Антон Степанович Аренский: биография. Антон Степанович Аренский. Фортепианное творчество

Аренский Антон Степанович


А
ренский, Антон Степанович, русский композитор. Родился 30 июня 1861 года, в Новгороде. Умер 12 февраля 1906 года. Родители его - отец, врач, любитель-виолончелист, и мать, сестра известных писателей Потехиных, хорошая пианистка - позаботились о музыкальном развитии сына, начав обучение его на фортепиано с семилетнего возраста. Он пробовал сочинять уже с 9 лет. Музыкальное образование продолжал на курсах Руссо, в Петербурге, под руководством профессора СПб. консерватории . По окончании курса в гимназии А. занимался в СПб. консерватории у профессоров (контрапункт и фуга) и (теория композиции и оркестровка). Еще в консерватории он сочинил фортепианный концерт (ор. 2) и часть своей оперы "Сон на Волге" (на сюжет ). Экзаменационные его работы - баллада "Лесной Царь" (Гете), с хором и вокальными соло, а также симфоническое скерцо, - были признаны выдающимися. В 1882 году он был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классу гармонии и контрапункта, а затем стал в ней одним из видных профессоров по тем же предметам и по теории композиции. Тогда же он познакомился в Москве с , высоко ценившим его талант (см. "Жизнь П.И. Чайковского", соч. ). За время профессуры А. опубликовал теоретические труды ("Руководство к практическому изучению гармонии", "1000 задач" к нему и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки"), принятые учебниками в консерватории и вышедшие в 1900 году вторыми изданиями. Из учеников А. получили известность композиторы С.В. Рахманинов, и . В течение 7 лет А. состоял дирижером Русского хорового Общества, выступал иногда дирижером в симфонических концертах Русского музыкального Общества и был членом наблюдательного совета при Синодальном Училище церковного пения. В 1895 году он был назначен управляющим придворной певческой капеллой и переселился в Петербург. Опера А., "Сон на Волге", поставлена в московском Большом театре в 1892 году. Одноактная опера (вернее, сцены) "Рафаэль" поставлена в 1894 году в Мариинском театре, опера "Наль и Дамаянти" (либретто М. Чайковского по ) - в московском Большом театре в 1894 году и в СПб. Мариинском театре в 1908 году. Для оркестра А. написал две симфонии: H-moll и A-dur и три сюиты. Для фортепиано с оркестром он сочинил фантазию на русские темы народного певца . В области камерной музыки А. оставил ценные произведения: 2 струнных квартета, 2 фортепианных трио и фортепианный квинтет. Будучи прекрасным пианистом, А. выступал не раз на концертной эстраде. Большое впечатление он произвел в Петербурге привезенным им из Москвы в 1895 году трио D-moll, в котором увлекательно исполнил фортепианную партию. 5 сюит написано им для двух фортепиано в 4 руки, 6 пьес - для фортепиано в 4 руки; свыше 100 пьес - для одного фортепиано; из последних выделяются по оригинальности замысла "Essais sur des rhytmes oublies". К области вокальной музыки относятся: кантата на 10-летие коронации, две баллады - "Кубок" (Шиллер) для соло, хора и оркестра и "Волки" для соло и оркестра, хоры ("Анчар"), квартеты, дуэты и свыше 60 романсов для одного голоса с аккомпанементом фортепиано. За время управления капеллой А. написал ряд духовно-музыкальных сочинений: "Отче наш", "Херувимская", "Хвалите Господа", "Христос Воскресе" для детских голосов и др.; при больших музыкальных достоинствах они не отличаются строгостью церковного стиля. Выйдя в 1901 году в отставку, А. всецело отдался творчеству, написав еще: балет "Ночь в Египте" (Мариинский театр в СПб., 1900), оркестровую увертюру "Маргарита Готье" (на сюжет романа А. Дюма), музыку (соло, хор и оркестр) к "Бахчисарайскому фонтану" ряд поэтичных и колоритных оркестровых пьес с мелодекламацией на стихотворения в прозе (исполнены с участием В.Ф. Комиссаржевской в 1903 году в СПб). В последний раз А. выступил перед публикой в 1904 году в качестве дирижера своих прекрасных вариаций для оркестра на тему легенды Чайковского: "Был у Христа младенца сад". Последние годы жизни А. подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Несколько произведений его, в том числе самое крупное - "Буря" (Шекспир), выпущено уже по смерти автора фирмой , издавшей почти все его сочинения. Похоронен А. на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. - В своих произведениях А. является мастером, владеющим всеми средствами современной композиторской техники. Его мелодика благородна, красива, пластична, непринужденна, запечатлена теплотой и искренностью выражения; его гармония богата, но не вычурна; оркестровка колоритна, прозрачна и часто напоминает по приемам Римского-Корсакова; фактура ясна и закончена. Вкус, изящество, грация сказываются повсюду в его творчестве, но собственной яркой индивидуальностью он не обладал, что и вызвало, вероятно, несколько суровый приговор Римского-Корсакова: "Забыт он будет скоро" ("Летопись моей музыкальной жизни", СПб., 1909). В его сочинениях чувствуются влияния Шопена, Мендельсона, Шумана, особенно сильно - Чайковского, очень родственного ему по характеру таланта, затем Римского-Корсакова ("Сон на Волге") и . Талант А. - преимущественно лирический. Его драматическая музыка не составляет сильной стороны его дарования, отразившейся всего полнее в его фортепианных произведениях, романсах и камерной музыке. Специфически русского стиля в своих сочинениях А. не разрабатывал, будучи европейцем-эклектиком. На известную нервность, болезненность, надломленность, неустойчивость его указывал еще Чайковский. Эти черты сказались и в его творчестве. Гр. Тимофеев.

