Живописный склад monpansie. Живопись. Джентиле да Фабриано

(Gentile da Fabriano), наст. имя Джентиле ди Никколо Масси Ок. 1370, Фабриано - 1427, Рим. Итальянский живописец. Уроженец североитальянской провинции Марке. Работал в городах Марке, Венеции (1408-1412), Брешии (1414-1418), Флоренции (1422-1425), Орвието (1425), Сиене (1425-1426), Риме (1427). В 1422 вступил во Флорентийский цех живописцев. Творческое наследие сохранилось не полностью; известны преимущественно станковые работы художника. Росписи в Венеции, Брешии и Риме погибли. Крупнейший мастер итальянской поздней готики Джентиле да Фабриано пользовался при жизни, несмотря на появление в середине 1420-х Мазаччо, репутацией первого художника Италии и не утратил ее даже в середине XV в., в том числе и в гуманистических кругах; так, в 1456 гуманист Б. Фацио включил в свои жизнеописания великих современников только двух итальянских живописцев - Джентиле да Фабриано и Пизанелло. Творческое формирование Джентиле да Фабриано связано с художественной средой Северной Италии рубежа XIV-XV вв., с господствовавшими здесь традициями поздней готики. В то же время эти традиции получают у Джентиле да Фабриано новое осмысление. Уже в ранних работах - Мадонне со св. Николаем, св. Маргаритой и донатором (ок. 1395, Берлин, Гос. музеи), полиптихе из Валле Ромита (ок. 1400, Милан, галерея Брера) - несколько отвлеченная миловидность персонажей и такие характерные для поздней готики мотивы, как усыпанный цветами зеленый луг, соединяются со сдержанностью, просветленным спокойствием. Художник предпочитает широкие, плавные линии, сообщает своим персонажам величавую осанку; о пристальности натурных наблюдений свидетельствует портрет донатора в первой из двух картин. Сдержанность, спокойствие, величавая широта стиля и элементы живой непосредственности нарастают в более поздних произведениях - Мадонне с Младенцем и ангелами (ок. 1415, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Мадонне с Младенцем (ок. 1420, Пиза, Нац. музей), разрозненном полиптихе Кваратези (1425, Флоренция, галерея Уффици; Лондон, Бакингемский дворец, др. собрания) и единственной сохранившейся фреске Мадонна на троне (1425, Орвието, собор). Кульминацией творчества Джентиле да Фабриано является алтарь Поклонение волхвов, написанный по заказу гуманиста Палла Строцци для флорентийской церкви Санта Тринита, включающий главную картину и три украшающие цоколь пределлы (1423, Флоренция, галерея Уффици; пределла Принесение во храм - Париж, Лувр). Готические традиции - развернутость композиции на плоскости, обилие золота, драгоценное сияние красок, элементы стилизации в изображении человеческой фигуры - соединяются в алтаре с пестрой и радостной картиной мира, бесконечно разнообразного в своих непосредственно и точно увиденных подробностях - от персонажей шествия, их облика и одежды до превосходно изображенных животных и пейзажных панорам с холмами и замками. Замечательна и попытка преодолеть плоскостность композиции, изобразив в ракурсах здание, на фоне которого представлена Мария, гарцующих лошадей и стоящего у кормушки вола. Ряд мотивов алтаря свидетельствует о знакомстве Джентиле да Фабриано с франко-бургундской миниатюрой. Еще более очевидно это сказывается в украшающих цоколь алтаря небольших композициях Рождество и Бегство в Египет с их мягко и широко написанными, освещенными неярким светом пейзажными фонами; в Рождестве художник передал эффект ночного освещения. В третьей композиции - Принесение во храм - он попытался придать пространственную структуру городской площади с центрическим храмом, что свидетельствует о его интересе к новым художественным проблемам. Широту творческих интересов художника демонстрируют и выполненные в 1427 в Риме зарисовки античных памятников. Органичное соединение поэтики поздней готики с элементами нового миропонимания и нового художественного языка обусловили широкое влияние Джентиле да Фабриано на целое поколение итальянских живописцев от Мазолино и фра Анджелико до бывшего помощником Джентиле в римский период А. Пизанелло и самого известного из учеников Джентиле - Я. Беллини.

Лит.: Лазарев В. Н. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979; Christiansen K. Gentile da Fabriano. London, 1982.

  • - 1429, Венеция - 1507, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Сын и ученик Якопо Беллини. Испытал влияние Мантеньи...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - Джованни - итальянский философ, неогегельянец, основатель «актуального идеализма» . Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции...

