покоряет зрителя игрой

Виновник ангажемента

Комедийный, народный

Профессионал на сцене

Исполнитель на сцене

Выступающий на сцене

Хорошо играет!

Он играет на сцене

Профессия Винокура

Игрок на публику

Профессия играющего роли

Профи на сцене

Кто притворяется за деньги?

Творческий работник

Человек на сцене

Творческий работник эстрады

Деятель кино, эстрады, театра

Притворщик на сцене

Клоун, актер, пародист (общ.)

Ас в своем деле (перен.)

Работает на зрителя

В кино - актер, а кто на арене?

Человек с погорелого театра

. «искусственный» служащий театра

Маэстро сцены

В кино - актер, а кто на сцене?

С погорелого театра

Творческий служащий

Любитель повыступать

Игрок ролей

Заслуженное звание деятеля искусств

Служитель эстрады

Творческий работник арены

Эстрадный деятель

Студент младших курсов средневековых университетов

Сценическая профессия

Эстрадный исполнитель

Ходит в театр без билета

Исполнитель роли

Исполнитель ролей

Работник театра, сцены

Человек, который ходит в театр без билета

. "... разговорного жанра"

. "Искусственный" служащий театра

В кино - актер, а кто на арене

В кино - актер, а кто на сцене

Кличка главы мафии в фильме "На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди"

Кто притворяется за деньги

М. артистка ж. франц. художник, занимающийся изящными искусствами, художествами; более употреб. о музыкантах, актерах, плясунах, фокусниках, даже поварах и пр. шутя, вообще, мастер своего дела, искусник, дока, дошлец. Какой-то артист к моему баулу подобрал отмычку. Артucmcкuй обычай. Артистическая отделка. Арт? м. перм. толк, лад, смысл, уменье. на это-то у него арту не стало

Хорошо играет

Его место в буфете, если верить пьесе М. Горького "На дне"

Художник своего дела

Клоун, актёр, пародист (общ.)

В кино - актёр, а кто на арене?

Наталия Татарникова

В современном мегаполисе есть стандартный набор заведений, в числе которых торговые центры и магазины, зрелищные и спортивные учреждения, игровые заведения и медицинские центры. Что объединяет эти точки нашей жизни, через которые мы проходим едва ли не каждый день? - Разумеется, наличие места, где, совершив нужные покупки, хорошенько отдохнув во время просмотра фильма и спектакля, можно вкусно перекусить в уютной обстановке.

Советское слово "буфет" кануло в лету вместе с отживающим свой век не менее зловещим словом "столовка". Современному поколению молодых людей в кошмарном сне не приснится "царица буфета" в грязном белом халате с неприветливым лицом и хорошо известным набором фраз для тех, кто был "жертвой" таких заведений в 70-е и 80-е: "Нету!", "Не завезли!", "Все что есть - на прилавке!". На смену "столовкам" со стандартными бутербродами, на которых возлегали недельной давности "свежие шпроты", в современную Россию пришли уютные кафе и ресторанчики, свое исключительное место среди которых занимают фаст-фуды и фуд-корты - фавориты сферы питания нашего стремительного века.

Чем же обусловлено исключительное положение именно этого сегмента ресторанного бизнеса? Какие есть плюсы и минусы в расположении ресторанов быстрого обслуживания в торговых центрах, развлекательных и спортивных комплексах? Об этом наша статья.

"Хлеба и зрелищ!" - лучше этого возгласа времен Римской империи ничто, пожалуй, не определяет природу человека. Если не предаваться ханжеству, то сомнений в том, что человек согласно своей природе запрограммирован потреблять добро, создаваемое другим человеком, не остается. Необходимость развлекаться и обеспечивать себе комфортное существование в этом мире сопряжена в наш век с еще одним не менее важным и определяющим афоризмом "Время - деньги". Как это проявляется в ресторане?

