Final Fantasy XV Рецензия. Цель Пути — сам процесс. Игровой мир и геймплей

Как DLC пытаются залатать дыры в истории.

Square Enix всеми силами пытается сделать из Final Fantasy XV отдельную франшизу. Игры, кино и мультсериалы призваны пролить свет на прошлое мира, а также лучше раскрыть персонажей его населяющих. Вопрос о том, насколько это вообще нужно игрокам оставим за бортом. Главное другое - в оригинальной Final Fantasy XV и характеры, и лор были описаны настолько тонкими штрихами, что стремление компании развивать их кажется спешной попыткой залатать дыры в повествовании. При этом нужно ещё сохранять серьёзное лицо, приговаривая, что так всё и было задумано.

Сама Final Fantasy XV получила три сюжетных дополнения - по одному на каждого из спутников главного героя. Казалось бы, отличный шанс узнать больше о смелом Гладиолусе, весёлом Промпто и расчетливом Игнисе. Попытаемся разобраться, можно ли раскрыть персонажа за пару часов дополнительного приключения, если за 100 часов основного сюжета этого сделать не удалось.

Эпизод «Гладиолус»

Действие этого DLC разворачивается аккурат после того, как Гладиолус потерпел поражение от Равуса и покинул своих друзей. Когда он вернулся, те не стали особо вдаваться в подробности его отсутствия: пожали плечами, да приняли силача обратно. Ну ничего, здесь-то нам объяснят, куда уходил телохранитель молодого короля и что заставило его покинуть товарищей в трудную минуту.

Интересы у Гладиолуса, как оказалось, отнюдь не альтруистические - движет им исключительно неуверенность в своих силах и желание доказать самому себе, что он не какой-то там слабак, а в битве с Равусом ему просто не повезло. То есть герой бросил друзей не для того, чтобы помочь общему делу, а просто чтобы поправить самооценку. В мире Final Fantasy XV лучший способ сделать это - пройти испытание Гильгамеша, древнего мастера меча.

В соответствии со всеми штампами подобных историй, тест этот никто до Гладиолуса пройти не смог. Однако есть маршал королевской гвардии Кор Леонис - единственный, кто сумел вернуться из пещеры испытаний живым. Именно его главный герой DLC и берёт с собой.

Идея ясна - через суровые испытания и диалоги с Кором Гладиолус познаёт самого себя, доказывает всё, что хотел, и решает положить жизнь на то, чтобы Ноктису ничего не угрожало. Посыл нормальный (большего о нём, правда, не скажешь), но не ясно, почему всё это нельзя было показать в рамках основного сюжета игры. Это повредило бы и без того неровному темпу повествования? Или Final Fantasy XV так наполнена событиями, что раскрытие характера Гладиолуса просто некуда было засунуть? Впрочем, эти же вопросы можно адресовать и к остальным DLC. Разница лишь в том, что в Episode Gladiolus главный герой - эгоист, кинувший друзей.

Сама пещера испытаний - это длинный коридор, по традиции Fabula Nova Crystallis усеянный всевозможными кристаллами

Гладиолусу при всём желании невозможно сопереживать. Это гнилой персонаж, ставящий свои собственные амбиции и борьбу с комплексами выше безопасности товарищей и, самое главное, короля, которого поклялся защищать. Дополнение отвечает на вопрос, куда пропал Гладиолус, но это совсем не тот Гладиолус, который был готов кулаками выбивать дурь из инфантильного и истеричного Ноктиса.

Здесь это - ноющая и постоянно сомневающаяся в себе гора мышц. За два-три часа, которые требуется на прохождение дополнения, образ персонажа разрушается до основания. Если Square Enix хотели показать, что за суровой внешностью Гладиолуса скрывается простой человек, которому ничто не чуждо, то тут они облажались.

На самом деле, если вырезать все катсцены и диалоги, дополнение можно пробежать менее чем за полчаса

Более того, через призму DLC невозможно по-старому смотреть на характер персонажа. Что до его событий, что после, в основной игре мы видим уверенного в себе, ответственного и сильного героя, понимающего, когда стоит оставить меч в ножнах и не лезть на рожон. Благодаря Episode Gladiolus мы теперь знаем, что всё это - маска, фикция, да просто лицемерие.

Можно возразить, мол, Гладиолус хочет быть этаким светочем надежды для своих товарищей и «не грузить» их своими проблемами в и без того неспокойное время. Только дело в том, что вся Final Fantasy XV позиционируется как игра о дружбе, а перед настоящими друзьями нет нужды корчить из себя кого-то другого. Настоящие друзья должны принимать тебя таким, какой ты есть, со всеми недостатками и сомнениями. То есть, либо DLC рушит основную идею игры, либо я ничего не понимаю в дружбе.

Боссы чудовищно скучные, а в хаосе спецэффектов тяжело парировать вражеские удары

Episode Gladiolus заделывает одну сюжетную дыру основной игры, но это дополнение вообще не должно существовать. Если Square Enix так хотелось вывести Гладиолуса из повествования, то можно было сделать это намного изящнее, а не просто отправлять его на идиотское персональное приключение, которое рушит хлипкий каркас личности персонажа.

Эпизод «Промпто»

Самое полезное DLC, что, однако, не делает его хорошим. Промпто Аргентум, пожалуй, единственный из героев Final Fantasy XV, который удостоился хоть какого-то раскрытия. Тот куцый диалог на крыше закусочной - это не бог весть что, но в контексте всей основной игры на большее рассчитывать было бы глупо. О Промпто действительно нужно было рассказать чуть больше, чем о других персонажах, ведь у него, в отличие от того же Гладиолуса или Игниса, на самом деле есть тайна.

В 12 главе Final Fantasy XV на поезд, в котором главные герои едут в Гралею, нападает Ардин. Он в очередной раз играется с разумом Ноктиса, заставляя того столкнуть Промпто с крыши движущегося состава. Парень выпадает из повествования на некоторое время, а ближе к концу, появляется снова и рассказывает друзьям о том, что он - один из клонов армии империи Нифльхейм.

Товарищи говорят, что им плевать, откуда он родом, и зовут бить злодея. Таким образом, важный сюжетный момент, идущий вразрез с тем, что мы видели в аниме Brotherhood: Final Fantasy XV, остаётся без должного внимания.

Нам не рассказали, ни как Промпто об этом узнал, ни о том, чей он клон, ни насколько эта практика вообще распространенна в Нифльхейме. И ведь это не какая-то мелочь - это важная часть драмы одного из основных персонажей. Даже в инфантильной сюжетной мешанине Final Fantasy VII проблемам и истории Ред XIII было уделено больше внимания, а героев и событий в той игре было не в пример больше. К тому же информация о программе клонирования империи сделала бы мир чуточку живее и интереснее.

Примерно половину дополнения Промпто проводит в однообразных коридорах

Дополнение начинается с того, что Промпто тащится по заснеженному полю, страдает от холода, будто Гидеон Вайт из Advent Rising или Нэйтан Дрейк. По законам жанра, герой валится на землю без сил, а в следующий сцене оказывается на заводе по производству клонов. Здесь Промпто встречает Ардина, который очень хочет, чтобы тот узнал правду о своём происхождении, выпускает его из камеры и даёт в руки револьвер.

Вокруг этой самой правды и строится сюжет дополнения. Только вот узнаёт её Промпто минут через 30 после начала игры, а дальше, остальные полтора часа, - он лишь ноет и страдает из-за своего происхождения. К чести сценаристов, нужно сказать, что рефлексия героя показана на непривычно высоком для Final Fantasy XV уровне.

Здесь есть и персонаж-триггер, который заставляет Промпто задуматься о том, что стенания ни к чему не приведут, и личные метания, показанные через галлюцинации. Но оба этапа принятия героем своей природы чрезвычайно затянуты. Хронометраж дополнения под завязку забит картинами физических страданий Промпто и бесполезными для его раскрытия посиделками у костра.

Вторая половина проходит на заснеженных полях, где совершенно нечего делать, кроме как выполнять однообразные задания да улучшать снегоход

А в контексте основного сюжета всё это превозмогание собственных сомнений оказывается пшиком. В финале дополнения Промпто полон решимости, принял себя и отправляется на выручку друзьям, но встретившись с ними, он снова начинает скулить и переживать. Всё, через что прошёл герой, внезапно обесценивается.

Но главная цель, которая стояла перед Episode Prompto, - это создание «мостика» между тем фактом, что Промпто клон, и вторым эпизодом Brotherhood: Final Fantasy XV, повествующим о том, как он познакомился с Ноктисом. Нам должны были объяснить, как именно Промпто оказался в Люцисе и почему жил без родителей. «Мостика» не получилось. Мы узнаём лишь о том, что в возрасте около одного года его похитили из лаборатории безымянные солдаты Люциса и отдали на воспитание какой-то семье. Всё.