Другие интересные биографии:
;

Значение АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ

Аренский, Антон Степанович, русский композитор. Родился 30 июня 1861 года, в Новгороде. Умер 12 февраля 1906 года. Родители его - отец, врач, любитель-виолончелист, и мать, сестра известных писателей Потехиных, хорошая пианистка - позаботились о музыкальном развитии сына, начав обучение его на фортепиано с семилетнего возраста. Он пробовал сочинять уже с 9 лет. Музыкальное образование продолжал на курсах Руссо, в Петербурге, под руководством профессора СПб. консерватории К.К. Зике. По окончании курса в гимназии А. занимался в СПб. консерватории у профессоров Иогансена (контрапункт и фуга) и Римского-Корсакова (теория композиции и оркестровка). Еще в консерватории он сочинил фортепианный концерт (ор. 2) и часть своей оперы "Сон на Волге" (на сюжет Островского). Экзаменационные его работы - баллада "Лесной Царь" (Гете), с хором и вокальными соло, а также симфоническое скерцо, - были признаны выдающимися. В 1882 году он был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классу гармонии и контрапункта, а затем стал в ней одним из видных профессоров по тем же предметам и по теории композиции. Тогда же он познакомился в Москве с П.И. Чайковским, высоко ценившим его талант (см. "Жизнь П.И. Чайковского", соч. Модеста Чайковского). За время профессуры А. опубликовал теоретические труды ("Руководство к практическому изучению гармонии", "1000 задач" к нему и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки"), принятые учебниками в консерватории и вышедшие в 1900 году вторыми изданиями. Из учеников А. получили известность композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Г.Э. Конюс и А.Н. Корещенко. В течение 7 лет А. состоял дирижером Русского хорового Общества, выступал иногда дирижером в симфонических концертах Русского музыкального Общества и был членом наблюдательного совета при Синодальном Училище церковного пения. В 1895 году он был назначен управляющим придворной певческой капеллой и переселился в Петербург. Опера А., "Сон на Волге", поставлена в московском Большом театре в 1892 году. Одноактная опера (вернее, сцены) "Рафаэль" поставлена в 1894 году в Мариинском театре, опера "Наль и Дамаянти" (либретто М. Чайковского по Жуковскому) - в московском Большом театре в 1894 году и в СПб. Мариинском театре в 1908 году. Для оркестра А. написал две симфонии: H-moll и A-dur и три сюиты. Для фортепиано с оркестром он сочинил фантазию на русские темы народного певца Рябинина. В области камерной музыки А. оставил ценные произведения: 2 струнных квартета, 2 фортепианных трио и фортепианный квинтет. Будучи прекрасным пианистом, А. выступал не раз на концертной эстраде. Большое впечатление он произвел в Петербурге привезенным им из Москвы в 1895 году трио D-moll, в котором увлекательно исполнил фортепианную партию. 5 сюит написано им для двух фортепиано в 4 руки, 6 пьес - для фортепиано в 4 руки; свыше 100 пьес - для одного фортепиано; из последних выделяются по оригинальности замысла "Essais sur des rhytmes oublies". К области вокальной музыки относятся: кантата на 10-летие коронации, две баллады - "Кубок" (Шиллер) для соло, хора и оркестра и "Волки" для соло и оркестра, хоры ("Анчар"), квартеты, дуэты и свыше 60 романсов для одного голоса с аккомпанементом фортепиано. За время управления капеллой А. написал ряд духовно-музыкальных сочинений: "Отче наш", "Херувимская", "Хвалите Господа", "Христос Воскресе" для детских голосов и др.; при больших музыкальных достоинствах они не отличаются строгостью церковного стиля. Выйдя в 1901 году в отставку, А. всецело отдался творчеству, написав еще: балет "Ночь в Египте" (Мариинский театр в СПб., 1900), оркестровую увертюру "Маргарита Готье" (на сюжет романа А. Дюма), музыку (соло, хор и оркестр) к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина ряд поэтичных и колоритных оркестровых пьес с мелодекламацией на стихотворения в прозе И.С. Тургенева (исполнены с участием В.