Ученые раскрыли секрет гениальности леонардо да винчи. "формирование гениальной личности младшего школьника на примере гения эпохи возрождения леонардо да винчи" Выдающимся скульптором его не назовёшь

Леонардо да Винчи - будущий гений эпохи Возрождения родился в 1452, а умер в 1519 году. Отец его Пьеро да Винчи был достаточно богатым землевладельцем и нотариусом, известным по всей Флоренции, зато его мать Катерина была простой крестьянкой, которая стала мимолетной прихотью богатого сеньора.

В официальном браке у Пьеро не было детей, и по этой причине Леонардо уже с четырех лет переехал к отцу с мачехой, а его мать поспешно выдали замуж за обычного крестьянина, выделив ей приличное приданое. Мальчик, будучи необыкновенно красивым, отличался достаточно приветливым характером и обладал незаурядным умом. Он сразу же стал всеобщим любимцем и баловнем. Положению его в семье немало способствовало то, что первые две жены Пьеро были бездетны, а третья жена, которая пришла в дом отца Леонардо, хотя и родила мужу одиннадцать детей (девять мальчиков и две девочки), однако никто из них не блистал «ни мечом, ни умом».

Когда Леонардо да Винчи исполнилось 14 лет его приняли учеником в мастерскую к Верроккьо, а в двадцатилетнем возрасте он уже был назван мастером. Леонардо жадно брался за многочисленные предметы, однако начав их изучать, сразу же прекращал, в том числе и музыку: он мастерски играл на лире. Однако, скорее всего, в основном, он учился у самого себя.

По воспоминаниям его современников, Леонардо «пел свои же импровизации совершенно божественно». А однажды он сам сделал особенно красивую лютню, придав ей особую форму в виде конской головы, украшенной серебром. А когда он начал на ней играть, то превзошел даже профессиональных музыкантов при дворе герцога Сфорца, «очаровав» вельможу на всю жизнь.

Создается впечатление, что Леонардо не был ни флорентийцем, ни итальянцем, ни ребенком своих родителей. А может он был неземным человеком? Будучи сверхгением начала эпохи итальянского возрождения, Леонардо вместе с тем был настолько странным, что вызывает у ученых даже не изумление, а благоговение и растерянность. Даже беглый взгляд на его возможности приводит человека в состояние шока: не может простой смертный, даже будучи особенно талантливым, быть одновременно и художником, и гениальным инженером, и скульптором, и химиком, и изобретателем, и физиком, и ученым, и филологом, и провидцем, и музыкантом, и архитектором, и фехтовальщиком, и пловцом, и наездником и многим-многим другим. Внешние данные Леонардо тоже не оставляют равнодушными: он был очень высок, строен и настолько красив с лица, что его прозвали «ангелом», при этом еще он был очень силен: будучи левшой, он спокойно мог правой рукой смять подкову.

Менталитет его сильно отличался от уровня его сверстников, современников, да и человечества вообще. Леонардо почти не высказывал никаких эмоций, что присуще обычным людям, он всегда сохранял абсолютное спокойствие, полностью владея своими чувствами. Наоборот, ему было присуще какое-то холодное бесчувствие. Он был равнодушен к человеческому добру и злу, не проявлял ни любви, ни ненависти, к прекрасному и уродливому, изучая все эти черты как нечто само собой разумеющееся, внешнее. Например, он не задумываясь помог завоеваниям Цезаря Борджиа - этого чудовища во плоти.

И наконец, Леонардо, как свидетельствуют очевидцы, был бисексуалом. Сегодня уже трудно сказать, почему этот прекрасный юноша, познавший тайну любви сначала с самыми красивыми флорентийками, сходившими с ума от высокого красавца, предпочел позже гомосексуализм. До нашего времени сохранился некий документ-донос, в котором Леонардо обвинен в гомосексуализме, который тогда считался запретным. Желающий остаться неизвестным обвиняет да Винчи и еще троих мужчин в активном разврате, совершенном над 17-летним Джакопо Салтарелли, который являлся братом некоего ювелира. Всем четверым угрожала смертная казнь - сожжение на костре.

Первое заседание суда,(состоявшееся в 1476 году 9 апреля) на котором были потребованы доказательства, ничего не дало за неимением таковых, поэтому оно было перенесено на седьмое июля. В этот день дело снова расследовали и вынесли оправдательный приговор.

В дальнейшем, уже будучи мастером, да Винчи окружил себя учениками, которые были одновременно и умны и красивы. И хотя, по мнению Фрейда, его любовь к ученикам проявлялась всего лишь платонически, однако это не всегда и не всем кажется правдоподобным.

Кем же был Леонардо? Если судить по его способностям и возможностям - то однозначно сверхчеловеком. К примеру, наброски полета птиц в его «Дневниках» моли быть выполнены только при наличии замедленной съемки. Дневники Леонардо да Винчи поражают своими странными фразами: обращаясь к самому себе на «ты», он отдает себе приказы и распоряжения как рабу или слуге: «прикажи себе показать…», «ты в своем сочинении должен показать…».

Создается впечатление, что в Леонардо одновременно сосуществовали две личности: одна из них была известна всем своей дружелюбностью, имела некоторые человеческие слабости, а другая была очень странной, скрытной, никому не известной, и именно эта вторая распоряжалась всеми его поступками, отдавая приказы.

Одной из способностей да Винчи был дар предвидения, который, вполне вероятно, был даже сильнее, чем у Нострадамуса. Небезынтересен тот факт, что устрашающие предсказания будущего в «Пророчествах» Леонардо да Винчи, которые вначале представляли из себя просто записи, на сегодняшний день либо уже были прошлым, либо это наше настоящее. Да Винчи писал: «Люди смогут говорить друг с другом из самых дальних стран и городов, отвечать друг другу…» - что это как не телефон. «Люди смогут ходить, не передвигаясь: говорить с теми, кого уже нет, и слышать тех, кто не может говорить…» - воспроизведение звука, телевидение. «Люди будут самолично и мгновенно переноситься по различным местам, при этом не двигаясь с места…» - телевизионное изображение. «Человек увидит себя падающим с больших высот без какого-либо вреда для него…» - прыжки с парашютом. «Будут сгублены многочисленные человеческие жизни, а на земле будут бесчисленные дырки…» - наверняка, речь идет о взрывах бомб и снарядов. Леонардо да Винчи предсказал даже полет в космос: «И водяные, и наземные животные поднимутся к звездам…».

«Будет много тех, у кого будут отниматься их маленькие дети, а потом заживо жесточайшим образом четвертованы!» - отдаленное указание на то, что органы детей используются в банке доноров.

Да Винчи использовал психотехнические специальные упражнения, которые восходили к эзотерической практике пифагорийцев и современным понятиям нейролингвистики, чтобы обострить свое мировосприятие, развив воображение и улучшив память.

Создается впечатление, что Леонардо отлично знал все тайны человеческого сознания, которое еще даже в современных людях полностью не реализовано. К примеру, спал Леонардо не как все люди по восемь часов, а по пятнадцать минут через каждые 4 часа, т.е. сократил свое состояние сна до полутора часов. Так он мог экономить 75% от времени своего сна, что значительно удлинило его жизнь с семидесяти до ста лет! Именно в эзотерических традициях применялись такие методы, но они всегда были сильно засекречены и вместе с другими мнемо- и психотехниками никогда не разглашались.