Ценность Episode Prompto, конечно, выше, чем у дополнения про Гладиолуса, но всё рассказанное в нём также можно было показать и в рамках основного сюжета. История о дружбе только выиграла бы, если бы товарищи помогли Промпто справиться с его проблемами. Но самое главное - DLC толком не отвечает на вопросы, возникающие после прохождения Final Fantasy XV. Создаётся впечатление, что сценаристы даже не продумали её до конца.

В титрах DLC я столкнулся с багом: справа должны были показывать какие-то сценки, но у меня мутный Промпто завис в воздухе на фоне летящего вверх текста

Episode Prompto просто бросает пыль в глаза. Перед нами будто развиваются какие-то важные события: появляется один из основных антагонистов анимационного фильма Kingsglave, Промпто и Аранея спасают мир и всё такое прочее. Но всё происходящее не добавляет ничего нового ни к образу персонажа, ни к картине мира, ни к основному сюжету игры. Однако на фоне остальных DLC, рушащих каноны и характеры героев, это можно воспринимать как благо.

Эпизод «Игнис»

Можно сколь угодно долго спорить о том, насколько оправдано существование предыдущих двух дополнений, однако для их событий в основном сюжете Final Fantasy XV была подготовлена своего рода база. Гладиолус куда-то ушёл, Промпто упал с поезда. Выстраивать отдельную историю педанта Игниса Сциентия можно было лишь вокруг того эпизода, в котором он потерял зрение.

Его приключение - чистой воды филлер. Сюжет высосан из пальца, а натужная драма ничего кроме раздражения не вызывает. Здесь ситуация схожая с Episode Gladiolus - знакомый персонаж ведёт себя в несвойственной ему манере. Диссонанс не так критичен, но в глаза бросается. Основная проблема в другом - это DLC рушит и без того хрупкий канон Final Fantasy XV.

Практически всё дополнение Игнис пробивается через разрушенную Альтаиссию к алтарю, на котором лежит бездыханное тело Ноктиса. По пути он встречает Равуса, который идёт туда же, но для того, чтобы спасти свою сестру, Лунафрею. Герои отбрасывают разногласия и отправляются на выручку тем, кто им дорог.

До самой кульминации ничего значимого не происходит вообще. Уже у алтаря Игниса настигает Ардин. Солдаты Нифльхейма хватают главного героя, а злодей заносит кинжал над молодым королём. В отчаянии Игнис надевает кольцо Люциев. И, без шуток, это одно из самых глупых решений, которые принимают персонажи Final Fantasy XV. А это говорит о многом.

Игниса снабдили крюком-кошкой и позволили бегать по крышам. Временами DLC напоминает какой-нибудь Assassin’s Creed

Игнис - это голос разума всей четвёрки героев. Он образован и расчётлив, не склонен к опрометчивым решениям и всегда думает на несколько ходов вперёд. Он прекрасно знает, что кольцо Люциев может сделать с тем, в ком не течёт королевская кровь и кого коллективная мудрость монархов Люция сочтёт недостойным.

К тому же он видел перед собой пример Равуса, в своей слепой жажде власти надевшего злополучное кольцо. В Kingsglave оно сразу же сочло его недостойным и сожгло ему руку. Никакой власти или способностей древние короли ему не даровали. То есть нам давали понять: надевая кольцо, ты либо получаешь могущество, либо становишься калекой. Об этом говорится и в официальном гайдбуке Final Fantasy XV Ultimania.

Episode Ignis плюёт на канон. Здесь Игнис слепнет, потому что монархи, ожидаемо, посчитали его недостойным, но он получает и силу, чтобы сразиться с Ардином. Как и почему это произошло, игра объяснить даже не пытается. Очевидно, что всё из-за стремления разработчиков создать драму через добровольное самопожертвование персонажа. Жест получился эффектным, хотя и поднять эту тему можно было, не разрушая канон.

Однако стремление к созданию натужной драмы полностью проявляет себя лишь в альтернативной концовке дополнения. Потрясающе глупым финалом Final Fantasy Type-0 её режиссёр, Хадзиме Табата, пытался выдавить слезу из игрока. Но дешёвая трагедия альтернативной концовки Episode Ignis затыкает ту сцену за пояс.

Разрушенная Альтаиссия всё-таки смотрится красиво

В кульминационный момент DLC Ардин предлагает главному герою присоединиться к нему, и если тот соглашается, злодей отводит Игниса в Гралею. Зачем - непонятно. Зато здесь Игнис снова надевает кольцо и говорит древним монархам, что готов пожертвовать своей жизнью ради Ноктиса. Получив силу королей, Игнис побеждает Ардина. В здании внезапно оказываются Ноктис, Промпто и Гладиолус. Под грустную музыку они склоняются над умирающим другом, скорбят, а молодой король с помощью Кристалла, наконец, восходит на трон.

Этот альтернативный финал - не просто концовка DLC, но концовка всей Final Fantasy XV. Война закончена, Ардин никогда не захватывал Кристалл, мир не погружался во тьму, а Ноктис не сидел в пещере десять лет. И всё благодаря жертве Игниса. С точки зрения кинематографии, эта сцена поставлена недурно. Да только всё это зря: все слёзы и страдания - лишь дешёвый способ вызвать у игрока эмоции. Ведь ничего этого не было. Альтернативная концовка - не канон, поэтому и плакать над ней глупо.

Episode Ignis - это халтура. Самое короткое и бессмысленное из всех DLC. Кажется, что сценаристов обязали написать хоть какую-то историю про Игниса, потому что остальные персонажи получили свои собственные приключения. Из этого дополнения мы узнали, как Игнис ослеп. Но так ли это важно? Вокруг шла битва и персонажу мог просто прилететь какой-нибудь осколок в лицо.

Мы не узнали об Игнисе ничего нового, ведь о его преданности Ноктису неоднократно говорилось как в основной игре, так и в Brotherhood. По-моему, единственная цель, которую преследовали разработчики - показать ещё одну слезливую сцену, пусть даже она будет пришита к сюжету белыми нитками.

Все три «персональных» дополнения, призванных залатать дыры в истории Final Fantasy XV, проваливаются на самом фундаментальном уровне. Более того, они рушат и без того слабо прописанные характеры героев игры. Их существование можно оправдать лишь экспериментами Square Enix над геймплеем, ведь все DLC сильно отличаются друг от друга как структурой уровней, так и боевой системой (Episode Prompto - это вообще шутер от третьего лица).

Даже в бесплатном DLC в честь выхода Assassin’s Creed Origins было больше интересных находок и раскрытия персонажей

Разработчики делают из Final Fantasy XV игру-сервис и уже пообещали поддерживать её дополнениями на протяжении всего 2018 года, «допиливать» сюжет и заделывать дыры. Вот только веры в успех предприятия не было и раньше, на анонсе всех этих альтернативных версий тринадцатой главы и DLC. А после первых попыток на этом поприще кажется, что Square Enix просто пытается реанимировать заведомо мёртвую и откровенно скучную историю. А оно того, очевидно, не стоит.

Можно издать огромный вздох облегчения после того, что почти вечность спустя вышла Final Fantasy XV , а возможно, лучший выпуск франшизы после Final Fantasy X , пожалуй, даже мощнее Final Fantasy IX .

Четверо героев, сопровождающие вас в роли принца Ноктиса - обновленная система XP, где вы больше не повышаете уровень после каждого боя, а «объединяете» свой опыт в конце хорошего дня с квестами и охотой на монстра.

Магия тоже была сильно изменена, они возвращаются назад к трем элементалям «базовых полномочий» (Огонь, Молния и Лед), которые можно смешивать и создавать. Объедините ледяную атаку с целебным заклинанием, например, и вы сможете излечить всю свою команду сразу во время замораживания оппозиции.

Ко всему этому нужно немного привыкнуть. Но благодаря новым вещам, таким, как «бензоколонки встречают гигантского монстра», дружеские подколы между Ноктисом и его командой, сам великолепный открытый мир, Final Fantasy 15 может быть поздним претендентом на Игру года.

Итак, какие же самые лучшие истории, факты и выводы можно сделать за последние 10 лет развития? Что ж...

11. Одно адское напоминание на Final Fantasy VII

Мы не склонны обсуждать откровенно страшные моменты FF VII, но впервые вы увидите Сефирота в штабе Шинра, доказывающего, что он сила, с которой нельзя не считаться. Затем убьете часы, проигрывая грозному Мидгар Золому, гигантской плавающей змее, которая истребит вашу команду в считанные секунды. А потом обнаружите, что Сефирс уже уложил одного такого, как ни в чем ни бывало.

FF XV ссылается на каноничный момент с такой же змеей, но гораздо меньшей версии, которая появляется, когда вы участвуете в рыболовной мини-игре в определенных местах мира. К счастью, на этот раз ее можно уничтожить.

10. Имена всех четырех героев с двойным смыслом

У Square Enix была масса времени, чтобы усовершенствовать последнюю часть FF XV, начиная с самих имен персонажей.