Ф. Комиссаржевской в 1903 году в СПб). В последний раз А. выступил перед публикой в 1904 году в качестве дирижера своих прекрасных вариаций для оркестра на тему легенды Чайковского: "Был у Христа младенца сад". Последние годы жизни А. подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Несколько произведений его, в том числе самое крупное - "Буря" (Шекспир), выпущено уже по смерти автора фирмой Юргенсона, издавшей почти все его сочинения. Похоронен А. на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. - В своих произведениях А. является мастером, владеющим всеми средствами современной композиторской техники. Его мелодика благородна, красива, пластична, непринужденна, запечатлена теплотой и искренностью выражения; его гармония богата, но не вычурна; оркестровка колоритна, прозрачна и часто напоминает по приемам Римского-Корсакова; фактура ясна и закончена. Вкус, изящество, грация сказываются повсюду в его творчестве, но собственной яркой индивидуальностью он не обладал, что и вызвало, вероятно, несколько суровый приговор Римского-Корсакова: "Забыт он будет скоро" ("Летопись моей музыкальной жизни", СПб., 1909). В его сочинениях чувствуются влияния Шопена, Мендельсона, Шумана, особенно сильно - Чайковского, очень родственного ему по характеру таланта, затем Римского-Корсакова ("Сон на Волге") и Бородина. Талант А. - преимущественно лирический. Его драматическая музыка не составляет сильной стороны его дарования, отразившейся всего полнее в его фортепианных произведениях, романсах и камерной музыке. Специфически русского стиля в своих сочинениях А. не разрабатывал, будучи европейцем-эклектиком. На известную нервность, болезненность, надломленность, неустойчивость его указывал еще Чайковский. Эти черты сказались и в его творчестве. Гр. Тимофеев.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1861-1906) российский композитор, пианист, дирижер. Оперы "Сон на Волге" (1888), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1903), балет "Ночь в Египте" …
  • АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1861 - 1906), российский композитор, пианист, дирижер. Музыке Аренского присущи лиричность, элегическая созерцательность. Работал преимущественно в камерно-инструментальных жанрах. Автор опер …
  • АРЕНСКИЙ, АНТОН СТЕПАНОВИЧ в Словаре Кольера:
    (1861-1906), русский композитор и педагог; наибольшей известностью пользуется его фортепианная и камерная музыка. Аренский родился 12 июля 1861 в Новгороде. …
  • АНТОН в Словаре воровского жаргона:
    - двоpник, …
  • АНТОН в Энциклопедии третьего рейха:
    ("Anton"; первоначально - "Аттила"), кодовое наименование операции немецких войск во 2-й мировой войне с целью оккупации французской территории, контролировавшейся правительством …
  • АРЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Антон Степанович — профессор и композитор; род. 30 июня 1861 года в Петербурге, воспитывался в 5 классической гимназии, по окончании …
  • АРЕНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АР́ЕНСКИЙ Ант. Степ. (1861-1906), рос. композитор, пианист, дирижёр. Оп. "Сон на Волге" (1888), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1903), бал. …
  • АРЕНСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Антон Степанович - профессор и композитор; род. 30 июня 1861 года в Петербурге, воспитывался в 5 классической гимназии, по окончании …
  • АНТОН
    Имя автора "Вишневого …
  • АНТОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Имя классика русской литературы, написавшего …
  • АНТОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • АНТОН в словаре Синонимов русского языка:
    антоний, антонин, …
  • АНТОН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Антон, (Антонович, …
  • АРЕНСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Антон Степанович (1861-1906) , российский композитор, пианист, дирижер. Оперы «Сон на Волге» (1888), «Рафаэль» (1894), «Наль и Дамаянти» (1903), балет …
  • НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-20 Time: 08:55:11 Навигация Тема = Николай Гумилёв Википедия = Гумилёв, Николай Степанович Викитека = Николай Степанович Гумилёв Викисклад …
  • МОЛЧАЛИН, АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-11 Time: 12:20:36 Молчалин Алексей Степанович — герой комедии «Горе от ума». *Я только нес их для докладу, Что …
  • ГЕРАСИМ СТЕПАНОВИЧ ЛЕБЕДЕВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-24 Time: 09:08:03 Навигация Тема = Герасим Лебедев Википедия = Лебедев, Герасим Степанович Викитека = Гера?сим Степа?нович Ле?бедев (1749—1817) …
  • АНТОН ШАНДОР ЛАВЕЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-14 Time: 16:44:40 Навигация Тема = Антон Шандор ЛаВей Википедия = ЛаВей, Антон Шандор Антон Шандор ЛаВей (""Anton Szandor …
  • АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-11 Time: 21:10:43 Навигация Википедия=Антон Павлович Чехов Викитека=Антон Павлович Чехов Викисклад=Антон Павлович Чехов = Цитаты и афоризмы = * …
  • АНТОН ВЕБЕРН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-17 Time: 23:37:54 , также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern или Anton von Webern , 3 декабря, 1883, …
  • АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ ПЛАХОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-08-30 Time: 18:16:56 Андрей Степанович Плахов (р. 1950) — российский кинокритик и киновед. …
  • ЧИСТОСЕРДОВ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Чистосердов Дмитрий Степанович (1861 - 1919), протоиерей, священномученик. Память 26 декабря и …
  • УСПЕНСКИЙ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Успенский Павел Степанович (+ …
  • СТЕПАНОВ ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Степанов Федор Степанович (1869 - 1937), священник. Родился в 1869 году. Священник в …
  • СКОБЕЛЕВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скобелев Михаил Степанович (1887 - 1937), священник, священномученик. Память 18 сентября и …
  • СЕРГИЕВСКИЙ ИРОДИОН СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергиевский Иродион Степанович (1780 - 1830), протоиерей. Окончил курс Коломенской духовной семинарии и …
  • ПАРФЕНЮК ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Парфенюк Евгений Степанович (1921 - 2008), протоиерей. Родился 11 августа 1921 г. в …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Степанович Ортутай (1914 - 1977), протоиерей. Родился 12 марта 1914 в селе …
  • ГУНДЯЕВ ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Степанович Гундяев (ок. 1878 - 1969), священник. Родился около 1878 года. Работал машинистом …
  • ГРИМАЛЬСКИЙ ЛЕОНТИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гримальский Леонтий Степанович (1869 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 13 февраля, …
  • ГРИБКОВ НАЗАРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грибков Назарий Степанович (1879 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 28 ноября, …
  • ВЕРШИНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вершинский Дмитрий Степанович (1798 - 1858), протоиерей, в свое время пользовался известностью и как …
  • БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 - 1825), русский композитор. Родился в 1751 г. в г. …
  • БОГОЯВЛЕНСКИЙ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Богоявленский Николай Степанович (1878 - 1962), протоиерей. Родился 17 октября 1878 года. В …
  • ЯЦЕНКО АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ
    Яценко (Александр Степанович, 1842 - 1897) - хирург. Окончив курс в юрьевской 1-й гимназии в 1861 г., он поступил на …
  • ФИЛИПП (В МИРУ ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ КОЛЫЧЕВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Филипп, святой - митрополит московский и всея Руси, в миру Федор Степанович Колычев, родился в 1507 г. Принадлежа к одному …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в …
  • БЮШИНГ АНТОН-ФРИДРИХ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бюшинг (Busching), Антон-Фридрих - известный географ (1724 - 93). Занимался сначала богословием и под влиянием Баумгартена написал "Introductio in epistolam …
  • ЧЕБОТАРЁВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ
    Александр Степанович , советский геодезист, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). В …
  • СОБОЛЕВ ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Владимир Степанович [р. 17(30).5.1908, Луганск, ныне Ворошиловград], советский геолог, академик АН СССР (1958). После окончания Ленинградского горного института (1930) работал …
  • НЕСТЕРОВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Степанович , русский лесовод. В 1884 окончил лесное отделение Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская с.-х. …
  • МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Павел Степанович , русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца - видного актёра московской …
  • МАКОВЕЙ ОСИП СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Осип Степанович (настоящее имя; псевдонимы: Евмен, Spektatoг, О. Степанович и другие) , русский исторический живописец, портретист, рисовальщик. С 1744 жил в …

