Рабочая программа дополнительного образования по театральной деятельности. Дополнительная образовательная программа «Театр и сказка. Отличительные особенности данной программы

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественно-эстетическое творчество» (рисование), «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Цели деятельности педагога : Познакомить детей со светлым праздником Пасха. Воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам. Развивать у детей художественно-творческие способности. Словарная работа: Пасха, пасхальное яйцо, золотое, расписное.

Материалы и оборудование : блюдце с крашеными яйцами, картинки с расписными яйцами, пасхальными куличами; тонированный лист бумаги с изображением яйца, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки на каждого ребенка.

  1. Чтение стихотворения.

Пасхальное яйцо

Посмотрите, что за чудо,
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,

Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.

Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
- Пасха - праздник самый светлый!

А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!

Ребята, о каком празднике в этом стихотворении говорится. (Пасха)

Пасха - считается главным христианским праздником. А скажите, что за чудо, положила мама в блюдо? (Яйцо). Какое яйцо? (Золотое, расписное).

Праздник Пасхи празднуется каждый год. Люди начинают готовиться к нему заранее: наводят порядок в своих домах, пекут куличи, сдобу, красят яйца (показ картинок).

Ребята, а почему в Пасху мы красим яйца?

Яйцо - это маленькое чудо, это символ новой жизни. Снесёт курочка яичко, и оно похоже на камушек - словно неживое, а в нём жизнь. Живой цыплёнок, который вылупится из яйца. Раскрашивание яиц - древний славянский обычай. Вот почему на Пасху принято дарить крашеные яйца и произносить слова Христос Воскрес, Воистину Воскрес! Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос Воскрес! » В ответ следует сказать: «Воистину Воскрес! » — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками. Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - эти яйца назывались крапанки. А еще есть яйца - писанки. Они раскрашиваются от руки сюжетными или орнаментными узорами.

В пасхальную неделю люди ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. А давайте, ребята, мы с вами тоже поиграем!

  1. Подвижные игры.

Игра «Самый ловкий». Дети встают в круг, количество яиц на одно меньше чем детей. Под веселую музыку дети бегают по кругу, когда музыка заканчивается, каждый должен взять яйцо. Тот, кому не досталось, выходит из игры.

Эстафета «Перенеси яйцо в ложке».

  1. Рисование.

А сейчас мы с вами станем настоящими мастерами и сами раскрасим яйца.

Дети садятся за столы и раскрашивают нарисованные яйца на листе бумаги.

  1. Рефлексия.

О каком празднике мы сегодня говорили?

Что принято дарить друг другу на этот праздник?

Татьяна Кандаурова

Программные педагогические задачи: познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Планируемые результаты: проявляет интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; уважительно относится к традициям русского народа. Развивает творческие способности через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Словарная работа: народный праздник, Великая Пасха, кулич, крашенки, писанки.

Оборудование и материал: яйца крашеные, яйца силуэтные (из бумаги, гуашевые краски, кисточки, стаканчики с водой, ватные палочки, печатки, деревянные заготовки в форме яиц, аудиозапись колокольного пасхального звона.

Подготовительная работа: беседа с детьми о великом празднике Пасха, его исторических корнях; рассматривание иллюстраций, рассматривание репродукции «Дети, катающие пасхальные яйца»- автор Кошелев Н. А. ; пасхальная выставка с участием родителей, раскраски - пасхальные яйца, слушание духовного стиха «Бедная птичка в клетке сидит…». Игры- забавы с детьми: «Катание яиц с горочки», «Самое крутое яйцо», игра-эстафета «Перенеси яйцо».

Интеграция образовательных областей: Познание, Речь, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество.

Ход занятия.

Организационный момент:

Звучит в записи праздничный колокольный звон.

Всюду радостный трезвон.

Сообщает людям он,

Что настал великий час –

Праздник Пасхи у нас!

Приглашаю детей занять места за столами.

Вот и наступил этот великий праздник – Пасха. Великая Пасха. - Очень многие люди, и ваши родители тоже, готовились к нему: красили яйца (показываю крашеные яйца, пекли куличи (показываю кулич, делали творожную пасху.

А как по-другому называется праздник Пасха?

Дети. Воскресение Христа.

Помните, мы с вами говорили, что когда-то очень давно, Бог послал на Землю людям своего сына - учить людей быть добрыми, трудолюбивыми помогать нуждающимся. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди y6или Иисуса Христа.

А через три дня и три ночи Иисус Христос воскрес из мёртвых. День, когда Иисус Христос воскрес, назвали Пасхой. И он стал самым радостным и счастливым днём для всех людей.

Поэтому в день Пасхи говорят друг другу: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!»

А что при этом дарят?

Дети. – яйцо!

Да, ребята, символом Пасхи стало яйцо.

Существует и легенда о том, как яйцо стало символом Воскресения Христова. Когда Иисус воскрес, его ученица, Мария Магдалина, отправилась с этой вестью к самому императору Тиберию.

Без подарков к императору ходить было не принято, а у Марии не было ничего, кроме обычного куриного яйца. Придя к императору, Мария объявила ему о воскрешении Иисуса. Рассмеявшись, Тиберий сказал: "Скорее белое яйцо у тебя в руках станет красным, чем я поверю, что твой рассказ правдив". Но не успел римлянин произнести эти слова, как яйцо в руках Марии Магдалины стало алым. С тех пор христиане в день Пасхи дарят друг другу красное яйцо как символ счастливой вести.

Раньше яйца красили только в красный цвет.

А сейчас красят в разные цвета и даже их расписывают.

Ребята, а если яйца называют «крашенки», это значит, что с ними делали?

Дети. -Красили.

