Чего достигает толстой композицией приемом контраста событий. "Контраст в рассказе Л.Н. Толстого "После бала". Чтение и анализ текста

I. Особое место темы любви в романе.

II. Многоликость великого чувства любви.

1. Родительская и сыновняя любовь.

2. Борьба любви и холодной рассудочности.

3. Любовь – мука и потрясение.

III. Неповторимость чувства любви, отраженная в романе.

В одном из, бесспорно, наиболее значимых произведений И. С. Тургенева – «Отцы и дети» – наряду с центральной темой столкновения поколений особое место занимает тема любви. Она выписана по‑тургеневски неподражаемо: так ненавязчиво и вместе с тем полно, во всех своих многогранных проявлениях.

Первые же страницы романа раскрывают перед читателем глубину родительской любви Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию. Трогательна сцена встречи отца и сына после долгой разлуки: радость, легкое смущение, волнение и тепло сквозит в каждом слове и действии старшего Кирсанова. Аркадий отвечает отцу таким же чувством, но демонстрирует его более сдержанно, привычно равняясь на своего друга и наставника – нигилиста Базарова. Причем скрывает он не только сыновнюю любовь, но и любовь и восхищение своей малой родиной, ее природой: он начинает восторженно говорить о чудесных запахах, о небе – и вдруг, бросив «косвенный взгляд» в сторону Базарова, осекается и переводит разговор из «романтического» в обыденное русло. Ведь он презирает всякий романтизм!

Родительская любовь, принявшая форму восхищения и благоговения, показана автором на примере родителей Базарова. Арина Власьевна и Василий Иванович безумно любят своего Енюшеньку, но в страхе «надоесть ему» сдерживают свою нежность.

На мой взгляд, образы Аркадия и Базарова удочно раскрывают тему любви в романе. Развитие действия романа иллюстрирует борьбу в их душах любви и холодной рассудочности. Тонко чувствующий, отзывчивый по своей природе Аркадий, насилующий свою поэтичную натуру в угоду базаровским идеям, в глубине души изначально стоит на стороне любви. Просто стесняется это признать, юношески максималистично отдаваясь дерзкому новому веянию. Но, даже глубоко восхищаясь Базаровым, не подвергая сомнению его авторитет, Аркадий чурается его цинизма в высказываниях о самом сокровенном.

Победа же любви над Базаровым становится для него не радостью, а мукой и болезненным потрясением: вместо того, чтобы открыться чувству, он старательно гонит его от себя, как заразу, как нечто негодное, способное смутить его чистый ум, его трезвость и хладнокровие. Воспринимая нахлынувшую любовь к Анне Сергеевне Одинцовой не как благо, а как врага, он все душевные силы бросает на сопротивление этой любви – и самому себе. Это трагическое самобичевание отравляет и изматывает Базарова, делая каждый миг его существования вместо радостного болезненным. Превыше всего ценя свой разум, он старательно топчет в себе чувства, думая, что это правильно, и не понимая, что топчет и уродует самого себя. И даже когда с его губ срываются слова: «Я люблю вас, глупо, безумно», – обращенные к Одинцовой, его охватывает не «трепетание юношеской робости», а дрожь от сдерживаемой темной страсти, гневной, тяжелой, пугающей! И только на смертном одре Базаров, хоть и говорит, что его любовь к Одинцовой не имела смысла, тем не менее, сам зовет Анну Сергеевну, чтобы еще раз увидеть, сам просит о прощальном поцелуе, видя в ней отражение своей не случившейся жизни.

Любовь в романе «Отцы и дети» предстает во множестве своих проявлений: бесконечная любовь родительская и сыновняя; восторженная любовь к родине и к природе; кроткая и непогрешимая любовь Фенечки к Николаю Петровичу; безответная и всепоглощающая любовь Павла Петровича к княгине; нежная и светлая, выросшая из дружбы и симпатии, любовь Аркадия к Кате. И всю неповторимость каждой из этих любовей отобразил И. С. Тургенев в своем бессмертном романе.