Аренский удивительно умен в музыке... Это очень интересная личность!
П. Чайковский

Из новейших - лучший Аренский, он прост, мелодичен...
Л. Толстой

Деятельность Аренского в Москве была разнообразной. Работая в консерватории, он создал учебники, по которым занимались многие поколения музыкантов. В его классе учились Рахманинов и Скрябин, А. Корещенко, Г. Конюс, Р. Глиэр. Последний вспоминал: «...замечания и советы Аренского носили более художественный, нежели технический характер». Впрочем, неровный характер Аренского - он был человеком увлекающимся и вспыльчивым - приводил порою к конфликтам с учениками. Выступал Аренский в качестве дирижера, как с симфоническим оркестром, так и в концертах молодого Русского хорового общества. Вскоре, по рекомендации М. Балакирева, Аренского приглашают в Петербург на пост управляющего Придворной певческой капеллой. Должность была весьма почетной, но и очень обременительной и не соотвегетвоаала склонностям музыканта. За 6 лет он создал мало произведений и, лишь, освободившись от службы в 1901 г., вновь начал и выступать в концертах и интенсивно сочинять. Но его уже подстерегала болезнь - туберкулез легких, которая через несколько лет свела в могилу...

Среди прославленных исполнителей сочинений Аренского был Ф. Шаляпин: пел он и романтическую балладу «Волки», ему посвященную, и «Детские песни», и - с наибольшим успехом - «Менестреля». В особом, распространенном в начале века жанре мелодекламации с исполнением сочинений Аренского выступала В. Комиссаржевская; слушатели запомнили ее чтение на музыке «Как хороши, как свежи были розы...» Оценку одного из лучших произведений - Трио ре минор можно встретить в «Диалогах» Стравинского: «Аренский... относился ко мне дружелюбно, с интересом и помогал мне; мне всегда нравился он сам и, по меньшей мере, одна из его вещей - знаменитое фортепианное трио». (Имена обоих композиторов встретятся позже - на парижской афише С. Дягилева, в которую войдет музыка балета Аренского «Египетские ночи».)