Практически все области охватывают открытия и изобретения Леонардо да Винчи(а их более 50-и!), полностью предугадывая все основные стадии развития современной цивилизации.

Вот некоторые из них:

В 1499 году к приезду в Милан короля Франции Людовика XII сконструировал и построил огромного механического и деревянного льва. Лев мог проделывать несколько шагов навстречу, а затем его грудная клетка распахивалась, и показывались его внутренности, битком «заполненные лилиями». Леонардо считается изобретателем ластов, подводной лодки, парохода и скафандра. Существует рукопись, в которой он совершенно четко доказывает возможность погружения без скафандра на достаточно большую глубину с помощью использования газовой особой смеси, секрет изготовления которой он осознанно уничтожил. Для изобретения этой смеси нужно быть достаточно осведомленным в процессах, происходящих в человеческом теле, которые в то время были совершенно не изучены, не говоря о биохимии в целом!

Это Леонардо впервые предложил на бронированные корабли устанавливать батареи огнестрельного орудия, именно он разработал идею броненосца, изобрел велосипед, вертолет, парашют, планер, танк, отравляющие газы, пулемет, дымовую завесу и увеличительное стекло, опередив Галилея на целых сто лет. Изобретения Леонардо да Винчи - это ткацкие станки, текстильные машины, подъемные краны, аппараты для создания иголок, арочные мосты, системы трубного осушения болот и т.д. Им же созданы и чертежи рычагов, воротов и винтов для поднятия больших тяжестей, того, чего в его время не было и в помине. Особенно поражает тот факт, что да Винчи подробнейшим образом описывает все эти механизмы и машины, хотя и создание их в то время было невозможно: ведь тогда о существовании шарикоподшипников и не подозревали, однако Леонардо знал об этом: в доказательство сохранился соответствующий чертеж.

Кажется иногда, что Леонардо просто спешил в этой побольше узнать, собирая информацию. Но что он потом с ней делал? Леонардо да Винчи после себя не оставил ответа на этот вопрос. Со временем даже живопись становится для него уже не такой значимой. Всему миру известны созданные им шедевры, но об одном рисунке, который хранится в Виндзоре, хочется особо поговорить: рисунок этот изображает какое-то не совсем земное существо, черты лица которого со временем несколько повредились, но удивительная красота этого лица все равно заметна. Особенно поражают в этом рисунке очень широко расставленные огромные глаза. И сделано это сознательно, тут нет никакой ошибки - эти глаза словно парализуют смотрящего. Общепринято, что это портрет Беатриче, тайной возлюбленной великого Данте, однако на земле нет анатомически так сложенных женщин…

Не менее странен и «Портрет самого себя, сделанный в преклонном возрасте», который хранится в Королевской библиотеке города Турина. На портрете нет даты, но по мнению экспертов, он написан где-то в 1512 году. Этот портрет не менее странен, чем портрет Беатриче: с разных ракурсов черты и выражение лица Леонардо предстает перед смотрящим по-разному, даже фотографии, сделанные при небольшом отклонении объектива, показывают абсолютно разного Леонардо - то меланхоличного, то высокомерного, то мудрого, то нерешительного, то дряхлого старца, то полного жизни мужчину и т.п.

Человечеству Леонардо да Винчи известен прежде всего как автор гениальных и бессмертных творений живописи, однако его близкий друг Фра Новеллара Пиетроделла говорил, что математика сильно отдалила Леонардо от живописи: только лишь просто вид кисти уже бесил его. Современники говорили, что Леонардо был еще и отличным фокусником и магом. Он мог создать из кипящей жидкости языки пламени, вливая в жидкость вино; мог одним ударом сломать трость, при этом не разбив стаканы, на которые была положена эта трость; слюнявить конец пера и писать на бумаге черным цветом. Все, что проделывал да Винчи, настолько поражало его современников, что они считали, что он служит «черной магии», тем более, что вокруг него постоянно находились достаточно странные и сомнительные личности, такие как Джовании Томазо Мазини, называвший себя Зороастром де Перетолой, который был одновременно и адептом тайных наук, и механиком, и ювелиром.

Леонардо да Винчи был активным человеком, он очень много ездил, вплоть до самой смерти. С 1513 года шесть лет он жил попеременно то в Риме, то в Павии, то в Болоньи, то во Франции. Во Франции он и умер в мае 1519 года. По словам современников он умер на руках у короля Франции Франциска I. Умирая, он просил прощения и у Бога, и у людей за то, что «что не смог для искусства сделать всего того, что мог бы еще сделать».

Леонардо да Винчи считается одним из талантливых художников итальянского Возрождения, однако последнее ни в коей степени не соответствует действительности: Леонардо да Винчи уникален! Никогда, ни до него, ни тем более после история не знает такого разностороннего и во всем гениального человека! Так кем же был великий Леонардо?…

В своей книге «Мозг Леонардо» доктор медицины Леонард Шлейн пытается разобраться в феномене исключительности Леонардо да Винчи и понять, как ему удалось достичь интеллектуального и творческого развития такого масштаба.

Публикуем главу, в которой ученый сравнивает искусство да Винчи с работами импрессионистов, абстракционистов и современных художников.

Первым, кто воскресил идеи Леонардо после почти 500-летнего периода, в течение которого художники подчинялись строгим правилам перспективы, композиции и выбора темы иобъектов для изображения, был Эдуард Мане. Мане оказался в авангарде нового поколения художников, получивших свои навыки за пределами влиятельной французской Академии изящных искусств.

В 1859 году 27-летний художник встал перед своими картинами и уничтожил все, что успел создать к этому моменту. Ошарашенным друзьям он заявил: «Отныне я буду принадлежать своему времени и работать только с тем, что вижу». Однако его новые работы были очень плохо приняты. Большинство критиков, за некоторым исключением, резко отзывались о них, называя уродливыми и топорными.

Во Франции в то время успех художника сильно зависел от того, удалось ли получить из рук почтенных седобородых старцев Академии, входивших в жюри ежегодного Парижского салона, заветную возможность представить свое творчество на этом долгожданном публичном мероприятии.

Перемены уже витали в воздухе, и многие молодые художники открыто критиковали процесс отбора, подозревая, что жюри сильно настроено против них. В 1863 году возмущенная постоянными отказами группа молодых художников демонстративно организовала свою выставку, получившую название Салон отверженных.

Эдуард Мане, «Завтрак на траве»

Мане представил на ней несколько крупных работ, но центральное место заняла его картина «Завтрак на траве». Это было крайне эпатирующее полотно. Мане изобразил свою любимую модель Викторину Меран беспечно сидящей на покрывале для пикника полностью обнаженной, к тому же беззастенчиво уставившейся на зрителя. Около нее двое мужчин в деловых костюмах очем-то беседуют.

Мало того, они не только не замечают голой женщины рядом, но даже не смотрят друг надруга. Критики разнесли картину в пух и прах. Люди приходили и смеялись над ней. Несмотря на это, «Завтрак на траве» собрал больше всего зрителей и получил множество отзывов впрессе. Критики упрекали картину в том, что она не живописна и не несет какой-либо нравственной, мифологической, исторической или религиозной идеи.