    Новейший философский словарь

  • - Джованни - итальянский философ, неогегельянец, основатель ‘актуального идеализма’ . Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции...

    История философии

  • - итальянский живописец, учился в своем родном городе, у незначительного художника Аллегретто Нуци, вероятно, сблизился в юности с кем-нибудь из других сиенских мастеров и быстро достиг большой известности...
  • - итал. живописец, учился в своем родном городе, Фабриано, у незначительного художника Аллегретто Нуци, вероятно, сблизился в юности с кем-нибудь из других сиенских мастеров и быстро достиг большой известности...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - итальянский философ, представитель неогегельянства, один из идеологов фашизма. Создал систему т. н. актуализма: единственная реальность - актуальный мыслительный процесс...

    Большой энциклопедический словарь

"Джентиле да Фабриано" в книгах

IV - Джентиле из Фабиано

автора Бенуа Александр Николаевич

IV - Джентиле из Фабиано Джентиле из Фабиано Джентилье де Фабиано. Бегство в Египет. Часть предэллы под картиной "Поклонение волхвов" Флорентийская академия.Таким образом, Флоренция в 1420-х годах представляла уже ту почву, на которой могло расти все выше и выше обновленное

Джентиле из Фабиано

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Джентиле из Фабиано Джентилье де Фабиано. Бегство в Египет. Часть предэллы под картиной "Поклонение волхвов" Флорентийская академия.Таким образом, Флоренция в 1420-х годах представляла уже ту почву, на которой могло расти все выше и выше обновленное и освежившееся

Значение Джентиле

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

XI - Джентиле Беллини

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

XI - Джентиле Беллини Джентиле Беллини Разобранные художники являются создателями художественной атмосферы, в которой развились Джорджоне, Пальма и Тициан. Переход от "юного" еще искусства старца Джованни Беллини к вполне уже "зрелому" искусству этих трех гениальных

Джентиле Беллини

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Джентиле Беллини Разобранные художники являются создателями художественной атмосферы, в которой развились Джорджоне, Пальма и Тициан. Переход от "юного" еще искусства старца Джованни Беллини к вполне уже "зрелому" искусству этих трех гениальных юношей вполне

Значение Джентиле

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Значение Джентиле Совершенно в духе Джентиле написаны картины для той же серии "Чудес Святого Креста" Карпаччио (о которых мы уже упоминали) и Мансуети, а также картины последнего с эпизодами из жизни св. Марка. Главные роли и здесь отведены домам, замкам, галереям,

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ДЖЕНТИЛЕ ДА ФАБРИАНО И ВИТТОРЕ ПИЗАНЕЛЛО ВЕРОНЦА ЖИВОПИСЦЕВ

автора Вазари Джорджо

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЯКОПО, ДЖОВАННИ И ДЖЕНТИЛЕ БЕЛЛИНИ ВЕНЕЦИАНСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЯКОПО, ДЖОВАННИ И ДЖЕНТИЛЕ БЕЛЛИНИ ВЕНЕЦИАНСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ Все то, что зиждется на таланте, если даже его начало иной раз и кажется ничтожным и низким, постепенно всегда возвышается, никогда не останавливается и не находит себе покоя, пока не достигнет

Америка Кола Джентиле

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии [(с картинками)] автора Дикки Джон

Америка Кола Джентиле

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии автора Дикки Джон

Джентиле Джованни

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (1875-1944)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (1875-1944) - итальянский философ, неогегельянец, основатель "актуального идеализма" ("актуализм"). Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции. Друг и оппонент Кроче, разошелся с

, Фабриано , провинция Анкона - сентябрь , Рим) - итальянский живописец, крупнейший представитель интернациональной готики в Италии.

Биография

Рос сиротой (мать умерла, отец ушёл в монастырь и вскоре также умер). Учился в своём родном городе у художника Аллегретто Нуци , которого наряду с Франческуччо Гисси считают основателем местной художественной школы в Фабриано. Вероятно, сблизился в юности с кем-нибудь из сиенских мастеров и быстро достиг большой известности.

Работал в Центральной Италии - в Брешии , Венеции , Флоренции , Сиене, Орвието и в Риме , где с до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя . После его смерти его младший современник и друг Пизанелло , которому Джентиле завещал свои рабочие инструменты, завершил роспись базилики (не сохранилась).

По одному из предположений, похоронен в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере .

Творчество

Джентиле имел значительное влияние на современную ему живопись, особенно на венецианскую, через своего ученика Якопо Беллини .