Образы купцов‑самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…

Н. А. Добролюбов

I. Познавательное значение пьес А. Н. Островского.

II. Обличение тирании «темного царства».

1. «Жестокие нравы» города Калинова.

2. Образ самодура Дикого.

3. Ханжество Кабанихи.

4. Молодое поколение в пьесе «Гроза».

III. Протест Катерины против устоев «темного царства».

Чрезвычайно важна роль Островского в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Мы знакомимся по его пьесам с тяжелым, мрачным бытом «темного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатство душевных сил человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному развитию личности. В ряду тем, выдвинутых жизнью, была одна, требовавшая неотложного освещения. Это тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, тирания, под гнетом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота. Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит бедняк Кулигин, механик‑самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одни олицетворяют гнетущую власть «темного царства» (Дикой, Кабаниха), а другие – жертв «темного царства» (Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш, Варвара). Они одинаково ощущают грубую силу «темного царства», но по‑разному выражают свой протест против этой силы.

Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость – вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «темного царства». Смысл жизни для Дикого – приобретать, увеличивать богатство, а для этого все средства хороши. Он самый богатый и знатный человек в городе. Капитал развязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Вот как говорят о Диком герои пьесы. Шапкин: «Уж такого‑то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.»; Кудряш: «…у него вся жизнь основана на ругательстве… А уж пуще всего из‑за денег; ни одного расчета без брани не обходится… А беда, как его поутру кто‑нибудь рассердит. Целый день ко всем придирается.» Грубый и бесцеремонный Дикой куражится перед племянником Борисом, перед домашними. Борис замечает: «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»; «А вот беда‑то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!». Прижимистость и разнузданность – это не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой позволяет нам познакомиться еще с одной разновидностью представителей «темного царства», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и мрачной. Кабаниха любит беспрекословное повиновение, в ее речах постоянные попреки, жалобы на непочтительность. В доме Кабанихи царит атмосфера жестокости, унижения. Она тиранит своих близких, «поедом ест», «точит, как ржа железо»; «ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит сложившиеся в ее сословии традиции, ритуалы. По ее глубочайшему убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе перед ним, как того «требует порядок». Она вразумляет Тихона, не понимающего, для чего Катерина должна его бояться: «Как зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок‑то в доме будет?» Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы. Особенно наглядно это проявилось в сцене прощания с Тихоном. Мать требует, чтобы сын для порядка дал жене наказы: не грубить свекрови, не сидеть без дела, чтобы на чужих мужчин не смотрела. Жена обязана долго и громко выть, проводив мужа. Кабаниха не просто соблюдает домостроевские нормы, она борется за них. На вид она благочестива и набожна. Но религия для нее – только средство держать в повиновении окружающих («Весь дом… на обмане держится»).

Зло, ханжество, ложь – вот черты нравственного облика «темного царства».

А как другие персонажи пьесы относятся к морали Дикого и Кабанихи? Кулигин осуждает купечество за жестокость, мечтает об «общей пользе, о всеобщем благоденствии», но это лишь мечты. Во взаимоотношении с самодурами он считает наилучшим терпеть и угождать. Жизненная философия Варвары – «делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Кудряш уживается с Диким, применяется к обстановке и находит возможности весело жить и в среде Диких. Тихон, человек добрый, но безвольный, под давлением матери потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.

И только Катерина смогла бросить протест миру жестокости и деспотизма. Протест Катерины, конечно, стихийный. Но он по‑своему отразил недовольство общественным и семейным неравенством, тиранией имущих. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева поднимает множество идей и проблем своего времени, а именно 60-х гг. 19 века. Одной из важнейших тем произведения является тема любви.

Любовь – это испытание героев, показывая их истинную суть. Для автора любовь – смысл жизни, способность чувствовать любовь – основное в человеке.

