Верит ли в судьбу печорин. Cочинение «Тема сочинения судьбы и доли в романе «Герой нашего времени. Понимание темы судьбы Печориным

В романе "Герой нашего времени" Михаил Юрьевич Лермонтов рассуждает о том, почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале своего жизненного пути. Писатель дает ответ на этот вопрос с помощью главного героя - Печорина, характер которого помогают раскрывать другие персонажи: Казбич, Азамат, Бэла, Максим Максимыч, Вернер, Грушницкий, княжна Мери, Вулич.

Повесть "Фаталист" завершает роман "Герой нашего времени". В ней идет речь о том, способен ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками и недостатками того общества, к которому принадлежит. Фаталисты - люди, безоговорочно верящие в судьбу и считающие, что ее невозможно изменить. Они утверждают, что миром правит неизвестная и неизбежная сила - рок, судьба, фатум, и бороться с ней бессмысленно, это ни к чему не приведет.

Верит ли Печорин в судьбу? Он говорит: «Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня глубоко поразило…» - и это высказывание не вызывает доверия: оно слишком наивно, чтобы принять его всерьез, слишком похоже на отговорку закоренелого холостяка, не желающего расстаться со своей свободой. Но, если внимательно вчитаться в текст романа, можно заметить, что Печорин постоянно упоминает судьбу. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» - думает он, едва не утонув после приключения с прекрасной «ундиной». «Судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно!» - радуется он, предвкушая интрижку с Мэри. Встретив Веру, пытается угадать: «Судьба ли нас свела опять на Кавказе или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит?….» Перед балом размышляет: «Неужели, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды? Судьба как то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние. Какую цель имела на это судьба?….» Подобных примеров можно привести множество. Конечно, слово «судьба» мы не всегда употребляем в его высоком, буквальном значении, но слишком уж часто и слишком серьезно звучит оно в устах Печорина. Печорин понимает, что его поступки бессмысленны, он оценивает их "со строгостью судьи и гражданина" и приходит к неутешительным выводам о том, что его борьба напрасна: "В этой напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни". Перед дуэлью с Грушницким Печорин горько спрашивает себя: "Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было назначенье мне высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни..." . Во времена Лермонтова иметь "благородные стремления" означало служить обществу. Поэтому Печорин так беспощадно винит себя: он презирает своих современников за мелочность их существования, но и сам не соответствует высокой цели служения обществу, увлекается "приманками страстей пустых и неблагодарных". Печорин говорит: "Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли".

Рисуя характер основного героя, Лермонтов приходит к выводу, что положительные качества Печорина могли бы раскрыться только в преодолении ограничивающих его внешних обстоятельств, в борьбе с ними, в активном стремлении к свободе.

Логикой событий Грушницкий оказывается жертвой, а Печорин - убийцей товарища. Грушницкий - часть социального мира, в судьбе которого Печорин невольно сыграл фатальную роль. Зло возникает словно само собой, из самого хода вещей. В "Фаталисте" роль Печорина как обязательного действующего лица предрешена - он может проверить свою способность к деятельности, но не внеличностные законы своего поведения.

Все, что делает Григорий Александрович Печорин, похоже на вызов, брошенный судьбе. Он из любопытства преследует контрабандистов, играет чувствами Бэлы, княжны Мэри, провоцирует дуэль с Грушницким. Но ярче всего мотив предопределения звучит в последней части произведения - в главе «Фаталист». Возвращаясь домой, пустыми переулками станицы, Печорин глядит на звездное небо. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!» - говорит он. Что же заставило его в эту же ночь броситься под пули пьяного казака, если не желание еще раз испытать судьбу? «Выстрел раздался над самым ухом, пуля сорвала эполет» , но казак обезоружен, а судьба в очередной раз сберегла Печорина. Для чего? «Я еще не осушил чаши страданий и чувствую, что мне еще долго жить» , - говорит герой.