А если -«писанки»?

Дети. – Расписывали.

Обращаю внимание детей на картинки – расписные яйца.

А у нас с вами есть вот такие деревянные заготовки в форме яйца. Но они белого цвета…

Ребята, закройте глаза и представьте, что мы с вами превратились в мастеров, тех самых, которые так красиво расписывают пасхальные яйца.

Откройте глаза, посмотрите, уже все готово, для того чтобы приступить к росписи?

Дети. – Да, всё готово!

Тогда давайте сделаем пальчикам разминку.

Дети выходят из-за столов.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко, выйди из-за речки, (раскрыть ладони)

Солнышко, солнышко, сядем на крылечке, (сложить руки полочкой)

Посчитаем лучики? Раз, два, три… (загибают пальцы)

Не закроют тучи яркие лучи, (скрестить руки перед собой)

Мы тебя давно все ждём, посвети своим лучом (хлопки в ладоши)

Солнышко, вставай, свои лучики бросай! (постепенно поднять и опустить руки)

Ребята, когда человек красит пасхальные яйца, он думает о хорошем и светлом, желает здоровья всем своим родным и близким людям, друзьям.

Под аудиозапись духовного стиха дети расписывают свои заготовки.

(Детям, неуверенным, нерешительным, помогаю советом.)

Вот какие чудо - писанки у вас получились! От этих узоров даже настроение стало лучше.

Вы уже решили, кому подарите такое чудесное яйцо?

Дети. Я – маме, а я – сестрёнке…

Думаю, что они будут очень рады!

А я желаю вам любить своих родных, друзей, природу, окружающую вас! Желаю вам прекрасных радостных чудес! Христос Воскрес!

Дети. - Воистину Воскрес!

После занятия знакомлю детей с игрой «Катание яиц с горки»

Фотоотчёт

Грунтуем деревянные заготовки


Роспись деревянных заготовок гуашью.


Творчество


Игры с пасхальными яйцами – «крашенками»

Конспект открытого занятия в изостудии

«Роспись пасхальных яиц»

Вид занятия: декоративное рисование

Тип занятия: комбинированный.

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, инструктаж, практическая работа.

Цель: обучить воспитанников составлять эскизы росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки.

Задачи:

Обучающие:

    Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.

    Учить анализировать и сравнивать росписи пасхальных яиц разных видов.

Развивающие:

    Развитие умения высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

    Развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и тонкую моторику руки.

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Оборудование для педагога:

    Компьютер.

    Проектор.

    Экран.

    Шаблоны в форме яйца.

    Дидактические таблицы «Знаки - символы, используемые при росписи писанки» и «Варианты композиции росписи писанки».

Музыкальный ряд: ау диозапись пасхального колокольного звона.

Зрительный ряд: в ерба, экспозиция росписи пасхальных яиц, компьютерная презентация.

Литературный ряд: с тихи о Пасхе, загадки, легенды.

Оборудование и материалы для учащихся: гуашь, кисти №1, № 2, палитра, тряпочка, баночка, простой карандаш, ластик.

План занятия.

    Организационный момент.

    Постановка темы и целей.

    Актуализация знаний.

    Формирование новых знаний.

    Физкультминутка.

    Самостоятельная творческая работа.

    Анализ работ.

    Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Приветствие учащихся
(слайд 1)
Проверка готовности к занятию.

2. Постановка темы занятия ( слайд 2)
Мир вокруг нас…Огромный, таинственный, удивительный. Каждый человек совершает свои открытия в этом мире, удивляется его чудесам.
А чудеса, порой, оказываются совсем рядом и не нужно идти за ними за тридевять земель. Стоит пристально вглядеться в окружающие вас вещи, предметы – и вот же оно чудо!

Отгадайте загадку и узнаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь (слайд 3)

Домик круглый, домик белый
Домик был сначала целый,
А как треснул, наконец,
Так и выскочил жилец!
(Яйцо)

Сегодняшнее занятие, ребята, посвящено пасхальной традиции росписи яиц и проходит оно в дни празднования Светлого Христова Воскресения, праздника Пасхи Христовой (слайд 4)

(аудиозапись колокольного перезвона)

Христос Воскрес! Пасхальным звоном
Поют, гудят колокола…
Весна идет в венце земном
Благоуханна и светла…

Пасха – это весенний праздник. О нем есть красивые стихи.

- Бог воскрес, и смерть побеждена!

Эту весть победную примчала

Богом воскрешённая весна.

И кругом луга зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И, внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы расцвели.

Красивый праздник, торжественный, обильный. На праздничном столе целый пир: пироги, куличи, булки и конечно, крашеные яйца.)

3. Актуализация знаний учащихся. Яйцо издавна наделялось особым смыслом. По народным поверьям весь мир родился из огромного яйца, и потому наши предки почитали яйцо как источник жизни и всей Вселенной.
Давайте обратимся к легендам
(слайд 5)

До наших дней дошла легенда о сотворении мира:

Из яйца из нижней части
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца из верхней части
Стал высокий свод небесный,
Из желтка из верхней части
Солнце светлое явилось,
Из белка из верхней части
Ясный месяц появился.

4. Формирование новых знаний.

Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. Ребята, что вы знаете о традициях празднования Пасхи? - (ответы детей )

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и конечно окрашеные яйца, которые являются главным символом праздника. Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Очень давно люди начали украшать яйца. По данным археологии, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Сначала их только красили в разные цвета. А потом стали разрисовывать узорами. (слайд 6, 7)

Вам, конечно известен обычай, обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

А как появилась традиция красить яйца? (слайд 8) Существует предание о первом красном яйце.

