Уроки изо для детей 4 5 лет. ИЗО - студии "Я рисую мир". Тема: «Корона Царицы Осени»

(2012-2013 уч.год)

Программы «Цветные ладошки». Автор: Лыкова И.А.- ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний

эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они
открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Наше творчество». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс
педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть
одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Цель и задачи программы:
Цель: Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник.
Задачи:
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них
интересно или эмоционально значимо.
Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения
новых цветов и оттенков.

Используемые методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Организация занятий кружка:
Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью 20 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.

Материал:
акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки, свеча;
ватные палочки;
поролон;
трубочки коктельные;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти;
кисти.

Содержание работы программы:
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 4 до 5 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование. Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Качество детских работ зависит от: грамотного методического руководства со стороны взрослых; уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом; развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым

Система мониторинга:

МОНИТОРИНГ
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение. И т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.

Список литературы

1. Аксенова А.А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. –192с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты.
7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.:ЦЕНТР ВЛАДОС, 2000г

Антонина Пушминцева

«Путешествие в Разноцветную страну».

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 5(6)лет

в Центре развития ребёнка "Сказка".

Пушминцева А. А.

Цель занятия: расширить представление обучающихся о возможности нетрадиционных подручных материалов для создания художественного образа.

Развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Развитие фантазии и воображения, самостоятельности, наблюдательности.

Воспитание у детей чувство прекрасного, желание помочь ближнему.

Расширить знания о способах рисования и сформировать практическое умение рисования деревьев способом соединения цветовых пятен, расположенных "ступеньками".

Закрепить знания об основных цветах, теплых и холодных цветах, о смешивании цветов.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма обучения: групповая.

Возраст детей - 5(6) лет

Время занятия- 30 мин

Оборудование:

Оформленная доска.

Плакат "Радуга".

Король Трёхцветик, Красная краска, Жёлтая краска, Синяя краска, колдунья Чернильда, колдунья Бесцветица, стражник Снеговик.

Фотографии зимней природы, репродукции картин разных жанров.

Цветные стаканы из бумаги.

Цветные ключи из бумаги.

Фломастеры разных цветов.

Карточки с заданиями "Найди животных" .

Гуашь белого и коричневого цвета.

Кисти для рисования.

Листы бумаги синего цвета.

Полоски из картона для набрызга.

План проведения занятия.

1. Организующий этап.

2. Вводная беседа.

3. Постановка проблемной ситуации

5. Практическая работа.

6. Итог занятия - просмотр работ, рефлексия.

Ход занятия:

1. Организующий этап

Приветствие педагога:

Здравствуй Паша. Даша. Маша (называются имена всех детей!

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами встаём:

С добрым утром!

С добрым днём!

Вот как славно мы живём!

2. Вводная беседа, мотивация к предстоящей работе.

Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в Разноцветную страну. Попасть в неё можно открыв волшебные ворота. Что это за ворота? Отгадайте загадку:

-"Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них не легко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три-

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Ключ к ним надо подобрать!" (Радуга).

Игра "Разноцветные ворота"

Давайте сделаем радугу из фломастеров, разложив их в правильном порядке. Что нам надо вспомнить, чтобы выполнить задание?

Ответ детей:

Поговорку "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан".(Дети работают в парах выкладывая на столе радугу из фломастеров).

Молодцы! Вы построили радужные ворота, а открыть их мы сможем тремя главными ключами. Каким они будут цветом? Почему?

Ответы детей:

Синий, красный и жёлтый, это три главных цвета.

(Дети выбирают 3 ключа из 7).


Правильно! Вы молодцы, и мы правильно подобрали ключи. Давайте закроем глаза и дружно скажем:

"Раз, два, три! Ты ворота отопри, в Разноцветную страну войди!"

3. Постановка проблемной ситуации.

Вот мы и вошли в Разноцветную страну, и кто же нас встречает? (Король Трёхцветик).


Правильно, это король Трёхцветик, и его три самые главные помощницы. Но почему сам король вышел нам навстречу? Что могло произойти?

Ответы детей:

Он очень рад нас видеть. Он думает что мы враги. и хочет защитить свою страну.

-"Случилась беда, осенью злая колдунья Чернильда, позавидовала яркости и красоте осеннего леса, и сожгла его, превратив его в чёрные угольки. Зверей этого леса поимали слуги Чернильды и подарили колдунье Бесцветице, которая их заколдовала и сделала их бесцветными. Раньше в это время в стране наступала белоснежная зима. Но злые ведьмы заколдовали и усыпили Зимушку. Испортили выставку "Зимний пейзаж", перемешав все картины в королевском дворце. Сами жители этой страны не могут противостоять злым колдуньям, и просят нас спасти их страну. "

4. Технология выполнения работы.

Ну что ребята согласны вы помочь жителям? Что мы должны сделать?

Ответы детей:

Помочь королю Трёхцветику и исправить поступки колдуний, спасти жителей страны.

Молодцы! Вы очень смелые ребята, и обязательно справитесь со всеми трудностями. Я буду вам помогать.

Давайте наведём порядок на выставке "Зимний пейзаж", и снимем все лишние картины.

Игра "Зимний пейзаж".


(Дети убирают с доски картины других жанров и пейзажи других времён года).

Какая красивая зима была в разноцветной стране, а теперь она спит. Давайте разбудим её, отгадав загадки про зимние явления.

Он летает белой стаей. и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает, на ладони и во рту,

Он и белый и лохматый,

И пушистый как медведь

Раскидай его лопатой,

Назови его теперь.

Как лебёдушка кружится,

По дорожке стелется,

След собою заметает

(Метелица).

