Театр души


Библиотека Психоаналитической Литературы

Джойс МакДугал/1

иллюзия и правда на

психоаналитической сцене

Издательство

Джойс Макдугалл.

М 15 Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене.

Перевод с английского Е. Замфир под редакцией проф. М. Решетникова.

Психоанализ - это театр, на сцене которого исполняется весь наш психический репертуар. В этих пьесах характеры внутренних персонажей претерпевают множество изменений, диалоги переписываются, а роли раздают заново. Анализируемые открывают свою внутреннюю реальность и находят свою внутреннюю истину, по мере того как произносят реплики составные части их Я и все люди, которые играли важную роль в их жизни. Сводятся счета с ненавистными и любимыми фигурами из прошлого; эти фигуры оказываются в распоряжении анализируемого во всех своих аспектах, хороших и плохих, а не распоряжаются им; анализируемый готов теперь пересмотреть все, что получил от людей, воспитавших его; и все, что он с этим наследством сделал.

Книга известного французского психоаналитика Джойс МакДугалл - сборник сценариев различных психических театров. Прочитать эти пьесы будет интересно как специалистам психологам, психоаналитикам и психотерапевтам, так и всем невольно занятым в них актерам.

ISBN 5-88787-021-4

© Joyce McDougall, Theatres of the mind: illusion and truth on the psychoanalytic stage, 1985 © Перевод с английского, E. Замфир, 2002 © Научная редакция, M. Решетников, 2002 © Дизайн серии, А. Красноперов, 2002 © Издательство ВЕИП, 2002

Пролог. Психический театр, психоаналитическая сцена

Ради охраны частной жизни пациентов изменены все имена и подробности, по которым их можно было бы

Каждый человек надеется стать кем-то, только чтобы обнаружить, в конце концов, что он - это он.

Раймон Дево, французский актер

«Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры». По глубокому убеждению Шекспира, нам не так-то просто уйти от ролей, являющихся неотъемлемой частью нас самих. Каждый из нас втянут в разворачивающуюся драму жизни, сюжет которой, как оказывается, неотвратимо повторяется.

Принимая театр как метафору психической реальности, я надеюсь избежать стандартной психиатрической и психоаналитической классификации. Обозначить кого-то как «невротика», «психотика», «сексуально извращенного» или «психосоматика» - разве что не обозвать его; настолько далеко это от адекватного описания того, что так тонко и сложно - человеческой личности. Обозначение не только укрепляет иллюзию, что мы сказали нечто, этому человеку вполне подходящее, но и подразумевает, что все мы прочие - свободны от психических драм, стоящих за симптомами, к которым относятся эти термины.

У нас всех есть невротические конфликты, наши маленькие области личного сумасшествия, (по крайней мере, давайте надеяться на это); все мы подвержены психосоматическим срывам при стрессе; и у всех бывают извращенные фантазии и невозможные сновидения. Каждый из нас укрывает в своей внутренней вселенной множество «персонажей», частей самого себя, которые порой действуют наперекор Друг другу, вызывая конфликты и душевную боль в нашем сознательном Я. Ведь мы почти не знакомы с этими скрытыми актерами и их ролями. Хотим мы этого или нет, наши внутренние персонажи постоянно стремятся на сцену, чтобы сыграть свои трагедии и комедии. Хотя мы редко берем на себя ответственность за наши тайные театральные постановки, их постановщики находятся в нашей собственной голове. Более того, именно этот внутренний мир с его репертуаром определяет большую часть того, что случается с нами во внешнем мире.

Кто же пишет сценарий пьес? О чем их сюжет? И где они исполняются?

Язык информирует нас, что автора сценария зовут Я. Психоанализ учит нас, что сценарии были написаны годы назад наивным детским Я, боровшимся за выживание во взрослом мире, чья драма так разительно отличается от детской. Эти психические пьесы могут исполнятся в театре нашей души или тела, могут разыгрываться во внешнем мире, иногда захватывая души и тела других людей, а то и общественные институты, в качестве сцены. Мы также можем перемещать наши собственные психические драмы с одной сцены на другую, когда стресс захлестывает нас. Ведь Я - персонаж весьма многогранный. Давайте прислушаемся к пациенту Бену, излагающему без пропуска все мысли, приходящие ему на ум, как потребовала его аналитик:

Я не знаю, как точно выразить, что я чувствую. (Это Бен-анали-зируемый, укладывающийся для сессии.)