Пришла к римскому императору Тиберию Магдалина и принесло радостную весть: «Христос воскрес!» Но он ей не поверил и сказал: «Нет, женщина, тебе я не поверю, как не поверю в то, что белое яйцо, тобою принесённое мне в дар, вдруг станет красным, вспыхнет, как пожар».

Император Тиберий замолчал. Но вдруг над головами разлилось дивное свечение, послышалась далёкая музыка. И вдруг яйцо зажглось в лучах этого сияния и стало красным, как кровь Христа.

С этого времени, как говорит легенда, стали на Пасху красить яйца.

(слайд 9)

Расписывали гусиные, утиные и куриные яйца. А вот как – это другое дело. На сегодняшний день бытует несколько основных видов росписи яиц.

(слайд 10)

Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко. Делается это к Пасхе и Проводам. Их освещали, после чего они считались святым подарком. С крашенкой связано немало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой будет весь год. На праздник Красная горка парни и девицы крашенки с горы скатывают

Ребята! А с помощью каких красок у вас в семье красят яйца? - ответы детей

Применение искусственных красителей осуждалось. Краски надлежало брать у радуги, а она прятала их в цветах, травах, кореньях, коре, листьях деревьев... У хорошей хозяйки в доме всегда было припасено много всякого зелья, которое служило и лекарством, и оберегом от напасти, и краской для пасхальных яиц. Из коры, снятой с побегов молодой яблони, не садовой, а дикой, той, что выросла из зернышка, посеянного самим Творцом, получалась чудесная желтая краска , которая так и называлась в народе "яблонькой ". Всевозможные оттенки желтого цвета добывали также из молочая, горицвета, зверобоя, луковой шелухи, молодых побегов тополя, цветков бузины, купавок, шафрана... Зеленая краска получалась из зелени ржи, коры крушины, шелухи черных семечек подсолнуха, листьев березы, а также из сочетания красок желтого и синего цветов. Синюю, лиловую, голубую, фиолетовую можно было приготовить из сушеных ягод бузины или черники, из всего первого весеннего голубоцветья. Густые отвары коры дуба или яблони, листьев грецкого ореха или конского каштана, луковой шелухи были превосходной коричневой краской. Черную делали из молодых листьев черноклена, корня крапивы, коры ольхи.

Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить – тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз яичко, и будет основным цветом. Крапанки чаще всего делали дети. Так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались сырым, и поэтому с ними нужно было быть бережными. Иначе быть ему разбитым..

Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки –это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.

Педагог: Кто был внимателен и может сказать, как назывались крашенные яйца? (ответы детей)

Ребята, посмотрите на сувениры, яйца из бисера ( слайд 11 ) .

А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота и серебра, стекла и кости . Они могли быть разных размеров – от больших, в которых можно было спрятать различные сюрпризы, например, пасхальные яйца фирмы Фаберже).

Писанка до сих пор очень популярна во многих уголках мира (слайд 12.)

Музей Писанки есть в Коломые, Украине. На территории Канады, в местечке Вегревилль, расположенном к востоку от Эдмонтона и населенном, в основном, этническими украинцами, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина 8, а ширина 5 м. Вот что это за чудо-писанка!

Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный. (слайд 13)

Значение цвета:

красный - цвет радости, жизни, любви;

желтый – солнце, луна, звезды;

зеленый – символизирует весну, молодость;

сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.

При росписи яиц широко использовались знаки-символы:

Существует достаточно много символов для росписи… Символы были разные. Звездочки рисовали на рождение девочек, как пожелание нравственной чистоты, красоты, а мальчикам расписывали дубовыми листочками – символ стойкости, жизненной силы. Сосновые веточки - пожелание здоровья и долголетия, бабочка – несла детям веселую, легкую и беззаботную жизнь, мельница – для получения большого урожая. Многодетной семье – виноградная лоза, а бездетной - птички. Если рисовали барашков - то желали «жить - поживать - добра наживать». Изображение петушиных гребешков защищало дом от всякого несчастья.

Значения символов , используемых при росписи пасхальных яиц (слайд 14 -16)

С чего же начиналась работа над росписью писанки?

Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур.

Сетка, образованная пересечением кругов и овалов называется разводом. Развод – основа орнамента писанки позволяет легко и просто нанести на сферическую поверхность яйца самый сложный узор.

Ребята, посмотрите внимательно на варианты композиции росписи (слайд 17 – 19).

И варианты поэтапного выполнения работы (слайд 20-22)

    Физкультминутка.

А перед тем, как начать практическую работу, давайте ребята, немного отдохнём! Повторяйте за движения за мной!

Рано утром все мы встанем,

Руки вверх с тобой потянем,

Сделаем по три наклона

Вправо, влево, прямо, снова

Пошагаем мы на месте,

Улыбнёмся друзьям вместе,

Раз - присядем, два – присядем

И на стул тихонько сядем.

6. Самостоятельная творческая работа

Ребята, сегодня вы узнали много нового о нашем народном традиционном виде декоративно-прикладного искусства – украшении пасхальных яиц.

Как вы уже, ребята, поняли, сейчас вы самостоятельно попробуете составить эскиз писанки. Смело проявляйте свою фантазию и творчество! Форму яйца обведите по шаблону.

Вспомните, какими цветами и символами пользовались мастера? (демонстрация дидактических таблиц «Знаки - символы, используемые при росписи пасхальных яиц и «Варианты композиции росписи писанки».

Этапы выполнения эскиза:

    На сферическую поверхность яйца наносим сетку, развод – пересечение кругов и овалов;

    Составляем узор;

    Расписываем цветом;

Обводка цветом каждого элемента орнамента, для выразительности
(Фронтальная и индивидуальная помощь педагога).