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

Какие вы молодцы! Справились с заданием. Чувствуете Зима просыпается и стало холодать. Я предлагаю перед тем, как отправиться дальше, укрепить свой организм витаминным лекарством чтоб не заболеть. Ой, лекарство для нас делал Трёхцветик, но злые колдуньи разлили их. Теперь мы должны сделать их сами.

Игра "Цветные примеры".

Красная клубника + жёлтая груша = ораньжевый сок.

Красная клубника + синяя слива = феолетовый сок.

Желтая груша + синяя слива = зелёный сок.


Молодцы! Мы отлично справились с этим заданием и теперь полны сил и готовы отправиться в путь, в королевство Бесцветицы, спасать заколдованных зверей. Но где же они спрятаны?

Давайте найдём их и согреем тёплыми цветами. Какие цвета из радуги нам помогут? (Красный, жёлтый, оранжевый).

Игра "Найди заколдованных зверей".


(На карточках нарисованы в ветках деревьев, спрятанные силуэты лесных зверей).

Молодцы! Мы спасли и согрели лесных животных от Бесцветицы. Но где они будут жить, ведь лес сгорел? Зимушка уже проснулась и без домиков в лесу звери погибнут! Что будем делать? Чем поможем зверям?

Ответы детей:

Нарисуем лес.

5. Практическая часть.

Каждый из вас нарисует одно дерево, и все вместе мы сделаем красивый, сказочный лес. Помогать нам будут снежные облака и волшебный иней, который подарила нам Зимушка. Но нам надо торопиться стало уже сильно холодно, лесным животным негде спрятаться.

1. Рисуем снег на земле белыми мазками в виде облака и посыпаем инеем (солью).

2. Рисуем повыше облако поменьше, посыпаем инеем.

3. Рисуем повыше облако ещё меньше, посыпаем инеем.

4. Рисуем наверху самое маленькое облако и украшаем инеем.

5. Теперь возьмём нашу маленькую волшебную кисточку и скажем:

-"Раз, два. три -облака в деревья преврати!".

Возьмем коричневую красочку и нарисуем ствол дерева и веточки, соединяя облака и превращая их в сказочное дерево.

6. Падающий снег, мы нарисуем с помощью кисти для клея, в технике "набрызг". Для этого кисть окунаем в краску и проводим по краю пластинки сверху вниз.

(Готовые детские работы вывешиваем на доске, и получаем сказочный лес).

Какой необыкновенный и сказочный лес у нас получился, весь искрится и переливается. Звери очень рады такому новому дому и благодарны нам за помощь. Нам пора уже возвращаться домой. Чтобы злые колдуньи не попали в лес, давайте сделаем снежных стражников. Кто это будет?

Ответы детей:

Снеговики.

Игра "Лепим мы снеговика".

Раз-рука и два- рука,

(Дети вытягивают вперёд одну руку. затем другую)

Лепим мы снеговика.

(Имитируют лепку снежков).

Мы скатаем снежный ком,

(Ладонями делают круговые движения по бёдрам)

Вот такой!

(Разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)

А потом поменьше ком,

(Растирают ладонями грудь)

Вот такой!

(Показывают руками величину кома поменьше)

А наверх поставим мы,

(Поглаживают ладонями щёки)

Маленький комок.

(Соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии)

Вот и вышел стражник наш- СНЕГОВИЧОК!

(Ставят руки на бока и делают повороты корпуса вправо-влево).

Теперь у леса есть надёжные защитники, а мы возвращаемся домой из Разноцветной страны. Какие ключи мы возьмём чтобы выйти из Холодного леса?

Ответы детей:

Холодные: голубой, синий, фиолетовый.

Правильно! Давайте закроем глаза и дружно скажем:

"Раз, два, три! Ты ворота отопри, и домой скорей беги!"

(Дети говорят вместе с педагогом).

6. Заключительная часть. Рефлексия занятия, подведение итогов.

Вот мы и дома! Но мы обязательно вернёмся в Разноцветную страну весной. Давайте поделимся впечатлениями от нашего путешествия.

Что нового и важного вы узнали на занятии? Чему интересному научились? Что было для вас легко? А что оказалось сложным? Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).

Вы сегодня все молодцы, спасибо вам за отличное путешествие. До свидания, ребята.

Список использованной литературы.

1. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. -М. :ТЦ Сфера, 2004.

2. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учёб, и игра: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВА - Ярославль: «Академия развития», 1997.

Источники иллюстраций.

1. Фотографии из личного архива.

Мастер класс «Рисование для самых маленьких».


Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области».
Данный мастер класс предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Мастер класс будет также интересен маленьким художникам от 4 лет и их родителям.
Назначение: данный мастер класс – это небольшой курс по рисованию для самых маленьких, в котором показаны способы рисования геометрическими фигурами.
Цель: создание условий для получения навыков рисования.
Задачи: научить ребёнка, как рисовать знакомые образы с помощью геометрических фигур;
прививать навыки аккуратно работать с красками и кисточкой;
развивать творческую фантазию и мелкую моторику руки.
На занятия в моё объединение приходят ребята совсем ещё маленькие, но им очень хочется рисовать. Из опыта работы с детьми я поняла, что им проще рисовать геометрическими фигурами. Рисуют дети по моему показу, поэтапно. Начиная занятие, я никогда не говорю детям, что мы сегодня будем рисовать. По опыту знаю, что им так интересней. В процессе они угадывают, кого рисуют, и им это доставляет много радости. А рисунки получаются у всех разные.

Мастер-класс по рисованию для детей «Улитка»

Приготовьте: альбомный лист А4, краски акварельные, кисти разных размеров, баночку для воды и салфетку.


Перед тем, как начать рисовать, я говорю детям, что краски спят и их надо разбудить, аккуратно поглаживая их кисточкой, первой разбудим жёлтую краску и начнём рисовать.
Рисуем в центре листа колобок, постепенно раскручивая кисть, а затем рисуем коричневой краской дугу.


