Терапевтические возможности музыкального искусства

Развитие музыкально-художественной деятельности дошкольников средствами музыкальной терапии

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний и настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкально-художественная деятельность играет огромную роль в процессе воспитания в ребенке духовности, культуры, эмоциональной сферы и познавательных процессов.
Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей, которые необходимы для овладения музыкально-художественной деятельностью.
Современными исследователями доказано, что развивать музыкально-художественную сферу ребенка нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
Дошкольный период представляет собой яркую и неповторимую страницу в жизни каждого человека. На данном возрастном этапе закладываются основные ступени процесса социализации ребенка, происходит приобщение дошкольников к культуре и общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья.
Развитие музыкальных способностей – это один из важных аспектов в формировании гармонично-развитой личности. И данному направлению в ДОУ всегда уделялось большое внимание. Занятия музыкой осуществляются регулярно практически в каждом дошкольном учреждении, поскольку через развитие музыкальных способностей происходит формирование познавательной, двигательной, эмоциональной сферы ребенка.
Таким образом, можно отметить, что музыкальное искусство является одним из тех направлений, которое легко и доступно для восприятия ребенка с самого раннего возрастного этапа. Существует достаточно психологических и педагогических оснований считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок.
В свое время Б.М. Теплов, а вслед за ним и многие другие ученые определили способности, как такие психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности какой-либо деятельности и которые создаются в процессе освоения этой самой деятельности .
Учитывая современную ситуацию, когда большинство психолого-педагогических проблем связано с нарушением эмоциональной сферы ребенка (например, повышенная агрессивность, гиперактивность и т.д.) на помощь приходит музыкальное искусство, которое помогает ребенку в игровой, интересной, увлекательной форме освоить основы духовно-нравственного воспитания и развить творческие способности личности.
Музыкальные занятия в детском саду направлены на следующее:
становление музыкальной культуры ребенка;
развитие музыкальности;
развитие музыкальных способностей (музыкальной памяти, музыкального восприятия, воображения, ассоциативного мышления); освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, воздействии на человека, взаимосвязи с другими видами искусства;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, формирование двигательных навыков (развитие координации и т.д.);
овладение практическими навыками в музыкально-художественной деятельности (исполнение песен, музыкальных сказок, игра на простейших музыкальных инструментах);
формирование процесса активного слушания и исполнительской культуры.
Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования и развития музыкально-художественной деятельности.
Область музыкальной терапии позволяет включить в музыкальный процесс не только ребенка, воспитателя, музыкального руководителя, но и психолога. В любом дошкольном учреждении синкретичная работа специалистов в области развития ребенка дошкольного возраста является основополагающей. Нередко организуются интегрированные занятия музыкального руководителя, воспитателя, психолога и логопеда. Поэтому широкая область музыкальной терапии позволяет организовать (в основном в групповой форме) различные виды музыкотерапии в дошкольном учреждении: активная музыкальная терапия, интегративная, рецептивная.
Использование методологии музыкальной терапии на музыкальных занятиях достаточно распространенное явление в методическом инструментарии музыкальных руководителей.
Однако в связи с тем, что в дошкольном возрасте дети нередко нуждаются в нормализации психоэмоциональных состояний, в данном случае методы музыкальной терапии в сочетании с музыкальными занятиями дают хороший результат и позволяют не только корректировать эмоциональное состояние детей, но и использовать методы музыкальной терапии для активизации и развития познавательной сферы.
Наряду с вокалотерапией, можно активно включать в музыкальные занятия элементы танцевальной терапии.
Основная цель танцевальной терапии – достижение внутреннего и внешнего состояния гармонии с помощью танца.
Задачи танцевальной терапии:
Снятие напряжения
Избавление ребенка от страхов, усталости
Помощь в личностных проблемах (замкнутость, необщительность, проблемы с эмоционально неуравновешенными детьми)
Выявить и раскрыть творческие способности ребенка
Повысить самооценку личности.
К основным методам танцевальной терапии относятся (А. Шкурко):
использование спонтанного неструктурированного танца;
использование кругового группового танца – где круг символ внутригруппового единства
целенаправленный выбор музыки, поддерживающий свободную импровизацию
ритмическая групповая активность, когда участники двигаются под единый ритм
кинестетическая эмпатия, то есть «отзеркаливание» движений партнера по танцу (воспитатель или музыкальный руководитель демонстрирует движение, ребенок повторяет)
танец с целенаправленной темой или в сочетании с игровыми методами.
Музыкальные занятия с использование средств музыкальной терапии можно выстраивать согласно представленной схеме:
1.Музыкальное приветствие (организационный момент с целью концентрации внимания детей).
2.Комплекс двигательных упражнений, специально подобранный для формирования определенного эмоционального состояния: это могут быть плавные музыкальные движения, либо наоборот, активный комплекс упражнений, который используется с целью разминки и формирования активного бодрого настроя ребенка (например, в рамках утренней гимнастики).
3.Основная часть, которая может представлять собой слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах и т.д. – данный структурный элемент занятия с использованием методов музыкальной терапии может быть обусловлен определенными целями и задачами, которые формулирует музыкальный руководитель совместно с психологом и воспитателем группы.
4.заключительным компонентом в данном музыкальном занятии является релаксация.
К основным задачам музыкального воспитания и развития детей в дошкольном возрасте Ю.Б. Алиев относит развитие музыкальных способностей и совершенствование эмоциональной сферы ребенка, что и происходит в процессе включения музыкальной терапии в работу музыкального руководителя.
При использовании музыкальной терапии в своей работе по развитию музыкально-художественной деятельности и развитию эмоциональной и познавательной сфер ребенка происходит совместная психологическая работа, направленная на коррекцию детей с психологическими проблемами (агрессивность, повышенная тревожность и т.д.).
В качестве основного принципа работы необходимо использовать личностно-ориентированный подход, при котором происходит учет специфики развития детей определенной возрастной группы, ориентированность на психофизиологические особенности каждого ребенка.
Таким образом, методология музыкальной терапии позволяет решать музыкальному руководителю следующие задачи: развивать музыкально-эстетическое воспитание дошкольников; обеспечивать психологическую разрядку с помощью различных видов музыкальной деятельности; способствовать накоплению эмоционального опыта посредством общения ребенка с музыкой.