Среди прочих художественных грехов Мане отмечали и не соблюдение правил построения перспективы. С учетом перспективы получалось, что рост купающейся женщины должен был составлять околотрех метров. К тому же Мане слишком вольно обошелся с направлением источника света и положением теней. Критики связывали это сотсутствием классического образования в Академии изящных искусств или с недостатком таланта.

Однако на самом деле Мане был искусным рисовальщиком и отлично знал все тонкости изображения перспективы. Он сознательно не стал их использовать, чтобы привлечь интерес к картине. Отношение к искажению перспективы роднит Мане с Леонардо. Оба художника отлично понимали, что оптические трюки могут придать картине драматизм. В этом смысле оба художника, каждый в свое время, ознаменовали начало и конец эпохи перспективы в западном искусстве.

В книгах по истории искусства неоднократно описывается шумиха вокруг «Завтрака на траве», но мало кто знает, что на соседней стене Мане разместил столь же возмутительную работу: «Мадемуазель В. в костюме матадора» (1862). Посетители выставки ходили от одной стены к другой, и сопоставление одной и той же модели в обнаженном виде и переодетой в мужской костюм, при этом наиболее мачистский из всех мыслимых, усиливало их впечатление. (Как мы увидим дальше, прием половой неопределенности эксплуатировал и Леонардо.)

Мане этого оказалось недостаточно: он усилил замешательство зрителей, лишив свою матадоршу опоры под ногами. Судя по заднему плану, она находится на арене для боя быков, но по картине нельзя понять, где именно мадемуазель стоит. Такое впечатление, что она почти парит в воздухе! На многих картинах Мане изображал одинокую фигуру- и тоже с минимальными или противоречивыми намеками на перспективу («Флейтист», «Женщина с попугаем» и «Мертвый тореадор»). Так же, как в случае портрета женщины-матадора, глядя на эти полотна, зритель не может точно определить, каково взаиморасположение фигур переднего и заднего планов.

Последняя картина Леонардо- «Иоанн Креститель» (подробно она будет рассмотрена в одной из следующих глав), полностью лишенная заднего плана, вообще не позволяет определить, где стоит святой. После Леонардо до Мане не было художников, изображавших фигуры без заднего плана.

Эдуард Мане, «Мадемуазель В. в костюме Эспады»; Леонардо да Винчи, «Иоанн Креститель»

В начале 1870-х годов возможность носить краски с собой и изобретение складного мольберта привели французского художника Клода Моне к идее отказаться от студии и отправиться на природу, чтобы писать свои объекты и пейзажи на пленэре (отфр. en plein air- «на открытом воздухе»). Такая смена рабочей обстановки была поистине революционной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Опасная радиация: как Wi-fi излучения влияют на организм

Вместо того, чтобы планировать, изучать, трудиться над подготовительными зарисовками и строить композицию внутри зачастую плохо освещенной студии, Моне предпочел работать на природе, стараясь запечатлеть увиденные сцены и пейзажи в естественных условиях. Моне старался передать на холсте краткий миг первого впечатления (фр. impression), поэтому критики назвали это направление импрессионизмом.

В предыдущие несколько столетий не было художников, которые экспериментировали с такой техникой. Но разве рисунок тосканской местности, сделанный Леонардо да Винчи на открытом воздухе в 1473 году, не может считаться первой импрессионистской работой в западном искусстве? Леонардо предвосхитил это важное направление в живописи конца XIX века на целых четыре столетия.

Еще одним гигантом среди живописцев эпохи конца века (Fin de siecle) был Поль Сезанн. В конце 1880-х годов он начал серию натюрмортов, которые заметно отличались от того, что делали западные художники ранее. Зрители и критики стояли перед его картинами, непонимая, как их «читать».

Проблема заключалась в том, что они пытались рассматривать работы Сезанна в рамках ограниченных представлений, которые считались нормой на протяжении сотен лет. Каждый предмет композиции Сезанн словно бы показывал под другим углом. В сущности Сезанн предоставлял зрителю возможность смотреть на натюрморт одновременно с разных точек зрения. Такое причудливое понимание правил перспективы подготовило почву для более радикальных изменений.

Поль Сезанн, «Натюрморт с баклажанами», «Натюрморт с гипсовым Купидоном»

В 1904 году 22-летний испанский художник Пабло Пикассо переехал в Париж, где объединился сдругим молодым художником Жоржем Браком. Вместе они потрясли мир искусства до самого основания, придумав новый взгляд на живопись, отказавшись абсолютно от всего, что было ранее.

Пикассо решительно заявлял: «Мы должны уничтожить современное искусство». Художественный критик Луи Воксель осуждал новый стиль Пикассо и Брака и ехидно называл их картины нагромождением «маленьких кубиков». Так появилось название «кубизм». Хотя большинство критиков поначалу холодно приняли этот стиль, кубизм произвел фурор в художественном мире.

Критики попеременно, то раздражались, то разливали елей, находя признаки кубизма даже у раннего Сезанна, хотя ничего подобного не могло быть в работах никаких предыдущих художников. Однажды в поезде сосед по купе спросил Пабло Пикассо, почему он не рисует людей так, «как они выглядят в реальности». Пикассо поинтересовался, что он понимает под этим. В ответ мужчина показал фотокарточку и сказал: «Это моя жена». Пикассо ответил: «Неужели она такая маленькая и плоская?»

Вероятно, никак не рассчитывая обнаружить, что был некий художник, предвосхитивший кубизм еще в эпоху Возрождения, критики не заглядывали далеко в прошлое. Между тем Леонардо, как и Сезанн, Пикассо и Брак, чувствовал ограничения монокулярного взгляда, неизбежного при использовании правил перспективы.

Он искал способы показать взгляд на один и тот же объект одновременно с многих сторон. Ему нужна была возможность наилучшим образом показать взаимоотношения между частями, составляющими одно целое. Потребность прибегнуть к такому оптическому приему была вызвана анатомическими вскрытиями, проводимыми Леонардо.

Он был первым художником, который всесторонне проиллюстрировал внутренние органы человеческого тела. Хотя эти рисунки носят лишь технический характер, они по всем стандартам могут считаться шедеврами искусства, имногие искусствоведы не колеблясь именно так их и называют.

Пабло Пикассо, «Девушка с мандолиной»; Леонардо да Винчи, анатомические рисунки.

Леонардо изобрел метод покомпонентного изображения объекта, разрешив тем самым проблему одновременного отражения различных сторон анатомических особенностей и взаиморасположения соседних структур. Он рисовал на странице один и тот же предмет немного с разных ракурсов, так чтобы зритель мог представлять себе одновременно несколько его сторон.

Между рисунками Леонардо и кубистскими картинами Пикассо и Брака есть необъяснимое сходство. В основе этих работ лежит принцип описания истинной сущности объекта…

Это направление искусства Леонардо больше отражало его научные интересы, в отличие от кубистов, которые стремились к художественной деформации знакомых предметов. Анатомические рисунки Леонардо, натюрморты Сезанна, кубистские полотна Брака и Пикассо- все это были попытки изобразить зримый мир по-новому, освободившись от оков могущественной перспективы.