Превращаем дугу в петельку.


Рисуем рожки и закрашиваем.


Украшаем домик улитки.


Рисуем глаза, рот улитки. Далее дети сами придумывают и украшают фон рисунка: где находится улитка?


Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Черепашка».

Рисуем в центре листа жёлтой краской «колобок», коричневой краской рисуем 4 петельки.


Пятая петелька рисуется больше по размеру, все петельки закрашиваем.


Рисуем глаза-круги, с начала белой краской, затем чёрной.


Украшаем панцирь черепашки. Ребёнок может придумать свой узор.

Мастер-класс по рисованию для детей «Рыбка»

Рисуем жёлтой краской «колобок», рисуем дуги: сверху и снизу, получился как бы глаз.


Рисуем рыбке хвостик-треугольник. Затем украшаем рыбку с помощью красной краски. рисуем прикладывая кисть: ротик, плавники.


Рисуем чешуйки, украшаем хвостик.


"Печатаем" кисточкой: рисуем камушки и воду, проводим линии зелёной краской-водоросли.


Рисуем рыбке глаз чёрной краской. Чёрная краска любит пошалить, поэтому с ней мы особенно аккуратны.

«Зимняя полянка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем колобки белой краской. Проводим линии, рисуем сугробы.


Коричневой краской рисуем ствол и веточки деревьев, руки, глаза, рот и метлу снеговику.


Украшаем рисунок снежинками. Украшаем снеговика: рисуем ведро на голове и шарфик. Дети дополняют рисунок, украшают.


По такому же принципу можно нарисовать осенний лес, только изначально колобки будут жёлтым, оранжевым и зелёным, а листопад, рисуем прикладывая кисточку, печатаем.Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Ёжик».

Рисуем «колобок» коричневой краской.


Рисуем носик-треугольник.

Работа ребёнка.
Рисуем ёжику полянку, дети фантазируют.



Работа ребёнка:

Мастер-класс по рисованию для детей «Лягушка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем в центре «колобок» зелёной краской.


Рисуем ещё один «колобок», а сверху два «мостика».


Рисуем лягушке лапки, обращаем внимание детей, что лапки у лягушки различаются своим строением, что помогает лягушке хорошо прыгать и удерживаться даже на самой скользкой поверхности.


Рисуем лягушке рот, глаза. Украшаем картину, предварительно побеседовав с детьми: где живёт лягушка?

Мастер-класс по рисованию для детей «Петушок».

Рисуем большой колобок-туловище, колобок поменьше – голову. Соединяем их плавными линиями, получается шея.


Рисуем петушку ноги-треугольники и хвост, линии-дуги.


Красной краской рисуем петушку гребешок (мостики), клюв и бородку, прикладываем кисть.


Рисуем петушку ноги.

Евгения Дровнина
Программа дополнительного образования по ИЗО и декоративно-прикладному искусству «Мир фантазии» для детей 4–6 лет

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник . Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии .

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения , творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей , так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий , желаний и самовыражению в целом.

Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности .

Основные задачи

Образовательные :

1)Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

2)Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3)Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности .

4)Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Воспитательные :

1)Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

2)Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.

3)Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.

Развивающие :

1)Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства ) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2)Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

3)Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам ДЦК) .

Дидактические принципы построения и реализации программы «Веселые ладошки»

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ :

Принцип культуросообразности : построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности : построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

Принцип систематичности и последовательности : постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному» , «от близкого к далёкому» , «от хорошо из-вестного к малоизвестному и незнакомому» ;

- принцип цикличности : построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к воз-расту;

Принцип развивающего характера художественного образования ;

Принцип природосообразности : постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

Отличительными особенностями программы являются :

Работа с различными материалами (бумага, соленое тесто, масса папье-маше) ;

Использование нетрадиционных техник рисования (кляксография, монотипия, тычок сухой кистью, граттаж и др.)

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Возраст обучающихся

Программа предназначена для детей 4 – 6 лет . В объединение принимаются все желающие с 4 – 5 лет без специального отбора. Для успешной реализации программы создаются учебные группы численностью от 10 до 15 человек.

Формы и режим занятий

Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения подготовительных работ в домашних условиях.

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей . Занятия проводятся : в первый и второй год обучения – 2 раза в неделю : 2 занятия по 25 минут с перерывом 10 – 15 минут.

Структура занятия состоит из нескольких этапов :

Объявление цели и задач занятия;

Объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;

Физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;

Повторение последовательности выполнения работы;

Самостоятельная работа детей ;

Физкультминутка для тела и пальчиковая гимнастика;

Продолжение работы;

Подведение итогов.

Формы и виды контроля

Требования к организации контроля :

Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого ученика;

Систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

- разнообразие форм контроля , обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции;

Объективность;

Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса.

Педагогический контроль универсальных учебных действий учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Промежуточный контроль.

Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Терминологический диктант

Выполнение практических заданий различных уровней сложности.

Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.

Решение кроссвордов

Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня : школьных, городских, областных в области изобразительного искусства .

Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится в конце всего времени обучения по программе , а также предусматривает выполнение итоговой работы творческой работы по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Проверка успешной, познавательной, трудовой и других видов деятельности осуществляется методом наблюдения, индивидуального и фронтального опроса, тестирования, бесед с родителями. Для подведения итогов деятельности детей в течение года проводятся выставки, конкурсы на которых дети представляют свои изделия.

После окончания курса учащиеся, успешно справившиеся с программой , проявившие заинтересованность в развитии своих творческих способностей, комплектуются в творческую группу, которая принимает участие в областных, конкурсах изобразительного творчества .

