Поурочные планы по шахматам для кружковых занятий. Конспект "вводное занятие по шахматам"

Конспект вводного занятия по шахматам для групп начальной подготовки

(для группы начальной подготовки)

Задачи.

  1. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
  2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.
  3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: “Сказочная страна шахмат”

Для группы НП-1

Задачи.

Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия.

Организационный момент. (5 мин.)

Здравствуйте, дети! Меня зовут Роман Анатольевич, я – тренер - преподаватель (учитель) шахматной школы.

А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть. (20 мин.)

Тогда, слушайте внимательно.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

Если человек жадный, то он может и предать.

А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек».

(Ребенок достает шахматную фигуру)

Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это... (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)

Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А.С. Пушкина «А во лбу звезда горит» - таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

Давайте рассмотрим каждого из них.

Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

Какой же вывод можно сделать?

Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором )

А вы хотите, стать победителем? (Да)

А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».

3. Итог занятия. (7 мин.)

Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)

Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.


План-конспект открытого занятия по шахматам.

Название объединения: ОДОД «Шахматы»

Фамилия, имя, отчество педагога: Сорина Майя Михайловна

Название реализуемой программы: «Шахматная страна» (1год обучения)

Программа рассчитана на детей 6-8 лет

Тема занятия: Знакомство с шахматами. Правила игры.

Дата проведения 04.09.2011 г.

Место проведения ОДОД ГБОУ СОШ шк 481 Кировского района СПб

Цель занятия:

Изучить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Изучить начальную позицию фигур на шахматной доске. Познакомить с правилами игры.Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат..

Задачи занятия:

Обучающие:

  1. выработать навык работы с шахматной доской;
  2. научить расставлять начальную позицию.

Развивающие:

  1. способствовать развитию памяти, внимания;
  2. развить логическое мышление;
  3. развить творческую активность.

Воспитательные:

  1. воспитать навыки работы в коллективе
  2. повысить шахматную культуру
  3. побудить к стремлению к успеху через труд.
  4. выработать позитивное отношение к процессу обучения
  5. выработать навык работы в обучающей игре.

Оборудование:

  1. шахматные доски с фигурами;
  2. демонстрационная доска;
  3. компьютер;
  4. проектор ;
  5. файлы со слайдами и фильмами

1 этап. Вводный (5 мин).

Знакомство с шахматами. Приглашение в путешествие по шахматному королевству.

Задачи:

  1. заинтересовать;
  2. активизировать внимание;
  3. настроить на новую тему;
  4. создать сказочную обстановку.

2 этап. Основной (30 мин).

Изучить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Изучить начальную позицию фигур на шахматной доске. Познакомить с правилами игры.Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат.

Задачи:

  1. дать представление о правилах игры
  2. дать представление о некоторых аспектах истории шахмат.;
  3. выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры
  4. выработать навык работы с шахматной доской
  5. научить расставлять начальную позицию

Основного

этапа

Методы, приемы действия

Дидактический материал

Результаты знаний, умений, навыков

педагог

дети

Объясн.

нового

матер-ла.

Включает детей в работу. В игровой форме проводит упражнение на внимание. Предлагает послушать сказку - загадку и потом ответить на вопросы, ответы на которые «спрятаны» в сказке. Объясняет новый материал. История возникновения шахмат. Сущность шахматной игры.

Внимательно слушают сказку. Активно отвечают на вопросы. Слушают объяснение педагога

Демонст-

рационная доска, шахматы, компьютер,

файлы со слайдами и фильмами.

Отслеживают-

ся по наблюдениям педагога, уст-

ным ответам детей, работе детей на индивидуаль -ных досках, правиль-

ности выполнения заданий для самостоятель -ной работы.

Закрепление матер-л

Объясн.

нового

матер-ла.

