Две судьбы в рассказе кавказский пленник. Жилин и костылин разные судьбы

Самые яркие - те произведения, в которых главные герои абсолютно разные. Именно такие персонажи - основа рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник». Действующие лица - Жилин и Костылин. Разные судьбы и характеры у этих мужчин. Быль рассказывает об их жизни в плену у татар и попытке побега. Но путь к свободе тернистый, и в частности потому, что эти два офицера - полная противоположность друг другу.

Первая встреча товарищей

События происходят во время войны за Офицер Жилин получил письмо от матери. Она просит вернуться сына. Иван, так зовут мужчину, обдумывает предложение и соглашается. Путешествовать в одиночку было опасно, поэтому солдаты шли колонной. Группа тянулся медленно, и ему в голову стукнула мысль о том, что лучше поехать одному. Будто услышав его мысли, другой офицер, Костылин, предлагает ему продолжить путь вместе.

Первая Жилина и Костылина очень важна для дальнейшего развития событий. Автор не рассказывает о том, как выглядит главный герой, но дает описание Костылина. Это грубый с Из-за жары с него стекает пот. Убедившись, что он имеет заряженное оружие, и взяв слово держаться вместе, Жилин соглашается на приглашение.

Засада и неожиданное предательство друга

Товарищи отправляются. Весь путь лежит через степь, где хорошо видно врага. Но дальше дорога пролегает между двух гор. На этом месте возникает конфликт взглядов. В сцене происходит сравнение Жилина и Костылина по ощущению опасности.

Два отличных воина по-разному воспринимают ущелье гор. Жилин видит потенциальную угрозу и уверен, что за скалой могут сделать засаду турки. Костылин готов идти вперед, несмотря на возможный риск. Оставив друга снизу, Иван поднимается на гору и видит группу всадников. Враги замечают офицера и скачут навстречу. Жилин кричит Костылину, чтобы тот вытаскивал ружье. Но он, увидев татар, бросается в крепость.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина будет неполной, если не рассмотреть эту ситуацию детальнее. Первый заботился о безопасности обоих, второй же при сложных обстоятельствах думал только о собственной жизни. Костылин оставил товарища без оружия. Иван долго отбивался, но силы были неравны. Его взяли в плен. Но уже у татар он узнает, что его горе-друг тоже попал в засаду.

Вторая и нежданная встреча бывших друзей

Некоторое время мужчина провел в закрытом сарае. Затем его отвели в дом к татарам. Там ему объяснили, что человек, который взял в плен солдата, продал его другому татарину. А тот, в свою очередь, хочет получить за Ивана выкуп в размере 3000 рублей. Офицер, долго не раздумывая, отказался и сказал, что такая сумма ему не по карману. Большее, что он может предложить - 500 золотых. Последнее слово было твердое и непоколебимое. В комнату вводят его товарища.

И внешность Жилина и Костылина очень отличаются. Второй офицер толстый, босой, измученный, оборванный, на ногах колодка. Жилина не лучше, но в нем еще не угасла жажда борьбы. Новый хозяин ставит Костылина в пример и сообщает, что его примут за выкуп в 5000 рублей.

Автор показывает, как смиренно он принимает предложение в такую ​​большую цену. Иван же добился того, что плата за его душу составит Но все же понимает, что мать, которая живет на деньги, которые он сам ей отсылает, должна была бы продать все, чтобы освободить сына. Поэтому офицер пишет неправильный адрес, чтобы письмо не дошло. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина при установлении суммы выкупа говорит о том, что первый офицер заботится о своей матери, даже если ему угрожает смерть. Костылина не беспокоит, как насобирают деньги на его освобождение.

Попытка побега от врага

Проходит время. Лев Толстой живо описывает будни Жилина. Мужчина покоряет сердце дочери хозяина, когда лепит для нее куклы из глины. Приобретает уважение в селе как мастер, и даже через хитрость - как врач. Но каждую ночь, когда снимают кандалы, он роет проход под стеной. Работает он и днем, размышляя о том, в какую сторону ему бежать. Характеристика Жилина и Костылина в плену абсолютно противоположная. Жилин не сидит на месте, в отличие от своего товарища. А тот все время спит или болеет, ожидая, когда пройдет буря, связанная с гибелью одного из воинов татар.