Беседа за работой:

Писанкам придавали большое значение.

Выходили в поле и подбрасывали яичко вверх, чтобы хлеба росли такие же высокие.

Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия.

Высохшим желтком лечили ожоги.

Скорлупу толкли и применяли в пищу для укрепления кровеносных сосудов.

Кусочек скорлупы нанизывали на нитку и носили от простуды.

Первое пасхальное яйцо, полученное при христосовании, имело особую силу: останавливало пламя во время пожара, оберегало имущество от воров.

Первое пасхальное яйцо, полученное при христосовании, клали в воду, а потом умывались этой водой. Целый год будешь красивой.

7. Анализ работ учащихся и обсуждение.

(Выставка писанок)
Вот и закончилась наша работа. Молодцы, ребята! Посмотрите, какие замечательные эскизы у вас получились. По ним вы можете расписать Писанку и подарить маме, бабушке и другим членам семьи.

Обобщение по теме занятия.

    Для чего делали яйца-писанки?

    Какие цвета использовали мастера?

    Что нового вы узнали на уроке?

8. Подведение итога занятия.

Меняются времена, меняется мода, но все-таки народные промыслы живы. И по-прежнему изделия народных мастеров приносят нам радость.

Пора надежд и возрождения

Опять пришла! Душа поёт!

Так пусть Христово Воскресение

Любовь и счастье принесёт!

Детские работы (слайд 23-24)

Используемая литература:
1. У.Ю.Бондарь, Л.Н.Герук «100 поделок из яиц». Ярославль «Академия развития», 2000г., 141стр.
2.В.Волина «Праздник БУКВАРЯ» Москва, 1996г.,380стр.
3.Журнал «Начальная школа» №3 1998г.

Программа «Юный актёр» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Основной целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Даная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет будущему первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим. Посещая театральный кружок, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида «Малыш»

Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности

«Юный актёр»

для детей 5 -7 лет

(срок реализации программы – 2 года)

Стародуб Светлана Михайловна,

воспитатель 1 квалификационной категории

р.п. Железнодорожный

2013 г.

Глава 1.Пояснительная записка…………………………………………….3

  1. Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр»……………………………………………………………………..4
  2. Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр»………………………………………………………………………………5
  3. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр»……………………………………………………………………..5
  4. Методологические положения программы……………………………5
  5. Ожидаемые результаты и способы их проверки………………………6
  6. Законодательно-нормативное обеспечение программы………………6

Глава 2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Учебно-тематический план………………………………………….....7

2.2. Календарно-тематическое планирование……………………………..7

2.3 Материально-техническое и методическое обеспечение……………16

Список литературы…………………………………………………………17

Приложение………………………………………………………………...18

Глава 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в ДОУ должны быть созданы условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я».

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. (Щёткин А.В., 2010г).

Исследователь И.Г.Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. (Мигунова Е.В., 2009).

  1. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);
  2. художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста;
  3. формирование эстетического вкуса;
  4. воспитание нравственных начал;
  5. развитие коммуникативных качеств личности;
  6. воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи.

Программа определяет важнейшие принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей дошкольного возраста;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Физическое развитие», «Познавательное развитие»), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра в театр.

  1. Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр»

Даная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет будущему первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим. Посещая театральный кружок, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

  1. Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

  1. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр»

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи программы:

  1. Создать условия для творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
  3. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
  4. Учить детей различать настроение, переживания, эмоциональные состояния персонажей.
  1. Методологические положения программы

Программа дополнительного образования «Юный актёр» разработана на основе авторской программы Чуриловой Э.Г. «Арт – фантазия».

Методы, используемые при организации занятий:

  1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или художественного произведения.
  2. Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
  3. Практический – импровизации, игры.

Занятия строятся по единой схеме:

  1. Введение в тему, создание эмоционального настроения (тренинг, психогимнастика).
  2. Театрализованная деятельность (в разных формах).
  3. Эмоциональное заключение.

Каждый ребенок имеет возможность, проявить себя в какой - то роли. Для этого используются разнообразные приёмы:

Выбор детьми роли по желанию;

Назначение на главные роли застенчивых детей;

Распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа).

Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет, срок реализации 2 года, 72 занятия.

Продолжительность занятия: 20 – 25 мин. – старшая группа (5 – 6 лет), 25 – 30 мин. – подготовительная группа(6 – 7 лет) . Занятия проводятся во 2- ю половину дня вне основных режимных моментов.

Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 10 – 15 человек.

Конечным продуктом обучения в театральной студии является спектакль.

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Критерии отслеживания:

  1. Владение выразительностью речи.
  2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц
  3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.

Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:

Диагностирование (см. приложение № 1.);

Театральные постановки;

Участие в конкурсах, праздниках;

Наглядная информация для родителей (фотоотчёты, презентации).

  1. Законодательно-нормативное обеспечение программы

При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и СанПином (Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13).

Глава 2. Содержание дополнительной образовательной программы

2.1. Учебно-тематический план

Специфика работы с детьми дошкольного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно – тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.

№ п/п

Наименования разделов

Количество часов

I год обучения

II год обучения

Введение в искусство

Основы актёрского мастерства

Культура и техника речи

Ритмопластика

Работа над репертуаром

Премьеры

Проведение праздников и развлечений

Всего часов:

  1. Календарно-тематическое планирование

I год обучения

Разделы

Задачи

1.Введение в искусство

Сентябрь: Знакомство с коллективом. Познакомить детей с искусством театра, театральными профессиями, театральной лексикой (афиша, сцена, занавес, кулисы, декорации, грим, зрительный зал.), правилами поведения в театре. Развивать интерес к сценическому искусству.