Педагог напоминает детям, что шахматы появились на Востоке и предлагает вспомнить восточные сказки. Организует игру - путешествие по восточным и русским сказкам. Предлагает детям по участвовать в беседе на тему, откуда взялись названия шахматных фигур, как выглядели древние шахматные фигуры. Объясняет новый материал. Некоторые аспекты истории шахмат, шахматные фигуры, правильные названия шахматных фигур. Дает задание найти и показать изучаемую фигуру.

Участвуют в беседе, педагога. Высказывают свои

Предположения. участвуют в обучающей игре. Находят на доске изучаемую фигуру встают и показывают ее педагогу.

Закрепление матер-ла

Физкультминутка 5 минут

Предлагает детям повторить пройденные шахматные фигуры, показав их определенными движениями.

Встают, называют хором шахматные фигуры и показывают их

движениями.

Закрепление матер-ла

Показывает детям презентацию «история шахмат»,

фильм «Шахматы с острова Льюис»

Отрывки из мультфильма

Василиса Микулишна (шахматы на Руси)

«Когда идет дождь» (китайские шахматы)

Смотрят фильмы и презентацию

Объясн.

нового

матер-ла

Объясняет новый материал. Начальная позиция фигур на шахматной доске. Показывает правильное расположение фигур на демонстрационной доске.

Слушают объяснение педагога. Работают на демонстрационной доске.

Закрепление матер-ла

Дает задание по памяти или по образцу (в зависимости от изначальной подготовки детей) расставить начальную позицию.. Организует работу в парах на индивидуальных досках Контролирует работу детей, исправляет ошибки.

Работают в парах на индивидуальных досках.

3 этап. Итоговый (5 минут).

Повторение пройденного на занятии материала в форме диалога педагога и детей. Эмоциональная оценка работы детей.

Задачи:

  1. обобщить весь пройденный материал;
  2. дать эмоциональную оценку работы детей;
  3. настроить на дальнейшее успешное обучение.

МОУ ДОД Центр Развития Творчества Детей и Юношества г. Нерюнгри

Чикмарёва А. В.

Конспект занятия «Путешествие по шахматной стране»

Занятие: объединение «Юный спортсмен» (предметная область «Шахматы»).

Тема: « Путешествие по шахматной стране».

Тип занятия: обучающее занятие.

Цель: повторение пройденного материала.

Задачи:

ü обучающий аспект: закрепить знания и понятия, изученные ранее: «шахматное поле», «шахматные линии», названия фигур, правила ходьбы и рубки.

ü развивающий аспект: развивать навыки работы в группе. Развивать мелкую моторику рук.

ü воспитательный аспект: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки и бережное отношение к своему здоровью.

Оснащение занятия:

ü магнитная доска - 1 шт.;

ü магнитные шахматы - 1 набор;

ü набор настольных шахмат - 7 шт.;

ü карта «Шахматная страна»;

ü мешочек с шахматами;

ü секундомер;

ü персональный компьютер;

ü видеопроектор;

ü слайды презентации;

ü карточки-задания на бумажном носителе.

Методы обучения: наглядный метод, диалоговый метод, самостоятельная работа на шахматной доске.

Краткая аннотация:

Шахматное образование включает в себя общую образованность, теорию и практику шахматной игры, воспитание интеллектуальной культуры, создание интел­лектуального потенциала, раннее развитие у детей навыков волевой регуляции.

Общая образованность - это знания о мире в единстве с интеллектуальным потенциалом воспитанников - мобильностью и глубиной мышления, наличием твор­ческих наклонностей, гуманных нравственных и эстетических установок, уверен­ности в своих возможностях и умение преодолевать трудности.

Теория и практика шахматной игры выстраивается в логике трех образова­тельных уровней: первый, второй, третий год обучения. Каждый год объединяет юных шахматистов на основе их примерно одина­ковой подготовленности.

Программа «Юный шахматист» является модифицированной, разработана на основе интернет-ресурсов.