Литература
1.Герасимова, Е.Н. Образовательный процесс в разновозрастной группе детского сада: сущность, специфика, основы построения. – Елец, 2001. – 212 с.
2.Гогоберидзе. А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детского дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
3.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
4.Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1999. –176 с.
5.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. – 240 с.


Музыкотерапия для дошкольников

Музыка сопровождает человечество, пожалуй, с самого начала его существования. Колыбельные песни убаюкивают малышей, марши и барабанная дробь прибавляют храбрости, пение молитв настраивает на высокий духовный лад… О влиянии гармоничного сочетания звуков сказано немало, однако далеко не все знают, что музыка вполне может выступать в качестве лечебного средства.

Что такое музыкотерапия

Музыкотерпия – один из методов психотерапевтического воздействия. Как правило, музыкотерапия используется не изолировано, а в сочетании с другими способами лечения, и тем не менее, по мнению многих психологов и психотерапевтов, в ряде случаев благодаря грамотному использованию лечебного действия музыки удается достичь очень хороших результатов.

Музыкотерапия начала свое шествие еще в XIX веке, однако лишь в XX веке эта методика получила широкое распространение. Во многих странах Европы музыкотерапия используется в ведущих психиатрических клиниках, существуют даже специализированные центры лечения музыкой. Музыкотерапия в этих странах вышла и за пределы помощи при заболеваниях психики – она нашла свое применение в хирургии, лечении сердечно-сосудистых заболеваний, патологии дыхательной, пищеварительной, кроветворной системы и опорно-двигательного аппарата.

Каков механизм действия музыкотерапии? На этот вопрос нет однозначного ответа – все, что касается высшей нервной деятельности человека, пока еще находится вне точного объяснения современной науки. По мнению шведской школы музыкальной психотерапии, лечебное действие музыки осуществляется за счет явления психорезонанса. Согласно этому направлению, музыка способна открыть путь к глубинам сознания. Определенная музыка вызывает резонанс определенного переживания, позволяет его выявить, проанализировать и нейтрализовать.

Американские психотерапевты используют музыкотерапию при традиционном психоанализе. Во время сеанса врач подбирает музыку, которая способна раскрыть психотравмирующие воспоминания и помочь разрядить эмоциональные переживания по этому поводу. Пение самого больного при активной музыкотерапии, по мнению некоторых исследователей, имеет дополнительный лечебный эффект вибрации голосовых связок, которая передается на другие органы тела.

1. У тяжелых больных музыка открывает резервы сил и воли к выздоровлению.

2. Грамотно подобранное музыкальное сопровождение помогает больному повысить уровень доверия к врачу и поверить в скорейшее выздоровление.

3. Лечебная физкультура под музыку позволяет достичь нужной ритмичности и стимулировать пациента к преодолению дискомфорта при выполнении упражнений.

4. Музыка становится хорошим профилактическим средством для предупреждения расстройства адаптации в условиях высокой подверженности стрессам.

5. У пожилых пациентов с нарушением памяти под действием музыки могут всплывать приятные счастливые воспоминания, поэтому в гериатрии музыка используется как средство лечения позитивными воспоминаниями.

6. Музыкотерапия используется даже для лечения новорожденных детей и больных в бессознательном состоянии.

Больные, как правило, охотно идут на сеансы музыкотерапии. Дело в том, что здесь их никто не будет мучить расспросами о прошлом и настоящем, никто не будет болезненно «копать» залежи воспоминаний. Музыкотерапевт достигает контакта с пациентом при помощи музыки: ориентируясь на его эмоциональный ответ, специалист подбирает такое произведение, которое бы позволило больному самостоятельно разобраться в себе, получить разрядку и даже порой найти выход из сложной ситуации.

Виды музыкотерапии

Существует два основных вида музыкотерапии – активная и пассивная, и великое множество дополнительных подвидов, которые подразумевают сочетание лечения музыкой с другими физическими и психическими способами воздействия.

Пассивная музыкотерапия заключается в прослушивании музыкальных композиций. Цель такого лечения – достижение переживания, которое способно вызвать разрядку или открытие глубинных воспоминаний и чувств. Дополнительно к пассивной музыкотерапии нередко используют движение, в том числе дыхательные упражнения, гипнотическое воздействие, аутотренинг, рисование.

Активная психотерапия подразумевает непосредственное участие самого больного в процессе воспроизведения музыки. Пациент сам играет на музыкальном инструменте, поет, хлопает, постукивает… Пение – эффективный метод лечения логоневрозов, в том числе заикания. При этом улучшается артикуляция, исчезают спастические сокращения речевых мышц, человек обучается управлять своим дыханием.

Лечение музыкой хорошо сочетается с физической активностью. И здесь музыка важна не только в качестве ритмичного инструмента, регулирующего чередование движений. Многие методики подразумевают не столько физическую нагрузку, сколько внутреннее единение тела и музыки. Пациент двигается под музыку так, как ее ощущает. Не нужно думать о внешней красоте движений – только гармония звуков и тела.