Чтение стихотворения

В.Василенко «Ты становишься зрителем»

Беседы о театре, театральных профессиях (актёр, режиссёр, костюмер, гримёр)

Презентации для детей «Всё о театре»

Загадки о театральных профессиях

Рассматривание иллюстраций «Виды театров», «Устройство театра»

Игра «И я тоже»

Игра «Птицы, на гнезда!»

Сентябрь – ноябрь:

Развивать внимание, память, мимику; учиться снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми.

Декабрь – февраль:

Развивать воображение и фантазию

Март – май:

Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать предметы. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами.

Этюды «Ой,ой,живот болит», «Три характера», «Вкусные конфеты», «Покупка театрального билета», «Утешение».

Сочинить этюд на тему: «Коллективный выход в театр»

Игра «Одно и то же по-разному».

Инсценировка «Спор овощей»,

«Кто сказал Мяу?» (по В.Сутееву)

Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» (разыгрывание диалога из сказки «Кто сказал «мяу»?» между щенком и собакой).

Игра «Превращение предмета».

Игра «Кругосветное путешествие».

Инсценировка «Колобок на новый лад».

Этюд «Запомни свою позу», «Заколдованный ребёнок», «Любитель-рыболов», этюд на воспроизведение черт характера «Страшный зверь».

Игра «Изобрази вкус яблока», «Руки-ноги».

Упражнение с предметами, упражнение со стульями. Этюды по русским народным сказкам («Колобок», «Теремок»)

Инсценировка: «Кто колечко найдёт?» по стихотворению С.Маршака

3. Культура и техника речи

Сентябрь – ноябрь:

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию, учить строить диалог.

Декабрь – февраль:

Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы радостно, грустно, удивлённо. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнёра.

Март – май:

Пополнять словарный запас. Развивать образное мышление. Подбирать к словам слова – действия и слова, противоположные по значению. Совершенствовать навык чёткого произношения.

Упражнения на произношение гласных и согласных.

Упражнения на развитие дыхания: «Одуванчик», «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок», «Фыркающая лошадка».

Игра «Вопрос – ответ»

Скороговорки «Шесть мышат в камышах шуршат», «Сшила Саша Сашке шапку».

Артикуляционная гимнастика «Хомяк», «Рожицы», на вытягивание губ «Хоботок».

Упражнения на дыхание «Насос», «Цветочный магазин», «Свеча»

Скороговорки (проговаривание в разном темпе)

Речевая пальчиковая игра со стихами «Кто приехал?», «Тра-та-та!»

Речевая игра с движением: «Курочка и цыплята» (сл.В.Берестова) , «Воробьи»

Упражнение «Прыгуны»

Пальчиковые игры со стихами «Дождик» (сл.А.Парунова), «Молоточек» (сл. Е.Руженцева), «Девочки, мальчики»

Речевая игра с движением «Петрушка», «Игра в дирижёра»

Проговаривание скороговорок и чистоговорок.

Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч».

Игра со скороговорками «Испорченный телефон».

4.Ритмопластика

Сентябрь – ноябрь:

Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражняться в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.

Декабрь – февраль:

Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

Март – апрель:

Развивать умение использовать разнообразные жесты.

Игры и упражнения «Самолёты и бабочки», «Мокрые котята»

П/игра «Пугало», упражнение «Медведи в клетке», игра «Веселые обезьянки».

Упражнение-пантомима «Лесная полянка».

Музыкально-пластические импровизации «Поварята», «Подарок»

Игры и упражнения: «Ёжик», «В царстве золотой рыбки», «Снежинки», «Не ошибись», «Поймай хлопок», «Шея есть, шеи нет», «Весёлая зарядка», «Цыплята».

Игры на напряжение и расслабление мышц «Снеговик», «Баба Яга».

Жесты: иди сюда – уходи, согласие – несогласие, плач – утешение, приветствие – прощание.

Игры на развитие двигательных способностей: «Конкурс лентяев», «Как живёшь?», «Бабушка Маланья», «Заводная кукла».

5. Работа над репертуаром

Сентябрь – май:

Учить сочинять этюды по сказкам, развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния пополнять словарный запас, образный строй речи.

Основные этапы работы:

6. Премьеры

Сентябрь – май:

Сентябрь – май:

Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников, развлечений. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к праздникам.

Участие детей в тематических мероприятиях «Праздник Осени», «Новогодние утренники», «Зимние каникулы», «Мамин праздник».

II год обучения

Разделы

Задачи

1.Введение в искусство

Сентябрь:

Углублять знания детей о театре как виде искусства, закреплять правила поведения в театре, посещение театра драмы и комедии г.Усть-Илимска

Рассматривание фотографий «Известные театры России»

Беседа – диалог «Зачем нужны декорации? Музыка? Что делает режиссёр? Что должен уметь актёр?».

Игра «Путешествие с театральным билетом», «Волшебная корзинка».

Изготовление афиш «Наши представления»

2.Основы актёрского мастерства

Сентябрь – ноябрь:

Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.

Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Декабрь – февраль:

Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Учить детей самостоятельно сочинять этюды.

Март – май:

Совершенствовать импровизационные возможности детей.

Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками.

Этюды: «Разное настроение», «Цветок», «Сердитый дедушка».

Общеразвивающие игры: «Запомни фотографию», «Летает – не летает», «Внимательные звери»

Упражнения: «Угадай, что я делаю?», «Превращение предмета»

Придумать свой рассказ на тему «Осень в лесу» (по желанию).

Этюды на выражение различных эмоций «Разное настроение» (на стихи Н.Померанцева).

Этюд на выражение отдельных черт характера «Карабас-Барабас».

Этюды в парах «Зеркало».

Этюд на воображение «Шкатулка».