Все их находки были великолепны и революционны, и все они опирались на один и тот же принцип. Долгие столетия после Леонардо, вплоть доначала XX века, никто не занимался этой проблемой. Еще одно сходство между нововведениями Сезанна и Леонардо касается стремления Сезанна уловить сущность горной гряды Сент-Виктуар в Провансе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дробная диета: как сбросить от 3 до 5 кг в месяц

Он понимал, что, изображая гору только с одного ракурса, нельзя передать ее красоту. Начиная с 1890 года и до самой смерти в 1906 году Сезанн создавал серию видов горы с разных точек. Впечатление от объединения всех этих картин должно было позволить зрителю получить целостное представление о горе.

Никто из западных художников ранее не пытался показать таким образом разные стороны одного и того же объекта. Никто, кроме одного. Четырьмя столетиями ранее Леонардо придумал способ сделать подобное. На своем анатомическом рисунке он разместил последовательные изображения одного и того же плеча в разных ракурсах.

Поль Сезанн, «Гора Сент-Виктуар»

Художник Василий Кандинский, родившийся в России и живший в Европе, предложил новый подход, который стал ведущим в искусстве XX века. Своим открытием, как это часто бывает и в искусстве, и в науке, он был обязан счастливому случаю, но прорыв, который последовал, был подготовлен тем, что люди уже готовы были взглянуть намир по-новому.

В 1910 году, работая в одиночестве в своей мастерской, Кандинский отчаянно пытался приблизить изображение на холсте к тому образу, что был у него в голове. Наконец, расстроенный, он решил сделать перерыв и пойти прогуляться. Без особой причины перед уходом он положил картину боком.

Василий Кандинский, «Поперечная линия»

Вернувшись позже, Кандинский, погруженный в размышления на какую-то постороннюю тему, задержался в дверях студии и, подняв глаза, вдруг увидел свою незаконченную работу. Мгновенье он стоял, озадаченный, неузнавая картину. Затем вспомнил, что перед уходом сам повернул ее на 90°.

Поразмыслив, Кандинский понял, что его заворожило состояние, когда он несмог понять, что изображено на картине. Он поэкспериментировал с полотном, то ставя его правильно, то обращая боковой стороной вниз. Наконец Кандинский заключил, что картина становится более интересной, когда в ней не тугадывается знакомое изображение. Так появился абстракционизм.

Леонардо тоже интересовался особенностями абстрактного рисунка. В своем трактате о живописи, который был опубликован только в 1651 году, он писал о методе «побуждения ума живописца к новым изобретениям». Он советовал художникам: это бывает, если ты рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; сподобными стенами и смесями происходит тоже самое, что и со звоном колокола,- в его ударах ты найдешь любое имя или слово, какое ты себе вообразишь.

После Второй мировой войны в США сформировался новый тип абстрактного художника. Джексон Поллок, идеолог и один из ведущих авторов абстрактного экспрессионизма, поставил перед собой грандиозную задачу: запечатлеть на холсте сущность процесса создания картины. Процесс живописи подразумевает художника, который держит в руке кисть или что-то похожее и методично наносит на поверхность мазок за мазком. А как отразить суть движения на полотне, которое в конечном счете остается статичным? Решение Поллока было поистине гениальным: он отказался от использования кистей, а холст растянул на полу. Обычно аккуратное движение кисти ипальцев художник сделал размашистым: он разбрызгивал, поливал и метал краски нахолст. Врезультате получался цветной узор, который, несмотря на всю свою хаотичность, обладал какой-то странной целостностью и красотой.

Критики высоко оценили революционные достижения абстракционистов, отметив, что в эту область не забирался ранее ни один западный художник. Но не упускают ли они из виду нечто важное? Под конец жизни Леонардо начал экспериментировать с искусством, лишенным знакомых образов.

Будучи в подавленном состоянии из-за многочисленных неудач, проблем со здоровьем и прочих неприятностей, Леонардо стал размышлять о том, что будет, когда наступит конец света. Он начал серию апокалипсических рисунков тушью, на которых изобразил великий потоп, смывающий все зло, которое, по мнению Леонардо, неразрывно сплелось с человечеством.

В этих фантастических рисунках Леонардо стирает грань между предметами и рельефом. Стены падающей воды, затопившей мир на этих рисунках, оказываются удивительно похожими на»Осенний ритм (номер 30)» Поллока. Более того, Леонардо советовал другим художникам бросать губку, смоченную краской, в стену, предвосхитив способ Поллока.

Джэксон Поллок, «Осенний ритм (номер 30)»; Леонардо да Винчи, «Потоп»

Леонардо оставил после себя огромное число незаконченных работ. У искусствоведов есть много правдоподобных гипотез по поводу этой странной привычки. Одна из таких догадок не могла прийти в голову до наступления эпохи современного искусства. Если работа над холстом незавершена, зритель может домыслить ее с помощью своего воображения.

Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

"Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод…"

Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. Куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством. Леонардо да Винчи. Великий, загадочный, притягивающий. Такой далекий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере, в XIII столетии. Воспитывался Леонардо в доме отца. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние пятьсот лет, и сейчас чуть ли не самые живописные в Италии. Отец заметил и приняв во внимание высокий полет дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Пораженный теми огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок.

Картина Мадонна в гроте. 1483-86

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни. Леонардо да Винчи

Картина Мона Лиза (Джоконда). 1503-04

К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера - картины Джоконда. До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: "Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам".

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.

Картина Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). 1478

Думая, что я учусь жить, я научился умирать.

Картина Мадонна Литта. 1490

Картина "Мадонна с гранатом". 1469

Картина Мадонна. 1510

Картина Дама с горностаем. 1483-90

Картина Портрет Жиневры де Бенчи. 1474-76

Картина Благовещение. 1472-75

Тайная вечеря. 1498

Картина Иоанн Креститель. 1513-16

Голова женщины. 1500?

«Витрувианский человек». 1487

Дева Мария с ребёнком и Св.Анна

Портрет музыканта

Величайший ученый своего времени, Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания.Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже 555 лет спустя после его рождения. Как ни странно, лишь одно изобретение да Винчи получило признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета, который заводился ключом. Сначала этот механизм был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно в кавалерии, что даже отразилось на конструкции латы: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке. Но, как это часто бывает, признание к гениям приходит спустя века: многие его изобретения были дополнены и модернизированы, а сейчас используются в повседневной жизни. Например, Леонардо да Винчи создал устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам. У этого изобретения очень широкий спектр применения: от разжигания печей до … вентиляции комнат.Он получил домашнее образование, виртуозно играл на лире, первым объяснил, почему небо синее, а луна такая яркая, был амбидекстром и страдал дислексией.Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев - гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. 8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки. В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и невзлюбившие Леонардо. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические "чудеса". Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо "работал на себя", занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения. В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг. Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою "Тайную вечерю" на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. 22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай - "Демон"). Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо.
После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем. По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием. К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).

Если вам довелось летать, то впредь вы будете ходить по земле, обратив глаза к небу, ибо там вы были и туда вы будете стремиться всегда.

Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи - гений, чьи изобретения, безраздельно принадлежат как прошлому, настоящему, так и будущему человечества. Он жил, опережая время, и если хотя бы малая часть того, что он изобрел, была воплощена в жизнь, то история Европы, а возможно и мира, была бы другой: уже в 15 веке мы разъезжали бы на автомобилях и пересекали бы моря на подводных лодках. Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя века после его рождения.