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация :

1 уровень - репродуктивный с помощью педагога;

2 уровень - репродуктивный без помощи педагога;

3 уровень - продуктивный;

4 уровень - творческий.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3-4 уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

теория практика итого

1. Вводное занятие 1 1 2

2. Работа с бумагой 6 25 34

2.1Аппликация 3

2.2Техника торцевание 2 6 8

2.3Квиллинг 1 3 4

4.1Народное

4.2Современные виды ДПИ 2 6 8

8. Итоговые занятия

Итого 35 109 144

Знания и умения учащихся к концу 1 года обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов

теория практика итого

1. Вводное занятие 1 1 2

2. Работа с бумагой 6 25 34

2.1Аппликация 3

2.2Техника торцевание 2 6 8

2.3Квиллинг 1 3 4

3. Нетрадиционные техники рисования 6 22 28

4.1Народное декоративно - прикладное искусство

4.2Современные виды ДПИ 2 6 8

5. Лепка из соленого теста 8 24 32

6. Основы рисунка и живописи 6 18 24

7. Оформительская деятельность 1 8 9

8. Итоговые занятия

9. Культурно – досуговая деятельность

Итого 35 109 144

Литература :

1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству . – М.: ТЦ «Сфера» , 2000

2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2006

3. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М : ТЦ «Сфера» , 2004

4. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5, 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.:Мозаика-Синтез,2013

5. Коллективное творчество дошкольников : конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М.: ТЦ «Сфера» , 2005

6. Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: ИД «Цветной мир» ,2013

7. Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки /Екатерина Немешаева. - М.: Айрис-пресс, 2013.

9. Тихомирова О. Ю., Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина : Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Мозаика- Синтез, 2012

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Карапуз – Дидактика» , 2006

11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет : Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2001

12. Шмитт,Гудрун. Квиллинг для детей/Гудрун шмитт ,пер. с нем. Е. Г. Сас. – М.:Астрель : Кладезь,2013

1. Тема: «Осенние бабочки»

Цель: Знакомство с флористикой

Задачи:

  • Учить наклеивать засушенные цветы и листья на силуэт.
  • Развивать мелкую моторику
  • Воспитывать интерес к флористике, любовь к природе

Материал: Силуэты бабочек из двусторонней цветной бумаги, засушенные листья и цветы, оборудование для аппликации.

Ход занятия:

Сказка.

Жила – была царица Осень. Многое она знала, многое повидала, но никогда не видела веселых, разноцветных бабочек. Ведь они порхают только летом, а осенью их не встретишь. И тогда царица Осень придумала вот таких осенних рыбок (показать образец).

Рассмотрите их (обследование). Давайте сделаем таких же бабочек.

Предложить детям на выбор силуэты бабочек, а так же засушенные цветы и листья.

П.г. Желтые листья в небе окружаться.

Тихо на землю падают, ложатся.

(Вращательные движения кистями рук).

Напомнить правила и последовательность выполнения аппликации.

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что сухие цветы и травы очень вкусно пахнут. Спросить детей, запах каких трав им больше всего нравится. Знают ли они как называются эти травы.

Обсуждение:

Рассматривая работы обратить внимание детей на то, как красиво расположены цветы и листья на некоторых работах. В дальнейшем такие работы собирают в гирлянды и ими можно украсить стены спальной комнаты, т.к. сухие цветы и травы источают приятный успокаивающий аромат и способствуют более спокойному сну детей. Психофизическая разгрузка: «Летите, листочки» - снимаем напряженность, агрессию, тревожность (хорошо для гиперактивных, импульсивных, скованных и застенчивых). Педагог берет тонкую бумагу и рвет на мелкие кусочки; дети тоже рвут и бросают в кучу; подбрасывают эти бумажки вверх 5 – 7 минут; убирают, все вмести.

2. Тема: «Корона Царицы Осени»

Цель: Знакомство с флористикой.

Задачи:

  • Учить наклеивать засушенные листы и цветы на силуэт короны (выполнять аппликацию), создавать узор.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Воспитывать интерес к флористике, любовь к природе.

Материал: Силуэты корон из цветной бумаги, засушенные листья и цветы, оборудование для аппликации.

Ход занятия:

Сказка.

Закончилось лето, и в лес пришла золотая осень. Осень принесла с собой яркие краски – желтую, оранжевую, красную и с удовольствием принялась за работу. Листья березок она раскрасила желтым, рябинки – красным.

Как красиво, как радостно вокруг,- восхищались лесные жители.

Эта Осень, просто какая то волшебница,- пропищал зайчик, - или даже самая настоящая царица!

Осень сделала нам такой замечательный подарок, она разукрасила весь наш лес,- прочирикал воробей,- давайте, и мы сделаем осени подарок.

Сделаем корону Царице Осени!- выкрикнул зайчик.

И все звери пошли собирать красивые листья для короны. Зайчик принес красные осиновые листья, белочка – желтые кленовые, а медвежонок – зеленые ивовые и алые рябиновые. Звери все вместе трудились, делая подарок Осени – красивую корону из осенних листьев.

Милая Осень, как рады мы твоему приходу, прими наш подарок,- дружно сказали звери,- носи его, дорогая Осень. Радуй нас своей красотой!

Педагог предлагает детям самим сделать корону для Царицы Осени.

Объяснить технику выполнения работы. На силуэт короны наклеить засушенные цветы и листья.

П.г. Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо…

Жил-был серый еж и ежиха,

Серый еж был очень тих, и ежиха тоже,

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек

Еж – отец, ежиха – мать и ребенок ежик.

(Дети имитируют ходьбу ежиков двумя пальцами на массажной карточке)

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, как красиво можно составить узор из листьев разного цвета.