Одно я знаю наверняка, то, что я сыт по горло моей женушкой и всей ее семейкой. Вышвырнуть бы их всех вон! (Это Беи в возрасте около трех лет, когда его собственная семья была для него невыносима.)

В своей новой книге Джойс Макдугалл, выдающийся современный психоаналитик, мой учитель, друг и коллега, затрагивает область самых ранних, первичных взаимоотношений младенца и матери. Глубокие и часто болезненные переживания остаются в душе каждого человека, и именно они определяют дальнейший ход развития личности.

Книга посвящена работе психоаналитика с теми, кто страдает от отсутствия аффектов в своей жизни, не может испытывать глубокие чувства и эмоции. Беспомощность, страх одиночества, пустоты и исчезновения, примитивный гнев – чувства, которые испытывает младенец, если не находит отклика в душе матери, – становятся для него невыносимы. Эти смертоносные эмоции представляют реальную угрозу выживанию младенца и поэтому выбрасываются из сознания без малейшей психической проработки. Если ты начнешь чувствовать – погибнешь. Такие переживания не выражены в словах – вместо психики здесь говорит тело. Так возникают тяжелые психосоматические расстройства.

Живое психоаналитичеcкое повествование, расширяющее горизонты знания о психосоматических расстройствах.

Когито-центр, 215 С.

Психоаналитика в работе с пациентом прежде всего интересует то, что может быть выражено словами (сновидения, ассоциации, фантазии), а посланий тела своего собеседника он может и не ощутить. В результате анализ рискует зайти в тупик.

Джойс Макдугалл поняла, что психосоматические пациенты посылают аналитику телесные сообщения, как еще не владеющий языком младенец посылает телесные сообщения своей матери. Через свои ощущения и эмоции Макдугалл получает новое знание о том, что происходит с ее пациентом, так же как и мать чувствует, что нужно младенцу.

Джойс Макдугалл назвала свою книгу «Театры тела». Слово «театр» отражает ее понимание внутреннего, психического мира людей, в котором персонажи разыгрывают различные сценарии. Макдугалл уверена, что таких внутренних театров внутри нас множество. И задача аналитика – помочь пациенту творчески преобразовать, проиграть разрушительные эмоции, чтобы, возможно, впервые открыть для себя чувственную сторону жизни.

Автор вовлекает читателя в самую глубину психоаналитической работы. Она заставляет нас прорабатывать конфликты, испытывать разочарование, психическую и телесную боль, а потом преодолевать эти чувства и открывать новые смыслы. В описании своей работы Макдугалл предельно искренна и открыта. Она не боится говорить о своих эмоциях, не скрывает ошибок и неудач, щедро делится опытом. Она искушает читателя непознанным и бессознательным, разжигает желание набраться решимости и изменить себя, свою жизнь. Отправиться в увлекательное и нелегкое путешествие – в глубины своего «я».

Джойс МакДугалл (Joyce McDougall, 1921-2011) - французский психоаналитик, доктор медицины.

Джойс родилась в Новой Зеландии, прошла психоаналитическую подготовку в Лондоне в Хамстед-клиник у Анны Фрейд, и затем большую часть своей жизни провела в Париже. На протяжении уже 30 лет она - обучающий аналитик и супервизор Парижского Психоаналитического Общества и его Почетный член. Лекции Джойс МакДугалл вызывали неизменный интерес в европейских странах, Соединенных Штатах и Южной Америке.

Она является автором ряда книг, среди которых такие, как «Оправдание абнормальности», «Театр души», «Театр тела» и др. Доктор МакДугалл получила широкую известность благодаря ее исследованиям сложных психических сценариев, всегда ярко иллюстрированных клиническими наблюдениями, где автором предельно откровенно описывается ее собственное участие в психоаналитическом процессе. Ее личный вклад в изучение таких проблем, как сексуальные девиации, психосоматические феномены и трудности в терапевтическом процессе общепризнан.

В ее самой известной работе «Тысячеликий Эрос», ставшей своеобразным психоаналитическим бестселлером, за которую она получила премию Gradiva Award 1996 года, выдвигается гипотеза, что «человеческая сексуальность является травматичной по своей сути», и вслед за своими пациентами автор идет множеством таинственных путей, которыми человеческое мышление пытается разрешить психологические конфликты, связанные с сексуальной и половой идентичностью в бесконечном поиске любви.