Представляю вашему вниманию пару изобретений Леонарда да Винчи: Военная техника, Летательные аппараты, Гидравлика, Различные механизмы.

Наиболее дерзновенной мечтой Леонардо-изобретателя, без сомнения, был полет человека. Одной из самых первых (и самых известных) зарисовок на эту тему является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета. Леонардо предлагал сделать из тонкого льна, пропитанного крахмалом, воздушный винт диаметром 5 метров. Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу. Современные специалисты утверждают, что мускульной силы четырех человек не хватило бы для поднятия данного устройства в воздух(тем более что даже в случае подъема эта конструкция стала бы вращаться вокруг своей оси), однако если бы в качестве "двигателя" использовалась, например, мощная пружина, такой "вертолет" был бы способен на полет - пускай и кратковременный.

После долгого и внимательного изучения полета птиц, которое он начал еще во время пребывания в Милане, Леонардо спроектировал в 1490 г., а возможно, и построил первую модель летательного аппарата. Эта модель имела крылья, как у летучей мыши, и с ее помощью, используя мускульные усилия рук и ног, человек должен был полететь. Теперь мы знаем, что в такой постановке задача неразрешима, потому что мускульной энергии человека для полета недостаточно.

Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: "Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела".

На рисунке изображен аппарат для дыхания под водой с деталями клапанов для забора и выпуска воздуха.

Плавательные перепончатые перчатки.Для ускорения плавания ученый разработал схему перепончатых перчаток, которые со временем превратились в общеизвестные ласты.

Водолазный костюм. С проблемой нахождения человека подводой был связан проект водолазного костюма Леонардо. Костюм изготавливался из водонепроницаемой кожи. Он должен был иметь большой нагрудный карман, который заполнялся воздухом для увеличения объема, что облегчало подъем водолаза на поверхность. Водолаз у Леонардо был снабжен гибкой дыхательной трубкой.

Спасательный круг.Одна из самых необходимых вещей для обучения человека плаванию - спасательный круг. Это изобретение Леонардо осталось практически без изменений.

Система для хождения по воде.Система хождения по воде, созданная Леонардо, включала в себя плавательные ботинки и шесты.

Оптика была популярна во времена Леонардо и имела даже философский оттенок. Здесь представлено несколько машин для изготовления зеркал и линз. Вторая сверху предназначена для создания вогнутых зеркал, третья - для их шлифовки, четвертая - для производства плоских зеркал. Первая и последняя машины дают возможность шлифовать зеркала и линзы, делать их поверхность гладкой, одновременно преобразуя вращательное движение в переменное. Известен также проект (выполненный Леонардо между 1513 и 1516 г. во время его пребывания в Риме) большого параболического зеркала, имеющего множество граней. Он был задуман для нагревания котлов в прачечной путем концентрации солнечной энергии.

Лучше быть лишенным движения, чем устать приносить пользу.

Леонардо да Винчи.

Миланский музей науки и техники Леонардо да Винчи самый большой в Европе. Леонардо да Винчи известен тем, что создал идеальный образ человека и выразил идеал женской красоты в своей картине «Мона Лиза», написанной в 1503 году. Леонардо да Винчи, чаще известный лишь как художник, был гением, сделавшим многочисленные открытия, разработавшим инновационные проекты, проводивший исследования в области точных и естественных наук, в том числе математики и механики. Леонардо от руки исписал более 7 тысяч листов в процессе разработки своих проектов.Леонардо да Винчи сделал открытия и догадки практически во всех областях знаний, а его записки и наброски рассматриваются как листы из натурфилософской энциклопедии. Он стал основателем нового естествознания, которое делало заключения на основе экспериментов. Любимым предметом Леонардо была механика, которую он называл «раем математических наук». Леонардо считал, что разгадав законы механики, можно узнать тайны мироздания. Посвятив много времени изучению полета птиц, он стал разработчиком и создателем некоторых летальных аппаратов и парашюта. Попав в музей Леонардо да Винчи, вы погрузитесь с мир интереснейших открытий, которые заставят вас задуматься о бесконечности и изобретательности человеческого разума.

Чем только не увлекался Леонардо! Невероятно, но в числе его интересов были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Леонардо изобрел несколько кулинарных приспособлений, облегчающих жизнь поваров. Это устройство для колки орехов, хлеборезка, штопор для левшей, а также механическая давилка для чеснока "леонардо", которой по сей день, пользуются итальянские повара. Кроме того, он придумал автоматический вертел для жарки мяса, к вертелу было присоединено подобие пропеллера, который должен был вращаться под действием потоков нагретого воздуха, идущих вверх от огня. К ряду приводов длинной веревкой был прикреплен ротор, усилия передавались на вертел с помощью ремней или металлических спиц. Чем сильнее разогревалась печь, тем быстрее вращался вертел, что предохраняло мясо от подгорания. Оригинальное блюдо "от Леонардо" - тонко нарезанное мясо, тушеное с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
Леонардо да Винчи - гениальный художник, замечательный экспериментатор и выдающийся ученый, воплотивший в своей деятельности все наиболее прогрессивные тенденции Ренессанса. Все в нем поражает: и совершенно необычайная разносторонность, и сила мысли, и научная пытливость, и практический склад ума, и техническая изобретательность, и богатство художественной фантазии, и выдающееся мастерство живописца, рисовальщика и скульптора. Отразив в своем творчестве наиболее прогрессивные стороны Возрождения, он стал тем великим, подлинно народным художником, чье историческое значение далеко переросло рамки его эпохи. Он смотрел не в прошлое, а в будущее.

Леонардо да Винчи принадлежит к тем людям, которых по праву называют титанами Возрождения. Многообразие его интересов и талантов поражает. Стремясь к совершенству в живописи, он изучал анатомию; стараясь достигнуть успехов в инженерном деле, он предложил множество изобретений, которые опережали свое время на несколько веков, материал для них черпал в живой природе. Для строительства мостов и статуй он использовал математику, которой поверял и музыку. Леонардо казался живым воплощением идеи универсального человека-идеала итальянского Ренессанса. Его называли служителем дьявола и божественным духом, итальянским Фаустом и чародеем. Так кем же он был?

Полное имя гения звучит так: Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи. Но родился он, быть может, не в самом этом флорентийском городке, а поблизости, в селении Анкиано 15 апреля 1452 г. Его родители - молодой нотариус Пьеро и крестьянка Катарина - не были женаты, и вскоре заключили брачные союзы с другими людьми. Несколько лет мальчика воспитывала мать, а потом отец забрал сына в свою семью. Считается, что Леонардо всю жизнь старался воссоздать образ матери в своих живописных трудах. Отец пытался приобщить Леонардо к юриспруденции, но вскоре понял, что у мальчика другая судьба, и отдал его в ученики к знаменитому флорентийскому художнику Вероккьо. В 1480 г. у Леонардо уже была собственная мастерская. Через два года его пригласили в Милан, ко двору Лодовико Сфорца.

Здесь он начал работу над конным памятником Франческо Сфорца. В 1495-1498 гг. создал знаменитую фреску «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария делла Грацие в Милане.
Времена были неспокойными, из-за династической распри страна оказалась на много лет полем боя. В 1499 г. Милан захватили французские войска, и модель памятника Сфорца
была сильно повреждена. В 1502 г. Леонардо предложил свои услуги архитектора и военного инженера кардиналу Чезаре Борджиа, но уже через год возвратился в Милан, чтобы служить французскому королю Людовику XII, под чьим контролем находился в то время север Италии.