Обсуждение:

Предложить примерить короны друг друга, рассказать о том, что они чувствуют, надев корону Царицы Осени.

Психофизическая разгрузка : Ароматерапия. Зажигаем ароматическую палочку, накидываем на себя шифоновую ткань и под музыку начинаем кружиться

3. Тема: «Денежное дерево»

Цель: Знакомство с техникой коллаж (из монет)

Задачи:

  • Учить рисовать дерево и наклеивать монеты в виде листьев.
  • Воспитывать интерес к сказкам.

Материал: Лист цветного картона, гуашь, оборудование для работы красками, клей, клеевая кисть, мелкие монеты.

Ход занятия:

Сегодня мы снова встретимся со сказкой. Знаете почему? Потому что к нам пришло письмо из сказки от Буратино. Вы помните Буратино и то как он хотел посадить денежное дерево, но у него ничего не вышло, потому что Лиса Алиса и Кот Базилио его обманули. Давайте прочитаем письмо.

Письмо.

Здравствуйте дети. Пишет вам ваш друг – Буратино. У нас, в сказочном городе все хорошо. Я и Мальвина и Пьеро выступаем в кукольном театре. Недавно я встретил одного волшебника, который выращивает красивые, сказочные цветы и деревья. Он сказал мне волшебные слова, которые надо произнести, чтобы появилось денежное дерево.

Помните, как я хотел его вырастить для Папы Карло? Нужно сказать: Караки - таракуда, трум - барабум, трем - барабем, расти дерево на радость всем. И загнуть по одному все пальцы на руках. И мое дерево выросло! Вот оно какое, рассмотрите его (показать, обследование). Желаю вам удачи, друзья. Буратино.

Ребята, давайте, и мы произнесем волшебные слова и вырастим денежные деревья.

П.г Нужно сказать: Караки - таракуда, трум - барабум, трем - барабем, расти дерево на радость всем. И загнуть по одному все пальцы на руках.

Объяснить технику выполнения работы. На листе картона нарисовать дерево, а вместо листьев наклеить монеты.

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что монеты должны располагаться равномерно по всей кроне.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга. Спросить помогли ли детям волшебные слова в работы.

Развитие сенсорной системы (зрение): Смотрим на свои работы с некоторого расстояния, прищурив глаза, широко раскрыв глаза, поочередно прикрывая один из глаз.

4. Тема: «Маски»

Цель: Знакомство с техникой – восковые мелки + акварель.

Задачи:

  • Учить рисовать различные узоры цветными восковыми мелками, закрашивать весь силуэт акварельными красками.
  • Развивать мелкую моторику, воображение.

Материал: Силуэты масок из белой бумаги, восковые мелки, акварель, оборудование для работы красками.

Ход занятия:

Сказка.

Приближался Новый год. Все жители сказочной страны собирались на праздник, готовили костюмы и праздничные маски. Всех пригласил Дед Мороз. И кота в сапогах, и Буратино, и Красную шапочку, и 3 медведей…, только злых, да вредных не позвал. Вот и решили Баба-Яга, Соловей разбойник и Кощей бессмертный проникнуть на праздник, сделав себе новогодние маски.

Ведь под масками нас никто не узнает,- подумали они и принялись за работу.

Наступил праздник, все гости пришли нарядные, красивые в ярких радостных масках. (показ, обследование)

А кто же это в таких мрачных, черных, злых масках,- удивлялись все.

Да это же Баба-Яга, Соловей разбойник и Кощей бессмертный,- догадался Дед Мороз.

Как вы нас узнали? - завыл Соловей разбойник. - Мы же в масках были?

Это очень просто,- сказал Дед Мороз,- посмотрите, какие маски вы сделали. (показ, обследование) Они темные, злющие, а у других гостей радостные, добрые. Вот мы вас и узнали, даже в масках.

Ладно,- сказала добрая Красная шапочка, - раз вы так хотите на праздник, то оставайтесь. Только никого не обижайте. И все стали веселиться.

Педагог предлагает детям сделать маски для Нового года.

Объяснить технику выполнения работы. Поверхность маски заполняется разными узорами. Цвет маски зависит то того, добрый это герой или нет. Далее маска покрывается акварельной краской.

П.г. По тропинке шел король,

по дорожке шел король,

шел король по горам

и пришел он в гости к нам.

(Дети имитируют ходьбу короля двумя пальцами на массажной карточке).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что если маска доброго героя, то цвета яркие, линии плавные, а если злого, то цвета мрачные, линии ломанные.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе, предложить угадать у кого добрая маска, а у кого нет. Почему?

Игра: «Мозаичный дворец». На ватман дети накладывают геометрические фигуры, строя дворец. У каждого только одна геометрическая фигур.

5. Тема: «Чудесная выпечка»

Цель: Знакомство с техникой рисования жидким тестом.

Задачи:

  • Учить украшать силуэт торта жидким тестом, выдавливая его.
  • Развивать мелкую моторику, воображение, внимание.

Материал: Емкости (мягкие тюбики из под клея) с жидким тестом разных цветов, силуэты из картона.

Ход занятия:

Сказка.

Давным-давно в одном городе жил пекарь. Он жил в своем домике и целыми днями пек хлеб, булочки, рогалики пирожки. Они, конечно, были очень вкусные, но пекаря, почему- то не радовали. А рядом, по соседству, в своем ярком и красочном домике жил художник. Он был очень веселый и когда рисовал, всегда пел:

«Красим, красим все вокруг. Улыбнись скорее друг!»

Ты, почему такой грустный, пекарь?- спросил его однажды художник. - Почему ты не поешь?

Целыми днями я пеку хлеб, каждый день одно и тоже, мне это так надоело, - со вздохом ответил пекарь,- я хочу как ты, рисовать.