Одной ночью Жилин решает бежать. Предлагает он это и товарищу по «камере». Костылин относится к этому скептически. Он заявляет, что они не знают дороги и заблудятся ночью. Но аргумент, что из-за смерти татарина им, как русским, могут отомстить, его окончательно убеждает.

Борьба с собственными возможностями

Пленные действуют. Пытаясь выбраться, неповоротливый Костылин поднимает шум. Зарычали собаки. Но предусмотрительный Иван долго подкармливал собак. Поэтому быстро успокоил их переполох. Они выбираются из села, но толстяк задыхается и отстает. Очень быстро сдается и просит оставить его.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина - это соревнования малодушия с силой. Оба устали. Ночь непроглядная, они вынуждены идти почти на ощупь. Плохие сапоги натирают ноги до крови. Костылин раз за разом останавливается и отдыхает. Впоследствии он выбивается из сил и говорит, что не в состоянии продолжить путь.

Тогда товарищ тянет его на своей спине. Из-за крика от боли Костылина их замечают и выслеживают. До рассвета товарищей поймали и на этот раз бросили в яму. И там портрет Жилина и Костылина противоположный. Жаждущий свободы офицер пытается делать подкоп, но некуда девать землю и камни.

Все чаще слышны разговоры от врагов о том, что русских нужно убить.

Финал и воля

На помощь приходит дочь хозяина. Она опускает в яму шест, по которому, не без помощи друга, Жилин выбирается на гору. Слабый Костылин остается у татар. Убегает он со скованными ногами, но тем не менее добирается до своего войска.

Через некоторое время выплачивают деньги и за Костылина. Тот возвращается едва живым. На этом заканчивается произведение. Автор не сообщает, что дальше ждёт персонажей с фамилиями Жилин и Костылин. Разные судьбы у героев, первый опирался только на собственные возможности, второй ждал манны небесной. Они - это два полюса, которые руководствуются разными принципами и правилами. Если Жилин упрямый, мужественный и свободолюбивый, то его напарник по несчастью - слабый, ленивый и трусливый.

Прекрасный сердцем офицер

Главные персонажи Льва Толстого - Жилин и Костылин. Рассказ этот о двух офицерах. Первый отважно боролся, второй со смирением принимал все, что приготовила ему жизнь. Жилину присуща такая черта, как забота. Думает о старушке-матери, когда просили выкуп, волнуется за судьбу друга, поэтому не оставляет его в селе врагов, за девочку, которая помогла выбраться из ямы.

Ей приказывает спрятать шест, который она принесла, чтобы Жилин смог подняться. Его сердце полно добра и любви. Офицер полюбил простой, мирный народ татар. Поэтому всячески облегчает их жизнь. Он - символ всего светлого и искреннего в произведении.

Костылин - герой или антигерой?

Часто Костылина считают героем отрицательным. Он бросил товарища в беде, отличился ленью и слабостью, навлек на обоих опасность. О малодушии мужчины и говорить нечего, ведь то и дело в его поступках проявляется беспомощность.


Но на самом ли деле Костылин такой немощный в душе, как снаружи? Где-то глубоко в сердце он отважный и сильный. Хотя частично это граничит с неразумностью. Именно он предложил товарищу отделиться от группы и поскакать первыми. Также был готов идти между гор, даже не убедившись, безопасно ли там. Не меньше мужества нужно было, чтобы решиться на побег, которого он не планировал и к которому не был готов ни физически, ни морально.

Характеристика Жилина и Костылина - это анализ двух противоположных видов храбрости. Но больше смелости Костылин проявил тогда, когда отказался повторить попытку побега. Более того, как смог, помог выбраться из ямы другу. Он понимал всю свою немощь и не посмел опять подставить товарища. Вот в таких поступках кроется тайна его сущности.

I. Артикуляционная разминка

II. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы
Беседа
Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
- Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
- Кто из героев вызвал уважение, кто - неприязнь?
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин - герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

Составление сравнительной таблицы
Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев.
Ход работы: ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.

Вариант таблицы

Качество Жилин Костылин
Смысл фамилии Жилы - кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый - сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами Костыль - палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги
Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»
Предусмотрительность «- Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)
Отношение к лошади «Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...» «...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...» «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»
Храбрость - трусость «- ...Не дамся же живой...» «- ...С ними что робеть, то хуже» «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «А Костылин заробел». «Костылин так и упал со страху»
Поведение в плену «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“». «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает - или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер» «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»
Мнение татар о пленниках «Джигит» «Смирный»
Наблюдательность, любознательность «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему». «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»
Выносливость, мужество «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» «Костылин все отстает и охает»
Верность, преданность «...не годится товарища бросать» Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Домашнее задание
Закончить составление таблицы.
Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».



Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки ученики рассказывают, как они закончили составление таблицы.
Слушаем устные сочинения одного-двух учеников.
Подводим итоги работы по сравнению двух героев: слабодушию и пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и человечность Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все преграды.
Главная идея рассказа - показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

II. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни
Беседа
- Как показана жизнь аула: глазами Костылина или глазами Жилина? Почему?
Предложим ученикам найти в тексте описания жизни аула, прочитать и пересказать эти описания близко к тексту.
Татарская деревня представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, все заняты своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с башенкой (т. е. мечеть с минаретом).
Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры, на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят татары и угощаются.
Жилин наблюдал, как одеваются татары - и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро. В доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают. Женщины только прислуживают за едой, но не сидят вместе с мужчинами.
Обратим внимание детей на описание похорон татарина, на детали, рассказывающие о богослужениях и о жизни женщин в селении.
- Почему старуха разбила первую куклу Дины?
Мусульманская традиция запрещает изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.
- Как относились татары к Жилину? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина тоже.
- Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей - колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.
Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей - это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.



III. Картины природы в рассказе
Выразительное чтение
Отметим, что в рассказе нет больших описаний: картины природы краткие и емкие.
Прочитаем описание гор, которые увидел Жилин, сидя на вершине горы (глава четвертая), от слов: «Уговорил малого, пошли» - до слов: «И так думается ему, что это самое - крепость русская».
- В чем особенность этого описания?
Отметим, что очень мало прилагательных. Пейзаж показан будто в действии.
- Где еще в рассказе мы видим изображение природы, словно бы активно сопровождающей действия человека?
Читаем выразительно эпизод из главы шестой от слов: «Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке...» - до слов: «Только слышно, внизу речка журчит».
Будем стремиться к тому, чтобы текст рассказа прозвучал на уроке в чтении учеников. Рассказ о втором побеге Жилина должен быть обязательно прочитан целиком.

Домашнее задание
Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. (Распределим класс на четыре-пять групп и предложим каждой группе поработать с текстом одной из глав.)

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

Урок развития речи

I. Краткость и выразительность языка рассказа
Эта работа была уже начата на предыдущем уроке. Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина - главные достоинства рассказа.

Словарная работа (по группам)
Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

Глава первая
Выправил отпуск - оформил отпуск.
Провожатые солдаты - солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло - миновал полдень.
Нападусь на татар - внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая - лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь - лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает - сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать - стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась - лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась - вздрогнула.
Ногаец - ногайцы - народ в России, говорят на языке тюркской группы.

Глава вторая
Распояской - без пояса.
Бешмет - мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.
Храп мокрый - морда мокрая.
Галунчиком обшит. Галун - плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.
Башмачки сафьянные. Сафьян - тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.
На рукавах оторочено красным - рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).
Монисто из русских полтинников - ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).
Церковь ихняя, с башенкой - мечеть с минаретом.
Чистый, как ток. Ток - площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.
Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти.
Масло коровье распущено в чашке - масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.
Лоханка - деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь - для мытья рук.
Ружье осеклось - ружье дало осечку, т. е. не выстрелило из-за неисправности оружия или патрона.

Глава третья
Три аршина. Аршин - мера длины, равная 71,12 см; три аршина - 2,13 м.
Утвердил их - твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) - начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться - спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

Глава четвертая
Под мышки да под лытки - под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел - испытал робость, испугался.

Глава пятая
Овца перхает в закуте - овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
Высожары спускаться стали. Высожары , или Стожары, или Плеяды - рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
Рассолодел. Солод - продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел - стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.

Глава шестая
Камень вострый - камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю - спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

II. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа
В учебнике (с. 278) даны определения: идея, сюжет, рассказ, эпизод . Определение композиция можно посмотреть в словаре, на с. 309 учебника . Будем работать с ними исходя из того, что дети знают о повествовании из уроков русского языка. Запишем определения в тетрадь.

Сюжет - это цепь событий, происходящих в произведении.