Срок реализации – 3 года. Первый год обучения – 144 часа. Продолжительность занятия: 45 минут (группа делится на 2 подгруппы) 2 раза в неделю. Второй и третий год обучения – 216 часов. Продолжительность - 2 часа 2 раза в неделю. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 4 до 14 лет.

Цель программы: Овладение обучающимися первоначальными знаниями и умениями игры в шахматы и основами общей шахматной культуры.

Задачи:

    Изучить шахматные фигуры, их значимость. Обучить тактики и стратегии игры в шахматы. Формировать у обучающихся качества характера, необходимые для игры в шахматы: усидчивость, целеустремленность, чувство уважения к сопернику и т. п. Развивать логическое мышление.

Необходимо отметить, что программа «Юный шахматист» направлена не столько на достижение высоких спортивных результатов, подготовку квалифицированных спортсменов, сколько на помощь ребенку в становлении его как личности, добивающейся определенных высот в обществе, знающей и осознающей ответственность перед социумом, семьей; личности, способной стать настоящим человеком.

Данное занятие проводится с воспитанниками 1 года обучения, после 4 месяцев занятий в объединении (после изучения всех шахматных фигур), рассчитано на детей дошкольного возраста.

Предлагаемая методическая разработка также может использоваться воспитателями ДОУ и при некоторой доработке учителями начальных классов общеобразовательных школ, преподающих курс «Шахматы».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Снятие психологического напряжения (психологическая игра «Тот, кто»)

Добрый день, ребята. Прежде чем мы начнем наше занятие, давайте немного поиграем.

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу.

Тот, кто любит кошек, скажет мяу.

Тот, кто пьет чай с сахаром, пусть заглянет под свой стул.

Тот, кто любит лето, пусть 3 раза подмигнет левым глазом.

Кто, рад, что ходит на занятия по шахматам, громко крикнет «ура».

Итак, начнем. Сегодня в очередной раз мы отправимся в увлекательное шахматное путешествие. Давайте посмотрим на карту, какой большой путь мы с вами проделали, и какой путь нам еще предстоит пройти.

Но для того, чтобы на следующем занятии двинуться дальше по увлекательной шахматной стране, мы должны с вами заглянуть на те острова, которые уже посетили.

Вместе с нами будет путешествовать наше хорошее настроение (Приложение). Ну, что ж, в путь!

II. Актуализация опорных знаний.

И первый остров, встретившийся на нашем пути, «Шахматное поле».

Теперь мне понадобится ваша помощь.

Покажи, пожалуйста, белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

Задание 1. (Детям раздаются наборы геометрических фигур)

(Приложение). Найти и показать геометрическую фигуру, похожую на шахматное поле.

Сколько всего полей на шахматной доске?

Сколько белых полей, черных полей на шахматной доске?

Как правильно сесть за шахматную доску?

Задание 2. Найти карточку с правильным центром шахматной доски (Приложение).

Сколько в центре полей? Какие?

Какие цифры присутствуют на шахматной доске? Какие буквы?

Замечательно справились с заданиями на острове «Шахматная доска». Пора отправляться дальше вместе с нашим настроением.

И мы попадаем на остров «Шахматные линии»

(Приглашается 1 ребенок к магнитной доске)

Покажи 5-ую горизонталь.

Сколько на доске горизонталей? Сколько полей в горизонтали?

(Приглашается следующий ребенок к магнитной доске)

Покажи вертикаль Е.

Сколько вертикалей всего? Сколько полей в вертикали?

Задание 3. (Детям раздаются карточки с правильными и неправильными вертикалями и горизонталями) . Найти ошибки. (Приложение)

Задание 4 . Ответить на вопросы и показать на своей настольной доске.

Покажи большую белую диагональ. Сколько в ней полей?

Покажи черную диагональ из 5-ти полей.

Покажи самые маленькие диагонали. Сколько их? Из скольких полей состоят?

(Детям показывается карточка с неправильной диагональю). (Приложение).