Напишите отзыв о статье "Джентиле да Фабриано"

Литература

  • L"opera completa di Gentile da Fabriano/Emma Micheletti, ed. Milano: Rizzoli, 1976
  • De Marchi A. e.a. Gentile da Fabriano: studi e ricerche. Milano: Electa, 2006.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Джентиле да Фабриано

Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони.
– Наташа, – сказала она, – ты просила меня не говорить с тобой, я и не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна?
– Опять, опять! – перебила Наташа.
– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Джентиле Да Фабриано итальянский художник, его годы жизни 1370- 1427. Точные сведения о его образовании отсутствуют, существует множество гипотез. Одна из популярных и принятых историками, он обучался художественному ремеслу в среде художников и миниатюристов Орвьето.

Свой путь к известности Джентиле начал родном городе Фабриано провинция Марке, и там же создал свои первые картины. В его картины можно разглядеть некоторые черты ломбардской живописи, по которым можно предположить, что художник некоторое время пребывал в Ломбардии в конце XIV века. Одна из первых его работ Мадонна со святым Николаем и святой Екатериной была задумана, как святое собеседование с тремя музицирующими ангелами среди деревьев сада. Она очень напоминает ломбардскую миниатюру св. Екатерины.

В 1408 году Джентиле посетил Венецию, где создал алтарную композицию, а в 1409 он начинает работать над знаменитой фреской зала Большого Совета Дворца дожей, ни одна работа не сохранилась до наших дней. Фреска Дворца дождей сыграла огромную роль в формировании творчества некоторых художников Венето, а особенно, таких как Пизанелло и Джованни Беллини . В 1410 Джентиле рисует полиптих для монастыря Балле Ромита под Фабриано. В центре панно изображено «Коронование Марии » — силуэты святых на панно изображены на золотом фоне и как бы летят, они одеты в вычурные струящиеся наряды, имеющие скрытое значение. По бокам полиптиха, красота и роскошь золотого фона передается, гуляющим по поляне, усыпанной цветами, четырем фигурам святых. Сверху полиптиха изображены четыре сцены, нарисованные посреди садов окруженных низкими стенами, которые представляют собой образцы реализма, с отбрасываемыми светом тенями. Тоже самое можно сказать и про панно «Стигматизация святого Франциска ». В ней падающий свет освещает небольшой участок горы, рассеивается деревьями и эффектно отражает на землю силуэт святого.

С 1414 по 1419 год Джентиле работает над капеллой в палаццо Бролетто в Бреши, эта его работа не сохранилась до наших дней. Также в это время из тканей, парчи и золотой вышивки были нарисованы изящные Мадонны из Пизы.

Джентиле начинает работу над одной из знаменитейших его работ, полиптих «». Этот алтарный образ изображен с роскошью, сцены, в которых широко показано богатство одежд, расположены по диагонали и вертикали, что отличается от прежних его работ. На картине центральный план связан с фоном только длинной вереницей спускающихся с гор всадников, где воссияла звезда. Всадники остановились у фигуры Марии, выражая ей свое почтение. Это больше похоже на пышную свиту придворных, в сопровождении животных, которые дополняют сцены турниров или охоты. Толпа написана в более бледных тонах, и это сильно контрастирует персонажами с богатой одеждой, расположенными на первом плане и рельефной рамой с позолотой. Этот спектакль нарисован тонко и легко, он как бы пересекается с реальность, а легкие прикосновения кисти подчеркивают атмосферу ночи. Световые эффекты так же усиливают реальность и других сцен в полиптихе: По бокам расположены композиции «Принесение во Храм » и «Рождество », которые обрамляют расположенную в центре сцену «Бегство в Египет ». На пилястрах полиптиха с невероятной точностью для того времени нарисованы цветы, это один из первых «натюрморта».

В 1425 году, Джентиле приезжает во Флоренцию, где начинает работу над не менее значимым полиптихом для церкви Сан-Никколо Ольтрарно — подписной «Полиптих Кваратези ». Его части разбросаны по многим мировым музеям. В центре полиптиха изображена Мадонна с ангелами. Она нарисована с редкостной для Джентиле монументальностью, почти равной новой манере. Но эти и некоторые другие признаки еще носят маргинальный характер.

В 1425-1426 годах Джентиле продолжил свою карьеру в Сиене, где создал множество произведений, «Мадонна де Нотаи » и другие, а также он создал множество фресок для церкви Сан-Джованни ин Латерано. Из всех работ Джентиле той эпохи сохранилась только «Мадонна », которую он создал в Риме в 1427 году.