В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ - небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?
Композиция - явление, которое знакомо детям на уровне представления.
Композиция - построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временнóй последовательности.
Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.
Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог .
Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.
Завязка - получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации - второму побегу Жилина.
Развязка - Жилин успевает добежать до своих.
(Часто понятие композиции повествовательного произведения дается на уроках русского языка, поэтому мы не пишем здесь подробно о структурных элементах композиции повествовательного произведения.)
Побеседуем по 7-му вопросу (с. 278 учебника) :
- Что взял писатель из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау, что является авторским вымыслом? Какие идеи, мысли, чувства хочет сообщить читателю автор рассказа?
Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Ф. Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и домыслил историю первого и второго побегов. Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать.

Идея - главная мысль произведения.

Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

И Костылин оба являются главными действующими лицами рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Автор написал это произведение в период Кавказской войны, точнее в самые последние годы войны, когда однажды сам чуть не стал добычей неприятеля. Толстому вместе с его другом по имени Садо еле удалось домчать на лошадях до границы, чтобы не попасть в плен к татарам. Этот случай и толкнул писателя на создание рассказа «Кавказский пленник» (1872).

Жилин и Костылин подружились во время службы, оба были офицерами. Так получилось, что по пути в родные края они оба были схвачены татарами. И случилось это по вине Костылина. Это был человек слабохарактерный и не определившийся. Когда он увидел бегущих на них татар, он тут же бросил друга в беде и стал убегать. Однако ничего у него не вышло. Оба были схвачены и заперты в кандалах в сарае. Все дальнейшие действия будто раскрывали характер героев еще больше.

Автор намеренно делает акцент на разнице этих героев, так как хочет показать, чем чревата трусость и слабость. Если вдуматься, то и фамилии он придумал «говорящие». Один сделан из «жилы», то есть из силы и воли, а другой ассоциируется с «костылем», то есть со слабость и отсутствием внутреннего стержня. Когда татары приказывают каждому из них написать домой письмо с просьбой о выкупе, Жилин, в отличие от своего друга, пишет неверный адрес, чтобы не напугать старушку-мать, у которой нет таких денег.

В следующий раз характер героев проявляется, когда они задумывают побег. Им удалось бежать в темное время суток, но в лесу по вине Костылина они снова оказались в руках у татар. Вторую попытку побега Жилин предпринял уже без друга. Их посадили в глубокую яму и надели на ноги тяжелые колодки. Костылин был не в состоянии бежать. Во-первых, после первой неудачной попытки он сразу же сдался. Во-вторых, сил у него и воли не хватало для этого решительного шага.

В итоге, Жилин бежал один. Помогла ему тринадцатилетняя Дина , которая принесла длинную палку, чтобы вытащить друга из ямы. Она всегда была к нему добра. Приносила еды и воды по просьбе офицера, а он за это мастерил ей глиняных кукол. Второй побег был более удачным. Несмотря на сложности, которые встретились Жилину по пути, он смог дойти до границы, а под конец уже доползти. Там его подобрали казаки.

Домой Жилин передумал ехать, так и остался служить на Кавказе. Костылину пришлось пробыть в плену еще месяц. Его отпустили за большой выкуп еле живого. Это результат его трусости, слабости и ненадежности. Если бы он был тверже духом, то они давно убежали бы вместе, а может и не оказались бы в плену. Так Л. Н. Толстой показал, как люди, попавшие в одну и ту же ситуацию, ведут себя совершенно по-разному в силу различий в характере. Какой характер, такая и судьба.

В центре произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» два главных героя – Жилин и Костылин. В сюжете рассказа взаимоотношения героев, сопоставление их характеров и сравнение героев друг с другом.

Разница в характерах героев привела к тому, что и их судьбы сложились по-разному. Жилин «джигит», а Костылин ведет себя смирно в сцене договора о выкупе. Эта разница проявляется уже в сцене нападения татар и аресте героев. И дальше их поведение в плену также показывает физическую и духовную слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина.

Лучшие качества Жилина его жизнелюбие и худшие качества Костылина описаны в сцене побега. Жилин ходит высматривает, думает как сбежать, он раскопал дыру, выбрался, полез на гору, ползет к дороге и при том несет на себе Костылина. А как ведет себя Костылин – он безучастен, скучает, спит, а во время побега зацепил камень ногой, отстает, охает, упал со страху. Для Жилина важным является понятие взаимовыручки, а Костылин не хочет быть обузой.