Я могу тебе помочь,- сказал художник и научил пекаря украшать выпечку красивыми узорами: цветами, завитушками, яркими как радуга полосками. (показ, обследование) Теперь пекаря не огорчало, что он печет одни и те же булки. Нет. Ведь каждый день он рисовал на них самые сказочные узоры и пел.

«Я пеку, пеку, пеку. Всем на удивленье. Пирожки мои теперь – просто загляденье!»

И всем вокруг становилось весело от его песенки и удивительной выпечки.

Педагог предлагает детям научиться украшать выпечку, как веселый пекарь.

Объяснить технику выполнения работы. В тюбики с жидким соленым тестом добавить краску, хорошо перемешать, осторожно выдавливать жидкое тесто, украшая силуэт (торт) по предварительному рисунку (сохнет сутки).

П.г. Если стало почему-то очень грустно вдруг кому-то, и не знаешь, как же быть, чтоб его развеселить, ты возьми стакан смешинок, громкий хохот из корзинок, рассыпного смеха ложку и хихиканья немножко. Их веселкой размешай, в тонкий юмор раскатай, обваляй все в прибаутках, запекай в горячих шутках. Кто попробует кусочек, непременно захохочет! (дети изображают движения руками)

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что плавность линии зависит от того, как нажимать на тюбик.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга. Спросить,как называется их торт, какая у него начинка, из чего он сделан…

Психофизическая разгрузка : Разговор на тарабарском языке.

6. Тема: «Море»

Цель: Знакомство с работой фигурными ножницами.

Задачи:

  • Учить выполнять прямые разрезы фигурными ножницами, наклеивать детали (выполнять аппликацию).
  • Развивать мелкую моторику, воображение.
  • Воспитывать интерес к аппликации.

Материал: Фигурные ножницы, полоски голубой, синей, фиолетовой бумаги, оборудование для аппликации, фломастеры.

Ход занятия:

Сказка.

Жил – был морской царь. Целыми днями он ничего не делал: качался на волнах да распугивал чаек. И вот однажды попал к нему на морское дно Иван-дурак на все руки мастак. Обрадовался морской царь, что будет ему хоть с кем поговорить, да и в хозяйстве помощь. А Иван ему и дом починил, и порядок среди рыб да морской живности навел.

Морской царь,- говорит Иван,- отпусти меня домой.

А морскому царю ох, как не хочется с ним расставаться. Вот и задумал он задать Ивану такие поручения, чтоб тот ни за что не справился.

Хорошо, Иван,- говорит морской царь,- отпущу я тебя, да еще и награжу, но сначала выполни мое желание. Хочу картину. Да чтоб море на ней было нарисовано, но не красками, не мелками, не фломастерами, а ножницами.

Ну что же,- говорит Иван-дурак на все руки мастак,- будет тебе картина. И сделал вот такую картину (показ, обследование).

Морской царь, как увидел картину, удивился и огорчился. Не хотел он Ивана отпускать, да делать нечего. А Иван-дурак на все руки мастак получил награду и довольный отправился к себе домой.

Педагог предлагает детям самим выполнить такую же картину.

Объяснить технику выполнения работы. Полоски бумаги разрезать на «волны», наклеить в виде моря. Корабль, чайки, солнце, облака дорисовать.

П.г. Наши рыбки – непоседы в догонялки разыгрались.

В догонялки разыгрались и уже проголодались.

(изобразить, как кормят рыбок левой и правой рукой).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что волны разного цвета и если наклеить больше фиолетовых волн, то море будет мрачным, будет шторм.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе, чтоб получилась панорама моря. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга. Спросить у кого море темное, штормовое, а у кого нет. Почему?

Игра:

7. Тема: «Цветная изолента»

Цель: Знакомство с аппликацией из изоленты.

Задачи:

  • Учить выполнять аппликацию из цветных полосок изоленты, разрезать их.
  • Воспитывать интерес к искусству.

Материал: Лист бумаги, цветная изолента, ножницы.

Ход занятия:

Сказка.

В Солнечном городе, где жил Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Самоделкин и их друзья. Однажды случилась вот такая история.

Как- то утром Незнайка слонялся по улице и не знал чем заняться и тут он увидел Самоделкина, который ремонтировал автомобиль. Он смазывал детали маслом, накачивал шины, обматывал изолентой провода…

Я ремонтирую машину,- спокойно сказал Самоделкин.

Ха, ты только ремонтируешь, закручиваешь винтики, болтики и больше ничего не умеешь,- Засмеялся Незнайка - А что я должен уметь,- пробубнил Самоделкин.

Ну, например…, например…, например, рисовать! Рисовать у тебя никогда не получится! Ты можешь нарисовать картину прямо сейчас,- воскликнул Незнайка.

Конечно, могу,- спокойно ответил Самоделкин.

Ха! Ты что будешь рисовать винтиками и шпунтиками,- засмеялся Незнайка.

Нет, я нарисую картину цветной изолентой,- загадочным голосом произнес Самоделкин.

И нарисовал для незнайки вот такую картину (показать). Давайте рассмотрим ее (обследование).

Когда Самоделкин показал Незнайке картину, тот очень удивился.

Да…,-протянул Незнайка,- во всем нужна смекалка, и если немного пофантазировать, то все получится!

Педагог предлагает детям сделать картину из цветной изоленты.

Объяснить технику выполнения работы. Ножницами отрезать от цветной изоленты полоски разной длинны, наклеить их на лист. В работе можно использовать фигурные ножницы.

П.г. Пальчик наш привык к порядку, утром делает зарядку: раз наклон и два наклон – вот как ловко скачет он. (Загнуть по одному все пальцы на руках.)

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что отрезки могут быть разной величины.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга, рассказать, что на них изображено.