Любовь Базарова

Главная любовная линия связна с образом главного героя Евгения Васильевича Базарова и дворянки Анны Сергеевны Одинцовой. Начать следует с того, что Базаров изначально отрицал любовь как таковую, считал ее фантазией, привычкой, сексуальным влечение – чем угодно, только не романтическим бредом. Жизнь главного героя протекала по зову рассудка. Но после встречи с Одинцовой его душа словно перевернулась. Он искренне и глубоко полюбил девушку, не в силах сдерживать все неистовство своей страсти.

Чувства Евгения противоречивы. Он сердится на себя за испытываемые эмоции, но ничего не может с ними поделать. Любовь не покинет его до самого последнего вздоха, перед смертью ему захочется в последний раз увидеть возлюбленную. Анна Сергеевна при последней встрече осторожна, боится заразиться, с неохотой подходит к его смертному ложу. Эта сильная натура не смогла полюбить Евгения. Поначалу он вызывал в ней живой интерес как человек необыкновенный, но, когда чувства Базарова воспылали страстью, ею овладел страх. Она не захотела променять свой покой и уют на любовь этого странного человека. И это ее выбор.

Любовь противников Базарова

Противник Базарова также неудачен в любви. Всю свою жизнь он любил одну женщину, безответная любовь погубила его, вытянула из него все жизненные силы.

Молодой Кирсанов и Катя представляют другую сторону любви. Они счастливы, они способны вместе мечтать, понимают друг друга и видят истинное счастье в семейном уюте.

Счастлив в семье и Николай Петрович – отец Аркадия. Полюбив Фенечку, крестьянскую девушку, и женившись на ней, он счастлив. Тургенев этими двумя примерами показывает, что такое всеобъемлющее чувство как любовь способно преодолеть предрассудки, теории и отрицания.

Тема любви

Тема любви – главная в романе Тургенева. Все герои проходят испытание любовью, любят так, как умеют. Любовь – величина измерения человеческой сущности, придающая смысл существованию или обрекающая на гибель.

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» - очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.

Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.

Бал проходил в доме губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», - рассказывает Иван Васильевич. Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: "… высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная". Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову. Это придавало ей какой-то царственный вид, "который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа».
Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера. Восторг – вот что испытывал герой на протяжении всего бала.

Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом – полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.

Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.

Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.

Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека – преступления по отношению к себе, к своей душе.

Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.

Сочинение

1. Контрастность цветовой палитры.
2. Контрастные чувства и вещи.
3. Связующее звено контрастных отрывков.

В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся отправной точкой для развития сюжетного действия. О контрасте в произведении писал критик К. Ломунов: «Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ "После бала" строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй».

С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан также на контрасте. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Читатели смогли оценить его суть в полной мере. Ведь именно кардинальное изменение в этой фигуре вызвали такие необратимые последствия не только для студента, но и дочери самого полковника. Ядро произведения под названием «контраст» формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Зато вполне земными оказываются появляющиеся после бала губернского предводителя образы. «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались». В этих двух отрывках виден контраст даже на уровне цвета. Варенька - белая, воздушная. Солдаты - черные, с ружьями. Несколькими штрихами автор перечеркивает ощущение искренности и чистоты, создаваемое образом девушки. «После бала» действуют иные правила и законы. «Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию». Но первые звуки, что слышит главный герой, все же иные.

В душе молодого человека «музыканты» играют другую мелодию - мелодию любви. Она настолько переполняла главного героя, что тот так и не смог заснуть. «В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки».После увиденного утром Ивана Васильевича переполняет другое чувство: «...на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. Контрастный переход, используемый автором при создании произведения, добавляет эмоциональности и усиливает впечатление от прочитанного.

После увиденного в душе героя остался только ужас. В память о бале влюбленный молодой человек сохранил перышко из веера Вареньки. Он спрятал его в перчатку и чувствовал то неземное тепло, которое оно излучает. Однако после утреннего зрелища даже этот сентиментальный залог мира и благополучия оказался не в силах сохранить память о прекрасной возлюбленной.