Для проведения музыкотерапии обычно используют классическую музыку. В арсенале музыкотерапевтов есть сборники музыки релаксирующей, агрессивной, вызывающей различные эмоции – радости, страха, грусти, тревоги. Композиции, способствующие возникновению негативных эмоций, служат для выхода агрессивной энергии и выражения своих чувств, после чего обычно звучит музыка разрешающая, успокаивающая или, наоборот, побуждающая к продуктивной деятельности.

Музыкотерапия у себя дома

Музыкотерапию можно использовать и в домашних условиях. Конечно, не стоит ожидать от такого лечения чудодейственного эффекта, однако в качестве профилактического средства такие процедуры могут оказаться достаточно результативными.

Правила проведения музыкотерапии дома

а. Музыку слушать нужно в удобной позе. Предварительно расслабьте все тело, постарайтесь выкинуть из головы бытовые проблемы. Следуйте этому правилу даже в том случае, если вы хотите достичь стимулирующего эффекта.

б. Продолжительность сеанса – не более 10-15 минут. Чрезмерно длительное воздействие утомляет мозг и может вызвать ненужные защитные реакции.

в. Ставьте музыку на небольшой громкости, чтобы не истощать нервную систему.

г. Когда слушаете эмоциональную музыку, позвольте своему телу выражать то, что вы чувствуете. Под агрессивную музыку можете топать ногами, дирижировать… Главное – прочувствовать музыку и дать выход своим ощущениям.

д. После сеанса отдохните несколько минут – дайте музыке проникнуть в сферу бессознательного.

е. Можете попробовать музыкотерпию во время сна. Именно в этом состоянии подсознание особенно чувствительно к внешним и внутренним воздействиям, поэтому ночная музыкотерапия может оказаться наиболее эффективной – это касается в первую очередь детей, психиатрических больных и пациентов с чрезмерно возбудимой психикой.

Подбирать музыкальные композиции необходимо индивидуально, ориентируясь на ваше состояние. Для снятия агрессии сначала используют агрессивную музыку, затем нейтральную и в самом конце – успокаивающую.

Если ваше нынешнее состояние определяется чувством страха, первой должна звучать тревожная музыка – это даст вам возможность более полно отреагировать на свое переживание. Для улучшения самочувствия и снятия тревожности заканчивайте сеанс успокаивающей музыкой.

Домашняя музыкотерапия – это не всегда традиционное пение, музицирование или пассивное прослушивание композиций. Можно попробовать методику, позволяющую прочувствовать единение музыки и всего вашего организма, включая и психические, и соматические его составляющие. Для этого вам потребуется бубен или небольшой барабан.

Последователи этого вида музыкотерапии рекомендуют для начала немного помолчать и успокоиться. Теперь пойте на низких тонах без слов под звучание барабана – вы ощутите вибрацию, которая распространяется на все ткани и органы тела. Отвлекитесь от слушания себя – постарайтесь не слышать ушами воспроизводимых звуков, чувствуйте их телом. Если вы все делаете правильно, вы ощутите потребность движения, подобного танцу. Выпустите из себя свою внутреннюю музыку и внутренний танец. Сконцентрируйтесь только на получении удовольствия от действа. Таким образом разряжайте все свои накопившиеся эмоции, и вы почувствуете психическое равновесие и умиротворение. Со стороны, конечно, все это будет похоже на шаманство, поэтому позаботьтесь о том, чтобы рядом с вами никого не было.

Музыка – ваш приятный спутник на жизненном пути. Пользуйтесь ей грамотно, позволяйте себе откликнуться на ее призывы – и вы сможете поддержать свое психическое здоровье и устоите перед ежедневными истощающими стрессами.

Музыкотерапия в работе с детьми

В настоящее время для педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах и школах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.

История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества. Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. Музыкотерапия позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает установить контакт между психологом и ребенком; помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка; повышает самооценку на основе самоактуализации; развивает эмпатические способности; помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; формирует ценные практические навыки - игры на музыкальных инструментах; помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах; непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция . Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми .

Для детей с ограниченными возможностями здоровья полезность музыкотерапии очевидна, т.к.

Помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

Помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

Музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

Косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии.

В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

Например с целью коррекции страхов у детей с аутизмом целесообразно использовать индивидуальную музыкотерапию. Традиционно выделяются три уровня индивидуальной музыкотерапии:

Коммуникативный,

Реактивный

Регулирующий

На коммуникативном уровне усилия педагога направлены на установление эмоционального контакта с ребенком. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, педагог наблюдает за ним и поощряет его. Важно, чтобы к концу занятия он мог приблизиться к ребенку, взять его за руку, погладить по спине и пр.

На реактивном уровне, цель которого заключается в катарсисе, ребенок под музыку играет с пугающим его предметом. Например, ребенку предлагается кукла-страшилка. Сначала он должен дать ей имя. Затем под звуки ритмичной музыки он начинает взаимодействовать с ней в соответствии с инструкцией психолога: «„Страшилка" начинает убегать от нас, мы ее ловим, кидаем, прогоняем, она от нас уходит».

На регулирующем уровне психолог предлагает различные ситуации, в которых могут оказаться «страшилка» и ребенок. Ребенка просят выбрать музыку, под которую «страшилка» общается с ним: медленную, расслабляющую или быструю, активизирующую. Выбор музыки подчеркивает особенности эмоционального состояния ребенка и его отношение к пугающим объектам.

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

Рецептивной;

Активной;

Интегративной.

Рецептивная музыкотерапия Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

После прослушивания в беседе с «пациентом» психолог выясняет, что он «видел», «чувствовал», «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние человека.

В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?

По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение или мобилизацию.

В таблице вы видите перечень произведений, которые способны воздействовать на эмоциональное состояние как ребенка так и взрослого. Я использую эти произведения как и на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности .

Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние

Способ

воздействия

Название

произведения

Время

Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении)

«Утро»,

«Полонез»

Э. Григ,

Огинский

2-3 мин.