Игры: След в след», «Кругосветное путешествие».

Сочинение этюдов: Знакомство, просьба, благодарность, угощение, покупка театрального билета.

Этюды по сказкам «Гадкий утёнок», «Красная шапочка», «Золушка».

Придумывание диалога к сказке «Театральная разминка».

Игры и упражнения: «Одно и тоже по - разному», «Воробьи – вороны».

3. Культура и техника речи

Сентябрь – ноябрь:

Развивать речевое дыхание. Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах.

Декабрь – февраль:

Тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Сочинять коллективно сказку, по очереди добавляя своё предложение.

Март – май:

Формировать чёткую грамотную речь. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.

Произношение скороговорок с разным темпом.

Речевая игра «У кого что внутри?» (стихи О.Вациетиса).

Речевая сказка-игра: «Про ёжика».

Игры «Испорченный телефон», «Снежный ком».

Упражнения «Больной зуб»,»Капризуля», «Колокольчики».

Игры: «Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Эхо», «Чудо лесенка»., «Прятки» (на развитие сценической речи, сл. З.Александровой).

Игры на развитие дыхания «Комарик»,

Пальчиковая игра «Кто живёт под потолком?» (сл. С.Черного).

Творческие игры «Сочини сказку», «Вопрос – ответ».

Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти.

Работа со скороговорками и стихами.

Игра «Подскажи словечко».

Речевая игра «Не шумите!» (сл.А.Кушнера), «Волшебный сон».

Творческие игры со словами «Фантазии о…», «Моя сказка».

4.Ритмопластика

Сентябрь – ноябрь:

Развивать умение владеть своим телом, напрягать и расслаблять мышцы. Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Декабрь – февраль:

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Март – апрель:

Развивать воображение и способность к пластической импровизации. Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста.

Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Осенние листья», «Буратино и Пьеро», «Баба Яга», «Снежная королева», «Марионетки».

Свободная двигательная импровизация «Волшебство осеннего луча» (муз. П.И.Чайковского «Вальс»).

Игры: «Не ошибись»,»Поймай хлопок», «Ритмический этюд», «Голова или хвост», «Зёрнышко», «Заводная кукла».

Жесты: Приглашающий, вопрошающий, отстраняющий, негодующий.

Игры: «В замке спящей красавицы», «Факир и змеи», «Умирающий лебедь».

Пластические движения под музыку «В деревне» (муз. К.Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»).

«Танец капелек» (на развитие творческого воображения, муз. и сл. Е.Гомоновой).

5. Работа над репертуаром

Сентябрь – май:

Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.

Продолжать работу над способностью детей, свободно и раскрепощено держаться во время выступлений.

Основные этапы работы:

Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость).

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком.

6. Премьеры

Сентябрь – май:

Выявление всех творческих способностей детей.

7.Проведение праздников и развлечений

Сентябрь – май:

Привлекать детей к активному участию в праздниках и развлечениях.

Участие детей в тематических мероприятиях «Праздник Осени», «Зимние каникулы», «Мамин праздник», «День смеха», «День защиты детей».

2.4. Материально – техническое и методическое обеспечение

1. Музыкальный зал

2. Учебно-методические пособия

3. Музыкальный центр

4. Ноутбук

5. Телевизор

6. А/диски и аудиотека на съёмном носителе

7.Видеоматериалы: сказки, детские спектакли

8. Презентации

10. Театральные костюмы

11. Маски

12. Атрибуты для игр

13. Мягкие игрушки

14. Книги со сказками

15. Ширма

16. Фотографии, картинки, иллюстрации.

Литература:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  2. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / - Волгоград: Учитель, 2008.- 153с.
  3. Власенко О.П. Ребёнок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4 – 7 лет / - Волгоград: Учитель, 2009. – 411 с.
  4. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека Воспитателя).
  5. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / - ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
  6. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Е. В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  7. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
  8. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – АМ.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 208с. с ил.
  9. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / - СПб.: Речь, 2007.- 224с.
  10. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. (Программа развития).
  11. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
  12. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 112с.
  13. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
  14. Ежемесячный познавательный журнал для детей «Отчего и почему» (статья «Дом, в котором живёт сказка» с.4) / главный редактор: Е.Бакурская, март 2001г.

Приложение №1

1.Владеет выразительностью речи:

Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Задание №1

Материал: скороговорка

Маша шла, шла, шла

И игрушку нашла:

Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушек,-

Кто потерял столько игрушек?

Методика проведения: предложить ребёнку повторить скороговорку.

Задание №2

Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитесь, отворитесь,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла…

Задание №3

Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.

Оценка результатов:

  • 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
  • 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
  • 1 балл

2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.

Задание №1.

Методика проведения:

Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

Задание №2.

Методика проведения:

Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.

Задание №3.

Методика проведения:

Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).

Задание №4.

Методика проведения:

На носочках я иду –

Маму я не разбужу.

Ах, какой искристый лёд,

А по льду пингвин идёт.

Оценка результатов:

  • 3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив.
  • 2 балла –
  • 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.

3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.

Задание №1. «Лисичка подслушивает»

Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.

Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

Задание №.2. «Вкусные конфеты»

Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

Задание №3. «Цветок»

Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Оценка результатов:

  • 3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
  • 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
  • 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.

светлана валентиновна
Программа дополнительного образования с детьми по театрализованной деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад № 5

ПРОГРАММА

Дополнительного образования по театральной деятельности

дошкольного возраста

«МИР ТЕАТРА »

Возраст воспитанников 4-7 лет.

Срок реализации программы 3 года .

Пояснительная записка

«Театр - искусство прекрасное.

Оно облагораживает, воспитывает

человека. Тот, кто любит театр по настоящему ,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты».