Задумаемся, что отличает поход в фаст-фуд от похода в вечерний ресторан? Если в последнем случае вы можете расслабиться, насладиться разговором с коллегой или спутницей, выкурить сигару, посидеть пару часиков и "помедитировать" о "житии-бытии" под звуки маленького оркестра, то в первом - вы смотрите на часы, стрелки на которых приближаются к 13.00, и в голове у вас взрывается маленькая информационная бомба. Вы вдруг вспоминаете, что в воскресенье у кого-то день рождения, а еще необходимо приобрести целый ряд вещей для поддержания домашнего уюта, поменять летние шины на зимние и т.д. Желудок, тем временем, продолжает скандировать: "Хлеба, хлеба!"

И на всё про всё - какой-то час! Вот здесь и необходимо нашему потребителю совершить серию прыжков гигантского кенгуру, одной из точек приземления которого будет фаст-фуд или фуд-корт, желательно расположенный "на линии забега", то есть, в торговом центре, который вы собираетесь посетить.

Однако, это взгляд потребителя. Наша статья больше обращена к тем предприимчивым людям, которые, осознав, что рестораны быстрого питания занимают важное место в жизни развитого человечества, стремятся к осуществлению мечты - открытию своего фаст-фуда и (как вариант) нахождению удобного места на фуд-корте. Что же такое фуд-корт? Это комплекс фаст-фудов, образующий ресторанный городок (или как часто его называют- ресторанный дворик) в торговом центре, развлекательном комплексе.

Зачастую торговый центр, который грамотно ведет свои дела, прилагает максимум усилий, чтобы клиент как можно дольше оставался в стенах заведения. И здесь снова (правда, несколько иначе) действует принцип: "Время - деньги": ведь чем дольше пробудет клиент в том же торговом центре, тем больше он сможет увидеть - и главное! - приобрести, а значит, принести доход владельцам предприятия. Более того, во многих торговых центрах помимо самого изощренного "хлеба" (приблизительно десятка разнообразных фаст-фудов, объединенных в фут-корт) существуют еще и не менее изощренные зрелища - кинотеатры, шоу-программы и т.д.

Все рестораны быстрого питания, представленные на фуд-корте, объединены принципами организации быстрого питания и, в то же время, представляют собой совершенно разные направления фаст-фуда: от блинов до сýши. Что такое удобное место на фуд-корте и где должен располагаться фуд-корт?..

Вот тут-то мы и сталкиваемся, пожалуй, с самой большой проблемой. В Москве, да и во многих крупных российских городах, существует огромный дефицит помещений, в которых можно открыть предприятия общественного питания. Удивительно? Ничуть! На первый взгляд, наша столица - это преуспевающий разрастающийся мегаполис, втягивающий в свои пределы "сопредельные территории", а если задуматься… Девяностые годы, ставшие для страны своеобразной эпохой беспредела, давали возможность открывать рестораны где угодно, - в подвалах и погребах, под крышами и на крышах появлялись ресторанчики и кафе, которые, впрочем, со временем исчезали, на смену им пришли новые…

Сегодня начинающий ресторатор, прежде чем открыть заведение, должен ознакомиться с целой кипой ГОСТов и законов, регламентирующих ресторанную деятельность. Требования к месту, в котором можно открыть предприятие общественного питания весьма конкретны.

К примеру, архитектурно-планировочное решение и конструктивные элементы здания, в котором открывается ваш фаст-фуд, должны соответствовать СНиП ("строительные нормы и правила") 2.08.02. Это подразумевает, что в ресторане должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, в наличии необходим ряд инженерных систем, обеспечивающий необходимый уровень комфорта: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

Двери вашего ресторана должны в обязательном порядке обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. А если мест в фаст-фуде более 50, то должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала. Вы не должны забывать о том, что рядом с нами люди с ограниченными возможностями, способные передвигаться только в инвалидной коляске. Для того, чтобы они могли стать вашими клиентами, СНиП требует от вас наличие наклонных пандусов у входных дверей для проезда инвалидных колясок, площадки для разворота коляски в зале, специально оборудованные туалетные комнаты.