3-4 мин.

При угнетённом, меланхолическом настроении

«К радости»,

«Аве Мария»

Л. Ван Бетховен,

Ф. Шуберт

4 мин.

4-5 мин.

При выраженной раздражительности, гневности

«Хор пилигримов»,

«Сентиментальный вальс»

Р. Вагнер,

П. Чайковский

2-4 мин.

3-4 мин.

При снижении сосредоточенности, внимания

«Времена года»,

«Лунный свет»,

«Грёзы»

П. Чайковский,

К. Дебюсси,

Р. Дебюсси

2-3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

Расслабляющее воздействие

«Баркарола»,

«Пастораль»,

«Соната до мажор» (ч 3),

«Лебедь»,

«Сентиментальный вальс»

романс из кинофильма «Овод»,

«История Любви»,

«Вечер»,

«Элегия»,

«Прелюдия №1»,

«Прелюдия №3»,

Хор,

«Прелюдия №4»,

«Прелюдия №13»,

«Прелюдия №15»,

«Мелодия»,

«Прелюдия №17»

П. Чайковский,

Бизе,

Лекана,

Сен-Санс,

П. Чайковский,

Д. Шостакович,

Ф. Лей,

Д. Леннон,

Форе,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

К. Глюк,

Ф. Шопен

2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

4 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

1-2 мин.

4 мин.

2-3 мин.

Тонизирующее действие

«Чардаш»,

«Кумпарсита»,

«Аделита»,

«Шербургские зонтики»

Монти,

Родригес,

Пурсело,

Леграна

2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) можно и нужно использовать множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. Это различные методы. Мне бы хотелось рассказать о тех методах, которые я использую постоянно в своей работе.

Большой отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. У каждого героя сказки своя собственная мелодия, причем она может менятся в зависимости от настроения ребенка.

Также я очень активно использую метод вокалотерапии В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или в сопровождении аккомпанемента. Я заметила, что дети которые поют, становятся эмоционально отзывчивей, раскрепощенней в незнакомой для них обстановке, Также снимаются мышечные зажимы, артикуляционно ребенок становится более пластичным, что тоже благотворно влияет на общее эмоциональное состояние, как правило ребята после занятий вокалом прибывают в позитивном настроении. Ну и конечно хотелось бы сказать о приеме музицирования на детских шумовых инструментах. И вот уже несколько лет в нашей школе существует ансамбль ложкарей. Для меня было неожиданностью, то с каким огромным желанием дети начали заниматься на ложках, преодолевая боль в пальцах, жертвуя переменой. В ансамбле есть дети неуровновешенные, часто агрессивно реагирующие даже на самые безобидные замечания. Так вот и я, и педагогический коллектив заметили, что с началом обучения игры на ложках, дети стали более адекватно и спокойно реагировать на замечания в свой адрес. Ансамбль стали приглашать на различные фестивали и концерты. Сколько гордости, радости было в детских глазах. Потому как наша школа в основном участвует в мероприятиях среди коррекционных учреждений. Подводя итог, могу сказать, что игра на ложках повысила самооценку детей. Ведь это достаточно трудное занятие и подвластно далеко не каждому. И вот это осознание ребенком того что «я могу» возвышает его в собственных глазах и придает уверенности в своих силах в повседневной жизни.

Таким образом , музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;

Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

Подобраны специальные музыкальные произведения;

задействованы все органы чувств у детей;

Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Список литературы:

1) Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета.

2)Маркус Л. И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время Сделай сам. - 1990. - № 3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.

3) Союз художников, 2004. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. - 2003.

5) http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/muzykalnaya-terapiya

6) http://darmuz.ucoz.ru/

Основы музыкальной психологии Федорович Елена Наримановна

10.3. Методики музыкотерапии в лечении детей

10.3. Методики музыкотерапии в лечении детей

Музыкотерапия использует самые разнообразные методы лечебно-воспитательного воздействия на пациентов. В том числе используются методы других психотерапевтических подходов: элементы психоанализа, гештальттерапии, групповой психотерапии, танцевальной терапии, медитации, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка, импровизация, занятия ритмикой.

Различают пассивную и активную форму музыкотерапии .

Пассивная форма сводится к восприятию музыкальных произведений, соответствующих эмоциональному состоянию человека. Эта форма музыкотерапии используется в сочетании с дыхательными упражнениями, ритмикой, сопровождается показом произведений живописи. Воздействие музыки при этом может выражаться двояко: с одной стороны, вызывать релаксацию, с другой – производить стимулирующий эффект, этическое и эстетическое действие, формировать положительное отношение к новым жизненным ценностям, новые психологические установки.

Активная форма музыкотерапии характеризуется непосредственным участием самого пациента в исполнении произведений. Активная форма выражается разнообразными вокальными, инструментальными, речевыми, драматическими, двигательными, изобразительными проявлениями, к которым относятся хлопки, ритмичные постукивания, пение в хоре, игра на музыкальных инструментах, простейшая импровизация голосом и т. д. Активная форма хорошо отрабатывает коммуникативные навыки, самоконтроль, выдержку, широко используется в лечебной и специальной педагогике, в музыкально-педагогической коррекции учебной деятельности и поведения учащихся.

Вопросы лечения детей средствами музыкотерапии изучают З. Матейова, С. Машура . Ими описаны следующие методики работы в лечении детей от заикания, показавшие свою эффективность.

Данные методики, по нашим наблюдениям, могут успешно использоваться в художественном образовании детей с целью творческого самовыражения:

1) двигательное расслабление и слияние с ритмом музыки;

2) музыкально-двигательные игры и упражнения;

3) психосоматическая релаксация с помощью музыки;

5) игра на детских музыкальных инструментах и ритмическая декламация;

6) рецептивное восприятие музыки;

7) музыкорисование;

8) пантомима;

9) двигательная драматизация под музыку;

10) музыкальные рассказы;

11) игры с куклой-бибабо (тряпичная кукла);

12) дыхательные упражнения под музыку.