Теперь вы управляете только Ноктисом, но есть еще три главных героя, которые тоже постоянно на экране. Гладиолус, сильный телохранитель, Промпто, энергичный беспечный тип со склонностью к селфи и фотографиям, и Игнис, друг детства Ноктиса, шеф-повар и самый мудрый из банды.

Хотя их имена в переводе с латинского переводятся по-разному:

Ноктис Люцис Каэлум «Небо ночного света» / «Свет ночного неба» . Если под «светом», подразумевать звезду, то будущая невеста Нокта Луна (лат. «луна») как раз ему подходит.

Игнис Ступео Сциенция «Ошеломленный или пораженный знанием огня» / «Огонь знаний» . В качестве основного мыслителя, принимающего решения в группе, и личного советника Нокта, имя Игниса не зря буквально означает саму информацию.

Гладиолус Амициция «Маленький меч дружбы» . Довольно утонченный перевод, учитывая гладиаторское сопутствующее значение, связанное с его именем. Полное имя Гладиолуса усиливает его связь с Ноктисом и игроком, а также подчеркивает его основное предназначение в качестве «мышц» группы.

Промпто Аргентум «Подвижность / Quicksilver» . Обманчиво простое имя, но в то же время Quicksilvers были в Final Fantasy в виде пистолетов (Quicksilver-ом назвалось огнестрельное оружие Винсента в FF VII). Более подходящее сравнение происходит из Final Fantasy Type-0, игры 2011 года, где ими орудовал персонаж под именем Кинг.

Получается, это «оружие Кинга». И Ноктис уже в очереди, чтобы занять трон с Промпто в роли его правой руки?

9. Она чуть не стала мюзиклом

Помните новых «Отверженных» 2012 года, с песнями и танцами?

Режиссер FF XV Тэцуя Номура был «так тронут Хью Джекманом и лирической работой Энн Хэтэуэй в романе Виктора Гюго, что он на следующее же утро отправился в офис Square с намерением преобразовать FF XV в мюзикл в духе "Отверженных"».

Естественно, команда не обрадовалась тому, что придется выбросить шестилетнюю работу из-за какой-то прихоти, и Тэцую вежливо попросили пересмотреть свою идею.

Тем не менее, странно знать, что у режиссера все-таки были намерения сделать музыкальную игру.

8. Количество полигонов из FF VII, VIII и IX уместятся в четырех главных персонажей FF XV

Немного ошеломляющей математики:

Для 3D PS1 Final Fantasy , как правило, выделяли до 1 000 полигонов (многоугольников) на персонажа к тому времени, как появились более красноречивые модели Final Fantasy IX. А если принять во внимание неповоротливые 100 000 полигоны, которые составляют лишь одну модель персонажа FF XV (по 20 000 на волосы), можно легко сложить общее количество полигонов со всех игр 3D PS1 в главных персонажей FF XV.

И что еще лучше: даже модели персонажей Final Fantasy XIV имели в среднем 8 000 полигонов еще в 2013 году, а это означает, что множество основных игроков этой игры тоже сможет легко поместиться в героях XV.

Вспомните этот факт, когда будете говорить о том, как далеко продвинулась игра.

7. История была написана одним из главных сценаристов Final Fantasy VII

Хотите знать, почему у FF VII и VIII качество Square, за возвращение которого они боролись в течение многих лет?

Это все Кадзусигэ Нодзима, ныне ведущий сценарист Final Fantasy XV, который объединился с Ёсинори Китасэ в легендарном Final Fantasy VII, прежде сам взялся за VIII – похожим способом была придумана XV.

Многие отзывы и ранние впечатления подчеркнули, что первые несколько часов игры такие заманчивые и детализированные, и что с ними можно взаимодействовать как через самих персонажей, так и через различные вещи. И пока вспоминаете опенинги из старых игр, не забывайте, что Нодзима сыграл значительную роль в этом.

6. Здесь самая большая карта на квадратную милю в игровой истории

Вмещая в себя чудовищные 780 квадратных миль, громадная суша FF XV подчеркивает незначительность того же Just Cause 2 с 400 квадратными милями.

Вот еще несколько сравнений:

Fallout 3 – 16 квадратных миль

Grand Theft Auto V – 31 квадратный миль

Skyrim – 39 квадратных миль

Fallout 4 – 43 квадратных миля

The Witcher: Wild Hunt – 52 квадратных миля

Конечно, дело не в размере, а в том, как его использовать, но все равно для команды кодеров создать такое впечатляющее игровое пространство вручную - это впечатляющий поступок.

5. Все началось с Final Fantasy Versus XIII еще в 2006 году

Наверное, это один из самых известных фактов, касающихся FF XV, но он по-прежнему один из самых безумных, учитывая обстоятельства.

История гласит, что то, что сейчас известно как Final Fantasy XV, фактически начинало свою жизнь как Final Fantasy Versus XIII еще в 2006 году, игра, которая должна была поведать «темную» параллельную историю, появившись в качестве FF XIII.

Во время создания команда столкнулась с некоторыми препятствиями, в том числе, формированием выбранных персонажей, реализацией более нового игрового движка, а затем информацией о том, что появятся PS4 и Xbox One.

После было принято решение о ребрендинге и переделке огромных кусков игры, чтобы присвоить ей каноничный вид, но это, очевидно, затянуло разработку.

Говорят, что Versus XIII была на «20-25% сделана», когда изменение было официально представлено на публике в 2012 году, и вот потребовалось еще четыре года (со множественными задержками), чтобы в итоге выпустить то, что теперь можно приобрести, как Final Fantasy XV.

4. Была игровая версия машины за 50 миллионов иен

Благодаря вечно возрастающим затратам на разработку на протяжении многих лет, Square быстро поняла, что им понадобятся дополнительные продукты и спонсорские контракты, чтобы игра FF XV стала как можно более известной.

С этой целью они заключили сделку с Audi, чтобы создать «Регалию» - вымышленный автомобиль, основанный на настоящей модели Audi R8. Конечно, в игре использовали и творческие лицензии (например, возможность летать), но базовая структура взята из настоящей супермашины.

Сделав еще шаг дальше, Square получила поручение создать реальную версию Регалии (опять-таки, нелетающую, но с более причудливыми колпаками колес и другими настройками) за немалые 50 миллионов иен, или почти 470 000 $ (30 млн руб), которую отдали победителю приза в преддверии выпуска.

3. Дизайну многих монстров уже более 30 лет

Возобновляют свои корни.

Ведущий художник Ёситака Амано был в Square еще в 1987 году, когда он участвовал в разработке некоторых оригинальных персонажей игры и дизайнов монстров. Амано остался в компании и вносит вклад в каждую Final Fantasy с тех пор: помогает разрабатывать логотипы различных игр, которые вы признаете за милю.

Для FF XV тонна оригинальных дизайнов монстров Амано были перепрофилирована и переделана под современное поколение, в том числе Бегемот и слоноподобный Катоблепас, последний из которых был замечен в оригинальном демо Episode Duscae.

2. Впервые за 24 года почти не появляются муглы

Один из культовых существ в истории RPG, муглы Final Fantasy, присутствовали в каждой игре с Final Fantasy V 1992 года (они впервые появились в FF III, но их пропустили в четвертой части).

И теперь режиссер Тэцуя Номура отметил, что ему показалось, что пушистые маленькие шароголовые существа не будут «соответствовать» атмосфере FF XV, и все же после опроса поклонников (чтобы посмотреть, может, зрители по-прежнему хотели бы увидеть их) результат был единогласно положительным.

В результате, несмотря на то, что в FF XV нет анимированных муглов, они по-прежнему доступны как «счастливые предметы» на торговых точках и заправочных станциях на вашем пути.

1. Посох Раму – тонкий намек на призывающее существо из Final Fantasy X

Небольшой вопрос: сможете ли вы назвать существо на картинке выше?

Почему же, это Иксион, призывающее существо с молнией, которое впервые появилось в Final Fantasy X на замену Раму. Теперь он вернулся: просто дизайнеры хотели отдать должное первоначальной замене с 2001 года, разместив Иксиона на правой верхней части нового и усовершенствованного посоха Раму.

Конечно, это включение можно легко упустить, но оно на самом деле показывает, что художественный стиль игры находится на другом уровне.

: 16
USK : 12
RARS : 16+

Создатели Руководители Тэцуя Номура
Хадзимэ Табата Продюсеры Ёсинори Китасэ
Синдзи Хасимото
Геймдизайнеры Юити Канэмори
Такаёси Накадзато
Сценаристы Тэцуя Номура
Кадзусигэ Нодзима
Программисты Хироси Харата
Кэнтароу Ясуй
Художники Тэцуя Номура
Томохиро Хасэгава
Такаюки Одати
Композитор Ёко Симомура Технические данные Платформа PlayStation 4
Xbox One
Игровой движок Режим игры Однопользовательский Носитель Blu-ray Управление DualShock , Геймпад Официальный сайт Final Fantasy XV на Викискладе

Final Fantasy XV (яп. ファイナル ファンタジー XV файнару фантадзи: фи:фути:н ) , ранее известная как Final Fantasy Versus XIII - видеоигра в жанре ролевого боевика , разработанная Square Enix для консолей PlayStation 4 и Xbox One . Игра под названием Final Fantasy Versus XIII была анонсирована на выставке Е3 8 мая 2006 года; было объявлено, что, как и Final Fantasy XIII , она разрабатывается для не вышедшей ещё на тот момент игровой консоли PlayStation 3 .