В серии «Современные психоаналитики» книгу о ней написала Рют Менахем (1997). В русском переводе вышли ее книги - «Тысячеликий Эрос» (1999), «Театр души» (2002), «Театры тела» (2007).

Книги (2)

Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене

Психоанализ - это театр, на сцене которого исполняется весь наш психический репертуар.

В этих пьесах характеры внутренних персонажей претерпевают множество изменений, диалоги переписываются, а роли раздают заново. Анализируемые открывают свою внутреннюю реальность и находят свою внутреннюю истину, по мере того как произносят реплики составные части их Я и все люди, которые играли важную роль в их жизни.

Сводятся счета с ненавистными и любимыми фигурами из прошлого; эти фигуры оказываются в распоряжении анализируемого во всех своих аспектах, хороших и плохих, а не распоряжаются им; анализируемый готов теперь пересмотреть все, что получил от людей, воспитавших его; и все, что он с этим наследством сделал.

Книга известного французского психоаналитика Джойс МакДугалл - сборник сценариев различных психических театров. Прочитать эти пьесы будет интересно как специалистам психологам, психоаналитикам и психотерапевтам, так и всем невольно занятым в них актерам.

Она является автором ряда книг, среди которых такие, как «Оправдание абнормальности», «Театр души», «Театр тела» и др. Доктор МакДугалл получила широкую известность благодаря ее исследованиям сложных психических сценариев, всегда ярко иллюстрированных клиническими наблюдениями, где автором предельно откровенно описывается ее собственное участие в психоаналитическом процессе.


Джойс родилась в Новой Зеландии, прошла психоаналитическую подготовку в Лондоне в Хамстед-клиник у Анны Фрейд, и затем большую часть своей жизни провела в Париже. На протяжении уже 30 лет она - обучающий аналитик и супервизор Парижского Психоаналитического Общества и его Почетный член. Лекции Джойс МакДугалл вызывали неизменный интерес в европейских странах, Соединенных Штатах и Южной Америке.

О внутреннем мире


Хотим мы этого или нет, наши внутренние персонажи постоянно стремятся на сцену, чтобы сыграть свои трагедии и комедии. Хотя мы редко берем на себя ответственность за наши театральные постановки, их постановщики находятся в нашей собственной голове. Более того, именно этот внутренний мир с его репертуаром определяет большую часть того, что случается с нами во внешнем мире.

О процессе психоанализа


Отправляющиеся в психоаналитическую экспедицию делают это в надежде, что их открытия позволят им извлекать пользу из авантюры жизни и лучше выдерживать бури и разочарования, которые неизбежны в течение жизни.

Психоанализ – это театр, на сцене которого, можно сыграть весь наш психический репертуар... Переработка ведет анализируемого к открытию своей внутренней реальности, по мере тока, как части его самого и все люди, которые играли важную роль в его жизни, получают возможность произнести свои реплики. Сводя счеты с ненавистными-любимыми фигурами прошлого анализируемый овладевает собой во всех их аспектах, хороших и плохих, вместо того, чтобы они им владели, и готов теперь критически отнестись ко всему, что получил от тех, кто его вырастил, и ко всему, что он с этим наследством сделал. Каковы бы ни были его заключения, он сознает их место в своей внутренней вселенной и признает их своей собственностью.

По мере продвижения психоанализа показываются уязвленные и печальные стороны детства, наряду с радостными и иррациональными. Многие из них долгие годы оставались за кулисами. Все они толкаются, чтобы их услышали, поняли, возможно, поаплодировали им. Люди из нынешнего дня присоединяются к этой толпе и каждый из них тоже предстает в разном свете; позитивные и негативные к ним чувства создают временную путаницу, пока анализируемый не увидит, что здесь затронуты и его две важнейшие части. Из прошлого должны придти главные фигуры детства – родители, как в их любимом и любящем измерении, так и их устрашающие и ненавистные образы. Появляются и сиблинги (братья или сестры), как желанная или нежеланная части семейной констелляции. Другие члены семьи, простираясь на несколько поколений вглубь времен, приходят играть свои роли в человеческой драме каждого субъекта.