Образ замшевой перчатки, принадлежавшей отцу Вареньки, также используется писателем при создании контраста. Впервые перчатка появляется, когда полковник собирается танцевать с дочерью. Он натягивает ее на правую руку со словами «надо все по закону». После этого, улыбнувшись и взяв руку дочери, идет танцевать. В сцене наказания замшевая перчатка появляется снова, но уже совершенно в ином контексте: «...он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Рисуя портреты тех, кто присутствовал на балу, автор использует в основном «светлые», «приятные» образы: бархатный, брильянтовый, пухлый, белый, розовый, лайковый. Совершенно другие краски мы видим утром. «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». И эти картины отделяют друг от друга всего несколько часов. При этом цветовую палитру бальной ночи можно назвать чистой, сверкающей - не только внешне, но внутренне.

Контраст, который в рассказе Толстого служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он является связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе главного героя, оказывает трагическое влияние на его судьбу.

В своем рассказе Толстой использует контраст как самое верное средство воздействия. Кстати, поводом для создания этого произведения послужила реально произошедшая история. Ее события оказывают шоковое воздействие и на рассказчика, и на читателя. Используемый автором прием контрастности является своеобразным сильнодействующим средством, благодаря которому впечатление от прочитанного достигает той яркости и остроты, словно читатель своими глазами наблюдает все происходящее, являясь непосредственным очевидцем этой драматической истории.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

Сочинение

1. Противопоставление образов главных героев
2. Цветовая палитра произведения.
3. Музыкальная картина окружающего мира.
4. Контрастный портрет полковника.

Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться.
А. Бергсон

Наша жизнь наполнена случайностями и непредсказуемыми событиями. Бывают моменты, что их не сразу можно различить в общем потоке жизни. Поэтому, чтобы не только выявить для себя, но и показать всему миру, необходимо описать данные явления. Для этого можно использовать прием контраста. Составленная таким образом картина позволяет не только писателю, но и нам понять подоплеку той или иной ситуации. С другой стороны, такой подход к фактам дает возможность представить их в более объективном освещении. В таком случае даются две противоположные характеристики одной и той же ситуации, оставляя за нами право на решение данного вопроса.

Однако и подборе различных деталей описания автор произведения может подсказывать нам тот путь, который предпочитает именно он. Рассмотрим наши предположения на примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала». В нем представлен случай, который кардинально изменил жизнь молодого человека. При этом его решение повлияло на судьбу других людей. А значимую роль в таком выборе сыграли именно контрастные картины, еще больше обострившие сложившуюся ситуацию.

Уже на уровне композиции нам представлены два противоположных полюса: бал и сцена наказания. Первый поражает своей роскошью и красотой, второй - жестокостью и бессмысленностью. В таком противопоставлении показано, что другого в жизни просто быть не может. Невозможно найти какой-то средний вариант. Однако только двум героям - Ивану Васильевичу и полковнику суждено пройти через оба сюжетных пространства. Они словно два таких же противоположных мира, так как представляют собой разный подход в решении одной и той же проблемы. Полковник считает, что татарин заслуживает такое ужасное наказание. Поэтому он прогоняет его через строй. Иван Васильевич, наоборот, не понимает, зачем проявлять такую жестокость, тем более наказываемый молит солдат «помилосердствовать». Различаются эти герои и потому, что один действует (полковник), а другой бездействует. Но а этом смысле не совсем верно говорить о контрастности образов. С их помощью автор показывает разный подход к одной и той же проблеме.

В рассказе Толстой использует более выразительные факты, которые и составляют контрастную картину повествования. Она создается на разных уровнях: цветовом и звуковом.