Выше других современных русских композиторов ценил Аренского Лев Толстой, и в частности, сюиты для двух фортепиано, действительно принадлежащие к лучшему из написанного Аренским. (Не без их влияния писал потом сюиты для такого же состава Рахманинов). В одном из писем Танеева, жившего у Толстых в Ясной Поляне летом 1896 г. и вместе с А. Гольденвейзером игравшего по вечерам для писателя, сообщается: «Два дня назад мы, в присутствии многочисленного общества играли... на двух фортепиано „Силуэты“ (Сюита Э 2. - Л. К.) Антона Степановича, которые имели очень большой успех и примирили Льва Николаевича с новой музыкой. Особенно ему понравилась „Испанская танцовщица“ (последний номер), и он долго об ней вспоминал». Сюиты и другие фортепианные пьесы до конца своей исполнительской деятельности - до 1940 - 50-х гг. - сохраняли в репертуаре советские пианисты старшего поколения, ученики Аренского - Гольденвейзер и К. Игумнов. И до сих пор звучит в концертах и по радио Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром, созданная в 1899 г. Еще в начале 90-х гг. Аренский записал в Москве от замечательного сказителя - олонецкого крестьянина Ивана Трофимовича Рябинина несколько былин; и две из них - о боярине Скопине-Шуйском и «Вольга и Микула» - положил в основу своей Фантазии. И Фантазия, и Трио, и многие другие инструментальные и вокальные пьесы Аренского, не будучи очень глубокими по заложенному в них эмоциональному и интеллектуальному содержанию, не отличаясь новаторством, в то же время привлекают искренностью лирического - часто элегического - высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераментны, изящны, артистичны. Эти свойства склоняли к музыке Аренского сердца слушателей в. прежние годы. Они могут доставить радость и сегодня, ибо отмечены и талантом, и мастерством.

Л. Корабельникова

Антон (Антоний ) Степанович Аренский (30 июня 1861, Новгород - 12 февраля 1906, Перк-ярви, Выборгская губерния) - русский композитор, пианист и дирижёр, педагог. В 1889-1894 годах - профессор Московской консерватории, в 1895-1901 - управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге.

Биография

Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано; в девять лет сочинил квартет для скрипки, фортепиано, флейты и виолончели. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке. В 1872 году семья Аренских переехала в Санкт-Петербург, где Антон заканчивал среднее образование (начатое в Новгородской гимназии) в 5-й классической гимназии и продолжил музыкальное образование в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Андреевича Римского-Корсакова.

По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского».

После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.

«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать „Сон на Волге“ Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия, - но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы „Сон на Волге“ был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. <…> Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы - верный признак, что „Сон на Волге“ написан сильным талантом. <…> Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»

Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894). В 1888-1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Надгробие создано скульптором М. Л. Диллон в 1908 году. Своеобразным «некрологом» откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Н. А. Римский-Корсаков, буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.

Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано, а с девяти - сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова .

По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского».

После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский . Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.

Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894). В 1888-1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Своеобразным «некрологом» откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Н. А. Римский-Корсаков , буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.

Творчество

В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского . Не избежал Аренский также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана , причём немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок и в итоге всё-таки был поглощён и побеждён влиянием Рубинштейна и Чайковского. Музыку Антония Аренского высоко ценил Лев Толстой .

Аренский имеет большое значение как педагог - он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского - Сергей Рахманинов , Александр Скрябин (исключённый Аренским со второго курса свободного сочинения), Рейнгольд Глиэр , Георгий Конюс, Арсений Корещенко.

Основные сочинения Аренского

Оперы

  • «Сон на Волге» (по драме А. Н. Островского «Воевода»; 1888);
  • «Рафаэль» («Сцены из эпохи Возрождения»; 1894);
  • «Наль и Дамаянти» (по мотивам эпоса «Махабхарата»; 1903)

Балеты

  • «Египетские ночи» (по новелле Готье «Одна ночь Клеопатры»; 1900)

Оркестровые сочинения

  • Симфония № 1 h-moll (1883);
  • Симфония № 2 A-dur (1889);
  • Четыре сюиты (существуют также в переложении для двух фортепиано; 1885-1902);
  • Вариации на тему Чайковского

Концертные сочинения

  • Концерт для фортепиано с оркестром f-moll (1882);
  • Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром (1899)
  • Концерт для скрипки с оркестром a-moll (1901)

Камерные сочинения

  • Два фортепианных трио;
  • Два струнных квартета;
  • Фортепианный квинтет
  • Многочисленные сочинения для фортепиано