К. С. Станиславский

Целью современного образования , которое заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, важным направлением в развитии личности является формирование творческих способностей детей.

Особенностью современной ситуации в наше время- время стрессов, резких взлётов и ещё более резких падений в судьбах людей, стала «атмосфера» насыщенная отрицательными, тревожными, раздражающими явлениями (телевидение, пресса, мультфильмы и т. д.) .

Всё это не может не сказаться на здоровье детей, так как несёт разрушение в психоэмоциональной сфере ребенка, препятствует развитию целостного положительного восприятия мира.

Как уберечь его от страшной разрушительной силы? Как помочь ребёнку познать мир, накопить опыт общения, развить творческие способности, накопить мудрость?

Приобщение детей к театрализованной деятельности ставит перед собой цель попытаться решить некоторые из поставленных вопросов. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро всегда побеждает зло. Только играя в сказки, ребёнок может видоизменить окружающий мир, накопить опыт общения, познать мир взрослых. Таким образом , можно с уверенностью сказать, что театр имеет большое значение в жизни ребёнка. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации движения, развивает творческие способности и воображение . Театральная деятельность помогает эмоционально и физически разрядиться. Поэтому так важно приобщать ребёнка с самого раннего возраста к музыке, литературе, театру . Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

«Говорят, что первые шесть лет ребёнок приобретает треть того опыта, что он приобретёт за всю жизнь. Это не верно : неизмеримо больше!» М. Волошин («Откровение детских игр» ).

В настоящее время существуют программы по театральной деятельности дошкольников . Такой, например, является программа Н . Ф. «Театр - творчество - дети » . Реализация парциальной программы «Театр-творчество-дети » в полном объеме невозможна по ряду причин (в ДОУ нет театральных кукол : кукол-марионеток, тростевых кукол, верховых кукол на гапите и т. д.). В то же время, в программу Н . Ф. Сорокиной, включены такие разделы, как песенное творчество, танцевальное творчество, импровизация на музыкальных инструментах, а так как данные разделы в детском саду, в достаточном объеме и профессионально реализует музыкальный руководитель, то встала проблема составления адаптированной программы по приобщению дошкольников к театральной деятельности . Таковой и явилась предлагаемая адаптированная программа «Мир театра » . Из программы Н . Ф. Сорокиной «Театр - творчество-дети » взяты такие разделы как :

Основы кукловождения;

Основы актерского мастерства;

Основы кукольного театра ;

Основы драматизации.

Предлагаемая адаптированная программа «Мир театра » дополнена такими разделами , как :

История театра ;

Кто работает в театре ;

Правила поведения в театре ;

Знакомство с разными видами театральных кукол : пальчиковый театр , теневой, настольной деревянной и мягкой игрушки, театр ложек , фланелеграф, куклы «Живой руки» .

В детском саду «Журавушка» создана хорошая развивающая среда для творческого развития ребенка через театральную деятельность . Оборудована театральная студия : сцена, зрительный зал, зеркальная стена, театральные костюмы , ширма, куклы «би-ба-бо» , различные виды театр…

Основные отличия адаптированной программы «Мир театра » от других программ данной направленности :

1. Использование национально регионального компонента

2. Определение репертуара в соответствии с временами года

3. Драматизация с элементами кукольного театра

4. Знакомство с историей театра , с театральными профессиями , строением театра , правилами поведения.

Таким образом , реализация адаптированной программы «Мир театра » осуществляется в полном объеме.

Цель программы :

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства .

Задачи программы :

1. Развивать творческие способности детей средствами театральной деятельности (этюды, игры- драматизации, создание афиш, декораций, элементов костюмов, сочинение сказок, в импровизациях).

2. Расширять знания детей об окружающем мире : история театра , устройство театра , кто работает в театре , какие бывают театры , о разнообразии театральных кукол , декораций (уметь различать и называть их) .

3. Развивать речь дошкольника : пополнять и активизировать словарь детей, работа над дикцией, интонационной выразительностью, диалогической и монологической речью.

4. Воспитывать положительное отношение к культуре (сказки, мифы) .

5. Развивать гуманные чувства детей : адекватно реагировать, радоваться успехам других, огорчаться в случае неудачи, стремиться прийти на помощь, правильно оценивать свои поступки и поступки других.

1. Занятия.

2. Игры- занятия.

3. Игры- загадки.

4. Занятия- путешествия.

5. Игры- драматизации.

6. Совместная деятельность воспитателей и детей.

7. Самостоятельная детей.

8. Игры, упражнения, этюды.

Методы и приёмы :

1. Наглядно- слуховой.

2. Наглядно-зрительный.

3. Метод поисковой ситуации.

4. Игровой.

5. Оценочный метод.

6. Метод упражнения с усложнением.

7. Дидактический.

8. Словесный.

9. Метод умелого переключения с одного вида на другой.

Срок реализации адаптированной программы «Мир театра » 3 года.

Кружковые занятия проходят во вторую половину дня, по подгруппам. Количество детей в одной подгруппе десять человек. Время занятий кружка составляет в средней группе 20 минут, в старшей группе 25 минут, в подготовительной к школе группе 30 минут. Таким образом , продолжительность занятий по театральной деятельности соответствует СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий» .

Учебно-тематический план.

На 1-й год обучения (средняя группа)

п/п Разделы Количество часов

Теория Практика Всего

1 Вводное занятие 0.5 0.5 1

2 Мир театра 3 4 7

3 Основы кукловождения 1 3.5 4.5

4 Основы актерского мастерства 1 3 4

5 Основы кукольного театра 1 6 7

6 Основы драматизации 1 7.5 8.5

7 Региональный компонент 1 2 3

8 Итоговое занятие 0.5 0.5 1

Итого : 9 27 36

Раздел 1. «Вводное занятие» (1 час)

Теория 0.5 часа :

Знакомство с детьми , игра «Ау, мишка!»