Один из них уже не касается главных «противников» подхода к жизни: Ивана Васильевича и полковника. Цветовая гамма характеризует других персонажей: Вареньку и татарина. Девушка в своем цветовом ореоле предстает прекрасной и непорочной красавицей. Образ Вареньки описывается через белые и розовые оттенки. Причем первый цвет нагнетается: он повторяется в одном предложении несколько раз. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Кажется, что с помощью этого оттенка автор хочет показать саму душу и сущность девушки, но никак не может отразить их - настолько они прекрасны. Розовый же цвет лишь подчеркивает нежность и свежесть Вареньки.

Для описания татарина только с помощью одной цветовой гаммы создается образ того ужаса, который запечатлелся в памяти Ивана Васильевича. Для этого автор все характеристики контраста также помещает в одно предложение, тем самым уси -лиеая впечатление от увиденного, «...я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». При виде такой сцены Ивану Васильевичу стало стыдно, он не знал, куда деться от впечатления такого жестокого наказания. Вскоре он нашел в себе силы оторваться от этого ужасного зрелища и уйти домой.

И в этот момент возникает другой уровень контрастности - звуковой. Иван Васильевич ничего не видел, но с ним оставались страшные звуки такого бесчеловечного происшествия. «Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: "Братцы, помилосердуйте", то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: "Будешь мазать? Будешь?"» И снова писатель собирает весь звуковой ряд в одно предложение. Они создают жесткую, лишенную всякого благозвучия тираду звуков, переходя от низких тональностей (дробь) дс высоких, можно сказать, надрывных (флейта). При этом даже в одном предложении писатель создает последовательную цепочку из разных элементов. Сначала слышна музыка, потом мольба татарина, которая замыкается грозным голосом полковника. Такое обрамление также показывает нам, что любые крики о помощи не будут услышаны. Контрастной к этой жестокой картине становятся прекрасные звуки бала. Они буквально пару часов назад опьяняли главного героя. «Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду - танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было: все с Варенькой». И герой их продолжает слышать в тот момент, когда уходит с бала: настолько они милы и восхитительны. «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки», несмотря на то что это был единственный танец, на который Иван Васильевич не пригласил Вареньку. В этот момент он смотрел на девушку со стороны. Поэтому звучащая в душе мелодия напоминала ему о том прекрасном образе на балу.

Самым важным достижением писателя становится то, что контрастное сочетание ему удается показать не только с помощью различных элементов. но и в пределах одной личности - полковника. На балу военный прекрасен, несмотря на некоторые недостатки в одежде, которые оправдываются его большим вниманием к дочери. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми... подвитыми усами». Во время наказания перед нами предстает словно совершенно другой человек. Полковник «...втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу». В таком контрастном сопоставлении нам показана не только внешность, но и поведение военного человека. Он меняется на глазах. И после такой картины, совмещенной с другими сюжетами и событиями, Иван Васильевич старается больше не видеться с Варенькой. «И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека». Значительную роль в таком решении сыграла и контрастная картина, созданная Толстым в данном произведении.

Контрастным перед нами предстает и то чувство, которое испытывал главный герой. После бала он был влюблен и окрылен возникшими чувствами к Вареньке: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Однако после сцены наказания Иван Васильевич - подавлен и унижен. «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Каждое из событий оставило неизгладимый след в душе Ивана Васильевича. Но последнее впечатление настолько затмило все, что главный герой видел и чувствовал ранее. Именно оно и повлияло на его дальнейшие поступки и решения.

Следовательно, использование приема контраста позволяет не только показывать событие с двух сторон, но и в какой-то степени оказывать существенное влияние на действия главных героев. Кажется, что автор не вмешивается в повествование, и все постепенно идет своим чередом. Но на самом деле все совершенно не так. Отрицательная сторона контраста показывает, на чьей стороне автор, и какой позиции стоит придерживаться при рассмотрении той или иной проблемы. Толстой умело использовал такой прием, чтобы в небольшом по объему рассказе показать, как может измениться жизнь человека не только от случая, но и от восприятия контрастности того мира, в котором он живет.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)