Рассмотрим их более подробно.

1. Двигательное расслабление и слияние с ритмом музыки используется с целью релаксации. Способность человека подчиняться ритму проявляется спонтанно, вызывает чувство эвритмии, синтонности телесного движения с музыкальным ритмом. Переживание равномерности ритма обеспечивает полное психическое расслабление, оказывает успокаивающее, гармонизирующее действие. Положительные эмоции, вызванные слиянием ритма движения и ритма музыки, воздействуют на дыхание, пульс. Двигательного расслабления можно достичь в расслабленном положении сидя или лежа на ковриках (например, на занятиях хореографией) для снятия мышечного напряжения. Для выхода из состояния двигательного расслабления подбираются контрастные произведения: в подвижном темпе, с упругим ритмом и яркой динамикой.

2. Музыкально-двигательные игры и упражнения стимулируют и концентрируют внимание, готовят к неожиданной смене движений по звуковым сигналам. Внезапные звуковые сигналы могут изменить процесс игры, поведение ведущего или группы. Для проведения музыкально-двигательных игр и упражнений широко применяются простейшие музыкальные инструменты, игрушки, спортивные снаряды, костюмный реквизит. Игры обеспечивают развитие мелкой моторики и координации движений учащихся, создают условия для развития навыков общения, становятся источником новых впечатлений и переживаний, формируют механизмы адаптации.

Содержание музыкально-двигательных игр подбирается в соответствии с возрастом и интересами детей: это могут быть групповые подвижные игры, ритмические загадки и др. Музыка, наиболее предпочтительная для игры, имеет четкий ритм, подвижный темп, запоминающуюся мелодию: подходят классические, фольклорные, танцевальные произведения. Лучше, если музыку исполняет учитель, который может произвольно изменить темп, динамику в зависимости от игровой ситуации.

Музыкально-двигательные игры активизируют творческое самовыражение учащихся, а благодаря разнообразию форм являются одним из самых любимых ими видов деятельности.

3. Психосоматическая релаксация с помощью музыки (музыкальная релаксация). Данную методику хорошо использовать в групповой музыкотерапии. Музыка представляется как «звуковое поле» с потоком свободных ассоциаций. Успокаивающее, гармонизирующее воздействие музыка оказывает своим регулярным метром, умеренным темпом, спокойным характером мелодии. Для этой методики подходит классическая музыка и музыка эпохи барокко и классицизма: произведения А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта. Для достижения релаксации рекомендуется закрыть глаза и принять удобную позу. В конце сеанса, который продолжается 10-20 минут, музыка становится громче, глаза открываются, выполняется несколько дыхательных упражнений. Музыкальную релаксацию можно использовать в сочетании с аутогенной тренировкой при лечении тревожности, снятия последствий стрессовых ситуаций, сочетать с показом картин, художественных слайдов или с поэтическими произведениями, созвучными содержанию музыки.

4. Пение вызывает музыкальное переживание, развивает эмоциональность детей, способствует групповому общению. Пение можно совмещать с танцами, драматическим действием, музыкальными рассказами.

Песни подбираются в соответствии с возрастом, диапазоном детского голоса, т. е. доступные для понимания, вызывающие эмоциональный отклик. Учащиеся могут сочинить собственную песню: первое предложение мелодии и поэтического текста придумывает учитель, а далее продолжают учащиеся. Песни собственного сочинения исполняются с радостью, вызывают удовольствие.

5. Игра на детских музыкальных инструментах и ритмическая декламация дополняет музыкально-двигательные игры и упражнения. Используют два основных способа: 1) способ «телесной игры»: хлопки, щелчки, легкие постукивания и др. ; 2) способ простейшей музыкальной импровизации на музыкальных инструментах К. Орфа.

Первый способ развивает чувство ритма, усиливает двигательную, вокальную и речевую активность, координирует движения. «Телесную игру» можно использовать как ритмическое сопровождение при пении, как способ общения в групповых играх, музыкальных рассказах, играх-драматизациях, как подготовку к музыкорисованию.

Второй способ игры на детских музыкальных инструментах К. Орфа позволяет детям сочинять элементарную музыку, простейшую импровизацию. «Импровизация на музыкальных инструментах означает в психотерапии возможность избавиться от чего-то мучающего нас, чтобы обрести лучшее. Человек играет на своем инструменте то, что он не может сказать. Используя инструмент как средство самовыражения, он озвучивает, а затем и вербализует то, что отображает внутренний мир его души», – указывает Г. Г. ДекерФойгт .

Дети легко осваивают игру на барабанах, тимпанах, деревянных колотушках, колокольчиках, тарелках, треугольниках, бубнах, кастаньетах, металлофонах и др. Игра на этих инструментах не требуют специальной подготовки, но заменяет словесное выражение чувств, освобождает подавленные эмоции. Простейшая импровизация начинается с детских считалочек, ритмической декламации, пения. С помощью инструментальной игры можно создать ситуацию «разговора» или «ссоры» между разными музыкальными инструментами, или поиграть в «эхо».

6. Рецептивное восприятие музыки применяется с целью расслабления и положительной стимуляции в состоянии физического покоя. Б. Швабе указывает на большие возможности данного терапевтического метода: он стимулирует познавательные функции, переживание катарсиса с последующим лечебным эффектом. Музыкальные переживания личности, направленные на осознание собственного внутреннего мира, отвлекают от негативных состояний.