Правильно ли нарисована диагональ? Почему?

Молодцы! Навели полный порядок на острове «Шахматные линии».

Физкульминутка

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в сторону развел

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать!

Этот остров называется «Шахматные фигурки». Здесь нас ждет игра «Волшебный мешочек».

По очереди каждый из вас достает по одной фигурке из мешочка и, не открывая глаз, пытается отгадать, что это за фигура (ребята по очереди выполняют задание).

Задание 5 . Найти и показать правильную шахматную фигуру.

У какой фигурки головка круглая?

У какой фигуры на верхушке маленький шарик?

Какая фигура выше: пешка или ладья?

Какая фигура ниже: слон или ферзь?

Сколько всего фигур? Сколько белых? Сколько черных?

Молодцы, ребята.

– «Остров Пешки».

(К доске выходит ребенок, надевает маску пешки и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, превращение в другую фигуру, количество на доске)

- «Остров Ладьи».

(К доске выходит ребенок, надевает маску ладьи и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

- «Остров Коня»

(К доске выходит ребенок, надевает маску коня и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

- «Остров Слона»

(К доске выходит ребенок, надевает маску слона и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

- «Остров Ферзь»

(К доске выходит ребенок, надевает маску ферзя и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

- «Королевский Остров»

(К доске выходит ребенок, надевает маску короля и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

Задание 6 . Найти ошибки в расстановке шахматных фигур.

(задание выполняют по очереди, выходя по одному к доске).

Задание 7 . Расставить фигуры на время (задание выполняется 3-мя ребятами одновременно.)

Подведение итогов.

На сегодняшнем занятии мы с вами в очередной раз совершили увлекательное путешествие по шахматной стране. Посетили шахматные острова, где вы с успехом справились со всеми заданиями, показали свои знания, а может, кто-то узнал что-то новое. Есть такие ребята?

А теперь я хочу, чтобы вы выбрали своё настроение после нашего путешествия (Приложение).

Анализ существующих электронных образовательных ресурсов по данной теме и обоснование использованных ресурсов.

http://pedsovet. org/component/option, com_mtree/task, viewlink/link_id,2291/Itemid,118/ - в докладе впервые анализируется мировой опыт преподавания шахмат дошкольникам и делается предположение, что шахматы будут присутствовать в дошкольных учреждениях будущего. Указывается «конструкция» урока будущего в данных заведениях, в которую органично вписываются шахматные занятия:

http://*****/pub/article. aspx? id=6161 – о раннем обучении шахматам

http://www. school. *****/doc. asp? ob_no=47883 – рассказано о достоинствах раннего обучения шахматам, методике преподавания шахмат в детском саду и в начальной школе, даются рекомендации как "встроить" шахматы в образовательный процесс

http://*****/cw2.htm - шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: от методике к практике. Здесь же даны ссылки:

Программа "Шахматы, первый год"

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Приложение


Данное пособие создано для учителей, преподающих курс «Введение в шахматы». Материалы презентации помогут Вам и Вашим ученикам в стихотворной и игровой форме быстрее освоить все основные шахматные понятия и правила. Порядок страниц презентации соответствует поурочным разработкам для учителя И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу». И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Использованы материалы из учебников и пособий И. Г. Сухина и дополнительных источников: И. Весела, И. Веселы «Шахматный букварь», В. В. Князева «Азбука шахматиста», сказка и стихотворение моего собственного сочинения. Пусть это пособие будет Вам в помощь! Елена Юрьевна Лобачева МОУ «Кисловская СОШ»


Скучно было детворе Ранним утром во дворе. - Знаю я одну игру, - Сказал ребятам Петя. – Где бы ни был я, везде в неё играют дети. везде в неё играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король – А возглавляет всех король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать!