В 1512г. Леонардо переехал в Рим, под покровительство папы Льва X. А в 1 51 б г. принял приглашение нового короля Франции Франциска I и переселился во Францию, где и умер три
года спустя. Он был похоронен в замке Амбуаз. На его могильной плите выбили надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Так что Франция считала гения своим. Благодаря этому переезду именно во Франции оказалась, пожалуй, самая загадочная картина Леонардо - «Мона Лиза», или «Джоконда». Художник Джоджо Вазари сообщает, что в 1503 г. флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо заказал Леонардо портрет своей жены Лизы Герардини. По непонятной причине Леонардо не отдал картину заказчику, а увез ее с собой во Францию. Этот поступок пытаются объяснить тем, что на картине изображена вовсе не Мона Лиза. Думают, что это Екатерина Сфорца, дочь миланского герцога, маркиза Мантуи Изабелла д’Эсте, или же герцогиня Костанца д’Авалос, возлюбленная Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо. Думают также, что художник вообще изобразил идеальную женщину, чтобы воплотить свои идеи, высказанные в трактате о живописи. Подругой, весьма распространенной, версии Джоконда - автопортрет самого Леонардо. Однако скорее всего, он все же написал именно Мону Лизу, потому что сегодня живы люди, принадлежащие к тому же роду, очень похожие на нее.

Но в любом случае эта картина, как и другие творения великого художника, свидетельствует о его неоценимом вкладе в искусство. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику, в том числе воспроизвел сфумато-дымку между зрителем и изображенным предметом, смягчающую цветовые контрасты и линии. Однако это была лишь одна из граней его таланта. Сам Леонардо считал себя прежде всего инженером. Правда, только одно его изобретение было признано при жизни - колесцовый замок для пистолета. Старая конструкция приводила к появлению открытого огня. Это демаскировало стрелка. Леонардо изобрел курок с зажатым кусочком кремня, под курком располагалось колесико. Специальным ключом заводилась пружина, после нажатия на крючок колесико приводилось в движение, курок опускался на него, и в результате трения возникала искра.

Леонардо да Винчи интересовали также проблемы полета. Сначала Леонардо надеялся разработать конструкцию крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека.

Однако опыты были неудачными. Затем он пришел к мысли о постройке аэроплана, где человек будет иметь большую свободу действий. Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлета и посадки. На вертикальном «орнитоптере» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа. Он писал: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких
ног; а когда он в полете, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… та к надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами… Чтобы увидать летание четырьмя крыльями, пойди во рвы Миланской крепости, и ты увидишь черных стрекоз».

Но не только это занимало гения. В 1485 г., после страшной эпидемии чумы в Милане.Леонардо предложил властям проект идеального города. Город должен был состоять из 10 районов по 30 тыс. жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади. Лодовико Сфорца проект отклонил. Но через несколько столетий власти Лондона признали предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдали приказ следовать им при разбивке новых улиц. А не так давно в Норвегии был построен мост по проекту Леонардо, который он в 1501 г. предлагал турецкому султану Баязету.

Это лишь некоторые примеры из обширного наследия Леонардо. Сам он не публиковал свои работы. После него остались многочисленные эскизы, чертежи, заметки по живописи, инженерному делу, естествознанию, философские рассуждения. После смерти мастера его друг и ученик Франческо Мелыди выбрал отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи». После смерти Франческо Мельци рукописи исчезли. Спустя несколько веков то тут, то там стали появляться разрозненные фрагменты. И не сразу потомки осознали, что все эти заметки по разным областям знаний принадлежат одному человеку. На сегодняшний день известно более 9 тыс. страниц, исписанных рукой Леонардо. Является ли неразрешимой загадкой его универсальность?

Возможно Вам будет интересно:



  • Жанна д"Арк - была ли сожжена Орлеанская дева?