Г. Г. Декер-Фойгт в процессе рецептивного восприятия музыки советует выполнять следующие упражнения:

1) Принять удобную позу и прислушаться к музыке «собственного тела»: к ритму дыхания, к пульсу.

2) Представить воображаемую картину: время года, ландшафт, время дня и др. Подумать, заставляет ли музыка грезить наяву? Если да, то о чем?

3) Является ли музыка «зеркалом» вашего настроения?

4) Какая музыка связывается с теплом, лаской, близостью?

5) С какими музыкальными инструментами вступает в резонанс ваше настроение?

6) Вспоминаете ли под музыку события, ситуации или людей? Какими они кажутся сейчас? Какие чувства вы испытываете?

7) Какая музыка вас подавляет?

8) Бывает ли музыки «слишком много»? Какую музыку хочется сразу выключить?

9) Что вам известно о композиторе, его жизни? Как об этом рассказывает музыка?

10) Можно ли музыку, рождающую печаль или приносящую радость, назвать «своей»?

Рецептивное восприятие музыки хорошо использовать в сочетании с цветом или разноцветным освещением. Еще Платон говорил о глубинной взаимосвязи музыки и цвета. «Музыка не видима, а живопись не слышима. Но ассоциативно можно “видеть” музыку и “слышать” живопись. Музыкальное переживание вызывает зрительные представления, а живопись – слуховые. Эти представления опираются на реальные связи нашего жизненного опыта, где звуковое неотделимо от зримого и от других ощущений при целостном охвате и восприятии действительности», – пишет Н. В. Серов . И далее: «Цветовые ассоциации – это своеобразные “припоминания” Платона, которые привносят в интеллект чувственные образы или эмоции, возбуждая при этом и другие органы чувств» [там же].

И звук, и цвет имеют неосознаваемую выразительность. Когда человек говорит о неосознаваемых атрибутах искусства, он использует для выражения так называемый эффект синестезии. В переводе с греческого «синестезия» (sуnaisthesis ) – это одновременное ощущение, совместное чувство; это межчувственные ассоциации, возникающие на основе сходства или смежности разномодальных впечатлений, главным образом, слуховых, осязательных, зрительных.

Синестезией обусловлены такие привычные выражения, как «острый звук», «бархатный тембр», «мелодическая линия», «светлый тон» и др. Синестетические впечатления вызывают реальные образы пространства, движения, цвета, жеста, пластики или психического тонуса. В музыкотерапии – наиболее часто используется цветовое отображение музыки, т. е. тембр звучания ассоциируется с цветом.

Дети самопроизвольно ассоциируют звуки музыкальных инструментов с цветом. Звук и цвет воздействуют на человека гипнотически, т. е. обладают свойствами внушения и гипноза. Цвет и музыка несут информацию для бессознательного: например, зеленый, синий цвет действуют успокаивающе; желтый – возбуждает; красный – активизирует. Влияние музыки на детей можно оценить с помощью теста М. Люшара и его многочисленных модификаций (см. гл. 8, п. 8. 4). Данная диагностика позволяет оценить эмоциональное воздействие музыки на учащихся.

Итак, рецептивное восприятие музыки выступает:

– как эмоциональный стимул освобождения, достижения релаксации;

– как средство развития мышления, воображения, фантазии;

– как средство активизации биологических ритмов с ритмом музыки;

– как форма музыкального переживания, которая устраняет психологические барьеры, обеспечивает развитие коммуникативных качеств;

– как фактор активизации детского творчества.

7. Музыкорисование является средством самовыражения и средством осознания внутренних конфликтов. Музыкорисование или графическую запись осуществляют непосредственно под музыку. Идея соединить рисование с музыкой возникла при обучении ритмическому черчению у чешского преподавателя рисования К. Петерса. Он разработал методику, соединяющую спонтанное рисование с музыкой. Стимулом к музыкорисованию служат движения двумя руками под музыку, постепенно переходящие в свободное «дирижирование». Такие спонтанные движения с мелками или красками в обеих руках переносятся на доску или бумагу в виде линий, кругов, треугольников, ромбов, узелков или др. Допускается «пальцерисование» цветными и клеевыми красками всеми десятью пальцами. Детям нравится месить и «давить» краски. В результате появляется собственная «картина», вызывающая ощущение радости.

Отметим, что у каждого ребенка есть своя символика рисунков: чем острее конфликт, тем менее понятны символы.

Лучше, если символику рисунка ребенок объяснит сам. В процессе музыкорисования можно использовать музыку различных видов и жанров: песенную, танцевальную, маршевую. Начинать лучше с марша в умеренном темпе, потом перейти к песенно-танцевальной музыке и чередовать их. Музыкорисование приводит ребенка к спокойной деятельности, уравновешенному состоянию, обеспечивает возможность творческого самовыражения.

8. Пантомима – это, скорее, игра, сценический танец, в котором движение, жесты заменяют слова, дополняются мимикой. Короткие рассказы или музыкальные зарисовки сопровождаются музыкальной импровизацией и пантомимой участников группы. Возможен и другой вариант: учитель передает содержание рассказа музыкальной импровизацией без слов, а дети придумывают историю, сюжет и выражают его пантомимой. Для таких заданий можно использовать образы животных, символические и фантастические образы, зарисовки настроений. Пантомима снимает двигательное напряжение, развивает эмоциональную сферу и ее пластическое выражение, пробуждает детскую фантазию.

9. Двигательная драматизация под музыку сочетает музыку и движение. Она предназначена для изображения сюжета произведения или музыкального пространства (например: с помощью жестов передать музыкальное пространство – «широко, далеко» или «медленно, глубоко», или «легко – тяжело»). Активное восприятие музыки, перенесенное в область двигательного выражения, создает условия для релаксации.