Final Fantasy XV не связана с предыдущими играми серии Final Fantasy. Сюжет фокусируется на молодом человеке по имени Ноктис Люцис Кэлум, наследном принце государства Люцис , где хранится последний оставшийся в мире таинственный магический кристалл. В начале игры кристалл обманом похищается вторгшейся враждебной нацией Нифльхейм, из-за чего начинается глобальный конфликт с другими народами, которые желают получить кристалл. Ноктис и его ближайшие друзья отправляются в путешествие, чтобы попытаться вернуть потерянную магическую реликвию.

Игра стала наиболее длительно разрабатываемой игрой в серии Final Fantasy , пробыв в производственном аду десять лет . В качестве Final Fantasy Versus XIII игра разрабатывалась в составе подсерии Fabula Nova Crystallis Final Fantasy вместе с Final Fantasy XIII и Final Fantasy Type-0 , объединенной общей мифологией . В 2013 году на выставке Electronic Entertainment Expo было объявлено о смене названия игры на Final Fantasy XV . Первоначально разработкой игры руководил Тэцуя Номура , разработавший также дизайн персонажей и черновую концепцию сценария; на финальном этапе разработки его на посту руководителя сменил Хадзимэ Табата. Помимо собственно игры, были созданы полнометражный анимационный фильм «Кингсглейв: Последняя фантазия XV » и аниме-сериал «Братство: Последняя фантазия XV» .

Загружаемое демо игры для обеих платформ под названием Episode Duscae вышло 31 марта 2015 года. Ваучер на загрузку шёл в комплекте с первой партией другой игры серии, Final Fantasy Type-0 HD . Доступ к демо получили как обладатели физической копии, так и цифровой, но лишь те, кто либо купил игру из первой партии, либо сделал предварительный заказ.

4 июня на Active Time Report 6.0 Хадзиме Табата и Акио Офудзи объявили о выходе обновления для демо Episode Duscae 2.0 , которое было реализовано в виде патча и стало доступно обладателям оригинального Episode Duscae 9 июня 2015 года.

30 марта 2016 года на мероприятии Uncovered Final Fantasy XV в Лос-Анджелесе было объявлено, что Final Fantasy XV выйдет во всём мире 30 сентября 2016 года. Также в этот же день была выпущена вторая демо версия Platinum Demo . Позднее было объявлено, что выход игры перенесён на 29 ноября 2016 года.

Сюжет

Сеттинг

Действие Final Fantasy XV разворачивается в мире, напоминающем по окружению настоящее время. Королевство Люцис, принцем которого является главный герой, Ноктис, является технически развитой державой, окружённой другими королевствами, по развитию не превосходящими королевство Люцис. Причиной всему является непрекращающаяся война за кристаллы, последним из которых владеет королевская семья Кэлум. Свои кристаллы были и у других держав, но все они были потеряны в ходе боевых действий. Из-за потери кристаллов нации поставили упор на производство оружия, из-за чего их уровень культуры и общего развития упал до уровня, который и показывает игра.

История Final Fantasy XV берёт начало из инцидента после подписания мирного договора между королевствами касательно окончания боевых действий и последующего использования кристалла в мирных целях. Конфликт разгорается вновь после того, как соседнее с Люцис королевство Нифльхейм вероломно нападает на столицу Люцис, Инсомнию , из-за чего Ноктису и его друзьям приходится устраивать побег. Успешно развязав новый виток войны между владениями Солхейм, Тенебрэ и Аккордо, войска Нифльхейма захватывают последний кристалл, но Ноктис с друзьями пытаются отбить его обратно.

Персонажи

  • Ноктис Люцис Кэлум (англ. Noctis Lucis Caelum ) - центральный герой Final Fantasy XV , наследный принц королевства Люцис. Является членом семьи Кэлум, которая испокон веков владела кристаллом и защищала его. Ноктис владеет силой Кристалла, которая позволяет призывать несколько видов холодного оружия, управлять ими и телепортироваться в зависимости от местоположения оных. Когда Ноктис использует силу, цвет его глаз меняется на красный. По характеру спокоен, предпочитает словам действия; старается скрывать застенчивость за «холодным» поведением . Тэцуя Номура в интервью отметил, что принц не будет похож по характеру или поведению на Клауда ; скорее это будет архетип персонажа, который ещё в серии Final Fantasy не встречался и который Номура «хотел опробовать долгое время». В интервью Dengeki Magazine руководитель проекта отметил, что Ноктис - юноша с сильным характером, и что сложившиеся обстоятельства и ответственность за своё королевство заставляют его действовать смело и иногда необдуманно, из-за чего он иногда не рассчитывает свои силы и действует без задней мысли . Его имя с латыни можно перевести как «свет ночного неба» . Японская озвучка - Тацухиса Судзуки .
  • Игнис Шиенция (англ. Ignis Scientia ) - друг детства Ноктиса, главный стратег семьи Кэлум. Игнис крайне умён и серьёзен, по-своему даже холоден, что не мешает ему всячески заботиться о Ноктисе как о близком друге. Юноша получил наилучшее образование в заведении для одарённых детей, в связи с чем легко попал на государственную службу и непосредственно на должность советника принца. В бою пользуется парными кинжалами или копьём. Если игрок решит пересесть с водительского сидения автомобиля и включит автопилот, Ноктиса заменит Игнис. Его полное имя - обычный набор слов, как и у Ноктиса; в переводе с латыни обозначающий «огонь» («ignis» ) и «знание» («scientia» ). Японская озвучка - Мамору Мияно . Второе имя Stupeo было опущено после объявления даты выходы игры 30 марта 2016 года.
  • Гладиолус Амицития (англ. Gladiolus Amicitia ) - ещё один друг детства и боевой наставник Ноктиса, является «щитом» семьи Каэлум. Высокий и сильный, хладнокровный в бою, но весёлый и открытый с друзьями. Является старшим сыном семьи, защищавшей королевскую чету несколько поколений. Очень привязан к Ноктису, которому является практически братом. В бою Гладиолус значительно превосходит по физической силе Ноктиса, в основном пользуется огромным мечом. Его имя - отсылка к римскому мечу гладиусу (но так же может обозначать гладиолус , лепестки которого по форме напоминают лезвие меча), а фамилия в переводе с латыни означает «дружба». Японская озвучка - Кэнта Миякэ.
  • Промпто Аргентум (англ. Prompto Argentum ) - друг Ноктиса со школьных времён, иностранец, не относящийся к королевскому окружению. Промпто - беззаботный парень, крайне весёлый и легкомысленный, но верный своим идеалам и готовый прийти на помощь в нужный момент. С Ноктисом дружит ещё со школы; ради того, чтобы набраться смелости и подружться с принцем, долгое время работал над своими внешностью и характером. Уважает силу Ноктиса, но переживает за то, что его друг ещё не достиг максимума своих сил. Стрелок, в бою использует различное огнестрельное оружие, которое помогает ему поражать различные слабые места своих противников. Имя персонажа переводится как «быстрый» или «резкий» , а фамилия происходит от латинского «серебро » . В комбинации может отсылать к попытке перевести на латынь слово « » , отсылая к принципу жидкого металла, и указывая на скорость персонажа и его любовь к огнестрельному оружию. Японская озвучка - Тэцуя Какихара .
  • Кор Леонис (англ. Cor Leonis ) - один из трёх сильнейших в Люцис бойцов, суровый стратег и воин. К Ноктису и его друзьям относится довольно холодно и порой грубо, но внутри у Кора преобладает патриотизм к родному королевству и желание его защитить во что бы то ни стало. Хотя и не всегда разделяет цели и стремления четвёрки друзей, Кор обязан присматривать и защищать Ноктиса. Леонису 42 года, что может служить своеобразной отсылке к числу 42, которое считается в Японии дурным, и считается, что в этом возрасте с человеком случаются неудачи. Имя персонажа переводится как «сердце льва», что косвенно указывает на часто используемое выражение в серии Final Fantasy (фамилию Леонхарт, к примеру, носил главный герой Final Fantasy VIII , Скволл). Японская озвучка - Тоти Хироки.