Игра: «Отправь в свое царство» На столе кружочки разных цветов, дети их берут, подходят к любой емкости – с холодной, теплой или горячей водой – и со словами: «Синий цвет живет в Холодном царстве, потому что…» опускают кружочек и.т.д. все цвета.

8. Тема: «Прозрачный скотч»

Цель: Знакомство с аппликацией из скотча.

Задачи:

  • Учить выполнять аппликацию из прозрачного скотча, разрезать его, закрашивать всю поверхность листа краской.
  • Развивать мелкую моторику, воображение, глазомер.
  • Воспитывать интерес к искусству.

Материал: Лист белой бумаги, прозрачный скотч, ножницы, оборудование для работы красками, краски.

Ход занятия:

Сказка.

Вся эта история произошла на обычном письменном столе, ночью, когда все спали. На столе в подставке стояли простые и цветные карандаши, фломастеры, ручки, маркеры. Разговорились они между собой, кто лучше рисует.

Я рисую самые яркие картинки,- сказал фломастер.

Зато мы рисуем самые нежные картинки,- сказали цветные карандаши.

Ничего подобного, я рисую лучше всех. Без меня ни одна работа не обходится. Везде наброски выполняют простым карандашом, - важно высказался простой карандаш.

О чем мы спорим, - закричала ручка, - вот лежит скотч, он вообще не умеет рисовать. Ха!

Скотч расстроился и даже хотел заплакать, но тут к нему подошла канцелярская кнопка и говорит: «Не переживай, мы с тобой такое придумаем, что они удивятся и перестанут хвастаться»

И вот что они придумали (показать картину, обследование).

Когда увидели эту картину ручка, фломастеры и карандаши они просто ахнули.

Ах! Прости нас, скотч, мы больше никогда не будем смеяться над тобой. Ты гораздо талантливее и изобретательнее нас. Давай с тобой дружить!

Педагог предлагает сделать такую картину.

Объяснить технику выполнения работы. Ножницами или специальным устройством отрезаем полоски скотча, наклеиваем на лист бумаги по предварительно нанесенному рисунку. Покрываем весь лист голубой, фиолетовой, синей гуашью.

П.г. Восемь ног у Осьминога. Говорит Улитка: - Много! Восемь ног ему зачем? Я б запуталась совсем! (Каждым пальцем правой руки обводим кисть левой руки на массажной карточке и наоборот).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что в работе можно использовать комочки мятого скотча. Можно предложить детям покрыть краской работы друг друга.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга, придумать рассказ о том, куда плывут медузы.

Игра: «Вода в ущелье» (ребенок должен проползти по узкому ущелью – под задрапированными стульями).

9. Тема: «Пластилиновая тарелка»

Цель: Знакомство с пластилиновой живописью

Задачи:

  • Учить украшать пластилиновым рисунком (пейзаж, натюрморт, декоративный рисунок) одноразовую бумажную тарелку.
  • Развивать мелкую моторику, воображение.
  • Воспитывать интерес к работе дизайнера.

Материал: Пластилин, одноразовая бумажная тарелка.

Ход занятия:

Сказка.

Вся эта история произошла в одной обычной городской квартире. Вот там то и жила обычная одноразовая бумажная тарелочка. И очень она хотела стать картиной. Она мечтала, что повесят ее на стену, будут любоваться ей…

Я так хочу быть красивой,- прошептала тарелочка.

А ты обратись к краскам, живущим на письменном столе,- пробубнил чайник.

Тарелочка так и сделала.

Дорогие, глубокоуважаемые краски,- вежливо проговорила бумажная тарелочка,- разукрасьте меня, пожалуйста.

Мы не рисуем, на каких то бумажных тарелочках, мы рисуем только в альбоме,- гордо заявили они,- спроси у фломастеров.

Милые фломастеры,- обратилась тарелочка,- не могли бы вы меня разрисовать, чтобы я стала красивая, как картина.

Но фломастеры в ответ промолчали и недовольно отвернулись. Совсем расстроилась тарелочка.

Не печалься,- сказал пластилин,- хочешь, я тебя разрисую?

Но из пластилина только лепят,- удивилась тарелочка.

А вот и не угадала, посмотришь, как красиво получится.

И пластилин украсил тарелочку красивым узором. А когда наступило утро, все проснулись и увидели красивую тарелочку и решили повесить ее на стену для красоты.

Педагог предлагает детям самим придумать и выполнить пластилиновый рисунок для тарелочки.

Объяснить технику выполнения работы. Поверхность тарелочки заполняется тонким слоем пластилина в соответствии с рисунком. В дальнейшем работы можно покрыть лаком для большей сохранности.

П.г.

Во время выполнения работы обратить внимание детей на различные приемы используемые в лепке, которые можно применять и в данной работе. (раскатывание, расплющивание, примазывание…)

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга. Спросить, почему именно этими рисунками дети решили украсить тарелочку.

Развитие цветовосприятия: игра «Дотронься до …» (Вопросы о цвете).

10. Тема: «Мыльные пузыри»

Цель: Знакомство с техникой рисования мыльными пузырями

Задачи:

  • Воспитывать интерес к изо деятельности.

Материал: Не большие баночки, наполненные жидкостью состоящей из воды, краски и жидкости для мытья посуды; трубочки для коктейля, бумага, оборудование для работы красками, акварель.

Ход занятия:

Сказка.

Жил – был мыльный пузырь. Был он очень важный, большой и прозрачный. Ни с кем он не хотел дружить, только все больше и больше раздувался и важничал. Раздувался, раздувался и… лопнул! Хлоп! Только мокрое место от него осталось, и никто о нем не вспомнил. Посмотрели на него другие мыльные пузыри и подумали: «Мы не хотим быть такими как он. Ни с кем не дружить, а потом вот так лопнуть».