Вся в квадратах – белых, чёрных – деревянная доска, А ряды фигур точёных – деревянные войска. Люди их передвигают, коротая вечера, Люди в шахматы играют – интересная игра! Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай, Словно в мир чудесной сказки, в чёрно- белый этот край. Что? Трёхглавые драконы нас не ждут здесь? Не беда! Тут, зато лихие кони и пехота хоть куда! Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль, И, совсем как в сказке, важный возвышается король. Тут герои в каждом войске, и выходит рать на рать Хитроумно и геройски воевать и побеждать!










Начальное положение Проговаривай! Расставляй! Запоминай! Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И ещё два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки.


Начальное положение Белый отряд, чёрный отряд – Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же – в отряде другом. В каждом отряде – ты сам погляди – оба угла занимают ладьи. Рядом с ладьями кони видны, Рядом с конями встали слоны. Кто ж посредине? Ферзь с королём – самые главные в войске своём. Чтобы не путать, какие поля тут для ферзя и для короля, Нужно запомнить одну из примет: ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ – Белый на белом квадрате стоит, Чёрному чёрный удачу сулит. Есть свой квадрат у любого ферзя, Путать ферзей с королями нельзя! А перед всеми – ладьёй и конём, Перед слоном, королём и ферзём – Пешки-малышки встали стеной, Им начинать этот сказочный бой.


Ладья Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она. Это башня боевая неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди!








Ферзь Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у ферзя широк. Ферзь может ходить как ладья и как слон – и прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И кажется, будто ферзю тесноват доски чёрно-белой простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – ты больше вниманья ферзю удели.






Конь Не мила коню неволя, перед ним простор широк, очень ловко на два поля совершает конь прыжок, замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок! Ну, а если угрожает окружения заслон, через тех, кто окружает, перепрыгивает он, совершает конь прыжок: поле – прямо, поле – вбок. Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок!




Пешка Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, пешка держит путь, ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой, первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом - вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок. Всю доску пройти должна пешка до конца – превратится там она в грозного бойца. Кем ей стать – ферзём, ладьёй? Может быть, конём? Как решать вопрос такой, мы потом поймём.




Король Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, не очень проворен король– старина. не очень проворен король– старина. Зато начеку королевская рать – должна короля она оберегать. Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не смогли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!






Шах На тебя решил нагнать твой противник страх: королю сейчас опять объявил он шах. Ты пугаться не спеши вражеских атак, поразмысли-ка в тиши: может, шах – пустяк? Короля-владыки честь войску дорога – посмотри, нельзя ли съесть дерзкого врага? А ещё я путь другой подсказать могу: ты дорогу перекрой этому врагу. ты дорогу перекрой этому врагу. Стань фигурою своей на его пути – короля всего верней сможешь так спасти. Подскажу тебе, позволь, я и третий путь: не сумеет ли король в сторону шагнуть? не сумеет ли король в сторону шагнуть?


Мат В бой ты ведёшь деревянную рать, ну, а умеешь ли мат объявлять? Мат – это шах, при котором, учти ты, у короля никакой нет защиты. Шах, от которого не отступить, шах, от которого нечем закрыться, нечем фигуру грозящую сбить, и с поражением нужно смириться. Мат – торжество атакующих сил, мат – цель игры, мат – сраженья конец. ЕСЛИ ДАЛ МАТ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОБЕДИЛ, ЗНАЧИТ, ТЫ МОЛОДЕЦ!




Рокировка Рокировать можно: 1. Король и ладья в этой партии ещё не сделали ни одного хода. 2. Между королём и ладёй нет других фигур. 3. Король не стоит под шахом. 4. Поле, через которое собирается прыгнуть король, не находится под ударом фигур противника. 5. После рокировки король не окажется под шахом.