Творчество Джентиле да Фабриано можно по праву считать высшим достижением «интернациональной готики», которое по значению можно сравнить только с искусством братьев Лимбургов и ван Эйка, его отличительной чертой было поиск эффектов освещения. Джентиле считался неутомимым путешественником, страстным экспериментатором, который усвоил множество различных живописных традиций.

Ок. 1370, Фабриано — 1427, Рим. Итальянский живописец. Уроженец североитальянской провинции Марке. Работал в городах Марке, Венеции(1408—1412), Брешии(1414—1418), Флоренции(1422—1425), Орвието(1425), Сиене(1425—1426), Риме(1427). В 1422 вступил во Флорентийский цех живописцев. Творческое наследие сохранилось не полностью; известны преимущественно станковые работы художника. Росписи в Венеции, Брешии и Риме погибли.

Крупнейший мастер итальянской поздней готики Джентиле да Фабриано пользовался при жизни, несмотря на появление в середине 1420-х Мазаччо, репутацией первого художника Италии и не утратил ее даже в середине XV в., в том числе и в гуманистических кругах; так, в 1456 гуманист Б. Фацио включил в свои жизнеописания великих современников только двух итальянских живописцев — Джентиле да Фабриано и Пизанелло.

Творческое формирование Джентиле да Фабриано связано с художественной средой Северной Италии рубежа XIV—XV вв., с господствовавшими здесь традициями поздней готики. В то же время эти традиции получают у Джентиле да Фабриано новое осмысление.

Уже в ранних работах — Мадонне со св. Николаем, св. Маргаритой и донатором(ок. 1395, Берлин, Гос. музеи), полиптихе из Валле Ромита(ок. 1400, Милан, галерея Брера) — несколько отвлеченная миловидность персонажей и такие характерные для поздней готики мотивы, как усыпанный цветами зеленый луг, соединяются со сдержанностью, просветленным спокойствием. Художник предпочитает широкие, плавные линии, сообщает своим персонажам величавую осанку; о пристальности натурных наблюдений свидетельствует портрет донатора в первой из двух картин. Сдержанность, спокойствие, величавая широта стиля и элементы живой непосредственности нарастают в более поздних произведениях — Мадонне с Младенцем и ангелами(ок. 1415, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Мадонне с Младенцем(ок. 1420, Пиза, Нац. музей), разрозненном полиптихе Кваратези(1425, Флоренция, галерея Уффици; Лондон, Бакингемский дворец, др. собрания) и единственной сохранившейся фреске Мадонна на троне(1425, Орвието, собор).

Кульминацией творчества Джентиле да Фабриано является алтарь Поклонение волхвов, написанный по заказу гуманиста Палла Строцци для флорентийской церкви Санта Тринита, включающий главную картину и три украшающие цоколь пределлы(1423, Флоренция, галерея Уффици; пределла Принесение во храм — Париж, Лувр). Готические традиции — развернутость композиции на плоскости, обилие золота, драгоценное сияние красок, элементы стилизации в изображении человеческой фигуры — соединяются в алтаре с пестрой и радостной картиной мира, бесконечно разнообразного в своих непосредственно и точно увиденных подробностях — от персонажей шествия, их облика и одежды до превосходно изображенных животных и пейзажных панорам с холмами и замками. Замечательна и попытка преодолеть плоскостность композиции, изобразив в ракурсах здание, на фоне которого представлена Мария, гарцующих лошадей и стоящего у кормушки вола. Ряд мотивов алтаря свидетельствует о знакомстве Джентиле да Фабриано с франко-бургундской миниатюрой. Еще более очевидно это сказывается в украшающих цоколь алтаря небольших композициях Рождество и Бегство в Египет с их мягко и широко написанными, освещенными неярким светом пейзажными фонами; в Рождестве художник передал эффект ночного освещения. В третьей композиции — Принесение во храм — он попытался придать пространственную структуру городской площади с центрическим храмом, что свидетельствует о его интересе к новым художественным проблемам. Широту творческих интересов художника демонстрируют и выполненные в 1427 в Риме зарисовки античных памятников.

Органичное соединение поэтики поздней готики с элементами нового миропонимания и нового художественного языка обусловили широкое влияние Джентиле да Фабриано на целое поколение итальянских живописцев от Мазолино и фра Анджелико до бывшего помощником Джентиле в римский период А. Пизанелло и самого известного из учеников Джентиле — Я. Беллини.