Если кратко описывать характеры героев, то Жилина можно охарактеризовать как решительного, находчивого героя, который умеет прощать, смелый; Костылин напротив – смирный, слабый, предает, смиряется, трусит, насилу доковылял до дому. Одним словом Жилин удалец, а Костылин – колода.

Жилин превозмогает испытания в плену, он сумел не только выжить, прижиться во враждебном окружении, но даже расположил к себе своих врагов. Он решал свои проблемы сам, не перекидывая их на плечи других, был сильным. Костылин же не выдерживает посланные ему в плену испытания из-за своей слабости и эгоизма.

Также важную роль в сравнении персонажей играют их портреты. Портрет Костылина описывается словами: «… мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льется». Сразу появляется презрение, неприязнь от описания внешности. Создается образ жалкого, ничтожного человека, он слабый, готовый на подлый поступок.

Жилин: «невелик ростом, а удал был». Внешне человек обычный, но чувствуется в нем сила и мужество.

Сравнивая поступки, мотивы поступков и взаимоотношение героев также можно заметить противоположность в характерах.

Жилин любит старую мать, заботится о ней, не тревожит, не требует от нее непосильного, он надеется только на свои силы, активно ищет выход. Он говорит так: «не боялся, да и не буду бояться вас, собак». Он знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал.

Костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого ничего не хочет предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам. Он целыми дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет или спит.

Я считаю Жилина настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, стремится к освобождению. В его характере выделяется сильная воля, мужество, храбрость, благородство и находчивость. А Костылин заботится только о себе, о своем благополучии, не знает что такое долг, верность дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.

Но есть в наших героях кое-что общее. Оба персонажа служили на Кавказе. Жилин и Костылин дворяне, оба офицера русской армии, оба отправляясь в отпуска, и попадают в плен. И как по-разному они себя проявляют!!! Один – герой, другой – слабый телом и духом человек. Два непохожих человека в одинаковой ситуации.

Я думаю что автор, путем сравнения характеров героев, пытался донести до нас мысль о человеке, каким он должен быть. Как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой, не достоин называться человеком.

На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Главным героем этого произведения является русский офицер Жилин, который случайно попал в плен к татарам.

Есть в рассказе и другой герой, тоже офицер русской армии, Костылин. О пребывании в плену этих людей и повествует Толстой в своем произведении. Жилин и Костылин совершенно разные по характеру. По-разному складываются их судьбы. Они различаются и внешне. Костылин грузный, толстый. Он весь вспотел, пока обоз продвигался к крепости. А Жилина я представляю стройным, очень подвижным.

С первых же событий Толстой показывает, насколько его герои отличаются друг от друга. Когда они уехали вперед от обоза, у Костылина было заряженное ружье. Но как только он увидел татар, тут же про него забыл. Он бросился наутек и совсем не думал, что Жилин в большой опасности и что он с ружьем может ему хоть чем-то помочь. Жилин же, наоборот, когда понял, что не сможет уйти от погони, решил хоть одного татарина зарубить шашкой.

По-разному ведут себя герои и в плену. Костылин сразу же пишет письмо домой, чтобы прислали выкуп. Жилин торгуется. Он думает о матери, которая не сможет найти не только три тысячи, но и пятьсот рублей. Поэтому и адрес на письме он пишет неправильно. Он надеется только на себя. Жилин сразу же решил бежать из плена.

Он очень деятельный. Всегда что-то мастерит или ходит по аулу. Но не просто так. Жилин высматривает путь к побегу. В сарае он делает лаз. В это же самое время Костылит только спит или «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет». Он не пытается что-то предпринять самостоятельно для своего спасения. Лишь только надеется на других.

Во время побега Костылин подвел и себя, и своего товарища. Он не думал об осторожности. Когда стало больно ноги, Костылин закричал, хотя знал, что совсем недавно мимо них проехал татарин, и своим криком он может привлечь его внимание. Так и случилось. А Жилин снова думает не только о себе но и о своем товарище. Он не бежит из плена один, а зовет с собой Костылина. Когда Костылин не может больше идти от боли в ногах, Жилин несет его на себе, потому что «не годится товарища бросать».

Несмотря ни на какие трудности, Жилин все же спасается из плена. Он знает, что ему не на кого надеяться. Поэтому спасти себя он должен сам. Он сильный по характеру человек. Ему все удается. А Костылин слабохарактерный. Он надеется на других. Поэтому чуть не погибает в плену. Его выкупили чуть живого. Вот так разные характеры влияют на судьбу каждого из героев.