Последняя часть «Героя нашего времени» - повесть «Фаталист» - в полной мере раскрывает философскую основу личности Печорина. Сам эксперимент Вулича и Григория Александровича носит философский характер. Он призван раскрыть «тайну» судьбы, прояснить вопрос: существует ли она и в какой мере рок, фатум влияет на жизнь человека.

Трагическое происшествие с Вуличем показывает, что судьба все же существует. Герой не погибает от случайной пули в ходе своего эксперимента, но умирает от ножа пьяного казака. Такова его судьба. Печорин не хочет и не может принять того, что все в жизни решается какой-то внешней, потусторонней силой. Он в очередной раз пытается доказать себе, что это не так. Поэтому герой без оружия, один, берется усмирить казака, и это ему удается.

Кто же прав? Какой вывод мы должны сделать из «Фаталиста»? Существует ли судьба? По мнению Лермонтова, существует. Ведь Печорин все же погибает на чужбине некоторое время спустя. Значит, ему было уготовано погибнуть именно в этом месте и в это время.

Печорин так же неоднократно приходил к этой мысли. Особенно остро она была поставлена в «Фаталисте». Отсюда, печоринское безразличие к смерти и даже его стремление к ней. Ставя перед собой коренные философские вопросы, скрупулезно исследуя свою личность, Печорин не смог найти никаких ответов. Его внутренняя замкнутость, глубокий пессимизм и разочарование сделали героя глубоко несчастным, оставили наедине с «космической бездной», противостоять которой не смог даже этот неординарный герой.

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» звучит на протяжении всех глав книги. В «Тамани» Печорин задумывается, с чего бы это его судьба закинула в компанию контрабандистов. В «Княжне Мэре» он радовался, что судьба послала ему ради развлечения Грушницкого, а позднее Печорин писал в своем дневнике: «…судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм… Я был необходимое лицо пятого акта, невольно я разыгрывал роль палача или предателя. Какую цель имела судьба?» В последней повести романа тема судьбы становится главной и определяет ее название «Фаталист». Какая роль этой заключительной повести? Если Лермонтов, дорисовывая портрет главного героя, хотел прибавить последний штрих к характеру Печорина, изобразив его человеком, который верит в судьбу, то он не сказал бы ничего нового. Если бы Печорин не верил в судьбу, едва ли стал бы так часто на нее ссылаться в пояснениях многих событий своей жизни. На мой взгляд, повесть «Фаталист» в самом деле вносит еще один штрих к портрету Печорина. И дело не в том, был он фаталистом или нет, а в том, как он относится к судьбе, к ее неотвратимости.

В споре о судьбе, которая возникла между офицерами, возможны два варианта отношения к этому: «Своей судьбы не пройдешь!» и «Не подчинюсь!» Вулич своей судьбой подтвердил первое решение. Вера в неотвратимость руководила всеми его поступками. Ощущая благосклонность судьбы, он «до самого конца прехладнокровно перестреливался с чеченцами», а потом также хладнокровно приставил пистолет к своему виску, продолжая играть с судьбой. После пари с Вуличем Печорин продолжает раздумывать о судьбе, о предках, которые верили в то, что «целое небо смотрит на них с участием». Потом он переходит к раздумьям о своем поколении: «…мы неспособны более к большим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Это поколение не знает ни надежды, ни наслаждения, с которым сталкивается душа в любой борьбе с людьми или с судьбой.

Возможно, само осознание обреченности своего поколения подтолкнуло Печорина бросить вызов самой судьбе, когда ему выпала такая возможность. «Я вздумал испытать судьбу», - сознается Печорин, когда решил, рискуя жизнью, обезоружить казака, который разозлился. Но он, в отличие от Вулича, решает «перехитрить» судьбу, бросает ей вызов. Поступок Печорина - не нерассудительная храбрость, а хорошо продуманные действия. «Велев есаулу завести с ним разговор и поставил у двери трех казаков, …я обошел дом и приблизился к роковому окну». Расчет Печорина оказался правильным. «Народ разошелся, офицеры меня поздравили - и точно, было с чем!» На этот раз в поступке нашего героя был смысл: он предотвратил возможность невинных жертв пьяного казака. И, наверное, испытал наслаждение от того, что не ждал сюрпризов от судьбы, а стал с ней в бой, и оказался победителем. «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь».