Второстепенные персонажи

  • Лунафрейя Нокс Флёре (англ. Lunafreya Nox Fleuret ) - девушка из высокопоставленной семьи королевства Тенебрэ, подруга детства Ноктиса и его невеста, с которой принц должен был вступить в политический брак для закрепления перемирия между государствами. Новый персонаж, введённый на поздних стадиях разработки в качестве замены Стеллы Нокс Флёре (англ. Stella Nox Fleuret ), которая по начальным замыслам в определенные моменты сюжетной линии должна была противостоять главному герою, что было показано в ранних трейлерах проекта. «Fleuret» - французское обозначение фехтовальной шпаги , что указывает на тип оружия, которым пользуется Луна - рапиру . По словам Хадзиме Табаты, Луна будет играть более масштабную и важную роль, чем её прототип Стелла. Также было упомянуто, что Лунафрейя обладает более сильным и волевым характером, нежели Стелла, и исходя из этого она готова всеми силами идти к обозначенной цели; кроме того, руководитель разработки подчеркнул, что героиня будет в некоторой степени более морально устойчивой, чем протагонист. После нападения войск Нифльхейма на королевство Люцис Лунафрейя, как сам Ноктис и его отец - король Регис - была признана погибшей, в то время как в действительности ей удалось сбежать в Альтиссию, где она ожидает Ноктиса. Японская озвучка - Рина Китагава.
  • Гентиана (англ. Gentiana ) - спутница Лунафрейи Нокс Флёре, играющая важную роль в сюжетной линии. Является археем в человеческом облике, а не обычной слугой оракула Луны. Её имя было позаимствовано у цветка горечавки , целебные свойства которого были признаны царём Гентусом из Иллирии , в чью честь позднее растение и было названо. Японская озвучка - Саяка Киносита.
  • Регис Люцис Кэлум CXIII (англ. Regis Lucis Caelum CXIII ) - 113-й король государства Люцис, отец Ноктиса. После нападения Нифльхейма на королевство Люцис был убит генералом Глаукой. Японская озвучка - Цутому Исобэ.
  • Ирис Амицития (англ. Iris Amicitia ) - младшая сестра Гладиолуса. С детства знакома с Ноктисом, который помог ей выбраться из рощи при королевской цитадели и позднее взял всю вину на себя, позволив ей избежать наказания. Испытывает романтический интерес к протагонисту, хоть и тщательно это скрывает, оборачивая всё в шутку. В одной из глав является временным компаньоном. Японская озвучка - Мэгуми Хан .
  • Йедолас Альдеркапт (англ. Iedolas Eldercapt ) - глава империи Нифльхейм. В своё время он заключил мирный договор с Люцис и лично с королём Регисом, но, как выяснилось позже, это был обманный манёвр в плане по захвату последнего кристалла. Японская озвучка - Иидзука Сёдзо.
  • Ардин Изуния (англ. Ardyn Izunia ) - главный антагонист Final Fantasy XV, канцлер империи Нифльхейм, из-за действий императора Айдолы Элдеркапт отстранённый от дел политики. Отчасти комический, но проницательный персонаж, играющий важную роль в основной сюжетной линии. Именно благодаря инициативе Ардина Нифльхейм расширил производство пехотных войск Магитек, являющихся разработкой Верштаэля. Используя войска Магитек, Ардин пытается с их помощью воссоздать и укрепить мощь империи, однако на самом деле преследует свои личные цели. Японская озвучка - Кэйдзи Фудзивара.
  • Аранея Хайвинд (англ. Aranea Highwind ) - наёмница, капитан Третьего Армейского Корпуса 86-ого Воздушного Подразделения Нифльхейма. Искусный драгун, специализирующийся на сражениях в воздухе. В ходе сюжетной линии выступает как боссом, так и временным компаньоном Ноктиса. Японская озвучка - Миюки Савасиро .
  • Равус Нокс Флёре (англ. Ravus Nox Fleuret ) - принц Тенебры и старший брат Лунафреи. Поскольку в его глазах в гибели матери был виновен Регис Люцис Кэлум, Равус ради сохранения Тенебры присоединился к имперской армии Нифльхейма, где позднее стал главнокомандующим. После потери левой руки из-за отвергнувшего его кольца Люциев, в империи тело Равуса улучшают магитех-протезом, который наделяет его сокрушительной силой и мощью. Японская озвучка - Юити Накамура .
  • Синди Аурум (англ. Cindy Aurum ), в японской озвучке Сидни (англ. Cidney ) - девушка-механик, помогающая Ноктису и его команде во время их путешествия, ремонтируя и модифицируя «Регалию». Является внучкой Сида Софьяра . Японская озвучка - Ю Симамура.
  • Сид Софьяр (англ. Cid Sofiar ) - престарелый владелец автомастерской «Hammerhead» и старый друг короля Региса. В ходе сюжетной линии присматривает за Ноктисом, а также занимается улучшением его оружия. Японская озвучка - Нобуюки Кацубэ.

Геймплей

Боевая система

Игровой мир

Основной темой игры является путешествие с друзьями. В Final Fantasy XV будет воссоздан гигантский мир, доступный для исследования в любое время. Мир будет бесшовным, а загрузки будут проходить только во время переходов между большими локациями. В то же время игроки просто не узнают, что местность будет загружаться - эффект будет замаскирован под сюжетные сцены. Первоначально разработчики планировали ввести фиксированные локации и частично открытый для исследования мир, но после смены платформ на более мощные, было принято решение ввести полностью исследуемый мир. При этом игроку дарована полная свобода; по словам Хадзиме Табаты, если игрок видит на горизонте что-то, то он может добраться туда . В то же время, если игроку надоест исследовать мир, он волен отправиться на сюжетное событие, чтобы продвинуться далее по сюжету. Анимация персонажей зависит от местности; к примеру, после долгого бега они будут останавливаться, чтобы отдышаться .

В игре присутствует динамическая система смены дня и ночи и погодные условия. Как время дня, так и погода прямо влияют на геймплей - ночью появляются особые монстры, а дождь или жара, к примеру, будет влиять на эффект магии. Из-за реалистичного течения времени (одни сутки в игре равны часу реального времени) персонажи вынуждены останавливаться на привалы, чтобы поесть и поспать. Персонажи после бессонной ночи будут хуже себя вести в бою и жаловаться на усталость, предельный максимум передвижения без сна - три внутриигровых дня . Устроить привал можно практически в любом месте, но из-за обилия монстров рекомендуется делать это на попадающихся по пути заправках . Опыт за убитых монстров и законченные сторонние задания будет подсчитываться после окончания каждого дня.

Фокусом игры будет преодоление больших расстояний на автомобиле Ноктиса. Воспользоваться транспортом игрок может практически в любой момент, но не на любой местности. Игроки могут изменять внешний вид «Регалии» согласно своим предпочтениям. Управление машиной осуществляется либо вручную, либо автоматически. Автомобиль имеет ограниченный запас топлива; при полном опустошении бензобака посреди дороги герои будут вынуждены либо самостоятельно толкать транспорт до ближайшей заправочной станции, либо вызвать Сидни, которая за дополнительную плату отбуксирует «Регалию» к заправочной станции.

Помимо наземного транспорта группа разработчиков заинтересована в реализации дирижаблей; на Gamescom 2015 Хадзиме Табата подтвердил, что в данный момент они ищут способ воплотить идею в игре, отметив, что если им не удастся успеть реализовать воздушный транспорт к релизу Final Fantasy XV , то они обязательно его выпустят в качестве DLC .

Игрок сможет взаимодействовать с окружающей средой не только через битвы с монстрами. В игре будут присутствовать большие города, в лесах можно будет встретить дома с местными жителями, а у водоёмов возможно скоротать время за рыбалкой .

Разработка

Технологии

Первоначальная версия Final Fantasy Versus XIII работала на модифицированном движке Crystal Tools , который использовался для разработки трилогии Final Fantasy XIII и онлайн-игры Final Fantasy XIV . Модификация, используемая первоначальным вариантом, носила название Ebony Engine .

После перехода разработки игры с PlayStation 3 на PlayStation 4 и Xbox One и смены названия на Final Fantasy XV , команда начала постепенный переход на новую внутреннюю технологию Square Enix под названием Luminous Studio . По словам разработчиков, движок удобен в использовании и позволяет использовать большее количество эффектов при лучшей оптимизации. На ноябрь 2014 года игра на 80 % переведена на Luminous Studio 1.4, но к релизу разработчики планируют перейти на лучшую версию 2.0 . Final Fantasy XV оптимизируется для каждой из платформ отдельно для достижения равного уровня качества обеих версий .

Музыка

Композитором Final Fantasy XV выступит Ёко Симомура , ранее работавшая над саундтреками к играм серии Kingdom Hearts , а также играм Super Mario RPG , Parasite Eve и Xenoblade Chronicles .

Центральной темой игры послужит песня «Somnus» (рус. «спящий» ). Название является отсылкой к древнеримскому богу сна , который часто отображается в образе спящего юноши - нечто похожее можно увидеть на официальном логотипе игры.