10. Музыкальные рассказы представляют собой сочинение сюжета, фабулы к музыкальному произведению в сочетании с пластическими и танцевальными движениями. Повествование рассказа можно чередовать с игрой на музыкальных инструментах; а учащимся – выступить в роли героев рассказа. Другие варианты музыкальных рассказов: прочитать его начало, а учащимся – пофантазировать и придумать его окончание; можно и наоборот, придумать начало и сюжет рассказа на заданное окончание. Одним из примеров музыкальных рассказов является симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».

11. Игры с куклой-бибабо (тряпичная кукла, которую надевают на руку). Игра приводит к переживанию катарсиса, снимает негативные состояния и внутренние конфликты, уравновешивает эмоциональное состояние, развивает самостоятельность и волевые качества личности. Считается, что у каждого ребенка свой способ игры с куклой. Кукла полностью «подчиняется» желаниям ребенка, его идеям, фантазиям, олицетворяет ближайшее окружение или вымышленного героя. При игре с куклами возникает иллюзия человеческого общения. Игровые ситуации дают выход разнообразным чувствам: радости, сочувствию, эмпатии, а также выходу аффектов, агрессии. По особенностям детских игр можно определить, что именно в ближайшем окружении положительно или отрицательно влияет на ребенка.

12. Дыхательные упражнения под музыку используются для гармонизации внутреннего состояния, снятия напряжения голосовых связок. Дыхательные упражнения издавна рекомендовались для лечения болезней и поддержки здоровья: им уделялось огромное внимание в риторике древних римлян.

Дыхательные упражнения под музыку используются на различные гласные буквы: «о», «у», «и», «э» и др. ; их можно петь отдельно или последовательно как мелодию, выполнять в положении сидя или лежа. Можно петь сонорные и шипящие согласные, подражать голосам животных и др.

Таким образом, охарактеризованные методики музыкотерапии дают хороший эффект при лечении детей, служат средством релаксации при оказании индивидуально-психологической помощи, обеспечивают музыкально-педагогическую коррекцию деятельности и поведения учащихся, а также их личностное развитие и творческое самовыражение в художественной деятельности.

Литература

1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М. , Екатеринбург, 1999.

2. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М. , 1993.

4. Матейова З. , Машура С. Музыкотерапия при заикании. Киев, 1984.

5. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. СПб. , 1992.

6. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. М. , 1999.

7. Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб. , 1995.

8. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М. , Воронеж, 1998.

9. Шушурджан С. В. Руководство по музыкотерапии. М. , 2005.

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Учебные планы, методики, управление классом и дисциплина Для эффективной работы учителя необходимо хорошо понимать каждую из этих концепций. «Высокое искусство плохого поведения: проверьте свои навыки управления классом» – так называлась статья в уважаемом

Из книги Чудо-ребёнок с самых пелёнок. Пошаговая методика развития ребёнка с рождения до года автора Мулюкина Елена Гумаровна

Использование антропософских препаратов при лечении СДВГ Мы рекомендуем начинать лечение с базовых препаратов, которые помогут повлиять на развитие незрелого мозга маленького ребенка или исправить те нарушения, которые выявляются при данном заболевании.Apis regina comp.

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Другие методики развития ребёнка Народная педагогика Настала пора поговорить о самой старинной методике развития, которая проверена опытом многих поколений. Это народная педагогика, основанная на традициях конкретного народа, его обычаях, вере, менталитете. Она не

Из книги Как дневник. Рассказы учительницы автора Аромштам Марина Семеновна

Люди, чьи методики раннего развития потрясли мир Каким бывает раннее развитие? Очень и очень разным. И люди, которые создавали методы раннего развития, были тоже очень и очень разными. И в основу своих методов они закладывали самые разные теории. Но, как ни парадоксально, у

Из книги Чтение в средней школе автора Кашкаров Андрей Петрович

МОДИЛЬЯНИ ПРОТИВ МЕТОДИКИ Илюша хотел отношений. Начинал он издалека - от Модильяни. Но это его не спасало: у него на шее росли волосы и он не умел кататься на лыжах.В моих глазах занятия по физкультуре сводили на нет весь его культурный багаж: я бегу уже третий круг, а он на

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

3.2. Полезные методики, обосновывающие опыт: методика Мальцевой В старшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Их суть в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Что нового в лечении инфекционной диареи у детей В свете новых исследований лечение диареи у детей до года претерпело три основных изменения.Обязательное оральное применение растворов электролитов. Забудьте о рекомендованных ранее напитках домашнего приготовления:

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

10.1. История музыкотерапии Возникновение музыкотерапии относится к началу истории человечества. Музыка, используемая в обрядах заклинания богов, постепенно приобретает магический характер и становится способом лечения от болезней. Инстинкт самосохранения древнего

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

10.2. Общая характеристика музыкотерапии Музыкотерапию изучают восстановительная медицина, психология, специальная и лечебная педагогика, музыкальная психология. Музыкотерапия обладает большими возможностями как метод лечения без различий возраста, пола, образования и

Из книги автора

Методики диагностики полезависимости/поленезависимости 1. Методика «Стержень – рамка» (Witkin, Asch, 1948), являющаяся разновидностью тестов пространственной ориентации. Испытуемый, помещенный в полностью затемненную комнату, видит перед собой светящуюся рамку и находящийся

Из книги автора

Методики для выявления когнитивных стилей 1. Методика «Включенные фигуры» Г. Уиткина (индивидуальная форма), измеряющая когнитивный стиль полезависимость/поленезависимость. Основной показатель – время нахождения простой фигуры в сложной; дополнительный показатель –

Из книги автора

Методики для выявления разных аспектов интеллектуальной продуктивности 1. Методика «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена. Показатель способности к систематическому мышлению: количество правильных ответов в условиях ограничения времени выполнения теста 20 мин.2. Методика

Из книги автора

Методики обучения и развития детей: их польза и необходимость для вашего ребенка Обзор методик раннего развития и дополнительного образования, аргументы за и против Пришло время, и у родителей возник вопрос: какую методику выбрать, и в какой развивающий центр пойти с

По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией , изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Важно, чтобы дети овладели определенными умениями, знаниями и навыками в области музыки. Но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка.