Без повести «Фаталист» портрет Печорина был бы неполным. Ведь он не только холодный эгоист, который заставляет многих страдать. Он сам старается восстать против собственной судьбы, против никчемной судьбы целого поколения. «Вы думаете, что я без спора подставлю свой лоб?» - записывает Печорин в дневнике накануне дуэли с Грушницким. «Без спора» у Печорина не обходится нигде. Сила воли, ум, решительность, отвага - все это черты, присущие и герою романа и всему поколению, которое он представляет. И от этого судьба Печорина выглядит еще трагичнее.

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) - изображение общественной ситуации 30 - 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...

    "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии....

    Роман "Герой нашего времени", выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: "Отчего же этот характер... не находит у вас пощады? Уж не оттого...

Повесть великого русского писателя Михаила Лермонтова является первой в литературе раскрывающей проблемы психологии личности. В ее основе не события, а замысловатый жизненный путь главного героя, пытающегося получить решение своих духовных проблем.

Волнующие вопросы о судьбе, предопределении и обществе времен написания произведения отражаются в противоречивом образе яркого Печорина и составляют основу главы «Фаталист».

Утверждения автора повести и убеждения героя

В лице Григория Александровича Печорина, представителя современников, Михаил Лермонтов доказывает, что нельзя в жизни все объяснить и предопределить будущее.

Автор утверждает, что человек обязан обладать силой, смелостью, быть непокорным обстоятельствам. Таков Печорин - он считает только себя единственным творцом своей судьбы. Он сам себе хозяин и создатель жизненных правил, ищет смысл в жизненном существовании, не верит в высшую справедливость. Что же можно предложить ему взамен?

Рассуждения героя о смысле жизни

Григорий Печорин считает, что жизненный смысл таится в самой жизни. Каждому отпущено время, и ничего не сможет помешать прожить отведенный срок. Он стремится решить сложные вопросы: создан ли человек внеземной силой и устанавливаются ли законы нравственности свыше, или человек сам управляет судьбой, разумом и волей. Он подвергает себя опасности, чтобы проверить, существует ли предопределение земного пути.


Противоречия и судьбоносные знаки

В сюжете находит свое подтверждение существование предопределения. Сначала - через осечку у Вулича. В этом случае герой не поверил в «предопределение» и ради утешения своего самолюбия заключает пари, желая потрепать нервы.

Затем - когда Григорий Печорин за несколько секунд до выстрела пистолета узрел печать смерти на лице соперника. Здесь очевидно противоречие своим же убеждениям: если нет предопределения, то откуда этот знак, и почему пуля прошла мимо, если Вуличу уже пришел срок умереть? Но вскоре он узнает, что с его знакомым судьба сыграла злую шутку. Не погибнув от пули, он погибает от шашки пьяного казака.

Герой понимает, что пройди он дорогой Вулича (по которой тот возвращался), то заколотым мог оказаться он сам. Значит судьба распорядилась иначе, смертный час поджидает его где-то не здесь и не сейчас.

Вера героя в знаки судьбы

Вышеизложенная ситуация не может дать ответ на вопрос, согласен ли он с существованием предопределения? Если он признает, что за него все решено, то можно утратить интерес к жизни, а значит необходимо покорно ждать своего конца. Что если жизнь человека - только в руках его самого, то как дать объяснения случайностям. Он признает существование фатализма, но не без неизменного участия самого человека, его действий.

Суть жизненной позиции фаталиста

Главный герой стремится проникнуть в глубину собственной души, он уже не подвержен убеждению, что единственная возможность становления человечества - самосовершенствование. Это привело к тому, что герой ничего не ожидает от своего жизненного пути, утратил стремление к чему-либо. Он пытается усовершенствоваться путем отрицания всего, не ищет легких выходов.

На протяжении всей повести Григорий Александрович верит во внеземную силу, которой он противостоять не может, но не изменяет своим принципам: бороться, идти вопреки обстоятельствам и обществу.