Микроклимат вашего ресторанчика также регулируется нормами СНиП: вы не обойдетесь без системы автоматического кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности. И еще много других деталей - вплоть до требования к материалам, из которых должны быть сделаны пол и стены в ресторане.

А теперь зададимся вопросом: что приходит в голову раньше - мысль открыть торговый центр, который, безусловно, будет являться основным источником дохода, или мысль о фуд-корте в этом центре, для создания которого необходимы все вышеперечисленные требования? Хорошо, если это предусмотрено дизайном, а если - нет?

Допустим, место для ресторана быстрого обслуживания изыскано и конструкция здания соответствует всем требованиям для открытия заведения. Учтен ли важнейший фактор для успешного существования фуд-корта или фаст-фуда - его географическое месторасположение в здании? Ведь для того, что ресторанчик успешно существовал, он должен находиться в самом проходном месте: клиент не должен искать, где перекусить.

Поэтому современное строительство продуманных торговых центров дает второе дыхание тому, кто хочет занять свое место на фуд-корте и открыть преуспевающий ресторан быстрого питания. По статистике после совершения покупок (или перед их совершением) клиентом фуд-корта становится от 20 до 50 процентов посетителей торгового центра. Дальше - простая арифметика. В рекламе практически каждого ТЦ с гордостью говорится о том, сколько человек в сутки пользуется услугами этого предприятия. Делите, умножайте, подсчитывайте свои гипотетические доходы.

Здесь есть одно "но". Доходы, о которых мы мечтаем, рассыпаются пеплом в руках, если торговый центр, в котором находится фуд-корт, страдает от нехватки клиентов. В этом достаточно ужасном случае операторы быстрого питания, работающие в фуд-корте, становятся заложниками магазина, так как рестораны в этой ситуации - лишь часть торгового предприятия, которое терпит убытки, а на тонущем корабле шансы у всех равны

Не будем о грустном! Вы читаете эту статью и у нас есть все основания предполагать, что вы собираетесь вступить в мир ресторанного бизнеса, полный надежд и свершений.

Итак! Как попасть на фут-корт хорошего торгового центра, как стать участником прибыльного бизнеса, который в прямом смысле слова будет "кормить всех"?

Для новичка это достаточно сложно. Традиция такова, что предпочтение при открытии фаст-фуда в торговом центре отдается известным сетям ресторанного бизнеса. Ни для кого не секрет, что лучше иметь зарекомендовавшее себя имя, чем не иметь его. Однако и братья МакДональд когда-то были новичками, вступавшими на нелегкий путь "кормильцев".

Если вы только начинаете, то сперва вам стоит собрать информацию о том, где, в каком месте и кем строится торговый центр? Посетить будущих хозяев гипермаркета необходимо в самом начале их свершений, то есть, на стадии проектирования. В самом крайнем случае вы можете нанести деловой визит и в начале строительства, но имейте в виду, что так можно и опоздать.

Помните, что бизнесмены - люди, которые знают о ценности времени и денег лучше всех на свете. Поэтому даже если вы очень красноречивы, ваш длинный спич об уникальном ресторане, сильно уступит грамотно оформленному презентационному альбому будущего заведения, где будет представлен дизайн, ценовая политика, особенности вашей кухни и другие нюансы.