Главная задача в музыкальной терапии заключается в том, чтобы научить ребенка «омузыкаленному» видению и восприятию мира.

Показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть, можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т. е. в творчестве.

Вот, например, несколько творческих заданий, которые можно дать детям, побуждая их к вокальному (песенному) самовыражению:

  • «Спой, как тебя зовут».
  • «Спой своей кукле, как ты ее любишь» (или колыбельную).
  • «Спой, какое у тебя сейчас настроение».
  • «Поздоровайся песенкой».

Также можно предложить ребенку на ваш вопрос-песенку придумать и спеть ответ-песенку. Например:

Что ты хочешь, мишка?

Медовую коврижку.

Что ты хочешь, кошечка?

Молочка немножечко.

Все вокальные творческие задания выполняются индивидуально. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.

А вот танцевальное творчество, к тому же, еще и помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает определенный терапевтический эффект.

Вот еще несколько творческих заданий, побуждающих детей уже к танцевальному самовыражению:

  • Можно предложить детям под музыку отправиться на прогулку в сказочный лес.
  • Предложить помаршировать по площади праздничным маршем.
  • Полюбоваться красивым цветком.
  • Показать, как двигается

Крадущаяся кошка,

Порхает бабочка,

Бежит мышка,

Идет крокодил и т. д.

Терапия творческим самовыражением является одним из самых плодотворных психотерапевтических приемов.

Наблюдая в процессе творчества друг за другом и за взрослым, дети приобретают новые движения, что означает вместе с тем приобретение новой степени внутренней свободы.

Работая с детьми над развитием музыкального ритма, мы также способствуем гармонизации духовной жизни ребенка. Еще К. Станиславский указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма. Например, такие, как:

«Ладушки». Эта всем известная и очень популярная песенка-игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но и произвольное внимание и координацию движений.

Ритмизация движений человека - спокойный шаг, бег, имитация рубки дров, забивания гвоздя в стену.

Ритмизация движений животных - простучи, как идет степенная корова, как бежит проворный заяц, скачет дикий конь, прыгает лягушка и т. д.

После выполнения ритмических упражнений ладони становятся теплыми, и дети готовы для проведения контактного массажа. Массаж будет эффективнее, если его проводить под веселую музыку. Это вызовет сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.

Пение с воспроизведением звука с закрытым ртом также полезно с точки зрения медицины. Здесь важно прочувствовать волны вибрации в области горла и груди. Это упражнение снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в основании которых находится «чакра вишудха», в практике йогов она считается ответственной за эмоциональное состояние организма.

Теперь немного о так называемых формулах музыкального самовнушения. Если сказать проще - это песни, текст которых составлен в форме внушения.

Нацелены эти формулы на то, чтобы пробудить в человеке стойкость при неудачах, умение радоваться жизни, поддерживать оптимистическое настроение. Если у ребенка занижена самооценка, если он не уверен в себе и робок, ему поможет формула музыкального самовнушения «Я - хороший, ты - хороший». А вот если у ребенка по какой-то причине плохое настроение, значит пришла пора выучить с ним формулу радости «Я в хорошем настроении» или «Ах, как мне весело!»

Кстати, колыбельные песни также являются формулами музыкального самовнушения и ориентируют детей на расслабление и успокоение. Вспомните песни, очень популярные в свое время - «Я люблю тебя, жизнь» Э. Колмановского, «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!» Б. Окуджавы, «Священная война» В. Лебедева-Кумача. Они также являются формулами музыкального самовнушения.

Все вышесказанное относится к активному варианту музыкотерапии, когда дети активно выражают себя в музыке.

Но существует и самая простая, пассивная форма музыкотерапии, когда детям предлагается только слушать музыку. Но такую музыку, которая в данный момент наиболее подходит их душевному состоянию, которая может переключить ребенка с отрицательных эмоций на положительные. Слушание музыки разряжает накопившиеся отрицательные эмоции.

Например, если у ребенка подавленное настроение, эффективна тихая, мелодичная музыка. А вот при возбуждении целебное действие на психику оказывают мелодии с подчеркнутым ритмом. Для того, чтобы музыка подействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого специально подготовить и настроить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть или лечь в удобной позе, закрыть глаза, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. По существу, такое слушание музыки представляет собой разновидность медитации.

Смысл музыкальных медитаций заключается в соединении звучащей музыки, образов, специальной формулы внушения.

В процессе музыкальных медитаций происходит разрядка подавленных переживаний. Еще из практики упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать ее не только ушами, но и как бы «вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своем языке, ощущать кожей, самому становиться звуком, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос». Также для снятия внутренней напряженности и успокоения детей нужно научить их мысленно «летать» под музыку.

По мнению ученых, умение «летать» под музыку помогает ребенку полностью избавиться от аллергий. Почему? Аллергия - это повышенная чувствительность организма к воздействию аллергенов. А полет под музыку как бы вырывает человека из этой окружающей среды, омывает его, очищает дыхательные пути. Даже в лекарственных сборах для лечения аллергий очень эффективным оказывается одуванчик («летающий цветок»).

Музыка всегда поможет раскрыть неограниченные силы человека, надо лишь стараться всегда и во всем слышать музыку.

Пусть это будет живая музыка дождевых капель, торжественная песнь океана, тихий шелест травы, гул могучих сосен. И пусть эта музыка природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.