Данная повесть дает нам возможность понять трудный печоринский характер, ту жизненную позицию, которая присуща поколению его века. Во взглядах главного героя определяется философия жизни, попытка ответить на вопрос о смысле существования, ценностях и о самом предназначении человека.

Верит ли Печорин в предопределение (по главе «Фаталист» романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — пер-вый психологический роман в русской литературе , так как идейным центром произведения являются не события, а личность человека, его сложная духовная жизнь. Через противоречивый образ главного героя, Григория Александровича Печорина, автор утвер-ждает мысль о том, что нельзя в нашей жизни все объ-яснить, все познать до конца, всегда найдется в ней что-то тайное, высокое, что глубже всяких слов и идей.

Одной из особенностей композиции романа являет-ся нарастание раскрытия некой тайны . М. Ю. Лер-монтов ведет читателя от поступков своего героя к их мотивам, то есть от загадки к разгадке. При этом для читателя становится ясно, что тайной являются вовсе не поступки Печорина, а его богатый внутренний мир, его психология.

В первых трех повестях романа («Бэла », «Максим Максимыч », «Тамань ») автор рисует лишь поступки героя, а вот в последней повести «Фаталист » решают-ся уже не столько психологические, сколько фило-софские и нравственные проблемы. Эта часть романа раскрывает Печорина с важной и существенно новой стороны.

Повесть начинается с философского спора Печори-на с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Наш герой до конца верен своему времени, которое подвергает пересмотру все коренные положения люд-ского существования. Вот он и пытается решить для себя эти «вечные вопросы»,— создан ли человек выс-шей божественной силой, диктуются ли нравствен-ные законы его жизни кем-то свыше или люди сами распоряжаются своей судьбой, своим разумом, своей волей. У Печорина деятельная душа, требующая от него подчас опасных для жизни поступков, и он легко подставляет себя под чеченские пули, лишь для того чтобы проверить на собственном опыте, существует ли действительно фатальное предопределение земно-го пути человека.

Печорин видит в себе единственного творца собст-венной судьбы, потому-то он так и дорожит своей сво-бодой как самой высшей ценностью. Он сам единст-венный Бог и законодатель всех жизненных норм, он сам должен найти смысл своему земному существова-нию. Вера в высшую справедливость им отброшена, но какую же другую жизненную философию он может предложить взамен?

Печорин отвергает наивную веру предков в светила небесные, иронизирует над ней, но в то же время от-кровенно завидует их способности верить, так как по-нимает, что любая вера — благо. Ему нечего противо-поставить спасительной вере в провидение, которая была для прошлых поколений огромным стимулом для совершения благородных дел. И наш герой горько признает, что его современники, в отличие от «людей премудрых», не способны «к великим жертвам... для блага человечества». Они не только сомневаются в не-обходимости добрых поступков вообще, а еще и ци-нично насмехаются над всем на свете. А безверие по-рождает в Печорине мысль о том, что единственным измерением всех существующих ценностей является собственное «Я», только ему стоит служить. И почему бы тогда не принять за истину то, что человеку дейст-вительно все позволено?

Печорин может с уверенностью сказать, что смысл жизни следует искать в самой жизни. Человеку отпу-щен определенный срок земного существования, и ничто не может помешать ему прожить свою жизнь согласно его запросам, стремлениям и способностям.

Печорин во всем может найти тайное присутствие зла. Весь род людской, по мнению нашего героя, не за-служивает особого уважения и доверия. Под его тяже-лым, проницательным взглядом бледнеет всякая доб-родетель. Возможно, такое отношение к жизни и к людям покажется жестоким и несправедливым, но разве не смелее, не мужественнее оно сладкой и наив-ной веры во всепобеждающую силу добра над злом?

Печорин так глубоко заглянул в бездны собствен-ной души, что его уже нельзя убедить в мысли о непре-менном будущем возмездии, о том что единственная возможность возрождения человечества — нравст-венное самоусовершенствование, и не утешить рас-сказом о спасении души. Он может тосковать о былой вере, завидовать убеждениям предков, но для него возвращение назад невозможно. Те «низкие истины», которые открылись его трезвому, оценивающему взгляду уже не сбросить со счета, то, что познано чело-веком, навеки остается с ним, оно может лишь быть переосмыслено и дополнено, но не забыто.