Issue: Общая газета

Кто бы мог подумать, что завершением сезона, его триумфальной точкой, станет пьеса Островского, которую и современники-то считали не самой лучшей из написанных сорока семи?
Однако же, чем хорош театр? Подножками. Неожиданностями. Ветренностью погоды. Свержением в одночасье кумиров и рождением новых легенд.
«Без вины виноватые», поставленные Петром Фоменко, опровергли сразу множество слухов: о плохой пьесе Островского, о забытом вахтанговском стиле, о вышедшей в тираж старой актерской гвардии театра, о мрачном и желчном режиссере, которому вряд ли хватит душевной теплоты и легкомыслия - пуститься по волнам нашей памяти.
«Место артиста в буфете», - эту ставшую крылатой реплику пьесы П. Фоменко делает своим главным постановочным козырем и … приглашает зрителя не в зал, а в буфет. Художник Татьяна Сельвинская драпирует окна и массивные люстры разноцветными шелками, которые придают этой «буфетной жизни» вкус и аромат, загадочность и артистизм. Два платья с елизаветинскими воротниками, расшитые стеклярусом, брошены на диваны. В плетеных креслах раскинулись и актеры и зрители. Старинный буфет с зеркальными дверцами оказался лучшим из театральных задников, а сама буфетная стойка - неожиданным подиумом, на котором начинается финальный канкан спектакля.
Слово «канкан» подсказывает и другое слово - «оперетта». Спектакль, я бы сказала, стилизован в духе настоящей классической оперетты, которой мы уже не застали, где дозирован уровень серьезности интриги и комического вмешательства в нее второстепенных персонажей, где чтят актерское мастерство и актерский кураж, где продуман даже комплимент публике, а монолог умеют прочесть так, что комок застревает в горле. Спектакль полон неожиданных актерских откровений. Кручинина Юлии Борисовой -само достоинство и естественность, живые глаза и буря чувств, сдерживаемых в груди. «Веселый старичок» Дудукин Юрия Яковлева - не только барин до мозга костей и игривый поклонник хорошеньких актрис, но и тактичный друг, большая умница. Муров Вячеслава Шалевича - именно бывший герой-любовник, но не разоблачаемый злодей, а слабый и безвольный человек, которому выпало счастье полюбить хорошую женщину и несчастье - не оценить этого до самого конца. В спектакле вообще нет плохих героев. Режиссеру хватает сердца всех осенить состраданием и умения - каждый традиционный образ раскрасить новыми красками. Даже невероятно комическая пара «злодеев», актеры Коринкина (Людмила Максакова) и Миловзоров (Виктор Зозулин), - отнюдь не злодеи, эксцентрические творческие натуры, которым, ясное дело, обидно оказаться в тени приезжей знаменитости.
В стиле эдакого жестокого романса (в спектакле действительно много и хорошо поют русские романсы) купаются все исполнители. Еще одна пара актеров, Незнамов (Евгений Князев) и Шмага (Юрий Волынцев), - в сущности милое актерское дружество, за грубостью манер сохраняющее цеховую и мужскую сентиментальность. Е. Князев просто «вытаскивает» всегда казавшуюся «провальной» роль несчастного великовозрастного сироты. В его Незнамове нет натужной муки и постоянного страдания. Он молод, весел, слегка выбрит и слегка пьян. Не наглец, а нахал, и его постоянную улыбку столь же легко счесть за вызов, как кажется Мурову, сколь и за самозащиту, как подозревает Кручинина. Он умеет удивляться, восхищаться, теряться и тушеваться от искреннего внимания и ненавязчивой доброты Кручининой.
Впрочем, об этих великодушных изливах мыслей и чувств, душевных метаниях, романсных мелодиях можно говорить бесконечно, ибо подобная атмосфера согревает теплом, как давно уже ничего не грело. Вас манят к истинному, как почудилось, вахтанговскому карнавалу; вам что-то напевают на ухо, потому что вы в двух шагах, вас любят, с вами откровенничают, вас не стыдятся. Ибо вы посвященные, зрители, и вы, тушуясь вполне как Незнамов, можете смахнуть непрошенную слезу. А главное - вы можете здесь забыться Жизнью, отвлекшись от нелепо-балаганной реальности, ибо только в истинной жизни рифмуются кровь и любовь, измена и смерть, страдание и счастливый финал…