Отзывы и критика

Рецензии
Сводный рейтинг
Агрегатор Оценка
GameRankings 82,14% (PS4)
Metacritic 82/100 (PS4)
Критиканство 76/100
Иноязычные издания
Издание Оценка
Destructoid 9/10
Game Informer 8,5/10
GameSpot 8/10
GamesRadar
IGN 8,2/10
Polygon 9/10
Русскоязычные издания
Издание Оценка
3DNews 7/10
IGN Россия 7,0/10
Kanobu.ru 6,0/10
PlayGround.ru 9,0/10
Riot Pixels 63%
Игромания 8,5/10
Игры@Mail.Ru 8,0/10
НИМ 8,8/10
Котонавты 8,5/10
Stratege 85/100

О достоинствах и недостатках одной из самых масштабных jRPG в истории

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Прямым текстом

Концепцию Final Fantasy XV в течение десяти лет разработки много раз переделывали: изначально это был проект Final Fantasy Versus XIII , и его создавали для противопоставления тринадцатой номерной части, но в итоге игра получила полноценный подзаголовок «XV». Ох, были времена, а я ведь ждал игру с момента самого первого анонса.

Трейлер «Versus XIII»

Final Fantasy XV вышла на PlayStation 4 и Xbox One в позапрошлом году. Масштабная jRPG от Square Enix стала для меня самой красивой и чарующей сказкой про настоящую мужскую дружбу. Совсем недавно игра появилась и на PC. В Windows Edition усовершенствовали графику, добавили моды, костюм Гордона Фримена, режим с видом от первого лица, все вышедшие ранее DLC и возможность перемещаться по воде. И вот пользователи персональных компьютеров спустя полтора года могут прикоснуться к нашумевшей и довольно противоречивой «пятнашке». Поэтому я решил вспомнить, чем же хороша Final Fantasy XV и каковы её недостатки.

Релизный трейлер

Сказочный прямолинейный сюжет

Главный герой по имени Ноктис — принц, которого отец отправил с друзьями справлять королевскую свадьбу. Но, пока компания пребывает в отъезде, вражеская империя Нифльхейм захватывает страну Люцис и магический кристалл, дарующий власть его обладателю. Ноктису и тройке его верных друзей придётся отомстить за смерть короля и вернуть трон с волшебным камнем.

Но сначала надо набраться сил и пройти нелёгкие испытания.

В FFXV иногда хочется просто гулять и любоваться красотами

Сюжет оказался даже слишком прямолинейным и скупым на детали. Чтобы узнать подробности, мне пришлось посмотреть маленький аниме-сериал Brotherhood: Final Fantasy XV и CGI-фильм Kingsglaive: Final Fantasy XV . Если пропустить эти произведения, персонажи могут остаться для вас просто кукольными болванчиками: в мультфильмах авторы рассказывают подробно о конфликте и становлении героев. И это, по-моему, главный минус вселенной FFXV. Современные технологии позволяют красочно подать сюжет любой игры. Так зачем использовать вспомогательные фильмы и аниме-сериалы именно таким образом? Ответ прост: чтобы заработать побольше денег, а не чтобы облегчить игрокам понимание сюжета.

Возьмем историю Промпто: почему светловолосый юнец такой смелый и волевой? Его «летопись» раскрывается в одной из серий Brotherhood. В юности он был пухлым и очень этого стеснялся. Но благодаря влиянию друга-принца пересилил себя и начал есть ровно столько, сколько необходимо организму. Результат: внешне Промпто стал стройным, а внутренне — более волевым. Но об этом можно узнать только из аниме, игра не упоминает это событие даже вскользь. А как можно переживать за персонажа, которого нам не расписывают?

Оружие можно менять прямо в разгар битвы

Кроме того, этот эпизод — отличный пример того, как герой преодолевает себя и свои слабости, чтобы стать сильнее. Такие моменты как раз помогают расположить пользователя к персонажу. Так зачем подавать их отдельно от сюжета игры?

Дорожное приключение

Final Fantasy XV — самая масштабная игра в стиле road movie. Её сюжет сосредоточен на четвёрке друзей: храбром, но еще недостаточно зрелом принце Ноктисе, умном и стратегически мыслящем Игнисе, двухметровом добряке Гладиолусе и юном хипстере-фотографе Промпто. Парни путешествуют по миру в стильной машине «Регалия», которую, как и персонажей, можно и нужно прокачивать.

В игре есть и традиционные для серии страусоподобные чокобо: на них гораздо проще скакать по бездорожью. Конечно, это чистый фансервис. Никогда не забуду поездки на чокобо и их долгую прокачку в Final Fantasy VII !

Эпически поставленные эпизоды с титанами и огромными волшебными существами затмевают все мелкие недостатки игры

В первой половине истории четвёрка товарищей может бесконечно выполнять массу однообразных квестов, проходить сложные подземелья и… качаться.

Побочных заданий много, все они однотипны и скучны, не идут ни в какое сравнение с квестами в «Ведьмаке» или последней «Зельде» . В «побочках» FFXV не раскрываются истории тех, кто их выдаёт, и это удручает. Суть сводится к сбору овощей и лягушек, убийству больших и маленьких монстров, скучной проверке оборудования городской электростанции и т. п.

Скорее всего, сторонние квесты вставили в игру исключительно ради гринда и… ради того, чтобы позволить нам подольше погулять по невероятной красоты миру и покататься на роскошной машине, в магнитоле которой есть диск с музыкой из всех прошлых частей игрового цикла (некоторые треки надо докупать отдельно).

Тачку можно прокачивать по всем параметрам: менять цвет салона, кузова и колёсных дисков. Сама езда от точки «А» до точки «Б» со временем начнёт утомлять, но по уже пройденным путям игра позволяет перемещаться автоматически. Очень советую прикрепить к машине крылья — виды на королевство с высоты птичьего полёта завораживают.

Сеттинг в Final Fantasy XV безукоризненно стильный и совмещает в себе эстетику Америки 50-х с современным футуризмом и магией аниме-сказок. Мир красив, но враждебен, ночью лучше остановиться на ночлег в гостинице или встав лагерем. В тёмное время суток по местным просторам рыщут особенно сильные демоны. С ними в первые часы игры лучше не сталкиваться — растопчут на раз-два.

В мире игры, к сожалению, почти нет городов, но те, что есть, прекрасны

Вечером, когда парни отдыхают, их опыт конвертируется в прокачку. Ещё во время отдыха можно подкрепиться едой, которую искусно готовит Игнис, — блюда художники изобразили особенно хорошо. В культурном коде японцев важное место занимает любовь к еде как к искусству, они любят когда и красиво, и вкусно. Помните роскошные блюда из Monster Hunter: World ? В Final Fantasy XV пища выглядит ещё аппетитнее.

Создатели блестяще реализовали общение Ноктиса и товарищей: помимо пустословия, те постоянно напоминают о бытовых проблемах. Промпто, например, частенько просит остановиться у закусочной и заморить червячка, Игнис ближе к вечеру напоминает, что ночью опасно и лучше бы припарковаться для ночлега и заправить бак. Подобные мелочи приятны — через них ощущаешь единство с виртуальными друзьями, их заботу и преданность.

На поле боя часто творится невообразимой красоты экшен

Непростые двух- и трёхкнопочные битвы

Друзей сплачивает совместное путешествие и постоянные схватки с врагами. Боевая система одновременно и хороша, и плоха. Своего рода слэшер с элементами простейшей тактики. В основной сюжетной ветке игрок управляет Ноктисом. У принца есть стандартная атака, возможность парировать удары, телепорт и магия. Друзья Ноктиса атакуют, лечатся и пополняют здоровье принца самостоятельно.

Ещё у команды есть шкала спецатаки, которая заполняется в процессе битвы: «заряженный» Игнис умеет зрелищно метать ножи, «усиленный» Промпто стреляет из револьвера, а Гладиолус с размаху рубит недругов огромным мечом, нанося большое количество урона. Четвёрка способна применять совместные спецатаки, и каждое это усиление или комбо можно улучшить. Боёвка поставлена классно, экшен смотрится приятно и местами ну очень пафосно. Не каждой игре это идёт на пользу, но здесь эпичные поединки выглядят и правда очень круто, не скатываясь в фарс.

В консольных версиях в городских локациях игра порой подтормаживает. В Windows Edition таких проблем не наблюдается

Но есть у боевой системы и проблемы. Во-первых, она бесстыдно проста как внешне, так и в освоении, здесь нет простора для тактического мышления. К тому же любые враги пытаются убить героев только тогда, когда протагонисты находятся в условной зоне досягаемости. Если покинуть поле боя, неприятели не станут преследовать парней, а начнут заниматься своими делами. Это выглядит странно и немного раздражает.