Цитаты : 1. Счастье достается тому, кто много трудится. 2. Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения. 3. Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит. 4. Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок. 5. Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. 6. Критикуя, критикуй мнение, а не его автора. 7. Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет. 8. Живопись- это поэзия, которую видят, а поэзия- это живопись, которую чувствуют. 9. Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину. 10. Глаз меньше ошибается, чем разум.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Леонардо — великий итальянский художник эпохи Возрождения, скульптор, архитектор, инженер и ученый, изобретатель, анатом, ботаник, музыкант, писатель, философ и полимат.
Основной вклад (чем известен): Леонардо является наиболее разносторонне одаренным человеком, из когда-либо живших на земле и всеобще признан как наиболее универсальный гений всех времен. Его широкий круг интересов и способностей делает его архетипом человека эпохи Возрождения. Он был основоположником стиля Высокого Возрождения и оказал огромное влияние как на своих современников так и на современных художников. Автор Моны Лизы (Джоконды) и Последней Вечери.
Вклады:
Художник и скульптор. Леонардо был, и в настоящее время известен, прежде всего как художник. При этом он единодушно признается одним из величайших художников всех времен.
Одной из ранних работ Леонардо был портрет Жиневры де Бенчи (1474-1478), который был написан в флорентийской мастерской, во время его ученичества у Андреа Верроккьо. В 1478 году Леонардо стал независимым мастером. Его первой работой был алтарь для часовни Палаццо Веккьо, в флорентийской ратуши, который никогда так и не был завершен. Среди его ранних работ были Благовещение (1475-80), так называемая Мадонна Бенуа (1478). Его первая большая картина, «Поклонение волхвов», которую он начал в 1481 году, также осталась незавершенной, потому что в следующем году он переехал в Милан.
Работая в Милане в период (1482-1499), Леонардо создал несколько своих самых известных работ. Ему было поручено написать Мадонну в Гроте для Братства Непорочного Зачатия. Существуют две разные картины с практически одинаковым сюжетом, одна из которых сейчас находятся в Лувре, была написана в 1483-1486 годах и другая в Национальной галерее в Лондоне (1495-1508). В 1485 году Леонардо создал «Витрувианского человека», который сегодня рассматривается как культурная икона. В 1488-1490 годах Леонардо да Винчи написал свои известнейшие картины — Даму с горностаем и Мадонну Литту. Знаменитая фреска Леонардо «Тайная вечеря» для монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане была начата в 1495 и завершена в 1498 году.
Когда в 1500 году Леонардо вернулся во Флоренцию, он создал ряд своих наиболее выдающихся шедевров. В своих произведениях этих лет, он сосредотачивал внимание на изображении человеческой жизненной силы, например как в картине Леда и лебедь (1502). Его великая работа Мона Лиза (ок. 1503 — 1506), представляющая портрет жены флорентийского купца. Загадочная и неоднозначная полуулыбка Джоконды является одной из отличительных черт картины.
Эта работа наряду с Тайной вечерей, рассматривается как самый известный и выдающийся шедевр всех времен.
Среди картин, которые он создал в данный период были Мадонна и младенец со святой Анной (1508-1509) и Бахус (1513-1515). Эти работы являются примером нового стиля Леонардо туманного- сфумато, представляющего тонкие переходы тонов. В 1513 году он создал загадочную картину молодого Св. Иоанна Крестителя, а также один из своих самых известных рисунков Автопортрет (ок. 1510-13).
Хотя сохранилось только около пятнадцати его завершенных картин, все они считаются мировыми шедеврами. Эти несколько сохранившихся работ, вместе с его дневниками, которые содержали рисунки, научные диаграммы и мысли о природе живописи, оказали влияние на последующие поколения художников. Его труды по искусству утвердили в живописи идеалы изображения и выражения, заложили стандарты трехмерного искусства, правила создания рисунка и работы с пространством, изображения пейзажей, а также света и тени.
К сожелению ни один из его скульптурных проектов не был доведен до конца и фактически не осуществился в том виде, в котором он был задуман.
Мировую известность ему принесли его картины «Тайная вечеря» и особенно «Мона Лиза» (Джоконда).
Леонардо очень любил эту работу и брал ее собой во все свои путешествия. Мона Лиза, как и многие из его картин, включала ландшафт и использование воздушной перспективы. Леонардо был одним из первых художников который ввел проблематику воздушной перспективы в искусство.
Существует история о написании «Тайной вечери». Леонардо первым нарисовал Иисуса. Несколько лет спустя Леонардо в качестве модели для Иуды нашел опустившегося уголовника, не понимая, что это был тот же самый человек. Но нет никаких доказательств того, что Леонардо действительно использовал одного и того же натурщика.
Архитектор. Леонардо создал проект «Идеальный город» (1484), двухуровневые мосты через реку, арочный мост, проект церкви с центральным куполом.
Изобретатель. Леонардо известен своим уникальным талантом изобретателя. Он создал большое количество гениальных изобретений, среди которых: подводная лодка, танк, велосипед, робот, прожектор, увеличительное стекло, устройства для концентрации солнечной энергии, калькулятор, механический гриль, передвижные дома, скафандр и ласты.
Некоторые его эскизы представляли собой предвидение таких современных изобретений, как вертолет, планер, дельтоплан, аэроплан и парашют. Его летательные аппараты, воплощали рациональные принципы аэродинамики, которые он разработал после тщательного изучения полета птиц.
В области механики он создал проекты, прокатных машин, металлургических печей, печатного станка, подъемного крана, деревообрабатывающего оборудования, ткацких станков.
Только немногие из его проектов возможно было осуществить при его жизни, но некоторые из его небольших изобретений, таких, как автоматизированная моталки катушки и машины для испытания прочности на растяжение провода были созданы.
Ученый. Леонардо проводил научные исследования на протяжении всей своей жизни и вследствие этого значительно обогатил состояние знаний в области анатомии, геологии, ботаники, архитектуры, механики, оптики, математики и гидродинамики.
В анатомии он изучал циркуляцию крови и действие глаза. Он сделал детальные рисунки строения человеческого тела, которые высоко ценятся и сегодня. Леонардо описал многие свойства зрения, такие как «иррадиация», которая заключается в том, что светлые объекты кажутся больше, чем темные.
Он сделал открытия в области метеорологии и геологии, описал влияние Луны на приливы и отливы, изложил базовую тектоническую теорию плит, заложил основы современного представления о формировании континентов и раскрыл природу ископаемых раковин.
Он был одним из создателей науки гидравлики и, вероятно, разработал ареометр, его инновационные проекты каналов и ирригационных систем по-прежнему применяются в практике. Его многочисленные эксперименты в области гидравлической техники позволила ему точно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. В ботанике он предложил описание законов филлотаксии, гелиотропизма и геотропизма, описание метода определения возраста растений по структуре стеблей, а деревьев по годовым кольцам.
Философ. Леонардо был также гениальным и своеобразный философом и мистиком. Картины Леонардо полны философских и духовных размышлений, а некоторые его полотна и записи содержат таинственные загадки. Так для обострения восприятия мира и развития воображения Леонардо создавал загадки и предсказания: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» (Интернет, телефон). Невидимые деньги будут поступать к многим, которые потратят их на торжество. (Электронные денежные переводы). Леонардо также предложил оригинальный метод активизации воображения: «Для того, чтобы возбудить ум, созерцайте стены покрытые бесформенными пятнами. Старайтесь найти в них горные пейзажи, деревья, сражения и лица «. Его научные теории, как и его художественные нововведения, были основаны на тщательных научных наблюдениях. Он считал, что сила восприятия и способность к зарисовке полученных наблюдений, являются универсальным ключом к тайнам природы.
Основные труды: Портрет Жиневры де Бенчи (1474-1478), Благовещение (1475-1480), Мадонна Бенуа (Мадонна с гвоздикой) (1478-1480), Поклонение волхвов (1481), Мадонна в гроте (Лувр) (1483-1486), Витрувианский человек (1485), Дама с горностаем (1488-1490), Мадонна Литта (1490), Тайная вечеря (1498), Леда и лебедь (1502), Мона Лиза (1503-07), Мадонна в скалах (1505-08), Мадонна и младенец со святой Анной (1508-1509), Вакх (1513-1515), Св. Иоанн Креститель (1513-16), Автопортрет (1514 — 1516).

Жизнь:

Происхождение: Леонардо родился 15 апреля 1452, в тосканском городке Винчи, расположенном в нижней части долины реки Арно, примерно в 25 милях к западу от Флоренции. Он был незаконным сыном Мессера Пьеро ди Фруосино Антонио да Винчи, флорентийского нотариуса и Катерины, красивой крестьянской девушки. Леонардо не имел фамилии в современном смысле этого слова, «да Винчи» просто означает родом из «Винчи»: Его полное имя при рождении было «Леонардо ди сер Пьеро да Винчи». Он провел свои первые пять лет в деревне Анчиано, затем жил в доме своего отца, дедушки, бабушки и дяди Франческо, в небольшом городке Винчи. Его отец женился на шестнадцатилетней девушке по имени Альбиера, которая любила маленького Леонардо, но умерла молодой. Когда Леонардо было шестнадцать лет его отец снова женился на двадцатилетней Франческе Ланфредини.
Образование: Леонардо получил неформальное образование, в процессе которого он изучал латынь геометрию и математику. В 1466 году его отец отдал учится художественному ремеслу известному художнику Андреа Верроккьо (1435-1488).
Оказали влияние: Андреа Верроккьо
Основные этапы профессиональной деятельности:
1. Флорентийский период (1466-1482). В 1466 году, в возрасте четырнадцати лет, Леонардо поступил учеником к художнику Андреа ди Чионе, известного как Верроккьо, студия которого считалась одной из лучших во Флоренции. Там он обучился искусству живописи, скульптуры и различным ремеслам.
К 1472 году в возрасте двадцати лет, Леонардо получил квалификацию мастера гильдии Святого Луки, сообщества художников и врачей (1466-1478).
В январе 1478 он получил свой первый независимый заказ по созданию алтаря для часовни Святого Бернара в Палаццо Веккьо. В этом же году он покинул студию Вероккьо и больше уже никогда не жил в доме своего отца. В 1480 году он переехал во дворец Медичи и работал в саду у площади Святого Марка во Флоренции.
2. Миланский период (1482-1499). В 1482 году он поступил на службу к герцогу Миланскому Лодовику Сфорца в качестве художника и инженера. В Милане его художественный и творческий гений развернулся в полную меру. Кроме того в 1490 году он начал свой проект написания трактатов о «науке живописи», о архитектуре, механике и анатомии.
Живя в Милане между 1493 и 1495 Леонардо в налоговых документах, среди своих иждивенцев, указывал женщину по имени Катерина. Она умерла в 1495 году и перечень приведенных похоронных расходов позволяет предполагать, что эта женщина была его матерью.
3. Период странствий (1499-1519). Когда в 1499 году, французы вторглись в Милан Леонардо покинул город и начал кочевой образ жизни, который он главным образом посвятил своим научным исследованиям. В 1499 году в поисках работы Леонардо переехал в Мантуе, а затем в Венецию.
Второй флорентийский период (1500 -1508). По возвращении во Флоренцию в 1500 году, он проживал с монахами в монастыре Сантиссима Аннунциата.
В 1502 году Леонардо поступил в качестве военного инженера и архитектора на службу к Чезаре Борджиа, герцогу Романьи и сыну папы Александра VI. Для того, чтобы завоевать расположение герцога, Леонардо создал карту крепости Чезаре Борджиа, и план города Имола. Этим самым он заложил основы современной картографии. Выступая в качестве военного инженера он руководил строительством крепостей в Папской области в центральной Италии и много путешествовал по Италии со своим покровителем.
Однако, он не остался в Милане и в 1503 году вновь вернулся во Флоренцию. Там 18 октября 1503 Леонардо вернулся в гильдию Святого Луки и служил там в комиссии художников.
Флоренция была в состоянии войны с Пизой и Леонардо служил городу-государству в качестве военного инженера, продолжая одновременно свои научные исследования.
В 1504 умер его отец, и Леонардо пришлось улаживать проблемы с наследством со своими братьями.
Леонардо начал работу над большой фреской Битва при Ангиари для Синьории, посвященной памяти битвы при Ангиари, в которой Флоренция одержала победу над Пизой. Он посвятил два года проектированию картины и в 1505 году создал полный размер эскиза, но так никогда не завершил ее в настенной живописи.
Второй миланский период (1508-1513). После пяти лет занятия живописью и научными исследованиями во Флоренции, в 1508 он вернулся в Милан. Там он жил и проводил плодотворные научные исследования в своем собственном доме в Порта Ориентале в округе Санта-Бабила.
Римский период (1513-1516). С сентября 1513 до 1516 года Леонардо провел большую часть своего времени в Бельведере в Ватикане в Риме, где в это же время жили Рафаэль и Микеланджело. Позже он короткое время работал в Болонье и Венеции.
Французский период (1516-1519). В 1516 году он поступил на службу королю Франции Франциску I и уже никогда не возвращался в Италию.
Во Франции он жил рядом с резиденцией короля в королевский замке Амбуаз, в собственном доме, подаренным Фрэнсисом I.
Именно здесь он провел последние три года своей жизни, в обществе своего друга и ученика, графа Франческо Мельци, получая от короля плату в 10000 экю.
Универсальный гений. Леонардо более чем кто-либо заслуживает звания Homo Universalis, универсальный человек. Он был совершенным творцом во всех видах искусства, первооткрывателем в большинстве отраслей науки, и выдающимся изобретателем в области техники. Он был почти одинаково талантлив и успешен в архитектуре, скульптуре, машиностроении, геологии, гидравлике и военной технике.
Основные этапы личной жизни: Два события детства повлияли на всю его оставшуюся жизнь. Маленький Леонардо увидел как коршун упал с неба, завис над его колыбелью и своим хвостом открыл ему рот.
Позже он расценивал это событие как предзнаменование. Кроме того, как то во время прогулки в горах, он обнаружил пещеру и ему стало страшно, когда он представил, что там скрываться большое чудовище, и одновременно он почувствовал непреодолимое желание узнать, что находится там внутри.В 1490 году да Винчи установил опеку над десятилетним мальчиком Джан Джакомо Капротти. Позже мальчик получил прозвище Салай или Салаино («маленький дьявол). Он был описан Джорджо Вазари, как «изящный и красивый юноша с вьющимися волосами, который очень радовал Леонардо». Однако год спустя Леонардо сделал список проступков мальчика, назвав его «вором, лжецом, упрямцем и обжорой» Салаино оставался его товарищем, слугой и помощником в течение следующих тридцати лет.
Леонардо встречался с Никколо Макиавелли, отношения с которым позже переросли в близкую дружбу. Также среди его друзей была Изабелла д’Эсте, которая была его ближайшим другом женщиной.
Леонардо умер в Кло-Люсе, 2 мая 1519. Франциск I стал близким другом и согласно Вазари Леонардо умер у короля на руках. Леонардо был похоронен в часовне Святого Губерта в Шато Амбуаз, Франция).
Его главным наследником был Мельци, который получил также деньги, картины Леонардо, его инструменты, библиотеку и личные вещи. Салаино также не был забыт, и получил половину виноградников Леонардо и картину Мона Лиза.

Личность. Леонардо был художником, наделенным выдающейся физической красотой, сверхчеловеческими способностями и таинственной силой. Он обладал гигантскими любопытством по отношению к физическому миру и неограниченным стремлением к знаниям, при этом масштаб и глубина его интересов были беспрецедентными.
Кроме этого он был красивый, высокий, веселый и приветливый мужчина, приятный собеседник и талантливый оратор, хороший спортсмен, прекрасный музыкант и импровизатор.
Джорджо Вазари, в своей книге «Жизнь художников» писал о нем: «единственный человек удивительно наделенный небесами красотой, грацией и талантом в таком изобилии, что ему не было равных в истории человечества».
Леонардо от рождения был левшой и писал свои дневники зеркальным письмом, справа налево. Этот специальный прием, который требует для чтения зеркало, помог ему сохранить многие из его записей в тайне.
Изюминка : Всплеск общественного интереса к его жизни состоялся в 2003 году, в связи с публикацией бестселлера — триллера Дэна Брауна – «Код да Винчи». В его картинах существуют скрытые сообщения, которые можно назвать «Картины в картинах». Он был первым человеком в истории, проведшим достаточно точные исследования анатомии человека, и сделавшим точные рисунки человеческого тела. Отчасти он делал это в процессе тайного рассечения и изучения трупов. Леонардо работал у Миланского герцога Людовико Сфорца, в течение почти восемнадцати лет (1482-99). Леонардо был строгим вегетарианцем. Зигмунд Фрейд в своем эссе, написанном в 1910 году пытался разрешить тайну Леонардо да Винчи. Он подверг анализу сложное детство Леонардо, его подсознание и движущие мотивы. Так он сделал вывод, что изображение Девы Марии и Святой Анны (1508) представляет собой защитную реакцию на наличие у него двух матерей. Согласно Фрейду частичное завершение Мадонны и наличие многих других незавершенных работ Леонардо — символично и является бессознательным выражением переживания опыта лишения его матери. Эксперты утверждают, что гермафродитизм и эротизм проявляются в ряде работ Леонардо, например в таких как Мона Лиза и Св. Иоанн Креститель. Некоторые итальянские антропологи и эксперты установили, что отпечатки пальцев матери Леонардо говорят о том, что она была «восточного происхождения» и, вероятно, арабкой. Зигмунд Фрейд говорил о нем: «Леонардо да Винчи был человеком, который проснулся рано в темноте, в то время как другие все еще спали».