И решили они подружиться с красками.

Они такие веселые и такие выдумщицы,- говорили мыльные пузыри.

И действительно, краски очень обрадовались новым друзьям и сразу предложили нарисовать радостную картину.

Мы не умеем рисовать,- пробулькали мыльные пузыри.

Конечно же, умеете,- засмеялись краски,- только вы об этом еще не знаете!

И тогда краски и мыльные пузыри нарисовали вот такую картину (показ, обследование). И с тех пор краски и мыльные пузыри стали неразлучными друзьями.

Педагог предлагает детям нарисовать такую картину «Букет цветов».

П.г. Шевелились у цветка все 4 лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

(Дети шевелят пальцами)

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что цветок может быть нескольких оттенков.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга, похвалить друг друга.

Развитие сенсорной системы (обоняние): Игра «Волшебный запах»: педагог зажигает ароматическую палочку, дети вдыхают аромат и по нему пытаются представить внешний вид волшебных цветов.

11. Тема: «Зверята»

Цель: Знакомство с техникой рисования мыльными пузырями.

Задачи:

  • Учить рисовать цветочки разноцветными мыльными пузырями (надувать их через трубочки и накрывать листом бумаги), дорисовывать детали.
  • Развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, дыхание.
  • Воспитывать интерес к изо деятельности.

Материал: Не большие баночки наполненные жидкостью состоящей из воды, краски и жидкости для мытья посуды; трубочки для коктейля, бумага, оборудование для работы красками, акварель.

Ход занятия:

Сказка.

Вы помните сказку о том, как подружились краски и мыльные пузыри? Так вот, с тех пор они никогда не расставались.

Однажды к ним в гости пришли зверята: цыпленок, зайчик, котик… и попросили нарисовать их.

Посмотрите, какие мы пушистые, кругленькие, мягкие. Нарисуйте нас, пожалуйста,- пропищали зверята.

Мыльные пузыри и краски очень удивились такой просьбе. Они еще никогда не рисовали животных.

Мы попробуем, - растерянно ответили они.

И нарисовали вот такую картинку. Уж постарались на славу! (показ, обследование)

Как здорово у вас получилось!- закричали зверята. - Вы настоящие художники.

А краски и мыльные пузыри так обрадовались, что нарисовали еще много разных портретов обитателей леса.

Педагог предлагает детям нарисовать маленьких пушистых зверей.

Объяснить технику выполнения работы. Кончик трубочки для коктейля опустить в емкость с раствором, надуть «шапку» из мыльных пузырей, накрыть «шапку» листом бумаги так, чтобы отпечатался круг из пузырей, дорисовать детали.

П.г. Пальцы в гости приходили, тук, тук, тук – стучали в дверь. Только дверь им не открыли: думали, тамстрашный зверь. (Самомассаж каждого пальца).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что детали надо рисовать, когда круги из мыльных пузырей подсохнут.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга. Рассказать каких зверей они нарисовали.

Психофизическая разгрузка : Каждый получает карточку с изображением животного, далее всем завязывают глаза. Обладатели карточек с одинаковыми животными должны собраться в группу, прибегая только к одному средству – издавать звуки соответствующие их животному.

12. Тема: «Рамка для фото»

Цель: Знакомство с тестопластикой.

Задачи:

  • Учить лепить из соленого теста при помощи формочек для печенья.
  • Развивать мелкую моторику, воображение.
  • Воспитывать интерес и желание заниматься тестопластикой.

Материал: Соленое тесто, формочки для печенья, скалка, стеки, штампы.

Ход занятия:

Сказка.

Вы помните сказку о пекаре, которого художник научил разрисовывать свою выпечку? Так вот, сказка на этом не закончилась. Жила – была в те времена капризная принцесса. Она ничего не делала и только смеялась над теми, кто работает

Подумаешь, лепят горшки,- говорила принцесса,- подумаешь, шьют одежду…

Она очень любила свои портреты и развешивала их по всему замку. Но для этого необходимо было множество всевозможных рамок. У нее уже были и деревянные, и золотые, и медные, и хрустальные рамки и еще множество других. А для нового портрета ей хотелось необычную рамочку. И она объявила на все королевство царский указ: «Кто изготовит самую необычную рамку для моего нового портрета, за того я выйду замуж».

А почему бы и мне не попробовать,- подумал пекарь, услышав это, - может мне повезет.

Пошел он к себе, достал тесто, запел веселую песенку, и работа закипела. Пекарь решил сделать рамку для портрета из теста. Вот такую (показ, обследование). Сделал пекарь рамку и принес во дворец.

Какая прекрасная рамочка,- воскликнула принцесса и захлопала в ладоши. – Я больше никогда не буду смеяться над теми, кто работает,- виновато произнесла принцесса,- я и сама хочу научиться делать все своими руками.

Вот так пекарь стал мужем принцессы, а сама принцесса стала очень трудолюбивой.

Педагог предлагает детям сделать такие же красивые рамочки для фотографий.

Объяснить технику выполнения работы. Соленое тесто раскатать скалкой, формочками для печенья вырезать цветы, листья…, составить из них красивую рамку.

П.г. Раз, два, три, четыре – тесто мы замесили. Пять, шесть, семь и восемь – угощаться пирогами, просим. Девять, десять – наелись на месяц! (Самомассаж каждого пальца).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на толщину раскатанного теста. Оно не должно быть слишком тонким и слишком толстым. Для соединения деталей использовать воду.

Обсуждение:

Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга, рассказать, как они собираются раскрасить рамки.

Игра на развитие внимания: «Ветер дует на …» -

Ребенок в роли ведущего произносит слова: «Ветер дует на Ваню», - и все дети, изображая ветер, дуют на Ваню, и т.д.