Цель Пути — сам процесс

В игре скомканная вторая половина истории. В какой-то момент Ноктис оставляет открытый мир и попадает в бесконечные коридоры с врагами. Узкий лабиринт ведёт к развязке, финалу истории FFXV, и тот бесстыдно скучен и однообразен. Как будто Square Enix доделывали игру впопыхах. Ближе к финалу, конечно, есть сюжетные сцены, а в зоне отдыха я не раз возвращался в открытый мир, чтобы докачаться.

Езду на чокобо реализовали на ура

После финала просыпается желание вернуться на открытые пространства и просто пожить в волшебном мире Final Fantasy XV. Потому что именно там я ощутил эмоциональную связь друзей и очарование королевства Люцис.

Помимо причудливого и прекрасного мира, в FFXV потрясающее музыкальное сопровождение. Ёко Симомура, композитор игры, выдала по-настоящему запоминающиеся музыкальные полотна. В битвах играет эпическая, пробирающая до мурашек музыкальная тема, во время прогулок звуки природы дополняют идеально сконструированный вальс… Final Fantasy XV можно ругать за многое, но саундтрек в ней по всем параметрам прекрасен.

Культовая японская сказка-долгострой противоречива: у неё странная боевая система и прямолинейное повествование, но очень симпатичный мир, запоминающаяся музыка и отлично реализованное взаимодействие персонажей. Игра контрастирует сама с собой. Затянувшаяся разработка повлияла на качество продукта, но всё же, положа руку на сердце, я советую поиграть в неё всем.

Монстры и животные в FFXV поражают воображение

PC-версию озвучили профессиональные русскоязычные актёры, которых Хадзимэ Табата отбирал лично. Более того, это тот редчайший случай, когда огромная jRPG получила полную русскую локализацию. А поддержка 4К- и 8К-разрешения и технологий NVIDIA вкупе с HDR 10 сделали FFXV ещё красивее и технически совершеннее. Благодаря системе HairWorks у героев можно разглядеть каждый волосок, да и физика причёсок стала куда лучше. NVIDIA Flow изрядно улучшает симуляцию огня, дыма и воды, а NVIDIA VXAO делает все тени при глобальном освещении куда реалистичней. Проходить мимо такой красоты — грех.

И я, пожалуй, сыграю в Final Fantasy XV ещё раз.

Как DLC пытаются залатать дыры в истории.

В закладки

Square Enix всеми силами пытается сделать из Final Fantasy XV отдельную франшизу. Игры, кино и мультсериалы призваны пролить свет на прошлое мира, а также лучше раскрыть персонажей его населяющих. Вопрос о том, насколько это вообще нужно игрокам оставим за бортом. Главное другое - в оригинальной Final Fantasy XV и характеры, и лор были описаны настолько тонкими штрихами, что стремление компании развивать их кажется спешной попыткой залатать дыры в повествовании. При этом нужно ещё сохранять серьёзное лицо, приговаривая, что так всё и было задумано.

Сама Final Fantasy XV получила три сюжетных дополнения - по одному на каждого из спутников главного героя. Казалось бы, отличный шанс узнать больше о смелом Гладиолусе, весёлом Промпто и расчетливом Игнисе. Попытаемся разобраться, можно ли раскрыть персонажа за пару часов дополнительного приключения, если за 100 часов основной игры этого сделать не удалось.

Эпизод «Гладиолус»

Действие этого DLC разворачивается аккурат после того, как Гладиолус потерпел поражение от Равуса и покинул своих друзей. Когда он вернулся, те не стали особо вдаваться в подробности его отсутствия: пожали плечами, да приняли силача обратно. Ну ничего, здесь-то нам объяснят, куда уходил телохранитель молодого короля и что заставило его покинуть товарищей в трудную минуту.

Интересы у Гладиолуса, как оказалось, отнюдь не альтруистические - движет им исключительно неуверенность в своих силах и желание доказать самому себе, что он не какой-то там слабак, а в битве с Равусом ему просто не повезло. То есть герой бросил друзей не для того, чтобы помочь общему делу, а просто чтобы поправить самооценку. В мире Final Fantasy XV лучший способ сделать это - пройти испытание Гильгамеша, древнего мастера меча.

В соответствии со всеми штампами подобных историй, тест этот никто до Гладиолуса пройти не смог. Однако есть маршал королевской гвардии Кор Леонис - единственный, кто сумел вернуться из пещеры испытаний живым. Именно его главный герой DLC и берёт с собой.

Идея ясна - через суровые испытания и диалоги с Кором Гладиолус познаёт самого себя, доказывает всё, что хотел, и решает положить жизнь на то, чтобы Ноктису ничего не угрожало. Посыл нормальный (большего о нём, правда, не скажешь), но не ясно, почему всё это нельзя было показать в рамках основного сюжета игры. Это повредило бы и без того неровному темпу повествования? Или Final Fantasy XV так наполнена событиями, что раскрытие характера Гладиолуса просто некуда было засунуть? Впрочем, эти же вопросы можно адресовать и к остальным DLC. Разница лишь в том, что в Episode Gladiolus главный герой - эгоист, кинувший друзей.

Сама пещера испытаний - это длинный коридор, по традиции Fabula Nova Crystallis усеянный всевозможными кристаллами

Гладиолусу при всём желании невозможно сопереживать. Это гнилой персонаж, ставящий свои собственные амбиции и борьбу с комплексами выше безопасности товарищей и, самое главное, короля, которого поклялся защищать. Дополнение отвечает на вопрос, куда пропал Гладиолус, но это совсем не тот Гладиолус, который был готов кулаками выбивать дурь из инфантильного и истеричного Ноктиса.

Здесь это - ноющая и постоянно сомневающаяся в себе гора мышц. За два-три часа, которые требуется на прохождение дополнения, образ персонажа разрушается до основания. Если Square Enix хотели показать, что за суровой внешностью Гладиолуса скрывается простой человек, которому ничто не чуждо, то тут они облажались.

На самом деле, если вырезать все катсцены и диалоги, дополнение можно пробежать менее чем за полчаса

Более того, через призму DLC невозможно по-старому смотреть на характер персонажа. Что до его событий, что после, в основной игре мы видим уверенного в себе, ответственного и сильного героя, понимающего, когда стоит оставить меч в ножнах и не лезть на рожон. Благодаря Episode Gladiolus мы теперь знаем, что всё это - маска, фикция, да просто лицемерие.

Можно возразить, мол, Гладиолус хочет быть этаким светочем надежды для своих товарищей и «не грузить» их своими проблемами в и без того неспокойное время. Только дело в том, что вся Final Fantasy XV позиционируется как игра о дружбе, а перед настоящими друзьями нет нужды корчить из себя кого-то другого. Настоящие друзья должны принимать тебя таким, какой ты есть, со всеми недостатками и сомнениями. То есть, либо DLC рушит основную идею игры, либо я ничего не понимаю в дружбе.

Боссы чудовищно скучные, а в хаосе спецэффектов тяжело парировать вражеские удары

Episode Gladiolus заделывает одну сюжетную дыру основной игры, но это дополнение вообще не должно существовать. Если Square Enix так хотелось вывести Гладиолуса из повествования, то можно было сделать это намного изящнее, а не просто отправлять его на идиотское персональное приключение, которое рушит хлипкий каркас личности персонажа.

Эпизод «Промпто»

Самое полезное DLC, что, однако, не делает его хорошим. Промпто Аргентум, пожалуй, единственный из героев Final Fantasy XV, который удостоился хоть какого-то раскрытия. Тот куцый диалог на крыше закусочной - это не бог весть что, но в контексте всей основной игры на большее рассчитывать было бы глупо. О Промпто действительно нужно было рассказать чуть больше, чем о других персонажах, ведь у него, в отличие от того же Гладиолуса или Игниса, на самом деле есть тайна.

В 12 главе Final Fantasy XV на поезд, в котором главные герои едут в Гралею, нападает Ардин. Он в очередной раз играется с разумом Ноктиса, заставляя того столкнуть Промпто с крыши движущегося состава. Парень выпадает из повествования на некоторое время, а ближе к концу, появляется снова и рассказывает друзьям о том, что он - один из клонов армии империи Нифльхейм.

Товарищи говорят, что им плевать, откуда он родом, и зовут бить злодея. Таким образом, важный сюжетный момент, идущий вразрез с тем, что мы видели в аниме Brotherhood: Final Fantasy XV, остаётся без должного внимания.

Нам не рассказали, ни как Промпто об этом узнал, ни о том, чей он клон, ни насколько эта практика вообще распространенна в Нифльхейме. И ведь это не какая-то мелочь - это важная часть драмы одного из основных персонажей. Даже в инфантильной сюжетной мешанине Final Fantasy VII проблемам и истории Ред XIII было уделено больше внимания, а героев и событий в той игре было не в пример больше. К тому же информация о программе клонирования империи сделала бы мир чуточку живее и интереснее.