Беседа «Где вы были, что вы видели?» , театре , что понравилось, что запомнили)

Практика 0.5 часа

Введение поклона в начале и в конце занятия.

Подвижная игра «Самолеты загудели»

Игра «Радуга настроений»

Раздел 2. «Мир театра » (7часов)

Теория 3 часа

1. История театра- 1 час .

Беседа с показом слайдов- с чего все начиналось, бродячие артисты, кукла- петрушка, театры древности , современные театры , чем похожи и чем различаются.

2. Кто работает в театре- 0 .5 часа

Беседа с показом иллюстраций, фото людей разных профессий, чем занимаются в театре , важность работы.

3. Как устроен театр (зрительный зал, раздевалка, буфет, сцена) - 0.5 часа

Беседа из опыта детей, просмотр презентации «Мир театра » .

4. Правила поведения в театре- 0 .5 часа

Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет, личный опыт.

5. Афиша, что это? – 0.5 часа

Беседа «Афиша, что это. Для чего нужна афиша» . Рассматривание настоящей афиши.

Практика 4 часа

1. Экскурсия в ОЦНК и СОК «Путешествие по театру » . Рассмотреть фойе, раздевалку, зрительный зал (сентябрь) - 2 часа

2. Разучивание стихов о театре , разгадывание загадок, кроссвордов- 0.5 часа

3. Рисование знаков по правилам поведения в театре- 0 .5 часа

4. Игры «Найди свое место» , «Радуга настроений» - 0.5 часа

5. Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического - 0.5 часа

Раздел 3. «Основы кукловождения» (4.5 часа)

Теория 1 час :

1. Познакомить детей с театральной ширмой , настольным театром деревянной игрушки , с приемами вождения кукол- 0.5 часа

2. Познакомить с пальчиковым театром , обучить приемам вождения пальчиковых кукол- 0.5 часа

Практика 3.5 часа :

1. Упражнения на освоение приемов кукловождения : «Мама гуляет» , «Две мышки» , «Дед и репка» , «Встреча лисы с зайцем» , «Беседа мышки с лягушкой» , «Пляска зверей» - 2 часа

2. Кукольный спектакль «Теремок» (взрослые показывают детям) – 0.5 часа

3. Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке» - 0.5 часа

4. Театральная игра «Теремок» с куклами пальчикового театра , «Пальчиковые игры» , «Массаж пальцев» – 0.5 часа.

Раздел 4. «Основы актерского мастерства» (4 часа)

Теория 1 час :

1. Беседа «Артист. Кто он? Какой он?» - 0.5 часа

2. Беседа, рассматривание фотографий, просмотр фрагмента сказки «Морозко» - художественный фильм – 0.5 часа

Практика 3 часа

1. Этюды на развитие внимания : «Будь внимателен» , «Запомни свое место» , «Флажок» , «Что изменилось» - 0.5 часа

2. Этюды на развитие эмоционально-выразительных движений :

«Это я! Это мое» , «Отдай» , «Сосульки» , «Шалтай - Болтай» , «Петрушка прыгает» - 1 час

3. Этюды на понимание эмоционального состояния человека и умение адекватно выразить свое настроение : «Удивление» , «Цветок» , «Северный полюс» , «Сердитый дедушка» , «Провинился» - 1 час

4. «Расскажи стихи руками» - 0.5 час

Раздел 5. «Основы кукольного театра » (7 часов)

Теория 1 час :

1. Просмотр ДVД мультфильм «Репка» , беседа по фильму - когда, где, с кем, почему произошло событие. Кто понравился из героев и почему – 0.5 часа

2. Рассказывание сказки мордовская сказка – 0.5 часа

Практика 6 часов

1. Рисование «Кем я хочу быть» по сказкам «Репка» , «Как собака себе друга искала» - 0.5 часа

2. Хороводная игра «Репка, репонька- вырастай крепонька…»

3. Танцевальная импровизация героев сказки- 0.5 часа

4. Разучивание ролей, нахождение выразительных движений, интонационной выразительности героев- 4 часа

5. Показ кукольного театра «Как собака себе друга искала» .

Раздел 6. «Основы драматизации» (8.5 часа)

Теория 1 час :

1. Беседа о профессии актера. - 0.5 часа

2. Просмотр фрагмента сказки «Морозко» , беседа «Почему можно сказать - хороший актер - 0.25 часа

3. Кукольный спектакль «У Зайчишки Новый год» , знакомство со сказкой, показывают взрослые – 0.25 часа

Практика 7.5 часа

1. Репетиционный период : разучивание ролей, нахождение образа героя- 5 часов

2. Изготовление пригласительных билетов и афиши для спектакля, изготовление

элементов костюмов, декораций с помощью родителей-1,5часа.

3. Показ сказки детьми-1час

Раздел 7. «Региональный компонент» (3 часа)

Теория 1 час :

1 Беседа 0театре . 5 часа

2. Знакомство с мифами и легендами Северных народов- 0.5 часа

Практика часа- 2 часа

1. Постановка этюдов на выразительность движений, эмоций - 1 час

2. Игры народов Севера – 0.5 часа

3. Просмотр мультфильма «Гора самоцветов» , о мудром вороне- 0.5 часа

8. Итоговое занятие (1 час)

Теория 0.5 часа

Викторина (что мы знаем, чем можем гордиться)

Практика 0.5 часа

Рисование «Что мне больше всего запомнилось»

Учебно-тематический план.