Шахматная партия Партия – запомнить ты готов? – из отдельных состоит ходов. Что такое ход? Сейчас узнаем. Вот фигурку мы передвигаем с одного квадрата на другой – делаем свой ход очередной. А порой противника фигура высится на поле, как скульптура, не даёт твоей фигуре встать. Как тут быть? С доски фигуру снять! На освободившийся квадратик встанет твоей армии солдатик. Не стесняйся делать ход такой, ведь игра напоминает бой. Тот, кто белым войском управляет, первым ходом битву начинает. А подряд два хода можно? Нет! Нужно ждать противника ответ. Так, за ходом ход, идёт сраженье, наступленье или отступленье. Игроки же видят цель одну: шахматную выиграть войну. И дают приказ своим солдатам – постараться кончить дело матом.


Шахматная партия Правила поведения при игре в шахматы. Играть надо молча, не спеша. Если дотронешься до фигуры противника, её придётся побить (если это возможно). Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя. Нельзя мешать партнёру думать. Нельзя подсказывать игрокам. Не следует произносить вслух «шах» и «мат». Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своём ходе можно сказать: «Поправляю» - и поставить её поаккуратнее. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнёром и зазнаваться. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнёру. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьёзным турнирным партиям). Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! Шахматная физминутка: Раз и два, и три, четыре – Ставим ноги мы пошире. Руки врозь, наклон вперёд, Вправо, влево. Вот народ! Засиделся, застоялся – В шахматы так заигрался. - Пешка здесь и пешка там? Ни за что их не отдам! За коня слона, ладью? Хорошо, подумаю! Отдохнем сейчас немного И по шахматным дорогам. И по шахматным дорогам. Раз – присели, встали – два: Отдохнула голова.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! Шахматная физминутка: Пешки раз, и раз, и раз – Конь получится как раз. Пешка раз, и два, и три – На слона теперь смотри. Восемь пешек смелых ряд – Боевой у нас отряд! Раз присели, два присели – Восемь пешек одолели. Шаг вперёд шагнули вместе, Шаг назад – и мы на месте.


Цена фигуры Давным-давно в Шахматном королевстве задумали фигуры помериться мощью своей и решить: «Кто же самый могучий?» Договорились, что самая маленькая и бесстрашная Пешка будет всех взвешивать, чтобы ей не так обидно было! Сел Слон, и чтобы его уравновесить пришлось на другую чашу шахматных весов усадить ТРИ Пешки! Подошла очередь Коня. И опять ТРЁХ Пешек хватило! Уселась Ладья. Пришлось звать на помощь ПЯТЬ Пешек! Наконец и Ферзь до весов добрался. ДЕВЯТЬ Пешек потребовалось! Вот с тех пор и называют СЛОНА и КОНЯ лёгкими фигурами, а ЛАДЬЮ и ФЕРЗЯ – тяжёлыми.


Цена фигуры У каждой фигуры своя есть цена. Вот посмотри на Коня и Слона. Запомни! У каждого стоимость ТРИ! В игре их смелее, смелее бери! Не бойся же и на Ладью наступать, Добудешь, и сразу получится ПЯТЬ! А у Ферзя большая цена: ДЕВЯТЬ он стоит во все времена! ДЕВЯТЬ он стоит во все времена! Пешка-малышка стоит ОДИН, Пешка-малышка стоит ОДИН, А поле пройдёт, и она – господин!


Тема: “Сказочная страна шахмат”

Для группы НП-1

Задачи.

    Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

    Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

    Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия.

    Организационный момент. (5 мин.)

Здравствуйте, дети! Меня зовут Роман Анатольевич, я – тренер - преподаватель (учитель) шахматной школы.

А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть. (20 мин.)

Тогда, слушайте внимательно.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

Если человек жадный, то он может и предать.

А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек».

(Ребенок достает шахматную фигуру)

Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это... (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)

Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А.С. Пушкина «А во лбу звезда горит» - таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

Давайте рассмотрим каждого из них.

Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

Какой же вывод можно сделать?

Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором )

А вы хотите, стать победителем? (Да)

А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».

3. Итог занятия. (7 мин.)

Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)

Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.