Примерно половину дополнения Промпто проводит в однообразных коридорах

Дополнение начинается с того, что Промпто тащится по заснеженному полю, страдает от холода, будто Гидеон Вайт из Advent Rising или Нэйтан Дрейк. По законам жанра, герой валится на землю без сил, а в следующий сцене оказывается на заводе по производству клонов. Здесь Промпто встречает Ардина, который очень хочет, чтобы тот узнал правду о своём происхождении, выпускает его из камеры и даёт в руки револьвер.

Вокруг этой самой правды и строится сюжет дополнения. Только вот узнаёт её Промпто минут через 30 после начала игры, а дальше, остальные полтора часа, - он лишь ноет и страдает из-за своего происхождения. К чести сценаристов, нужно сказать, что рефлексия героя показана на непривычно высоком для Final Fantasy XV уровне.

Здесь есть и персонаж-триггер, который заставляет Промпто задуматься о том, что стенания ни к чему не приведут, и личные метания, показанные через галлюцинации. Но оба этапа принятия героем своей природы чрезвычайно затянуты. Хронометраж дополнения под завязку забит картинами физических страданий Промпто и бесполезными для его раскрытия посиделками у костра.

Вторая половина проходит на заснеженных полях, где совершенно нечего делать, кроме как выполнять однообразные задания да улучшать снегоход

А в контексте основного сюжета всё это превозмогание собственных сомнений оказывается пшиком. В финале дополнения Промпто полон решимости, принял себя и отправляется на выручку друзьям, но встретившись с ними, он снова начинает скулить и переживать. Всё, через что прошёл герой, внезапно обесценивается.

Но главная цель, которая стояла перед Episode Prompto, - это создание «мостика» между тем фактом, что Промпто клон, и вторым эпизодом Brotherhood: Final Fantasy XV, повествующим о том, как он познакомился с Ноктисом. Нам должны были объяснить, как именно Промпто оказался в Люцисе и почему жил без родителей. «Мостика» не получилось. Мы узнаём лишь о том, что в возрасте около одного года его похитили из лаборатории безымянные солдаты Люциса и отдали на воспитание какой-то семье. Всё.

Ценность Episode Prompto, конечно, выше, чем у дополнения про Гладиолуса, но всё рассказанное в нём также можно было показать и в рамках основного сюжета. История о дружбе только выиграла бы, если бы товарищи помогли Промпто справиться с его проблемами. Но самое главное - DLC толком не отвечает на вопросы, возникающие после прохождения Final Fantasy XV. Создаётся впечатление, что сценаристы даже не продумали её до конца.

В титрах DLC я столкнулся с багом: слева должны были показывать какие-то сценки, но у меня мутный Промпто завис в воздухе на фоне летящего вверх текста

Episode Prompto просто бросает пыль в глаза. Перед нами будто развиваются какие-то важные события: появляется один из основных антагонистов анимационного фильма Kingsglave, Промпто и Аранея спасают мир и всё такое прочее. Но всё происходящее не добавляет ничего нового ни к образу персонажа, ни к картине мира, ни к основному сюжету игры. Однако на фоне остальных DLC, рушащих каноны и характеры героев, это можно воспринимать как благо.

Эпизод «Игнис»

Можно сколь угодно долго спорить о том, насколько оправдано существование предыдущих двух дополнений, однако для их событий в основном сюжете Final Fantasy XV была подготовлена своего рода база. Гладиолус куда-то ушёл, Промпто упал с поезда. Выстраивать отдельную историю педанта Игниса Сциентия можно было лишь вокруг того эпизода, в котором он потерял зрение.

Его приключение - чистой воды филлер. Сюжет высосан из пальца, а натужная драма ничего кроме раздражения не вызывает. Здесь ситуация схожая с Episode Gladiolus - знакомый персонаж ведёт себя в несвойственной ему манере. Диссонанс не так критичен, но в глаза бросается. Основная проблема в другом - это DLC рушит и без того хрупкий канон Final Fantasy XV.

Практически всё дополнение Игнис пробивается через разрушенную Альтаиссию к алтарю, на котором лежит бездыханное тело Ноктиса. По пути он встречает Равуса, который идёт туда же, но для того, чтобы спасти свою сестру, Лунафрею. Герои отбрасывают разногласия и отправляются на выручку тем, кто им дорог.

До самой кульминации ничего значимого не происходит вообще. Уже у алтаря Игниса настигает Ардин. Солдаты Нифльхейма хватают главного героя, а злодей заносит кинжал над молодым королём. В отчаянии Игнис надевает кольцо Люциев. И, без шуток, это одно из самых глупых решений, которые принимают персонажи Final Fantasy XV. А это говорит о многом.

Игниса снабдили крюком-кошкой и позволили бегать по крышам. Временами DLC напоминает какой-нибудь Assassin"s Creed

Игнис - это голос разума всей четвёрки героев. Он образован и расчётлив, не склонен к опрометчивым решениям и всегда думает на несколько ходов вперёд. Он прекрасно знает, что кольцо Люциев может сделать с тем, в ком не течёт королевская кровь и кого коллективная мудрость монархов Люция сочтёт недостойным.

К тому же он видел перед собой пример Равуса, в своей слепой жажде власти надевшего злополучное кольцо. В Kingsglave оно сразу же сочло его недостойным и сожгло ему руку. Никакой власти или способностей древние короли ему не даровали. То есть нам давали понять: надевая кольцо, ты либо получаешь могущество, либо становишься калекой. Об этом говорится и в официальном гайдбуке Final Fantasy XV Ultimania.

Episode Ignis плюёт на канон. Здесь Игнис слепнет, потому что монархи, ожидаемо, посчитали его недостойным, но он получает и силу, чтобы сразиться с Ардином. Как и почему это произошло, игра объяснить даже не пытается. Очевидно, что всё из-за стремления разработчиков создать драму через добровольное самопожертвование персонажа. Жест получился эффектным, хотя и поднять эту тему можно было, не разрушая канон.

Однако стремление к созданию натужной драмы полностью проявляет себя лишь в альтернативной концовке дополнения. Потрясающе глупым финалом Final Fantasy Type-0 её режиссёр, Хадзиме Табата, пытался выдавить слезу из игрока. Но дешёвая трагедия альтернативной концовки Episode Ignis затыкает ту сцену за пояс.

Разрушенная Альтаиссия всё-таки смотрится красиво

В кульминационный момент DLC Ардин предлагает главному герою присоединиться к нему, и если тот соглашается, злодей отводит Игниса в Гралею. Зачем - непонятно. Зато здесь Игнис снова надевает кольцо и говорит древним монархам, что готов пожертвовать своей жизнью ради Ноктиса. Получив силу королей, Игнис побеждает Ардина. В здании внезапно оказываются Ноктис, Промпто и Гладиолус. Под грустную музыку они склоняются над умирающим другом, скорбят, а молодой король с помощью Кристалла, наконец, восходит на трон.

Этот альтернативный финал - не просто концовка DLC, но концовка всей Final Fantasy XV. Война закончена, Ардин никогда не захватывал Кристалл, мир не погружался во тьму, а Ноктис не сидел в пещере десять лет. И всё благодаря жертве Игниса. С точки зрения кинематографии, эта сцена поставлена недурно. Да только всё это зря: все слёзы и страдания - лишь дешёвый способ вызвать у игрока эмоции. Ведь ничего этого не было. Альтернативная концовка - не канон, поэтому и плакать над ней глупо.

Episode Ignis - это халтура. Самое короткое и бессмысленное из всех DLC. Кажется, что сценаристов обязали написать хоть какую-то историю про Игниса, потому что остальные персонажи получили свои собственные приключения. Из этого дополнения мы узнали, как Игнис ослеп. Но так ли это важно? Вокруг шла битва и персонажу мог просто прилететь какой-нибудь осколок в лицо.

Мы не узнали об Игнисе ничего нового, ведь о его преданности Ноктису неоднократно говорилось как в основной игре, так и в Brotherhood. По-моему, единственная цель, которую преследовали разработчики - показать ещё одну слезливую сцену, пусть даже она будет пришита к сюжету белыми нитками.

Все три «персональных» дополнения, призванных залатать дыры в истории Final Fantasy XV, проваливаются на самом фундаментальном уровне. Более того, они рушат и без того слабо прописанные характеры героев игры. Их существование можно оправдать лишь экспериментами Square Enix над геймплеем, ведь все DLC сильно отличаются друг от друга как структурой уровней, так и боевой системой (Episode Prompto - это вообще шутер от третьего лица).

Даже в бесплатном DLC в честь выхода Assassin"s Creed Origins было больше интересных находок и раскрытия персонажей

Разработчики делают из Final Fantasy XV игру-сервис и уже пообещали поддерживать её дополнениями на протяжении всего 2018 года, «допиливать» сюжет и заделывать дыры. Вот только веры в успех предприятия не было и раньше, на анонсе всех этих альтернативных версий тринадцатой главы и DLC. А после первых попыток на этом поприще кажется, что Square Enix просто пытается реанимировать заведомо мёртвую и откровенно скучную историю. А оно того, очевидно, не стоит.

Написать