Такое отношение к действительности приводит к тому, что Печорин ничего не ждет от жизни, ничего от нее не требует и ни к чему не стремится.

Повесть «Фаталист» помогает нам яснее понять столь непростой печоринский характер , его жизнен-ную концепцию, как показательную черту, прису-щую поколению тридцатых годов девятнадцатого века. В мировоззрении нашего героя мы видим опре-деленную философию жизни, попытку ответить на принципиальный вопрос о смысле жизни, о ценно-стях человеческого бытия, о самом назначении чело-века.

У Печорина нет ни веры, ни идеала, однако он не самодовольный циник, и, выполняя «роль палача» и «топора в руках судьбы», он сам переживает от этого не меньше, чем его «жертвы».

Роман «Герой нашего времени» — это роман о лич-ности, свободной от предрассудков, отрицающей саму идею фатализма. Печорин не мирится с судьбой, не покоряется ей. Он сильный, мужественный человек, искренне страдающий от того, что не смог угадать сво-его высокого назначения.

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Судьба в романе «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе Лермонтова рассматривается с двух сторон. С одной стороны Печорин верит в свое особенное трагическое предназначение, с другой же утверждает: «Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Причем герою одновременно близки обе: его мнение на этот счет меняется от главы к главе.

Мотив судьбы проходит через весь роман, находя яркую развязку в главе «Фаталист». Обычно, отвечая на вопрос: «Что значит судьба для Печорина»,- анализируют только её, хотя и до этого были случаи вмешательства фатума в жизнь героя. Он сам называет себя «топором в руках судьбы», считая, что в его пагубном влиянии на людей и есть его смысл жизни и предназначение: «Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились». Этой фразой он как бы объясняет свое предательское отношение к Белле, игру с чувствами Мери, колкости в адрес Грушницкого и убийство того. Печорин испытывает людей вокруг себя, чтобы подтвердить свою мысль о том, что его преследует злой рок. Герою начинает казаться, что он никуда не может уйти от этого, и в главе «Фаталист» у него появляется целых три шанса, чтобы понять себя и обрести более верное понимание судьбы. Лермонтов намеренно воссоздает несколько разных случаев, довольно спорных, таких, что совершенно становится непонятно, удача это или, действительно, судьба.

В споре с Вуличем Печорин имеет двойственную позицию по отношению к фатуму, ведь сам говорит, что видит на его лице «какой-то страшный отпечаток неизбежной судьбы», но не согласен с приятелем в том, что судьба человека заранее предопределена. Возможно, и здесь герой пытается убедить себя в том, что никакой судьбы не существует, но жизнь играет с ним, заставляя поверить в обратное: «Доказательство было разительно, и я, несмотря на то, что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею». Так же он говорит, что привык «ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо», поэтому вопрос остается открытым. Но следует второе событие, уверившее Печорина в неотвратимости фатума еще сильнее: Вулич становится жертвой пьяного казака, и «неизбежная печать судьбы» ложиться ему на лицо, закрывая веки навсегда, как и предсказывал главный герой. Позже Григорий опять «испытывает судьбу», на этот раз свою, бросаясь в одиночку обезвредить буйного казака, и жизнь поступает с ним, как в первый раз с Вуличем: Печорин отделывается сорванным эполетом и выходит победителем. В этот раз он считает, что здесь нет никакого предопределения его удачи, а лишь трезвый расчет и храбрость.

Тут и становится понятна позиция героя, который не бросается в крайности, отрицая фатализм или, наоборот, его признавая. Он считает, что судьбе отведено место в нашей жизни, но человек может сам её выбирать, совершая те поступки, которые желает. Быть может, судьба не сплошная линия, а частые распутья, на которых нам приходится самостоятельно делать выбор? Похоже, что герой придерживается «серединной» точки зрения, не отвергая превратности судьбы, но и не умаляя достоинств личного выбора человека.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!