О методе свободных ассоциаций

Хотя получить разрешение на свободные ассоциации – редкая возможность, немыслимая в обычной социальной ситуации, многие пациенты сопротивляются в ответ на приглашение «говорить все», даже в рамках психотерапии. Иногда пациенты относится к аналитическим отношениям, как если бы они были социальными, сторожа и ухватывая мысли и суждения психоаналитика. В иное время они боятся встретиться с собственными мыслями и чувствами, столкнувшись с малознакомыми или неприемлемыми аспектами собственной личности. Кроме того, некоторые анализируемые боятся утраты контроля, присущему свободному странствию мысли: они бояться запутаться или выглядеть безумными. Их умалчивания известны как сопротивление терапевтическому процессу и требуют к себе уважения до тех пор, пока анализируемый не почувствует себя способным принять конфликты и парадоксы, порождающие сопротивление.

О симптомах

Симптомы – это приемы психического выживания. Непросто оставить свой способ выживания, если у тебя нет уверенности в способности к психическим изменениям или есть опасение, что все изменения будут к худшему!

Симптомы являются детскими попытками самолечения и были созданы для избавления от невыносимой душевной боли. Поэтому существует мощная внутренняя сила, которая опасается потери симптомов несмотря на страдания, причиняемые ими. Это ведет к значительному сопротивлению аналитическому процессу.

О влиянии прошлого

В драмах, из которых состоит человеческая жизнь, мало что оставлено на волю случая. Все же мы часто предпочитаем верить, что мы лишь игрушка в руках судьбы и вынуждены без всякой награды решать задачи, представляющиеся существенными и выполнять неясные желания, которые мы никак не можем признать за свои собственные. Не осознавая тайный выбор, правящий нашими решениями, мы редко можем дать связный отчет в нашем выборе партнеров и профессии или объяснить ту смесь успеха и неудач, к которой может привести любой выбор. Мы не можем уйти от ролей, которые наши бессознательные Я заставляют нас играть, часто используя при этом людей из нашей сегодняшней жизни как реквизит для решения проблем прошлого. Только когда мы пытаемся воссоздать повседневные сцены на психоаналитических подмостках, мы часто с ужасом открываем, что находимся в разгаре представления, и все-таки понятия не имеем, о чем же эта пьеса, и кто ее персонажи.

О человеческой природе

У всех нас есть невротические конфликты, наши маленькие области личного сумасшествия; все мы подвержены психосоматическим срывам при стрессе; и у всех бывают извращенные фантазии и невозможные сновидения. Каждый из нас укрывает в своей внутренней вселенной множество «персонажей», частей самого себя, которые порой действуют наперекор друг другу, вызывая конфликты и душевную боль в нашем сознательном Я. Ведь мы почти не знакомы с этими скрытыми актерами и их ролями. Хотим мы этого или нет, наши внутренние персонажи постоянно стремятся на сцену, чтобы сыграть свои трагедии и комедии. Хотя мы редко берем на себя ответственность за наши тайные театральные постановки, их постановщики находятся у нас в голове. Более того, именно этот внутренний мир с его репертуаром определяет большую часть того, что случается с нами во внешнем мире.

О навязчивом повторении

Каждое Я из тайного внутреннего театра раз за разом играет роли из прошлого, используя скрытую в детстве технику и воспроизведя с жуткой точностью все те же трагедии и комментарии, с той же концовкой и теми же порциями боли и удовольствия. То, что когда-то было попыткой самоисцеления при столкновении с душевной болью и конфликтами, теперь стало симптомами, которое продуцирует взрослое Я, следуя забытым детским решениям.

Об окончании психоанализа

Психоанализ объявляют оконченным, когда психоаналитик и анализируемый согласны прекратить видеться, но анализируемый должен полностью осознавать, что труд, который они проделами вместе, по самой своей природе нескончаемый. И психоаналитик и анализируемый знают, что определенные внутренние персонажи остались анонимными, что другие, с кем был установлен важный диалог, все еще могут выскочить из-за кулис и снова пробить себе дорогу на внутреннюю сцену... Ибо формальное окончание психоанализа возвещает начало самоанализа.

В ее самой известной работе «Тысячеликий Эрос», ставшей своеобразным психоаналитическим бестселлером, за которую она получила премию Gradiva Award 1996 года, выдвигается гипотеза, что «человеческая сексуальность является травматичной по своей сути», и вслед за своими пациентами автор идет множеством таинственных путей, которыми человеческое мышление пытается разрешить психологические конфликты, связанные с сексуальной и половой идентичностью в бесконечном поиске любви.

В серии «Современные психоаналитики» книгу о ней написала Рют Менахем (1997). В русском переводе вышли ее книги - «Тысячеликий Эрос» (1999), «Театр души» (2002), «Театры тела» (2007).